Ворота Кёнигсберга. Аусфальские и Железнодорожные ворота

А теперь настал черед объяснить, почему в заголовке поста упоминаются ворота.
В 1626 - 1634 годах было возведено вальное укрепление, которое окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.
А уже два века спустя король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.
Мы успели посетить не все ворота:(Но часть из них я вам все таки покажу:)

Брандербургские ворота

На стене памятная табличка.


А вот и сами ворта. Сквозь них проходит трамвайная линия.


Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году. Проект фасада разработал архитектор Август Штюлер. На стороне, направленной к городу, сохранились два портретных медальона скульптора Вильгельма Людвига Штюмлера: слева - военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, слева - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и автор второго вального укрепления крепости Кёнигсберг. Название ворот можно толковать двояко: первое - через них идёт дорога к орденскому замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково); второе - та же дорога ведёт в немецкую землю Бранденбург. Но они ничего общего не имеют с Бранденбургскими воротами в Берлине.


кто из них фельдмаршал, а кто генерал я запуталась))


Это вид на ворота с другой стороны. Кстати, обратите внимание на трамвайную линию - это узкоколейка. А трамваи ходят вполне обычных габаритов. По моим ощущениям потряхивает в пути в них раза в два больше, чем в московских:)
Немного из истории кенигсберского трамвая. В 19 веке в связи с ростом города появилась необходимость в общественном транспорте. В мае 1881 года в Кёнигсберге был открыт первый маршрут конки (в том же году в Берлине уже был пущен электрический трамвай). Владельцами конки были акционерные общества. По сравнению с дрожками стоимость поездки на конке была намного демократичнее: от 10 до 20 пфеннигов (в зависимости от расстояния) против 60 пфеннигов за одного пассажира, 70 пфеннигов за двоих, 80 за троих и марки за четырёх пассажиров на дрожках.
А в мае 1895 года на кёнигсбергские улицы вышли первые трамваи. В 1901 году город выкупил все линии конки (за исключением линий в Хуфене) и приступил к их электрификации.


Странное сооружение впереди - это мост.

Следующий ворота - Фридрихсбургские.


Фридрихсбургские ворота - единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в город Кёнигсберг, а в одноимённую крепость. В 1657 году по указанию великого курфюрста Фридриха Вильгельма на южном берегу реки Преголя сооружена крепость Фридрихсбург. Она была построена по проекту Христиана Оттера и в топографическом плане имела форму квадрата. На её углах находились четыре бастиона с благозвучными именами - Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. На четырёхугольном дворе, окруженном земляными валами, располагались различные здания: комендатура, казармы, цейгхаус, амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.

Во время пребывания в 1697 году Великого русского посольства в Кёнигсберге под именем урядника Петра Михайлова русский царь Петр I проходил артиллерийскую науку во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. Обучение проводил бранденбургский специалист в этой области полковник фон Штернфельд. Он отметил способности своего 25 летнего ученика.По возвращению в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".

В середине XIX века при сооружении вокруг Кёнигсберга новых вальных укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в одноимённый форт. В 1852 году в форту Фридрихсбург возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот был Август Штюлер - придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. 23 августа 1910 года форт Фридрихсбург был исключен из состава оборонительных укреплений Кёнигсберга и продан Имперской железной дороге. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. Основная часть его сооружений разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона.
Сейчас Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана.


Какие-то крохотные люки))


Мост. Эта странная конструкция - разводящий механизм, точнее поднимающий:)Новый железнодорожный мост был построен в 1926 году. Его конструкция была поворотной, верхняя часть моста предназначалась для поездов, нижняя для пешеходов и автомобилей. Поворотная часть составляла 57 метров и весила 1225 тонн, при этом мост мог быть повернут в течение 2-3 минут. Был взорван при отступлении немецких войск и восстановлен в 1949 году. Конструкция моста была изменена на подъемную. Высота подъема моста около 50 метров.


Мост в таком... запущенно-живописном состоянии. Мои друзья даже боялись переходить его по проржавевшему металлу. А мне родной дом вспомнился и лестница на Набережной))

Виды с моста очень даже!


