Экскурсия по памятникам византийской культуры. Византийская культура

Возникновение

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима.

Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.

Историческая характеристика

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

  • ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
  • средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
  • поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные особенности

Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).

Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.

Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Характерные черты

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры - в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией.

Бетонная техника была забыта: природный цемент - пуццолана - добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.

Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

Типы сооружений

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.

Собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.

Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Мечеть Фетие - Джами в Константинополе. XIII - XIV вв. Южный фасад.

В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.

В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия
Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово - купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Исторически так сложилось, что в Салониках, ведущих свою историю с античных времён и до сегодняшнего дня, наибольшее количество артефактов и памятников сохранилось преимущественно со времён Византийской империи.

Мощная крепость, в плане трапецеидальной формы, с чередующимися башнями квадратной, треугольной и круглой форм окружала полис. В римский и раннехристианский период существовала дополнительная защитная стена, остатки которой спорадически разбросаны по периметру форта.

Постройка защитного ограждения на фундаменте более раннего, возведённого в эллинистическую и римскую эпохи относится к концу IV века, времени правления императора Феодосия Великого (379-395).

Со стороны моря полис был защищён невысокой крепостной стеной, где в юго-западной её части был построен морской порт Константином Великим.

На уцелевших стенах и башнях Салоники, кое-где существуют остатки надписей, выложенных из керамической плитки – средневековое граффити, послания из прошлого, свидетельствующие об изменениях и усилениях фортификационных сооружений на протяжении тысячелетий.

В каждом районе старого города остались памятники, напоминающие о византийской и поствизантийской эпохе, когда Салоники имели огромное значение в политической и духовной жизни империи, уступая лишь столице – Константинополю. При османах город выполнял роль центра империи на Балканском полуострове.

Подавляющее большинство памятников, внесённых в список ЮНЕСКО – это объекты религиозного характера. Едва ли не единственным, выпадающим исключением из этого списка правил, являются византийские бани, зажатые среди современных бетонных коробок зданий в узких улочках Верхнего города.

Путешествуя по Салоникам, интересно наблюдать эволюцию архитектурных стилей храмов, их разнообразие и изящество форм. От раннехристианской базилики Панагии Ахиропиитос с тремя нефами, притвором и боковым приделом и базилике с пятью нефами в честь Святого великомученика Димитрия и двумя боковыми приделами к переходной форме – крестово-купольной архитектуре ранней Византии – Святой Софии.

Панагия Халкеон – средне-византийского периода крестово-купольный храм. Крестово-купольная архитектура сопровождала строительство святилищ и в поздневизантийскую эпоху: Святителя Пантелеймона, Святых Апостолов, Святой Екатерины, Преображения Спасителя, Монастырь Влатадон и храм Пророка Ильи.

Наряду с разнообразием архитектурных форм памятников с изящными пропорциями, искусно выложенными из плиток дуг, апсид и арок, путешественник может проследить эволюцию архитектурных форм и утончённого зодчества от раннего христианства до эпохи Палеологовского ренессанса.

Большую ценность для ценителей искусства представляют величественная Ротонда и маленькая, затерянная в многочисленных кривых улочках Верхнего города, церковь святого Давида – памятники, известные благодаря своей неповторимой мозаике раннего христианства. Как и двухэтажный собор Архангелов с криптой в подвале, храм Святого Николая Орфану с великолепными фресками, идеально сохранившимися со времён правления династии Палеолог.

В годы османского владычества (1430-1912) почти все христианские святыни постепенно преобразовываются в мусульманские мечети. По соседству с христианскими святынями строятся новые мечети, медресе, приюты для бедных, рынок Безестени, хамамы и постепенно Салоники приобретают восточный колорит.

Помимо религиозных памятников строятся новые цистерны для сбора питьевой воды, усовершенствуется система водоснабжения. В Верхнем городе, среди извивающихся узких улиц, словно змей на голове у медузы Горгоны, искусной резьбой по мрамору декорируются многочисленные источники с водой.

В османский период был построен форт Вардар на юго-западе и перестроили форт Эптапиргио на Акрополе.

Вследствие запретов турецких властей, в пост византийский период, христиане, жившие компактно, строили церкви невысокие. Как правило, это были трёхнефные базилики с низкой покатой крышей.

После прибытия еврейских переселенцев из Испании в 1492 году, Салоники приобретают облик мульти культурного и много конфессионального города. Такая самобытность сохранится вплоть до освобождения Салоник от турок в 1912 году.

Крепостные стены

История города, словно осколки зеркала, отражена в сохранившихся надписях – этих живых свидетелях далёких событий, на отдельных башнях и участках крепостной стены.

В IV веке возводится крепостная стена на основе ограды, существовавшей в эллинистический и римский периоды. Крепость трапецеидальной формы в плане, протяжённостью около 8 км., станет надёжной защитой для жителей Салоники более чем на полтора тысячелетия. На пологих участках башни крепости перестроят из квадратных в треугольные. Это связано с эволюцией в фортификации.

В ранний период крепостные стены были ограждены дополнительной стеной -преградой. Со стороны моря до 904 года защитное ограждение было приземистым.

Крепостная стена на западе

Участок стены раннехристианского периода сохранён невдалеке от площади Демократии. В этом месте до 1874 находились «Золотые ворота» — главный вход в город с запада. Пройдя их, путник попадал на главную дорожную «артерию», которую позже назовут проспект византийцев.

От «Золотых ворот» стена плавно поднималась до пересечения с улицей Святого Димитрия. В этом месте находились ворота, именуемые Литийные, пройдя сквозь которые путешественник попадал на улицу, пересекающую весь город с запада на восток.

Участок стены на северо-западе

От несуществующих Литийных ворот на север к Акрополю ведёт довольно крутой подъём, вдоль которого вытянулась крепостная ограда. Частично этот участок был достроен во времена, когда деспотом Салоник был Мануил Палеолог (1369-1373).

Акрополь

Крепость, разделявшая Акрополь от верхнего города, начиналась примерно с участка напротив монастыря Влатадон и заканчивалась у башни Тригониу. То, что защитные башни обращены в сторону Акрополя, свидетельствует о том, что внутренняя сторона, т.е. обороняющихся была изначально обращена к морю, а Акрополь – достроенный форт гораздо позднего периода. Надпись, сохранившаяся на башне Лапарда, надлежит идентифицировать с восстановительными работами в конце XII века под руководством видного византийского воеводы Андроника.

