Тайны куртатинского ущелья северной осетии. Каньон Кадаргаван и «Тропа Чудес» в Куртатинском ущелье

Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) – южный регион Российской Федерации. Расположена в предгорьях и на северных склонах Большого Кавказа. Площадь республики – около 8 тыс. кв. км, население около 700 тыс. человек. Основное население осетины и русские.

Граничит со Ставропольским краем, Кабардино-Балкарской, Чеченской, Ингушской республиками, Грузией.

Рельеф Северной Осетии очень разнообразный. На севере – Ставропольская равнина, южнее – Терский и Сунженский хребты, в центральной части – Северо-Осетинская равнина. На Юге – Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа (высота до 5033 м, гора Казбек).

Основная река – Терек с притоками Урух, Ардон, Фиагдон, Гизельдон, Сунжа, Камбилеевка. В пойме реки Терек – лиственные леса, на высоте 800-1600 м – широколиственные леса с преобладанием бука, на высоте 1600-2000 м преобладает сосна. Выше 2000 м – субальпийские и альпийские луга.

В верховьях рек Цей, Ардон и Фиагдон находится Северо-Осетинский заповедник.

Около 40% территории Северной Осетии занимают горы; в них сегодня постоянно проживает порядка 8-10 тыс. человек, или 1,5% населения республики.

Северная Осетия – один из центров горного туризма и альпинизма.

Куртатинское ущелье

Каждое ущелье горной Осетии наделено своей, только ему присущей красотой и неповторимо. Ущелье реки Фиагдон, или Куртатинское, орошаемое холодным Фиагдоном и его притоками, наиболее известно в Осетии своими историческими и культурными памятниками.

У небольшого селения Дзуарикау, находящегося примерно на полпути между

г. Владикавказом и Алагиром, дорога поворачивает в сторону гор и ведет в глубину тенистого ущелья, обрамленного лесистыми хребтами с зеленеющими альпийскими лугами на вершинах. Она плавно, без крутых подъемов и спусков, влечет нас все дальше и дальше, открывая за каждым своим поворотом все новые живописные дубравы, лужайки и нагромождения скал и приводит в Куртатинское ущелье.

Куртатинское ущелье – один из основных очагов формирования осетинского народа и его национальной культуры с эпохи раннего средневековья.

Предания рассказывают, что Куртатинское общество основали два брата-алагирца - Курта и Тага. Потомки Тага перешли жить в соседние ущелья и основали там Тагаурское общество.

Ущелье является центром осетино-грузинских культурных отношений: через него проходил древний караванный путь в Закавказье. Здесь же, в районе наиболее густонаселенном, большое количество сторожевых и оборонительных башен, которые приковывают внимание путника своим внешним видом, оригинальностью форм, своим местоположением. Они так слились с окружающим пейзажем, так дополняют обычную картину, что без них пейзаж потерял бы некоторую долю своей дикой оригинальности.

По мере продвижения в верх, дорога идет мимо нависающих козырьком серо-желтых скал, на одной из которых красками нарисован портрет И.В. Сталина.

Проехав нависающий скальный массив, мы встречаемся еще с одним из маленьких природных чудес. Место это у осетин называется «Кадаргаван». Клокочущий далеко внизу Фиагдон пропилил здесь в хребте узкую, словно удар меча, щель. И в этой огромной расселине, перекрывая ее от скалы до скалы, застрял громадный валун.

Под ним с ревом, несется Фиагдон. Картина редкая даже для Кавказских гор!

Неподалеку находится «Тропа чудес» излюбленное место отдыха осетин и туристов. Здесь, на скалистом отроге, над узкой тесниной Фиагдона выдолблены узкие дорожки и построены мосты, гуляя по которым можно наслаждаться великолепием местного пейзажа, под грохочущий рев реки. На тропе, прямо из большого камня торчит стилизованный «Меч кровников». Легенда гласит, что в окрестностях этого места в давние времена на узкой тропе, над пропастью охотник увидел попавшего в беду путника, которому он был кровным врагом, и от меча которого мог погибнуть. Но честь горца оказалась выше нежелания встречи и не позволила отказать в помощи путнику. Охотник спас путника от гибели. После этого, путник простил его и в знак примирения они воткнули меч вражды в камень и стали братьями. Здесь же в клетках можно увидеть бурых медведей и леопарда, которых привезли для развлечения туристов.

