Что делать пассажиру рейса «ВИМ-Авиа. Что делать пассажирам вим-авиа? как обменять или оформить возврат билетов на рейсы вим-авиа Что делать клиентам вим авиа

«ВИМ-Авиа» до 15 июня сокращает чартеры. Авиакомпания приняла такое решение, чтобы минимизировать веерные задержки рейсов из-за позднего прибытия трех воздушных судов с планового ремонта, говорится в сообщении перевозчика.

Проблема с вылетами у «ВИМ-Авиа» началась в конце мая, причем сложности возникли как у чартерных рейсов, так и у регулярных: какие-то отменялись, какие-то задерживались на несколько часов. 1 июня самолет, который должен был вылететь из Уфы в Сочи, был задержан на 15 часов. Вылеты отложены также в Магадане. Власти области пообещали разорвать отношения с авиакомпанией, если ситуация повторится.

В четверг руководство «ВИМ-Авиа» вызвали в Росавиацию . После беседы в ведомстве заявили, что перевозчику понадобятся еще несколько суток, чтобы полностью войти в расписание. О возможных последствиях для авиакомпании рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев :

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «С учетом достаточно напряженного графика полетов, который был сформирован перевозчиком, несвоевременный приход после технического обслуживания трех широкофюзеляжных бортов не мог не сказаться достаточно драматическим образом на целостности программы полетов. Говорить о том, что двухнедельный перерыв приведет авиакомпанию к краху, не приходится, по крайней мере объем недополученной выручки не выглядит на фоне годовой выручки компании невосполнимой потерей. С другой стороны, если подобные прецеденты будут повторяться, то возможные риски для перевозчика увеличатся и со стороны заказчиков туристических чартерных программ, и со стороны авиационных властей, которые, мягко говоря, не в восторге от ситуации, если какой-нибудь из перевозчиков допускает длительные задержки рейсов. Мы видим, что в предыдущие годы Росавиация достаточно жестко реагировала на подобные прецеденты, если люди застревали в аэропортах на сутки и подобного рода сбои продолжались длительное время».

Причиной проблем с рейсами стали не только запоздавшие с ремонта самолеты. В конце мая сообщалось, что у «ВИМ-Авиа» не хватает экипажей: у многих пилотов к 20 мая закончилась санитарная норма, и они не могли летать до наступления следующего месяца.

Впрочем, в прошлом году авиакомпания тоже испытывала проблемы, и Росавиация даже предупреждала ее о возможности ограничить сертификат эксплуатанта из-за массовых задержек рейсов. Глава туристической компании «Гауди-тур» Евгений Потапов говорит, что с этим перевозчиком не сотрудничает:

Евгений Потапов глава туристической компании «Гауди-тур» «В прошлом году один из туроператоров имел блоки на „ВИМ-Авиа“, и практически каждый рейс был либо с задержкой, либо с отменой. Был скандал, все лето барахлило. Поэтому в этом сезоне, хоть они обещали, что пришли новые самолеты, пополнился парк, но, как видите, то же самое. Я немножко попал с регулярным рейсом. У туристки был рейс в Сочи, и они за сутки позвонили, сказали, что он отменен. Компенсировали полную стоимость, тем не менее такой прецедент был».

На рейсах «ВИМ-Авиа» этим летом чартеры организовали такие крупные туроператоры, как Anex Tour, «НТК Интурист», Coral Travel, Mouzenidis Travel, TUI и другие, заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина . Сейчас проблема перевозчика ляжет на их плечи, сказал Business FM советник руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Горин :

Дмитрий Горин вице-президент Ассоциации туроператоров России , советник руководителя Федерального агентства по туризму «Сейчас основную нагрузку по разрешению ситуации операторы взяли на себя. Увы, свободных самолетов нет, и, конечно, будет крайне сложно в течение двух недель найти замену этим рейсам, которые отменяет „ВИМ-Авиа“. Сейчас Росавиация содействует туристическим компаниям в поиске возможных альтернатив, но с учетом начала высокого туристического сезона в этом году спрос на туристические поездки вырос на 20-30%, увы, это не так легко сделать. Сейчас, наверное, будут определенные изменения времени вылета рейсов, названия авиакомпаний, поэтому туристам, у которых ранее были оформлены билеты на „ВИМ-Авиа“ мы рекомендуем отслеживать актуальную информацию через туристические компании. Туристы, которые сейчас уже находятся на курортах, будут перевезены авиакомпанией. По крайней мере так сообщается официальная позиция „ВИМ-Авиа“. А туристы, которые еще не вылетали, сейчас будут перебронированы на рейсы других авиакомпаний или получат возврат в случае невозможности выполнения перевозки».

