Туркменистан баши. Туркменбаши

Страна Туркмения
Велаят Балканский
Национальный состав туркмены, русские, казахи, татары, азербайджанцы, армяне
Население 73803 человек (2010)
Координаты Координаты: 40°01′00″ с. ш. 52°58′00″ в. д. / 40.016667° с. ш. 52.966667° в. д. (G) (O) (Я)40°01′00″ с. ш. 52°58′00″ в. д. / 40.016667° с. ш. 52.966667° в. д. (G) (O) (Я)
Этнохороним туркменбашинцы, красноводчане
Основан 1869
Хяким Мердан Чайтыев (с 01.04.2011)
Прежние названия Красноводск
Официальный язык туркменский
Автомобильный код BN
Конфессиональный состав мусульмане, христиане
Телефонный код + 993 243
Часовой пояс UTC+5
Высота центра 27 м
Почтовый индекс 745000

Туркменбаши (ранее Красноводск; туркм. Trkmenbay) - город в Балканском велаяте Туркмении .

Население - 68 тыс. жителей (2005)

Порт на Каспийском море. Нефтеперерабатывающая, пищевая, легкая промышленность.

История

Первая попытка закрепления Российской империи на восточном берегу Каспия относится к 1717 году, когда князь Бекович-Черкасский основал укрепление на побережье Красноводского залива («в устье Узбоя»), готовя поход на Хиву.

В 1869 году под руководством генерала Столетова был повторно основан форт Красноводск. Место где был основан Красноводск называлось Шага-дам. Форт использовался как база для операций против туркменских кочевников и для походов на Бухарское и Хивинское ханства. Была образована Закаспийская область, Красноводск был её центром до строительства Асхабада (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Это был небольшой городок, заселённый русскими военными и чиновниками, а также торговцами - персами и армянами. После строительства Закаспийской железной дороги, начавшегося из Красноводска, из Средней Азии через паром в Баку в конце XIX - начале XX веков, Красноводск превратился в важный транспортный центр и стал расти.

Красная Армия овладела фортом в феврале 1920 года. 21 ноября 1939 года была образована Красноводская область с административным центром в Красноводске, она несколько раз ликвидировалась и восстанавливалась (23 января 1947 года ликвидирована, 4 апреля 1952 года восстановлена, 9 декабря 1955 года ликвидирована, 27 декабря 1973 года восстановлена, 25 августа 1988 года ликвидирована).

10 января 1991 года на территории бывшей Красноводской области образована Балканская область (с 18 мая 1992 года - велаят) с центром в Балканабаде (бывший Небит-Даг) . В 1993 году город переименован президентом Сапармуратом Ниязовым (Туркменбаши) в свою честь.

Население

Сотовая связь

В городе работает единственный в Туркмении оператор сотовой связи Алтын Асыр - национальная компания, начавшая работать c 2005 года. Российский оператор МТС Туркменистан работал до декабря 2010 года.

Название

Современное русское название города - Туркменбаши. Современное название городу дано в 1993 году в честь Сапармурата Ниязова , на тот момент президента Туркмении. До этого, со времени основания, город носил название Красноводск (перевод местного топонима Кызыл-Су).

География

Город расположен на берегу Красноводского залива, в 520 км к северо-западу от Ашхабада , с которым соединён автомобильной и железной дорогами.

С азербайджанским Баку на западном берегу Каспийского моря город соединяет паромная переправа (270 км).

Один из районов Красноводска

Новые фотодокументы из города Туркменбаши, присланные нашими источниками, свидетельствуют о том, что город на Каспии влачит жалкое существование. Рядом с помпезной туристической Авазой с серией беломраморных отелей и голубых ванн бассейнов, улицы, дома и дороги бывшего Красноводска напоминают трущобы, где коммунальная инфраструктура годами не видела ремонта, а местные жители каждый день испытывают острую . И это далеко не все проблемы жителей западного региона Туркменистана.