Если проследовать вдоль стены на восток, то вы выйдете аккурат к воротам Анны Палеолог (1355-1356), о чём свидетельствует надпись на мраморной колонне. Эти ворота вели наружу крепости.

На северо-востоке форт заканчивается Башней Тригониу. Цилиндрической формы башня была построена в XV веке поверх существовавшей квадратной формы, возведённой византийцами.

Башня Тригониу, Топ Хане и Белая Башня возводятся в совершенно иной архитектурной конфигурации, поскольку с распространением огнестрельного оружия, адаптировался и внешний вид защитных сооружений.

Эптапиргио

Форт Эптапиргио возвышается на самом высоком участке Акрополя, северо-восточной оконечности крепостных стен. Крепость пережила множество строительных фаз: от раннехристианского, позже византийского периода и туркократии, когда в XIX веке её преобразовали в тюрьму для заключенных.

Если внимательно осмотреть визуально форт, то можно встретить вмонтированные в стены мраморные блоки из различных эпох с соответствующими гравировками.

Крепость состоит из 10 башен: 8 из них четырёхугольной формы, а 2 треугольные. Интерес представляют мраморные плиты над центральным входом с характерными надписями на турецком языке, датированные 1431 годом.

Противоречивые источники не дают четкой картины относительно Эптапиргио. Топоним (Генди-Куле) возник в османский период. Видимо, его название соответствует похожему форту в Константинополе (с семью башнями).

Вплоть до 80-х годов прошлого столетия Эптапиргио действовала как тюрьма.

Восточные стены

Величественно и грозно возвышающаяся на этом участке крепостная ограда частично была возведена на монолитном камне, а частично на фундаменте бывших римских укреплений. Крутой спуск от Акрополя продолжается вплоть до улицы Святого Димитрия, где уклон резко становится пологим.

В этом месте возвышались Новые Золотые ворота, а ещё ниже находились Кассандрийские (либо Каламарияс). После 1867 крепость от этих ворот и до Белой башни демонтируется вместе со стеной вдоль моря.

Белая башня была построена в начале XVI века для усиления обороноспособности форта на месте более ветхой башни/

Базилика Святого великомученика Димитрия



На одноимённой с наименованием храма улице, севернее римской агоры, поверх римских бань, где был заключён под стражу и казнён в 303 году офицер римской армии Димитрий, после 313 года было построено небольшое святилище, как место поклонения мученику.

В начале V века префект Иллирии Леонтий чудесным образом исцелился у мощей святого великомученика Димитрия. По его приказу в благодарность за исцеление была построена большая базилика, которая сгорела в пожаре 620 года.

Иждивением префекта Леонтия и епископа Салоники церковь была заново отстроена в форме пятинефной базилики и покрыта ломаной крышей из дерева.

Этот храм сгорел в пожаре 1917 года. Восстановление продлилось с 1918 по 1948 годы. Часть колонн и элементов конструкции сгоревшего строения удалось восстановить благодаря усилиям архитектора Аристотелиса Захоса. После разрушительного пожара уцелело 11 мозаичных сцен V-го, VII-го и IX-го веков.

Рака с мощами Святого Димитрия находится в северо-западной части церкви, в месте, где, как считается она находилась в раннехристианскую эпоху.

Базилика посвящена защитнику и покровителю города Салоники святому великомученику Димитрию.

Крипта

Под алтарём святилища помещена крипта, которая в поствизантийский период была центром поклонения паломников, где верующие набирали обильно источавшее миро из специальной ёмкости в полу. После превращения церкви в мечеть (1493) крипта была заброшена и засыпана землёй. Видимо, о её существовании позабыли.

Крипту обнаружили только после опустошительного пожара 1917 года.

С 1985 года 7 залов крипты открыты для посетителей. Для обозрения представлены найденные монеты и сосуды, в которые набирали миро, а также мраморные колонны и арки раннего христианства.

Придел Святого Эфтимия

К югу от алтаря в IX- X веке к храму Святого Димитрия достроили правый придел – трёхнефную базилику, посвящённую святому Ефтимию. Внутреннее убранство храма расписано в 1303 иждивением протостратора Михаила Глава Тарханиоти и его супруги Марии. Фрески, украшающие придел – шедевр, достойный восхищения, эпохи Палеологовского возрождения.

Ротонда

мозаика купола
ангел в куполе

Лучше всех построек из дворца императора Галерия сохранившаяся и расположенная в северной части на оси центральной улицы, соединявшей палаты и триумфальную арку.

Предназначение её до сих пор остаётся предметом обсуждения, но наиболее вероятное на сегодняшний день – в честь бога Юпитера, либо Кавироса. Возможно, что здание, где проходили религиозные обряды, построено во славу Константина Великого.

Диаметр купола Ротонды 24,5 м, высота от пола до верхней точки кровли 29,8 м. Стена цилиндрической формы толщиной 6,30 м. и разделена на 8 арочных ниш. В римскую эпоху южная арка служила центральным входом.

В раннем христианстве храм был освящён либо во славу Бестелесных сил, либо в честь Архангелов. Тогда же пристроили и дополнительное заграждение вокруг Ротонды – деамбулаторий и расширили восточную нишу для алтаря. Вход с запада изменили, добавив нартекс.

Раннехристианская мозаика, украшающая своды ниш и купола Ротонды -бесценное сокровище. Сильные землетрясения начала VII века разрушили часть купола, алтарный свод и, возможно, окружавшую галерею деамбулатория.

Апсида алтаря была восстановлена, а её каркас усилен двумя массивными подпорами полукруглой формы в IX веке. В это же время алтарь расписывается сценой Воскрешения.

Храм Святого Давида (монастырь Латому)

мозаика конхи
видение Иезекиля

Среди узких и изогнутых в форме меандра улочек, в одном из тупиков, приютилось крохотное святилище, бывший собор монастыря Латому, который был посвящён Христу Спасителю. Топоним Латому происходит от карьера, где по соседству добывали камень. Храм построен в V веке. До сегодняшнего дня сохранилась лишь восточная его часть, украшенная апсидой.

Церковь знакома многим по всемирно известной мозаике раннехристианского периода в конхе апсиды, где изображено видение пророка Иезикиля.

Базилика Панагии Ахиропиитос



В центре города, на улице святой Софии находится большой храм Богородицы. Построен он был в V веке на фундаменте римских бань по типу трёхнефной базилики с нартексом.