Еще несколько поворотов дороги - и на левом берегу появляется селение Дзивгис , занимающее почти ровную террасу между рекой и обрывами горы Кариу-хох. Первое, что бросается в глаза, - руины домов и башен, теснящиеся на небольшом пространстве. Лишь пять-шесть жилых домом сегодня стоят в Дзивгисе.

В Дзивгисе очень много интересного. Дзивгиская крепость, безусловно, является одним из наиболее мощных фортификационных сооружений Осетии.

Скальная крепость в Дзивгисе

Укрепление состоит из шести башен, пристроенных к входам естественных пещер, на различных высотах. Основное укрепление, отмечающееся значительными размерами, располагается на самом нижнем уровне, у подножия горы. За его каменной стеной находится большая Дзивгисская пещера.

В остальные башни имелся проход из соседних – по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости.

В районе Дзивгиса есть сквозные пещеры и замаскированные сторожевые засидки, которые с древних времен использовали люди для обороны и скрытых перемещений с одного края скалы на другой .

В Дзивгисе также много надземных склепов (дзаппазов), надгробных каменных столбов (цыртов) и каменных ящиков для погребения, относящихся к разным историческим периодам .

А на южной окраине селения у самого берега реки находится интересный культовый комплекс «Дзивгисы дзуар». Он состоит из христианского храма и чисто языческого святилища, окруженных общей каменной оградой, - сочетание, распространенное для горной Осетии. Время ее сооружения достоверно не известно, но в литературе церковь обычно относят к XVII веку.

За Дзивгисом на правом берегу Фиагдона, на расстояние 2-3 километров друг от друга расположены небольшие селения: Барзикау, Лац и Хидикус . А на противоположном берегу - Гули, Цымити, Урикау, Кадат, Харисджин . Возле каждого селения находятся памятники древности: башни, могильники, цырты и дзуары.

Между Дзивгисом и городком Фиагдон, на небольшом холме возвышаются два памятника: стройный красавец конь под седлом низко опустил голову, оплакивая своего павшего в бою наездника и бюст И.В. Сталина.

Здесь привлекает внимание кладбище. Местные жители называют его «нартским кладбищем» (богатырским) . Это подземные склепы из камня. По преданию, нарты хоронили здесь своих покойников.

Там же, на возвышении, лежит «камень великанов». На поверхности камня большое количество круглых выемок. А в центре с. Лац около утеса полукругом стоят камни. В камнях сделаны ровные углубления для сидения, Некоторые напоминают кресла. Самое большое носит название «кресла Урузмага» - старшего из нартов. Это «Ныхас» - место общественных сборов и совещаний, своего рода осетинское вече, доступ куда имели только мужчины.

Здесь умудренные опытом старики решали все важнейшие дела села, вершили суд и творили мир. Принятые на ныхасе решения были обязательны - ведь в старину жизнь горца не регламентировалась законом и основывалась на народном праве.

Куртатинское ущелье (осетинское: Куырттаты ком) – жемчужина природного достояния Республики Северная Осетия-Алания. Это уникальное горное ущелье на протяжении более 50 км проходит по территории Алагирского района с северо-восточного в юго-западном направлении.

Своему образованию ущелье обязано притоку Терека — горной реке Фиагдон, берущей свои истоки на ледниках Архона, Тепли и Сырхбарзонда. Прорвавшись своими бурными потоками через скалистые массивы, река образовала живописную долину с видами луговых и лесистых склонов Кавказских предгорий. Начинается Куртатинское ущелье у села Дзуарикау (22-й км трассы Владикавказ-Алагир), в месте выхода Фиагдона на равнину среди грабово-буковых невысоких лесистых холмов.

История Куртатинского ущелья

Куртатинское ущелье считается колыбелью осетинского народа и источником возникновения его национальной культуры с эпохи раннего средневековья. В те времена это был густонаселенный район, по которому пролегал один из самых знаменитых караванных путей в Закавказье. До начала XX века он удерживал третье место по востребованности после Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорог.

