Что делать пассажирам отмененных рейсов вим авиа. «ВИМ-Авиа» отменила чартеры

Что ждет пассажиров «ВИМ-Авиа»

26 сентября Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. По информации ведомства, было «согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях».

На встрече готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» выразили семи авиакомпаний — это «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

28 сентября министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. Вторым в списке приоритетов он назвал выполнение регулярных рейсов на внутренних и международных линиях. Потом, по словам Соколова, можно приступить к выполнению чартерных рейсов, билеты на которые проданы, но дата вылета еще не наступила. «Последний пункт этого плана возможен только после того, как будут завершены вышеуказанные задачи», — он.

Что ждет руководителей компании

25 сентября Следственный комитет завел дело в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которых заподозрили в получении 1 млн руб. за счет реализации билетов, заведомо зная, что денег на исполнение обязательств по перевозке не хватит.


Александр Кочнев (Фото: Татьяна Белякова / ТАСС)

Вечером 27 сентября по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина дело перенаправили в главное управление СК по расследованию особо важных дел. В то же время стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. По данным источника РБК, они в Стамбул.

28 сентября появилась информация, что Мурсекаеву заочное обвинение по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, максимальным наказанием по которой является лишение свободы на срок до десяти лет. «В том случае, если Мурсекаев не явится на допрос к следователю, то будет объявлен в федеральный розыск, а затем в международный», — сообщил РБК источник в СКР.

В этот же день Следственный комитет о задержании генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой.

В нескольких аэропортах - настоящий коллапс. Люди сутками не могут вылететь к месту назначения из-за многочисленных задержек рейсов. Причем представители «ВИМ-авиа» практически ничем пассажирам не помогают.

В аэропорту Анадыря они живут уже почти трое суток. Из-за отмены или задержки рейсов авиакомпании «ВИМ-авиа» заложниками ситуации оказались почти 500 пассажиров. Первый самолет в Москву запланирован только на воскресенье, а должен был вылететь еще во вторник. Причем питание, по словам пассажиров, предложили лишь сегодня.

«Проживание происходит за свой счет, питание происходит за свой счет. Представитель авиакомпании разводит руками и говорит, что я могу сделать, ведь я не могу дозвониться до Москвы», - рассказывает мужчина.

Дозвониться до авиакомпании действительно невозможно, это не удалось сделать и нам - номер все время занят. Непростая ситуация не только в Анадыре: на маршруте Магадан - Москва один-два дня опоздания, в Екатеринбурге более чем на 12 часов были задержаны два рейса в Турцию, в Уфе - вылет в Сочи.

«26 часов в аэропорту в ожидании моря. Вылет был запланирован на 31 мая на 3:50. В итоге, сегодня 1 июня, 5 часов утра, а у нас нет информации, когда мы полетим. Воды нет, еды нет, сидим в отстойнике. Представители на контакт не выходят», - пишут в соцсетях пассажиры.

170 человек повисло в аэропорту. На табло рейс стоял без изменений. Во время регистрации девушки так и не открыли посадку. Так называемый представитель компании сказал, что об отмене рейса знали еще утром. На вопрос, почему не написали на табло и не оповестили пассажиров, сказал, что это не в его компетенции.

О причинах коллапса перевозчик написал в соцсетях. Многочисленные сбои в расписании объяснили затянувшимся ремонтом воздушных судов.

Задержки рейсов авиакомпании вызваны поздним возвратом с планового технического обслуживания трех широкофюзеляжных воздушных судов, прибытие которых в «ВИМ-авиа» ожидали более десяти дней назад.

Чтобы войти в график, «ВИМ-авиа» отменила все свои чартерные рейсы до середины июня. По словам представителей Росавиации, для разъяснения ситуации с систематическими задержками в ведомство были вызваны топ-менеджеры перевозчика. По их словам, все скрытые дефекты, выявленные при техобслуживании самолетов, уже устранены.

«Компании понадобится еще несколько суток для того, чтобы полностью войти в расписание. На сегодняшний день авиакомпания скорректировала чартерное расписание, практически полностью передав чартерных пассажиров другим авиакомпаниям, и ликвидирует задержки по регулярному расписанию», - сообщил официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Сергей Извольский.

«Конечно, для «ВИМ-авиа» это просто так не пройдет, насколько мне известно, уже было предупреждение со стороны Росавиации, что если не прекратятся эти задержки, будет поставлен вопрос о лишении лицензии этой авакомпании, то есть это ликвидация авиакомпании», - отметил председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Смирнов Олег.

Транспортная прокуратура начала проверку в отношении «ВИМ-авиа». Подобное именно с этим перевозчиком происходит не впервые - год назад компания уже была оштрафована за нарушение прав пассажиров. В аэропорту Симферополя людей, рейсы которых были задержаны почти на сутки, не то что не разместили в гостиницах за счет перевозчика, как того требует законодательство, не предоставили даже самого необходимого - еды и воды.

Авиакомпании «ВИМ-Авиа» застали врасплох несколько сотен туристов. Начиная с пятницы, 26 мая, проблемы с вылетом произошли более чем на 20 рейсах. Больше всего это коснулось турецкого и кипрского направлений. Туроператоры пересаживают людей на другие борта и терпят убытки, а туристы блокируют информ-стойки перевозчика в аэропорту, так как не знают, что делать. Корреспондент HotLine.travel обратился за комментариями к юристам.

