Священный город анурадхапура. Достопримечательности и интересные места анурадхапуры

Анурадхапура от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Анурадхапуре.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Анурадхапура - это административный центр Северо-Центральной провинции Шри-Ланки и один из древнейших городов острова Цейлон. Долгое время Анарадхапура, расположенная в стратегически важном месте - на пересечении двух портовых зон - и укрытая в глубине джунглей, была столицей государства - вплоть до 1017 года, когда город был серьезно разрушен захватчиками из Южной Индии и покинут жителями.

Почти тысячу лет город стоял в запустении, и только в 19 веке английский охотник случайно натолкнулся на него в джунглях.

Сегодня Анурадхапура преимущественно восстановлена и разделена на две части: Старый город, который является нежилой охранной зоной, и Новый город, где живет все население Анурадхапуры (около 50 000 человек) и находится туристическая зона с отелями, ресторанами и магазинами.

Город находится довольно далеко от береговой линии, поэтому туристов в Анурадхапуру привлекают в первую очередь всемирно известные памятники культуры и истории Шри-Ланки, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Анурадхапура находится в 200 с небольшим километрах от столицы острова - Коломбо . Добраться до города можно на поезде (здесь есть две ж/д станции), а также на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе) или на взятом напрокат автомобиле по трассе A9 за 4 часа.

Поиск авиабилетов в город Коломбо (ближайший а/п к Анурадхапуре)

Транспорт

По Новому городу курсируют автобусы и тук-туки, но необходимость в них невелика - этот небольшой район можно спокойно пройти из конца в конец за полчаса. А вот охранная зона на другом берегу реки Малватху-Ойя очень большая по территории - и без тук-тука здесь не обойтись. Впрочем, во многих местах Старого города запрещено движение любого транспорта, даже тук-туков.

Популярные отели Анурадхапуры

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Анурадхапуры

Как уже было сказано выше, большинство туристов приезжают, чтобы увидеть памятники Старого города. Среди них - так называемые дагобы (буддийские религиозные сооружения, предназначенные для хранения реликвий) Тхумапарама, Руанвели со знаменитыми каменными статуями Будды, Джетаванарама, считающаяся одним из самых высоких кирпичных сооружений в Древнем мире, а также статуя Будды Ауканы и священное дерево Бодхи, считающееся древнейшим из известных деревьев, с построенным вокруг него храмом Махабодхи. И это только небольшая часть тех памятников, которые ждут путешественников в Старом городе Анурадхапуры.

Анурадхапура

В Новом же городе расположено множество отелей, ресторанов и магазинов, есть также и рынок, где можно приобрести сувениры.

Стоит помнить: хотя алкоголь и продается в заведениях, ориентированных на туристов, публичное распитие спиртных напитков на Шри-Ланке не приветствуется.

  • Где остановиться: на одном из высокогорных курортов Цейлона, где еще в колониальные времена британцы скрывались от жары, а именно в Канди или в Нувара-Элии . Кроме того, можно остановиться в столице страны Коломбо или на одном из пляжных курортов юго-восточного побережья Шри-Ланки.
  • Что посмотреть: один из древнейших городов острова Цейлон

Мест, где обязательно надо побывать на острове Шри-Ланка всё не уменьшаются. Быстро восстановив силы в водопадах заповедника Синхараджа, не затягивая отправляемся в новую дорогу.

В этот раз наш путь пойдет на Север, в так называемый Верхний культурный треугольник. Формат поездки, уже полюбившийся нам, экскурсионный марафон: новый день - новый город - новые достопримечательности. Принцип: всё своё несу с собой.

Этапы экскурсионного марафона:

  • Автобус Хиккадува-Коломбо-Анурадхапура. Пересадка на тук-тук до Михинтале - место зарождения буддизма на Шри-Ланке. Дерево Ботхи. Затерянный город;
  • 2 день. Анурадхапура. Королевский дворец Исурумуния. Экспресс метод проверки кармы. Взорванная ступа. Переезд в Дамбуллу;
  • . Сигирия. Посещение резиденции Властелина Мира. Пидурангала - золотая скала. Фото с двух вершин. Переезд в Полоннаруву;
  • . Полоннарува - средневековая столица Шри-Ланки. Проверка умения ездить на велосипедах? Переезд в Тринкомали;
  • . Форд Фредерик. Храм Конешварам. Пляжи Нилавели. Ночной экспресс Тринкомали-Коломбо. Возвращение в Хиккадуву.

Статьи о этой поездке объединены общим названием "Верхний культурный треугольник"и разделены на дни путешествия. События изложены в хронологическом порядке.

Хороший план. Присядем на дорожку!

Анурадхапура - первая столица сингальского королевства

2 января 2016 года. (1$~140 рупий). Гостиница нам не понравилась, но как говорится, на безрыбье и рак рыба. Вчера поздним вечером выбирать не приходилось. К счастью, мы покидаем её. Зато рядом расположен замечательный рынок, где мы подкупили бананов на завтрак.

Цены, по сравнению с побережьем, значительно ниже.

В Анурадхапуре осталось очень много достопримечательностей, и мы продолжаем их осмотр во второй день. Хочется побывать в местах наших вчерашних ночных приключений при свете дня.

Впереди нас ждет затерянный город! Затерянным он называется потому, что люди на долгие годы забыли о его существовании. Возможно, все они погибли или были угнаны в рабство в результате очередного нашествия захватчиков из Индии. Обнаружили эту огромную группу древних строений случайно.

Памятников древности здесь так много, что просто не знаешь с чего начать знакомство. Мы выбрали направление в самую гущу артефактов и стали осматривать все, что будет рядом.

По пути к центру вчерашних событий мы посетили не плохо сохранившийся индуистский храм.

Посещение всех индуистских храмов бесплатно. Мы уже бывали в нескольких из них и ни где не требовалось покупать входной билет.

По дороге к нему стали свидетелями обучения начинающих водителей. В основном обучение проходит на тук-туках. Смотрится забавно!

Не доходя 1 км до дерева Бодхи расположился королевский дворец Исурумуния.

Он высечен в скале по указанию короля Деванампия Тисса (пр. 307-267 до н.э.). Перед дворцом построен большой бассейн, рядом Храм со статуей Будды и фресками на стенах, есть пещера с большой колонией летучих мышей.

Исурумуния знаменита также своими скальными барельефами:

изображениями купающихся слонов. Если посмотреть выше, то можно разглядеть ещё одно изображение сидящего человека, над правым плечом которого высечена голова лошади.

Перед входом в главную комнату храма, вырезанную в скале, есть специально углубление. Оно находится от посетителя на удалении около трёх метров, а внизу ров с водой. Всем пришедшим предлагается проверить состояние своей кармы: кинуть монету в это углубление.

Если попал значит всё у тебя хорошо, если монета упала в воду - значит есть над чем поработать, как в биатлоне - штрафной круг. Хотя, никто не запрещает сделать несколько последовательных бросков. Большинство так и поступает.

Не все мои спутники попали в цель с первого раза.

Посещение храма платное. Входной билет стоит 200 рупий (~1.5$).

С вершины скалы для медитаций были видны развалины внушительных размеров. Мы решили обязательно там побывать.

Во время наших пеших переходов подметили, что часть туристов, в большей степени практичных китайцев, передвигаются на арендованных велосипедах. Это экономит много времени и сил. Берите велосипеды, не пожалеете!

Дойдя до больших развалин, мы увидели не достроенную ступу. Рядом находился пост охраны.

Полицейские нам рассказали, что эта ступа была взорвана террористами 30 лет назад. Огромная монолитная ступа разрушена практически полностью. Очевидно взрыв был чудовищной силы.

Сейчас идут восстановительные работы, но она открыта к осмотру. Здесь мы увидели своими глазами, что в ступе нет внутренних помещений. Весь объём заложен кирпичом. На каждом кирпиче стоит фирменное клеймо.

Разрушение ступы в буддизме считается одним из самых больших грехов. Тот, кто сделал это деяние, оказывается в аду сразу после окончания этой жизни. Цепь реинкарнаций (переселение, перевоплощение души) прерывается.

Восточные религии считают, что после смерти одного тела жизнь продолжается в новом. Согласно индуистским представлениям, душа переселяется в другое тело. Так она жизнь за жизнью принимает различные тела, лучшие или худшие - в зависимости от её деяний в предыдущих воплощениях.

Владимир Высоцкий в своей "Песне о переселении душ" популярно объяснил суть проблемы.

Для менее опасных преступлений и наказание более мягкое. Например: прекращение реинкарнаций с отсрочкой в 3 жизни, 5 жизней и т.д. Есть время для исправления и улучшения кармы.

