Положение великобритании по отношению к соседним странам. Эгп великобритании Характеристика эгп англии

Положение страны по отношению к соседним странам часто называют Это довольно сложная и многогранная категория. О ней и пойдет речь в этой статье. Каковы характеристики экономико-географического положения ведущих государств Евразии - Японии, Великобритании, Франции? И насколько оно выгодно?

Положение страны по отношению к соседним странам

Страны нашей планеты существенно отличаются друг от друга. И не только по размеру, численности населения или культурным особенностям. Есть и другие факторы, которые во многом определяют благосостояние государства. Так, одни страны имеют обширный выход к океану, другие же замкнуты внутри материка. Одни государства находятся на пересечении важных трансконтинентальных транспортных путей, что дает им огромные выгоды в виде получения прибыли от транзита товаров другими субъектами мировой экономики. Все эти факторы можно отнести к понятию, рассматриваемому в данной статье.

Итак, положение страны по отношению к соседним странам называют экономико-географическим положением государства (сокращенно - ЭГП). Однако это весьма узкая трактовка понятия. ЭГП - весьма сложная и многогранная географическая категория. В широком смысле ЭГП - это положение страны (а также города или региона) относительно тех географических объектов, которые могут оказывать влияние (положительное или отрицательное) на её экономическое развитие.

ЭГП может быть центральным, периферийным, глубинным или окраинным. Его можно оценивать на глобальном либо региональном уровне.

При характеристике ЭГП конкретного государства следует брать во внимание множество факторов. Это:

  • наличие выхода к морю (Мировому океану);
  • количество стран-соседей;
  • возможности сбыта своей продукции;
  • наличие крупных топливно-сырьевых баз;
  • положение относительно важных транспортных путей и т.д.

Интересно, что одни страны успешно пользуются выгодами своего географического положения. Другие же государства пока не научились этому искусству. Советский ученый-географ Николай Баранский был первым, кто всерьез занимался теоретическими аспектами понятия ЭГП.

Положение по отношению к соседним странам часто также называют Однако в этом случае речь идет исключительно о политических факторах, характере отношений конкретного государства с его соседями и тому подобное.

Характеристика ЭГП Франции

Франция - одна из крупнейших стран в Европе. К ней относится Корсика, а также ряд мелких островов в Средиземном море. Кроме того, Франция владеет заморскими департаментами и территориями практически по всему миру.

Положение Франции по отношению к соседним странам можно охарактеризовать как выгодное. Она граничит с восемью государствами. С каждым из них Франция поддерживает добрососедские и тесные отношения.

Страна расположена в Западной Европе и имеет выход к Средиземному морю на юге и к Атлантике на западе и северо-западе. Береговая линия в пределах государства изрезана многочисленными бухтами, удобными для захода крупных международных судов.

Характеристика ЭГП Японии

Япония - это страна-архипелаг в Восточной Азии, которая состоит из шести тысяч островов различных размеров. С востока территория государства омывается Тихим океаном, с запада - водами трех морей, которые отделяют его от "Большой земли".

Положение Японии по отношению к соседним странам в целом можно считать выгодным. Благодаря расположению на стыке крупнейшего материка и самого большого океана планеты страна получила множество возможностей для налаживания международных контактов и сбыта своей продукции.

Японии откровенно не повезло с природными ресурсами и рельефом. Около 80 % её территории не пригодны для развития хозяйства и строительства жилых зданий (вследствие горных ландшафтов). Кроме того, в стране практически нет полезных ископаемых.

Оценка ЭГП Великобритании

Великобритании во многом напоминает Эта страна также расположена на однако не на восточной, а на западной окраине Евразии.

Великобритания омывается водами Атлантики и двух морей - Северного и Ирландского. От материка она отделена 35-километровым проливом Ла-Манш. Общую сухопутную границу имеет лишь с одной страной - Ирландией.

Благодаря своему географическому положению Англия еще несколько веков назад получила негласный статус "морской королевы Европы". Рельеф и природно-климатические условия также способствуют развитию хозяйства страны.

Заключение

Под термином ЭГП понимают положение страны по отношению к соседним странам. Оно может быть центральным, глубинным или окраинным, выгодным или невыгодным. Кроме того, не все государства эффективно используют свое географическое положение.

