Авиационное предприятие. Воздушная перевозка: понятие, виды, источники правового регулирования Виды авиационных предприятий

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

1. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. При осуществлении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнении авиационных работ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие лицензии.

Выдача таких лицензий осуществляется в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

3. В отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.

4. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.

5. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:

принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа в области гражданской авиации;

принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 51-ФЗ)

1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

4. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.

1. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. При несоблюдении авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем указанных в пункте 1 настоящей статьи требований, за исключением случаев нарушения требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены следующие меры воздействия:

1) лишение соответствующих разрешения, сертификата либо приостановление или ограничение действия этих документов;

2) иные установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

3. В случае нарушения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

(п. 3 введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

Воздушный кодекс РФ устанавливает правовой базис использования воздушного пространства нашего государства и деятельности в области авиации. Регламентирует задачи по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках (максимально безупречное качество услуг), в авиаработах, в обороне и безопасности государства, в охране его интересов, безопасности полётов воздушного транспорта, в авиационной и экологической безопасности. Регулирует порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов (определение причин ЧП, принятие мер по его предотвращению в будущем). Занимается такими вопросами, как авиационный персонал, международные полёты воздушных судов, ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя и др.

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Понятие и факторы размещения предприятий авиационной промышленности

История развития авиационной промышленности началась в начале XX века. В годы Первой мировой войны она развивалась как самая крупная отрасль промышленности. Большего роста авиационная промышленность получила в период 1939-1945 гг. Она является наиболее концентрированной отраслью современной индустрии. Входит в состав военно-промышленного комплекса (ВПК).

Определение 1

Авиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигатели и другое оборудование).

Научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности является основой для развития других отраслей: металлургической, радиотехнической, электротехнической и др.

Замечание 1

Авиационная промышленность имеет большое общеэкономическое и оборонное значение для государства. Современное авиастроение – это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики развитых стран.

В ВПК авиационная индустрия представлена 220 предприятиями и 150 научными организациями. Большая часть их расположена в районе Поволжья и на Урале. На крупных промышленных базах собираются готовые изделия из поставляемых деталей и узлов. Ключевыми факторами размещения производственных комбинатов являются наличие квалифицированных специалистов и транспортная инфраструктура. Разработки и проектирование осуществляется в конструкторских бюро Москвы и Московской области. Кроме строительства самолетов-амфибий. Они разрабатываются в Таганроге. Помимо этого немало важными факторами размещения авиастроительных предприятий считаются отдаленность от границ с другими государствами, обеспечение полной безопасности для населения, а также наличие дешевых ресурсов (электроэнергия, алюминий и др.).

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Замечание 2

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

Замечание 3

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

На территории Росси представлено более 20 крупных предприятий серийного производства, четыре компании опытного и экспериментального авиастроения, авиационные заводы по ремонту техники и по изготовлению различных агрегатов. Самыми крупными заводами считаются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

  • предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск);
  • авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
  • строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство. Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации. Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные цели упорядочивания, регламентирования этапов и процессов производства в жизненном цикле программных комплексов. Подготовка технологии производства программного продукта к сертификации. Разработка системы качества предприятия, ее применение.

    презентация , добавлен 15.10.2016

    Характеристика производства предприятия, направления специализации, выпускаемая продукция. Развитие стендовой службы. Разработка автоматических установок контроля. Реорганизация отделов и секторов. Работа по автоматизации проектирования и унификации.

    отчет по практике , добавлен 07.08.2013

    Разработка рецептуры и технологии производства мясного фаршированного рулета с яйцом и грибами. Оценка качества готового продукта. Анализ органолептических, физико-химических показателей сырья. Пути расширения ассортимента мясных полуфабрикатов в РФ.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Основные этапы формирования и развития фирмы Sega, предпосылки расширения производства игровых продуктов. Разработка первых консолей, оценка их функциональности, ассортимент типы. Современное состояние компании и направления ее деятельности, перспективы.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Характеристика и анализ производства. Ассортимент продукции ООО "Дзержинский пивоваренный завод". Физико-химические, биохимические и микробиологические основы производства. Определение режимов работы оборудования. Сырье, полуфабрикаты и готовая продукция.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2011