Стрелки часов подсказывают, что пора двигаться дальше. Попрощавшись с затерянным городом, мы ловко, почти на ходу, выполняемых посадку в притормозивший автобус. За 12 рупий с человека доезжаем до старой автостанции. Наперед скажу, что в этот день мы немного поспешили. В затерянном городе можно было осмотреть еще одну достопримечательность.

Садимся на автобус Анурадхапура-Дамбулла. Стоимость проезда одного человека 90 рупий (~0.6$), 1.5 часа в пути. Автобусы ходят очень часто, поэтому приходить к определённому времени не нужно. Город Дамбулла находится не далеко от завтрашней цели нашего путешествия.

Приехав в Дамбуллу и поев в одном из многочисленных кафе, пошли искать отель, указанный в букинге. О нём были противоречивые отзывы, но хорошая цена. Осмотрев комнаты узнали, что цена гораздо выше указанной на сайте. Хозяин сказал, что первый плюнет в глаза человеку, разместившему эту цену в интернете. Нам не всё понравилось в этой гостинице, а тут ещё и с ценой измена. Мы пошли дальше искать себе кров. Хозяин комнат остался не доволен и под конец так разошёлся, что стал кричать нам вслед что-то и топать ногами у своего крыльца.

И очень быстро нашли две замечательные комнаты за 3500 Rs (~25$). Гостеприимная хозяйка напоили нас вкусным свежевыжатым соком из неизвестного фрукта, а у хозяина гостиницы нашлась подробная карта

короткой дороги в Сигирию.

Здесь мы смогли хорошо отдохнуть

и набраться сил для следующего, третьего дня нашего туристического марафона.

Анурадхапура, Шри Ланка: достопримечательности, фото, погода

Город Анурадхапура расположен в Северо-Центральной провинции Шри Ланки, в 194 км от фактической столицы страны Коломбо (Colombo) и в 168 км от международного аэропорта Коломбо. Анурадхапура является административным центром одноименного района. Объекты древнего священного города Анурадхапура включены в список Всемирного наследия Шри Ланки.

Анурадхапура является одним из "углов" Культурного треугольника Шри Ланки, включающего также города Канди и Полоннарува . Город был основан в 6 веке до н.э. на реке Малвату Ойя. В средние века, с 4 по 11 век, город был столицей одноименного независимого сингальского королевства. Город на протяжении столетий является крупным религиозным буддийским центром.

Карта Анурадхапуры

Также Анурадхапура считается одним из старейших постоянно населенных городов мира наряду с Луксором, Александрией (Египет), Мехико, Вера Круз (Мексика), Дакка (Бангладеш), Пешавар (Пакистан) и пр. Сегодня эта древняя столица Шри-Ланки считается священной для всего буддийского мира, площадь окружающих Анурадхапуру монастырей составляет более 40 кв км, город является одним из основных археологических объектов мира.

Согласно Махавамсе, великой летописи Шри-Ланки, город Анурадхапура был назван в честь министра по имени Анурадха, который изначально основал в этом районе деревенское поселение. Анурадха был одним из министров, сопровождавшим индийского принца Виджаи, который, согласно легендам, основал сингальскую расу в Шри-Ланке.

Фото города Анурадхапура

Открыть фото Анурадхапуры в новой вкладке.

Как доехать в Анурадхапуру

Анурадхапура - крупный город, включающий железнодорожную станцию и автовокзал. Из крупных городов Шри Ланки в Анурадхапуру можно доехать на поезде или автобусе.

Как доехать в Анурадхапуру из Коломбо

Из Коломбо в Анурадхапуру ходят порядка 8 поездов в день. Также между городами Коломбо и Анурадхапура развито прямое автобусное сообщение:

  • №15-1-1 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №15-1 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №4-3 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №57 Коломбо (Colombo) - Анурадхапура (Anuradhapura).

Как доехать в Анурадхапуру из Негомбо

Негомбо расположен на параллельной Анурадхапуре железнодорожной ветке и потому, чтобы добраться на поезде необходимо сделать пересадку в Рагаме (Ragama). Из Рагамы в Анурадхапуру ходят 4 поезда в день. Также можно доехать в Анурадхапуру из Негомбо на автобусе. Для этого нужно сесть в Негомбо на проходящий автобус из Коломбо, либо доехать до Коломбо и там сесть на конечной станции.

Как доехать в Анурадхапуру из Канди

Доехать в Анурадхапуру из Канди на поезде можно с пересадкой на станции Полгахавела (Polgahawela). Из Канди в Анурадхапуру ходят прямые автобусы:

  • №42-2 Канди (Kandy) - Анурадхапура (Anuradhapura)
  • №43 Канди (Kandy) - Анурадхапура (Anuradhapura).

Как доехать в Анурадхапуру из Галле/Матары

По железной дороге доехать в Анурадхапуру с юго-западного побережья можно на поезде с пересадкой в Коломбо. Доехать в Анурадхапуру можно на автобусе №2/4-3 Матара (Matara) - Анурадхапура (Anuradhapura). А также с пересадкой в Калутаре на автобусе №57/221/420 Калутара (Kalutara) - Анурадхапура (Anuradhapura).

Как доехать в Анурадхапуру из Тринкомали

Теоретически можно доехать до Анурахдхапуры из Тринкомали на поезде с пересадкой в Махо (Maho), однако, из-за прохождения железнодорожных путей по карте большим крюком на юг, гораздо экономичнее по времени воспользоваться автобусом. Из Тринкомали в Анурадхапуру можно доехать на автобусе №835 Анурадхапура (Anuradhapura) - Тринкомали (Trincomalee).

Как доехать в Анурадхапуру из Дамбуллы

Автобусы, следующие из Дамбуллы в Анурадхапуру:

  • №15-17 Курунегала (Kurunegala) - Анурадхапура (Anuradhapura),
  • №314/580/42 Анурадхапура (Anuradhapura) - Бадулла (Badulla)

Как доехать из Полоннарувы в Анурадхапуру

Через Полоннаруву проходят автобусы:

  • №22/75/218 Анурадхапура (Anuradhapura) - Ампара (Ampara),
  • №27/218/58 Анурадхапура (Anuradhapura) - Веллавайя (Wellawaya).

Достопримечательности Анурадхапуры

Священные места Анурадхапуры

Дерево Джая Шри Маха Бодхи
(Jaya Sri Maha Bodhi)

Джая Шри Маха Бодхи - это священное фиговое дерево, расположенное в садах Махамевна (Mahamewna Gardens). Считается, что правая южная ветвь является саженцем дерева Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi) в Бодхгайе (Buddha Gaya) в Индии, - дерева, под которым Будда достиг просветления.

Шри Маха Бодхи является одной из самых почитаемых буддийских святынь не только в Шри Ланке, но и в мире. Верующие считают, что паломничество к священному дереву помогает исцелить болезни, помогает беременным избежать пороков развития плода, защищает крестьянские поля от природных катаклизмов и пр.

Существующее ограждение вокруг Шри Маха Бодхи было выстроено в 18 в. королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) для защиты дерева от диких слонов, в изобилии водившихся в округе. Высота стены составляет 3 м., толщина 1,5 м. Протяженность заграждения с севера на юг составляет 118 м, с востока на запад 83 м. Первый золотой забор вокруг священного дерева был построен в 1969 году в городе Канди под руководством Ятиравана Нарада Теро (Yatirawana Narada Thero).

В традиционном Доме образа Будды находятся две древние статуи. Каменное изваяние кобры является очень редким изображением. На юго-западе храмового комплекса Шри Джая Маха Бодхи находятся остатки дагобы Даккина Тупа.

Дагоба Руванвелисайя
(Ruwanwelisaya)

Ступа Руванвелисайя, или как ее еще называют Ратнамали, была построена королем Датугемуну в 161 г. до н.э. после победы над захватчиками Чола из Индии. Король нанял архитектора, который спроектировал дагобу, купол которой по словам монарха, по форме напоминал "пузырь молока". Сам король Датугемуну не дожил до завершения строительства, занявшего в общей сложности более 33 лет, и строительство было завершено его братом королем Саддхатисса.

Высота ступы Руванвелисайя составляет 103 м, а диаметр 292 м., эта супа являлась поистине чудом архитектурного мастерства того времени. Древние хроники подробно описывают материалы, использованные при строительстве дагобы и ее основания. Кроме обычных камней использовались золото, серебро, жемчуг, кораллы и драгоценные камни.

Изначальная постройка была разрушена в 19 в, а затем восстановлена в 1940 году. Около дагобы находится святилище, в котором расположены 5 известняковых статуй стоящего Будды. Четыре статуи относятся к 8 веку и символизируют собой прошлые воплощения Будды, а пятая статуя символизирует собой будущее (Будда Майтрея) с тиарой на голове и цветком лотоса в руках.

