Первый независимый агрегатор походов. Первый независимый агрегатор походов Мост возле петропавловской крепости

Иоанновский мост - самое первое и старейшее мостовое сооружение Санкт-Петербурга, история которого началась вместе с рождением самого города.

История

Переправу у Меньшикова бастиона построили к маю 1703 г. с целью транспортировки земли для закладки Петропавловской крепости – первого мощного форпоста новорожденного града Петра. В те времена переправа через Кронверкскую протоку соединяла Городовой остров (сегодня – Петроградский) с Заячьим.

Ненадежный наплавной мост, в те времена носивший имя Красный, опирался на деревянные барки, качавшиеся на волнах и скребущие друг друга бортами, и имел два разводных пролета. По задумке строителей такая конструкция имела свои преимущества для военной ситуации - при вероятном наступлении противника деревянное сооружение можно было легко поджечь и остановить врага.

На карте молодого Петербурга мост, который наводили только летом, был обозначен уже в 1705 г., а к середине 1706 г. возвели устойчивое свайное сооружение с настилом из досок, где была выделена полоса и для проезда телег, и для пешеходов. К 1730 г. мост стали называть Петровым (или Петровским).

В 1738 г. в Петропавловской крепости был построен Иоанновский равелин, названный в память о брате Петра I и в честь правящей царицы Анны Иоанновны – племянницы государя. Необходимость в дополнительных укреплениях отпала, и свайную конструкцию перестроили в многопролетный мост с центральным разводным крылом.

Часть конструкций – береговые пролеты и дамбы - выложили из камня в форме арок, дошедших до нас в неизменном виде. Средние пролеты, поднятые над руслом пролива, остались деревянными и впоследствии неоднократно перестраивались. Ось сооружения была ориентирована на Иоанновские ворота равелина, построенные к 1740 г. по проекту талантливого военного инженера-гидротехника графа Бурхарда К. фон Миниха.

К концу 1760-х гг. поверхность проезжей части Петровского моста выложили в виде булыжной мостовой, исключая разводной пролет. К 1887 г., учитывая, что мост ведет прямо к Иоанновским воротам равелина, ему присвоили окончательное имя – Иоанновский.

В течение следующих десятилетий, мост неоднократно обновляли, в результате чего сквозные арочные пролеты на берегу заложили камнем, реставрировали перила и плафоны фонарей, но серьезным конструктивным изменениям до середины XX века сооружение не подвергалось.

Во время капитального ремонта 1951 – 1953 гг., который провели по проекту инженеров П.В. Баженова и П.П. Степанова и завершили к 250-летнему юбилею Петербурга, средние пролеты, ранее выполненные из деревянных балок, реконструировали в металле. Исторический вид настила сохранили, оставив его деревянным.

Благодаря работе архитекторов-реставраторов А.Л. Ротача и Н.Н. Белехова оформление переправы также было изменено. Мост осветили фонари, повторявшие дизайн светильников старого Суворовского моста, а узор новой решетки ограждения во многом совпадал с оформлением старинных ограждений на набережных Кронверкского пролива с витыми растительными орнаментами. Обелиски с касками выполнены по образцам начала XIX века, созданным для Троицкого моста.

Иоановский мост в наше время

В ходе реставрационного ремонта Иоанновского моста 2001 – 2003 гг. была проведена замена мостового полотна, облицовочного покрытия аркад и оснований, усилен свод сооружения, укреплена кладка, проведена гидроизоляционная обработка открытого свода составами с долговременной защитой известняковой кладки от воздействия влаги.

Во время работ по реставрации восстановили узор чугунной решетки, на торшерных фонарях вновь появились позолоченные изображения двуглавых орлов над копьями,

Длина части моста над руслом – 74,6 м, полная длина с учетом арок над береговой частью – 152 м, ширина – 10 м.

В мае 2003 г. на свае у моста появилась полуметровая фигурка Зайчика. Создатель бронзового зверька – скульптор Владимир Петровичев - посвятил ее мирному обитателю древнего Заячьего острова. По легенде, восходящей к временам строительства Петербурга, ушастый спасся от наводнения, спрятавшись в сапоге Петра Великого.