    Расчет процессов наполнения, сжатия, сгорания и расширения, определение индикаторных, эффективных и геометрических параметров авиационного поршневого двигателя. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма и расчет на прочность коленчатого вала.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Методика и основные этапы проектирования водозабора, водопроводных сетей, водоводов для водоснабжения предприятия, расположенного в населенном пункте. Разработка технологии очистки, стабилизационной обработки и охлаждения оборотной воды для производства.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2014

    Этапы организации производства и торговой деятельности предприятия общественного питания. Разработка технико-технологической карты и оценка блюд. Архитектурно-строительное и инженерно-техническое решение. Экономическое обоснование проекта сэндвич-бара.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2009

Государственными SAS

К частным UTA (Франция).

Корпоративными

Цель:


Классификация аэропортов. Целевое назначение и задачи аэропортового предприятия

Положение об а\п. РФ Международным относятся аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиационные перевозки и в которых обеспечивается соответствующий таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.

Аэропорт для внутренних перевозок относятся аэропорты, не имеющие разрешения на выполнение международных авиационных полетов, перевозки через которые, как правило, осуществляются в пределах Российской Федерации и без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля, проводимого в международных аэропортах. В зависимостити от установленого статуса:

А\п федерального значения (составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системе РФ обеспечивающей стабильное функционирование международных связей РФ, годов объем перевозок не менее 500 тыс. пасс. позволяющих осуществлять полеты ВС 1 и 2 классов)

А\п регионального значения (а\п, не является федеральным; расположен в административных центрах регионов. основной: объем работ составляют межрегиональные магистральные перевозки)

А\п местных в.линий(а\п, в которых основной объем работ составляют внутри региональные авиатранспорта перевозки, а также полеты по применен авиации в народном хозяйстве)

Аэропорты делятся на классы:

Внеклассовый >10млн.пасс.в год. 1класс:7-10 2класс:4-7 Зкласс:2-4 4класс:500 тыс.

5класс: 100-500 тыс. Не классифицируемый: < 100 тыс.

Целевое назначение

Аэропорты должны способствовать удовлетворению потребностей населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг, эффективно эксплуатировать и расширять производственные мощности в соответствии с потребностями авиатранспортного рынкаю

Основные задачи аэропортов

Выполнение работ и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов авиакомпаний - обслуживание пассажиров, багажа, обработка грузов, почты, заправка ГСМ и спецжидкостями, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома, обеспечение бортпитанием, снабжение теплом и электроэнергией.

Обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующими законодательными и нормативными актами в области безопасности полетов , обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов.

Обеспечение авиационной безопасности (создание и функционирование службы авиационной безопасности, охраны аэропорта, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов).

Расширение сферы сервисных услуг пассажирам и клиентуре аэропорта.

Строительство и эксплуатационное содержание необходимых сооружений для обеспечения взлета , посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также для обеспечения деятельности служб аэропорта.

Организация и проведение аварийно-спасательных работ .

Ведение внешнеэкономической деятельности , заключение коммерческих, технических и других договоров (соглашений), контрактов с иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории.


ОСТ 54-1-283.02-94

Расследование авиационных происшествий. Основные понятия, цели и задачи

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);

авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии) АПБЧЖ.

Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием ВС, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находящие на борту с целью полета, покинули ВС, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования ВС; экипажа; служб управления и обеспечения полетов; воздействия внешней среды.

Серьезный авиационный инцидент - авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.

Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария ) - авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Основная цель расследования АП – установление факторов, условий и обстоятельств, относящихся к происшествию, изучение и анализ которых позволит с достаточной вероятностью установить их причины и последствия,а также разработать предложения по предупреждению происшествий по этим причинам в будущем.Расследование представляет собой процесс,включающий в себя сбор и анализ информации по событию,проведение необходимых исследований,установление причин события и разработку рекомендаций для исключения происшествий.

Расследование АП включает в себя:-предварительные работы;-поисково-спасательные работы;-организацию комиссии по расследованию АП;-расследование АП и заключительные работы.

Комиссии по расследованию АП назначаются приказом по тому ведомству, которое проводит расследование. Состав комиссии должен быть сформирован в течении 2 часов после получения первичного сообщения о происшествии.