Дагоба Руванвелисайя является одним из 16 мест поклонения буддистов в Шри Ланке, обозначаемых термином Солосмастана (Solosmasthana). Считается, что ступа содержит в себе часть праха Будды. Дагоба была построена таким образом, чтобы соответствовать Учению Будды: купол символизирует безграничность Учения, четыре стороны выше него представляют собой Четыре Благородные Истины, концентрические кольца указывают на Благородный Восьмеричный Срединный Путь, а большой кристалл на вершине ступы представляет собой конечную цель просветления.

Дагоба Тупарама / Тупарамайя
(Thuparamaya)

Белоснежная дагоба Тупарама возведена в форме колокола, с диаметром основания 18 м, высотой 50 м. Ранее дагоба Тупарама имела намного большие размеры, однако на протяжении своей истории неоднократно полностью разрушалась. В последний раз ступа была отстроена в 1862 г.

Основание ступы вымощено гранитными плитами, дагобу окружают 4 ряда каменных столбов. Высота каменных столбов, на которые ранее опиралась массивная крыша, уменьшается по мере движения от внешней окружности к внутренней. Куполообразная крыша над ступой, существовавшая ранее, но не сохранившаяся до настоящего момента, поддерживалась 176 колоннами.

Дагоба Тупарама была построена в 3 в. до н.э. во времена правления короля Деванампьятисса (Devamnampiyatissa). Ступа была возведена королем по просьбе Махинды Теро (Mahinda Thero), который принес буддизм в Шри Ланку, чтобы заключить в нее реликвию - правую ключицу Будды. Здание имеет оригинальную конструкцию: сводчатый храм ватадаге как бы задвинут под купол дагобы.

В 7 веке ступа Тупарамайя была полностью покрыта золотом. Включая встроенный в нее храм ватадаге, выполненный из золотых кирпичей, с золотыми дверьми. После нападения южно-индийских тамилов из королевства Пандья (Pandyan) ступа была разграблена, а все золото, драгоценности и сокровища вывезены.

В середине 10 в. сингальский король Махинда IV восстановил дагобу, облицевал золотом и установил в ней золотые двери, но опять же в конце 10-го века тамильские племена из Южной Индии Чола (Chola) полностью разграбили храмовый комплекс. Последнее восстановление ступы было завершено в середине 19 в., однако, в процессе восстановления древняя ступа полностью утратила свои прежние архитектурные черты.

Бронзовый дворец Ловамахапайя
(Lovamahapaya / Lohaprasadaya)

Дворец Ловамахапайя был основан в 3 в. до н.э. первым буддийским королем Шри Ланки Деванампьятиссой, который, по просьбе Махинды Теро, принесшего буддизм на остров, построил на этом месте первое здание. Спустя столетие, во 2 в. до н.э., король Датугемуну существенно расширил архитектурный комплекс до того масштаба, следы которого можно наблюдать сегодня.

Согласно сингальской хронике Махавамса, здание дворца Ловамахапайя представляло собой девятиэтажное строение высотой 47 м., его своды поддерживали 1600 каменных колонн. Дворец был украшен кораллами и драгоценными камнями, а крыша покрыта медно-бронзовыми пластинами. Очевидно по этой причине дворец Ловамахапайя также называют Лохапрасадайя (Lohaprasadaya), что в переводе с сингальского и означает "Бронзовый дворец". Верхние этажи здания были выполнены из дерева и были уничтожены во 2 в до н.э. при пожаре.

В течение истории здание дворца отстраивалось заново 7 раз. В начале 3 в., во время правления короля Сиринага II (Sirinaga), дворец был заново отстроен, но его высота составляла уже 5 этажей. К середине 3 в. король Джеттатисса (Jettatissa) надстроил еще два этажа, сделав его семиэтажным. Затем, в конце 3 в., король Махасена (Mahasena) разрушил дворец, использовав материалы на строительство комплекса Абхаягири, что вызвало острый конфликт с монашеской общиной Махавихары.

В 4 в. его сын Сиримегаванна (Sirimeghavanna) вновь восстановил дворец. В таком виде здание просуществовало до 9 в., пока не было разрушено нашествием южно-индийского королевства Пандья. В конце того же 9 в. король Сена II (Sena II) заново отстроил дворец, но в 10 в. на территорию королевства вторглись индийские захватчики Кола и полностью его разграбили и разрушили. Затем случилось падение Анурадхапуры и город перестал быть столицей королевства и только в 11 в., во времена правления короля Паракрамабаху I (Parakramabhu I), каменные столбы были подняты, а здание дворца Ловамахапайя частично восстановлено. В таком виде здание дворца и пребывает до настоящего времени.

Дагоба Джетаванарамайя
(Jetavanaramaya)

Дагоба, возведенная из красного кирпича, Джетаванарамайя, является крупнейшей в Шри Ланке, изначально ее высота составляла 122 метра, но с течением времени уменьшилась до 71 метра.

Дагоба Джетаванарамайя была построена в конце 3 века королем Махасена (273 - 303) и в дальнейшем завершена его сыном, королем Сиримегаванной I. Для строительства гигантской ступы было использовано 93 миллиона кирпичей, она выстроена на скале, на фундаменте глубиной 8,5 метров. Каждая из сторон основания, на котором построена ступа имеет длину 176 метров, длина лестниц, ведущих к ней составляет 9 метров.

Считается, что дагоба Джетаванарама была возведена на месте кремации Махинды Теро - человека, который принес буддизм в Шри Ланку.

Как и все другие здания в Анурадхапуре это тоже было подвергнуто разрушению индийских захватчиками в 9-10 веках. После падения королевства Анурадхапура ступа была заброшена и быстро покрылась джунглями.

В 12 веке, во время правления короля Паракрамабаху Великого, ступа была восстановлена из руин, но ее высота сократилась до текущего значения.

Дома образа Джетаванарамайя / Патимагара
(Jethawanaramaya Image House / Patimaghara)

На территории монастыря Джетавана площадью 48 га, к западу от дагобы Джетаванарамайя, находится сводчатое здание Дома образа Джетаванарамайя (Jethawanaramaya Image House), также называемый Патимагара (Patimaghara).

Считается, что здание было построено королем Сеной I в 9 веке, а затем уничтожено при захвате севера острова индийским королевством Чола в 10 веке. Впоследствии Дом образа был восстановлен сингальскими королями уже в период заката королевства Анурадхапура.

Дом образа Джетаванарамайя является самым большим из найденных в древних городах Анурадхапура или Полоннарува.

Ранее вход в здание закрывала монолитная дверь, поддерживаемая каменными столбами высотой 8 метров, а в самом Доме образа Будды располагалась массивная известняковая статуя высотой 11 метров и 25 буддийских реликвий. Согласно расчетам, высота здания составляла 15 метров. Впоследствии в Полоннаруве по подобию Дома образа Джетаванарамайя были возведены сводчатые здания (гедиге) Тупарама, Ланкатилака и Тиванка.

Дагоба Мирисаветийя
(Mirisavetiya Stupa)

Дагоба Мирисаветийя была построена в период правления короля Датугемуну во 2 в до н.э., здание относится к комплексу Маха Вихары. Диаметр основания ступы составляет 43 метра, а высота 59 метров.

Название ступы объясняет популярная сингальская легенда: когда король Датугемуну после своей коронации собирался на фестиваль воды в Тиссавеву, он оставил на этом месте свой скипетр (Кунт), внутри которого была заложена священная реликвия. Затем король вернулся за скипетром, тот как будто застрял и никто не мог сдвинуть его с места.

Тогда король вспомнил, что он перед этим нарушил традицию, забыв предложить монахам похлебку из перца чили (Miris), прежде чем отведать ее самому. В те времена это была распространенная практика отдавать часть всей пищи, которая готовится во дворце священникам, прежде чем король сможет ее отведать. Увидев чудо и вспомнив свой проступок, король приказал построить на этом месте ступу и назвать ее Мирисаветийя (ступа перцовой похлебки).

Дагоба была восстановлена ​​в 1980-х, но вся конструкция обрушилась в 1987 году, уничтожив один из лучших образцов архитектурных фронтонов "Vahalkada" эпохи Анурадхапуры. Дагоба Мирисаветийя, наблюдаемая сейчас, была завершена в 1993 году, но в процессе восстановления потеряла все исторические черты оригинала.

