Судна сухогруз лира принадлежащий турецкой. «Лира» уничтожила опору Керченского моста и повредила еще две

В результате столкновения теплохода «Лира» со строящимся Керченским мостом одна опора была уничтожена, две повреждены.

ЧП произошло 19 марта в 20:33, когда «Лира», предположительно, двигавшаяся без лоцмана, врезалась в сваю моста. Происшествие вызвало активное обсуждение пользователей соцсетей и блогеров.

По последним данным, теплоход, принадлежащий турецкой компании с экипажем в девять человек, при следовании по Керчь-Еникальскому каналу отклонился от рекомендованного курса в районе буев 21 и 23а, а затем «произвел навал на конструктивные элементы рабочего моста». «В результате уничтожена опора №80, в том числе сваи (диаметр 1020 мм, длина 58 м), ригели, оголовки; уничтожены отдельно забитые маячные сваи (диаметр 1020 мм, длина 23 м) в количестве двух штук в районе опоры № 80; опоры №79 и № 81 имеют смещения ригеля и оголовка, превышающие 150 мм. Возможны скрытые повреждения опор №79 и № 80», – пишет портал «В окияне-море».

Судно в настоящее время находится на рейде порта Таганрог. Издание отмечает, что причиной столкновения «Лиры» с опорами моста могло стать отсутствие лоцмана на судне. «Информация, которую мы сейчас проверяем, такова. В Керчи с некоторых пор не хватает лоцманов. По инициативе Росморпорта проблема решается весьма оригинальным способом: изменены обязательные постановления в порту Керчь. В соответствии с новациями, суда c размерами «Лиры» имеют право лоцмана не заказывать», – отмечает издание.

Добавим, что поврежденный мост является вспомогательным сооружением для доставки грузов при строительстве основного сооружения – мостового перехода через Керченский пролив. Как отметили в инфоцентре «Крымский мост», на сроки завершения строительства рабочего моста инцидент не повлияет.



В агентстве сообщили, что суда типа "Лира" с осадкой менее 4,5 метра или длиной менее 140 метров в соответствии с приказом Минтранса РФ от 21 октября 2015 года не подлежат обязательной лоцманской проводке. Основная масса судов, проходящих Керчь-Еникальский канал - длиной 60-100 метров, и все судовладельцы идут без лоцмана. Так было и с судном "Лира" компании Turkuaz Shipping Corp, шедшим под панамским флагом.

Тем не менее фронт строительных работ в Керченском проливе не затрагивает зону судоходства в Керчь-Еникальском канале, по которому суда свободно проходят из Черного моря в Азовское и обратно. Однако капитаны всех кораблей предупреждены о монтаже опор второго и третьего технологических мостов. Они прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Как подтверждают данные Росморречфлота, работы мостостроителей на пропуск судов не влияют. Фарватер останется свободным для прохода судов на протяжении всего строительства и обозначен специальными буями. В январе 2016 года, например, зафиксировано 3629 проходов через канал - это более чем на 50 процентов больше, чем за аналогичный период 2015 года. В том числе число транзитных проходов увеличилось на 13 процентов - до 961.

"Лира", предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями", - говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

"Лира", измените курс влево"; "Лира", капитан, вы идете опасным курсом"; "Лира", капитан, остановите ход вперед, полный назад", продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана "Лиры", ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что "старший помощник проверяет" состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома "Победа". "Мы проходили мимо, между свай заехала "Лира", - сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные "требования" диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и "за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он".

"Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение", - пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что "камикадзе среди капитанов нет". При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. "В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно", - отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет - международных норм моряки не нарушили. "В Азовском море, куда шла "Лира", есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться", - рассказали "Комсомольской правде - Крым" в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

Повредившее для строительства моста через Керченский пролив. Кроме того, на сухогруз наложен арест, сообщает в среду Росморречфлот.

"Капитану морского порта Таганрог запрещен выпуск из порта морского судна "Лира". Соответствующее решение, подлежащее немедленному исполнению, принял Арбитражный суд Ростовской области", — говорится в сообщении.