Поскольку хроники сообщают, что император лично спасал солдат во время весенних наводнений, стоя по пояс в ледяной воде, легенда приобрела особый смысл. А Зайчик Иоанновского моста стал талисманом, который туристы каждый день осыпают монетками - на счастье.

Чтобы найти Иоанновский мост, нужно доехать до станции метро «Горьковская», а после выхода в город повернуть и идти в обратном направлении через Александровский парк около 7 минут.

Самым старым в Петербурге считается Иоанновский мост – ровесник города, основанного в 1703 году во время Северной войны. Город, как известно, начинался с на Заячьем острове, и одновременно, на Городском острове (теперь Петроградская сторона) началось строительство жилых домов. Тогда же по приказу Петра I через Кронверкскую протоку была устроена первая наплавная переправа, проложившая путь между строящейся крепостью и поселком.

Шведы, не желавшие без борьбы уступить русскому государю земли в устье Невы, предприняли ряд попыток захватить строящийся Петербург в 1704-1705 годах. Хотя их действия не имели успеха, но заставляли держаться начеку русских военных, доставляя немало хлопот и неприятностей строителям. В случае внезапного нападения шведов переправу, составленную из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом, следовало быстро разобрать или просто сжечь.

Прошло несколько лет. Петропавловская крепость утратила оборонительную функцию, и временное сооружение заменил постоянный деревянный разводной мост. Его назвали сначала Красным, потом Петровским (1730 год). Современное название мост носит с 1887 года, — а перешло оно от разобранного моста, ранее перекинутого через ров у Иоанновского равелина (часть оборонительных сооружений Петропавловской крепости).

Мост неоднократно перестраивали (1738, 1802, 1848 годы и т.д.), изменяя его облик. Существующий мост – пешеходный, на каменных устоях, но настил по-прежнему деревянный, поэтому здесь запрещено курить.

Его размеры (по данным СПб ГБУ «Мостотрест»): общая длина – 152 метра, длина русловой части – 74,6 метра, ширина – 10,5 метров.

Красивая решетка и фонари в виде копий, собранных в пучки и увенчанных двуглавыми орлами, выполнены в стилистике начала XIX века. Однако появились они значительно позже — в 1953 году. Так в ходе реконструкции под руководством архитектора А. Л. Ротача мост украшали к 250-летию города.

К следующей юбилейной дате в 2003 году мост обзавелся собственным талисманом. На свае у основания моста установили фигурку зайца. По традиции туристы загадывают желание и бросают монетку Арсению (так зовут ушастика в память о старинном названии Заячьего острова — Енисари). Если монетка не упадет в воду, а окажется на постаменте возле зайца – желание сбудется.

Где находится Иоанновский мост

Пешеходная прогулка по Петропавловской крепости начинается от Иоанновских ворот. С Петроградской стороны через Кронверкский пролив к ним ведет одноименный мост. Иоанновский мост соединяет Троицкую площадь и Заячий остров.

07.2013.

Кронверкский пролив

Петровский мост
наплавной
1703-1705 -
свайный, разводной
1705-1706 -
1738 - перестроен

1788 - перестройка

1801 - перестройка
1848 - полная перестройка деревянной части

Иоанновский мост

Пам. арх. (федеральн.)

1887 -
1950-1951 - инж. Баженов П. В. - перестройка
1953 - арх. Ротач Александр Лукич - перила, фонари
2001-2003 - капитальный ремонт


2003 -

Длина Иоанновского моста составляет 74,7 м, ширина - 10,5 м. Соединяет Заячий остров и Троицкую пл.
Первый мост в Санкт-Петербурге возник в связи со строительсвом Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1703 г. Длительное время он оставался единственным в городе.

Первоначальный мост был наплавной и находился несколько ниже по течению, у Меншикова бастиона. Наплавной плашкоутный мост имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Он наводился летом, зимой сооружение убирали и переправлялись по льду. Впервые обозначен на плане Петербурга 1705 г.
В 1706 г. построен постоянный свайный "в двух местах подъемный деревянный мост".
В 1738 г. мост был? перенесен против Ианновских ворот и перестроен в арочный деревянный на каменных устоях. Его береговые дамбы выполнили в виде каменных известняковых арок, средняя часть - деревянная. Мост стал 16-пролетный: 3-пролетная каменная аркада из известняка, 8-пролетная деревянная русловая часть с разводным пролетом посередине и каменная 5-пролетная аркада со стороны Иоанновских ворот. На протяжении XVII-XIX вв. деревянные части моста подновлялись без существенных изменений, а прибрежные арочные проемы постепенно закладывались.