Небольшая постройка с южной стороны служила для нужд храма. Правый придел (с южной стороны от алтаря) был сооружён в византийские времена и посвящён святой Ирине. Внутреннее пространство храма разделяют два ряда колонн на три нефа. Изумляет идеальное состояние капителей и колонн. Арочные своды между колоннами и в нартексе декорированы мозаикой V века.

Храм святой Софии

апсида за алтарём
купол Святой Софии

Церковь посвящена Христу и премудрости Божией. Строительство велось в конце VII ­­- начале VIII века на месте разрушенной раннехристианской базилики V века. Представляет собой яркий пример переходной архитектуры от базилики к крестово-купольной церкви с куполом, базирующимся на арках и перистилем.

Мозаичное украшение церкви принадлежит к трём различным периодам и свидетельствует о высоком уровне мастерства зодчих.

Первый этап украшения храма (780 - 788) тесно связан с периодом иконоборчества. Сцена Вознесения в куполе – работа мастеров эпохи ренессанса Македонской династии конца IX века, в то время как, в конхе изображена сидящая на троне Богородица с младенцем Христом – произведение зодчих XI - XII веков, выполненное поверх креста (иконоборческого периода).

Храм Панагии Халкеон

фрески притвора
фрески притвора

Южнее римской агоры, по соседству с мастерскими по обработке меди, находится храм Богородицы (Богоматери медников). Церковь возведена в 1028 году Христофором Лангобардинским, его супругой Марией, и детьми: Никифор, Анна, Катакали. Могила основателя располагается в левом приделе (северная стена).

Крестово-купольный храм с нартексом по элегантности и изящности кладки плиток в арках, нишах и апсиде сильно напоминает влияние Константинопольской школы мастеров.

Фрески храма, несмотря на плохую сохранность, представляют огромную ценность для исследователей, поскольку датируются временем постройки церкви.

Византийские бани



На одной из многочисленных узких улочек Верхнего города (улица Феотокопулу) сохранились уникальные бани для общественного пользования византийского периода. Если турецкий хамам на территории Греции – это не диковинка, то бани времён Византии – большая редкость.

Небольшое здание прямоугольной формы со сводами и немногочисленными помещениями было разделено на прихожую, бассейн и парилку. В османскую эпоху в банях установили раздельную перегородку и после этого стало возможным одновременное посещение как мужчинами, так и женщинами, а не по определённым дням недели. Как банями, строением продолжали пользоваться вплоть до 1940 годов.

Храм целителя Пантелеймона



Недалеко от триумфальной арки Галерия, на пересечении улиц Ясониду и Арриана находится церковь святого Пантелеймона. Храм, название которого отождествляется с собором некогда существовавшего монастыря Богородицы Перивлепту (отовсюду видный), известного ещё как монастырь Исаака, основателем которого был митрополит Яков (1295-1314).

Крестово-купольной архитектуры, с двумя куполами, нартекс и два придела и перистиль с трёх сторон, который был разрушен в 20-х годах прошлого столетия.

Мало что уцелело от фресок, но те немногие сцены, которые сохранились, позволяют наглядно проследить изменения, происходившие в иконописи конца XIII века.

Храм Святых Апостолов



В западной стороне нижнего города, у крепостной стены, в начале улицы Олимпа, находится храм Святых Апостолов – собор некогда существовавшего монастыря в честь Богородицы.

Основатели монастыря – вселенский патриарх Нифон (1310-1314) и его сподвижник игумен Павел. Крестово-купольный храм с пятью куполами, двумя нартексами и двумя боковыми приделами. Особый интерес представляет структура фасада церкви, декорированная керамической плиткой в различные мотивы. Внутри церкви сохранилось мозаичное украшение (без золотых пластин), характерное для периода Палеологовского возрождения.

Храм Николая Орфаноса



В Верхнем городе, у восточной крепостной стены, вдали от городской суеты и шума, между улицами Геродота и Апостола Павла находится храм Николая Орфано (Сироты) – собор Византийского монастыря. Просторный двор монастыря украшает ряд пирамидальных кипарисов.

В архитектурном плане это базилика с апсидой и двумя боковыми приделами. Фрески внутри церкви чудесно сохранились и их внимательный осмотр позволяет ценителям средневекового искусства насладиться, созерцая наиболее цельную и сохранившуюся роспись Палеологовского периода возрождения.

Храм Святой Екатерины



Недалеко от северо-западной оконечности крепости, немного выше улицы Олимпиады, на пересечении улиц Тсамаду и Идипода, находится церковь святой Екатерины – собор византийского монастыря.

Построенный в начале XIV века храм, в плане крестово-купольный, с двумя боковыми приделами и пятью куполами.

Элегантные пропорции, украшение фасада, подчёркнутые линии арок, колонны и своды, выложенные керамической плиткой – исключительный пример архитектуры эпохи Палеологов.

Внутренняя роспись храма, хотя и сохранилась лишь частично, но живость красок и динамичность образов позволяет сделать смелый вывод о том, что это истинный шедевр Палеологовского возрождения.

Храм Преображения Спасителя



На пересечении улиц Эгнатия и Палион Патрон Герману расположена церковь Спасителю. Храм построен в середине XIV века. Изначально это была либо семейная часовня-усыпальница, либо принадлежащее какому-то монастырю подворье и посвящалась Богоматери.

Купол храма базируется на четырёх конхах. Нартекс с западной стороны был пристроен в 1936 году.

Фрески купола разделены на три пояса и выполнены между 1350-1370 годами.

Монастырь Влатадон



В Верхнем городе, на улице Акрополя расположен Патриархальный ставропигиальный монастырь Влатадон, один из немногих, действующих с момента своего основания.

Построен в период 1351-1371 учеником Григория Паламы Дорофеем Влатадон, ставшего впоследствии митрополитом Салоник и его братом Марком.

От первоначального монастырского комплекса сохранился лишь собор крестово-купольного типа с перистилем и боковыми приделами.

Церковь расписали в период 1360-1380 и изначально освятили Христу Вседержителю. На одной из фресок запечатлён архиепископ Григорий Палама. В настоящее время церковь посвящена Преображению Спасителя.

Храм Пророка Ильи



На пересечении улиц Олимпаиады и Пророка Ильи, на довольно крутой возвышенности воздвигнут величественный храм Пророка Ильи.

Занимательна архитектура храма, идентичная афонским монастырям: крестово-купольная, с дополнительным пространством по четырём сторонам, просторным нартексом и перистилем. Церковь Пророка Ильи отождествляется с собором монастыря Акапниу.

