Все системы самолета были. Как устроен самолет: названия частей самолета

Вот это для удовольствия... Су-26

Это небольшая статья о том, что вобщем-то все кажется видели, но не все себе это представляют.

Что такое самолет вообще? Это летательный аппарат, предназначеный для перемещения различных грузов и людей по воздуху. Определение примитивное, но верное. Все самолеты, как бы романтично они не выглядели, создаются для работы. И только спортивная авиация существует исключительно для полета. Да еще какого полета:-)!

Что же помогает самолету испонять свое предназначение. Что делает самолет самолетом. Назовем основные : фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, взлетно-посадочное устройство.

Элементы конструкции и органы управления

Отдельно можно еще выделить силовую установку, то есть двигатели и винты (если самолет винтовой). Первые четыре элемента обычно объединяют в один узел, называемый в авиации планер . Стоит заметить, что все вышеперечисленное относится к так называемой классической компоновочной схеме. Ведь на самом деле этих схем несколько. В других схемах некоторых элементов может не быть. Об этом мы еще обязательно поговорим в других статьях, а пока уделим внимание самой простой и распространенной, классической схеме.

Фюзеляж . Это, так сказать, основа самолета. Он как бы собирает в единое целое все остальные элементы конструкции самолета и является вместилищем авиационного оборудования (авионика) и полезной нагрузки… Полезная нагрузка – это, понятно, собственно груз или же пассажиры. Кроме того в фюзеляже обычно располагается топливо и вооружение (для военных самолетов).

А вот это для работы... ТУ-154

Крыло . Собственно, главный летательный орган:-). Состоит из двух частей, консолей, левой и правой. Основное предназначение – создание подъемной силы. Хотя справедливости ради скажу, что на многих современных самолетах ему в этом может помогать фюзеляж, имеющий уплощенную нижнюю поверхность (это та самая подъемная сила ). На крыле расположены органы управления для поворота самолета вокруг его продольной оси, то есть управление креном. Это элероны, а также органы с экзотическим названием интерцепторы . Там же, на крыле раположена так называемая . Это закрылки и предкрылки . Эти элементы улучшают характеристики взлета и посадки самолета (длинну разбега и пробега, взлетную и посадочную скорости). На многих самолетах в крыле также располагается топливо, а на военных самолетах вооружение.

Ну и где тут фюзеляж?... Су-27

Хвостовое оперение . Не менее важный элемент конструкции самолета . Состоит из двух частей: киль и стабилизатор. Стабилизатор, в свою очередь, как и крыло, состоит из двух консолей, левой и правой. Основное предназначение – стабилизация полета, то есть они помогают самолету сохранять то направление полета и высоту, которые ему первоначально были заданы вне зависимости от атмосферных воздействий. Киль стабилизирует направление , а стабилизатор – высоту . Ну, а если экипаж, пилотирующий лайнер захочет изменить курс полета, то для этого на киле существует руль направления, а для изменения высоты на стабилизаторе соответственно руль высоты.

Обязательно зацеплю мою любимую тему о понятиях. Неправильно говорить «хвост», имея ввиду киль, как это частенько можно услышать в неавиационной среде. Хвост вообще слово специфичное и относится к хвостовой части фюзеляжа вместе с оперением.

Бывает такое шасси... МИГ-25

Еще одна немаловажная часть, элемент конструкции самолета (хотя маловажных наверное нет:-)). Это взлетно-посадочное устройство, а по простому шасси . Используется на взлете, посадке и рулении. Функции достаточно серьезные, ведь каждый самолет, как известно, просто обязан «не только хорошо взлететь, но и крайне удачно сесть»:-). Шасси — это не просто колесо, а целый комлекс очень серьезного оборудования. Одна только система уборки-выпуска чего стоит… Здесь, кстати присутствует всем известная АВS. К нам на автомобили она пришла из авиации.