[*] - Санкт-Петербург Петроград Ленинград. Эциклопедический справочник.

Строительство Санкт-Петербургской (Петропавловской крепости) требовало огромного количества леса и земли. Сначала с Березового (Петербургского) острова 14 (25) мая 1703 г. через протоку была наведена переправа, состоявщая из соединенных плотов. Возможно эта переправа изображена на одном из проектных чертежей крепости 1703 г. Она находилась между бастионами Меншикова и Головкина ниже современного Иоанновского моста. Тогда же начали строить более устойчивое сооружение - наплавной мост из плашкоутов (деревянных барок). Этот мост есть на плане крепости 1705 г. Мост состоял из двух частей: длинная тянулась от Березового острова к северному фасаду земляного равелина, далее вдоль его западной оконечности, вторая короткая часть, расположенная под углом, вела к воротам в Петровской куртине. В начале XVIII в. крепость была изрезана рвами, через которые было перкинуто около десятка мостов. Эта конструкция сохранялась до 1730-х гг., до постройки каменного равелина. В Летописи Петропавловской крепости зафиксировано, что плашкоутный мост в целях обороны имел в двух местах подъемные части. Но в архивных документах подтверждения этому не обнаружено.
Позже на месте переправы на плашкоутах был возведен первый в городе деревянный постоянный мост. В ведомости о строениях в Санкт-Петербургской крепости сказано "мост Красный (вероятно, говорит о цвете) через реку к крепости начат делать в 706-м году, а достроен в 707 году". Мост имел деревянный поперечный настил, перила (горизонтальный поручень на балясинах), подъемное устройство посредине длинного крыла. Мост был многопролетный, балочной системы на свайном основании. Перильные ограждения были горизонтальные на балясинах. Чертежа моста первой половины XVIII в. не найдено. Часть моста изображена на гравюре Зубова А. Ф. "Торжественный ввод четырех шведских фрегатов в Неву после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.". В течение 1720-х гг. мост неоднократно ремонтировался.

В середине 1730-х гг. появилась необходимость заменить конструкции моста каменными. Видимо, к этому времени относится разделение переправы на два отдельных моста. Мост от площади до Иоанновского равелина позднее стали именовать Петровским, а от равелина до крепости - Иоанновским. Мост от равелина до берега через реку Невского протока, каменный с перилами, по середине подъемный построен в 1738 г. Мост состоял из 4-х частей: двух каменных, двух деревянных. От площади шла каменная дамба, далее деревянное пролетное строение с подъемным устройством, затем снова дамба, завершавшаяся у Иоанновских ворот деревянным участком.

В 1763 г. был выполнен чертеж Петровского моста, где изображен мост длиной 173 м, шириной 10,5 м. Со стороны Петербургского острова каменная дамба состояла их 3-х арочных пролетов, сложенных из бутовой плиты. Центральная деревянная часть моста - около 73 м, состояла из трех пролетов. В ее среднем пролете находилась подъемная часть, по обеим сторонам которой были сооружены портальные ворота с коромыслом и противовесами на цепях. С их помощью симметричные крылья подъемной части поднимались для пропуска небольших судов. Далее тянулась каменная дамба из пяти арочных пролетов. Мост имел деревянный настил, который был разделен на проезжую и пешеходные части. К конце 1760-х гг. почти вся поверхность моста была выложена булыжником, деревянные покрытия оставались лишь на разводной части. В 1777 булыжное покрытие было только на участке от Иоанновских ворот до каменной дамбы.
В 1788 г. инж. капитаном Я. Мейснером был подписан проект существенной перестройки Петровского моста, связанной с усилением его конструкций. Согласно чертежу полностью была переделана его центтральная часть. Она стала восьмипролетной на деревянном свайном основании подкосной системы. Опоры были обиты досками, построено новое подъемное устройство - установлен лишь один подъемный портал с коромыслом. Конструкции боковых дам остались без изменений, сохранились каменные быки на деревянных сваях и каменные арочные пролеты. Булыжная мостовая была переложена "в конверт". Новые перила из профилированного бруса были украшены резными шишечками.
До конца XVIII в. существенных изменений не было.

