Действия без приказания при обнаружении забортной воды. Переносные средства борьбы с забортной водой

ТЕМА № 5

I. Конструктивное обеспечение непотопляемости.

Непотопляемостью называется способность судна после заполнения водой части помещений оставаться на плову и сохранят остойчивость, а также некоторый запас плавучести.

На современных судах поступление воды ограничивается металлическими переборками, идущими от борта до борта и вдоль борта. Эти переборки простираются от киля до главной палубы. Длина отсеков определяется условием, чтобы судно не потонуло при заполнении одного или нескольких отсеков.

II. Классификация пробоин в корпусе судна.

Причинами повреждений корпуса судна могут быть: посадка на мель, столкновения судов, навалы судов на другие суда и береговые сооружения, ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие), ослабление корпуса вследствие местных перегрузок (штормовые условия), гидродинамические удары носовой части о воду (слеминг), боевые повреждения (война).

Повреждения корпуса классифицируются по ряду признаков: расположению, характеру, размерам.

По расположению относительно ватерлинии различают: подводные повреждения, надводные, частично подводные, частично надводные. Наиболее опасные подводные пробоины т.к. через них вода поступает в корпус наиболее интенсивно. Пробоины могут иметь разнообразную форму и разные размеры. Края пробоины, как правило, рваные и загнутые, края могут быть загнуты как внутрь, так и наружу.

Классификация размеров пробоин:

a. Малая – до 0,05 м²;

b. Средняя - до 0,2 м²;

c. Большая - до 2,0 м²;

d. Очень большая – более 2,0 м²;

Кроме пробоин, повреждения могут представлять собой разошедшиеся швы, трещины, отверстия от выпавших заклепок, вмятины, гофры.

III. Тактика и организация борьбы с водой, поступающей внутрь корпуса судна.

Борьбой экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержания и восстановления необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечивается ход и управляемость судна.

В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры: задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика; закрытия имеющие маркировку «П» (приказ) и «Т» (тревога) и иллюминаторы; готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства; сосредотачивают аварийное имущество в районе аварии; аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.

После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. На мостик посылают связного с докладом капитану. В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредотачивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна. Восстанавливать остойчивость, выравнивать крен и дифферент надо только такими мерами, выполнение которых можно в любой момент приостановить.



Меры по увеличению остойчивости не должны приводить к уменьшению плавучести ниже допустимого.

Меры увеличения остойчивости:

1. удаление воды из танков и цистерн, расположенных выше ватерлинии;

2. удаление воды из смежных с аварийным помещений;

3. осушение затопленных отсеков после заделки пробоины;

4. перекачка жидких грузов в междудонные отсеки;

5. удаление за борт или перенесение вниз высокорасположенных твердых грузов;

6. заполнение балластных танков;

7. затопление или осушение отсеков с целью выравнивания крена и дифферента.

Если фактическую остойчивость судна определить не возможно, ее нужно считать малой или отрицательной , когда:

1. неполностью затоплены танки или помещения имеющую большую площадь;

2. наличие пустых междудонных танков при заполненных отсеках расположенных выше;

3. на ходу при перекладке руля судно переваливается с борта на борт;

4. крен судна внезапно меняется с одного борта на другой.

Для выравнивания крена и дифферента судна используют предназначенные для этой цели цистерны. Дифферент выравнивают только для обеспечения большей скорости и управляемости.

V. Средства и способы заделки пробоин.

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжаются аварийным инвентарем и материалами. Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием; слесарный и такелажный инструмент; струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На крупнотоннажных судах, кроме того, имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура. Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах. Таких постов на судне должно быть не менее двух и один обязательно в МКО. На морском флоте применяют мягкие пластыри 4-х типов: кольчужный, облегченный, шпигованный, учебный. Наиболее прочный из них кольчужный.

Пластыри на пробоину заводят следующим образом:

Предварительно на палубе отмечают мелом границы пробоины. Затем к месту работы подносят пластырь с оборудованием. Одновременно приступают к заводке подкильных концов. Подкильные концы располагают по обе стороны от пробоины. С помощью скоб подкильные концы присоединяют к нижним углам пластыря, а к верхней его шкаторине крепят шкоты и контрольный штерт. Затем на противоположном борту талями или лебедкой начинают выбирать подкильные концы, одновременно потравливают шкоты до тех пор, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину. Растянутые под нужным углом и выбираемые втугую шкоты и подкильные концы крепят на кнехтах или утках. Прилегание пластыря к поврежденному месту считается удовлетворительным, если водоотливные средства судна справляются с удалением воды из затопленного отсека.

Применение аварийного снабжения.

Брусья, доски, клинья, гвозди, строительные скобы, применяются для временного подкрепления водонепроницаемых перекрытий и для изготовления опалубки при бетонировании пробоин.

Парусина, смоляная пакля, сурик, технический жир могут быть использованы для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке.

Пробки сосновые малые (кроме иллюминаторных) применяются для заделки круглых небольших пробоин, отверстий от выпавших заклепок и для заглушки поврежденных трубопроводов. Кроме того, доски, парусина, войлок, листовая резина, пакля, болты специальные, гайки и шайбы используются для изготовления и постановки на пробоину жестких пластырей-щитов.

Быстросхватывающий цемент, природный песок и ускорители затвердевания используются для приготовления бетона с целью заделки пробоин и др. повреждений корпуса.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. МК «СОЛОС-73/78»

3. «Безопасность жизнедеятельности на морском судне» - Транспорт 2000 (Москва)

БОРЬБА С ВОДОЙ НА АВАРИЙНОМ СУДНЕ.

2.1. ОСНОВЫ ТАКТИКИ БОРЬБЫ С ВОДОЙ НА СУДНЕ.

Поступление забортной воды внутрь корпуса судна приводит к снижению запаса плавучести и, как правило, к уменьшению остойчивости, выходу из строя оборудования, не предназначенного для работы под водой. Поэтому необходимо предпринимать все меры для предотвращения поступления забортной воды.

