Экскурсия в екатерининский дворец без очереди. Директор музея «Царское Село»: Мы отменим квоты для турфирм, но это приведет к жестким спекуляциям

Екатерининский дворец... Кажется, что все золото мира собрано в этой пышной летней парадной резиденции русских царей в Царском селе под Петербургом. Шедевр Растрелли, созданный более двух с половиной веков назад, поражает воображение даже наших искушенных современников - хоть русских, хоть заграничных - всех, кого уже кажется и удивить ничем нельзя. Можно себе только представить, какое впечатление он производил на своих современников. Настоящее отечественное достояние.

Кажется, что о Екатерининском дворце уже все известно и все написано, но лишь только копни... Одна только вечная загадка исчезновения великолепной Янтарной комнаты чего стоит! Сейчас эта воссозданная чуть более десяти лет назад реликвия привлекает сюда огромное количество туристов, а турфирмы в своих программах так и пишут "Экскурсия в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты". Какая несправедливость! Как будто без этого реконструированного признанного шедевра дворец абсолютно ничего не стоит. Чепуха! Он производит неизгладимое впечатление на всех посетителей, на некоторых даже более сильное, чем Главный дворец Петергофа. У меня это роскошное барочное сооружение ассоциируется с ослепительным сиянием солнца, золота, янтаря, светильников...

Мне довелось бывать в Екатерининском дворце несколько раз в период с 2003 по 2009 год. Так что лицезреть Янтарную комнату я честь имела. Как и на многих, на меня она произвела неизгладимое впечатление и не только красотой внешней, материальной. Как известно, янтарь камень лечебный и даже магический. И мне удалось испытать его волшебное действие на себе...
Жалко, что время пребывания здесь ограничивается несколькими минутами, и нельзя задержаться и побыть подольше и все рассмотреть в деталях. В спину дышит следующая группа. Здесь вообще не предусмотрено свободное передвижение. Даже тех, кто индивидуально приходит во дворец, объединяют в группы.
Кстати, есть один очень удобный момент - всем экскурсантам при входе выдают наушники. Так что хорошо слышат экскурсовода все, даже те, кто стоит на расстоянии.
Екатерининский дворец - это живая история. Каждый русский император, начиная с Екатерины I, внес в его строительство и развитие что-то свое. Но основными создательницами дворца были дамы - три императрицы - уже названная мной Екатерина I, а также Елизавета Петровна и Екатерина II. Именно они сделали Екатерининский дворец и парк такими восхитительными, какими мы их знаем.
Но сегодня я не буду углубляться в историю, а расскажу о посещении нами Екатерининского дворца на рождественских каникулах 2013 г.
5 января мы приехали в Пушкин, чтобы посетить два дворца - Екатерининский и Александровский. Об успешном посещении Александровского дворца я рассказала уже давно (год назад) в статье . Мы прибыли в город в 12 часов и отправились сразу именно туда - так было логично, потому что он первый по пути. Нам так казалось, что логично. Но как показала практика, мы сделали ошибку. Потеряли время.
Я уже писала об этом, но не грех будет повториться: если вы приехали в Пушкин единоразово, на 1 день и хотите увидеть оба дворца, то рекомендую начинать знакомство с дворцами с Екатерининского дворца. В Александровский дворец можно пройти в любой момент, без очередей и каких-либо других трудностей.
С Екатерининским все сложнее. Индивидуальных туристов (т.е. тех, кто приехал без групповых экскурсий) туда пускают только по строгому графику: с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. К жесткому графику добавляются еще безумные очереди.

Наш поход в Екатерининский дворец. Часть 1. Безжалостная ирония судьбы

Итак, в 13.52 мы весело и беззаботно вошли в великолепный Екатерининский парк. Окинули взглядом бирюзовый сказочный дворец и пошли вдоль него по очищенной от снега дорожке.






Людей было немало, несмотря на промозглую, ветреную погоду. Да оно и понятно - рождественские праздники...