Может сваи какого-то старого моста?


Вдалеке виден Кафедральный собор.


Котя как-то недобро смотрит на гостей города:)


"Сад камней" в одном из дворов:)


Тут меня больше всего радует розовый "игрушечный" домик)

Здание справа тоже очень интересное.


Это ЮИ МВД - милицейский ВУЗ. Здание постройки ок. 1931 г., в немецкое время здесь располагалась биржа труда.

Железнодорожные ворота


1866-1869 гг. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне - Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица. Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.


На воротах неожиданная табличка)))

За воротами красивый парк с прудами.


А это Аусфальские ворота.
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
После войны ворота использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Кенигсберг был окружен семью бастионными фронтами, т.е. гранями многоугольно крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоемы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.

Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.

История строительства ворот

5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление. Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.

Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор. Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим их.

Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.

В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города.

Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.

Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.

Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.

В послевоенные годы, они даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские.

Сейчас это семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.

Королевские


Королевские ворота (нем. Königstor)
расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.

В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).


В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель - Замланда и Натангии.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.

Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.

В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам - стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.



Со стороны города главный фасад


барельефы С внешней сторон ы

Росгартенские

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) расположены на пересечении улиц Черняховского (Wrangels) и Александра Невского (Cranzer Allee), рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1852-1855 годах по проекту директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля, на месте первых городских ворот, построили новые, более современные.

Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. Автор скульптурных украшений - Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Росгартенские ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад Росгартенских ворот состоит из семи проемов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны города амбразуры. Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделенный на две половины возвышенной центральной частью.

По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками. Над въездом расположена наблюдательная площадка, огражденная зубцами. Справа и слева от въезда проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией — ров, через который перекинут подъемный мост.

После войны Росгартенские ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».



С внешней стороны Со стороны города
Росгартенские ворота медальон-портрет Шарнхорста медальон-портрет Гнейзенау

Закхаймские

Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.

Имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города они были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны - изображением черного орла.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через них перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны их стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.

В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.



Со стороны города С внешней стороны


Со стороны города С внешней стороны

Фридландские

На окраине города, недалеко от скотного двора, на выезде с Австрийской улицы (пр. Калинина), и пересечении ее с улицей Шенфлиссераллее (ул Дзержинского), был выстроен вал с воротами, для прикрытия города с юга, у дороги, которая вела в город Фридланд (Правдинск).

Первое упоминание о Фридландских воротах (нем. Friedländer Tor) относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши.

Оборонительные сооружения были хорошо оснащенны артиллерией, однако серьезной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага.

И уже в 1857-1862 годах началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Старые были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые, и они были самыми укрепленными в системе второго вального кольца. Фридландские ворота строились под руководством архитектора Ф. А. Штюлера (1800-1865).

Фридландские ворота выполнены в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. Врата имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они имели эскарповую стену (внутренняя стена крепостного вала) с дозорным путем за ней. Эта стена, идет вдоль парка и сохранилась до наших дней.

Казематы ворот имели не только ружейные амбразуры, но и пушечные. Ворота имели два проезда с порталами стрельчатого очертания, а порталы имели наличники, повторяющие их формы. Фасадная часть ворот со стороны города расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три.

Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двуцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом выделяется орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант.

Со стороны города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале 15 века был комтуром крепости Бальга. С внешней стороны ворот находится изображение пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена.

Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер (1812-1864). Дата создания скульптур, обнаруженная при реставрации – 1864 год.
В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена - в 2005 году, скульптура Цоллерна - в 2008 году).

В начале 20 века, Фридландские ворота хотели снести, но ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством в 1910 году городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры.

После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта. А дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот, при этом было снесено часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Что нельзя сказать про советский период. В послевоенное время ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, на крыше ворот прорастали деревья и в итоге ворота разрушались.

В 1988 году Фридландские ворота были переданы парку имени « 40-летия ВЛКСМ» (ныне парк Южный). На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии.

При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея. Здесь собрана коллекция оружия 19 — 20 веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик. Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка.
Сейчас музей «Фридландские ворота» - единственный муниципальный музей Калининграда, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кенигсберга.