Задолго до того, как появился Стамбул, который сегодня является крупнейшим городом и бесспорной культурной столицей Турции, и даже задолго до Константинополя на месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога стоял греческий город Византий. Его построили дорийские колонисты из Мегары еще в 637 году до н.э.

Поскольку Римская империя становилась все более обширной и необъятной, именно на этом восточном городе остановил свой взгляд император Константин в 330 году н.э. По его приказу город был переименован в Константинополь и стал столицей Византийской империи.


Сегодня следы византийской эры можно найти в Старом городе, внутри плохо сохранившегося кольца стен. Самым примечательным и чаще всего посещаемым здешним византийским памятником является, конечно, на площади .


Но многие старинные здания были восстановлены и стали использоваться в новом качестве (чаще всего это были церкви, которые превратились в мечети). К сожалению, нет музея, посвященного византийской истории, поэтому случайно забредшему сюда туристу сложно вообразить все величие древних монументов.


Тем, кто хочет увидеть под налетом современности дух древнего города Византия, мы советуем посетить следующие исторически памятники.


Итак, Топ 10 византийских достопримечательностей Стамбула

Музей Айя-Софии (Aysofya Cami)

Самый прекрасный из сохранившихся до наших дней памятник ранней византийской эры.

Будучи огромной, Айя-София, тем не менее, выглядит так, будто она всегда была неотъемлемой частью пейзажа. То здание, которое открывается вам сегодня, на самом деле является уже третьей церковью, возведенной на этом месте. Оно обязано своим существованием бунту 532 года, когда была дотла сожжена не только Айя-София, но и две другие византийские церкви в окрестностях.

Император Юстиниан приказал построить новую церковь, настолько внушительную, чтобы никто даже не вспоминал о той, что стояла здесь раньше. Эта задача была поручена лучшим архитекторам того времени: Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому. В 537 году строительство было завершено. Новую церковь украшал самый большой в мире купол, который разрушился во время землетрясения 558 года. Впоследствии его восстановили.


Ни один посетитель Айя-Софии не сможет забыть великолепные мозаики, датирующиеся 13 веком нашей эры. Церковь до сих пор является памятником грандиозным замыслам императора, который оставил после себя множество исторических памятников, рассеянных по всей Западной Анатолии и Фракии.

Церковь Хора

Самый прекрасный памятник византийского Ренессанса 13-ого столетия Гораздо меньшая по размеру, чем Айя-София, церковь Хора, расположенная в стамбульском районе Йеникапы, была построена в 11 веке, когда эта часть города была еще сельской местностью. В 13 веке церковь была расширена и украшена богатыми внутренними декорациями благодаря стараниям состоятельного государственного деятеля по имени Теодор Меточитес.


Сегодня церковь Хора смело можно назвать лучшим местом для знакомства с византийским аристократическим Ренессансом, который расцвел в городе после того как латинцы, занимавшие его с 1204 по 1261 годы, были наконец изгнаны. С посещением церкви лучше поспешить, поскольку в скором времени ее планируют закрыть на масштабную реконструкцию.

Мечеть Фетхие

Место, где можно увидеть великолепные византийские мозаики Если у вас не получается посетить церковь Хора, отправляйтесь на восток вдоль Draman Caddesi, где вас ждет мечеть Фетхие, построенная в 12 веке. Правда, тогда она носила название монастыря Феотокоса Паммакаристоса. Богато раскрашена церковь была в 13 веке. И пусть здесь нет великолепных фресок часовни Parecclesion, которые можно увидеть, посетив церковь Хора, зато мозаики куполов, изображающие Спаса Вседержителя и Деву Марию, потрясают воображение.

Монастырь Пантократора (мечеть Зейрек)

Место погребения некоторых из последних византийских императоров На почти отвесных холмах над расположен византийский монастырь Пантократора (Спаса Вседержителя). Но его реставрировали так много лет, что большинство людей забыло, как он выглядел изначально. Восстановительные работы выглядят так, как будто скоро подойдут к концу, так что, возможно, скоро посетители смогут насладиться красотой древнего монастыря, который когда-то был одним из важнейших в городе. Здесь похоронено несколько византийских императоров. Монастырь подчинялся непосредственно императору, а не патриарху, и был достаточно богатым, пока в 1204 году его не разграбили крестоносцы. Часть их добычи сегодня можно увидеть в базилике Св. Марка в Венеции.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Самая старая из сохранившихся в Стамбуле византийских церквей Многие считают, что самой старой византийской является Айя-София. Но на самом деле это звание принадлежит гораздо меньшей по размеру церкви Святых Сергия и Вакха. Построена она была на берегу Мраморного моря в 527 году. Внутри церковь представляет собой двухэтажную восьмиугольную колоннаду с замечательными капителями и надписями, в которых упоминается, правда, только Святой Сергий. Некоторым могут прийтись не по вкусу реставрационные работы, которые недавно были проведены внутри нынешней мечети. Но красота колоннад остается по-прежнему бесподобной.

Церковь Марии Монгольской

Единственная церковь Стамбула, которая не была превращена в мечеть Эту церковь стоит посетить не из-за того, что здесь сохранились какие-то особые фрески или мозаики, а по той простой причине, что это единственная церковь в городе, которую так и не преобразовали в мечеть после захвата Константинополя османами. По легенде, произошло это благодаря тому, что султан Мехмед II таким образом отблагодарил архитектора Атика Синана за возведение им мечети Фатих. Копия соответствующего документа висит на стене церкви. Церковь открыта по воскресеньям. В другое время нужно позвонить в дверь, чтобы вас пустили внутрь.

Большой музей дворцовых мозаик

Позволяет получить представление о великолепии византийского дворца В то время как туристы, путешествующие в составе экскурсий, обычно направляются ко дворцу Топкапы, мало кто вспоминает о существовании большого византийского дворца, который некогда располагался на месте современного . Части этого дворца обнаруживаются всякий раз, когда в области ведутся строительные работы. Но к осмотру доступна только одна его часть, самая примечательная. Там, рядом с рынком Араста, и устроен музей. Мозаики помогают не только представить роскошь бывшего дворца, но и узнать, как жили в те времена люди. На них изображены картины охоты, ловли рыбы, занятий сельским хозяйством.