Припорошенный снегом парк невероятно хорош! Глядя на всю эту красоту, мы шагали вперед в предвкушении чуда.


И тут мы уткнулись носом в очередь. Но даже тогда мы ничего не поняли. Обогнули очередь и прошли по дорожке дальше. Осмотреться, прогуляться...


Дошли до Камероновой галереи. Потоптались у сувенирной лавки. Сходили в туалет (он рядом с сувенирной лавкой). И вернулись к очереди.




Стоим в очереди... разглядываем дворец в деталях... дааа, не жарко...









Если честно, в это не верилось. Экскурсионные группы, конечно, шли в обход нас регулярно, но не часто. Значительно больше, ну просто в разы, выходило из дворца уже "отстрелявшихся". Шло время и было понятно, что дворец уже не переполнен. На улице страшно холодно. Кто-то из персонала постоянно выглядывал и посматривал на скопившуюся толпу людей. Люди стояли молча и безропотно. Многие верили, что начнут запускать раньше. Перед нами было немного народу, мы ждали и не падали духом...
Но я решила время не терять и прогуляться по парку,


Вдоль Холодной бани, Агатовых комнат, Камероновой галереи...









Все время поглядывала на дворец. Боялась опоздать.


Полюбовалась на Зеркальный пруд под снегом и Нижней ванной,


Узорчатыми деревьями,


Красотой Камероновой галереи со всех сторон.





Грот на пруду.



Зря торопилась. Воз был там же. Очередь росла. Никого не пускали. Соня сидела на плечах у папы.


В очереди мы были с ребенком не одни - в паре десятков человек от нас стояли родители с маленьким мальчиком.
Вообще ситуация с детьми в этом музее меня потрясла. Ни много - ни мало. Постоянно выглядывающий зачем-то мужик хорошо видел сидящую на двухметровом папе замерзшую малышку и даже не предложил пройти внутрь здания погреться.
Второму ребенку стало то ли плохо, то ли еще что, и кто-то из его родителей отважился постучаться во дворец. Их пустили, но не дальше порога, судя по разговору по телефону с оставшимся в очереди родителем.
Короче. Мы с Софи не достояли в очереди 20 минут. За полтора с лишним часа мы так околели, что не выдержали и ушли в машину. Стоять дальше было невыносимо . Я рассудила так: сама я во дворце бывала неоднократно, уверена, что еще буду. Ребенок маленький. Она еще мало понимает. Остался в очереди только наш папа, который в этом дворце никогда не был, замерз меньше, чем мы, ну и который из принципа уже никогда бы из этой, извините, долбанной очереди не ушел.
Запустили народ в здание секунда в секунду...
Занятно, но в эти драматичные минуты солнце озолотило своим светом дворец, небо прояснилось... Как легкая издевка, ирония - единственные лучи солнца за всю нашу рождественскую питерскую поездку появились в самый неприятный момент путешествия....
А мы с дочкой топали в машину. Нам уже было все равно.


Наш поход в Екатерининский дворец. Часть 2. В блеске великолепия

Екатерининский дворец безусловно стоит того, чтоб сюда ехать. Другой вопрос, чтоб организовать свое посещение надо стараться так, чтоб не было мучительно больно. Порядки здесь жесткие, так что запасайтесь терпением, чтобы стоять в очередях. Есть, конечно, варианты для того, чтоб их избежать.

  1. Приезжайте в будние дни (не выходные, и не праздничные) в межсезонье.
  2. Приезжайте сюда в составе организованной группы.

Других вариантов нет. Приехали в Петербург летом в выходной или зимой в праздники? Поздравляю! В таком случае подъезжайте ко дворцу хотя бы часиков в 10 (чтобы наверняка попасть в него в 12 часов - раньше индивидуалов все равно не пускают). И не забудьте - по вторникам музей не работает, также как в последний понедельник месяца.
А теперь фотографии моего благоверного. Милости прошу любить и жаловать.


Парадная лестница (1860–1863 г.), стиль рококо


Декор интерьера Парадной лестницы (1860–1863 г.)