Об его значении говорят нам живые свидетели той славной эпохи – многочисленные сторожевые башни и наскальные крепости средневековья, встречающиеся здесь повсеместно. Оригинальный вид оборонительных башен настолько органично сливается с диким горным пейзажем, что сразу покоряет своим видом любого путника здешних мест. Ни в одном из районов Осетии исторические, природные и архитектурные памятники не встречаются в таком большом скоплении как в Куртатинском ущелье.

Достопримечательности Куртатинского ущелья

Пещеры Тагардона

Поселок осетинских лесорубов Тагардон живописно расположился в лесистой котловине, на месте впадения в Фиагдон его левого притока. Окрестности Тагардона славятся многочисленными карстовыми пещерами меловых хребтов — Пастбищного и Скалистого. Наиболее большие и изученные их них:

  • Нывжин лагат,
  • Университетская,
  • Заповедная (Шуби-Ныхасская).

Нывжин лагат (пещера с рисунками) находится на северо-западном склоне хребта Хошхаранраг. Чтобы попасть в пещеру, надо подняться на высоту около 1200 м. На входе вы сразу попадете в широкий и высокий грот длиной около 20 м. Постепенно он сужается в довольно тесный проход в виде каньона, протяженностью приблизительно 170 м. Дно пещеры неровное, с большим количеством уступов и колодцев разной глубины и формы, которые заполняет водой протекающий по нему ручей.

Пещера Нывжин лагат поражает анфиладой причудливых сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, каскадными натеками на сводах, колоннами, окрашенными окислами железа в красные и желтовато-розовые оттенки. В загадочных подземных залах перед нами открываются тайны Куртатинского ущелья. По преданию, древние куртатинские ювелиры делали бусы из сталактитов этой пещеры, а охотники укрывались здесь во время непогоды.

Каньон Кадаргаван

Кадаргаванский каньон — настоящее природное чудо – излюбленное место паломничества туристических групп и отдыха местных жителей. Здесь на протяжении десятков метров река Фиагдон прорезала в известковой породе узкую 60-метровую щель, создавая ощущение как будто бы разрубленной надвое волшебным мечом скалы. Внизу, в извилистом русле грохочет и пенится непокорная вода, а над рекой нависают застрявшие в проеме огромные каменные валуны, похожие на своеобразные мосты.

На одной половине этого каньона построена смотровая площадка «Тропа Чудес» — рукотворное хитросплетение каменных лестниц и железных мостов, прогулка по которым позволит по достоинству оценить это причудливое творение природы. Здесь любой местный житель покажет вам символический памятник дружбы осетинского народа — «Меч кровников». Именно на этом месте благодарный горец, спасенный своим кровником от неминуемой смерти, воткнул в скалу меч вражды и поклялся ему в братской дружбе.

Дзивгисская крепость

Дзивгисская наскальная крепость 13-16 вв — один из самых необычных и интересных исторических памятников Северной Осетии. Образована она натуральными выемками горы Кариухох, сформированными в породе известняка под воздействием атмосферных факторов, которые были искусно заложены стенами из камня, скреплёнными крепким раствором.

В крепости применялась оригинальная система сообщения между укреплениями, устроенными на разной высоте. Для этого использовались высеченные в скалах тропинки и подвесные лестницы, убиравшиеся защитниками при нападении неприятеля. Таким образом, в ходе боя каждое помещение крепости служило отдельным, не сообщавшимся с другими, очагом обороны, практически недоступным для захватчиков. Как гласит легенда, Дзивгисская крепость стала неприступной в 16 веке для персидского шаха Аббаса, не позволив ему проникнуть в Куртатинское ущелье из Закавказья.

Но не торопитесь покидать это небольшое по сегодняшним меркам село!

Ведь когда-то Дзивгис был значимым «военно-патриотическим ансамблем», духовной и оборонной твердыней, отвечавшей за безопасность местных жителей! Именно поэтому, здесь вы сможете увидеть еще много интересных достопримечательностей того времени – две оборонительные башни, памятные цырты с орнаментными изображениями, различные виды гробниц и склепов. А основной сокровищницей этого комплекса является — великая святыня Уастырджи дзуар. Собор святого Георгия 14-16 вв – символ объединения языческих верований осетин и христианства.

Из-за особого почитания Уастырджи дзуар хорошо сохраняется до сегодняшних дней.