Дагоба Ланкарама
(Lankarama Stupa)

Ступа Ланкарама (Ланкарамайя) расположена на территории древнего города, к югу от слоновьего пруда. Дагоба Ланкарамайя была построена в 1 веке до н.э. королем Валагамбой (Walagamba). Диаметр ступы Ланкарама составляет 14 метров, а диаметр основания 406 м, высота основания - 3 м.

Ступу окружают остатки 88 каменных столбов, поддерживавших ранее не сохранившуюся до настоящего момента крышу здания. В течение своей истории ступа пережила реконструкцию, какова была ее форма ранее неизвестно. Дагоба, построенная в Медиригирийе рядом с Полоннарувой, возведена в том же архитектурном стиле, что и ступа Ланкарама.

Дагоба Ланкарама расположена в 400 метрах от монастыря Абхаягири, ее древним названием является Силасоббха Кандака Сетийя (Silasobbha Khandaka Cetiya).

Названо место так потому, что после поражения от тамильских захватчиков в 103 году до н.э. сингальский король Валагамба прятался от врагов в месте под названием "Silasobbha Khandaka". После победы над тамильскими захватчиками и освобождения страны в том же году, вернув трон, он построил на этом месте ступу Ланкарама.

Дагоба Абхаягири
(Abhayagiri Stupa)

Ступа была построена в 1 веке до н.э. сингальским королем Валагамбой. Ступа Абхаягири является второй по высоте ступой в Шри Ланке.

Согласно описаниям китайского монаха Фа-Сяня в пятом веке, высота ступы составляла 122 метра, ее внешняя поверхность была украшена золотом, серебром и драгоценностями. Также на этом месте находилась статуя Будды высотой 6м, сделанная из зеленого нефрита. Верхняя надстройка над куполом, называемая хатарас котува (hatharas kotuwa), сохранилась с древних времен.

Согласно летописям, после того, как король Валагамбаху взошел на престол в 104 году до н.э., всего через семь месяцев произошло тамильское вторжение в древнюю Шри Ланку через порт Мантота. Порт за портом, город за городом, тамилы захватывали территорию. Сингальская армия терпела поражение и была вынуждена быстро отступать, тамильский король тем временем захватил жену Валагамбаху и несколько реликвий и увез их в Индию. Король Валагамбаху был вынужден скрыться в джунглях, где его не смогли бы найти тамилы.

В это время джайнский монах проживал в месте, где сегодня стоит дагоба Абхаягири. Когда король покидал территорию Анурадхапуры, проходя через ворота, монах-джайн по имени Гери оскорбительно крикнул: «Посмотрите как великий сингальский король улепетывает!». Король проигнорировал этот комментарий, но когда он вернулся в Анурадхапуру, через 14 лет после победы над захватчиками, он не забыл об этом инциденте.

Король полностью уничтожил этот скит и на ее месте возвел массивную ступу и 12 зданий и предложил ее Махатисе Теро. Ступа была названа Абхаягири, по имени двух сторон конфликта - именам "Абхая" (имя короля) и "Гери" (монах-джайн). Позднее Абхаягири Вихара стала соперником Махавихара. Монахи монастыря Махавихара были последователями буддизма Тхеравады, а монахи в то же время Абхаягири следовали принципам учений Тхеравады и Махаяны.

Дворец Ратна Прасадайя
(Rathna Prasadaya)

Дворец Ратна Прасада / Прасадайя был возведен во 2 веке сингальским королем Канитта Тиссой (167 - 186). Название Ратна Прасадайя переводится с сингальского как "Дворец драгоценностей".

Некогда дворец Ратна Прасадайя представлял собой многоэтажное здание, о его размерах можно судить по остаткам колонн, поддерживавших своды здания.

В 8 веке царь Махинда II восстановил здание в несколько этажей и украсил его множеством статуй Будды, сделанных из золота. Однако все эти сокровища были разграблены во время нашествия южно-индийской империи Пандьев в период правления короля Сены I (833-853).

Впоследствии дворец драгоценностей был вновь восстановлен королем Сеной II (853-887), возвратившим в него сокровища. Затем здание Ратна Прасадайя было отреставрировано сингальским королем Махиндой IV в 10 веке.

Охранный камень, призванный сберечь сокровища дворца, сохранился до наших дней. Он расположен на внутреннем входе в здание, является одним из лучших примеров резьбы по камню в эпоху королевства Анурадхапура.

Пруд Куттам Покуна
(Kuttam Pokuna)

Пруды Куттам Покуна представляют собой древнее инженерное чудо. Реальные строители сооружения неизвестны, предполагается, что пруды были построены во времена правления короля Аггабодхи (Aggabodhi I) на рубеже 6 и 7 веков.

Пруды Куттам Покуна использовались монахами монастыря Абхаягири для омовений. Стены прудов сделаны из резных гранитных плит.

В переводе с сингальского языка "Куттам Покуна" означает "Пруды-Близнецы". Первым был построен северный пруд (небольшой), с течением времени к нему был достроен второй пруд большего размера.

Размеры небольшого северного пруда Куттам Покуна составляют 28*15,5 метров, глубина 4 метра. Размеры южного (большого) пруда 40*16 метров, глубина 5,5 метров.

Вода в пруды поставлялась через подземный водопровод и проходила фильтрацию, состоящую из четырех уровней, прежде чем попасть в пруд через стилизованную под голову дракона трубу. Далее вода из обоих прудов сливалась в один канал и затем использовалась для орошения полей.

Статуя Будды Самадхи
(Samadhi Statue)

Статуя Будды в состоянии Самадхи находится в древнем парке Махамевнава (Mahamevnāwa Park). Статуя Самадхи считается одной из лучших скульптур эпохи королевства Анурадхапура. Считается, что статуя Самадхи была создана в течение 3-го или 4-го века.

Статуя Будды в позе медитации Dhyana mudra со скрещенными ногами и раскрытыми ладонями, положенными одна на другую, выполнена из доломитового мрамора. Древняя статуя имеет высоту 2,2 метра.

В 1886 году эта статуя была найдена в том месте же месте, где она находится на настоящий момент, упавшей, у нее был поврежден нос. После этого статую заново установили, а нос реконструировали.

В 1914 году статуя была вновь повреждена охотниками за сокровищами и вновь восстановлена. Глаза статуи являются в настоящий момент полыми, что свидетельствует о том, что ранее они были украшены кристаллами или драгоценными камнями. Неизвестно была ли эта статуя привезена из другого монастыря или же она находилась здесь изначально.

Считается, что если смотреть на статую с трех разных сторон, то глядя с правой и левой стороны ее лицо будет выражать грусть, а если смотреть на статую справа, то ее лицо слегка улыбается.

Объекты древнего города Анурадхапура

Озеро Тисса Вева
(Tissa Wewa)

Древнее рукотворное водохранилище Тисса Вева было построено сингальским королем Деванампьятисса, правившим страной в 3 веке до н.э. Размеры насыпи, возведенной для формирования древнего водохранилища, впечатляют: длина насыпи составляет 3,4 км и высота 7,5 метров.

Размер поверхности водохранилища Тисса Вева составляет 2,2 кв.км. Целью создания столь объемного водохранилища, согласно древней сингальской хронике Махавамса, являлось питание садов и парков, расположенных в древнем городе Анурадхапура, а также орошение окрестных рисовых полей в засушливый период.

Рукотворное озеро Тисса Вева получает воду через древнее сооружение Джая Ганга (Jaya Ganga) - канал, соединяющий водохранилище и реку Кала Вева. Избыток воды из водохранилища сбрасывается в реку Малватху Ойя.

Согласно данным археологов, древнее водохранилище Тисса Вева было построено столь надежно, что даже спустя 1,200 лет может поставлять воду в уже современный город Анурадхапура.

Озеро Нувара Вева
(Nuwara Wewa)

Древнее водохранилище Нувара Вева является крупнейшим из трех рукотворных водоемов Анурадхапуры. Нувара Вева переводится как "Городское озеро".

Точное время постройки водохранилища неизвестно. Предположительно оно было возведено в 1 веке до н. э. королем Ваттагамини Абайя (Vattagamini Abaya).

Согласно данным историков, первоначальное строение набережной было выполнено из кирпича, использовавшегося при строительстве дагобы Абхаягири. Набережная была отремонтирована в 3 и 5 веках.

Площадь поверхности водохранилища Нувара Вева составляет 31,8 кв.км., для его наполнения использовалась плотина и канал на реке Малватху Ойя. Плотина просуществовала до 1873 года, когда было начато возведение автомобильного моста через реку.

Глубина воды в канале, соединяющим озеро и реку, составляет 1,2 метра, глубина водохранилища составляет 45 метров у дамбы. В настоящее время канал используют для отведения избытков воды из Нувара Вевы обратно в реку во время наводнений.