Записывайте не только на видео

Главное правило для туристов, которые попали в ловушку в аэропорту, – всё фиксировать. Причем не на видео и фото – по словам юристов, это плохо работает в суде, – а на бумагу. Записывать надо досконально: во сколько должны были улететь, на сколько рейс перенесли, предоставили ли еду, прохладительные напитки, интернет, комнату матери и ребенка, гостиницу (от 8 часов). Также юристы рекомендуют самостоятельно обращаться за предоставлением всего вышеперечисленного и за достоверной информацией о причинах невылета и точным временем отправки к авиакомпании и туроператору и просить подписать их ответ на том же акте. Если официальных представителей исполнителей нет или они отказываются ставить автографы, – собрать побольше свидетелей (лучше из числа своих земляков) и подписать всё самим, с указанием ФИО и телефонов. Всё это поможет впоследствии отстоять свои права в суде.

«Большое значение здесь будет иметь причина задержания рейса. У нас есть правила безопасности, неисправности воздушного судна, метеоусловия и т. д., но я так понимаю, что с «ВИМ-Авиа» не тот случай. Это скорее системный сбой, плохая организация работы авиакомпании. А раз это не какой-то форс-мажор, они должны нести гражданско-правовую ответственность, в том числе возмещать убытки», – отмечает адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева .

В отпуск

Туристам, которые полетели на «ВИМ-Авиа», так как купили турпакет, юристы рекомендуют обращаться к туроператору. Уже после того как вылет всё-таки состоится и туристы прилетят на отдых, организатор тура наверняка постарается урегулировать все проблемы на месте, чтобы избежать судебных претензий в будущем.

Если задержка рейса оказалась настолько значительна, что привела к изменению даты заселения в отель, по прибытии на отдых туристам, скорее всего, постараются как-то компенсировать неудобства. Это может быть дополнительная экскурсия, улучшение типа номера или еще какой-либо бонус на усмотрение принимающей стороны. Если договориться на месте не удалось, следует предъявить письменную претензию туроператору уже по возвращении с отдыха. Если переговоры зайдут в тупик и на этом этапе, остается обращаться в суд, причем не факт, что судья встанет на сторону туристов.

Росавиация начала внеплановую проверку "ВИМ-Авиа", которая за последние дни задержала десятки рейсов. Перевозчика также проверяют прокуратура и Следственный комитет. Со вторника Домодедово – базовый аэропорт "ВИМ-Авиа" отказался обслуживать авиакомпанию в долг, в частности, снабжать топливом. По данным "Ведомостей", перевозчик должен воздушной гавани около 500 млн рублей. Ранее против "ВИМ-Авиа" возбудили дело из-за долгов по зарплате более чем на 200 млн.

В Российском союзе туриндустрии пояснили, что компания продавала слишком много билетов и не может обеспечить столько полетов.

"У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Как только произошел сбой по их летной программе (по их объяснениям – какие-то борта не вышли из ремонта), все посыпалось. Как говорится, жадность фраера сгубила", – сказал председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Когда летом полетная программа начала "сыпаться", туроператоры сильно пострадали, добавил он.

У них физически не хватало бортов, чтобы обеспечить всю перевозку, которую они напродавали, особенно чартеров. Это объясняется одним простым словом – жадность.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров посоветовал клиентам перевозчика, которые купили билеты на ноябрь-декабрь, сдать их.

"Если будет принято решение о приостановки работы "ВИМ-Авиа", тем, кто покупал билеты на ноябрь-декабрь, лучше сдать билеты сейчас. А тех, кто купил билет на ближайший месяц, скорее всего, перевезут другие компании. Думаю, что пассажиров не бросят, а передадут другой компании, которая их перевезет. "Трансаэро" была огромной, в сложной ситуации оказались 2 млн пассажиров. "ВИМ-Авиа" значительно уступает ей по объему", – считает он.

По словам эксперта, если авиакомпания в летнем сезоне не заработала денег, шансы пережить зиму у нее минимальные. "Все будет зависеть от готовности правительства пойти на какие-то меры поддержки, например, предоставить гарантии по кредитам, и от готовности кредиторов дать деньги под эти гарантии. Еще один важный момент – сможет ли руководство компании предложить всем сторонам некую программу выхода из сложной ситуации, в которую бы все поверили. Если программа выхода из кризиса будет реальной, перевозчик сможет какое-то время просуществовать", – пояснил он.

Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий отметил, что осень – сложный период для всех перевозчиков. "В августе-сентябре объемы перевозок еще большие, продолжается высокий сезон, перевозчики работают по летнему расписанию, а продажи уходят в зимнее расписание – их объемы сокращаются. У любой компании этот период напряженный и требует дополнительного финансирования", – сказал он.

Ранее в Минтрансе заявили, что "ВИМ-Авиа" могут . В ведомстве отметили, что компания регулярно задерживала рейсы в течение всего отпускного сезона, и в сентябре все повторяется. По данным Генпрокуратуры, с начала года компания задержала около 12% своих рейсов.

В минувшую субботу перевозчик не выполнил по расписанию более десятка рейсов. Накануне были задержаны пять рейсов "ВИМ-Авиа" в Анталью из Домодедово и Пулково.



Похожие публикации