эгп японии

1.не выгодное, т.к нет соседей

2. выгодное, т.к является лидером среди портовых государств и через нее проходит множество торговых путей

3. не выгодное, бедна полезными ископаемыми,обладает полиметалическими рудами и медными рудами, сельскохозяйственные районы не развиты

4. выгодное эгп

5.активизировались торговые отношения с другими государствами мира. С конца XII века до 1867 года феодальным государством, существовавшим на островах Японии, правили сёгуны. Феодальные правители ввели запрет почти на все контакты с иностранцами, опасаясь их экспансии и распространение христианства. «Закрытие» Японии предотвратило колонизацию страны. Однако длительный период её изоляции привёл к тому, что вплоть до XX века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Жестокая изоляция сильно повлияла на экономическое развитие страны. В то время, когда вся Европа семимильными шагами двигалась навстречу научно-техническому прогрессу, Япония по-прежнему находилась на аграрной стадии развития. В XX веке Япония была участницей трёх крупных войн (Русско-японской, 1-й и 2-й мировых) Во второй мировой войне выступала союзником фашистской Германии и Италии. В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей, Советскому союзу в качестве военного трофея перешли все Курилы. Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией и предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Хабомаи. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались не обустроенными. Исходя из принципов справедливости, надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить мир с Японией, поставив точку во второй мировой войне.

6.благоприятное влияние, увеличилась производственная сфера

эгп великобритании

1.благоприятное

2.благоприятное, есть выход к антлантическому и тихому океану

3.благоприятное, среднее колличество полезных ископаемых

4.благоприятное

6.эгп положительно влияет на производственную сферу

В стране ведущая роль принадлежит морскому транспорту (86% грузооборота), он обеспечивает международные и внутригосударственные связи. На автомобильный транспорт приходится 75% внутренних перевозок (главная автомагистраль Лондон-Манчестер-Глазго), а на железнодорожный -около 20%.

С открытием железнодорожного тоннеля увеличилась роль этого транспорта в международных перевозках. Скоростные поезда преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа.

Речные пути используются для рекреационных целей, а роль трубопроводного транспорта возрастает.

Так как страна островная, велика роль воздушного транспорта. В стране 150 пассажирских аэропортов, которые обеспечивают связь со 120 странами мира. Перевозки осуществляются транснациональной компанией «Бритиш эйрвэйз». Крупнейшие аэропорты расположены в Лондоне (Хитроу и Гетвик).

Поскольку Великобритания – государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом.

Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% на каботаж.

Морской флот Великобритании составляет 9,6 млн. рег. бр.т. Все районы страны, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж. Лондонский и Ливерпульский порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным.

Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем.

эгп великобритании. Положение Великобритании по отношению к соседним странам.

Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

Почти все перевозки осуществляются компанией «Бритиш эруэйз». Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также Манчестер, Лутон и Глазго – обеспечивают 75% всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами (Дувр – Дюнкерк и Харидж – Остенде), каналом под Ла-Маншем и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Чтобы привлекать пассажиров на паромах открыта беспошлинная торговля.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза уступает железнодорожный и каботажный. В связи с развитием автотранспорта было снято более 12 тыс. км железнодорожных путей. Сейчас длина железнодорожных путей составляет около 17 тыс. км. одновременно расширяется сеть автомобильных дорог (371 тыс. км) и происходит их реконструкция.

При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны.

Транспортная система Великобритании википедия
Поиск по сайту:

Характеристика Великобритании

(Англия) 1 позиция по отношению к соседним странам 2 Предоставления против к основным наземных и морских транспортных маршрутов 3 Правила по отношению к основным топливом сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственные районы 4 позиции по отношению к основным области продаж продукции 5 Изменение ЭГП во временном 6 Общее заключение Влияние ЭГП на развитие и развертывание экономики страны

(Англия)1 Положение по отношению к соседним странам 2 Положение по отношению
к главным сухопутным и морским транспортным путям 3 Положение по
отношению к главным топливным сырьевым базам, промышленным и
сельскохозяйственным районам 4 Положение по отношению к главным
районам сбыта продукции 5 Изменение ЭГП во времени 6 Общий вывод о
влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

  • 1) Великобритания граничит только с Ирландией.
    2) Островное гос-во является важным пунктом грузоперевозок из Европы в Америку и Африку.

    Сухопутный транспорт имеет значениетолько во внутренних перевозках.
    3) около Великобритании находится одна из крупных топливных баз Европы — Северное море. Великобритания через узкий пролив Ла-Манш соседствует с крупными зкономическими странами Европы — Франция и Нидерланды с Бельгией.
    4) Районами сбыта для Великобритании служат Европа, Америка, Азия и Африка
    5) ЭГП со временем существенно не изменилось с 80-х годов 20 века (образование ЕС).
    6) Благодаря удачному геогр положению (выход в Атлантику, рядом с Европой, прямая связь с США) Великобритания активно развивает свою экономику и международную торговлю.

    Крупнейшие экономические центры Великобритании располагаются на побережье, у крупных портов.