Формирование комиссии по расследованию производится из наиболее квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в расследовании АП и обладающих высокими деловыми качествами.Для объективности расследования АП в комиссию должны входить лица,не имеющие непосредственного отношения к данному АП и не несущие за него ответственности.Комиссия состоит из председателя,заместителя и членов комиссии.

Председатель комиссии является старшим должностным лицом по вопросам расследования АП. Все его распоряжения и указания подлежат выполнению всеми членами комиссии и должностными лицами, принимающими участие в расследовании.

По прибытию на место происшествия председатель проводит организационное заседание,на котором объявляет приказ о назначении комиссии,создает подкомиссии и назначает ее председателей.Комиссия заслушивает ответственных лиц,принимавших первоначальные меры по расследованию,проверяет выполнение мероприятий должностными лицами управления,на территории которых имело место происшествие (обстоятельства происшестия,проведение ав-спасательных работ,опрос экипажа,а при необходимости и пассажиров и свидетелей по обстоятельствам АП,осматривает место происшествия)

Осмотр места происшествия является первоочередной задачей специалистов,прибывших для расследования.Он позволяет составить более ясное и полное представление об обстоятельствах,при которых произошло происшествие,и на основе этого наметить дальнейшие работы.Основное внимание при осмотре должно быть направлено на определение факторов,которые помогут определить возможную траекторию полета,положение и конфигурацию ВС и его примерную скорость в момент удара.

Фотографирование-лучшее средство регистрации картины происшествия и должно при расследовании широко использоваться. Фотографирование места происшествия,общей картины разброса обломков и их состояния проводится перед детальным расследованием.

От 30.07.94г. №897 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА»

1.Федеральная система разработана в соответствии с международным документом ИКАО: с руководством по БП для защиты ИТН и представл собой совокупн. Правовых и организационных мер, направленных на предотвращение противоправных действий в отношении ГА.

2. Основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей

воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по

защите от актов незаконного вмешательства.

3. Меры, предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных

эксплуотантов (авиакомпаний), а также в отношении аэропортов.

5. Невыполнение или нарушение Норм, правил и процедур по авиационной безопасности авиационными предприятиями, аэропортами,

эксплуатантами влечет аннулирование лицензий (разрешений), а пассажирами и грузоотправителями-ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

6. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего

персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

9.Региональное управление ФАВТ осуществляет контроль за выполнением авиационными предприятиями, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта условий сертификации и лицензирования в части авиационной безопасности.

10. Авиационные предприятия, аэропорты и эксплуатанты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности.


Требования нормативных документов по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах

Федеральный закон Российской Федерации от 19.03.1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации». Требования международных стандартов и рекомендуемой практики нашли свое отражение в статьях 83, 84 и 85 Воздушного кодекса Российской Федерации;

Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 897 об утверждении Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

Приказ Минтранса России от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»;

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта и МВД России от 30.11.1999 № 120/971 «Об утверждении инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета»;

Наставление по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации (НОВСО ГА-93);

Типовое Положение о службе авиационной безопасности аэропорта (утверждено и введено в действие приказом Министра Транспорта России от 17.10.1994 года № 76);

Положение о пропускном и внутриобъектном режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждено и введено в действие приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 года № 22);

Инструкция о мерах по предупреждению и пресечению захвата и угона воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (утверждена и введена в действие межведомственным приказом от 10.01.1995 года);

Памятка экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке (утверждена Директором ФАС России от 14.10.1997 года № 66/и-ДСП).

Правила по производству досмотра гражданских воздушных судов. Утверждены и введены в действие приказом ФАС России от 29.07.98 № 238.

Приказ ФАС России от 16.10.98 № 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации».


Планировочное решение грузового двора, его площадь. Фронт погрузочно-разгрузочных работ

Грузовой двор - это часть ограждаемой служебно-технической территории аэропорта, предназначенной для поведения погрузочно-разгрузочных операций, стоянки, проезда и

маневрирования автотранспортных средств аэропорта, грузоотправителей и грузополучателей.

Территория грузового двора определяется следующими параметрами:

Количеством погрузочно-разгрузочных мест (постов) со стороны города и перрона;

Размерами автомашины расчетного типа;

Нормативными расстояниями между автомашинами, стоящими у рампы склада под погрузкой-разгрузкой, между движущимися навстречу друг другу, стоящими у рампы склада и движущимися автомашинами;

Нормативным расстоянием от движущейся автомашины до границы проезда;

Коэффициентами, учитывающими ограждение, благоустройство и режимно-охранное обеспечение.