В основу борьбы с водой на судне положена тактика борьбы за непотопляемость, которая определяет организацию, порядок действий, способы и приемы выполнения мероприятий по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и запаса плавучести, спрямлению поврежденного судна.

При ведении борьбы за живучесть действия личного состава должны быть направлены на сохранение и восстановление непотопляемости судна.

Эффективность борьбы за непотопляемость обеспечивается:

Быстрыми и решительными действиями всего личного состава по ликвидации повреждений;

Концентрацией сил и средств на угрожаемом направлении по локализации аварии;

Сочетанием централизации руководства с инициативными действиями в аварийных помещениях;

Четким взаимодействием руководителей борьбы за непотопляемость.

Наибольшую угрозу гибели судна, оставшемуся на плаву, представляет дальнейшее распространение по нему воды (фильтрация и погружение надводного борта с пробоинами).

Поэтому, во всех случаях, первоочередной задачей в борьбе за непотопляемость являются мероприятия:

По прекращению распространения воды по судну;

Восстановление и поддержание непроницаемости и прочности переборок, палуб, заделка надводных пробоин;

Откачка фильтрационной воды и водоотлив.

Все эти мероприятия объединяются под названием «борьба с водой» .

Не следует тратить время и силы на бесплодные попытки удаления воды из затопленных отсеков, имеющих большие пробоины и на попытки их заделки.

Наоборот, удаление фильтрационной воды – это наиболее эффективное средство борьбы за сохранение остойчивости поврежденного судна.

Личный состав начинает борьбу с водой сразу по обнаружению повреждений и обязан выполнить действия без приказания.

Действия без приказания при поступлении воды в аварийный отсек:

Доложить на ходовой мостик о поступлении воды, а если это невозможно, в смежный отсек, с указанием источника и скорости затопления (быстро, медленно);

Заделывать повреждения всеми средствами для прекращения или ограничения поступления воды;

Загерметизировать помещение и перекрыть возможные пути распространения воды из него по судну;

Обследовать помещения для уточнения источника поступления воды, скорости и степени затопления, мест и характера повреждений корпуса;

Доложить о результатах обследования;

Прекратить подачу электрической энергии, пара и топлива на затапливаемые технические средства, не приспособленные для работы под водой. Под угрозой затопления могут оказаться и ГЭУ, и механизмы, обеспечивающие их работу. В этом случае останавливать их следует с разрешения капитана;

Приготовить к действию водоотливные и осушительные средства;

Приступить к заделке подводных пробоин.

Действия без приказания по аварийной тревоге в неаварийном отсеке:

Загерметизировать отсек и установить наблюдение за переборками, палубами, закрытиями;

Обследовать отсек, доложить;

заделать пробоина в надводном борту;

Приготовить водоотливные и осушительные средства;

Приготовить аварийно-спасательное имущество для своего отсека и для передачи в аварийное помещение;

Следить за возможным появлением воды, не допускать ее распространения из аварийного помещения;

Установить и поддерживать связь с личным составом аварийного отсека;

При необходимости поджать переборочные сальники валопроводов и отключить системы аварийного отсека, по которым возможно поступление воды;

При повреждении устанавливать подкрепления на корпусные конструкции.

Первичные мероприятия следует знать наизусть. Их отработка должна проводиться в ходе подготовки экипажа к борьбе за живучесть.

Действия экипажа по приказанию при борьбе с водой:

Включение водоотливных и осушительных средств;

Спуск фильтрационной воды в ниже расположенные помещения и перепуск в смежные помещения;

Изменение режима работы главных машин;

Перекачка жидких грузов;

Перемещение твердых грузов;

Обследование помещений в которых нет личного состава;

Разгерметизация помещений;

Передача аварийно-спасательного имущества на другие посты;

Затопление и осушение отсеков с целью восстановления остойчивости и спрямления судна;

Водолазные работы в отсеках и за бортом;

Аварийно-восстановительные и аварийно-спасательные работы.

Общий порядок ведения борьбы с водой:

Обнаружение поступления воды и оповещение об этом личного состава- - объявление аварийной тревоги;

обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установление границ затопленного района – «разведка поступления воды»;

Создание рубежей по борьбе с водой (РОВ-1, РОВ-2) для прекращения поступления воды внутрь корпуса заделкой пробоин и другими способами, удаление воды за борт;

Заделка пробоин всеми имеющимися средствами;

Заделка надводных пробоин в наружной обшивке;

Спуск, перепуск и откачка фильтрационной воды;

Контроль за водой и недопущение ее распространение по судну;

Поддержание общей и местной прочности корпуса поврежденного судна, подкрепление поврежденных переборок и закрытий.

Мероприятия по борьбе с водой являются первичными по всего комплекса действий по борьбе за непотопляемость.

2.2. ЗАДЕЛКА ПРОБОИН АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ.

2.1.1. Классификация пробоин.

Принята следующая классификация пробоин:

а) по расположению:

Надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

Надводные пробоины вблизи ватерлинии;

Подводные пробоины.

б) по размерам:

Малые, в том числе иллюминаторы и шпигаты, площадью до

Средние – до 0,20-0,50 м2;

Большие, в т. ч. лазы, двери, горловины, площадью до 2,0 м2;

Очень большие, площадью более 2,0 м2.

в) по влиянию на непотопляемость:

Большие в подводной части – быстрое (в течение нескольких сек.

или мин.) затапливание отсеков;

Мелкие – фильтрация, медленное распространение воды, поврежде-

ние систем;

Нарушение непроницаемости палуб, переборок в надводной части

(снижение запаса плавучести).

Выбор средств и способов заделки сквозных повреждений в корпусе зависит от их размеров и характера, от расположения относительно ватерлинии и возможностей доступа к ним.

Заделка больших пробоин производится снаружи корпуса при отсутствии хода и сильного волнения моря. Для заделки применяются мягкие и жесткие пластыри.

2.2.2. Средства и способы заделки пробоин.