Самый легкий способ передвижения в центре Лондона – это метро. Вы можете приобрести билеты на одну или две поездки, но если вы часто пользуетесь метро, то весьма удобными будут проездные карточки.

Это могут быть карточки на один день, на неделю, или на месяц, и они дают возможность неограниченное количество раз использовать метро, автобус и поезд в тех районах, которые вы выбрали.

Проездные карточки на один день можно приобрести в кассах метро. Они действительны для проезда в метро и автобусах в любое время. Они не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.


Проездные карточки на неделю действительны для проезда в метро и автобусах в любое время, но не действительны для проезда в автобусах аэропортов или для специальных экскурсий.

Стоимость варьируется от количества выбранных зон.

Как добраться до центра города из аэропорта Хитроу

ТАКСИ. Стоянка такси находится рядом с выходом из аэропорта.

АВТОБУС . В центральный Лондон ездят автобусы аэропорта (А1 к вокзалу «Виктория» и А2 к вокзалу «Юстон») Стоимость проезда – около 6 фунтов. Билеты можно приобрести в здании аэропорта или в автобусе.

Автобусы отправляются каждые 20 минут.
МЕТРО . Линия «Пикадилли» идет от «Хитроу» до центра Лондона и связывает разветвленную подземную сеть метро.

Но если у вас много багажа, то поездка может оказаться затруднительной. Поезда отправляются каждые 5 минут, поездка занимает 55 минут.
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД. В центр Лондона, на ж/д вокзал PADDINGTON, каждые 20 мин. ходят скоростные поезда, время поездки 20 мин.
ТАКСИ «Черные кэбы» — это характерная особенность лондонских улиц, они безопасны и их движение упорядочено.

Такси можно остановить на улице, когда горит желтый огонек, означающий, что такси свободно. Во многих местах, включая основные вокзалы, есть стоянки такси. Швейцары и портье в отелях закажут для вас такси. Будьте осторожны и не принимайте предложения водителей машин, не имеющих специальных знаков такси.

Многие из них не имеют законного разрешения на работу, поездка в таких машинах небезопасна, поскольку они не застрахованы, а водители часто не обладают необходимым опытом.

Городской транспорт

Лондон — один из городов мира, где транспорт стал легендой.

Первая в мире подземка и знаменитые двухэтажные автобусы составляют визитную карточку английской столицы. Разумеется, верные традициям лондонцы стараются сохранять их облик с наименьшими изменениями. Правда, лондонский городской транспорт давно уже не исчерпывается метро и красными двухэтажными автобусами Double Decker.

Несмотря на весь английский консерватизм, новые виды транспорта регулярно появляются в британской столице. Паровое метро давно стало электрифицированным, исчезло деление вагонов на классы, да и автобусы в Лондоне уже не только двухэтажные. Сейчас основную транспортную нагрузку по-прежнему несут метро и автобусы. Впрочем, история лондонского транспорта (начавшегося с омнибусов и пущенного в 1863 году парового метро) так велика и интересна, что в британской столице создан музей городского транспорта.

Метро (Underground, Tube) насчитывает двенадцать линий. Все они создавались в разное время и разными владельцами и поэтому до сих пор довольно сильно отличаются друг от друга. Некоторые поезда идут большей частью под землей, другие на поверхности.

С течением времени многие участки железных дорог переходили от метро к поездам дальнего следования и наоборот. На первый взгляд, схема метро, переплетающаяся с сетью обычных поездов, приводит в отчаяние, особенно после стройной системы московского метро. Однако разобраться в ней довольно легко. Линии часто разветвляются на отдельные ветки в тот или иной район города, поэтому нужно всегда обращать внимание на пункт назначения поезда.

Кроме того, по одним и тем же путям могут ходить поезда разных пиний. На основных линиях поезда ходят довольно часто, с интервалом не более пяти минут, на окраинных линиях можно прождать и полчаса.

Положение страны по отношению к соседним странам. Экономико-географическое положение стран

Тарифная система лондонского метро кажется сложной, но на самом деле разобраться в ней большой проблемы не составляет.
Весь Большой Лондон поделен на шесть зон, которые концентрическими кругами расходятся от центра.

Любой билет должен быть действителен во всех зонах, по которым проходит поездка. Поэтому, выбирая маршрут поездки, нужно следить за тем, чтобы ненароком не попасть в зону, в которой не действует Ваш билет. Вообще лондонское метро обычно позволяет добираться до цели несколькими путями. Среди них можно выбрать тот, который затрагивает меньшее количество зон. Скажем, если Вам нужно проехать из второй зоны в третью на противоположный конец города, Вы вполне можете объехать первую центральную зону и, таким образом, вдвое сократить стоимость поездки.