Цистерна Базилика (Yerebatan Sarnici)

Самое внушительное напоминание о водной системе Византии Хотя сегодня считается одной из самых популярных стамбульских достопримечательностей, когда-то она была всего лишь частью сложной системы акведуков и резервуаров, которые были предназначены для поставки воды из лесов Thracian в город. У туристов бегают мурашки по коже при виде каменных голов Медузы Горгоны, которые венчают несколько колонн цистерны, но уже то, что они установлены в неправильном положении, свидетельствует о том, что строители рассматривали их исключительно в качестве стройматериала. Акведук Валента на бульваре Ататюрка являются еще одной частью той же самой водопроводной системы.

Земляные стены

Успешно защищали Константинополь до 1453 года Если следовать в из аэропорта Ататюрка, можно увидеть высокие стены, которые когда-то окружали византийский город и защищали его от врагов вплоть до 1453 года, когда армия Мехмета II Завоевателя их разрушила при помощи венгерского оружия. Если у вас будет время, можно прогуляться вдоль стены от Mermerkule на Мраморном море до Ayvansaray на Золотом Роге.

Церковь Св. Иоанна Крестителя

Когда-то была одним из важнейших монастырей Византии Сегодня от церкви остались только внешние стены. Между тем, когда-то здесь монахи переписывали рукописи и создавали замечательные иллюстрации. Церковь планируется реконструировать. Возможно, когда-нибудь ее превратят в музей византийской истории.

Собор Святой Софии (Aghia Sovya)

Собор Святой Софии — главная достопримечательность бывшего Константинополя. Он послужил моделью для многих других зданий города. Собор был построен в 360 г. В 404 г. его разрушила и сожгла толпа, протестовавшая против изгнания патриарха Иоанна Хрисостоме, а восстановлен он был в 415 г. при правлении Феодосия. Второй раз собор сожгли во время восстания "Ника". При Юстиниане его снова восстановили. После нескольких землетрясений (553-557 гг.) купола нуждались в реставрации, что и было осуществлено в 563 г. В 1204 г. церковь разграбили крестоносцы. В 1453 г. султан Мехмед II приказал превратить собор в мечеть.

Последующие правители несколько изменили интерьер собора, украсив его мраморной кафедрой, хорами и султанской ложей. А снаружи были пристроены четыре минарета, опорные стены, мавзолеи и фонтаны. В 1847-1849 гг. султан Абдулме-Джид поручил реставрацию собора Гаспару Фоссати. В 1935 г. собор Св. Софии был объявлен музеем.

Раньше главный вход находился с западной стороны. Центральные ворота, через которые входили император и его свита, назывались Orea Porta . Позже они были перенесены на южную сторону нартекса. Пройдя в Orea Porta , вы попадаете в вестибюль, украшенный мозаикой времен Юстиниана. Все настенные росписи были уничтожены иконоборцами (729-843 гг.). Те, что мы видим сегодня, датируются более поздней эпохой. Над выходом к паперти видна красивая мозаика X в. На ней изображены Мария с младенцем Иисусом, который принимает дары двух императоров: справа Константин подносит ему миниатюрный город, а слева Юстиниан — миниатюрный храм. Десять дверей соединяют притвор с центральной частью храма. Над "императорским порталом" находится вторая мозаика, на которой изображен Христос на троне.

Войдя в главный зал, нельзя не восхититься гениальностью архитекторов. Им удалось создать впечатление, что украшающие базилику центральный купол и два купола поменьше парят над храмом. Это впечатление усиливают окна в нижней части центрального купола. Восемь зеленых медальонов с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов, добавленные Фоссати, не очень гармонируют с внутренней обстановкой. Церковные колонны украшены растительным орнаментом, напоминающим кружево. Одна из восьми колонн, находящаяся в северном крыле, считается чудодейственной. Здесь, по преданию, появился св. Георгий. Большая мозаика, где изображены Мария с Младенцем, символизирует победу иконопочитателей над иконоборцами. Фрески св. Игната, св. Иоанна Хрисостоме и св. Игнатия Теодороса.

В восточной части церкви еще различимы фрагменты изображений ангелов, датируемые XIV в. На галереях вы увидите также немало интересных мозаик. С центральной галереи открывается великолепный вид на всю церковь. На северной галерее — мозаика с изображением императора Александра, правившего всего лишь тринадцать месяцев. А на южной галерее находится портрет императрицы Зои и ее третьего супруга (Константина IX Мономаха). Справа — мозаичный портрет императора Иоанна II Комнина (1118-1143), его супруги Ирины и их сына Алексия. Во дворе слева находятся мавзолеи султанов и принцев.

Выходной день понедельник. Открыто с 9.30 до 16.30. Галереи закрыты с 11.30 до 13.00.

Церкви Стамбула (Константинополя):

ЦЕРКОВЬ СВ. ПОЛУЭКТА
На пересечении Sehzadebasi Cad . и Ataturk Bulv . находятся развалины одной из первых церквей времен Юстиниана, построенной в 527 г. После раскопок, проведенных Мартином Харрисоном, эти руины позволили представить былое величие и великолепие базилики.

ЦЕРКОВЬ СВВ. СЕРГИЯ И БАХУСА
Эта церковь была построена в 527 г. при правлении Юстиниана. Она также известна под названием "малая Св. София". Архитектурный план церкви представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Раньше церковь украшала богатая мозаика. Поднявшись наверх по лесенке около нартекса, можно оценить общий вид здания. В XVI в. церковь сделали мечетью. В саду захоронен евнух Хусейн-ага. Вероятно, это он в 1503 г. построил Cardakli Hammam , которая располагается немного севернее самой церкви.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Попасть к этой церкви, расположенной у подножия седьмого холма в квартале Kocamustafa , можно, пройдя по Samataya Cad. и повернув налево на одну из первых улиц. Эта самая древняя в Стамбуле церковь была основана римлянином Studius в 462 г. В монастыре жили 700 монахов, которые создавали удивительные иконы, гимны и манускрипты. В начале XV в. здесь разместился университет. К сожалению, после землетрясения в 1894 г. осталась лишь базилика. Церковь была превращена в мечеть в конце XV в. и также известна под названием Imrahor Cami.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИРИНЫ (AGHIA IRINI)

Topkapi Sarayi Sultanahmet. Одна из самых древних церквей Константинополя, находится в одном из дворов дворца Топкапы. Предположительно построена при правлении Константина. В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. Во время восстания "Ника" церковь была сожжена, а затем отстроена при Юстиниане в 537 г. Землетрясение 740 г. значительно повредило церковь. После падения города церковь служила арсеналом янычар, а в XIX в. — складом старых вещей. Эта церковь — классическая базилика в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви Св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Туда можно проехать на метро, соединяющем Aksaray с Edirnekapi. Открыто со среды по воскресенье с 9.30 до 16.30. Если вам нравится византийское искусство, советуем посетить эту церковь, которая называется сейчас Kariye Cami. Нужно поехать в Edirnekapi и пройти по Hocacakir Cad. Раньше монастырь, при котором находилась эта церковь, был за стенами города. Церковь построена мачехой императора Флексиоса I Комнина.

МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОР (PANTOCRATOR)

Поблизости с Ataturk bulv., на маленькой площади, находится древний монастырь Пантократор, который сейчас называется Zeyrek Cami. Монастырь, имевший важное значение в византийскую эпоху, был окружен множеством помещений, ныне уже не существующих.

ТЕОТОКОС КИРИОТИСА (THEOTOKOS KYRIOTISSA)
Эта церковь была превращена в мечеть Фатихом и теперь носит название Kalenderhane Cami. Как показали археологические раскопки, церковь была построена на фундаменте более древней церкви. Здесь найдена фреска, изображающая картины из жизни Франциска Ассизского. Другим сокровищем церкви является мозаика VII в., где изображено Сретение Господне. Мозаика датируется доиконоборческим периодом.

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ
В квартале Fener, недалеко от Патриархата, находится церковь Богородицы. По преданию, церковь основала принцесса Мария Палеологина, которая вышла замуж за монгольского принца и прожила 14 лет в Монголии. После смерти мужа Мария вернулась на родину, основала монастырь, где и провела остаток своей жизни. Внутри находится восхитительная мозаичная икона XI в., изображающая Деву Марию.

Патриархат

В самом сердце квартала Fener с начала XVII в. находится Всемирный Патриархат. Этот квартал, где некогда жили богатые греки, сейчас населен мусульманской беднотой. Главный вход, Orta Kapi , закрыт и никогда не открывается. Он покрашен в черный цвет в память о казненном здесь 22 апреля 1821 г. Георге V . В 1941 г. пожар уничтожил здание, но потом его отреставрировали. В церкви, датируемой 1720 г., хранится прах святого Омония, св. Те-офана и св. Юфемия.

Ипподром (At Meydani)

Ипподром, сердце бывшего Константинополя, представляет собой широкую площадь, находящуюся за сералем и ограниченную внешними стенами мечети султана Ахмета. Это место сбора "синих" и "зеленых", поднявших впоследствии восстание "Ника". Раньше ипподром был украшен статуями и мог вместить сто тысяч зрителей.

Сегодня здесь сохранилось лишь три памятника. Первый, из розового гранита, был создан при египетском фараоне Тутмосе III (1549-1503 гг. до н.э.) в честь его победы в Сирии. Разбитый обелиск был привезен в Константинополь Феодосией в IV в. и в 390 г. установлен на ипподроме. Мраморный пьедестал, на котором он стоит, украшен барельефами. Вторым памятником является бронзовая колонна дракона, привезенная из храма Аполлона в Дельфах. Эта колонна — самый древний памятник эллинистической культуры в Стамбуле. Третьим монументом является колонна Константина. К сожалению, время наложило на нее неизгладимый отпечаток. Колонна, созданная примерно в IV в., была отреставрирована Константином Порфирородным.

Цистерна (Yerebatan Saray)

Расположена на Yekebatan Cad., рядом с Голубой мечетью. Открыто ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 19.00. Знаменитая подземная цистерна построена в 532 г. Юстинианом. Ее длина 140 м, а ширина 70 м. Потолок подпирают 336 колонн, украшенных коринфскими капителями.

В современном мусульманском Стамбуле вы можете запросто перемещаться с помощью машины времени, совершив экскурсию по практически неизвестными для большинства туристов христианским византийским храмам средневекового Константинополя. О существовании некоторых из них не знают даже многоопытные гиды. Тем не менее, во время поездки по Стамбулу мне удалось посетить ряд уникальных памятников христианской архитектуры, чья история и великолепие не оставят равнодушным даже самого искушенного знатока.

Всякий путешественник, интересующийся историей великой христианской державы — Византийской империи, обязательно приедет на берега Босфора, в Стамбул. Ведь именно здесь можно прикоснуться к шедеврам лучших средневековых зодчих и оценить во всей красе величие православия Византии. Но как обнаружить храмы и святыни той давно ушедшей эпохи в огромном, многомиллионном современном городе, наполненном повседневной суетой? Безжалостное время и перипетии судьбы сильно изменили облик того Константинополя, который был когда-то величайшей столицей мира. А от его многочисленных храмов и монастырей до сегодняшнего дня сохранилось считанные единицы. Конечно, любому человеку, оказавшемуся в Стамбуле, не составит труда обнаружить главную туристическую жемчужину Византии, ставшей затем визитной карточкой османской империи, - Святую Софию.

Это - великий храм ушедшей державы ромеев, как называли себя византийцы Полюбоваться, также, к примеру, на пусть и не являющуюся общедоступной для посещения туристов церковь Святой Ирины, или насладиться великолепными мозаиками церкви Христа Спасителя в Хоре, расположенной вдалеке от центра города, но уже давно манящей туристов своими достопримечательностями.

Но ведь кроме этих мировых и общеизвестных памятников, в Стамбуле есть и не такие известные, и даже вовсе практически неизвестные, но не менее исторически важные и значимые святыни ушедшей империи. Доныне они живописно укрываются в переулках города. К счастью, благодаря замечательному экскурсоводу Иларии, нам удалось совершить преинтересное путешествие по некоторым из них.

Относительно недалеко от центра, немного южнее Святой Софии расположился удивительный храм, в византийское время нарекшийся во имя Сергия и Вакха. Тогда именно в этом районе располагались самые великолепные дворцы византийского Константинополя. И лишь этот храм сохранился до нашего времени целиком, практически в первозданном виде. Когда приближаешься к этому замечательному памятнику, невольно создается впечатление, будто видишь нечто знакомое, и это чувство охватывает неспроста. Храм во имя Сергия и Вакха представляет собой практически копию великой Святой Софии в миниатюре, ведь даже на турецком языке она ныне носит название Küçük Ayasofya, что и переводится как Малая Святая София. Церковь была построена по повелению императора Юстиниана (527-565), который пообещал возвести храм после печально известного (532 г.), в ходе которого императорские войска жестоко расправились над восставшими жителями столицы.

Постройку завершили до 536 г. и назвали в честь достаточно популярных в то время святых мучеников Сергия и Вакха. В целом храм поражает своим убранством и красотой интерьера, а зодчие, кроме того, потрудились применить и некоторые новаторские идеи. Например, поражает купол необычного очертания, напоминающего некую ребристую раковину, разделенную на доли, некоторые из которых имеют оконные отверстия.