Постоянные экспозиции музея:

«Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга»: возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х гг., заглянуть в витрины магазинов.
«Кенигсберг первой половины 20 века»: быт горожан первой половины 20 в., привычные вещи в непривычном облике, знаменитые торговые марки.

«Цивилизация начинается с канализации»: история водоснабжения и канализации с древнейших времен по настоящее время.



С стороны города С внешней стороны
скульптура Фридриха фон Цоллерна скульптура Зигфрида фон Фойхтвангена


музей

Бранденбургские (Берлинские)

Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный.
Первые городские врата на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед ними был вырыт ров и заполнен водой.

18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича.

Они имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.

В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено.

Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями.

На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771-1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778-1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.



С внешней стороны Со стороны города

Аусфальские

Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.

Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1866 году Аусфальские ворота были полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что они были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга.

Проектировал новые Аусфальские врата архитектор Людвиг фон Астер.

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами.

О внешнем виде фасада ворот со стороны города ничего неизвестно, так как фасад ворот засыпан землей, а его фотографии или рисунки не сохранилось. Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом. Врата с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли.

В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.

Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в Аусфальские врата использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.



Аусфальские коллектор сточных вод


православная часовня Св. Георгия

Штайндаммские

Штайндаммские ворота (Steindammer thor) , они располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.


Имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы.

Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле.

Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

Холлэндербаумские

Холлэндербаумские ворота (Hollanderbaum thor) находились в районе перекрестка улицы Генерала Буткова (Ausfalltorstr) и набережной Маршала Баграмяна (Hollanderbaumstr), рядом с двухъярусным мостом через реку Преголю.

Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Ворота были снесены в начале 20 века, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Трагхаймские


Трагхаймские ворота
располагались в районе улицы Горького (Waldburgstr). Были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Железнодорожные


Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера.

Железнодорожные ворота имели два пролета (северный и южный), оформленных стрельчатыми арками. По бокам железнодорожных пролетов расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны - помещение для караула.

В начале 20 века, поверх ворот проложили улицу Дойчорденринг (нем. Deutschordenring, ныне Гвардейский проспект).

После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота ветке прекратилось в связи со строительством новой. Старые пути были окончательно демонтированы лишь в 1990-х годах, теперь на их месте проложена пешеходная дорожка в парк Победы.



Железнодорожные

Это был грандиозный проект. К сожалению к нашим дням сохранилось не все.

В этом разделе будет рассказано об одной из достопримечательностей Калининградской области - семи уцелевших и некоторые данные о полностью разрушенных воротах, которые в свое время служили входами в город Кёнигсберг.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота (нем. Sackheimer Tor) -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении Московского проспекта и Литовского вала.

Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки. В начале XX века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома.

После Второй мировой войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года. При этом ворота имеют статус памятника истории федерального значения.

В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации ворота будут переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь будут размещены лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

Архитектура

Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны -- изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).

Королевские ворота

Королемвские воромта -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года ворота являются филиалом Музея Мирового океана. В них расположена экспозиция, посвящённая посещению Кёнигсберга Великом посольством Петра I.

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

Немецкое время

Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Эти первые ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (Koenigstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Королевские ворота в XIX веке

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В начале XX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели, утратили военное значение и были проданы городу военным ведомством. В 1910 году валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Не известно, использовались ли Королевские ворота в качестве оборонительного сооружения во время штурма города советскими войсками в ходе Великой Отечественной войны. По крайней мере в хрониках военных действий и в мемуарной литературе они не упоминаются.

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок, но это не говорит о том, что они были целью, ведь артобстрелам и бомбардировкам подвергался весь город.

Советское время

Об истории ворот в период с 1945 по 1960 год ничего неизвестно. Первый официальный послевоенный документ, имеющий отношение к Королевским воротам -- постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Этот документ устанавливал перечень исторических памятников города, взятых на государственную охрану.

Однако единственным следствием этого постановления было то, что ворота украсились табличкой «Памятник состоит на учёте и охраняется государством». Никаких реставрационных и даже консервационных работ тогда не проводилось.