Храм Исурумуния
(Isurumuniya)

Древний буддийский храм Исурумуния расположен на берегу водохранилища Тисса Вева (Tissa Wewa). Храм был основан королем Деванампья Тисса (Devanampiya Tissa) в конце 4 в. до н.э. Ранее храм был известен как Мегагири Вихара (Meghagiri Vihara). Храм известен своей необычной резьбой по камню, выполненной в разных архитектурных стилях, изображающие разные сюжеты:

  • резьба Любовники из Исурумунии (Isurumuni Lovers)

    Резьба создана предположительно в 6 в. в стиле Гупта показывает мужчину и женщину, сидящую у него на коленях, по-одной из версий олицетворяющих короля Куверу Вайсравану (King Kuvera Vaisrawana) и его королеву Куни (Queen Kuni), по другой бога Шиву и его супругу Парвати, по третьей сцена запечатлела принца, сына короля Датугемуну, отказавшегося от престола ради женитьбы на девушке низшего сословия.

  • резьба Королевская семья (Royal Family)

    Резьба была создана предположительно в 8 в., работа выполнена в архитектурной традиции Гупта Кала; изображение вырезанное на гранитной плите включает 5 человеческих фигур, в центре композиции предположительно изображен король Датугамуну (Dutugamunu).

  • резьба Слоновий пруд (Elephant Pond)

    Резьба была создана предположительно в 7 веке, выполнена в паллавской традиции. В изображении запечатлено купание слонов, но что примечательно: образы слонов соответствуют изображениям в каменной резьбе в Мамаллапураме (Mamallapuram) на юге Индии.

Храм Исурумуния является первым местом в Шри Ланке, где был размещен зуб Будды по прибытию на остров. Ступа возле храма и статуя Будды, находящаяся внутри него, являются современными. часть пещер возле храма раньше служила прибежищем для монахов, теперь же там обитает множество летучих мышей.

Храм Рансималакая
(Ransimalakaya)

Через дорогу от бронзового дворца Ловамахапайя расположены руины Рансималакая. Между священным деревом Шри Маха Бодхи и огромной дагобой Руванвелисейя находится участок руин с возвышающимися каменными столбами.

Данный участок был обследован археологами Королевского Азиатского общества, которые обнаружили там фундамент здания, впервые проведя раскопки в 1895 годах.

Текущее руины здания указывают на то, что оно представляло собой открытое здание без стен, а его не сохранившаяся до настоящего времени крыша ранее поддерживалась 8 рядами по 10 гранитных столбов.

Лишь немногие из этих столпов можно наблюдать сегодня. В здание можно войти через четыре входа, расположенных на каждой стороне здания.

Согласно данным Департамента археологии Шри Ланки, это здание в средние века использовалось в качестве зала заседаний монахами Маха Вихары. В этом же здании хранилось тело Маха Махинды Теро до кремации.

Руины комплекса Толувила
(Toluwila Ruins)

Руины буддийского комплекса Толувила расположены рядом с железнодорожной станцией Анурадхапура, вне границ древнего города. Комплекс Толувила предположительно являлся частью Паббата Вихара (Pabbatha Vihara).

Предположительное время постройки монастыря комплекса Толувила - период между 7 и 9 веками.

Согласно данным летописей, в Толувиле в 3 веке до н.э. останавливался Махинда Теро (человек, принесший буддизм в Шри Ланку) во время своего паломничества из Четия Паббата (Chathiya Pabbatha) в Маха Вихара (Maha Vihara).

В доме образа Толувилы была обнаружена и вывезена в Национальный музей Шри Ланки, расположенный в Коломбо, статуя Будды, сидящего в позе Самадхи, считающаяся самой искусной подобной статуей в Шри Ланке.

Дом образа Будды, находившийся на возвышении, окружает большое количество остатков хозяйственных построек, выполненных в уникальном архитектурном стиле, а сам комплекс Толувила окружен рвом.

Руины храма зуба Будды Даладаге
(Dalada Maligawa / Daladage)

К северо-востоку от королевского дворца Виджаябаху расположены руины древнего комплекса Маха Пали, храма зуба Будды Далада Ге и два Дома образа Будды с купольной крышей Гедиге. Все четыре здания расположены на расстоянии 50 метров друг от друга.

Руины здания, известного как Даладаге, считаются остатками строения храма зуба Будды, построенного сингальским королем Махиндой IV в 10 веке после поражения сингальской армии от южно-индийской империи Чола и перехода под их контроль северной части острова.

Остатки храма зуба Будды Даладаге стоят на четырехгранном корпусе размерами 60х65 метров. Храм состоит из большого здания с широкими отсеками по трем сторонам (из четырех) и двух практически исчезнувших небольших вспомогательных зданий на северо-западе и северо-востоке от храма.

Главный вход в здание Даладаге находится в центре на северной стороне храма. Надпись над его входом, сделанная во времена правления Махинды IV, позволила археологам идентифицировать назначение помещения.

Слоновий пруд Эт Покуна
(Eth Pokuna)

Неподалеку от ступы Ланкарамайя располагается древнее ирригационное чудо - огромный искусственный пруд Эт Покуна. Название пруда с сингальского языка переводится как "Слоновий пруд".

Пруд Эт Покуна является самым большим прудом не только на территории Абхаягири, но и на территории древнего города Анурадхапура.

Габариты древнего пруда Эт Покуна весьма внушительны: его длина составляет 159 метров, а ширина - 52,7 метра. Пруд Эт Покуна имеет глубину 9,5 метров и вмещает в себя 75,000 кубометров воды.

Вода в пруд Эт покуна поставляется ​​из водохранилища Периямкулама через сеть подземных каналов. Посетители до настоящего времени еще могут увидеть части элементов водопроводной системы, снабжающей пруд.

Каналы, подводящие воду, были выполнены древними мастерами из каменных блоков. Ранее пруд использовался монахами монастыря Абхаягири для омовений и других повседневных нужд, их численность на тот момент превышала 5,000 человек.

Руины комплекса Махапали
(Mahapali Alms Hall)

Зал милосердия Махапали предположительно был построен королем Деванампьятисса в 3 веке до н.э. и впоследствии был расширен другими королями, правившими в период королевства Анурадхапура.

Руины комплекса Махапали расположены к северу от дворца Виджаябаху I, их площадь составляет 0,5 га. До наших дней сохранились массивные гранитные колонны, ранее поддерживавшие крышу здания зала Маха Пали.

После прихода буддизма в Шри Ланку в 3 веке до нашей эры, остров стал одним из крупнейших центров буддизма в мире.

В городах древней Шри Ланки проживали тысячи монахов, обеспечение их едой было ответственностью короля, так появились залы милосердия (Alms hall) - место для монахов, снабжаемое пищей.

Одной из главных достопримечательностей места является глубокий колодец, который снабжал водой здания комплекса Махапали. Стены колодца построены из гранита и кирпича, ступени, расположенные по периметру квадратного колодца, позволяют спуститься к воде.

Храм Гедиге
(Gedige)

Храм с некогда сводчатым куполом Гедиге находится на территории комплекса Маха Пали. Здание Гедиге (также может называться Геди Ге) представляет собой кирпичное строение, внешне более или менее сходное с домом образа Будды.

Гедиге считается святилищем традиции Махаяна, которые проповедовали тантру из-за чего у них состоялся конфликт с последователями Тхеравады, закончившийся полной победой последней. История постройки и время создания этого здания неизвестны.

Гедиге и дом образа Будды комплекса Маха Пали являются единственными известными Домами образа в Анурадхапуре, полностью выполненными из кирпичной кладки: лишь дверь и оконная рама были сделаны из гранита.

Ранее здание Дома образа Будды было украшено сводчатым куполом, на второй этаж вели каменные лестницы, а внутри было расположено святилище. Гедиге занимает площадь 10 кв. метров, Дом образа Будды 11 кв. метров.

Учебный центр Маюра Пиривена
(Mayura Pirivena)

Этот учебный центр является одним из основных учебных центров, принадлежащих комплексу Маха Вихарая в эпоху королевства Анурадхапуры. Учебный центр Маюра Пиривена был построен царем Буддадасой в 4 веке.

На сегодняшний день здание Маюра Пиривены полностью разрушено, от здания остался лишь фундамент с несколькими столбами, ранее поддерживавшими крышу.

Учебный центр Маюра Пиривена считается местом, где ранее также располагалась Грантхакара Пиривена, где индийский буддийский монах Буддхагоша Тера занимался составлением комментариев к священным текстам Тхеравады в 5 веке. Находясь в Индии и найдя текст, комментарий для которого к Трипитаке был потерян, Буддагоша отправился в Шри-Ланку, чтобы изучить сингальский комментарий, который на тот момент сохранился в монастыре Маха Вихара в Анурадхапуре. Там Буддхагоша начал изучение большого объема комментариев, которые были собраны и сохранены монахами Маха Вихары.

