Памятник первому министру путей сообщения. Мельникову открыт памятник на комсомольской площади

Зачем переименовывали улицы

В западной части стояли строения Шеиного двора с церковью Спаса. Храм построили в 1689-1701 годах, а колокольню - в 1885. В 1937 году церковь разрушили, а ограду перенесли на Новую Басманную улицу к храму Петра и Павла. Сейчас на ее месте Школа №15.

В XIX веке вокруг Комсомольской площади стали один за одним появляться здания трех вокзалов - Ленинградского, Ярославского и Казанского. Поэтому 1 августа 2003 года здесь открыли памятник министру путей сообщения России и одному из создателей проекта Николаевской железной дороги Павлу Мельникову работы Салавата Щербакова. Его отлили на заводе в подмосковном Жуковском на средства МПС России. При этом скульптор изобразил Мельникова в парадном мундире при всех орденах.

В открытии памятника принимали участие железнодорожники всех магистралей России. В день открытия хотели переименовать Комсомольскую площадь в Площадь трех вокзалов. Но официального переименования так и не произошло.

Строго говоря, Площади трех вокзалов на карте Москвы нет, а есть Комсомольская площадь, - однако это как раз тот случай, когда название места de facto рождается "снизу" и существует независимо от того, утверждено оно de iure "сверху " или нет. Площадь трех вокзалов появилась в результате отвоевания суши у местных водоемов: вплоть до 1860-ых годов (уже стояло здание Николаевского вокзала) здесь было неосушенное болото, протекала речка Ольховец и, наконец, существовал большой Красный пруд, на котором в 1697 г. Петр Первый отмечал с фейервеками взятие Азова. Болото осушили, речку канализировали в подземную трубу; что до озера, то его осушили только в начале XX века, в промежутке между строительством нового Ярославского и нового Казанского вокзалов - последних двух "доминант" этого необычного места.

Площадь трех вокзалов - уникальный транспортно-коммуникационный "узел", с которым отчасти может сравниться только аналогичный транспортно-коммуникационный "перекресток" четырех разных веток метро под землей в районе станции Библиотека им. Ленина. Сюда ежедневно стекаются жители из северо-западных, северных и многочисленных восточных регионов России. Рано или поздно, этот огромный проходной двор, выросший на болоте, нужно было оформить как место причастное к истории. Самый простой и эффективный способ - установка памятников.

ФОТО 1. Когда-то здесь, с западной стороны Ярославского вокзала стоял плотный сектор торговых палаток. В сентябре 2011 г. (аккурат ко дню города) на расчищенном пространстве был открыт фонтан, а над ним установлена динамическая статуя Георгия Победоносца - с копьем, на коне и поверженным змеем под ним. Главным персонажем герба Москвы этот святой стал при Иване III (1462-1505), - тогда же, когда "двуглавый орел" стал гербом всего Московского государства. Кстати, если присмотреться, на груди всадника можно разглядеть главную государственную эмблему. Произведение скульптора С.А. Щербакова кажется по-настоящему реалистичным: "выписан" каждый мускул лошади, а в самом Георгии подчеркивается не столько святость, сколько физическая сила. вы можете посмотреть на очень достойный иконописный оригинал.

ФОТО 2. Гранитный памятник В.И. Ленина - самое старое скульптурное изображение на Площади трех вокзалов. Установлен с восточной стороны Ярославского вокзала в 1967 г. Скульптор А.П. Кибальников (1912-1987) изобразил Вождя мирового пролетариата во вполне канонической для него "ораторской" позе: левая рука держится за лацкан, а правая вот-вот взметнется вперед - в характерном "ленинском" жесте.

ФОТО 3. Памятник Транссибу с символическим 0-вым километром установлен близ путей дальнего следования Ярославского вокзала в 2001 г. - в честь 100-летия самой протяженной в России железной дороги. На оборотной стороне "куба" обозначено расстояние до Владивостока - 2298 км.