Самой дорогой является первая зона, включающая в себя центр города и наибольшее число туристских достопримечательностей.
Единая смарт_карта (Oyster Card) – еще один способ оплатить проезд в лондонском метро, автобусах и трамваях. Она также действительна на некоторых железнодорожных маршрутах и на линиях DLR (железная дорога облегченного типа Доклендз).

Oyster Card – более экономичная система оплаты, позволяющая привязать к магнитной карте несколько проездных, или использовать режим “pay as you go”.

Пополнить баланс магнитной карты можно на станциях лондонского метро, на некоторых железнодорожных станциях, в специализированных пунктах продажи этих карт, по телефону или на сайте www.tfl.gov.uk.
Совсем недавно в Лондоне восстановлен трамвай. Про двухэтажные автобусы известно всем, но мало кто знает, что пятьдесят лет назад по Лондону ходили двухэтажные трамваи.

Сейчас у лондонского трамвая три маршрута в южной части города. Двойные вагоны длиной в тридцать метров обслуживают район Кройдон (Croydоn). Трамвайные билеты продаются отдельно в автоматах на остановках. Если вам нужно после поездки на трамвае пересесть на автобус или наоборот, Вы можете купить “трамвайно-автобусный” билет по той же цене. Автобусные билеты в трамвае не действуют.
Еще один новый (ему немногим более десяти лет) вид лондонского транспорта — Docklands Light Railway (DLR).

Своим появлением он обязан краху лондонских доков, лишившихся заказов после модернизации морских грузовых перевозок. Крупнотоннажные контейнерные суда стали разгружаться в глубоководных портах побережья, оставив огромный лондонский район в запустении.

Программа возвращения к жизни района доков предусматривала появление там скоростного транспорта, который и был запущен в конце восьмидесятых. Поезд DLR — это несколько вагончиков без водителя, вмещающих около 250 человек. В настоящее время функционируют уже четыре линии.

Они обеспечивают связь бывшего района доков со станциями метро и железной дороги, а также с центром города. Система тарифов DLR такая же, как и в метро, билеты метро действительны на DLR и наоборот.
Билеты на транспорт можно купить в автоматах, расположенных на станциях метро и на остановках наземного транспорта. Кроме того, автобусные билеты можно купить у водителя.

Все детские билеты прекращают свое действие в 22:00.
В целом лондонский транспорт функционирует с четырех-пяти утра до часа ночи. Лучше не ездить во время «часов пик»: 07:30-09:30 и 16:30-18:30. Ночные автобусы имеют перед своим номером индекс N, например, N-23.

Все они проходят через Trafalgar Square. В воскресенье транспорт начинает ходить после семи утра и прекращает к полуночи. Интервалы движения в воскресенье примерно вдвое больше. На Рождество многие линии не функционируют вовсе.
Еще одной частью лондонской транспортной системы являются речные суда, курсирующие между множеством пристаней на Темзе.

Они принадлежат нескольким компаниям, и содержат в общей сложности двадцать маршрутов. Система тарифов на Темзе своя собственная.

Великобритания (Объединенное Королевство)- островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании - 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом - девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии расположено на Британских островах. Это самый обширный архипелаг в Европе. В него входят два больших острова – Великобритания и Ирландия, разделенные Ирландским морем, и еще 5 тыс. малых островов, среди которых особо выделяются три группы островов на севере: Гибридские, Оркнейские и Шотландские. Территория страны –244,1 тыс. кв. км, это в два раза меньше самых крупных государств в Западной Европе – Франции и Испании.

Великобритания имеет сложное административно-территориальное деление. В ее состав входят 4 историко-географические области: Англия (45 графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств); Северная Ирландия (26 округов); Шотландия (12 областей); самостоятельные административные единицы – остров Мен и Нормандские острова.

В определенной степени быстрому экономическому развитию Великобритании способствовало выгодное географическое положение. Эта морская держава, в прошлом «великая морская держава», расположена на континентальном шельфе. Британский архипелаг отделен мелководным Северным морем от развитых стран Западной и Северной Европы (Швеции, Норвегии, Дании и ФРГ), узкими проливами Ла-Манш (20 км) и Па-де-Кале (33 км) от Франции. Проложенный по дну пролива Ла-Манш железнодорожный тоннель соединяет Великобританию и Францию, он положил конец морской изоляции страны.