А бывает и такое шасси... АН-225 "Мрия"

Еще я упоминал о силовой установке. Двигатели могут располагаться внутри фюзеляжа, либо в специальных мотогондолах под крылом или на фюзеляже. Это основные варианты, но есть еще и частные случаи. Например, двигатель в корневой части крыла, частично утопленный в фюзеляж. Замысловато звучит, правда? Зато интересно. В современой авиации вообще много появилось замысловатого. Где например фюзеляж в чистом виде на самолете МИГ-29, или Су-27. А нет его. В техническом плане он, конечно выделяется, но внешне… Сплошное крыло, двигатели и кабина:-).

Ну, вот, пожалуй, и все. Основные я перечислил. Суховато получилось, но ничего. О каждом этом элементе мы еще поговорим в дальнейшем и уж там-то я разгуляюсь:-). Ведь разнообразие компоновок, конструкций и состава оборудования очень большое. Это и различные общие схемы и разные компоновки хвостового оперения, крыла, различные конструкции и расположение шасси, двигателей, мотогондол и т.д. Из всего этого многообразия получается множество всевозможных летательных аппаратов, как уникальных в своих возможностях и безумно красивых, так и массовых, но все равно красивых и притягательных.

Пока:-). До следующей встречи…

P.S. Как я разошелся, а?! Ну прям, как о женщине:-)…

Фотографии кликабельны.

Многие люди задаются вопросом: как устроен самолет? Ведь именно благодаря специальной конструкции такого транспортного средства и используемым материалам столь большие и тяжелые лайнеры способны подниматься в воздух. Основные составляющие:

  • крылья;
  • фюзеляж;
  • «оперение»;
  • взлетно-посадочное устройство;
  • силовая установка;
  • управляющие системы.

Каждая из этих составляющих имеет особое устройство и может содержать различные типы комплектующих элементов в зависимости от конкретной модели летательного аппарата. Подробное описание частей самолета позволит не только узнать, как он устроен, но и понять принцип, по которому удается осуществлять перелеты на высокой скорости.

Устройство самолета

Фюзеляж – это корпус, который включает в себя несколько составляющих. Он собирает в единую систему крылья, хвостовое оперение, силовую установки, шасси и прочие элементы. В корпусе размещаются пассажиры, если рассматривать устройство пассажирского самолета. Также в этой части размещают оборудование, топлива, двигатели и шасси. В этой части размещают любую полезную нагрузку, будь то пассажиры, багаж или транспортируемое оборудование/товары. Например, в военных воздушных судах в этой части располагают оружие и прочую военное снаряжение. Характерная обтекаемая каплеобразная форма корпуса позволяет минимизировать сопротивление во время движения воздушного судна.

Крылья

Перечисляя основные части самолета, нельзя не упомянуть крылья. Крыло летательного аппарата состоит из двух консолей: правой и левой. Главная функция этого элемента заключается в создании подъемной силы. В качестве дополнительной помощи для этих целей многие современные самолеты имеют фюзеляж с плоской нижней поверхностью.

Крылья самолета также оснащены необходимыми «органами» для управления во время полета, а именно для осуществления поворотов в ту или иную сторону. Для улучшения характеристик взлета и посадки крылья дополнительно оснащены взлетно-посадочными механизмами. Они регулируют движение самолета в момент взлета, пробега, а также осуществляют контроль взлетной и посадочной скоростей. В некоторых моделях устройство крыла самолета позволяет размещать в нем топливо.

Помимо двух консолей крылья также оснащены двумя элеронами. Это подвижные составляющие, благодаря которым удается управлять воздушным судном относительно продольной оси. Функционируют эти элементы синхронно. Однако отклоняются они в разные стороны. Если один наклоняется вверх, то второй – вниз. Подъемная сила на консоли, отклоненной вверх, уменьшается. За счет этого осуществляется вращение фюзеляжа.

Вертикальное оперение

Оперение

Устройство самолета также включает «хвостовое оперение». Это еще один значимый элемент конструкции, который включает киль и стабилизатор. Стабилизатор имеет две консоли, подобно крыльям летательного аппарата. Главная функция этой составляющей заключается в стабилизации движения воздушного судна. Благодаря этому элементу самолету удается сохранять требуемую высоту во время полета при различных атмосферных воздействиях.