Арест на сухогруз "Лира" был наложен для обеспечения морского требования ООО "СГМ-Мост", говорится в определении суда. Обеспечительные меры необходимы для последующего взыскания компенсации. Кроме того, "собственнику судна предъявлено морское требование о , что подтверждается отметкой страховщика судна от 22 марта 2016 года".

"Морское требование", согласно Кодексу торгового мореплавания России, — это любое требование, возникшее в связи с причинением кому-либо ущерба при эксплуатации судна.

Росморречфлот отмечает, что согласно исполнительному листу Арбитражного суда Ростовской области, компании "СГМ-Мост", реализующей проект по строительству моста через Керченский пролив, в срок до 14 апреля нужно представить доказательства подачи искового заявления по требованию, в связи с которым суд запретил выход судна из порта.

Ранее сообщалось, что сухогруз "Лира" турецкой компании Turkuaz Shipping Corp., шедший под панамским флагом, врезался в опору временной мостовой конструкции, возведенной в ходе сооружения моста через Керченский пролив, сваи опоры были загнуты. Также отмечалось, что капитаном сухогруза является гражданин Турции.

Вскоре источник в правоохранительных органах сообщил, что следователи по факту столкновения сухогруза с опорой конструкции.

В инфоцентре "Крымский мост" сообщили, что инцидент . В Федеральном агентстве морского и речного транспорта РИА Новости заявили, что работы по строительству моста через Керченский пролив не влияют на пропуск судов. Обращений в посольство Панамы в РФ в связи с инцидентом, как сообщили в дипмиссии, не было.

С которых будут осуществляться работы по строительству Керченского моста, должны завершить летом этого года. Вспомогательные мосты необходимы для доставки грузов и техники к рабочим площадкам в акватории. Первый временный мост, соединивший таманский берег с островом Тузла, запущен в октябре прошлого года.

Керченский мост станет самым протяженным в России. Строительство автомобильной части и запуск движения по нему планируется в декабре 2018 года, по железнодорожной части — в 2019 году.

Версий столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами Керченского моста как минимум две: невнимательность экипажа, проигнорировавшего указания диспетчера, либо недосмотр российских чиновников, разрешивших плавать без лоцмана. На строительстве моста авария не скажется, но строители готовы судиться с владельцем судна. Оно уже задержано.

Причины

Причиной столкновения турецкого сухогруза «Лира» с мостом через Керченский пролив стало отсутствие лоцмана на судне, сообщает Flash Crimea со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. «Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение – результат чиновничьей безалаберности», – отметил источник.

«Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море?»

Президент Союза транспортников России и первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов призвал сперва тщательно во всем разобраться. Однако у него уже сейчас вызывают вопросы действия турецкого экипажа.

«Осознавали – не осознавали, нужно смотреть, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Но если даже не осознавали, значит, речь идет о непрофессионалах. Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море? Думаю, к тем, кто принимал такие решения, и нужно предъявлять претензии». Также эксперт выразил уверенность, что для российских специальных органов столкновение с опорами моста будет хорошим сигналом на будущее. «Они очень внимательно отнесутся к нынешней истории», – полагает он.

Вторая версия заключается в том, что экипаж принадлежащего компании Turkuaz Shihhing Corp сухогруза «Лира» под управлением капитана – гражданина Турции неоднократно игнорировал требования наземных служб вернуться на нормальный курс. Диспетчеры турецкий сухогруз об опасности, о чем свидетельствует расшифровка переговоров, оказавшаяся в распоряжении ТАСС .

«Лира», предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями», – говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

«Лира», измените курс влево»; «Лира», капитан, вы идете опасным курсом»; «Лира», капитан, остановите ход вперед, полный назад», продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана «Лиры», ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что «старший помощник проверяет» состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома «Победа». «Мы проходили мимо, между свай заехала «Лира», – сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные «требования» диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и «за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он».

«Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение», – пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что «камикадзе среди капитанов нет». При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. «В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно», – отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет – международных норм моряки не нарушили. «В Азовском море, куда шла «Лира», есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться», – рассказали «Комсомольской правде – Крым» в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

По данным источника ТАСС в морских службах, протаранивший опоры Керченского моста сухогруз уже в Таганроге. «Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту – пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое – более 30 лет», – рассказал он. Источник добавил, что сейчас выясняется наличие страховки и возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения опор моста.

Источник ТАСС на страховом рынке при этом отметил, что риски по строящемуся Керченскому мосту, скорее всего, были не застрахованы, поэтому выплаты от коммерческих страховщиков не последуют.

Ссылаясь на собственные источники, LifeNews отмечает, что ущерб будет оценен в десятки миллионов рублей, а сам инцидент разрешат в судебном порядке. На восстановление разрушенной опоры, по данным издания, может уйти до нескольких месяцев.

В инфоцентре «Крымский мост» газете ВЗГЛЯД сообщили, что инцидент с сухогрузом никак не повлияет на строительство рабочего моста в Керченском проливе. «Тем более это не окажет никакого влияния на сроки строительства основного моста в Крым», – добавили там.

В инфоцентре также рассказали, что строительно-монтажные работы на мосту не мешают судоходству. При этом все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о строительных работах. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета прошлого года, зона работ ограничена специальными навигационными знаками.

Столкновение произошло еще 19 марта, но информация об инциденте появилась только сейчас. В результате была уничтожена опора № 80. Также уничтожены две маячные сваи, а опоры № 79 и № 81 имеют смещения, рассказали газете ВЗГЛЯД в Управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

В каком-то смысле строителям повезло. Ведь сухогруз в опору не того моста, который в итоге свяжет Крым и Краснодарский край, а вспомогательного, необходимого для строительства основного. Рабочие мосты прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Кстати, на Керченском мосту специальные гидротехнические сооружения для защиты его опор от инцидентов. Эти работы запланированы в соответствии с проектом, Главгосэкспертизой еще в феврале, так что о влиянии мелкой аварии на масштабное строительство говорить не приходится.

Как сообщил ТАСС источник в морских службах региона, знакомый с ситуацией, «днём 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту — пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое — более 30 лет».

На судно наложен арест, с владельца взыщут ущерб

Федеральное агентство морского и речного транспорта 23 марта распространило сообщение о том, что капитану морского порта Таганрог запрещён выпуск из порта сухогруза «Лира». Соответствующее решение, подлежащее немедленному исполнению, принял Арбитражный суд Ростовской области.

«Арест на сухогруз «Лира» наложен в целях обеспечения морского требования ООО «СГМ-Мост», говорится в определении суда. Обеспечительные меры в виде ареста необходимы для последующего взыскания причинённого ущерба в судебном порядке», — отмечается в сообщении ведомства.

Собственнику судна предъявлено требование о возмещении ущерба. Компания «СГМ-Мост» в срок до 14 апреля 2016 года должна представить доказательства подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты предварительные обеспечительные меры.

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами строящегося рабочего моста через Керченский пролив, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Вот только на этой стадии возникла ещё одна загадочная история — пока непонятно, кто именно является владельцем корабля. Ранее сообщалось, что он принадлежит турецкой фирме Turkuaz Shipping Corp., однако всё те же РИА «Новости» процитировали главу отделения портовых операций этой компании Джемаля Кайя. Так вот, Кайя официально заявил, что злосчастный сухогруз этой компании не принадлежит, по его словам, проверены все документы, и «Лира» в их списках не числится.

Главный мост в Крым будет защищён надёжно

Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» сообщило, что возведение рабочих мостов № 2 и № 3 продолжается. Суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о работах в акватории за пределами фарватера. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета 2015 года, зона строительных работ ограничена специальными навигационными знаками. Фронт работ не затрагивает зону судоходства — Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят из Чёрного моря в Азовское и обратно.

«Опоры судоходного пролёта основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями — палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком», — говорится в сообщении ведомства.



Похожие публикации