Мелкие пробоины круглой или близкой к ней формы могут заделываться сосновыми пробками. Пробку, обмотанную просмоленной куделью или ветошью с густотертым суриком, забивают кувалдой в отверстие (рис. 2.1.). Неплотности, оставшиеся после забивания пробок, устраняют конопаткой, в отдельных случаях возможно забивание более мелких пробок.

Суда снабжаются остроконечными пробками с тупыми концами, размеры их различны, наибольший диаметр – 200 мм.. При тренировках допускается отступление от общего правила – кудель не применяется, так как после многократной заделки пробоин кудель скапливается на фильтрах водоотливных средств и выводит их из строя.

Там где это возможно, круглую пробоину небольшого диаметра лучше заделать болтом с резиновыми прокладками и шайбой.

Рис. 2.1. Заделка пробоины сосновой пробкой:

1-пробка; 2-обмотка; 3-обшивка корпуса.

Разошедшиеся швы и небольшие трещины в обшивке корпуса и на переборках заделываются клиньями и куделью (рис. 2.2.).

Во избежание увеличения размеров трещин при заделке их клиньями концы трещин рекомендуется засверливать. Диаметр сверла 10-15 мм. Устранение фильтрации воды при заделке трещин достигается забивкой мелких клиньев, пробок и конопаткой куделью.

Многочисленные небольшие трещины, пулевые и осколочные пробоины, находящиеся близко одна от другой и не имеющие загнутых кромок вовнутрь отсека, заделываются подушкой с куделью и деревянными досками (рис. 2.3.).

Рис. 2.2. Заделка трещин клиньями:

1-клинья; 2-пробка; 3-кудель.

Пробоины диаметром от 35 до 100 мм, с высотой рваных кромок до 15 мм могут быть заделаны металлическим пластырем с прижимным болтом ПБ-1. Пластырь может быть поставлен одним человеком и не требует дополнительного крепления после установки. Пластырь ПБ-1 (рис. 2.4.) состоит из прижимного болта 1, с поворотной скобой 5, гайки с рукоятками 2, прижимного диска 3, резинового уплотнения 4 и спиральной пружины 6.

Рис. 2.3. Заделка пробоины подушкой с куделью:

1-обшивка; 2-подушка с куделью; 3,4-доски;

5-упор; 6-клинья; 7-фундамент механизма.

На судне пластырь хранится в постоянной готовности к использованию, в собранном виде, гайка с рукоятками должна находиться в верхней нарезной части прижимного болта. Для установки пластыря на пробоину поворотную

скобу вставляют в пробоину так, чтобы она выйдя за обшивку, повернулась под действием пружины перпендикулярно оси прижимного болта, затем, удерживая пластырь за болт, вращением гайки поджимают к обшивке корпуса резиновое уплотнение с прижимным диском до устранения течи воды. Протечки возможны из-за неровности корпуса в районе пробоины или из-за выхода кромки за резиновое уплотнение.

Рис.2.4. Пластырь металлический с прижимным болтом

ПБ-1: 1-прижимной болт; 2-гайка; 3-прижимной диск;

4-резиновое уплотнение; 5-поворотная скоба;

6-спиральная пружина.

Пластырь клапанный металлический (рис 2.5.) предназначен для заделки малых и средних пробоин как снаружи, так и изнутри отсека. Клапан состоит из коробчатого корпуса 1 с днищем, усиленным ребрами жесткости 2, и гнездом 3 со стопорной пружиной 4 для закрепления пяты раздвижного упора. После постановки на подводную пробоину пластырь самоуплотняется парусиновым клапаном 6, прикрепленным к корпусу металлическими планками на винтах. Кромка парусинового клапана выступает как вовнутрь, так и наружу корпуса пластыря (рис.2.6.).

Благодаря этому, уплотнение пластыря обеспечивается гидростатическим давлением забортной воды независимо от того, поставлен пластырь снаружи корпуса судна или изнутри отсека. Для крепления пластыря на подкильных концах имеются рымы 7 (рис.2.5), а под заглушками 5 имеются патрубки, в которые могут быть вставлены крючковые болты. Так же для заделки пробоины пластырь может прижиматься к корпусу раздвижным упором или струбциной. Металлические пластыри применяются двух размеров: 75х250х350 мм и 100х400х600 мм.

Рис.2.5. Пластырь металлический клапанный:

1-коробчатый корпус; 2-ребра жесткости;

3-гнездо для упора; 4-стопорная пружина;

5-патрубок с заглушкой; 6-парусиновый

клапан; 7-рымы.

Рис.2.6. Схема работы парусинового Рис.2.7. Деревянный коробчатый

пластыря: а -при постановке снаружи пластырь: 1-щит пластыря; 2-стенка

судна; б - при постановке изнутри судна; коробки; 3-валик из промасленной

1-шкот; 2-упор. Кудели; 4-парусина.

Деревянные пластыри с мягкими бортами предназначаются для заделки малых и средних пробоин на плоских или имеющих незначительную кривизну участках обшивки. Прочность и жесткость пластыря обеспечиваются двумя слоями сосновых досок, стыки которых в слоях взаимно перпендикулярны. Прослойка из парусины придает пластырю водонепроницаемость. Припуски прослойки используются для создания мягких бортов, заполненных просмоленной куделью. Слои досок скрепляются между собой гвоздями.

При постановке пластыря мягкие борта обеспечивают плотное его прилегание к корпусу. В местах возможных неплотностей фильтрацию воды устраняют подбивкой в щели просмоленной кудели. Заусенцы, мешающие установке пластыря, отрубают кузнечным зубилом, срезают электрорезкой или отгибают с помощью кувалды. Если заусенцы убрать не удается, то пробоину можно заделать специально изготовленным деревянным коробчатым пластырем (рис. 2.7).

Пластыри, установленные на пробоины, крепят к борту раздвижными металлическими упорами (рис. 2.8), деревянными брусьями (рис. 2.9), болтом с откидной скобой (рис. 2.10), крючковыми болтами (рис. 2.11), универсальной струбциной (рис. 2.12), тросом (рис. 2.13) иди на подкильных концах (рис.2.14). На суда поставляются пластыри с мягкими бортами двух размеров: 55х250х250 мм и 125х400х600 мм.