Киль – составляющая «оперения», которая отвечает за сохранение нужного направления во время движения. Для смены направления или высоты предусмотрено два специальных руля, с помощью которых осуществляется управление этими двумя элементами «оперения».

Стоит учитывать, что части самолета названия могут иметь разные. Например, «хвостом» воздушного судна в некоторых случаях называют заднюю часть фюзеляжа и оперение, а иногда это понятие используют, чтобы обозначить исключительно киль.

Шасси

Эта часть воздушного судна также называется взлетно-посадочным устройством. Благодаря данной составляющей обеспечивается не только взлет, но и мягкая посадка. Шасси представляет собой целый механизм различных устройств. Это не просто колеса. Устройство взлетно-посадочного механизма намного сложнее. Одна лишь его составляющая (система уборки/выпуска) представляет собой непростую установку.

Силовая установка

Именно за счет работы двигателя авиалайнер приводится в движение. Силовая установка обычно располагается либо на фюзеляже, либо под крылом. Чтобы понять, как работает самолет, надо разобраться в устройстве его двигателя. Основные детали:

  • турбина;
  • вентилятор;
  • компрессор;
  • камера сгорания;
  • сопло.

В начале турбины расположен вентилятор. Он обеспечивает сразу две функции: нагнетает воздух и охлаждает все составляющие мотора. За этим элементом находится компрессор. Под большим давлением он переносит поток воздуха в камеру сгорания. Здесь воздух перемешивается с топливом, и полученная смесь поджигается. После этого поток направляется в основную часть турбины, и она начинает вращаться. Устройство турбины самолета обеспечивает вращение вентилятора. Таким образом обеспечивается замкнутая система. Для работы двигателя требуется лишь постоянно подводить воздух и топливо.

Сборка простых самолётов

Классификация воздушных судов

Все авиалайнеры подразделяются на две основные группы в зависимости от назначения: военные и гражданские. Главное отличие самолетов второго типа заключается в наличии салона, который оборудован специально для транспортировки пассажиров. Пассажирские воздушные суда, в свою очередь, делятся на магистральные ближние (летают на расстояния до 2000 км), средние (до 4000 км) и дальние (до 9000 км). Для перелетов на большие расстояния используются авиалайнеры межконтинентального типа. Также в зависимости от разновидности и устройства такие летательные аппараты различаются по весу.

Конструктивные особенности

Устройство авиалайнера может быть различны в зависимости от конкретного типа и предназначения. Самолеты, сконструированные по аэродинамической схеме, могут иметь разную геометрию крыльев. Чаще всего для пассажирских полетов используют воздушные судна, которые выполнены по классической схеме. Вышеописанная компоновка основных частей относится именно к таким авиалайнерам. У моделей этого типа укорочена носовая часть. Благодаря этому обеспечивается улучшенный обзор передней полусферы. Главным недостатком таких самолетов является относительно невысокое КПД, что объясняется необходимостью применения оперения большой площади и, соответственно, массы.

Еще одна разновидность самолетов носит наименование «утка» из-за специфической формы и расположения крыла. Основные части в этих моделях размещены не так, как в классических. Оперение горизонтальное (устанавливающееся в верхней части киля) расположено перед крылом. Это способствует увеличению подъемной силы. А также благодаря такому расположению удается уменьшить массу и площадь оперения. При этом оперение вертикальное (стабилизатор высоты) функционирует в невозмущенном потоке, что значительно повышает его эффективность. Самолеты этого типа более просты в управлении, чем модели классического типа. Из недостатков следует выделить уменьшение обзора нижней полусферы из-за наличия оперения перед крылом.

Вконтакте

Конспект по развитию речи в старшей группе

На тему "Воздушный транспорт"

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №109 Мотоева Л.Л.

Цель: Развитие познавательного интереса к воздушному транспорту.