В начале XIX в. началась новая капитальная переделка моста. 13 января 1801 г. генерал от артиллерии Кормаков подписал проект о перестройке деревянных мостов в крепости. Восьмипролетная подкосная конструкция деревянной части Петровского моста была переделана в шпрегельную. Деревянные опоры моста состояли из 4-х рядов свай, каждый ряд по 12 бревен. Под подъемным устройством несущие балки укрепили подкосами. Полностью переделали перила. Настил сделали с уклоном от центра к краям. Три каменных пролета со стороны крепости предполагалось заложить и превратить в глухую дамбу. Булыжник на проезжей части обеих дамб уложен "сеткой", тротуары покрыты плитным камнем. Над каменными участками моста были установлены каменные парапеты. Но наводнения продолжали наносить ущерб мосту, что требовало постоянного ремонта.
В 1826 г. с моста было снято устаревшее подъемное устройство с портальными воротами, сильно пострадавшими во время наводнения 1824 г. Чертеж крепостного моста, составленный 7 января 1844 г. подписанный инж. полдковником Дуровым. В 1844 произведена окраска перил и перестилка булыжной мостовой.

5 июня 1848 г. был высочайше утвержден проект полной перестройки деревянной части моста. При этом шпренгельная конструкция заменена ригельной. Основные узлы соединений деревянных элементов усиливались металлическими болтами-стяжками. Работы были закончены к концу 1848 г. На время проведения работ был построенный временный деревянный мост. В 1857 г. были обнаружены разрушения северной дамбы. Работы по исправлению закончены в 1859 г.
17 ноября 1866 г. составлено предложение о капитальной перестройки Петровского моста. Деревянная часть стала шестипролетной. Подъемная рама с зубчатым механизмом смещена. Завершено в 1867 г.
К 1890 (1887?) г. мост был переименова в Иоанновский (по Иоанновским воротам крепости) (прежний Иоанновский мост был разобран).

В 1937 г. проведены существенные ремонтные работы. К тому времени деревянная часть моста была 6-пролетной, подкосно-ригельной системы (соответствовала схеме 1867 г.). Северная дамба имела одну каменную арку, южная - три и глухую дамбу на первоначальных каменных пролетах. В дальнейшем все арочные пролеты были засыпаны и заделаны с фасадов бутовой кладкой. С этого времени мостом стала считаться только деревянная часть, а каменные дамбы - береговыми устоями.
Вскоре после снятия блокады специалистами Лентрансмостпроекта был разработан проект полной перестройки моста. Не был реализован.

В 1950 г. создан проект капитального ремонта Иоанновского моста. Все это время центральная конструкция моста оставалась полностью деревянной. Автор проекта зам. начальника проектной конторы Дормоста П. В. Баженов. Работы проводились в 1950-1951 гг. Мост стал семипролетным, на свайном основании. Опоры имели деревянную рустованную обшивку. Несушие продольные балки были заменены на металлические, расмещенные в 7 рядов. Поверх балок уложен двойной продольный настил из досок и установлены деревянные перила простого рисунка. Одновременно отремонтированы каменные устои. На обоих устоях проезжую часть заасфальтировали, а тратуары покрыли гранитными плитами.
Приблизительно в это же время был подписан акт Инспекции по охране памятников, предписывавший восстановление моста с бусчаткой. Акт подписал старший арх. СНРПМ Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома А. Л. Ротач (с техником Г. Ф. Перлиной). Арх.-реставратор А. Л. Ротач (1893-1990) в 1952 г. стал и автором проекта нового архитектурного оформления моста. Проект был выполнен по заданию Треста эксплуатации мостов и набережных Дормост на основе решения Ленгорисполкома от 1 декабря 1951 г. Было решенно на всем протяжении деревянного моста и его каменных устоев поставить металлическое ограждение и фонари по типу оставшихся от Суворовского наплавного моста (1824-1897 гг.). Проект предусматривал сохранение чугунного ограждения на правобережном въезде на мост и установку аналогичного над второй дамбой. На каменных устоях поставлены торшеры в виде обелисков с касками (по образцу стоявших на въезде на Каменноостровский пр.). На мосту - торшеры в виде ликторных связок. Проект был утвержден Научно-экспертным советом при Гос. инспекции по охране памятников. Работы произведены в 1953 г. специалистами СНРПМ под руководством Н. И. Медынцева.
В 1955-1956 гг. на берегу Кронвекского пролива между Иоанновским мостом и левым фасадом Иоанновского рвелина располагалась городская снежная свалка.
В 1960-1980-х гг. проведены комплексные ремонтные работы.