Рис. 2.8. Раздвижной металлический упор: 1-подпятник; 2-круглая

гайка; 3-рукоятка; 4-штырь (чека); 5-наружная трубка;

6-внутренняя трубка; 7-шарнир; 8-подпятник.

Рис. 2.9. Крепление пластыря с помощью Рис. 2.10. Крепление пластыря

деревянных брусьев: 1-обшивка; 2-пластырь; болтом с откидной скобой: 1-обшивка;

3-доска; 4-брус; 5-клин; 6-доска; 7-строитель- 2-откидная скоба; 3-болт; 4-гайка с

ная скоба; 8-люк; 9-палуба. рукоятками; 5-пластырь.

Рис. 2.11. Крепление пластыря крючковым болтом: а –за кромку пробоины;

б –с помощью поперечины; 1-обшивка; 2-пластырь; 3-крючковый

болт; 4-гайка с рукоятками; 5-поперечина.

Рис 2.12. Крепление пластыря с помощью универсальной

струбцины: 1-струбцина; 2-пластырь; 3-деревянная

Рис. 2.13. Крепление пластыря тросом: 1-пластырь;

2-обшивка; 3-поперечина; 4-трос.

Рис. 2.14. Установка пластыря на подкильных концах:

1-обшивка; 2-пластырь; 3-подкильный конец

4-шкоты; 5-тали.

Брусья сосновые предназначены для крепления пластырей и других заделок, а также для подкрепления переборок, люков и других судовых конструкций. На судах применяются брусья, имеющие такие технические данные (табл.2.1).

Таблица 2.1

Брус, пригнанный по месту установки, называется упором. Для закрепления пластыря или подкрепления судовой конструкции необходимо один конец упора разместить по центру пластыря (люка или двери), а другой упереть в прочную часть набора корпуса. Для более равномерного распределения нагрузки под концы бруса подкладываются доски. Под один из концов бруса подкладываются клинья, которыми достигается расклинка бруса. Клинья вбиваются попарно синхронными ударами кувалд. При фактической заделке пробоины на судах расклиненный брус фиксируется гвоздями или строительными скобами.

Раздвижные металлические упоры ускоряют и облегчают заделку пробоин за счет того, что их не нужно пилить, подгонять по месту и расклинивать. Операция подкрепления выполняется так: подпятник наружной трубы упирают в какую-либо прочную конструкцию, внутреннюю трубу выдвигают из наружной с таким расчетом, чтобы ее подпятник подошел к пластырю, затем в ближайший овальный вырез внутренней трубы вставляют штырь и, вращая гайку, прижимают пластырь к пробоине. Раздвижные упоры применяются четырех модификаций (табл. 2.2).

Таблица 2.2

При проверке готовности упора к использованию следует обратить внимание на комплектность деталей, особенно штыря, на свободность хода гайки по всей нарезной части, на легкость хода внутренней трубы в наружной и на отсутствие заеданий в шаровых сочленениях. При размещении упора на БП гайка должна быть внизу.

Там где нет возможности установить упор, для крепления пластыря используют универсальную струбцину. Универсальные струбцины бывают с захватами для шпангоутов углового и бульбового профиля (рис. 2.15). Струбцина представляет собой балку, состоящую из двух швеллеров 1, соединенных между собой планками и болтами 3. Захваты 4 свободно передвигаются вдоль балки и фиксируются в определенном положении стопорными винтами. Также перемещаются гайка-ползун 5 с прижимным болтом 6, который имеет с одного конца подпятник 7 для упора в пластырь, а с другого – рукоятку 2 для вращения винта.

Рис.2.15. Универсальная струбцина: а – струбцина с угловыми захватами;

б - захват для шпангоутов бульбового профиля; 1-швеллер;

2-рукоятка; 3-болт; 4-съемный захват; 5-гайка-ползун;

6-прижимной винт; 7-подпятник.

При использовании струбцины захваты заводят за шпангоуты и прижимают винтом пластырь к обшивке.

Крепление пластыря с помощью крючковых болтов и болта с откидной скобой требует засверливания пластыря и поэтому применяется редко.

Большие пробоины площадью более 0,2 м2 не могут быть заделаны изнутри судна по причине воздействия на пластырь значительных сил гидростатического давления. Отсеки с большими пробоинами затапливаются водой за считанные секунды, поэтому заделывать такие пробоины приходится с внешней стороны борта при отсутствии расхода воды через пробоину.

Для временной заделки больших пробоин в различных местах корпуса судна, в том числе и со сложными очертаниями обшивки, предназначен кольчужный пластырь (рис. 2.16). Он является наиболее прочным из всех мяг-

Рис. 2.16. Пластырь кольчужный: 1-коуш; 2-ликтрос пластыря;

3-ликтрос сетки; 4-парусиновые шайбы; 5-колцо сетки.

ких пластырей и представляет собой сетку-кольчугу из стального гибкого троса диаметром 9 мм, обшитую с каждой стороны двумя слоями парусины. Внутрь каждой ячейки вставлены тройные парусиновые шайбы, через которые пластырь простегивается насквозь. Сетка-кольчуга препятствует вдавливанию парусины внутрь пробоины давлением воды. Масса пластыря 90 кг, длина и ширина – 3 м. Для учебных целей может использоваться облегченный пластырь.

Схема постановки пластыря представлена на рис.2.17.

Силами личного состава специально для заделки большой пробоины может быть изготовлен деревянный пластырь с мягкими бортами , размеры которого будут определяться конкретной пробоиной. На очень большие пробоины при отсутствии доков силами аварийно-спасательной службы могут устанавливаться кессоны (рис. 2.18).

Рис. 2.17. Схема постановки мягкого пластыря.

Рис. 2.18. Постановка бортового кессона: 1-кессон; 2-мягкие

подушки; 3-прижимные концы.