Интерпретации, представленные Буддагошой, обычно составляли собой ортодоксальное понимание священных текстов Тхеравады, по крайней мере с 12-го века. Работы Буддагоши были признаны западными учеными и монахами направления Тхеравады как наиболее важные комментарии Тхеравады. Буддхагоша описывал центр Маюра Пиривена как "расположенный в красивом месте, благоустроенный, прохладный и с достаточным водоснабжением".

Монастырь Вессагирия
(Vessagiriya)

Древний лесной монастырь расположен на территории древнего города Ангурадхапура, в паре сотен метров к югу от храма Исурумуния, на дороге Анурадхапура-Курунегала. Место также может называться Иссарасаманарама (Issarasamanarama). Монастырь находится среди громадных каменных валунов.

Буддийский монастырь Вессагирия был основан в 3 веке до н.э. и расширен в 5 веке во время правления короля Кашьяпы (Kasyapa), на его территории проживали до 500 человек.

На текущий момент на данной площади наблюдаются лишь остатки 23 каменных пещер. Сейчас посетитель может видеть лишь камни, т.к. все остальные элементы конструкций были сделаны из непрочных материалов и не сохранились.

В естественных каменных укрытиях, служивших приютом для монахов, найдены надписи на языке брами (Brahmi), одной из старейших систем письменности. Также археологами были найдены руины здания с круглым фундаментом назначение которого неизвестно, при раскопках там было обнаружено 70 редких монет. На территории можно лицезреть остатки зданий трапезной для монахов и нескольких дагоб.

Королевский дворец Виджаябаху I
(Vijayabahu I Royal Palace)

Королевский дворец расположен на юго-запад, через дорогу, от комплекса Маха Пали. Дворец был построен сингальским королем Виджаябаху I (1055 - 1110) в 11 веке в эпоху королевства Анурадхапура.

В 1070 сингальский король сверг южно-индийских захватчиков из империи Чола, правивших королевством, и после военной кампании, длившейся 18 лет, объединил страну. После победы над Чола сингальский король воссоздал буддизм, практически уничтоженный за время правления тамилов и восстановил древние инфраструктурные и ирригационные проекты.

Во время правления короля столицей был город Анурадхапура, но, отметив свое посвящение в монархи, король перенес столицу страны в город Полоннарува.

Считается, что здание королевского дворца использовалось для проведения официальных торжеств и церемоний. Ширина строения составляет 39 метров, длина 66 метров.

Два массивных охранных камня у входа в здание изображают "Sankhanihi" и "Padmanidhi" - слуг бога Куберы. На стенах дворца можно все еще наблюдать остатки древней штукатурки.

Ступа Сангамитта
(Sangamittha Stupa)

Ступа из красного кирпича Сангамитта находится в 150 метрах к востоку от знаменитой дагобы Тупарамайя. Древняя ступа была названа предположительно в честь дочери индийского императора Ашоки по имени Сангамитта Тери (Sangamiththa Theri).

Дочь императора прибыла в Шри Ланку в 249 г. до н.э., привезя с собой на остров ветвь оригинального священного дерева Шри Маха Бодхи.

Принцесса проделала путь в соседнюю страну вместе со своим братом Махиндой Теро (Mahinda Thero), являющимся человеком, принесшим буддизм в Шри Ланку. Прибыв на остров, сын и дочь императора Ашоки посвятили свои жизни распространению буддийского Учения в стране и до настоящего времени почитаются как основоположники буддизма.

В древних летописях упоминается, что сингальский король Уттия (Uttiya) заложил в небольшую дагобу к востоку от ступы Тупарама пепел архата Сангамитты Тери. Археологи предполагают, что речь шла именно о ступе Сангамитта.

Ступа Даккина
(Dakkhina Tupa Stupa)

Руины древнего храма, по всей видимости не достроенного, расположены к югу от храмового комплекса Джая Шри Маха Бодхи и учебного центра Маюра Пиривена.

Название места в переводе с сингальского означает "Южный монастырь", оно считается местом кремации нескольких сингальских королей.

Это место было определено как ступа Dhakkhina профессором Паранавитана (Paranavitana) в 1946 году. Согласно древним хроникам Шри Ланки, на месте где была проведена кремация сингальского короля Датугемуну, правившего во 2 веке до н.э. была возведена ступа Даккина.

Первоначально, после кремации короля, объем дагобы был намного меньше, но в течение истории она несколько раз перестраивалась и с течением времени достигла современных размеров.

Рядом со ступой расположены каменные столбы с изящной резьбой с изображением Вайсравана (Vaisravana) и Кальпаврукша (Kalpawruksha).

Храм Накха Вихара
(Nakha Vihara)

Храм Накха принадлежит к уникальному виду квадратных кирпичных строений, являясь одним из четырех подобных необычных зданий, найденных в Шри Ланке.

Здание храма построено предположительно в период королевства Анурадхапура в диапазоне 7-10 вв. и принадлежит к традиции Махаяны.

Размер основания храма составляет 9х9 м, рядом с храмом Нака были найдены руины Дома образа Будды, однако объект не сохранился до нашего времени.

Раскопки, проведенные археологами в районе храма Нака выявили наличие нескольких слоев глиняной штукатурки, что предположительно свидетельствует о том, что здание, до того как его забросили, являлось действующим и обитаемым на протяжении длительно времени.

Храм Накха редко посещается туристами, самым популярным из четырех является кирпичное здание Сатмахал Прасада в Полоннаруве, два других находятся в Анурадхапуре на территории монастыря Абхаягири.

Руины дагобы Падаланчана / Сила Четийя
(Padalanchana Chethiya / Sila Chethiya)

В пятидесяти метрах от известной ступы Тупарама находятся руины небольшой древней дагобы Падаланчана Четийя. Также место называется Сила Четия (Sila Chethiya), Куджаджатисса (Kujjatissa) или ступа Дигна (Digha Stupa).

Ступа представляет собой археологический объект с чертами позднего период королевства Анурадхапура, что вероятно свидетельствует о том, что она была перестроена или восстановлена.

Сила Четийя является одним из 16 главных мест поклонения в Шри Ланке, называемых Солосмастана (Solosmasthana). Дагоба была возведена в начале 2 в. до н.э. королем Лагнатисса (Lagnatissa).

Согласно сингальским хроникам Махавамса (Mahavamsa), Дипавамса (Dipavamsa) и Махабодхивамса (Mahabothivamsa), Будда оставил свой след на месте нахождения ступы Падаланчана во время третьего визита на Шри Ланку.

Согласно Махавамсе также считается, что это место является одним из четырех, где все Будды (Kakusanndha, Konagamana, Kassapa и Gauthama Buddha) в свое время приходили на остров и оставили свои отпечатки стоп, прежде чем покинуть его.

Руины павильонов Паданагара
(Padanagara)

Два объекта, называемых павильонами Паданагара, расположены к западу от монастыря Абхаягири, вдали от других древних строений.

Гранитное основание здания возведено на возвышении скалы.

Павильоны находятся за пределами древнего города Анурадхапура и использовались монахами, предположительно для проведения медитаций и ретритов.

Строение павильонов окружает ров. Здание, над руинами которого возвышаются ряды каменных столбов, лишено каких-либо украшений и орнаментов за исключением их небольшого количества у строения каменного туалета, расположенного справа от павильона.

Первый павильон Паданагара имеет меньший размер, чем второй. Оба павильона оснащены древним водопроводом, с водоносными каналами, проходящими под фундаментом древнего строения, и каменными туалетами.

Парк Ранмасу Уйяна / Магул Уйяна
(Ranmasu / Magul Uyana)

Еще до прихода буддизма в Шри Ланку в 3 в. до н.э. парки являлись распространенной частью городской планировки. Основатель парка Ранмасу Уйяна неизвестен.

Считается, что парк был построен в качестве альтернативы паркам, существовавшим ранее и отданным королем Деванампьятиссой с приходом буддизма на остров, монашеской общине (Сангхе).

Согласно надписи, найденной в древнем монастыре Вессагирия, вода для нужд парка поступала из реки Тисса и затем распределялась по полям в районе храма Исурумуния.

На территории парка расположено несколько небольших прудов, где ранее плавали золотые рыбки и цвели лотосы. Каменное обрамление прудов украшено традиционной резьбой с изображением купающихся слонов.

Древний парк Ранмасу Уйяна расположен на площади 16 га. Парк является прекрасным образцом древней ланкийской парковой архитектуры дохристианской эпохи. На территории парка расположены "звездные ворота" Саквала Чакрайя (Sakwala Chakraya).