Район железнодорожной больницы

Район железнодорожной больницы (улицы Гоголя и Нагорная) напоминает место, куда упали авиабомбы или артиллерийские снаряды, хотя войны здесь, слава Богу, не было. Вглядитесь в эти снимки: ни нормальных дорог, ни тротуаров, ни детских игровых площадок. Все, что запечатлено на фотографиях наших читателей и еще осталось за кадром, результат абсолютного бездействия хякима города, его заместителей и других чиновников, занятых, по словам красноводчан, дележом прибыли от морского порта и строительством объектов, не являющихся первой необходимостью жителей города. Облеченные властью люди здесь попросту не появляются, а значит не нужны ни дороги, . Не пролегает по этим трущобам и маршрут первого лица государства, хотя он довольно часто наведывается в западный регион страны. Президент, на вмешательство которого в сложившуюся ситуацию так рассчитывают красноводчане, предпочитает любоваться своим детищем – .

Нехватка воды в Красноводске, да и Балканском велаяте – отдельная тема. В нынешние жаркие дни жителям подают воду в квартиры через день по вечерам на 3-4 часа. В день среды 24 июня воды нет уже четвертые сутки. В районе нового аэропорта живительной влаги не бывает и того дольше - и неделю, и десять дней.

Люди жалуются – пишут, звонят даже в Ашхабад, но никому до этой проблемы нет дела. Одна жительница города Туркменбаши, описывая жизнь своей семьи у моря без воды и света, рассказала, что ей приходится собирать в баул накопившее грязное белье и отправлять родственникам в Ашхабад, чтобы те там постирали.

Еще один проблемный аспект города – это чрезмерная дороговизна продуктов на местном рынке. Некоторые наши читатели винят в этом приезжих из других областей страны, в частности, из , которые сотнями работают на стройках Авазы.

«Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Местные говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче», — пишет наш читатель.

Но сами приезжие своей вины не чувствуют. Они говорят, что приехали сюда, оставив надолго дома и семьи не от хорошей жизни, а потому, что в том же Дашогузе дефицит рабочих мест.

В этом репортаже мы рассказали далеко не обо всех проблемах города у моря. В следующих материалах мы затронем еще одну головную боль красноводчан – , вернее, их отсутствие. А пока местные жители вопрошают, как при наличии таких проблем проходит день хякима и его заместителей, среди которых наверняка есть ответственные за решение социальных вопросов красноводчан.

Больше фотографий из Туркменбаши в разделе , на наших страницах в

Сегодня хочу рассказать вам про город Туркменбаши, названный в честь прошлого великого вождя и отца всех туркмен Туркменбаши. Забавно, что почти все русскоязычные туркмены продолжают по старинке называть его Красноводском. Новое название плохо приживается. Это, кстати, повсеместное явление в Туркменистане. Несмотря на то, что в Туркменистане давно переименовали все основные улицы и города, местные новыми названиями пользуются неохотно. До сих пор в ходу улица Ленина вместо Туркменбаши или Московская вместо... Да какая разница, как она называется сейчас, трое опрошенных мной туркменов не смогли вспомнить новое название.

Но вернемся к Туркменбаши. Город молодой. Его основали в 1869 году русские военные. В XX веке Красноводск превратился в транспортный, торговый и нефтеперерабатывающий центр Туркменистана.

Туркменбаши интересен тем, что он совсем не туристический, а значит, можно посмотреть, как живет простой народ. Особенно полезно это будет всем тем, кто пускает розовые слюни по вылизанным декорациям Ашхабада. Посмотрите, как люди живут.

Как минимум последние пять лет Туркменбаши находится на грани гуманитарной катастрофы. Дело в том, что рядом с ним активно отстраивают туристическую зону под названием Аваза. Она перетянула на себя внимание городских и государственных властей и оставила Туркменбаши практически без воды и электричества.

В оппозиционных туркменских СМИ рассказывают , что жители Туркменбаши каждый день испытывают нехватку питьевой воды. Коммунальная система уже многие годы не видела ремонта, канализация и водопровод находятся в ужасном состоянии. Воды не бывает неделями, прошлым летом ее включали на 3–4 часа по вечерам, и то не каждый день. Характерная примета города – баки для воды во всех дворах.