Велика роль страны на международной арене. Великобритания – член ООН с 1945 г., постоянный член Совета Безопасности, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1949 г., член Европейского союза с 1973 г., Западноевропейского Союза с 1954 г. Глава Британского Содружества, созданного в 1931 г. и включающего 50 государств, бывших британских доминионов и колоний, сохраняющих с Великобританией тесные экономические и политические связи. Великобритания является членом военно-политической организации НАТО с 1949 г. и обладает ракетно-ядерным оружием. Играет большую роль в таких международных экономических организациях, как «Парижский клуб» и «Лондонский клуб», регулирующих валютно-финансовые проблемы Запада и определяющих во многом политику Международного валютного фонда (МВФ).

Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный фактор оказал большое влияние на формирование территориальной структуры хозяйства.

Великобритания обладает многообразными формами рельефа: горный рельеф преобладает на севере и западе, а равнинный – на востоке. Высшая точка страны – гора Бен-Невис (1343 м) расположена в гористой Шотландии. Наибольшую протяженность имеет Пеннинский хребет, вытянутый с севера на юг. Обширная холмистая равнина занимает юго-восток и центр страны, а самая плоская низменность – Фенленд– окружает залив Уош. В Шотландии между Северным и Южным нагорьями протягивается Среднешотландская низменность.

Климат Великобритании умеренный, океанический, очень влажный с мягкой зимой и нежарким летом. Для Британских островов характерны частые туманы и сильные ветры. Умеренный океанический климат и влияние теплого Северо-Атлантического течения создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства (на юго-западе растения вегетируют круглый год). Высокая окультуренность почв является важным фактором повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Реки в условиях британского климата многоводны. Самыми крупными являются – Темза, Северн, Трент, Мерсей.

Очень велико значение эстуариев рек, далеко вдающихся в сушу, а также общей большой изрезанности береговой линии. Это позволило создать много портов. Реки как источник энергии используются только в нагорьях Шотландии и Северном Уэльсе.

В целом страна не располагает значительными запасами полезных ископаемых, за исключением топливно-энергетических. Запасы каменного угля оцениваются в 190–200 млрд тонн. Общие и извлекаемые запасы составляют около 50 млрд тонн (первое место в Западной Европе). Главные месторождения расположены на Средне-Шотландской низменности.

В 60-х г. на шельфе Северного моря обнаружены месторождения нефти, разведанные запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн, это примерно 35% запасов нефти всего шельфа Северного моря (2% мировых запасов). Найдено около 50 месторождений, крупные среди них – Брент и Фортис вместе дают 33% всего объема добычи.

В западной части Северного моря в 1959 г. обнаружены крупные месторождения природного газа. В 1965 г. в 70 км. к востоку от Клинторпса была начата промышленная добыча газа. Общие его запасы оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В настоящее время разрабатывается 37 из 60 месторождений природного газа.

Великобритания располагает и другими полезными ископаемыми. Железные руды, большей частью фосфористые, невысокого качества

Великобритания располагает незначительными запасами олова в Корнуолле, свинцово-цинковых руд в Уэльсе и урановых руд в Шотландии.

Каолин добывают в Корнуолле; каменную соль – в Чешире и Дареме; калийные соли – в Йоркшире.

Население Великобритании. Главной производительной силой общества является население. В 2000 г. общая численность населения Великобритании составила 58,6 млн человек, естественный прирост населения – 0,1% в год.

Господствующая и наиболее многочисленная нация Великобритании – англичане; они составляют 80% населения (около 46,9 млн человек). Населяют собственно Англию, большую часть Уэльса и образуют компактные поселения в некоторых районах на юге Шотландии. Английский язык входит в северо-западную группу германских языков. На английском же языке говорит и большинство населения страны кельтского по происхождению – шотландцы и уэльсцы.

Из кельтских народов Великобритании наиболее многочисленны шотландцы, число которых превышает 5,1 млн человек (10%). Они населяют преимущественно северо-западные области острова Великобритания и прилегающие к их побережью Шотландские, Оркнейские и Гебридские острова.

Основой шотландского языка послужил один из северных диалектов англосакского языка. В шотландский язык вошло много слов из вытесненного им гэльского, кроме того, на нем заметно сказалось влияние скандинавских языков.

С XIV по XVII в. он был государственным языком Шотландского государства. С потерей Шотландией своей независимости шотландский язык постепенно вытесняется английским.

В последние годы в Шотландии большой размах приобрело национальное движение. Националистические идеи этого движения развивает созданная в 1928 г. Шотландская национальная партия, которая ведет борьбу за демократическое решение социальных и национальных проблем Шотландии.

Историческая судьба и этническое развитие уэльсцев (около 2,1 млн человек, менее 4% общей численности населения) были иными, чем у шотландцев.

Уэльс был рано завоеван англичанами; население его подверглось большей ассимиляции, чем шотландцы.