Программное содержание:

1.Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта, обогатив представления детей о нем.

2. Продолжать учить отвечать полным ответами.

3. Закрепить знания детей о частях самолета и вертолета.

4. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств, профессий людей.

5. Развивать воображение, память и мышление детей

6. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Методы и приемы:

* наглядный,

* информационно-рецептивный,

* словесный,

* игровой,

* использование технических средств,

* метод здоровьезберегающих технологий.

Материал:

* картинки с изображением воздушных видов транспорта;

*мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта»;

* разрезные картинки воздушного транспорта к игре "Сложи картинку";

*мяч.

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприведствуем их. Гости наши хотят узнать что вы знаете и умеете. А вот о чем именно мы должны рассказать нашим гостям можно узнать, заглянув вот в эти конверты. Вот только проблема в том, что картинки кто-то разрезал. Ребята, вы поможите мне их сложить?

Проводиться игра "Сложи картинку". Ребята, что изображено на собранных вами картинках? Молодцы!

Отгадайте загадки:

Крыльев нет у этой птицы,

но нельзя не удивиться:

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд (Ракета)

Это что за вентилятор,

Над землей завис ребята!

И ревет и тарахтит,

Хоть без крыльев, но летит (вертолет)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

Что же это? (самолет)

С виду это самолет.

Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет,

Но мотора не имеет. (планер)

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

Давайте посмотрим как человек покорил небо.

История транспорта

Человек смотрел на птиц и хотел научится так же как они летать. Он много думал и решил сделать себе крылья.

Но так как птицы летают у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется АЭРОСТАТ.

Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль

А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями.

И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы.

Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет.

Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос –ракету.

Для того чтобы напомнить о воздушных профессиях, предлагаю поиграть

Игра "Вопрос-ответ" (с мячом)

1.Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).

2.Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).

3.Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет летчик).

4. Как по-другому можно назвать летчика? (пилот)

5. Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? (радист)

6. Кто проверяет правильность курса самолета? (штурман)

7. Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолетов и космического корабля? (инженер или борт-инженер)

8. Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? (стюардесса)

9. Кто готовит самолет к полету на земле? (механики и рабочие на аэродроме)

10. Как можно назвать людей, которые строят самолеты? (самолетостроители)

11. Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? (конструктор)

12. Кто исспытывает новые самолеты? (летчик-испытатель)

13. Как можно назвать пилота вертолета? (вертолетчик)

14. Кто управляет полетом космичекого корабля? (космонавт)

15. Как можно назвать людей которые строят ракеты? (ракетостроители)

16. Как называется команда летчиков? (Экипаж)

17. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)

18. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)

Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

Динамическая пауза "Самолет и ракета"

Руки в стороны - в полет отправляем самолет.

Правое крыло в перед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре - полетел наш наш самолет.

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носочки поднимись, а потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

Составление рассказа "Отправляемся в полет"

Ребята, давайте отправимся с вами в воображаемый полет. Я предлагаю вам придумать название своего самолета. Потом расскажите, какого его назначение. Куда он летит? Кого или что везет? Какие происшествия могут случиться во время полета? Как члены экипажа преодолели трудности? Как завершился полет?

Работа с иллюстрациями

А) –Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)

1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)

2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)

А знаешь ли ты, что колеса самолета называются шасси, а окна- иллюминаторы.

Б) Сравните самолет и вертолет.

1.Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)

2.Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)

3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)

Игра «Доскажи словечко» (для закрепления изученного)

1.Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету)

2.В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый (Вертолёт.)

3. В этом доме тишина,

Много окон, дверь одна.

Дом летит под небеса.

За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.

Значит это... (самолет)

4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился...(парашют)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - (...самолет)

6. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолет)

7. Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием... .(Дирижабль)

Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?

Какое задание показалось вам самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. На этом наше занятие закончено. Что вы хотите сказать нашим гостям? (До свидания)


Лекция 1

Основными частями самолета являются крыло, фюзеляж, оперение, шасси и силовая установка.