Люди уже не знают, куда жаловаться, они звонят и пишут в Ашхабад, но власти говорят, что они ничего не могут сделать. Одна местная жительница рассказывала журналистам, что она отправляет сумки с грязным бельем родственникам в столицу, потому что ей негде и нечем его стирать.

Местные мне подтвердили, что с водой все действительно очень плохо, но еще хуже с электричеством и дорогами. Ничего нет.

Аэропорт построили новенький, но он ориентирован на туристов, которые приезжают в Авазу. Аэропорт даже называется международным, хотя международных рейсов из него нет. На выходе толпа туркменов предлагает услуги таксистов.

01. Сам город небольшой, раскинулся на прибрежных холмах.

02. Как и весь Туркменистан, он делится на две части. Первая – парадная. Эта то, что могут увидеть потенциальные туристы. Идеальные дороги, идеальная чистота. Город-сказка, город-мечта. Вторая часть – настоящая: грязная, разваленная и нищая.

03. Одно из немногих исторических зданий, дошедших до наших дней – вокзал.

04. Вокзал отреставрировали, зачем-то вставили уродливые пластиковые окна.

05. Советские памятники тоже оставили, но с оговоркой. Во-первых, их все перекрасили в золотой цвет. Во-вторых, на многих памятниках головы славянской внешности заменили на головы туркменской внешности (если можно так сказать).

06. Памятник рыбаку. В народе его называют памятником браконьеру.

07. На центральной улице сохранилась советская застройка.

08. На фото хорошо видна туркменская показуха. Тут красят только главный фасад, только то, что могут увидеть проезжающие мимо гости.

09. С другой стороны уже неважно что.

10. Ворота

11. Старая советская гостиница дошла до наших дней без изменений.

12. Настоящие улицы выглядят как-то так.

13. И так. Женщина раздобыла воду и несет ее в дом. Это центр города, воды нет уже три дня.

14. Главная улица: идеально ровный асфальт, чистые домики, фонарики. Слева стоят два дворника. Женщины в случае обнаружения окурка или бумажки бросятся на мусор, как голодный студент на пачку "Доширака".

15. Фасад дома, который выходит на главную улицу, с новыми тонированными окнами, чтобы через них не было видно квартир. «А можно вставить прозрачные окна?» – спросил я местного жителя. «Если твои окна выходят на главную улицу, нельзя, только синие...» – грустно ответил местный житель. «Лучше бы розовые ставили, веселее бы было!» – пошутила его спутница. Пара рассмеялась. Обратите внимание на баки с водой слева от дома.

16. С другой стороны дом выглядит так. Это настоящий Туркменистан, который никто вам не покажет. Опять же, посмотрите на гигантские баки с водой на дальнем плане. Обратите внимание, что асфальта тоже нет.

17. За декорациями – жизнь! Без воды, электричества и дорог. В те часы, когда по трубам в Туркменбаши начинает течь вода, жители города бросают все дела и бегут ее запасать. Вода из крана обычно течет грязная, но это никого не волнует, потому что другой нет. В ход идут тазы, кастрюли, ванны и, конечно, специальные резервуары. От этих резервуаров люди прокладывают импровизированные водопроводы для того, чтобы подача воды шла напрямую в квартиры.

18.

19. У всех тарелки.

20. Первые этажи захватывают себе дворики.

21.

22.

23.

24. Опять баки для воды, из них водопровод в квартиры идет.

Без этого здесь не выжить.

25. Вместо того, чтобы починить водопровод, власти возводят дворцы и золотые статуи вождям. Чтобы дорогие читатели могли попускать слюни по поводу того, как все хорошо у туркменов. Зачем вода, зачем электричество в домах, лучше дворец зафигачим!

26. А вот так выглядит школа на главной дороге.

27. А это образцово-показательный детский садик. Я не видел там детей, хотя был будний день. Его обязательно показывают туристам как символ успешного и процветающего Туркменистана.

28. А это отель Туркменбаши. Да, именно про него шутка была "Приехать в Туркменбаши (город) в Туркменбаши (месяц) по Туркменбаши (улица) в Туркменбаши (отель)". И все это через аэропорт Туркменбаши.

29. Красота! Внимание на баннеры.

30. Баннеры вдоль дороги закрывают неприглядную застройку.