На протяжении многих лет идет ожесточенная борьба в Северной Ирландии, присоединенной к британскому государству в 1922 г., в то время как остальная часть Ирландии добилась самостоятельности. В состав Соединенного Королевства вошли тогда шесть графств из девяти ирландских провинций Ольстера. Этнический состав населения этой области неоднороден. Здесь живет около 500 тыс. коренных жителей острова (это ирландцы-католики) и более 1 млн англо-ирландцев и шотландо-ирландцев. Такой состав населения сложился здесь в XVII– XVIII вв. в период усиленной колонизации Ирландии английским правительством.

В отличие от остальной части Ирландии, где земли раздавались крупным английским собственникам – лендлордам, в Ольстере были выделены участки земли мелким и средним арендаторам, англичанам и шотландцам из южной части Шотландии.

Таким образом, в Ольстере исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, и настороженно, а подчас и враждебно, относившиеся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии – пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежащие к английской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией областях жили остатки коренного населения – ирландцы, католики по своему вероисповеданию.

С течением времени между английскими и шотландскими поселенцами происходило сближение на почве общих интересов, и в настоящее время они выступают уже против коренных ирландцев-католиков единым фронтом. Власть в Северной Ирландии сосредоточена в руках этого протестантского большинства, а католики-ирландцы подвергаются дискриминации в самых различных областях. Очень часто это в средствах массовой информации представляется как простой религиозный конфликт между католиками и протестантами. На самом же деле причины борьбы в Северной Ирландии представляют собой сложный узел национальных, социально-экономических и региональных противоречий, корни которого уходят в глубь веков.

Довольно большую группу населения (около 500 тыс. человек) в Великобритании составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных городах.

После второй мировой войны, в связи с большими восстановительными работами и развитием производительности, увеличился приток в Англию рабочих из европейских стран. Сейчас в Великобритании живет 1 млн. иммигрантов из различных государств Европы, а общая численность иностранных граждан в Великобритании составляет свыше 2,5 млн человек, или менее 5% всего населения страны. Кроме того, ежегодно в страну прибывает от 50 до 60 тыс. временных рабочих из Европы (больше всего из Италии, а теперь – из Восточной Европы). Начиная с 50-х годов, резко увеличился поток иммигрантов из стран Содружества, из районов Вест-Индии, Индии и Пакистана. Положение этой категории граждан очень сложное. Большая часть их занята на неквалифицированной работе, в сфере обслуживания и т.д.

Рост численности иммигрантов из бывших английских колоний послужил причиной для возникновения вопроса о расовых взаимоотношениях. Правительство в своих специальных актах предпринимает попытку ограничить иммиграцию из своих бывших колоний.

Великобритания – одна из наиболее густонаселенных и высоко - урбанизированных стран в мире.

В среднем на 1 кв. км приходилось в 2000 г. 246,3 человека. Однако по территории страны население распределяется очень неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в Англии, обладающей наиболее выгодным географическим положением и благоприятными природными условиями. Здесь средняя плотность на 1 кв. км превышает 356 человек. В поясе Лондон – Ливерпуль живет половина всего населения Великобритании. Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по сравнению с другими частями страны природными условиями. Плотность населения здесь менее 90 человек на 1 кв. км, причем население концентрируется в основном на побережьях, в долинах рек и низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга).

В 2000 г. в городах проживало 89,4% населения. Темпы роста городского населения составляют 0,4% в год. Формируется так называемый Английский мегаполис, объединяющий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, всего входят 30 городских агломераций. Общая площадь мегаполиса составляет 50 тыс. кв. км, население – 30–35млн человек.

Средняя продолжительность жизни высокая, у мужчин – 75 лет, у женщин – 80,5 года.

Общая численность трудовых ресурсов составляет около 30 млн человек. Положительной тенденцией в экономике является то, что уменьшилось число лиц, занятых физическим и малоквалифицированным трудом, и, напротив, возросло количество занятых на работах, требующих высокой квалификации.

В 2000 г. уровень безработицы составил 6,3% (1812 тыс. человек).

Доля населения, живущего ниже черты бедности, по оценке экспертов ООН, составляет 10,6%; живущего ниже среднего дохода – 50%, 13,1% – имеют доход – 14,4 долл. в день.

Государственный строй. Великобритания – парламентская монархия. В стране нет конституции в виде единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, принятые парламентом, судебные прецеденты.

Глава государства – Королева Елизавета II (с 6.02.1952г.), которая принадлежит к ганноверской династии английских монархов, является 40-м по счету британским монархом со времени завоевания Англии норманнами (1066г). Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженных сил, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии, распускать палату общин, санкционировать законопроекты, принятые парламентом, ратифицировать международные договоры. Однако на практике все основные королевские прерогативы осуществляются кабинетом министров и парламентом.