Внутренняя часть здания имеет два этажа, а многочисленные колонны из зеленого и красного мрамора, с роскошными капителями, могут только еще раз напомнить о колоннах Святой Софии и заставляют поразиться великолепию и богатству Византийской империи.

Поднявшись на помост, можно увидеть рельефную надпись на греческом, прославляющую это деяние Юстиниана. И это неспроста, ведь в VI веке храм был ослепительно богат, владел несметными сокровищами, не только духовными, но и материальными, в нем принимали почетных иностранных послов, более того, при храме останавливались римские папы, когда приезжали в Константинополь. Конечно, церковь уже давно представляет собой действующую мечеть и при ее посещении нужно помнить, что во время проведения службы не удастся рассмотреть всё, что хотелось бы.

Однако радушие местных хранителей не заставит себя долго ждать в те моменты, когда мечеть практически пуста. Местный муэдзин с радостью готов показать достопримечательности, скрытые от глаз обыкновенных посетителей, в том числе и остатки первоначального пола церкви, которые для сохранности закрыты прочным стеклом. На этом оставим церковь Сергия и Вакха и переместимся к северу от нее.

Следующей нашей остановкой будет церковь Богородицы, основанная в начале X столетия . Ныне - это действующая мечеть Fenari İsa Camii. Однако в византийское время на этом месте располагался монастырь, получивший своё название благодаря основавшему его Липсу. Перед нашим взором предстает сооружение, которое представляет собой как бы две церкви, сросшиеся в одну.

Первоначально была построена та часть, которая находится далее от проспекта (северная церковь), и уже значительно позднее, - в конце XIII столетия, благодаря заботе и попечению императрицы Феодоры Палеологини, пришедший в запустение к тому времени монастырь был возрожден и к первоначальному храму пристроили южную церковь, во имя Иоанна Предтечи. Примечательно, что именно в этом храме были упокоены многие представители последней правящей династии Византии (Палеологов). Среди них - сама императрица Феодора и её сын, император Андроник II. Удивительно, что хотя практически сразу после падения Константинополя в 1453 г. церковь была обращена в мечеть, турки вынесли из храма не все останки столь знатных ромеев. Так, в 1929 г., в северной церкви были обнаружены нетронутыми неизвестные дотоле захоронения. Храм имел нелегкую судьбу, часто горел, переживал архитектурные и утварные утраты и лишения. Часть прекрасных убранств церкви с течением времени погибла.

Не сохранились полностью и надгробные надписи. После страшного пожара в XVII в., церковь лишилась колонн. В дальнейшем, на некоторое время храм находился в ведении музея Святой Софии. Однако ныне это уже полноценная, действующая мечеть. Примечательно, что в ней существует что-то наподобие школы для изучения ислама и во время нашего посещения храма как раз проходили занятия для детей по разъяснению сур Корана. Бывшие христианские святыни стали неотъемлемой частью облика современного мусульманского Стамбула.

Но покинем церковь Богородицы и отправимся к кварталу Христа Вседержителя, где некогда, в византийское время, находился величественный монастырь Пантократора (Вседержитель - греч. ), а ныне перед нашим взором возникает величественное строение, комплекс, состоящий из трёх соединенных между собой церквей. Этот храм, который теперь носит звание мечеть Зайрек, является вторым по величине (после Святой Софии) священным памятником византийского зодчества в Константинополе. По праву он был главной церковью обители Пантократора. Возведение храма пришлось на XII столетие, - время владычества династии Комнинов.

Строительство проходило в 1118-1136 гг., по указанию императора Иоанна II (1118-1143) и его царственной супруги Ирины. Южная церковь построена первой и являлась главным монастырским престолом, основанным Ириной. Именно она была посвящена Вседержителю. Примечательностью этого храма были изумительные колонны красного мрамора, которые погибли с течением времени. Обветшал и внешний облик этого грандиозного строения, но, тем не менее, в целом постройка дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Эта южная церковь сегодня также используется в качестве мечети. После смерти императрицы Ирины в 1143 г. её венценосный супруг построил рядом с храмом северную церковь, посвящённую Богоматери Элеусе (Умиление - греч. ). Здесь, в отличие от первого храма, несли службу не черное (давшее обет безбрачия - ред. ), а белое духовенство. Со стороны Богоматери Элеусе родственники могли навещать пребывающих там монахов.

Впоследствии в архитектурном церковном комплексе была возведена и третья часть, посвященная архангелу Михаилу и получившая название Ироон. Собственно говоря, Ироон служил как бы соединяющим звеном между северной и южной церквами. Здание это имеет достаточно причудливую форму, на её вершине возвышаются два купола и с одной из точек обзора может показаться, будто оно вдавлено внутрь. Вообще, постепенное строительство всего этого храмового комплекса, повлияло на необычный внешний вид церкви, которая тем самым еще больше опьяняет взор своей необычностью и величественностью. Именно здесь нашли после смерти своё последнее пристанище уже упомянутые царские особы Ирина и Исаак II, а также ряд других величественных византийцев, в том числе одни из последних императоров Ромейской державы: Мануил II († 1425) и Иоанн VIII († 1448). К сожалению, побывать внутри храма, имеющего столь знаменательную историю, нам не удалось. Как видно по фотографиям, практически весь комплекс закрыт строительными лесами, реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Завершая наше путешествие, хотелось бы остановиться еще на одной удивительной христианской достопримечательности. На самой окраине византийского Константинополя, в знаменитом районе Влахерны, служившем в последние столетия истории Византии резиденцией императоров, находилась некогда знаменитая церковь Влахернской Божьей Матери, построенная в V столетии, благодаря стараниям императрицы Пульхерии и императора Маркиана. Славу она обрела после событий 626 г., от наступавших на него славян, .

В византийское время это место пользовалось огромным почтением у православных благодаря обилию чудес, происходивших в стенах церкви Влахернской Божьей Матери. К сожалению, судьба была безжалостна к храму. После целого ряда пожаров она окончательно погибла в XV веке и долгое время на этом месте оставались лишь руины. Только во второй половине XIX века греческая община Стамбула смогла выделить средства и построить на этом месте небольшую церковь. Каменная купель с источником — последнее, что напоминает о великом прошлом Влахернской церкви.