С помощью бетонирования можно не только устранить водотечность корпуса, но частично восстановить и местную прочность в районе повреждения корпуса. Бетонированием можно заделывать пробоины изнутри отсека в днище или скуловой части корпуса. Бетон плохо переносит вибрацию и обладает малым сопротивлением растяжению. Нужно стремиться бетонировать в сухом отсеке, поскольку подводное бетонирование труднее и менее надежно.

На схватывание глиноземного цемента нужно 8 ч, портланд-цемента – 12 ч, а достаточную прочность бетон приобретает только через 2-3 суток. При заделке бетонированием на пробоину предварительно ставят пластырь и осушают отсек. Место вокруг пробоины тщательно очищают от краски, грязи, ржавчины и от нефтепродуктов. На пробоину устанавливается опалубка из деревянных досок (рис. 2.19) и готовится бетонный раствор. Для предотвращения размыва бетона фильтрационную воду от пробоины отводят через водоотливные трубки. Внутрь опалубки укладывают бетон толщиной 150-200 мм, когда он затвердеет, водоотливные трубки забиваются пробками.

Рис. 2.19. Бетонирование пробоины: 1-бетон; 2-внутренняя опалубка;

3-наружная опалубка; 4-брус; 5-водоотливная трубка;

6-пластырь.

Повреждения в неметаллических корпусах заделываются аналогичным образом, но использование клиньев и пробок для заделки трещин и мелких пробоин не рекомендуется, так как это может привести к дальнейшему разрушению корпуса. Мелкие пробоины в деревянном корпусе можно заделывать заплатами из жести или фанеры, под которые подкладывают просуриченную парусину. Заплаты и деревянные пластыри допускается прибивать гвоздями к деревянному корпусу.

На судах штатные аварийные брусья, доски, клинья, пробки должны иметь светло-серый цвет окраски, а раздвижные упоры и аварийный инструмент – красный, рабочие части не окрашиваются, а смазываются консистентной смазкой.

Переносные средства борьбы с забортной водой.

Переносные средства водоотлива используются на судах при поступлениях небольших количеств забортной воды или после заделки пробоин. Особенно они эффективны при удалении фильтрационной воды, в том числе и при тушении пожара. Как правило, на судах используются водоотливные мотонасосы, электронасосы и водоструйные эжекторы.

Переносные водоотливные мотонасосы НОБ-220/8 иНОБ-70/7 имеют

Рассматриваемые мотонасосы представляют собой автономные водоотливные агрегаты, состоящие из смонтированных на одной жесткой раме самовсасывающего одноступенчатого центробежного насоса и приводного карбюраторного четырехтактного двигателя. У мотонасосов НОБ-220/8 установлен четырехцилиндровый двигатель марки 408 («Москвич»), у НОБ-70/7 – двухцилиндровый двигатель УД-2 с воздушным охлаждением.

Засасывание воды в период пуска обоих насосов происходит за счет рециркуляции первоначально залитой в корпус насоса воды.

Перед пуском мотонасос следует установить как можно ближе к уровню воды. При установке мотонасоса в помещении во избежание отравления личного состава к глушителю присоединяют гибкий металлический рукав для отвода за борт выпускных газов.

Переносные погружные электронасосы имеют следующие характеристики (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Погружные переносные электронасосы представляют собой одноступенчатые центробежные насосы, смонтированные заодно с электродвигателями. Приспособлены для работы под водой ВПЭН-1 и ЭСН-1/11 с приемными рукавами могут работать и над водой. Электропитание к насосам подают по кабелям от силовой сети.

Во время работы электронасоса необходимо следить за бесперебойной откачкой воды. В случае прекращения подачи воды насос останавливают. Перед работой в надводном положении насос с приемным рукавом заливают водой, затем присоединяют отливной рукав и только после этого запускают насос. При таком варианте работы температура корпуса насоса не должна превышать 70 град. С. Использовать погружные электронасосы для откачки горячей воды, масла, керосина и бензина запрещается.

Переносные водоотливные эжекторы ВЭЖ-П25, ВЭЖ-П63, ВЭЖ-140/10 и ВЭЖ-19, применяемые на судах, имеют следующие характеристики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Переносные водоотливные эжекторы работают при подаче рабочей воды от системы водяного пожаротушения. К эжекторам ВЭЖ-П25 и ВЭЖ-П63 присоединяют выкидные рукава от пожарных рожков, приемные и отливные рукава. Сами эжекторы во время работы находятся выше уровня откачиваемой воды (лежат на палубе), и вода засасывается по приемному рукаву.

При отсутствии давления в противопожарной водяной системе рабочую воду на эжекторы можно подавать от переносного мотонасоса НПБ-40/7.

Для непрерывной работы переносных водоструйных эжекторов необходимы правильное положение сопел, герметичность соединений на всасывающем шланге, достаточное давление рабочей воды – не ниже 6 кгс/см2 (0,6 МПа) и чистота приемных сеток. Подача рабочей воды меньшего давления приводит к затоплению осушаемого отсека.

Эжекторы ВЭЖ-149,10 и ВЭЖ-19 работают только в погруженном состоянии и при подаче воды давлением соответственно не менее 1 и 1,5 МПа (10-15 кгс/см2).

Тема: Тактика борьбы за непотопляемость.

Должностные лица судна обязаны систематически контролировать водонепроницаемость корпуса. Не реже одного раза в 3 мес проверяют техническое состояние водонепроницаемых частей судна. Вахтенная служба ежедневно должна проверять закрытие водонепроницаемых дверей с механическим приводом и не реже одного раза в неделю - навесных водонепроницаемых дверей, используемых в море. При приближении шторма, при следовании в тумане, в узкостях и в других сложных условиях плавания экипаж обязан обеспечить надежное задраивание грузовых люков, иллюминаторов, дверей и других закрытий.