Кавалерская столовая, архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.


Кавалерская столовая предназначалась для небольших мероприятий.


Кавалерская столовая


Большой зал (Светлая галерея) - самое большое помещение дворца, предназначенное для приемов, балов и пр. мероприятий. Архитектор Ф.-Б. Растрелли (1752–1756 гг.)


Большой зал Екатерининского дворца занимает площадь 800 кв.м. Фото с сайта: http://tsarselo.ru


Потолок Большого зала




Вид из окна


Потолок Белой Парадной столовой


Белая Парадная столовая. Здесь императрица совершала небольшие торжественные обеды и ужины со своими приближенными.




Зеленая Столбовая. Это буфетная - комната, где хранилась посуда - серебро и фарфор.


Зеленая Столбовая. Архитектор Ф.-Б.Растрелли. 1750-е гг.


Портретный зал, архитектор Ф.-Б. Растрелли. Зеленая столовая. Отсюда начинались личные покои Павла I. Интерьер создал в 1779 г. Ч. Камерон.


Церковная (Стасовская) лестница, 1843–1846 годы, архитектор В. П. Стасов.

На этом наша экскурсия закончена. Конечно, это не все залы дворца, но основные. Обращаю внимание, что всё, что мы видим в Екатерининском дворце, - это парадные залы. К сожалению, жилые покои царей так и не были восстановлены.
Дворец оставляет двоякое впечатление особенно у тех, кто бывал здесь давно, два-три десятилетия назад, и может сравнить с современной обстановкой. То, что прием туристов поставлен на поток и напоминает конвейер, то, что невозможно спокойно пройти по музею в удобном для себя темпе, то, что музей стал похож больше на механизм, машину, чем на объект культуры - все это грустно.
Надеюсь, что своим рассказом я только разожгла ваше желание приехать и увидеть все лично. И правильно. Никакая статья, никакие фотографии не передадут великолепия Екатерининского Дворца и не создадут Вашего личного впечатления.

Пассажир неместный: «Подскажите, а Царское Село-это здесь выходить?»
Пассажир местный: «Да, выходите быстрее, это Пушкин!»
Информационный стенд на платформе: «Детское Село».
(Подслушанный разговор в питерской электричке)

«Мы янтарную комнату хотели посмотреть,
а он нас зачем-то ведёт в Екатерининский дворец…»
(Шептания интеллигентных бабушек на экскурсии в Царское Село)

Царское Село - один из самых посещаемых и в то же время сложных экскурсионных объектовПетербурга. Посещаемый - потому что здесь находится знаменитая Янтарная комната. Сложный - потому что с Царским Селом в сознании обывателя связаномного мифов как историко-культурного, так и бытового характера. Поэтому я настоятельно рекомендую посещать Царское Село в сопровождении профессионального гида (т.е.меня). Но если уж вы решили отправиться в Царское Село сами, познакомьтесь сосновными ошибками самостоятельных туристов и не совершайте их.

«Поехали сегодня в Царское Село! Сейчас по карте посмотрим, где оно…» Царского Села Вы на карте ненайдёте. С 1937 г. оно называется «Пушкин» (в 1937 отмечали столетие со дня смерти Пушкина, который учился в Царскосельском Лицее). Если поедете на поезде,то ж/д станция будет называться «Детское Село» (так Царское Село называлось в советский период до 1937 г.)

«Съездим, посмотрим Янтарную комнату. А потом, может быть, зайдём в царский дворец…» Янтарная комната - одна из комнат Екатерининского (в честь Екатерины I, первой владелицы) дворца. Во дворце помимо этой комнаты сейчас открыто около двух десятков залов. Поэтому невозможно попасть в Янтарную комнату, минуя Екатерининский дворец. Однако с прошлого года стало возможно попасть в Екатерининский дворец и не посетить Янтарную комнату (вас просто поведут по другой части дворца - комнатам Павла Петровича), так чтобудьте внимательны.