Башня Курта и Тага

Древний замок Курта и Тага — еще одна национальная гордость Куртатинского ущелья Северной Осетии. Находится она в ауле Уаллагсых, на горе Хакун. Это сооружение считается родовым поместьем для многих осетин. Объясняется это тем, что большинство фамилий, распространенных в республике, имеют генеалогическую связь с легендарными именами владельцев башни.

Поверье считает строителями башни Курта и Тага — двух братьв-алагирцев, правнуков легендарного родоначальника Сидамона. В нем рассказывается, что однажды во время охоты Курта и Тага их соколы поссорились и победу одержал сокол Курта. Посчитав это дурным знаком, Таг покинул родные края и ушел в Даргавское ущелье, место обитания кистов. Тага сумел завоевать эту местность и обосновался на ней. Курт же остался полноправным правителем, а его имя дало название исторической территории — Куртатинскому ущелью.

Продолжаем нашу экскурсию в Куртатинское ущелье. После того как мы посетили древнюю наскальную крепость в Дзивгисе, наш путь продолжился дальше вверх по ущелью. Пейзажи альпийских лугов Кавказских гор просто потрясающи. Склоны гор словно окрашены в ярко-зеленый цвет, а облака уже цепляются за вершины гор. Куртатинское ущелье продолжает нас поражать своими видами и достопримечательностями.

облака ниже гор

Достопримечательности Куртатинского ущелья

На протяжении пути по Фиагдонской долине проезжаем несколько почти заброшенных селений, около которых видны древние строения башен, склепов и домов.

остатки старинного селения

Фамильная башня

Расстояние между селами небольшое и расположены они как на правом, так и на левом берегу реки Фиагдон. На зеленых склонах гор коричневыми или серыми пятнами выделяются скальные образования, в которых отчетливо выделяются пещеры.

пещеры ущелья

еще одна пещера

Вообще Куртатинское ущелье богато на такие естественные природные достопримечательности. Некоторые из них удалось запечатлеть во время движения прямо из окна автобуса. Проехав километра два или три, останавливаемся около памятника Воинам - Куртатинцам, которые погибли во время Великой Отечественной войны 1941 - 45 г.

у памятника Воинам - Куртатинцам

После чего наш гид объявляет, что это наша конечная остановка. Дело в том, что длительный конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, который начался еще в 1992 году, свел на нет все туристические маршруты по этой Кавказской республике. И только в 2007 году эти маршруты начали осваиваться вновь. И на сегодняшний день экскурсия в Куртатинское ущелье более длительна и включает в себя большее количество посещения достопримечательностей Северной Осетии. А там есть еще, на что посмотреть - это Аланский мужской монастырь, «Город мертвых», старинные руины горных селений и оборонительных сооружений, фамильные склепы и конечно пещеры, которых множество в Куртатинском ущелье. Обо всем этом мы уже узнавали только из рассказа нашего гида. Но на обратном пути у нас была еще одна очень интересная и увлекательная остановка в каньоне Кадаргаван с посещением живописного места «Тропы Чудес».

расщелина в скалах пробитая водой

Каньон Кадаргаван, расщелина промытая в скальном хребте гор

Каньон Кадаргаван и «Тропа Чудес» в Куртатинском ущелье

Каньон Кадаргаван один из наиболее примечательных природных памятников не только Куртатинского ущелья, но всей Северной Осетии. На этом участке скального хребта гор река Фиагдон, словно ударом меча разрубила скалу на две части.

внизу бурлит Фиагдон

Внизу Фиагдон

Глубина этого каньона более 60 метров, а ширина от 2 до 3 метров в ширину. И гладя вниз на бурлящую и ревущую реку, становится не по себе и мурашки начинают бежать по коже. Как раз на одной половине этого каньона уже руками человека построена «Тропа Чудес».

Тропа Чудес

Тропа Чудес

Проходя по каменным ступеням и железным мосткам, можно наслаждаться великолепными видами этого места. На «Тропе Чудес» есть небольшой зоопарк. По крайней мере, во время нашего посещения, то там была медведица с двумя маленькими медвежатами, медведь и леопард.

Медведица

Медвежата спокойно пролазили между прутьями решетки и по крутому спуску спускались к реке и гуляли в ближайших зарослях кустарников и деревьев.