В качестве руководства для командного состава судна в ходовой рубке и в районе жилых кают вывешивают схемы, показывающие границы водонепроницаемых отсеков для каждой палубы, расположение входов в эти отсеки и средств для их закрывания, а также устройств для выравнивания аварийного крена. На каждом судне имеется документ, характеризующий степень обеспечения его непотопляемости, - Информация о непотопляемости судна для капитана. Рекомендуется иметь на мостике Информационную доску нагрузки и остойчивости судна, на которой представлена исходная информация, необходимая при выполнении расчетов по восстановлению остойчивости и плавучести поврежденного судна К

Борьбу экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна.

В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры:

Задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика, закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т» (задраиваемые по приказанию и по тревоге), и иллюминаторы;

Готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства;

Сосредоточивают аварийное имущество в районе аварии;

Аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.

После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. Обязательный доклад на мостик.

В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению его необходимой остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредоточивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна.

Восстанавливать остойчивость, выравнивать крен и дифферент надо только такими мерами, выполнение которых можно в любой момент приостановить.

Необходимо учитывать относительно большую опасность гибели судна от потери остойчивости, чем от потери плавучести. Но меры по увеличению остойчивости не должны приводить к уменьшению плавучести ниже допустимого значения. Собрав все данные об остойчивости аварийного судна, принимают меры к ее увеличению. Для этого рекомендуется следующий порядок действий:

· удаление воды из танков и цистерн, расположенных до аварии выше ватерлинии судна, начиная с тех, которые имеют большую свободную поверхность жидкости;

· удаление фильтрационной воды из смежных с затопленным больших отсеков, например трюмов;

· осушение затопленных отсеков после заделки пробоин;

· перекачка жидких грузов в междудонные отсеки;

· удаление за борт или перенос вниз высокорасположенных твердых грузов;

· заполнение балластных танков забортной водой;

· затопление или осушение отсеков и емкостей в целях выравнивания крена и дифферента.

Если фактическую остойчивость судна невозможно определить расчетным путем, ее нужно считать малой или даже отрицательной, когда:

· неполностью заполнены (затоплены) танки или помещения, имеющие большую площадь;

· при наличии пустых междудонных танков имеется большое количество воды в отсеках, расположенных выше второго дна;

· на ходу при перекладке руля судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при постановке руля прямо;

· крен судна внезапно изменяется с одного борта на другой.

При исправности и правильной эксплуатации водонепроницаемых закрытий течь на судне может появиться только в результате нарушения водонепроницаемости наружной обшивки и палубы. Чаще всего причиной появления течи являются повреждение корпуса вследствие посадки судна на мель, касания твердого грунта, столкновения, навала его на другое судно или береговое сооружение, ослабление прочности корпуса от местных перегрузок, Ледовые повреждения.

По расположению относительно ватерлинии повреждения корпуса подразделяют на подводные, надводные, частично подводные и частично надводные, а в зависимости от характера повреждений -- на пробоины, трещины, отверстия от выпавших заклепок и т. д.

Незначительная водотечность корпуса, появившаяся в результате трещины, нарушения шва или ослабления заклепки в обшивке корпуса, обнаруживается по результатам замера уровня воды в льялах. С этой целью замеры производятся систематически: на ходу судна -- в конце каждой вахты, на стоянке -- 2 раза в сутки (утром и вечером). При плавании во льдах уровень воды в льялах замеряется ежечасно и после каждого сильного удара судна о льдину, а при ледовом сжатии -- каждые 15 мин,

Незначительное поступление воды не представляет опасности для судна, оборудованного мощными водоотливными средствами. Однако при больших повреждениях корпуса (пробоинах, больших; трещинах и т. д.) водоотливные средства не в состоянии справиться с поступающей водой. В этом случае необходимо принять срочные меры к недопущению распространения воды по судну и к прекращению или, по крайней мере, к уменьшению поступления воды; внутрь него. Необходимо прежде всего определить поврежденный отсек. Это можно сделать поряду признаков: по фильтрации воды: в смежные отсеки через неплотности в переборках; по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки; по отпотеванию переборок и палуб в смежных отсеках; по пуску в действие осушительной системы и т. д. На судах некоторых типов устанавливаются системы автоматических указателей мест течи. При заполнении отсека водой на контрольном щите загорается сигнальная лампочка, а специальный прибор показывает, сколько воды: влилось в отсек.

С объявлением общесудовой тревоги указывают по трансляционной сети примерный район повреждения, например: «Течь по левому борту в районе грузового трюма № 1»- Группа разведки принимает меры к установлению точного места, размеров и характера повреждения корпуса судна; при незагруженном трюме -- путем осмотра, а при загруженном -- по шуму поступающей воды: и другим признакам. О месте и размерах пробоины старший группы докладывает немедленно командиру аварийной партии, а последний -- на ГКП. Для предотвращения поступления воды в смежные отсеки устанавливают наблюдение за переборками и в случае- необходимости подкрепляют их.

С объявлением тревоги задраиваются иллюминаторы, водонепроницаемые двери и.закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т», в районе повреждения сосредоточивается необходимое аварийное имущество.

При поступлении воды в смежные отсеки водоотливные средства переключаются на откачку воды из этих отсеков, чтобы предотвратить ее распространение по всему судну.

Чтобы откачать воду из затопленного отсека и устранить повреждение корпуса судна, на пробоину накладывается аварийный пластырь. Для устранения водотечности корпуса через разошедшиеся швы обшивки, выпавшие заклепки, малые пробоины и т, п. ; рекомендуется использовать парусиновый пластырь, так как работа по его постановке менее трудоемка. На пробоины размером 1,0--1,5 м 2 и более накладывают кольчужный или облегченный пластырь.