К тому времени сквозного проезда через ворота уже не было.

В течение ещё пятнадцати лет в истории ворот ничего не происходило. Их не реставрировали, о них не писали. Ворота постепенно разрушались.

В 1975 году в Министерство культуры РСФСР и Управление по охране памятников истории и культуры пришло следующее письмо, подписанное председателем калининградского горисполкома В. В. Денисовым:

Калининградский горисполком сообщает, что ремонтно-консервационные работы на «Королевских воротах», расположенных по улице Фрунзе -- Литовский вал и являющихся памятником архитектуры государственного значения, будут выполнены в ближайшие годы. В дальнейшем это сооружение будет приспособлено для культурных нужд города.

Однако на деле эти благие намерения никаких последствий не вызвали. Наоборот, вскоре над воротами нависла новая угроза:

«…Просим Вашего разрешения как не представляющие ни исторической, ни государственной ценности снести следующие скульптурные изображения, горельефы, барельефы и медальоны: а) с Королевских ворот скульптурные изображения Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II, б) с Бранденбургских ворот медальоны с изображениями генералов Астера и Бойена и герб Пруссии…».

Автором этого письма, отправленного в государственную инспекцию по охране памятников истории и культуры в 1976 году, был человек, который по должности должен был не разрушать, а сохранять памятники культуры, а именно начальник Управления культуры Калининградского облисполкома В. К. Глушков.

Однако московские эксперты не дали добро на «обтёсывание» ворот.

В том же году впервые с конца войны ворота стали использоваться: в них разместился книжный магазин.

В последующие годы попытки местных властей уничтожить ворота не прекращались. В номере от 8 января 1978 года газета «Калининградская правда» написала о том, что ворота следовало бы снести. Вряд ли эта статья была случайностью, так как примерно тогда же Калининградский горисполком направил в Министерство культуры и Центральный совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры официальный запрос о снятии с Королевских ворот государственной охраны.

К счастью, и на этот раз инициатива калининградских властей по уничтожению свидетельств довоенной истории города не встретила поддержки в Москве. Статья из «Калининградки» попала на глаза начальнику Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР А. Н. Копылова, который резко разкритиковал инициативу.

Дабы решить вопрос ценности Королевских ворот, в Калининград Министерством культуры была послана специальная комиссия. Она работала в городе с 10 по 16 сентября 1978 года. В результате охранный статус ворот был подтверждён, и из Министерства культуры в Калининград пришло письмо, в котором обосновывалось историческое и культурное значение ворот, и давался отказ на просьбу о снятии с них статуса охраняемого памятника.

К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад.

Как уже отмечалось выше, к 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование 750-летия города, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.

Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями «Калининград» и «750».

Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.

Реставрационные работы начались в ноябре 2004 года. К этому времени состояние ворот оставляло желать много лучшего, ведь они были повреждены ещё во время войны и простояли без ухода почти шестьдесят лет. Были повреждены барельефы: у Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II были отбиты голов

Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Калининграда возглавлял министр экономики России Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена «Королевская виселица».

Однако прибегать к таким крутым мерам не пришлось: ворота были готовы в срок. Их открытие после реставрации состоялось 1 июля.

Реставрация барельефов «трёх безголовых королей», как их прозвали в Калининграде (хотя один из них, Альбрехт, не был королём) представляла собой особую трудность. Практически не было документации, и судить о том, как они выглядели до войны, можно было только по фотографиям. Отправить фигуры на реставрацию в Германию, где имеется большой опыт подобных работ, было крайне сложно из-за российских законов, которые предусматривают сложную процедуру оформления разрешения на временный вывоз объектов культуры за границу. В связи с этим было решено реставрировать фигуры на месте.

Для реставрации фигур в Калининград из Санкт-Петербурга прибыли мастера Алексей Кадыров и Сергей Бугаев, скульпторы-реставраторы, которые до этого реставрировали Певческую капеллу им. Глинки в Санкт-Петербурге. Также для реставрации барельефов был приглашён ведущий реставратор Государственного Эрмитажа Вячеслав Мозговой.