Общая площадь территория грузового двора включает в себя три зоны:

Зона А - территория, расположенная со стороны летного поля и предназначенная для движения специализированного автотранспорта, обеспечивающего погрузку-разгрузку и

транспортировку грузов от складов до самолетов;

Зона В - территория, расположенная со стороны города и предназначенная для движения и расстановки грузового автотранспорта, обеспечивающего погрузку-выгрузку грузов,

вывозимых в город и прибывших из города;

Зона С - территория, расположенная с торца основного здания грузового комплекса, соединяющая зоны А и В и предназначенная для проезда автотранспорта, размещения специализированных складов и сооружений.

Оптимальное количество мест погрузки-разгрузки автотранспорта у грузового склада определяется по теории массового обслуживания путем нахождения оптимального коэффициента использования обслуживающего устройства (поста разгрузки), который зависит от соотношения эксплуатационных расходов мест погрузки-разгрузки и всех издержек, вызванных простоем автомашины, связанных с обслуживанием и ожиданием его.


35. Расположение грузового комплекса на генеральном плане аэропорта. Назначение и предъявляемые к нему требования: эксплуатационные, технико-экономические, охраны труда и природной среды

Грузовой комплекс предназначен для проведения всех операций по приему, выдаче, отправке, оформлении и обработке грузов.

Грузовой комплекс примыкает со стороны аэродрома к грузовому перрону (в большинстве случаев части общего пассажирского перрона). Планировка грузового комплекса должна обеспечивать эффективность технологии переработки, хранения, приема и выдачи грузов, простоту ориентировки и минимальную протяженность маршрутов движения транспортных средств на территории комплекса. Автомобильные дороги к грузовому комплексу могут пересекать привокзальную площадь и непосредственные пути подъезда к ней.

Генеральный план грузового комплекса должен представлять собой совокупность взаимосвязанных зданий, сооружений и зон.

В здании грузового комплекса размещают: стеллажный и контейнерный склады, помещения для скоропортящихся продуктов и живых грузов, и другие складские помещения, административно- служебные помещения, участки технического обслуживания и текущего ремонта средств механизации, аккумуляторно-зарядные станции.

Со стороны СТТ к коммерческому складу примыкает грузовой двор. Он предназначен для погрузки, разгрузки и маневрирования автомобилей грузоотправителей и грузополучателей, а также для стоянки и работы погрузочно-разгрузочных механизмов и других подвижных средств механизации.

Для переработки почтовой корреспонденции в аэропортах предусматривают отделения перевозки почты (ОПП). В аэропортах I ,II ,III классов необходимо предусматривать отдельно стоящее здание ОПП для размещения в нем производственных, административно-служебных, бытовых и хозяйственных помещений, а также помещений общественных организаций.

Здания и сооружения обслуживания грузовых перевозок следует размещать на СТТ с учетом общих требований: максимального сокращения путей грузопотоков; минимального удаления группы зданий и сооружений грузовых перевозок от пассажирского перрона.

Грузовой и пассажирский комплексы аэропорта должны быть соединены внутрипортовой автомобильной дорогой. Автомобильные дороги к грузовому комплексу аэропорта не должны пересекать привокзальную площадь.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ

Электроснабжение грузовых комплексов I и II групп должно осуществляться от двух внешних независимых источников по двум кабельным линиям, III группы – 1-н истончник

В помещениях на территории грузовых комплексов должны предусматриваться следующие виды искусственного освещения: рабочее освещение; аварийное освещение; эвакуационное освещение; охранно-защитное освещение;заградительные огни.

В грузовых комплексах следует предусматривать средства внутриаэропортовой электросвязи, обеспечивающие организацию сетей: телефонной связи; оперативной громкоговорящей связи; местной доставки телеграмм; радиосвязи; радиооповещения и радиофикации; электрочасофикации.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При проектировании грузовых комплексов противопожарные мероприятия необходимо выполнять в соответствии с главами СНиП 2.11.01-85 «Складские здания», 2.09.02-85 «Производственные здания», 2.01.02-85 «Противопожарные нормы».

ТРЕБОВАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

При проектировании грузовых комплексов аэропортов следует предусматривать объединенную систему канализации для отвода бытовых и производственных сточных вод в общую систему канализации аэропорта.