31. Настоящий Красноводск.

32. Свадебное украшение машины

33. Красиво

34.

35. Шаурму тут называют кебабом (

36. Рыбу продают прямо на тротуаре.

37. Женщины ходят в национальных платьях.

38. Школьницы по всей стране – в зеленой форме.

40. Молодняк

41. Мальчики обязательно в костюмах.

42. Хотел зайти в банк...

43. Хрен там! В банк просто так не зайти! В кроссовках не пускают! Да, это не шутка.

44. В Туркменистане о сих пор на ходу куча советской техники. Ни в одной стране я не видел столько ретро-хлама, сколько ездит в Туркменистане. Страна-то на самом деле нищая, если соскрести позолоту с декораций.

45. Рынок

46.

47. Прошлым летом туркменбашинцы жаловались журналистам, что на местном рынке очень дорогие продукты. В скачке цен они винят приезжих рабочих, задействованных на стройках объектов в Авазе:

Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче.


48.

49. Овощи все турецкие, своего почти ничего нет. Помидоры по 100 рублей. Недорого.

50. Все пластиковое, как и в Москве.

52. Золотые зубы;) Напомню, что Туркменбаши одно время с ними боролся.

53. Вот так.

Часто в комментариях Туркменистан почему-то сравнивают с ОАЭ, а точнее, с эмиратом Дубаи. Сравнение в корне некорректное. В Дубае не так много местного населения, в этом они очень похожи с туркменами. Но вот только коренные жители Дубая живут вот так:

А это район Аль-Барша. Купить иностранцу здесь недвижимость нельзя. Роскошные виллы, хорошие машины. Я не видел в Дубае ни одного разваленного дома или бедного дубайца. В нищете живут всякие гастарбайтеры из Бангладеш или индусы. А в Туркмении, одной из самых богатых постсоветских республик, все богатства прибрал вождь. И он теперь решает, построить ему новую золотую статую, новый дворец или обложить все белым мрамором. А обычные люди живут так же, как и у нас. Никакого туркменского чуда нет.

Завтра продолжим.

Туркменбаши – город-порт и популярный туристический центр Туркменистана. Он расположен на берегах Красноводского залива Каспийского моря на юг от пустынного плато у подножья горы Шага-дам. Окружающий засушливый ландшафт напоминает лунный пейзаж. Из Туркменбаши начинается большинство экскурсий в приморские курортные городки и горы. Побережье Каспийского моря известно своими песчаными пляжами, прозрачной водой, обилием морской флоры и фауны, что позволяет заняться водными видами спорта.

Общие сведения

Туркменбаши находится в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря, в 520 км на северо-запад от Ашхабада, с которым он связан автомобильной и железной дорогами. С азербайджанским Баку на западном берегу его соединяет паромная переправа в 306 км.

До 1993 года город назывался Красноводск, согласно одной из версий, это является переводом местного топонима Кызыл-Су, связанного с тем, что в воде Красноводского залива существовало много планктона с розовым оттенком. Также есть и другие версии. В 1993 году город переименовали в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова.

В городе развита нефтеперерабатывающая, пищевая в том числе рыбная и легкая промышленность. Также здесь расположен нефтеперерабатывающий завод. Туркменбаши – это первый по значению порт Каспия в Туркменистане, а туристическая зона Аваза является первой зоной отдыха в стране.

История

Туркменбаши – это сравнительно молодой город. Он был основан в 1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Н.Г Столетовым. В октябре русские вышли в открытое море и направились сюда, чтобы образовать на побережье Каспийского моря город. Но во время их плавания произошел сильный шторм и все суда раскидало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в залив в разное время. Первое прибыло в бухту 31 октября, второе – 3 ноября и третье – 6 ноября. Из-за этого дата основания Красноводска является неясным вопросом: каждую из трех дат можно считать знаменательной и выбрать ее как день рождения города Туркмении.

Так, на диком побережье Красноводского залива и было решено соорудить крепость – факторию. Эту бухту строители посчитали лучшим местом для расположения нового города, потому что она почти никогда не замерзает и со всех сторон ограждена от сильных ветров.