Трудность реставрации заключалась среди всего прочего в том, что фигуры были выполнены из песчаника особой породы, и для укрепления голов пришлось создавать специальный состав.

Не обошлось и без курьёзов: когда головы уже были практически готовы, в одном из польских архивов были обнаружены детальные фотографии фигур. Головы пришлось делать заново. Теперь на тот случай, если короли в будущем по каким-либо причинам вновь лишатся голов, их можно будет заменить запасными.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам -- стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узнамют, как представлялось их время калининградцам 2005 года. Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля, во время посещения им юбилейных торжеств.

Создание послания потомкам было инициативой Музея Мирового океана.

10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Архитектура ворот

Как и остальные ворота Кёнигсберга, Королевские ворота были выстроены в стиле неоготики, но именно в Королевских воротах стиль выражен наиболее ярко. Материал ворот -- кирпич.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены бывшие казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а со внешней стороны -- амбразуры. С внешней стороны ворот располагалась так называемая кордегардия -- дворик, простреливавшийся со всех сторон.

Вертикальное членение ворот состоит из трёх равношироких частей, две боковые части членения заключают в себя казематы, средняя же принадлежит проезду. Горизонтальное членение обозначено пояском-карнизом, который делит ворота на два яруса. Казематы имеют высоту в один ярус, средняя часть ворот (часть с проездом) возвышается над ними на высоту ещё одного яруса. На краях крыши как казематов, так и центральной части расположены зубцы. На четырёх углах высокой центральной части расположено по башне. На внешних углах нижнего яруса имеются четыре таких же башни, таким образом, ворота имеют восемь башен. Сейчас все восемь башен выглядят одинаково, однако в XIX веке башни нижнего яруса имели форму турелей -- стилизованных дозорных башенок. Скорее всего башни нижнего яруса приобрели свой теперешний вид тогда, когда ворота перестраивали после их продажи городу.

Первый ярус ворот украшен тремя порталами, второй -- тремя нишами, в которых установлены барельефы короля Чехии Оттокара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель -- Замланда и Натангии.

Лицевые стены имеют толщину в два метра, своды -- 1,25 м. Таким образом стены ворот могли выдержать обстрел тогдашней артиллерии. Покрытия ярусов и перекрытия между ярусами выполнены в виде системы крестовых сводов. Так как эти своды вызывали сильный распор, на боковых гранях ворот были устроены контрфорсы.

За время своего существования архитектура ворот претерпела изменения. Ещё в 1875 году северный каземат был переделан в проход для пешеходов, позднее то же самое произошло и с южным казематом. После продажи ворот городу была снесена кордегардия и некоторые другие элементы, необходимые оборонительному сооружению, но ненужные для ворот -- триумфальной арки. Были перестроены торцевые стороны ворот, которые стили видны после срытия вала.

Ворота как возможное место сокрытия утраченных культурных ценностей

Во время войны в Кёнигсберг направлялись культурные ценности, похищенные немецкими войсками в музеях, архивах, библиотеках и церквях Советского Союза. Весной 1945 года эти ценности, вместе с ценностями из кёнигсбергских музеев и других учреждений культуры, захоранивались в разных тайниках. Часто такие тайники устраивались в фортификационных сооружениях.

Есть версии того, что ценности прятались в воротах Кёнигсберга, в том числе и в Королевских.

В основном поиски экспедиции были сосредоточены на Ростгартенских воротах, так как имелись другие свидетельства того, что там были спрятаны ценности. Поиски большей частью ограничились визуальным осмотром помещений. Своих приборов у экспедиции не было, использовались приборы, взятые во временное пользование в военно-инженерном училище. Хотя эти приборы и не были предназначены для такого использования, выбора у поисковиков не было.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).

Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852--1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений -- Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярковыраженные готические формы.

После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Архитектура

Ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад ворот состоит из семи проёмов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны -- амбразуры.

Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделённый на две половины возвышенной центральной частью. По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками, которые завершаются декоративными машикулями. Между башенками расположена высокая арка, предворяющая собственно въезд в ворота. Над аркой расположена наблюдательная площадка, ограждённая зубцами. Справа и слева от арки проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны.