Для сбора и удаления твердых бытовых и производственных отходов в грузовых комплексах следует предусматривать мусоросборники.

Требования к грузу, принимаемому к перевозке. Упаковка и маркировка.

Груз принимается к перевозке на следующих условиях:

ввоз, вывоз или транзит груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;

габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку и выгрузку, размещение в багажно - грузовых отсеках воздушных судов и его крепление;

при перевозке на рейсовых пассажирских воздушных судах масса и габариты груза не должны превышать пределов, установленных правилами и инструкциями;

к грузу должны быть приложены все требуемые документы; груз не должен создавать опасности для воздушного судна, находящихся на нем людей и имущества, и по своим свойствам не должен создавать неудобств для пассажиров. Груз, превышающий установленные пределы по массе и габаритам, может быть принят к перевозке только с согласия перевозчика. Опасный, радиоактивный и скоропортящийся груз, животные и другие особые виды груза могут быть приняты к перевозке в соответствии с правилами и ин-струкциями.

Габариты грузового места ограничиваются размерами загрузочных люков и багажных грузовых отсеков воздушного судна.

Вес перевозимого на воздушном судне груза ограничивается предельной коммерческой загрузкой воздушного судна.

Обработка груза производится перевозчиком или обслуживающей организацией на основании договора.

Грузы должны быть упакованы в тару, емкости и проч, обеспечивающие защиту груза от повреждений, порчи и потерь.

Упаковка груза должна обеспечивать возможность его надежного крепления на борту воздушного судна.

Каждое грузовое место должно иметь отправительскую и транспортную маркировку.

ГОСТ 14 192-96 «Маркировка грузов»

Маркировка - нанесение знаков, надписей и рисунков для опознания груза и указания способов перевозки, обраб., хранения. Кажд.груз.место д.б.разборчиво и надежно промаркировано грузоотпр.(адрес).

Маркировка должна содержать следующую информацию:

Основные надписи (полное наименование грузополучателя, пункта назначения, кол-во мест партии и порядковый номер данного места)

Дополнительные надписи (полное наименование грузоотправителя, пункт отправления, надпись аэропорта отправления, который состоит из 11 знаков, включает в себя номер накладной, трехбуквенный код а\п отправления, кол-во мест в дан.партии груза)

Информационные надписи (масса брутто, нетто, габаритные размеры, объем груза см3). Манипуляционные знаки - указывают способы обращения с грузами. Маркировочные знаки - дополнительные надписи, если нельзя выразить знаком (темн.на свел.фоне)

Упаковка - комплекс мер и материальных средств по подготовки продукции к транспортировки и хранению. Упаковка должна соответствовать правилам и быть сухой и чистой; без острых выступов и углов;

обеспечность сохранность груза на все время ВП. Тара для жидкость для выдерживать

внутреннее избыточное давление при падании наружного атмосферного давления. Упаковка должна быть опломбирована при перевозке груза с объявленной ценностью. Трансф. груза с плохой упаковкой переупаковывается в а/п

трансф.(расходы за счет а/п отправл-я).

Транспортная тара - элемент упаковки продукции, как правило расположенного в потребительскую тару и предназначен для защиты, воздействия внешних факторов и для обеспеч.удобства погрузки\разгрузки, транспортировки, складирования, крепления к трансп.ср-вам.(вид тары -классификационная ед-ца,определяющая тару по фор-ме(ящик.мешок); тип тары -классификационная ед-ца.опред.тару по материалу (картонные или деревянные ящики).


Классификация перевозчиков (авиакомпаний). Цели и виды деятельности перевозчика (авиакомпании)

Государственными являются авиакомпании бывших социалистических стран, большинство авиакомпаний развивающихся стран, а также отдельные авиакомпании развитых стран, которые были основаны государством или национализированы: British Airways (Великобритания), Air France (Франция), KLM (Голландия) и др. Ряд авиакомпаний являются межнациональными объединениями, которыми владеют совместно несколько государств - авиакомпания SAS принадлежит Швеции, Дании и Норвегии.

К частным авиакомпаниям относятся авиакомпании, принадлежащие одному владельцу или семье, - это незначительное число мелких авиакомпаний, а также так называемые комьютерные авиакомпании и авиатакси. Из крупных и средних частных авиакомпаний известна, например, UTA (Франция).