Петроглифы Саквала Чакрайя
(Sakwala Chakraya)

В парке Ранмасу Уйяна, на большом валуне изображен древний рисунок, называемый Саквала Чакрайя или Бава Чакрайя (Bawa Chakraya).

Создатель, назначение и время создания петроглифа неизвестны.

Одним из предположений является то, что изображение представляет собой самую древнюю из существующих карту мира: космографические графики Вселенной или "карту миров", описанную в древних буддийских текстах.

Согласно другой теории, Саквала Чакрайя - некие звездные врата, аналогичные найденным в Перу недалеко от озера Титикака и в комплексе пирамид Абу-Сир.

Королевство Анурадхапура существовало в период примерно с 400 до н.э. до начала второго тысячелетия, однако существует версия, что возраст этого артефакта составляет по крайней мере 5000 лет, и относится к периоду правления короля Раваны.

Погода в Анурадхапуре

Наилучшим временем посещения Анурадхапуры является период с января по сентябрь включительно - в это время в городе выпадает наименьшее количество осадков, устанавливается погода, благоприятная для пешеходных экскурсий по древнему городу.

Высоким сезоном для посещения Анурадхапуры является период с июня по сентябрь - самое сухое время в году. Наиболее дождливыми месяцами, сезоном дождей в Анурадхапуре, являются октябрь, ноябрь и декабрь под влиянием северо-восточного муссона.

В течение года температура воздуха в городе стабильна и меняется по временам года незначительно: ночные температуры воздуха колеблются в пределах +21 С +24 С; дневные температуры воздуха находятся в диапазоне от +29 С до +34 С.

Общая информация

Город Анурадхапура был основан принцем Анурадхой в 500 году до н. э. В III веке Шангхамитта посадил здесь фиговое дерево Будды - «дерево просветления». Город процветал до 993 года, когда столицу перенесли в Полоннаруву.

Достопримечательностями скрытого в течение многих столетий в джунглях города являются Аукана Будда и Камень-страж в Тхупараме. 13-метровый гранитный Будда, вырезанный в V веке, говорят, изготовлен с такой точностью, что капли дождевой воды, падающие на кончик его носа, стекают на землю точно между большими пальцами ног. Камень-страж в Тхупараме, как утверждается, хранит одну из ключиц Будды.

Большой интерес представляет место, где Тхеро Махинда, сын индийского императора Ашоки, провозгласил буддизм основной религией Шри-Ланки, - оно помечено почитаемым деревом Бо, а также Руванвели Сейя, считающейся самой большой в мире ступой, воздвигнутой во II веке до н.э. Говорят, это сооружение имеет форму идеального пузыря, образующегося на воде во время дождя.

Сегодня Анурадхапура - это, в сущности, два города: современный, хорошо спланированный, тенистый, уютный, и древний, знаменитый своими памятниками. Расстояние между памятниками Анурадхапуры гораздо больше, чем в Полоннаруве, поэтому для их осмотра вам потребуется такси или по крайней мере велосипед.

Современную Анурадхапуру окружают три древнейших водохранилища: Тиса Вева и Басаваккулама Вева расположены на западе, а Нувара Вева - на востоке. Из всех памятников прошлого они наименее подверглись воздействию времени. В центре старого города растет Шри Маха Бодхи - священное дерево Бо. Подобно зубу Будды, хранящемуся в Канди, это дерево - одна из наиболее почитаемых буддийских святынь. После принятия буддизма Деванампия Тисса попросил у индийского правителя Ашоки ветку священного дерева, под которым Сиддхартха Гаутама достиг просветления. Ашока прислал ветку, и из ее черенка было заботливо выращено новое дерево. В настоящее время дерево Бо в Анурадхапуре считается самым древним на земле: ему более 22 веков. Тем не менее оно до сих пор выглядит вполне крепким и здоровым. Вокруг дерева сооружена платформа с ведущей к ней каменной лестницей, у основания которой установлена золотая скульптура, изображающая посадку черенка. Верующие сначала кланяются ей, а затем поднимаются на платформу, чтобы помолиться на само дерево.

Неподалеку вы увидите одно из самых загадочных мест в Анурадхапуре. Когда-то здесь находился величественный дворец Лоха Прасада, от которого до наших дней сохранилось 1600 серых монолитных колонн, поставленных 40 параллельными рядами, по 40 колонн в каждом. Некоторые колонны были варварски разрушены или удалены со своих мест во время реставрации, проведенной в начале XX в. Дворец был построен в правление Деванампия Тиссы (250-210 гг. до н. э.) для приема индийских посланцев, привезших священную ветку от дерева Бо.

Дагобы в Анурадхапуре довольно многочисленны, они - наиболее сохранившиеся свидетельства былого величия города. Эти сооружения отличаются красотой и великолепной архитектурой, поэтому неудивительно, что их относят к самым значительным буддийским памятникам не только в Шри-Ланке, но и во всем мире. Высота дагобы Абхаягири, или «дагобы горы Бесстрашия», - 100 м.

Она была построена правителем Валагамабаху в 89 г. до н. э., сразу после отражения индийского вторжения. Еще древнее массивная белая да-гоба Руванвелисея, не уступающая Абхаягири по высоте. Ее строительство началось при монархе Дуттхагамани (161-137 гг. до н. э.) , а завершилось уже после его смерти, в период правления его брата Саддхатиссы (137-119 гг. до н. э.) .

Древнейшая дагоба Анурадхапуры, да и всего острова, - Тхупарама, расположенная чуть севернее дагобы Руванвелисея. Ее высота всего 19 м, это, пожалуй, самое маленькое культовое строение в Анурадхапуре, но по значимости оно превосходит остальные. Дагоба Тхупарама была возведена в 249 г. до н.э. Деванампия Тиссой в ознаменование его обращения в буддизм. Считается, что в дагобе хранились правая ключица Будды и блюдо, с которого он ел. Эти предметы - дары новообращенному от индийского правителя Ашоки. Неудивительно, что дагоба Тхупарама пользуется особым почитанием и является объектом паломничества. Дагоба имеет форму колокола и окружена четырьмя рядами каменных колонн. К ней ведут лестницы, украшенные искусно выполненными барельефами и статуями.

Дагоба Джетавана на северной границе старого города по святости не может сравниться с дагобой Тхупарама, она заслуживает внимания тем, что является самой большой в Шри-Ланке: ее высота 120 м, а диаметр 112 м. Строительство этой дагобы относится к периоду правления Махасены (274-301) .

Южнее священного дерева Бо и чуть восточнее водохранилища Тисса Вева находится грандиозный скальный монастырь Иссарамуния Вихара. Несколько монастырских помещений расположены вне пещер. В небольшом музее, открытом у входа в пещеру, выставлены барельефы, считающиеся лучшими в Анурадхапуре. На некоторых из них изображены члены монарших семейств, живших в разные эпохи. Самый знаменитый барельеф - «Влюбленные» (IV-V вв.) . Предположительно на нем изображены либо воин с возлюбленной, либо божественная пара. Барельеф выполнен в индийском стиле гупта.

Хотя дагобы, воздвигнутые правителями, в той или иной степени сохранились до наших дней, мы, к сожалению, не можем сказать того же об их резиденциях. Сохранились лишь остатки дворцов Махасепы (301-328) и Виджаябаху I (1055-1110) . Великолепный лунный камень, некогда находившийся перед дворцом Махасены, сегодня привлекает внимание туристов, но от былых роскоши и величия дворца практически ничего не осталось. Вход платный или по единому билету в «Культурный треугольник».

Окрестности Анурадхапуры

Михинтале

Примерно в 12 км к востоку от Анурадхапуры, близ трассы 12, ведущей в Тринкомали, находится древний храм Михинтале, весьма почитаемый буддистами Шри-Ланки. Храм был основан в 247 г. до н. э., когда Махинда обратил в буддизм правителя Анурадхапуры.

Михинтале расположен на вершине гигантской гранитной скалы. К храму ведут многочисленные лестницы. Чтобы добраться до него, верующим приходится преодолевать 1840 ступеней, так что паломничество сюда можно сравнить с горным восхождением. По пути наверх вы увидите разрушенную лечебницу и храм Кантака Четия, датируемый примерно 240 г. до н. э. Но главные памятники Михинтале - на вершине скалы: это две ослепи-тельно-белые дагобы - Амбастале и Махасея, - окруженные кокосовыми пальмами и скальными выступами. С вершины скалы открывается сказочной красоты вид. Есть здесь и небольшой музей - с фресками, фрагментами древней керамики и бронзовыми фигурками. Вход платный.