Установив место пробоины по длине судна, отмечают мелом на палубе ее границы. Останавливают судно или снижают его ход до самого малого. Пластырь раскатывают на палубе в очерченных границах пробоины. Члены экипажа, расписанные на подкильные концы, заводят их с носа судна (с кормы концы заводят обычно -только при стоянке судна на якоре. Первым опускают средней, частью под форштевень и проводят по бортам под днищем судна кормовой подкильный конец, вторым - носовой. Если пробоина широкая, то рекомендуется завести вслед за кормовым подкильным концом два-три стальных конца (фальшшпангоута) с огонами, которые при наложении на пробоину будут препятствовать затягиванию пластыря в пробоину при откачке воды из из затопленного отсека. Дополнительные подкильные концы не требуются, если на пробоину накладывается облегченный пластырь с распорными рейками. При использовании кольчужного пластыря заводятся три подкильных конца -- носовой, кормовой и средний. Подкильные концы, подведенные к месту пробоины, присоединяют скобами к коушам нижних углов пластыря. К коушам верхних углов пластыря присоединяют шкоты, а к коушу середины верхней шкаторины -- контрольный штерт.

Вооруженный пластырь вываливают за борт. Члены экипажа, стоящие на подкильных концах с противоположного борта, выбирают их. Одновременно без слабины потравливают контрольный штерт и шкоты, разнесенные к носу и корме судна под углом к вертикали примерно 45°. Когда по показаниям штерта пластырь будет наложен на пробоину, подкильные концы и шкоты обтягивают в тугую хват-талями или лебедками через канифас-блоки и крепят их на кнехт или другие приспособления.

При постановке облегчённого или кольчужного пластыря к коушам на боковых шкаторинах крепятся оттяжки, которые помогают установке и креплению пластыря на пробоине. После постановки пластыря оттяжки, разнесенные как можно дальше к носу и корме, обтягиваются и крепятся на палубе.

Заделка повреждений производится после того, как при помощи судовых водоотливных средств будет осушен затопленный отсек. Водотечность от одиночных выпавших заклепок устраняют при помощи болтов с поворотной головкой. Болт в сложенном виде; вводят в отверстие изнутри судна, а затем, когда головка болта под влиянием собственного веса или пружины откинется, заворачивают гайку болта, прижимая вплотную к обшивке подложенную под гайку резиновую шайбу. При отсутствии подобных болтов отверстия забиваются деревянными пробками--чопами. Для заделки трещин, разошедшихся швов и небольших узких разрывов в обшивке используют клинья, предварительно обмотанные просмоленной паклей. На забитые пробки и клинья изнутри отсека, накладывают доски или щиты и подкрепляют их упорами. При заделке трещин рекомендуется по их концам делать сверловку, чтобы предотвратить распространение трещины. Узкие трещины или «слезящиеся», швы можно заполнить эпоксидной мастикой в подогретом тестообразном состоянии или замазкой, составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы, перемешанных в расплавленном состояний добавлением гашеной извести до консистенции густого теста.

Заделка небольших пробоин, не имеющих равных краев изнутри, производится при помощи деревянных щитов, жестких пластырей или подушек из пакли. Эти аварийные материалы накладываются на пробоину и надежно раскрепляются упорами.

Наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна является бетонирование. Составными частями раствора бетона являются вяжущие вещество, заполнитель и пресная или морская вода. В качестве вяжущего вещества применяются различные виды цемента: портландский, глиноземный, водостойкий быстросхватывающийся цемент(ВБЦ). В качестве заполнителей используются природный песок, гравий, щебень.

Для приготовления раствора бетона цемент замешивают с песком и гравием в пропорции по: объему: 1:2:2 или только, с песком в соотношении 1:3. В зависимости от условий бетонирования возможны и другие пропорции. Раствор приготавливают в деревянном ящике. В него засыпают компоненты в указанных пропорциях и тщательно перемешивают. Затем в смесь небольшими порциями заливают воду в количестве, равном примерно половине объема цемента, и перемешивают раствор до тех пор, пока он не примет вид густого теста. Вода должна быть чистая, не загрязненная нефтью, маслами и жирами. Лучше, применять пресную воду; так как морская снижает прочность бетона примерно на 10%. Для быстрого схватывания бетона в него добавляют специальные ускорители затвердевания, в качестве которых могут использоваться жидкое стекло, хлористый кальций, сода техническая, соляная. кислота.

Для плотного соединения бетона с корпусом обшивку вокруг пробоины необходимо тщательно очистить от краски, грязи, ржавчины и промыть мылом и каустической содой. При больших размерах пробоины ее следует перекрыть арматурой в виде решетки из стальных прутков или трубок. Одновременно с приготовлением раствора бетона и подготовкой поверхностей к бетонированию в месте пробоины устанавливается опалубка -- цементный ящик с двумя открытыми сторонами. Одной, открытой стороной он прилегает по периметру к месту повреждения, а через другую (верхнюю) -- заполняется бетоном. Для отвода воды от пробоины во избежание размыва свежего бетона в цементном ящике устанавливают отводные трубки. После того как бетонным раствором, заполнят ящик и бетон затвердеет, отводные трубки глушат пробками.

Бетонирование повреждений не только устраняет полностью водотечность корпуса, но и частично восстанавливает его прочность в месте повреждения.

3.6.1. Борьба экипажа за непотопляемость судна осуществляется под руководством капитана в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие действия экипажа:
обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление места, размера и характера повреждений корпуса судна, водонепроницаемых переборок, второго дна, платформ и палуб; определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени (ориентировочно эти данные могут быть получены по таблице приложения 15);
прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения ее по судну;
восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;
удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;
спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;
обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

3.6.2. После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

3.6.3. По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп) обязаны:
прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к борьбе за живучесть судна;
установить место, характер и размеры повреждений;
выделить необходимое количество людей, и средств для борьбы с водой и определить их действия;
организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;
произвести герметизацию аварийного отсека;
организовать осмотр отсеков, смежных с аварийным, и при необходимости дать указания по обеспечению водонепроницаемости переборок и закрытий и по их подкреплению;
доложить о результатах разведки и действиях аварийной партии на ГКП.

3.6.4. При обследовании отсека в районе повреждений и смежных с ними помещений начальник аварийной партии запрещает открывать водонепроницаемые закрытия или ослаблять их задраивание до тех пор, пока не убедится, что это не приведет к распространению воды по судну.