[*] - Краеведческие записки. Исследования и материалв. Вып. 6. (Пакрашкина Н.И. Мосты Петропавловской крепости. С. 137-149)

В 2001-2003 гг. (r 300-летию города) мост капитально отремонтирован. Был укреплен свод, облицованы устои и арки, заменено пешеходное полотно моста, осуществлены работы по гидроизоляции сооружения. На фонарях воссозданы фигуры орлов.
После реконструкции общая длина реконструированного моста - 152 м, русловой части - 74 м, ширина - 10 м.
Современный мост предназначен для пешеходного движения, по мосту идет основной туристический поток в Петропавловку.

Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения
Необычный памятник расположен возле моста. На одной из деревянных свай сидит небольшой бронзовый заяц. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Фигура зайца была установлена в 2003 г.
Скульптор С. Петченко. Высота фигурки - 58 см. Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра I, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии. Памятник очень любят туристы и гости города - если забросить монетку на площадку у ног зайца, жди удачи.

В 1950-1951 гг. по проекту инж. П. В. Баженова мост перестроен в дереве и усилен металлическими балками (7 русловых пролетов). Серединную часть моста выложили брусчаткой, а тротуары оставили деревянными.Декоративное оформление 1820 х гг. (декоративные фонари в виде обелисков или пучков копий с двуглавыми орлами, узорная решётка) частично восстановлено в 1951-1952 (арх-ры Н. Н. Белехов, А. Л. Ротач, инж. П. П. Степнов) во время капитального ремонта. (Большая Российская Энциклопедия. 1992)

Охраняется государством. Объект культурного наследия РФ.

Мост включён в «Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга…» как объект федерального значения на основании Постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

Иоанновский пешеходный мост соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости с Петроградской стороной. Это старейший мост, ровесник Санкт-Петербурга.

Мост перекинут через Кронверкский пролив в створе Иоанновских ворот Петропавловской крепости, неподалеку от Троицкой площади. Это семипролетное деревянное сооружение с металлическим пролетным строением длиной 74,66 метра и шириной 10,54 метров на деревянных русловых опорах с каменными аркадами.

История моста

В 1703 году наплавной деревянный мост соединил крепость на Заячьем острове со строениями на Березовом (ныне Петроградском) острове. В 1706 году наплавной мост был заменен постоянным деревянным на свайных опорах с подъемной частью посередине. Мост получил название Петровского.

В 1738 году его перестроили в 16-пролетный, с сохранением подъемного пролета.

В 1801-1802 годах деревянная часть моста была заменена восьмипролетным сооружением шпренгельной системы с однокрылой подъемной частью. Разводка моста осуществлялась вручную. На каменных аркадах был установлен гранитный парапет.

В 1827 году арочные пролеты правого крыла моста засыпаны в связи с благоустройством въездов на Суворовский наплавной мост через Неву (это название первоначально собирались дать нынешнему Троицкому мосту, построенному на месте наплавного). Вследствие наносов грунта постепенно ликвидировались и арочные пролеты левого крыла моста.

В 1887 году Петровский мост был переименован в Иоанновский. Дело в том, что между крепостью и Иоанновским равелином существовал тогда ров, через который в 1752 году был построен деревянный Иоанновский мост, названный в честь брата Петра I. После ликвидации этого моста его название перешло к Петровскому.