Крыло – несущая поверхность самолета, предназначенная для создания аэродинами­ческой подъемной силы.

Фюзеляж – основная часть конструкции самолета, служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов.

Оперение – несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости.

Шасси – система опор самолета, служащая для взлета, посадки, передвижения и стоянки на земле, палубе корабля или на воде.

Силовая установка, основным элементом которой является двигатель, служит для создания тяги.

Кроме этих основных частей самолет имеет большое количество различного оборудования. На нем устанавливаются системы основного управления (управления рулевыми поверхностями: элеронами, рулями высоты и направления), вспомогательного управления (управление механизацией, уборкой и выпуском шасси, створками люков, агрегатами оборудования и т.п.), гидро- и пневмооборудование, электрооборудование, высотное, защитное оборудование и др.

Летные, геометрические и весовые характеристики, общая компоновка, применяемое оборудование, а также конструкция отдельных частей во многом определяются назначением самолета.

Классификация самолётов по схеме

Классификация самолетов по схеме производится с учетом взаимного расположения, формы, количества и типа отдельных составляющих самолет агрегатов.

Схема самолета определяется следующими признаками:

1) количеством и расположением крыльев;

2) типом фюзеляжа;

3) расположением оперения;

4) типом шасси;

5) типом, количеством и расположением двигателей.

Полностью охарактеризовать схему самолета можно лишь на основании всех этих пяти признаков. Классификация же лишь по одному или нескольким из них не может дать полного представления о схеме.

По количеству крыльев все самолеты делятся на бипланы (рис.1, а) и монопланы, а последние в зависимости от взаимного расположения крыла и фюзеляжа – на низкопланы (рис. 1, б), среднепланы (рис.1, в) и высокопланы (рис.1, г).

Рис. 1. Схемы самолетов по количеству и расположению крыльев

По типу фюзеляжа самолеты делятся на однофюзеляжные (рис.2,а) и двухбалочные (рис. 2, б).

Рис.2 Схемы самолетов по типу фюзеляжа.

Расположение оперения на самолете в значительной степени определяет так называемую аэродинамическую схему самолета, зависящую от количества и взаимного расположения его несущих поверхностей.

По этому признаку современные самолеты-монопланы делятся на три схемы: схему нормальную или классическую (рис.3, а), схему с передним расположением горизонтального оперения – схему типа «утка» (рис.3, б) и схему без горизонтального опе­ре­­­ния – схему «бесхвостка» (рис.3, в). Очень тяжелые бесхвостые самолеты могут быть выполнены по схеме «летающее крыло» (рис.3, г).



Рис. 3. Схемы самолетов по расположению оперения

В зависимости от условий взлета и посадки самолеты могут иметь шасси колесное (рис. 4, а), лыжное (рис. 4, б), поплавковое (рис. 4, в). У гидросамолетов фюзеляж может выполнять функции и лодки (рис. 4, г). Встречаются смешанные схемы: колесно-лыжное шасси, лодка-амфибия.

Рис. 4. Схемы самолетов по типу шасси

В качестве основных двигателей на современных самолетах применяются поршневые и газотурбинные двигатели. Наибольшее распространение в настоящее время получили газотурбинные двигатели, которые, в свою очередь, делятся на турбовинтовые, турбовентиляторные, турбореактивные, турбореактивные с форсажем и турбореактивные двухконтурные.
Выбор типа двигателей, их количества и расположения определяется в значительной степени назначением самолета и оказывает существенное влияние на его схему. На рис. 5 показаны типовые схемы расположения двигателей на самолете.

Рис.5. Типовые схемы расположения двигателей на самолете:
а, б – в фюзеляже; в – на хвостовой части фюзеляжа; г, д, е – на крыле.

Несмотря на разнообразие типов, все самолеты имеют одни и те же основные агрегаты *, выполняющие аналогичные функции. К таким агрегатам относятся: крыло, фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, шасси и силовая установка (рис. 1.2).