3.6.5. Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть проверено пуском в действие осушительной системы.
Шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы, глухой звук, издаваемый переборкой, палубой, вторым дном при ударе по ним металлическим предметом, отпотевание переборок, палуб, платформ второго дна также указывают на наличие воды в аварийном отсеке.

3.6.6. При борьбе, с поступлением воды необходимо:
стремиться ограничить ее распространение по судну; при этом борьбу следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредотачивая основные силы и средства на помещениях, имеющих жизненно важное значение для судна;
принимать меры по заделке повреждений корпуса;
установить постоянное наблюдение за прочностью и водонепроницаемостью переборок со стороны смежных отсеков и при необходимости произвести их подкрепление и ликвидировать водотечность.

3.6.7. После прекращения поступления воды внутрь судна надлежит: тщательно проверить каяество заделки пробоин и при необходимости произвести ее подкрепление; установить наблюдение за аварийным отсеком и смежными с ним помещениями, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту; принять меры по удалению из судна забортной воды, попавшей при аварии.

3.6.8. Подкрепление водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна рекомендуется производить при опасном затоплении отсека, значительных выпучинах в металле переборок, платформ и настила второго дна, а также при обнаружении признаков расхождения швов и ослабления заклепок.

3.6.9. Для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок, палуб, платформ, настила второго дна и закрытий опорные места для подпора должны выбираться на их наборе с вскрытием обшивки и изоляции.
Для предупреждения нарушения водонепроницаемости или снижения прочности запрещается выправлять с помощью подпор или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами, настилом второго дна и закрытиями.
За подкрепленными водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами и закрытиями следует установить непрерывное наблюдение.

3.6.10. Для осушения затопленного отсека надлежит использовать все, включая и переносные водоотливные средства, имеющиеся на судне.

3.6.11. Фактическое состояние аварийного судна устанавливается капитаном. В случае угрозы опрокидывания судна вследствие недостаточной остойчивости или его затопления от израсходования запаса плавучести капитан судна обязан принять меры к посадке судна на мель.

3.6.12. Основной мерой для повышения аварийной плавучести судна является откачка жидких грузов из неповрежденных танков (цистерн). При недостаточной аварийной остойчивости или недопустимости ее снижения откачка разрешается только из танков (цистерн), расположенных выше центра тяжести судна.

3.6.13. Основными мерами по повышению аварийной остойчивости судна являются:
откачка жидких грузов из высокорасположенных неповрежденных танков (цистерн);
прием водяного балласта в низкорасположенные танки (цистерны), когда запас аварийной плавучести достаточен;
запрессовка неповрежденных заполненных танков для ликвидации свободных поверхностей в них;
обеспечение быстрого удаления воды с палуб судна.

3.6.14. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна производится только по указанию капитана.

3.6.15. В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контролировать запас остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменением осадки судна и высотой надводного борта, а также учитывать количество поступившей внутрь судна воды. При этом капитан должен руководствоваться принципом, что важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.

3.6.16. Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих случаях:
судно не отвечает нормам Регистра СССР по результатам расчета в соответствии с Информацией об остойчивости судна для капитана;
при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при приведении руля в положение «прямо руля»
судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;
при симметричном относительно диаметральной плоскости затоплении помещений крен аварийного судна превышает 5°.

3.6.17. При проведении мероприятий по спрямлению аварийного судна запрещается проводить какие-либо работы до выяснения его фактической остойчивости.

3.6.18. Спрямление аварийного судна и повышение остойчивости рекомендуется проводить в следующем порядке:
прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на поврежденный борт;
удалить воду из не полностью затопленных больших помещений, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии;
удалить за борт воду, имевшуюся в помещениях, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить ее в помещения, расположенные ниже;
осушить поврежденный отсек и соседние с ним помещения после заделки пробоин;
перекачать жидкие грузы в днищевые танки (цистерны), а в исключительных случаях удалить их за борт;
переместить вниз твердые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;
произвести балластировку судна.

3.6.19. Перекачивание жидких грузов (топлива, воды и масла) из междудонных танков (цистерн) в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместимостью в танки (цистерны) с меньшей вместимостью до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки (цистерны), симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков (цистерн), смежных с затопленным отсеком.

3.6.20. Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки (цистерны) минимальных объемов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, т. е. для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удаленные от диаметральной плоскости танки (цистерны), а для уменьшения дифферента - наиболее удаленные от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки, если даже они менее удалены от диаметральной плоскости, чем бортовые. В первую очередь должны затапливаться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.

3.6.21. Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что откачку и перекачку жидких грузов и балластировку цистерн разрешается производить только при затоплении с достаточной положительной остойчивостью. При затоплениях, приводящих к малой положительной метацентрической высоте, необходимо сначала принять меры по улучшению аварийной остойчивости, а затем приступить к спрямлению судна.
При этом надлежит знать следующее:
заполнение и осушение танков (цистерн) должно производиться полностью; прием балласта или перекачка жидкого груза производятся одновременно только с одной парой цистерн;
крен следует уменьшать не сразу, а по этапам.

3.6.22. Поперечное спрямление аварийного судна следует прекращать при уменьшении крена до 5° в целях предупреждения переваливания судна на другой борт с еще большим креном.

3.6.23. Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно, для обеспечения хода и управляемости судна, а также если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголения винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за креном, не допуская его увеличения.

3.6.24. После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если имеется возможность дальнейшего повышения его остойчивости, то это следует сделать.

3.6.25. При плавании судна с постоянным креном, оставшимся после спрямления, необходимо:
перекрыть магистрали, сообщающие танки (цистерны), расположенные по разным бортам и в разных отсеках;
расходовать жидкие грузы только из танков (цистерн) накрененного борта;
для предотвращения оголения приемников воды, топлива и масла не допускать снижения уровня жидкости в танках (цистернах) до опасного предела;
тщательно наблюдать за уровнем воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и попадания воды в паровые магистрали;
тщательно наблюдать за насосами, в которых приемники забортной воды расположены близко к ватерлинии.



Похожие публикации