ФОТО 4. Этот групповой памятник, посвященный "создателям российских железных дорог", открыли рядом с Казанским вокзалом 1 августа 2013 - в День железнодорожника. В качестве "создателей" скульптор С.А. Щербаков (см. выше) представил шестерых разных людей, живших на протяжении почти 150 лет отечественной истории: изобретатели русского паровоза Ефим Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Черепанов (1803-1849), строитель Царскосельской железной дороги Франц-Антон фон Герстнер (1796-1840), министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804-1880), министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849-1915), министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834-1909). Наконец, есть тут и седьмой персонаж, хотя и в виде бюста - Николай I. Его присутствие в этой компании оправдывается следущей надписью в основании памятника: "Император всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении Железной дороги Москва - Санкт-Петербург".

ФОТО 5. Бюст главного архитектора нового Казанского вокзала Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) стоит рядом с его детищем, лицом к Комсомольской площади. Строительство величественного здания, центральная часть которого напоминает башню Сююмбике в Казани, началось перед I мировой войной, однако растянулось на десятилетия: 1913-1940.

ФОТО 6. Бюст главного архитектора Николаевского (теперь - Ленинградского) вокзала Константина Андреевича Тона (1794-1881) также установлен рядом с его творением. Здание было построено в 1849 г. и с тех пор никогда не перестраивалось.

ФОТО 7. Бюст главного архитектора нового Ярославского вокзала Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926). Еще один талантливый "русский немец", на которых держалась Российская империя. Современное здание Ярославского вокзала в неорусском стиле с элементами "северного модерна" было построено в 1904 г.

P.S.
Все фотографии сделаны 01.05.15.

2003-08-01T14:16Z

2008-06-05T20:22Z

https://сайт/20030801/414615.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Мельникову открыт памятник на Комсомольской площади

868

В Москве, на Комсомольской площади в пятницу открыт в торжественной обстановке памятник первому министру путей сообщения России Павлу Мельникову. Инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, Главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями, министр путей сообщения с 1865 по 1869 годы, Павел Петрович Мельников стал одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург-Москва и убедил императора Николая Первого начать ее строительство. За время его управления Ведомством путей сообщения /которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 году/ сеть российских железных дорог увеличилась более чем на 7 тыс км. Учитывая исключительные заслуги Мельникова перед Россией, МПС обратилось в мэрию Москвы и Мосгордуму с предложением установить на Комсомольской площади памятник этому выдающемуся человеку. Проект памятника был разработан авторским коллективом в составе Салавата и Сергея...

МОСКВА, 1 августа. /Корр. РИА "Новости" АннаюКамелина/. В Москве, на Комсомольской площади в пятницу открыт в торжественной обстановке памятник первому министру путей сообщения России Павлу Мельникову.

Инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, Главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями, министр путей сообщения с 1865 по 1869 годы, Павел Петрович Мельников стал одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург-Москва и убедил императора Николая Первого начать ее строительство. За время его управления Ведомством путей сообщения /которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 году/ сеть российских железных дорог увеличилась более чем на 7 тыс км.

Учитывая исключительные заслуги Мельникова перед Россией, МПС обратилось в мэрию Москвы и Мосгордуму с предложением установить на Комсомольской площади памятник этому выдающемуся человеку. Проект памятника был разработан авторским коллективом в составе Салавата и Сергея Щербаковых, Виктора Пасенко и Сергея Герасимова. Его открытие было приурочено к празднованию Дня железнодорожника, которое состоится 3 августа.

На церемонии присутствовали министр путей сообщения Геннадий Фадеев, мэр Москвы Юрий Лужков, другие официальные лица, которые поздравили всех работников и ветеранов железной дороги с их профессиональным праздником.

Мэр столицы заявил, что "в этот знаменательный день мы чтим память наших предшественников". Он также назвал проблему железных дорог "является первостепенной", так как это "кровеносная система всего государства". Поэтому, считает Лужков, следует обращать особое внимание на "становление одной из главных составляющих нашей экономики и народного хозяйства".

Скульптурный памятник Мельникову на Комсомольской площади (Москва) – посвящён российскому учёному-механику и инженеру. Кроме прочего, Мельников Павел Петрович — один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Памятник установили в столице на территории сквера Комсомольской площади (станция метро — «Комсомольская»).

Авторы памятника

Финансирование сооружения памятника

Памятник Мельникову изготовили на средства Министерства путей сообщения России на заводе в подмосковном городе Жуковском.