Несмотря на то, что от древней постройки сейчас не осталось и следа, это место имеет особое значение для православия и для России. Именно здесь в течение долгих столетий находилась знаменитая Влахернская икона Богородицы. Эта икона пользовалась у русских паломников особым почтением. Считается, что именно её преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу (отцу Петра I - ред. ). Она и доныне хранится в Успенском соборе московского Кремля.

Вот таким необычным получилось наше путешествие по византийским храмам Стамбула, которое лишь отчасти передает исконную святость этих мест.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Восстание Ника (в переводе с греческого «Побеждай!») — одно из самых знаменитых и грозных восстаний в истории Византии; нашло отражение в сообщениях многих византийских авторов. Оно произошло в Константинополе и началось 11 января 532 г., во время праздника — дня основания Константинополя. Восстания длилось в течение восьми дней. Главную роль в нём сыграли две наиболее влиятельных цирковых партии столицы: венеты (голубые) и прасины (зелёные). Несмотря на то, что эти две группировки были враждебными по отношению друг к другу, в эти январские дни они забыли разногласия и объединились в едином порыве, недовольные политикой императора Юстиниана (527-565). Сенаторская аристократия, которая поддерживала партию венетов и опиралась на неё, была возмущена политикой императора, направленной на ограничение политических прав сенаторов, а также претензиям к их земельным владениям. Прасины были недовольны высокими таможенными пошлинами и значительными ограничениями, стесняющими свободу торговли. Определённую роль в восстании сыграли и религиозные противоречия, существовавшие в то время внутри государства.

Восстание носило стихийный характер. Объединившиеся партии напали и разгромили резиденции крупных государственных чиновников. Начались уличные беспорядки, переросшие в прямые бои, восставшие выпустили заключённых из тюрем, сожгли налоговые списки. Практически весь город горел. Сенаторская оппозиция выдвинула нового императора - Ипатия, - который был торжественно коронован на ипподроме в присутствии толпы. Ситуация была настолько критической, что Юстиниан был готов оставить Константинополь. Но императрица Феодора, выступив на заседании императорского совета с пламенной речью, смогла вразумить своего супруга. Юстиниан предпринял наступление на восставших. В город были стянуты верные императору войска, часть заговорщиков подкупили золотом. Только ценой больших жертв полководцам императора удалось подавить мятеж. Ипатия и его брата казнили, сенаторов, замешанных в восстании, сослали, а их имущество конфисковали.

Константин Липс (липс — это также название юго-западного ветра - прим. автора ) - византийский сановник X века. Знаменит благодаря тому, что отреставрировал один из константинопольских монастырей, и основал там церковь, которая получила название в его честь. К сожалению, наука не располагает точными данными о его биографии и жизнедеятельности. Невозможно даже определить, жил ли он в начале или в середине X века, источники приписывают человеку с таким именем разные политические карьеры. По одной из них, он участвовал в мятеже Константина Дуки в 913 г. и был убит в одной из битв в 917. По другой — в 950-е гг. занимал важные государственные посты и участвовал, по крайней мере, три раза в дипломатических миссиях в Армению и даже отдал свою дочь замуж за представителя армянской знати.

Влахернскую икону отправили в дар царю Алексею Михайловичу непосредственно из Константинополя, по поручению служителя иерусалимской церкви Гавриила, вероятно, по просьбе самого русского государя. Она была доставлена в Россию торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. Относительно даты прибытия иконы в науке долгое время существовали некоторые разногласия, но сейчас доказано, что это событие произошло в октябре 1653 г. По причине недостаточной сохранности источников, тем не менее, невозможно узнать, когда икона точно пересекла границу России, но, по всей вероятности, это произошло не позднее сентября. Еще в то время, когда икона находилась в Константинополе, патриарх Паисий I и синод составили специальную грамоту. Согласно этому документу, патриарх заверял, что подаренная икона является непосредственно той самой святыней, которая защищала Константинополь ещё во времена императора Ираклия (610-641) и патриарха Сергия (610-638). После прибытия святыни, была проведена торжественная служба и с этого времени Влахернская икона включается в церемониальный царский обиход и литургическую практику московского Успенского собора.

Осада Константинополя 626 года — одно из знаковых событий в ходе ирано-византийской войны, продолжавшейся с 602 по 628 год. К 626 году ситуация была наиболее сложной для Византии. Император Ираклий (610-641) уже долгое время отсутствовал в Константинополе, проводя боевые действия на границе с Ираном. Правитель Ирана - Хосров - надеялся провести решающую кампанию против империи, воспользовавшись сложившейся обстановкой и попытаться завладеть Константинополем. (часть персидских войск находилась в Халкедоне, недалеко от византийской столицы). Заручившись поддержкой аваров, и таким образом блокировав город с суши, персы рассчитывали в скором времени одержать верх. Обороной Константинополя руководили патриарх Сергий (610-638) и патрикий Бонус. В конце июня авары начали штурмовать город (известно, что среди их союзников были и славяне). Активные боевые действия продолжались больше месяца, но благодаря умелой обороне город оставался неприступен. Кроме того, в эти тяжелые дни патриарх Сергий совершал обходы по стенам города с иконой Влахернской Богоматери, показывая тем самым, что Константинополь находится под божественной защитой. Решающее наступление произошло в начале августа в районе Влахерн, когда авары с суши, а славяне на лодках и челноках со стороны Бухты Золотой Рог надеялись прорвать оборону столицы. Однако авары были отбиты, а славяне были уничтожены византийскими кораблями. Потерпев сокрушительное поражение, аварам пришлось отступить от стен Константинополя, а свою победу византийцы усмотрели в заступничестве Божьей матери, покровительнице Влахерн.

Мнение:

Изучение характерных признаков для «не живой формы» материи привело к открытиям Всемирных законов сохранения массы и энергии. Но рядом с двумя атлантами, на плечах которых покоился «ньютоновский свод» классического мира науки, - Массой и Энергией, обнаружен третий гигант, - Информация. Теория подобия позволяет сделать рабочее допущение о виртуально-информационной форме, как третьей форме материи. Другими словами, по аналогии отношений, информация не появляется и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Всемирный, ОСНОВНОЙ ЗАКОН - всегда прост и стремится к ЕДИНИЧНОСТИ: Масса - Энергия - Информация - триедины. И, если рассматривать культовые византийские храмы, как объект исследования в данных стереометрических координатах, то автор статьи дает читателям и специалистам современную информационную координату этого объекта.

κόσμος - украшение, мир, мировой порядок (ср. косметика).



Похожие публикации