Корпоративными являются компании, владельцами которых формально выступают акционерные общества.

По характеру выполнения полетов: внутренние, международные, смешанные.

По дальности и направлению полетов авиакомпании классифицируются на магистральные, региональные, местные.

По типу перевозок: пассажирские, грузовые, смешанные.

По виду операций – регулярные и чартерные.

По величине парка и по объему перевозок – крупные, средние, мелкие.

Цель: Основное назначение коммерческого воздушного транспорта – перевозить коммерческую загрузку - это загрузка, перевозимая на коммерческой основе, т.е. за опре-
деленную плату -пассажиры, багаж, груз и почта. Развитие маршрутной сети.

виды деятельности авиакомпании:

· выполнение регулярных и чартерных пассажирских и грузовых авиаперевозок.

· продажа и бронирование авиабилетов

· техническое обслуживание ВС, ремонт ВС

· Неавиационные виды деятельности: аренда авто, бронирование отелей.


. Авиационное предприятие и эксплуатант

Комментарий к статье 61 ВЗК РФ:

1. В пункте 1 ст. 61 законодатель прямо указал, что организационно-правовая форма юридического лица и форма его собственности (государственная, муниципальная, частная) не имеют значения для приобретения им статуса авиационного предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК это могут быть только коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества (АО, ООО и пр.), производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Определяющим фактором для отнесения предприятия к числу авиационных служит обязательное указание в учредительных документах юридических лиц в качестве основных целей их деятельности осуществления за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнения авиационных работ, т.е. деятельности, направленной на извлечение прибыли. Такими документами являются устав и учредительный договор.

Некоммерческие организации, несмотря на то, что их деятельность, в отличие от коммерческих, не направлена на получение прибыли, также могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК). Следовательно, они также могут заниматься платными воздушными перевозками и (или) авиационными работами, если это отвечает достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Однако в зависимости от ведомственной принадлежности юридических лиц им может быть законодательно запрещено осуществлять платные воздушные перевозки. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" "военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью...", "использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (п. 7). Статья 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что военнослужащими являются "граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу" (п. 3). Из этого следует, что указанный запрет на осуществление платных воздушных перевозок распространяется на органы и организации Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Службы внешней разведки РФ, органов федеральной службы безопасности, федерального органа специальной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений Государственной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формирований, личный состав которых имеет статус военнослужащих (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

2. При создании авиационного предприятия участие иностранного капитала в нем ограничено, во-первых, имущественно: не более 49% его уставного капитала может в совокупности принадлежать иностранным юридическим и физическим лицам; во-вторых, организационно: его руководитель, т.е. лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, должен быть гражданином Российской Федерации, а численность иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должна превышать одной трети состава руководящего органа. В последнем случае под руководящими органами понимаются: совет директоров (наблюдательный совет), а также коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, попечительский совет фонда и иные коллегиальные руководящие органы, предусмотренные учредительными документами некоммерческих организаций.

В тех случаях когда функции единоличного исполнительного органа авиационного предприятия на основании договора выполняет управляющая компания (ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), требования о российском гражданстве руководителя относятся к руководителю данной компании либо к лицу, представляющему ее в управляемом предприятии и непосредственно выполняющему функции указанного исполнительного органа (представителю, руководителю представительства, в частности в тех случаях, когда управляющая компания - не резидент РФ).

Необходимо отметить, что вопрос ограничения участия иностранного капитала урегулирован законодательством только для момента создания авиационного предприятия. Следовательно, после его государственной регистрации и первичного получения необходимых разрешений, постановки на учет в соответствующих государственных организациях (т.е. осуществления действий, связанных с созданием любого юридического лица) вопросы распределения долей в уставном капитале предприятия и формирования его руководящих органов должны решаться с учетом требования действующего российского законодательства. Это упомянутые выше Законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, об иностранных инвестициях (Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"), об ограничении монополистической деятельности (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и иные нормативные акты.