Как и многие другие центры страны, Красноводск обязан своим возникновением русским, которые оккупировали эту среднеазиатскую территорию. Оказавшись на берегу моряки, начали отстраивать тут не просто поселение, а систему экономических, торговых и культурных отношений с местными племенами туркмен.

В настоящее время туристов в Туркменбаши могут заинтересовать не только современные постройки, которые так активно появляются, но и некоторые старые здания, способные рассказать о прошлом города.

У каждого города есть своя история и Туркменбаши не является исключением из этого правила. Многие здания прошлых лет на этой территории не сохранились. Причиной этому, вероятно, явились определенные обстоятельства, например, войны, которые разрушали все на своем пути. А может быть, виной всему стали и сами люди, которые не сумели сделать так мало – сохранить свое наследие. Основная задача сейчас сохранить хотя бы то, что осталось. Кроме того, что в настоящее время Туркменбаши претендует на то, чтобы стать крупным туристическим центром страны.

Естественно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники прошлых лет. Но с каждым днем количество таких мест уменьшается. На месте руин старого города возводятся новые постройки – административные здания и современные гостиницы. Конечно, такие меры, которые осуществляет государство нельзя игнорировать, потому что Туркменбаши – это современный город, которому также нужно развиваться и двигаться вперед.

Любой приморский город берет свое начало с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-1896 годах, но автор работ неизвестен. Здание вокзала является одним из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, которые погибли в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался быстро. Было сооружено около десятка пристаней. А не так давно построили интересное здание управление порта в виде корабля в море.

Также не так давно начато строительство нового международного порта. За последнее время туркменские суда освоили многие морские маршруты, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт интенсивно развивается. Ведется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Осуществляется радикальная реконструкция портовых строений, логистических центров и нефтяных терминалов.

Новый порт, который возводится согласно современным международным стандартам, будет принимать как иностранные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда.

Основной же гордостью Туркменбаши конечно же служит море. В него влюбляются все – гости, и местные жители. Это чудо природы не оставит равнодушным никого.

Достопримечательности

Аваза – активно развивающийся морской курорт на востоке Каспийского моря. Эта туристическая зона Туркменистана располагается в 12 км на запад от центра Туркменбаши.

Аваза – это райский уголок, который протянулся на 16 км. В настоящее время уже построены несколько отелей мирового значения и лечебно-оздоровительные объекты.

Мечеть Парау-биби является священным местом паломничества мусульманок. Эта небольшая белая мечеть расположена на одной из скал Копетдага.

Существует одна легенда, которая посвящена истории появлении мечети. Согласно нее, Парау-биби была красивой туркменкой, которая жила в одной из деревень. Однажды ее пообещали отдать на выкуп врагам. Чтобы спастись, она убежала в горы и стала молиться. Скала раздвинулась и спрятала девушку навсегда. На этом месте и появилась мечеть. К ней ведет кривая лестница. На полпути можно заметить отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от локтя, колена, лба и пальца. В настоящее время к небольшой мечети приходят женщины и просят Парау-биби – покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она поспособствовала им сохранить красоту, найти хорошего мужа и обрести много детей.

Также, согласно легенде, лежащие немного дальше несколько серповидных камней были раньше дынями, которыми Парау-биби бросала в приближающихся врагов. По обычаю, девушки наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, то это означает, что все будет хорошо. Если нет, то через год нужно снова пробовать, вернувшись в эти места.

Мавзолей Шир-Кабир. В 6 км от Дехистана располагается древнее захоронение Машад – мусульманский некрополь с находящимся в центре мавзолеем Али ибн Суккари или Шир-Кабир. Памятник принадлежит постройкам серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены строения из квадратного сырцового кирпича были декорированы от основания до купала резным ганчем, куфическими надписями, лиственными узорами, и раскрашены в красный, синий и зеленый цвета.

Также Шир-Кабир называют мечетью «на деревянных столбах». Она является самой старой из сохранившихся на территории Туркмении мечетей. К тому же ориентированный на Мекку необычный резной михраб (молельня), которая состоит из трех вписанных друг в друга ниш, свидетельствует о том, что этот мавзолей, прежде всего, применялся как мечеть, а не просто как усыпальница.