Как сказал глава Минтранса в кулуарах Петербургского экономического форума, ведомство контролирует ситуацию с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и отзыв сертификата эксплуатанта у авиакомпании на данный момент не планируется.

Авиакомпании «ВИМ-Авиа» застали врасплох несколько сотен туристов. Начиная с пятницы, 26 мая, проблемы с вылетом произошли более чем на 20 рейсах. Больше всего это коснулось турецкого и кипрского направлений. Туроператоры пересаживают людей на другие борта и терпят убытки, а туристы блокируют информ-стойки перевозчика в аэропорту, так как не знают, что делать. Корреспондент HotLine.travel обратился за комментариями к юристам.

Записывайте не только на видео

Главное правило для туристов, которые попали в ловушку в аэропорту, – всё фиксировать. Причем не на видео и фото – по словам юристов, это плохо работает в суде, – а на бумагу. Записывать надо досконально: во сколько должны были улететь, на сколько рейс перенесли, предоставили ли еду, прохладительные напитки, интернет, комнату матери и ребенка, гостиницу (от 8 часов). Также юристы рекомендуют самостоятельно обращаться за предоставлением всего вышеперечисленного и за достоверной информацией о причинах невылета и точным временем отправки к авиакомпании и туроператору и просить подписать их ответ на том же акте. Если официальных представителей исполнителей нет или они отказываются ставить автографы, – собрать побольше свидетелей (лучше из числа своих земляков) и подписать всё самим, с указанием ФИО и телефонов. Всё это поможет впоследствии отстоять свои права в суде.

«Большое значение здесь будет иметь причина задержания рейса. У нас есть правила безопасности, неисправности воздушного судна, метеоусловия и т. д., но я так понимаю, что с «ВИМ-Авиа» не тот случай. Это скорее системный сбой, плохая организация работы авиакомпании. А раз это не какой-то форс-мажор, они должны нести гражданско-правовую ответственность, в том числе возмещать убытки», – отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева .

В отпуск

Туристам, которые полетели на «ВИМ-Авиа», так как купили турпакет, юристы рекомендуют обращаться к туроператору. Уже после того как вылет всё-таки состоится и туристы прилетят на отдых, организатор тура наверняка постарается урегулировать все проблемы на месте, чтобы избежать судебных претензий в будущем.

Если задержка рейса оказалась настолько значительна, что привела к изменению даты заселения в отель, по прибытии на отдых туристам, скорее всего, постараются как-то компенсировать неудобства. Это может быть дополнительная экскурсия, улучшение типа номера или еще какой-либо бонус на усмотрение принимающей стороны. Если договориться на месте не удалось, следует предъявить письменную претензию туроператору уже по возвращении с отдыха. Если переговоры зайдут в тупик и на этом этапе, остается обращаться в суд, причем не факт, что судья встанет на сторону туристов.

Что ждет пассажиров «ВИМ-Авиа»

26 сентября Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. По информации ведомства, было «согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях».

На встрече готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» выразили семи авиакомпаний — это «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

28 сентября министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. Вторым в списке приоритетов он назвал выполнение регулярных рейсов на внутренних и международных линиях. Потом, по словам Соколова, можно приступить к выполнению чартерных рейсов, билеты на которые проданы, но дата вылета еще не наступила. «Последний пункт этого плана возможен только после того, как будут завершены вышеуказанные задачи», — он.

Что ждет руководителей компании

25 сентября Следственный комитет завел дело в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которых заподозрили в получении 1 млн руб. за счет реализации билетов, заведомо зная, что денег на исполнение обязательств по перевозке не хватит.