Рнс. 1.2. Основные агрегаты самолета:
фюзелям: 1—фюзеляж: 2—-обтекатель радиолокатора; 3—фонарь кабины экипажа: крыло: 4— центроплан; 5—отъемная часть крыла (ОЧК): 6— предкрылки; 7—э лерои:
5—-триммер элерона; 9— закрылки; 10—интерцепторы; вертикальное оперение: ll—КИЛЬ; 12— руль направления; 13—триммер руля направления; горизонтальное оперение: 14—стабилизатор: 15- руль высоты; 16—триммер руля высоты; шас-си: 17— передняя йога шасси; 18—главная нога шасси; 19—гондола шасси; силовая установка: 20—гоидола двигателя; 21—воздухозаборник

Рассмотрим назначение каждого из этих агрегатов и приведем необходимые сведения о них.
Крыло создает подъемную силу при движении самолета в воздухе. Вес конструкции крыла составляет примерно 10—14% взлетного веса самолета.
Кроме подъемной силы, крыло обеспечивает поперечную устойчивость самолета и несет на себе органы поперечного управления — элероны. К крылу часто крепятся двигатели, главные ноги шасси, подвесные топливные баки и вооружение, внутри крыла обычно размещается топливо. Крыло представляет балку сложной конструкции, нагруженную аэродинамическими силами и сосредоточенными грузами.
Самолеты с одним крылом (одной несущей плоскостью) называются монопланами (см. рис. 1.2), с двумя крыльями, расположенными друг над другом, — бипланами (рис. 1.3).
Крылья современных самолетов снабжаются закрылками, пред-крылками и другими устройствами (см. рис. 1.2), служащими для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета. Эти устройства принято называть средствами механизации крыла.
Фюзеляж, или корпус самолета, служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов, иногда двигателей, передней ноги шасси и для соединения основных частей самолета в одно целое. Вес конструкции фюзеляжа составляет примерно 6—9% веса самолета.
У гидросамолетов роль фюзеляжа выполняет лодка, которая, кроме того, позволяет производить взлет и посадку на воду.
Горизонтальное оперение обеспечивает продольную устойчивость * (стабилизацию) и управление в плоскости хОу (относительно оси Oz, см. рис. 3.1). Оно состоит из неподвижной или ограниченно подвижной части — стабилизатора и подвижной — руля высоты.
Вертикальное оперение осуществляет путевую устойчивость и управление в плоскости xOz (относительно оси О у). Оно состоит из неподвижной части — киля и подвижной — руля направления.
На сверхзвуковых самолетах горизонтальное, а иногда и вертикальное оперение делают цельноповоротным, т. е. целиком управляемым.
Вес конструкции горизонтального и вертикального оперения составляет 1,5—3% веса самолета.
Шасси представляет собой систему опор на колесах (или лыжах), обеспечивающих самолету разбег при взлете, пробег после посадки и передвижение по сухопутному аэродрому. Во всех этих случаях шасси воспринимает статические и динамические нагрузки и предохраняет конструкцию самолета от разрушения.
Конструкция шасси должна иметь достаточно упругие элементы, смягчающие удары и поглощающие при этом кинетическую энергию самолета во время приземления и движения по аэродрому.
Вес конструкции шасси составляет около 4—7% веса самолета. В настоящее время почти у всех самолетов шасси убирается в полете.
Самолеты, совершающие взлет и посадку как с сухопутных, так и с водных аэродромов, называются амфибиями. Такие самолеты имеют колесные шасси и корпус в виде лодки с подкрыльными поплавками, позволяющими самолету в нормальном положении плавать на воде.
Силовая установка предназначена для создания силы тяги и представляет собой комплекс двигателей с агрегатами, системами и устройствами, обеспечивающими работу двигателей в различных условиях полета.
При поршневом двигателе тяга создается с помощью воздушных винтов; при турбовинтовом—с помощью воздушных винтов и частично реакцией газов, при реактивном и ракетном — реакцией газов.



Похожие публикации