«В путеводителе написано, что дворец работает с 10:00 до 17:00. Поедем к открытию, чтобы в очереди не стоять…» Индивидуальных посетителейв летний сезон и в каникулы запускают с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. В остальное время вход открыт только для заказных групп с противоположной стороны дворца.

«Вот и дворец. Всё пусто, никого нет. А говорили, будет очередь…» Это Александровский дворец (жёлто-белый). Сюда тоже можно зайти, но никаких роскошных интерьеров Вы не увидите. Здесь выставка, посвящённая быту Николая II и его семьи. Екатерининский дворец с Янтарной комнатой дальше, он бело-голубого цвета (говорят, покрашен в цвет глаз императрицы Елизаветы Петровны).


«Вот и бело-голубой Екатерининский дворец. Но здесь касса в парк. А нам в парк не нужно, нам во дворец нужно» Во дворец можно попасть только через парк. При этом не потеряйте парковые билеты! Их снова нужно будет предъявлять при входе во дворец.

«Ага, вот мы и в парке. А куда эта большущая очередь?» Ваше смутное неприятное подозрение Вас не подвело - это и есть очередь в Екатерининский дворец.Вставайте и ждите. Ждать придётся час-полтора. В это время можно отправить жену и детей погулять по парку.

«Ну вот мы и вошли во дворец. Всех ненавижу (обливаясь потом )! Что теперь?» Теперь покупайте билеты во дворец, показав билеты в парк. Это можно сделать в трёх кассах, а не только в той, где все толпятся. Если у Вас есть верхняя одежда, бутылка воды и большая сумка, их надо сдать в гардероб. Фотоаппарат и камеру берите с собой - включено в стоимость билета.

«Что за бред? Снова очередь? Я же ведь уже стоял!» Да, снова нужно стоять. Но недолго (минут 10-20) и в помещении. Это очередь к входным турникетам.

«Прошёл через турникеты. Чёрт бы побрал этот дворец! Теперь быстро ищем Янтарную комнату, фотографируем её и в ресторан. Есть хочется!» Не всё так просто. Посещение музея - только в составе группы с экскурсоводом. Самому ходить по музею нельзя. Фотографировать в Янтарной комнате тоже нельзя, зато можно во всех прочих залах.

«Ну, вот экскурсия, слава богу, кончилась. Зато теперь знаю, в какой роскоши жили русские цари. Понятно, почему революция случилась…» Во дворце, который Вам показалине жил ни один русский царь, потому что:

  • Всё это сделано за последние 50 с лишним лет. После войны от дворца почти ничего не осталось. Янтарная комната - послевоенная реконструкция, местоположение настоящих янтарных панно неизвестно.
  • Разные интерьеры дворца восстановлены на разные периоды. Парадная лестница - на эпоху Александра II, Большой (Тронный) зал – на эпоху Елизаветы Петровны, Зелёная столовая - на эпоху Екатерины II.Большинство картин на стенах (кроме Картинной галереи) там не висели. Они были написаны для других павильонов. И совсем нелепо представлять, что в Кавалерской столовой могли в один день выставить все орденские сервизы.
  • Интерьеры, которые Вам покажут - это парадные помещения. Они предназначались для парадных мероприятий (обедов, балов, театральных постановок, приёмов). Личные комнаты императоров на сегодняшний день не восстановлены.

Одной из наиболее известных достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга является Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине. Его жемчужина - Екатерининский дворец. Это место каждый год принимает огромное количество туристов. Ведь побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть его самого знаменитого дворца - большое упущение для гостя города. Позвольте немного рассказать вам о Екатерининском дворце. Уверена, что виды дворца и его знаменитых залов вдохновят вас на посещение этого места.

Немного истории

Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери I, Елизавете Петровне.

С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Расстрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.

Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атланов - это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея, о котором можно прочитать . Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса - циркумференции.

Парадные залы Екатерининского дворца

Первое что вас встречает - это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.