К 1934 году на правом крыле моста сохранился только один каменный арочный пролет, а на левом - три, вместе с дамбой, примыкающей к Иоанновским воротам крепости. В дальнейшем все арочные каменные пролеты были засыпаны и заложены бутовой плитой.

В 1950-1951 годах при очередном ремонте моста по проекту инженера В.В. Блажевича семь пролетов были перекрыты металлическими балками. Были отремонтированы и обшиты досками опоры. Проезжая часть и тротуары покрыты дощатым настилом. Перильные ограждения оставались деревянными.

В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача деревянные ограждения на мосту были заменены чугунными решетками художественного литья, установлены торшеры с фонарями, которые были при въездах на Суворовский наплавной мост. Тип решеток заимствован с перил на въездах Тучкова моста.

В 2016-2017 гг. был произведен последний по времени ремонт переправы, включающий восстановление бутовой кладки и облицовки аркад, замену поврежденных деревянных элементов русловых опор и окраску металлического пролетного строения, реставрацию чугунного декора (перила и торшеры). Также заменены деревоконструкции моста и булыжное мощение мостовой над аркадами.

Дополнительная информация

На свайном кусте рядом с Иоанновским мостом установлена фигурка зайца, получившая неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Памятник был открыт 8 мая 2003 года в честь завершения ремонта переправы и 300-летия Петербурга. Авторы проекта — петербургский скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко. Скульптура высотой 58 см выполнена из сплава силумина, алюминия и дюраля и покрыта нитридом титана.

Иоанновский мост знаменит тем, что является первым мостом Санкт-Петербурга, его история началась одновременно с историей города. Он соединяет на Петроградскую сторону и Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость .

Иоанновский мост – это один из двух мостов, пройдя по которому можно попасть на Заячий остров и в Петропавловскую крепость (второй мост – Кронверкский).

Иоанновский мост интересен еще и тем, что рядом с ним, на деревянной свае, находится еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга - счастливый заяц . Гости города, загадав желание, пытаются забросить монетку на маленькую площадку у его ног. Кому это удастся, того ждет удача, а задуманное желание обязательно исполнится.

Санкт-Петербург был основан в 1703 году и Петропавловская крепость стала первым сооружением нового города. Именно в это время и был построен первый мост, соединивший Заячий остров и Городовой (ныне Петроградский) остров. Мост назывался Петровым, это была деревянная наплавная переправа, расположенная на деревянных барках. (Барка – это речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги) . Причем, на зиму переправу убирали и переправлялись по льду.

В 1706 году наплавной мост был перестроен в разводной, он располагался немного выше по течению Кронверкского пролива , состоял из двух деревянных разводных частей и опирался на деревянные сваи.

К концу 1730-х годов был сооружен Иоанновский равелин. В это время мост был перестроен в камне, он стал 16-ти пролетным и теперь был ориентирован на построенные Иоанновские ворота . У обоих берегов были сооружены дамбы в виде каменных арок, между которыми находилась деревянная часть на сваях. Мост длительное время разводили вручную и поэтому мобильные конструкции оставили легкими - деревянными.

После перестройки моста в 1887 году мост у присвоили имя «Иоанновский».

Ранее Иоанновским назывался мост, перекинутый через ров между Иоанновским равелином и бастионами Петропавловской крепости. В ходе строительных работ этот ров был засыпан, а имя «Иоанновский» перешло к Петровскому мосту, идущему от Иоанновских ворот до Троицкой площади.

Мост назван в честь старшего брата Петра Первого Ивана Алексеевича.

Самые масштабная реконструкция проведена в начале 1950-х годов. Иоанновский мост украсили красивые фонари и была обновлена ограда. Чугунная решетка украшена замысловатым растительным орнаментом, изображением двуглавых орлов, а также геометрическими фигурами - ромбами, овалами и окружностями.

Также Иоанновский мост обновили к 300-летию Санкт-Петербурга. Во время ремонта были использованы самые современные средства и методы, предохраняющие мостовые конструкции от негативного воздействия воды. Кроме того, реставраторы отремонтировали плафоны и восстановили кружево чугунных решеток, а на фонарях были воссозданы фигуры орлов. Обратите особое внимание на постаменты в виде обелисков, украшенных касками, копьями и двуглавыми орлами.



Похожие публикации