Государственный законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат. В палату лордов входят около 1200 наследственных и пожизненных пэров, лордов – судей по апелляциям и «духовных лордов» (двух архиепископов и 24 епископов, английской церкви) и высшей апелляционной судебной инстанции. Палата общин – выборный орган, состоящий из 649 депутатов, избираемых на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

В условиях отсутствия конституции и по положению «парламентского суверенитета» парламент не связан принятыми ранее решениями и может отменять акты конституционного значения. Британские суда лишены права пересматривать или отменять акты парламента и обязаны при этом применять не положения, вытекающие из международно-правовых обязательств Великобритании, а нормы парламентского статуса.

В результате всеобщих выборов в мае 1997 г. абсолютное большинство в палате общин получила Лейбористская партия (418 мест). У консерваторов – 165 мест, либеральных демократов – 46, Юнионистской партии Ольстера – 10, Шотландской национальной партии – 6 и Уэльской национальной партии – 4.

Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. В 1997 г. премьер-министром стал Тони Блэр. Лейбористы сменили консерваторов, находившихся у власти бессменно 18 лет.

Политические партии. Консервативная партия организационно оформилась в 1867 г. (около 1,5 млн членов). Внутри страны партия проводила курс на осуществление широких социальных и экономических реформ, включая децентрализацию и приватизацию экономики. Во внешнеполитическом плане для консерваторов характерен общенатовский подход к решению международных проблем. Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение «особых отношений» с США, за модернизацию ядерного потенциала Великобритании, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС. По проблематике евроинтеграции в рядах консерваторов сохраняются расхождения, что осложнило прохождение через парламент Маастрихтских соглашений, расцениваемых большинством в руководстве партии как достойный компромисс, учитывающий британские национальные интересы.

Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ) образована в 1890 г., объединяет 6,4 млн коллективных и индивидуальных членов. В качестве идеологической основы выдвигает принципы «демократического социализма», в экономической политике привержена концепции смешанной экономики.

Либерально-демократическая партия (ЛДП) сформирована в 1988 г. путем слияния либеральной и социал-демократической партий, которые с 1981 г. выступали на политической арене в альянсе, объединяет около

60 тыс. человек. Политическая платформа ЛДП – центристская, во многом компромиссная (между двумя основными партиями) и расплывчатая. Ее основные составляющие: необходимость сохранения у Великобритании ядерного оружия и членства страны в НАТО. Во внутренних вопросах ЛДП также следует промежуточной линии, выступает за борьбу с безработицей, приоритетное решение социальных проблем, прекращение дальнейшей денационализации, но в целом делает ставку на рыночную экономику и развитие конкуренции.

географический великобритания сельский ресурс

Особенности географического положения

Великобритания - это архипелаг неправильной формы с очень разнообразным ландшафтом и природой. Последнее является следствием того, что Британские острова когда-то были частью Европы, но были отрезаны от материка после затопления низинных земель, теперь являющихся дном Северного моря и пролива Ла-Манш. Северная Ирландия, которая политически дополняет Соединенное Королевство, расположена на втором по величине острове, Ирландии, и является западным расширением шотландских гор. Эти горные местности разделены между собой узким Северным каналом. Западные берега острова Великобритания скалистые и обрывистые, восточные более пологие.

Площадь Великобритании составляет около 240842 кв. км. Большую часть составляет суша, а остальное - реки и озера. Площадь Англии составляет 129634 кв. км., Уэльса - 20637 кв. км., Шотландии - 77179 кв. км. и Северной Ирландии - 13438 кв. км. Таким образом, Англия гораздо больше, чем другие страны Соединенного Королевства, и имеет самое многочисленное население. Эти факторы объясняют господство Англии в британской истории.

Южная оконечность острова Великобритания полуостров Корнуолл -- находится на 50 с.ш., а самая северная часть архипелага Шетландские острова -- на 60 с.ш.

Протяженность острова Великобритания с севера на юг составляет 966 км, а, наибольшая его ширина вдвое меньше. Расположенный на континентальном шельфе, Британский Архипелаг отделен мелководным Северным морем от Швеции, Норвегии, Дании и ФРГ и узким проливом Ла-Манш (британцы называют его Английским каналом) и Па-де-Кале от Франции.

Исторически сложилось, что географические черты Великобритании повлияли на поселение человека, миграции населения, вооруженное завоевание и политический союз. Они также определили расположение и работу промышленности, транспортных систем, сельского хозяйства, рыбной промышленности, лесов, энергоресурсов и коммуникаций. В наши дни они продолжают определять жизнь британцев, а кроме того, они тесно связаны с обеспокоенностью общества состоянием окружающей среды и дикой природы.