Лестница украшена скульптурами "Просыпающийся Амур", а с противоположной стороны - "Спящий Амур". Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины "Суд Париса","Юпитер и Каллисто" и "Эней и Венера". Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.

Лестница ведет своих посетителей в залы дворца.

Большой зал

Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей - самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг - от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал оку тан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.

На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада двор ца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.

Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.

Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".

Картинный зал

В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина "Полтавская битва", сделанная по заказу I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Арабесковый зал

Арабесковый зал - один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях - отличительная черта комнаты.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.

Малиновая Столбовая использовалась для проведения настольных игр.

В Зеленой Столбовой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.

Портретный зал

В Портретном зале дворца находятся ка ртины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.

Янтарная комната

Восьмое чудо света - так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.

Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната б ыла полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.

Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кеннигксберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.

Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Работы по восстановлению дворца и интерьеров еще продолжаются. Часть комнат восстановлена, но еще многое необходимо собрать буквально по крупицам. Архитекторы скрупулезно, с помощью снимков и документов, составляют макет (деревянную модель), а позолотчики покрывают сусальным золотом каждый элемент декора. Над каждой деталью интерьера кропотливо трудится целый штат профессионалов. Их труд сложно переоценить.

Когда посетить

Когда же лучше посетить Екатерининский дворец в Царском селе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Посещая его летом, вы можете любоваться видами дворца и парка, его широкими аллеями и видом Большого озера. Конная прогулка с экипажом, на электромобиле по парку или на гандоле по Большому озеру сделают посещение Царского села незабываемым. Но летом посетителей так много, что вам придется пожертвовать своим временем стоя в очереди, чтоб попасть во дворец. Это может длиться и 20, и 40 минут. Поэтому многие советуют посещать дворец зимой, а парк - летом.

На мой взгляд, самая прекрасная пора для посещения - это ранняя осень. Период "бабьего лета" в Царском селе так любили многие писатели и поэты. Осеннее солнце еще по-летнему теплое. Листва на деревьях поражает буйством красок и сочетаний. Уже не так жарко и душно как летом, но и не холодно и дождливо, как осенью или зимой. Красота осеннего убранства деревьев ни чуть не уступает красоте дворца, а дополняет его.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. я д. 7.

Добраться до музея можно несколькими способами:

  • От Витебского вокзала идет электропоезд до станции "Царское Село". Стоимость била составит около 40 рублей. Время в пути 30 минут. Дальше до музея можно доехать на маршрутном такси №371, 377, 382 или на автобусе № 371, 382. Можно дойти пешком. Это займет примерно 30 минут.
  • От станции метро Московская идут маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена за "поющими фонтанами" у Дома Советов. Время в пути составит менее часа в зависимости от пробок. Стоимость поездки около 40 рублей.
  • Автобус №187 следует до ж/д вокзала в г. Пушкин. Время в пути составит примерно 75 минут. Стоимость проезда - 30 рублей. От вокзала можно пересесть на маршрутные такси или автобус до музея.
  • От станции метро Купчино идут маршрутные такси №№ 545, 286, 287, 347, автобус №186. Время в пути менее часа. Стоимость проезда 40 рублей.

На мой взгляд, наиболее удобный способ добраться до музея - сесть на маршрутное такси у станции метро Московская, быстро и комфортно добраться до музея.

Режим работы и цены

Режим работы дворца: 10.00 - 18.00. Касса работает до 16.45.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Для того чтобы попасть во дворец, в период с апреля по октябрь вам необходимо купить билет в парк.

Стоимость взрослого билета - 120 р.

Для учащихся школ, студентов, военнослужащих, курсантов, членов союзов архитекторов, художников, дизайнеров России - 60 р.

Для пенсионеров РФ и Республики Беларусь - 30 р.

Для посетителей моложе 16 лет - бесплатно.

Надеюсь, мой обзор был интересен и полезен. Уверена, вы получите самые приятные эмоции от посещения музея и будете возвращаться туда снова и снова!



Похожие публикации