Шир-Карир неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере остались элементы декора 10 века. До сих пор внутренне убранство несет на себе отпечаток красоты и величия. Для паломников это место является святыней, которые посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место не земле, которое благословлено Аллахом.

Дехистан – это глинистая равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой неприметной и безлюдной эта местность была не всегда. Когда-то, в период своего расцвета, тут кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, которые окружали реки. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория осваивалась первыми земледельцами. В 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить тюркские племена: массагеты, эфталиты, саки. Но более мощный племенной союз возглавили дахи, которые организовали крупные опорные пункты и поселения.

Мисриан – городище, которое расположено на территории Дехистана, является крупнейшим историческим памятником. В настоящее время остались только руины этого поселения, но даже по ним можно представить, что в свое время это была местность с высоким уровнем развития культуры. Город включал в себя шахристан (цитадель), рабат (пригород) и окружающие его со всех сторон густонаселенные кварталы ремесленников. Реальные размеры древнего города не выяснены, потому что данных об этом осталось недостаточно. В 10-13 веках цитадель была огорожена мощной крепостной стеной, которую караулили два ряда дозорных.

Мисриан можно считать центром ремесла. Подтверждение этому являются остатки сотен мастерских, которые производили кирпич, бронзовые котлы, светильники, керамику и другие изделия. Керамика удивляет высоким художественным уровнем сюжетной и орнаментальной росписи.

Также в большом ассортименте производились всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры делали свои шедевры из драгоценных металлов и характеризовались высоким профессионализмом и изысканным вкусом в художественной обработке камня. Кроме этого, в Мисриане были найдены совершенная для того времени система водоснабжения, бани, городская канализация, что служит показателем развития городской культуры.

Более-менее сохранившиеся памятники Дехистана – два двадцатиметровых минарета. Они находятся всего в 120 м друг от друга, и согласно сохранившимся надписям, построены с интервалом почти в 200 лет.

От одной соборной мечети остались только два пилона портала с удивительным богатым декором растительно-эпиграфического стиля с применением полихромной глазури высшего качества. За период правления Хорезмшахов город успел пережить активный расцвет, но потом был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город перестал существовать.

Караван-сарай Ташарват. Живописные руины караван-сарая Ташарат находятся в 38 км от города Балканабад – столицы Балканского велаята. Во времена Великого Шелкового Пути караван-сарай играл не последнюю роль для проходивших мимо караванов, в котором они останавливались по дороге своих странствий.

Туркменбаши - город-порт, находящийся в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря. С городом Баку на западном берегу город соединяет паромная переправа в 270 км. До 1993 года город назывался Красноводск - название города в действительности являлось переводом местного топонима «Кызыл-Су». В 1993 он был переименован в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова. Согласно переписи 2005 года, численность населения составляет 68 тысяч человек. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая (а также рыбная), легкая промышленность, расположен нефтеперерабатывающий завод, судоремонт, мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров, краеведческий музей. Работают отели «Сердар», «Туркменбаши», «Толкун», «Аваза».

Город Туркменбаши является первым по значению портом и воротами Каспия в Туркменистане, а национальная туристическая зона «Аваза» - первой зоной отдыха в стране.

Транспорт
Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом с взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов. Также в настоящее время строятся новый аэропорт, железная дорога и многорядная скоростная автомагистраль Ашхабад - Туркменбаши.

История Туркменбаши
Туркменбаши - относительно молодой город. Он был основан в1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Николаем Григорьевичем Столетовым. Ровно 140 лет назад в октябре месяце русские вышли в открытое море и направились именно сюда, чтобы создать на побережье Каспийского моря город. Но по воле случая во время их плавания случился сильный шторм, и все суда разбросало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в Красноводский залив в разное время. Первое причалило в бухту Муравьева 31 октября, второе - 3 ноября и третье - 6 ноября. И по этой причине дата основания города Красноводска является спорным вопросом: каждую из трех можно считать знаменательной и избрать ее как день рождения нового замечательного города Туркмении. Здесь, на диком побережье Красноводского залива и было решено заложить крепость - факторию. Эта бухта показалась строителям наиболее благоприятным местом расположения нового города, так как она почти никогда не замерзает и со всех сторон защищена от сильных ветров. Еще при Петре I эти места обследовали и описали сподвижники руководителя первой экспедиции князя Бекович-Черкасского. На новом месте и были заложены новая крепость и укрепленный форт. От него осталась только блокгауз батарея, где сейчас находится местный музей.