Открытие памятника

Первый камень будущего памятника заложили в 2002 году. Монумент открыли 1 августа 2003 года, в преддверии Дня железнодорожника. К этому событию благоустроили и сквер площади: разбили клумбы, установили скамейки и фонтан.

Описание памятника

Памятник представляет собой четырёхметровую бронзовую скульптуру. Её установили на прямоугольном постаменте из красного гранита. На лицевой части постамента нанесли надпись: «Мельников Павел Петрович первый Министр путей сообщения России». Общая высота монумента составляет около десяти метров. Учёного авторы памятника изобразили в полный рост, в министерском мундире со всеми своими орденами и наградами.

Ещё одна скульптура Мельникова

Ещё одна скульптура Мельникова Павла Петровича является частью скульптурной композиции другого памятника — « ». Этот памятник установили также на Комсомольской площади, неподалёку, напротив Царской башни Казанского вокзала.

Комсомольская площадь September 21st, 2011

Комсомольская площадь (до 1933 года носила название Каланчёвская площадь) - площадь в Москве, на которой расположены сразу три вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Также в народе называется Площадь Трёх вокзалов, в которую ее хотели переименовать в 2003 году. Но дальше разговоров дело не зашло.


Попасть на площадь легко, да и многие о ней наверняка знают, но проходят мимо. Выйти на нее можно из подземного пешеходного перехода, ведущего с одноименной станции метро "Комсомольская" Сокольнической или Кольцевой линии.
2.


Серое унылое здание с надписью "РЖД" на крыше - информационно-вычислительный центр московской железной дороги. Построено оно в 1980 году по проекту архитектора В.А.Нестерова и инженера А.Л.Велькина.
3.


Около фонтана установлены две памятные плиты.
4.


Одна из них со схемой основных магистралей сети железных дорог Российской Федерации.
5.


А на другой показана первая железнодорожная ветка из Москвы в Санкт-Петербург в середине XIX века.
6.


С площади можно увидеть сразу несколько высоток Москвы: ближе всего расположена бывшая гостиница "Ленинградская" (сейчас это "Hilton Moscow Ленинградская"), за ней бизнес-центр "РВМ Мегаполис" (бывший "Домников", построен в 2009 году), а еще дальше сталинская высотка у Красных Ворот.
7.


2 августа 2003 года на площади был открыт памятник первому министру путей сообщений П.П.Мельникову (автор - С.Щербаков).
8.

Рядом с площадью также находится административный комплекс ОАО "Российские железные дороги", состоящий из трех рядом расположенных и взаимосвязанных многоэтажных зданий. Самое высокое здание имеет 28 этажей.
9.


Еще раз взглянем на фонтан, открытый в 2003 году.
10.


Посмотрим на те три вокзала, которые расположены вокруг Комсомольской площади. Самый старый - это, конечно, Ленинградский вокзал. Здание построено в 1844-1849 годах по проекту архитектора К.А.Тона. С 1855 по 1923 год носил название Николаевский вокзал.
11.


Современное здание Казанского вокзала было построено в 1913-1940 годах. До этого он назывался Рязанский вокзал.
12.


Часы со знаками зодиака на Казанском вокзале:
13.


Здание Ярославского вокзала также перестраивалось. Современное здание построено в 1902-1904 годах (архитектор - Ф.О.Шехтель). Несколько раз вокзал менял название: с момента его открытия в 1862 и до 1870 года он носил название Троицкий вокзал, в 1870-1922 годах - Ярославский, в 1922-1955 годах - Северный вокзал и с 1955 года - снова Ярославский.
14.


Между Ленинградским и Ярославским вокзалом находится наземный вестибюль станции метро "Комсомольская", открытый в 1952 году.
15.


Еще раз взглянув на площадь от памятника П.П.Мельникову, отправимся к новому фонтану, который расположился за наземным вестибюлем метро.
16.


Фонтан был открыт совсем недавно - 4 сентября 2011 года, на день города. Раньше здесь находились торговые палатки. Сейчас же по-моему стало намного чище и приятнее.
17.


В центре фонтана установлена скульптура, изображающая герб Москвы - Георгия Победоносца. Автор - С.Щербаков.
18.

Вокруг фонтана выложены вот такие плиты с названиями всех вокзалов Москвы.
19.



Похожие публикации