Англия (население - 48,2 млн. человек) состоит в основном из холмистой или ровной низинной местности, разбавленной несколькими горными зонами на севере и юго-востоке. Но низкие холмы простираются через большую часть страны, перемежаясь с низинными землями и равнинами.

Население концентрируется в основном вокруг крупных городов: Лондона и вообще на юго-востоке Англии, западных Бирмингема, Лидс, Бредфорда и Шеффилда, северо-западных промышленных Ливерпуля и Манчестера и северо-восточных Ньюкасла и Сандерленда.

Уэльс (население - 2,9 млн. человек) представляет собой горную страну с простирающимися через всю территорию горами и холмами, часто обрывающимися в глубокие долины, созданные руслами рек. Эти горы постепенно снижаются и переходят в высокие холмы на востоке Англии. Самые высокие горы Уэльса расположены на северо-западе, где гора Сноудон достигает 1085 м. в высоту.

Низинные земли ограничены узкими прибрежными поясами и речными долинами на юге Уэльса, где живут две трети уэльского населения. В прошлом горная местность Уэльса затрудняла войны, земледелие и поселение людей.

Шотландия

Шотландию (население - 5,1 млн. человек) можно разделить на три основные части. Первая часть - северо-западные и центральные горы вместе с большим количеством островов на западном и северном побережьях. Эти земли слабо заселены, и составляют половину всей территории Шотландии. Вторая часть - центральные низинные земли, которые составляют одну пятую всей шотландской территории и три четверти всего населения Шотландии, большинство промышленных и торговых центров и возделываемой земли. Третья часть - южные возвышенности, в которые входит ряд холмов, простирающихся до границы с Англией.

Самая высокая гора в Шотландии - Бен Невис (1342 м), которая также является и самой высокой горой Великобритании.

Северная Ирландия

Северная Ирландия (население - 1,6 млн. человек) располагается всего в 21 км от шотландского побережья, что послужило причиной миграций народов в далеком прошлом. Со времени разделения Ирландии в 1921 году на юге и западе она граничит с Ирландской Республикой. На севере находится гористый берег, в центре, ближе к югу, плодородная долина, и горы на западе, северо-востоке и юго-востоке.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Разнообразие географических черт Великобритании является результатом долгих геологических и климатических изменений. С течением времени благодаря движениям земной коры со дна моря поднялись горные хребты, которые образовали старейшие территории Великобритании. Периоды теплой субтропической погоды сменялись новыми движениями земной коры, и огромные болотистые леса покрыли все низинные земли. Леса, в свою очередь, были погребены под песком, почвой и грязью, так что окаменелые леса стали каменным углем современной Великобритании. Позже климат менялся от субтропического до арктического. Во время Ледникового периода почти весь остров был погребен подо льдом, за исключением разве только южной Англии.

Горы постепенно выветривались благодаря льду, воде и ветрам. Этот процесс скруглил горные вершины и переместил горные породы в низины, где они спрессовались в новые горы, в результате чего ландшафт стал ровнее и мягче. Геологические и погодные изменения определили сегодняшний вид долин и равнин, а также «обусловили расположение главных рек Великобритании, таких, как Клайд, Форт и Твид в Шотландии, Тайн, Трент, Хамбер, Северн и Темзы в Англии и Уэльсе, Банн и Логан в Северной Ирландии.»

Силы природы также повлияли на береговые линии, так как море то отступало, то возвращалось снова. Части береговой зоны ушли под воду, а другие обнажились. Эти процессы продолжаются и сегодня, в особенности на восточном и южном побережьях Англии. Там, где море отступило, образовались меловые и известняковые горы, а также песчаные пляжи по всему побережью, в то время, как разрушение почвы послужило причиной потери части земли в некоторых местах.

Изначально Великобритания была частью европейского материка, но таяние ледников после окончания ледникового периода привело к поднятию уровня моря, и страна была отделена от континента Северным морем в самой широкой точке и Ла-Маншем в самой узкой. Расстояние между Довером в Англии и Кале во Франции является минимальным (32 км).

Все побережье искрещено заливами, бухтами, дельтами и полуостровами, так что большая часть Великобритании находится на расстоянии не более 120 км от моря. Море у берегов не глубже 90 метров, потому что большая часть Британских островов лежит на континентальном шельфе, который является приподнятым морским дном, соединенным с материком. Теплое течение Гольфстрим нагревает море и воздух на пути следования через шельф. Поэтому климат на островах гораздо мягче, чем мог бы быть, учитывая их северное расположение. Течение также влияет на прибрежные воды, которые имеют важное значение для рыболовной промышленности.



Похожие публикации