Как и многие другие центры государства, Красноводск обязан своим возникновением русским, оккупировавшим эту среднеазиатскую территорию. Итак, высадившиеся на берег моряки, начали отстраивать здесь не просто поселение, а целую систему торговых, экономических и культурных отношений с местными племенами туркмен.

Сегодня внимание туристов в Туркменбаши могут привлечь не только современные новостройки, которые так активно возводятся, но также и некоторые старые здания и постройки, способные рассказать о прошлом города.

Каждый город имеет свою историю, хранит давние тайны бытия и, безусловно, Туркменбаши не является исключением из этого исторического правила. К сожалению, многие задания прошлых лет не сохранились на этой территории. Причиной тому, возможно, послужили какие-то определенные обстоятельства, как, например, захватнические или оборонительные войны, разрушавшие все на своем пути, не оставляя ничего кроме груды пепла. А может быть, виной всему стали сами люди, не сумевшие сделать так мало - сохранить свое наследие, оставленное им предками, по сути, их собственными праотцами; а может, это произошло по чьему-то непониманию сущности исторической ценности и привлекательности старины. Кто знает? И кого теперь судить? Но главная задача сейчас попытаться сохранить хотя бы то, что осталось. Тем более что в настоящий момент город Туркменбаши претендует на то, чтобы превратиться в крупный туристический центр страны. И для этого у него есть все предпосылки. Пока город живет тем будущим, которое может перед ним открыться, временем, когда он, наконец, достигнет желаемой цели - стать второй Анталией или даже чем-то большим.

Безусловно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники былых времен. Но с каждым днем таких мест становится все меньше. Прошлое края неизбежно несется в никуда. На месте развалин старого города возводятся новые постройки - современные гостиницы и административные здания. Конечно, подобные меры, производимые государством тоже нельзя игнорировать, ведь Туркменбаши - это современный город современного государства, которому также необходимо развиваться, двигаться вперед, а не жить постоянной памятью о прошлом. Но, во всяком случае, этот вопрос - палка о двух концах, при котором любое принятое решение не будет приветствоваться массами, такова уж людская натура.

Любой приморский город всегда начинается с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-96 гг., но, к сожалению, ни архитектор, ни производитель работ до сих пор не выяснены. Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался очень быстро. Было построено около десятка пристаней. А недавно было возведено оригинальное здание управления порта «Туркмендениздеряеллары» в виде корабля в море.

Не так давно было намечено строительство нового международного морского порта. Туркменские суда за последнее время освоили многие морские трассы, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт стремительно развивается. Осуществляется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Ведется радикальная реконструкция портовых сооружений, логистических центров и нефтяных терминалов. С возрастанием объемов перевозок морским транспортом в порту уже задействован мощнейший автокран немецкого производства "Либхер" с компьютерным управлением и грузоподьемностью до 500 тонн. Такой автокран является гордостью любого порта мира. Грузовые терминалы объемом 5000 кубометров обслуживают автокары "Комацу" и 20-тонные грузовики "Мазманы", а 40-тонные автопогрузчики «Кальмар» заняты на транспортировке тяжеловесных морских контейнеров.

Новый порт, который строится в соответствии с современными международными стандартами, будет принимать как зарубежные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда, которыми скоро пополнится Национальный флот Туркменистана.

В 1951 году был построен большой комплекс дворца культуры нефтяников, в строительстве которого принимали и военнопленные японцы.

Ну а главной гордостью Туркменбаши конечно же является море. В него влюблены все - и приезжие, и местные жители. Равнодушным подобное чудо природы оставить не сможет никого.

Туркменбаши-Красноводск действительно своеобразный и красивый город. И если Вы приняли решение посетить именно Туркменистан, поездка в этот город должна стоять в Вашем списке первой.