Аукана Будды (Aukana Buddha)

Сюда трудно добраться на машине, зато можно дойти пешком от вокзала Ауканы, сойдя с поезда, идущего из Коломбо в Тринкомали. Главная местная достопримечательность - 12-метровая статуя Аукана Будды, датируемая V в. Статуя вытесана из цельного камня (видно, что спина буквально срослась со скалой) . Это, пожалуй, самое изящное изображение Будды из всех существующих в Шри-Ланке. Будда изображен в позе ашива мудра, то есть благословляющим. Слово «аукана» означает «питающийся солнцем», и действительно рассвет - лучшее время для осмотра и фотосъемки статуи. Если вы располагаете личным транспортом, то в Кекираве (Kekirawa) съезжайте с трассы 9 и следуйте до Ауканы по узкой проселочной дороге через Калавеву (Kalawewa) . Вам придется проехать около 11 км. Вход платный.

Япахува (Yapahuwa)

Древняя скальная крепость Япахува напоминает Сигирию, но уступает ей по размерам. Крепость была построена в XIII в. и служила резиденцией и главным оплотом правителя Бхуванекабаху I, который не раз отражал вторжения из Южной Индии. В настоящее время вы можете подняться по крутой, богато украшенной лестнице на платформу, где некогда возвышался храм. Именно в нем был первоначально помещен священный зуб Будды, но затем его перенесли в храм Зуба в Канди. На платформе вы можете осмотреть несколько великолепных барельефов, да и вид отсюда открывается поистине чудесный. Как и в Аукану, в Япахуву трудно добраться личным транспортом. Крепость расположена в 4 км от станции Махо (Maho) на железнодорожной линии Коломбо - Анурадхапура. Если все же вы решите ехать на машине, то выбирайте трассу 28, между Курунегаллой и Анурадхапурой. Вход платный.

И снова рады вас видеть на страницах . Сегодня, покинув север Шри-Ланки, а именно мы отправились в сторону священного города Анурадхапуры со множеством древних памятников культурного наследия, его еще называют Old Town , откуда в 1950 году все жители были переселены в новую часть города. И так как мы путешественники не слишком богатые, то поделимся с вами историей о том, как нам удалось посмотреть все достопримечательности бесплатно.

Автобус: до Анурадхапуры можно добраться на автобусе за 5 часов (он приходит на автобусную станцию в Новом городе).

  • 1 вариант — после аэропорта в Коломбо добираемся до автобусной станции аэропорта (пешком, “тук-тук”). Прямого автобуса с этой станции до Анурадхапуры нет, но оттуда можно доехать до самого Коломбо и уже там пересесть на прямой автобус №5.
  • 2 вариант — доехать до автобусной станции в Негомбо, пересесть на автобус до Анурадхапуры или до Куренегалы (Kurunegala) где можно снова пересесть на другой автобус. Прямой автобус идет через Путталам (Puttalam). Можно также добираться с пересадкой через Канди, Матале, Курунегалу (Kurunegala).

Решив испробовать общественный транспорт, мы ехали на автобусе от Джафны за 100 рупий (26 руб.).

Добравшись до городка Килиночи (от Килиночи до Анурадхапуры 144 км), мы уже поехали автостопом, но можно использовать поезд (280 рупий на человека).

Как попасть бесплатно в священный город Анурадхапура.

Так как мы встали рано, у нас в запасе было еще много времени, чтобы автостопом добраться до нужной точки и еще достопримечательности посмотреть. В принципе все самое интересное города находится на одной большой территории, куда единый входной билет стоит 3200 рупий (800 руб.) или 25$. Мы ведь еще не знали, сколько проходы на достопримечательности стоят, хотя я и слышала, в некоторых случаях очень завышено. И дело совершенно не в том, что на Шри-Ланке самые уникальные достопримечательности всей Азии, просто политика государства здесь слишком жадная до денег.

Естественно платить такие сумасшедшие деньги за парочку ступ – это слишком «ступид», поэтому мы обошли территорию чуть-чуть сбоку и перелезли через низенький забор. Первой остановкой была 120 метровая ступа Джетаванарама (Jetavanarama), расположенная на руинах монастыря Джетавана.

Ну да, большая пребольшая ступа, коих мы насмотрелись еще в , отличаемая от остальных только тем, что считается самой большой на Шри-Ланке. И обязательно, это даже не оговаривается, хранит фрагмент какой-нибудь «детали» Будды. На сей раз – это часть его пояса.

В принципе, даже немного впечатляет размерами и лично для меня она показалась наиболее интересной достопримечательностью Анурадхапуры, чем все остальные археологические памятники старого города.

Чтобы дойти до второй ступы, нам предстояло преодолеть вторичный контроль билетов, о чем мы, конечно, не подозревали.

Охранник, завидев издалека два больших рюкзака, сразу вскочил и замахал на нас руками. Андрей даже не посмотрел в его сторону, проходя дальше, я последовала его примеру. Охранник, опешив от нашей наглости, бросил свое место и в три прыжка оказался перед нами, преграждая собой путь и крича «Тикет! Тикет!». Я, молча перевела взгляд на Андрея, тот с глупым видом оглядел охранника и в свою очередь тоже замахал на него руками, изображая из себя глухонемого. Лицо мужчины в форме медленно вытянулось и застыло на несколько секунд. Я чуть не испортила все желанием расхохотаться, когда увидела его растерянный вид. Все еще пребывая в шоке, он на автомате тыкнул пальцем в мою сторону, в надежде, что может я «нормальная». Однако, я повторила тот же «концерт», виновато улыбаясь при этом. Это окончательно «добило» охранника, махнув рукой, он пропустил наши улыбающиеся благодарные лица дальше.

Пикник у ступы Руванвелисая (Ruvanvalisaya).

Пройдя вперед несколько метров, мы позволили себе повеселиться от души. Дабы не напороться на еще одного служащего священного города Анурадхапуры, мы обошли большую белую ступу Руванвелисая (Ruvanvalisaya) сбоку.

Я бы сказала, что именно отсюда открывался наилучший вид на нее.

Очередной «шедевр» архитектуры Шри-Ланки известен также под именами Махатхупа, Сварнамали и Ратнамали Дагаба.

Здесь мы временно бросили рюкзаки, чтобы отдохнуть в тени деревьев, покачаться на длинных пружинистых ветвях, как обезьяны, поглазеть на птиц.

Кстати, обезьян здесь тоже хватало, терпеть их не могу с детства.

К нам не подходили и ладно.

Знакомство у священного дерева Джая Шри Маха Бодхи (Sri Maha Bodhi).

После отдыха поход продолжился к священному дереву Джая Шри Маха Бодхи, выращенному из отростка того самого, под которым на Будду снизошло озарение. По пути попалось Ловамахапая (Lovamahapaya) – здание, образованное в древние времена 40 рядами, в каждом из которых находятся 40 каменных колонн, что в общей сложности составляет 1600 колонн. Остатки последних (а может и новодел) можно лицезреть прямо перед дворцом.

Вдруг передо мной вырос молодой иностранец, который на хорошем английском поприветствовал меня и спросил, откуда я. Что мне еще было ответить, как не правду. Паренек был из Германии, впервые выбрался за пределы своей страны и как-то выбор его пал на Шри-Ланку. Он поинтересовался, где мы остановились, заметив рядом со мной два рюкзака. Ему явно не хватало компании, возможно, он надеялся к нам присоединиться. Я сказала, что мы автостопщики и спим в палатке или у местных. Сначала его это заинтересовало, и он даже устроился на корточках напротив меня, но после нескольких моих рассказов он понял, что навряд ли нам по пути, также быстро распрощавшись, как и появился.

К тому времени Андрей закончил осмотр священного растения за забором, и на мои вопросы ответил кратко: «дерево как дерево, ничего особенного. Забором только огорожено от особо любопытных глаз и шкодливых рук».

Последняя достопримечательность Анурадхапуры – ступа Мирисавети (Mirisaveti).

Перед тем, как покинуть старую часть священного города Анурадхапура, Андрей еще решил завернуть к очередной ступе Мирисавети (Mirisaveti Stupa) , построенной на месте скипетра с реликвиями все того же Будды.

Больше в городе делать было нечего, и мы отправились на поиски автобуса до ближайшего , за 16 км до которого мы отдали по 35 рупий (9 руб.). Где мы поужинали и нашли приют в одной из церквей, случайно оставшейся открытой на всю ночь, но об этих подробностях вы узнаете чуть позже. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на новости блога и не забывайте делиться приятными впечатлениями от прочитанного с друзьями через социальные кнопочки ниже:).



Похожие публикации