Александр Кочнев (Фото: Татьяна Белякова / ТАСС)

Вечером 27 сентября по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина дело перенаправили в главное управление СК по расследованию особо важных дел. В то же время стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. По данным источника РБК, они в Стамбул.

28 сентября появилась информация, что Мурсекаеву заочное обвинение по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, максимальным наказанием по которой является лишение свободы на срок до десяти лет. «В том случае, если Мурсекаев не явится на допрос к следователю, то будет объявлен в федеральный розыск, а затем в международный», — сообщил РБК источник в СКР.

В этот же день Следственный комитет о задержании генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой.

Семейная пара из Москвы Иван Волощенко и Екатерина Демидова почти двое суток не могут улететь в Москву из региона Фетхие в Турции.

Они приобрели пакетный тур в НТК «Интурист» и 17 сентября прилетели авиакомпанией «Ямал» в аэропорт Даламан, а затем заселились в отель Sentido Lykia Resort & Spa.

Улететь домой Иван и Екатерина должны были 25 сентября авиакомпанией «ВИМ-Авиа» рейсом 9304 из аэропорта Даламан. Однако сначала рейс переносили, а сейчас новых сведений о вылете и вовсе нет. «Нам не хватает информации, хочется понимать, что происходит, - делится Екатерина. - Вчера собрали вещи и до самого вечера не знали, где будем ночевать».

Семья ожидает новостей на территории своей гостиницы. Расходы на проживание и питание в эти дни взяла на себя турфирма. Однако паре пришлось переселиться в домик на окраине отеля. Предположительно, он рассчитан на персонал гостиницы.

«Ждать здесь, конечно, лучше, чем в отеле при аэропорте, но мужу еще 26 сентября нужно было выйти на работу. У него сорвались важные встречи, и руководство недовольно», - сетует Екатерина.

Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье»

В принципе, если семейная пара оказалась в Турции по «путевке», то есть купив туристический продукт у туроператора или через его посредника, то обращаться им в первую очередь необходимо именно к оператору или агенту.

В сложившейся ситуации по возвращении на родину можно подать иск в адрес авиаперевозчика с требованием компенсировать фактически понесенные убытки, дополнительные расходы, связанные с пребыванием на курорте и, если супруги решат купить билет обратно за свой счет, оплатой обратного перелета.

Понятно, что с учетом масштабов проблемы сразу деньги они не получат, даже после вынесения решения судом в их пользу. Однако в дальнейшем при вполне вероятном банкротстве компании их требования вполне могут быть внесены по решению управляющего в реестр требований к перевозчику. Следовательно, удовлетворить их требования полностью или частично можно будет только по завершении конкурсного производства, а если посмотреть на пример «Трансаэро», случиться это может через год-два. Собственно, в этой ситуации иного выхода я не вижу. Денег у перевозчика нет, требования к нему предъявляют не только рядовые пассажиры, но и кредиторы, и сотрудники, и аэропорты.

Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию Skyscanner в России

Как добиться компенсации за отмену или задержку рейса

В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, вы можете предъявить претензии к перевозчику в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса.

Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению на имя авиакомпании (которое нужно отправить заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений) приложить копии следующих документов:

Авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;

Чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;

Билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма - все это, согласно п. 2 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1, может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель - например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником.

Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения (п. 1 ст. 128 ВК РФ).

Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, вы можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки или отмены рейса (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Пакет документов в этом случае выглядит так:

Исковое заявление;

Копия проездного документа с отметкой о задержке вылета или отмене рейса;

Счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;

Документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;

Письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;

Ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).

Что авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру при задержке рейса?

В 99-м пункте Федеральных авиационных правил четко определено, как авиакомпании должны компенсировать неудобства, вызванные переносом рейса.

При задержке рейса более чем на 2 часа вы имеете право на 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка, если вы летите с детьми младше 7 лет.

Если рейс задержан более чем на 4 часа, вам должны предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить вас должны каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное.

Пассажиров, чей рейс перенесен более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.



Похожие публикации