Достопримечательности Туркменбаши

Аваза - активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.

Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага.
Существует красивая легенда, посвященная истории возникновения мечети. Согласно этой легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившей в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.
Также, по преданию, лежащие чуть поодаль, несколько серповидных камней были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. По обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти прекрасные места.

Мавзолей Шир-Кабиб . В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены здания из квадратного сырцового кирпича были украшены от основания до купола резным ганчем с завитками, лиственными узорами и куфическими надписями, и раскрашены в синий, красный и фисташково-зеленый цвета.
«Шир-Кабир» также называют мечетью «на деревянных столбах». Это самая старая из сохранившихся на территории Туркменистана мечетей. Причем ориентированный на Мекку уникальный резной михраб (молельня), состоящий из трех вписанных друг в друга ниш, говорит о том, что этот мавзолей, прежде всего, использовался именно как мечеть, а не просто как усыпальница.
К сожалению, «Шир-Кабир» неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере сохранились элементы декора 10 века. И внутреннее убранство до сих пор несет на себе отпечаток величия и красоты.
Это место также является святыней для паломников, которые, посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место на земле, благословленное Аллахом.

Караван-сарай Ташарват . Живописные развалины караван-сарая Ташарват лежат в 38 км от города Балканабад - столицы Балканского велаята. Во времена функционирования Великого Шелкового Пути караван-сарай имел не последнее значение для проходивших мимо караванов, в котором они делали остановку на пути своих долгих странствий.
Здание караван-сарая представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого расположены развалины жилого строения. Возле караван-сарая была раскинута роща карагача в 100 деревьев. Первые упоминания об укреплении Ташарват обнаружены в 1871-1872 годах. Археологические исследования показали, что еще в конце 19 столетия строение было обитаемо.

Дехистан - это глинистая, безводная равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой безлюдной и неприметной эта местность была не всегда. Когда-то, во времена своего расцвета, здесь кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, окруженные живительными водами рек. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория активно осваивалась пришедшими сюда первыми земледельцами, а в 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить многочисленные тюркские племена: саки, массагеты, эфталиты. Но наиболее мощный племенной союз возглавили дахи (отсюда и название местности), которые создали крупные укрепленные опорные пункты и поселения (Шадур-кала, Акга-кала).

Мисриан - городище, расположенное на территории Дехистана и являющееся его крупнейшим историческим памятником. До нас дошли только руины этого огромного поселения, но даже по ним можно сказать, что в свое время это было место с высочайшим уровнем развития культуры. Город состоял из шахристана (цитадели), рабата (пригорода) и окружавших его со всех сторон густонаселенных кварталов ремесленников. Истинные размеры древнего города ясно не установлены, так как сведений об этом сохранилось не достаточно. В 10-13 веках цитадель была обнесена мощной крепостной стеной, которую охраняли два ряда дозорных.
Мисриан может считаться центром ремесла. Доказательством этому служат остатки сотен мастерских, производивших первоклассный кирпич, бронзовые котлы, светильники, другие изделия из металла, прекрасную, в том числе фаянсовую, глазурованную керамику. Последняя поражает обилием и высочайшим художественным уровнем орнаментальной и сюжетной росписи. В большом ассортименте производились также всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры создавали свои шедевры из драгоценных металлов и отличались высоким профессионализмом и утонченным вкусом в художественной обработке камня. Помимо этого в Мисриане также были обнаружены совершенная для своего времени система водоснабжения, многочисленные бани, городская канализация, что является показателем развитой городской культуры.
Относительно сохранившиеся памятники Дехистана - два двадцатиметровых минарета. Интересно, что, находясь всего в 120 м друг от друга, они, судя по сохранившимся надписям, сооружены с интервалом почти в 200 лет.
От одной, вероятно, соборной мечети остались лишь два пилота портала с восхитительным богатейшим декором растительно-эпиграфического стиля с использованием полихромной глазури высшего качества.
За время правления Хорезмшахов город успел пережить бурный расцвет, однако впоследствии был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город умер навсегда.



Похожие публикации