Во время нашего посещения они буквально, на какое то мгновение вышли к реке пересекли ее и скрылись из виду в кустарнике на противоположном берегу реки. К своему глубокому сожалению сфотографировать мне их не удалось.

в этом месте медвежата переправлялись через реку

На противоположной скале есть своего рода памятник меч, воткнутый в скалу, который называется «Меч кровников», о котором существует своя легенда. Я уже дословно не помню, и пересказать точно не смогу, да и обманывать не хочется. Но помню ее главную суть. Горец спас на этом месте своего кровного врага, когда тот попал в опасную ситуацию. И в знак благодарности кровный враг простил горца, и они примирились, воткнув в скалу меч вражды.

"Меч кровников"

внизу между скал ревет Фиагдон, фото с вытянутой руки

В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик - сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия.

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?

На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере. Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.).

В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких. Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли.

До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин.

Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери.

Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров.

В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом».

Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма».

Известно, что тамплиеры вели раскопки на месте храма Соломона, и, по некоторым данным, с большим успехом. Орден стал владельцем чаши Грааля, плащаницы, названной позднее Туринской, и Агрикова меча. Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие.

Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.

«Будет мне смерть от Петрова плеча»

Через несколько десятков лет судьба меча переплелась с судьбами муромского князя Петра и его жены Февронии (конец XII - начало XIII вв.). Содержание «Повести о Петре и Февронии», принадлежащей перу церковного писателя Ермолая-Еразма, известно читателям. Зачин её, основанный на муромских преданиях и легендах, содержит упоминание об Агриковом мече.

Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик. Княгиня обо всём поведала мужу. Князь долго думал, как извести «врага рода человеческого», и придумал.

«Выведай у змея, - сказал он супруге, - какой смертью суждено ему умереть». Хотя задача была очень трудной, княгиня сумела выведать тайну. «Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча», - признался змей. Младший брат Павла Пётр слышал об Агриковом мече, но не знал, где его искать. Решив уповать на помощь Бога, пошёл молодой князь в церковь и стал в уединении молиться. И явился ему ангел в образе отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной».

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях.

Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.

Что же скрыто за этой легендой? Может, в «заповедных и дремучих, страшных муромских лесах» действительно водились крылатые змеи, принимавшие человеческий облик? А может, скрыты в ней вполне земные дела?

Мог ведь какой-то недруг Павла втереться в княжеское окружение, попытаться соблазнить княгиню, чтобы выведать, где хранится заветный меч. Не получилось. Но на «последнем издыхании» мог этот оборотень, к примеру, плеснуть в лицо князя Петра какой-нибудь яд...

И сошлись Хостоврул с Евпатием

Ясно, что драгоценную реликвию стали беречь пуще прежнего. Правда, лежать мечу «без движения» пришлось недолго. Зимой 1237 года к пределам Руси подошли 140 тысяч монгольских конников во главе с Батыем (многие исследователи называют и другую цифру - 300 тысяч человек). Муромо-Рязанское княжество отчаянно сопротивлялось. И всё же 21 декабря Рязань пала.

Но вскоре один из воевод рязанского князя Юрия Игоревича - Евпатий Коловрат, бывший в долгой отлучке, собрал дружину в 1700 человек, и 15 января 1238 года пять тысяч монгольских воинов под предводительством шурина Батыя Хостоврула сошлись в битве с дружинниками Евпатия.

Летопись сообщает: «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы (на две половины. - А.О.) до седла. И стал сечь силу вражью, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассёк, а других до седла разрубил».

В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе?

Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Директива Гитлера

Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами.

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома.

В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий.

Но, по всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении на Рязанщине чудо-меча. Некоторые исследователи считают, что почерпнуть такие сведения они могли из российского летописного свода, перекочевавшего за границу во время революции 1917 года и гражданской войны.

Действительно, «научные сотрудники» из «Аненербе» прошерстили все оккупированные страны Европы, пытаясь найти указанные артефакты или свидетельства о них. Зачем было нужно Гитлеру оружие давно минувших дней? Оно что, могло составить конкуренцию «Катюше» или «Т-34»?

Надо знать, что идеология фашизма произрастала из оккультно-мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества».

Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.

Из журнала "Чудеса и приключения" (2013)



Похожие публикации