3. Под эксплуатантом в настоящем Кодексе понимается лицо, имеющее, во-первых, в своем владении (непосредственном обладании) воздушные суда на праве собственности и на иных условиях - аренды, лизинга и т.п. и использующее их для производства полетов; во-вторых, сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

В юридической литературе высказывались претензии к необоснованному, по мнению критиков, введению понятия "эксплуатант", поскольку оно вполне может быть заменено общегражданским термином "владелец". Однако для специфических условий авиационной отрасли данный термин также не универсален. В авиации нередки случаи, когда воздушное судно (планер с его системами) находится в собственности лица, осуществляющего полеты, двигатели - в аренде или в лизинге, а иное оборудование - в субаренде. Отсюда следует, что важнейшим признаком эксплуатанта является обладание им на законном основании воздушным судном, всеми его техническими составляющими.

Важны и такие признаки эксплуатанта, как использование воздушного судна для полетов, а также неразрывно связанное с этим обладание документом, подтверждающим соответствие лица предъявляемым требованиям, - сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Если термин "владелец" с известными допущениями включает правомочия обладания и использования, то последний признак является специальным именно для авиационной сферы.

Основными документами, регулирующими требования к эксплуатантам, являются ФАП "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 04.02.2003 N 11 с учетом изменений, внесенных Приказом Министра транспорта РФ от 25.07.2007 N 103) и ФАП "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 18.06.2003 N 147). Необходимо, однако, учитывать, что Приказом Министра транспорта РФ от 30.11.2007 N 175 в эти ФАП внесены существенные изменения, выводящие из сферы его действия физические и юридические лица, использующие легкие и сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.

Первым документом предусмотрено, что эксплуатант должен иметь определенную организационную структуру, т.е. это должно быть юридическое лицо. Если заявителем для получения сертификата эксплуатанта коммерческой гражданской авиации выступает физическое лицо (п. 1 упомянутых выше ФАП), оно должно быть представителем предприятия либо обладать статусом индивидуального предпринимателя. В противном случае невозможно выполнить сертификационные требования: располагать парком воздушных судов в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования, авиационным персоналом, производственной базой для организации, производства и обеспечения полетов. При этом в качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендуемые по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контрактам.

Эксплуатант коммерческой гражданской авиации должен обеспечивать (в том числе на договорной основе) наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушного судна, анализа полетной информации, сбора и обработки данных о надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационной и иной технической документации, включая так называемую пономерную документацию на основные и комплектующие изделия воздушного судна, оперативного управления и контроля полетов воздушного судна, подготовки авиационного персонала. Для этого он должен подтвердить наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушного судна, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала.

Требования к эксплуатантам авиации общего назначения значительно менее строгие. Гражданин или юридическое лицо должны располагать на законных основаниях воздушным судном и использовать его для полетов в целях авиации общего назначения, а также иметь свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения (кроме случаев эксплуатации легких и сверхлегких воздушных судов; см. комментарий к ст. 32 ВК). Они должны организовать: создание необходимой базы для хранения воздушных судов, выполнения работ по поддержанию их летной годности и хранения эксплуатационной и иной технической документации, включая пономерную документацию на основные и комплектующие изделия воздушных судов; техническое обслуживание и ремонт заявленных воздушных судов; учет данных об отказах и неисправностях воздушных судов; учет наработки воздушных судов; обработку полетной информации при наличии на борту воздушного судна бортовых самописцев; медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов; обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности. Наличие авиационного персонала обязательно только для юридических лиц - эксплуатантов авиации общего назначения, за исключением общественного авиационного спортивного объединения, а для физического лица - по необходимости.

Кроме того, эксплуатант авиации общего назначения - юридическое лицо (физическое лицо - в случае приема на работу авиационного персонала) разрабатывает руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов и обеспечивает наличие на борту воздушного судна необходимой для авиационного персонала из состава экипажа информации из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания воздушных судов. Остальные эксплуатанты авиации общего назначения должны обеспечить наличие на борту воздушного судна необходимой информации об организации полетов и технического обслуживания воздушного судна.

4. Пунктом 4 настоящей статьи установлены случаи, когда отсутствует необходимость получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Во-первых, это использование воздушного судна физическим или юридическим лицом для целей государственной и (или) экспериментальной авиации (при этом физическое лицо не вправе использовать воздушное судно для целей государственной авиации). Определяющим принципом является только цель использования, форма собственности имущества не имеет значения. Во-вторых, это случаи использования юридическим или физическим лицом легкого или сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения.



Похожие публикации