По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

В то время как городская сторона ворот отличается красивым декоративным оформлением, внешняя сторона не имеет декоративных украшений. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из котрого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией распологался ров, через который был перекинут подъёмный мост.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (также: выездные ворота, от нем. Ausfalstor, ворота для вылазок) -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на в юго-западном углу перекрёстка Гвардейского проспекта и Горной улицы, в непоредственной близости от от памятника 1200 гвардейам.

Из всех сохранившихся ворот Аусфальские были перестроены в большей степени.

Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, во 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Ворота с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.

Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в ворота использовались как склад, позднее -- как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в был расположен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны вели лестница и довольно узкий мост (следы которых сохранились до сих пор), что является подтверждением того, что ворота пропускали только пешеходов. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшета наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами, украшеными рустикой в типа квадр.

Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом.

О внешнем виде внутреннего (обращённого в сторону города) фасада ворот ничего неизвестно, так как Он был засыпан землёй, а его фотографий или рисунков не сохранилось.

Железнодорожные ворота (Калининград)

Железнодорожные ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Ворота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк.

На воротах сохранилась надпись с датой их постройки -- 1866--1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер (он же является автором проекта Аусфальских ворот).

Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне -- Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне -- Гвардейский проспект). Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.

После Второй Мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов.

Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от Московского проспекта через Железнодородные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам.

Весной 2007 года Железнодорожный и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура

Железнодорожные ворота имеют два пролёта, оформленных арками стрельчатых очертаний. Порталы ворот оформлены васонным фигурным кирпичом. По бокам от арок размещены казематы с амбразурами. С внешней стороны ворот имеется кордегардия, имеющая мощные амбразуры.

Ворота завершаются парапетами с кованой решётком, которые ограждают проходящий по воротам Гвардейский проспект.

Особенностью ворот являются так называемые штрабы. Они представляют собой вертикальные двойные вемки квадратного сечения, устроенные в стенах арок. В случае обороны с них следовало укладывать прочные брусья. Образованное таким образом заграждение напоминало жалюзи. Разобрать штрабы с внешней стороны было невозможно.

Другие железнодорожные ворота в Кёнигсберге

В Кёнигсберге существовали и другие железнодорожные ворота. Первые были построены после 1853 года, находились они рядом с Бранденбургскими воротами. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Берлин. Существовало и ещё несколько других железнодорожных ворот. Все они были снесены к двадцатым годам.

Бранденбургские ворота (Калининград)

Бранденбургские (Берлинские) ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на улице Багратиона. Бранденбургские ворота -- единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.

Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771--1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа -- генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778--1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота -- единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Архитектура

Ворота имеют два проезда. Хотя все выстроенные в середине XIX века в Кёнигсберге ворота относились к стилю неоготики, в Бранденбургских воротах готические мотивы выражены особенно ярко. Выделяются стреловидные фронтоны, которые придают низкому в сущности зданию ощущение высоты. Ворота богато украшены декоративными элементами -- например, горельефами и стилизованными каменными цветками.

Фридландские ворота

Фридландские ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к парку Южный (бывший парк 40-летия ВЛКСМ). В воротах расположен музей.

Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.

Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты -- 1857--1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.

После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 80-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

Архитектура

Как и все ворота Кёнигсберга, Фридландские ворота были выстроены в стиле неоготики. Имя автора проекта неизвестно, иногда авторство приписывается Штюлеру.

Фасад ворот со стороны города разделён на пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, которые выступают над декоративным парапетом с зубцами. Все внешние отверстия ворот (проезды, окна, двери) выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами.

Две центральные части ворот заняты проездами. Размеры проездов -- 4,39 м в ширину и 4,24 м в высоту. Части по краям заняты казематами.

Поверхность фасада ворот украшена как бы сеткой, представляющей собой ромбический орнамент. «Нити» этой сетки выложены из кирпичей другого цвета.

Фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна, которая не сохранилась (исчезла после войны). Другая статуя, изображавшая великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена, расположена на внешней стороне ворот. Эта статуя сохранилась, но у неё отбита голова. С внешней стороны ворот расположена кордегардия.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик (1956--2001). Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка. Формально музей открылся 22 октября 2002 года.

Основа экспозиции музея -- предметы, найденные во время работ по очистке парка и его водоёмов. В музее можно увидеть старинные бутылки, посуду, предметы быта, тележные и каретные колёса и т. д. Другая экспозиция рассказывает о фортификационных сооружениях Кёнигсберга.

В 2007 году музей занял второе место на четвёртом всероссийском конкурсе «меняющийся музей в меняющемся мире». В этом конкурсе принимало участие четыреста музеев, Фридландские ворота уступили только Третьяковской галерее. Призовые деньги будут использованы для модернизации музея.

Несохранившиеся городские ворота Калининграда

Кроме семи городских ворот, сохранившихся до сих пор, в Кёнигсберге были и другие ворота, ныне утраченные.

Трагхаймские ворота

Трагхаймские ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Штайндаммские ворота

Также как и Трагхаймские, эти ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году.

Холлэндербаумские

Эти ворота находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Багрямяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием. Ворота были снесены в начале XX века.

Центр Калининграда окружен восемью воротами, которых ранее было даже десять. Каждые ворота имеют свою историю, свой характер и свои секреты. Их обязательно нужно увидеть своими глазами!

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (от немецкого Ausfalstor – ворота для вылазок) одни из наиболее простых и наиболее перестроенных ворот Кенигсберга. Первые ворота возведены в 17-м веке, в 19-м веке они использовались исключительно для пропуска пешеходов, а сейчас ворота и вовсе заложены.

Расположение: юго-западный угол перекрестка пр-та Гвардейского и ул. Горной.

Что интересного: сверху на покрытии Аусфальских ворот построена православная часовенка.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это единственные доныне используемые ворота города. Построены они в 1657 году, а в 1843 году практически полностью переделаны заново на прежнем месте. Их стиль отличается от всех остальных ворот города выдающимися треугольными фронтонами. Ворота имеют два проезда по дороге, крытой брусчаткой и трамвайные пути.

Расположение: в конце ул. Багратиона на переходе в ул. Суворова (Берлинская).

Что интересного: боковые части ворот были пешими, а ныне замурованы.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота – довольно лаконичные кирпичные ворота, через которые есть пеший проход. В былые времена по ним проходил ж/д путь до современного Балтийска. Рельсы есть и ныне, но движения поездов нет.

Расположение: под проезжей частью пр-та Гвардейского.

Что интересного: на строении можно найти дату постройки 1866-1869 годы.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота впечатляют мощными полыми изнутри башнями. Ворота датируются 17-м веком, но нынешнее строение возведено в середине 19-го века. В 20-м веке казематы были частично снесены для пристройки жилых домов.

Расположение: на пересечении просп. Московского и Литовского вала.

Что интересного: сейчас Бранденбургские ворота используются для культмассовых мероприятий на базе арт-платформы «Ворота».

Королевские ворота

Королевские ворота – это весьма массивное, законченное и не обремененное второстепенными постройками сооружение. Изначально это были Кальтхофские ворота, затем Гумбинненские, а в 1811 переименованы в Королевские. Как и все ворота Кенигсберга, сооружение претерпело немало перестроек.

Расположение: на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала.

Что интересного: столь могучие ворота успели побывать складом, магазином и кафе, но теперь здесь музей Мирового океана с образцами янтаря со всего мира.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота имеют главный проем и шесть казематов – по три с каждой стороны проема. Казематы с внешней стороны представляют собой амбразуру для стрельбы, а с внутренней — окна. Примечательно, что внешняя сторона ворот не имеет никакой отделки.

Расположение: на пересечении ул. Черняховского и А. Невского.

Что интересного: сейчас в воротах работает кафе, а казематы играют роль гардероба, подсобок и кухни.

Фридландские ворота

Фридландские ворота берут свое имя от города Фридланд (ныне Правдинск). Два главных проезда заложены, со стороны города нет стены и средней части. Известно, что первые Фридландские ворота 17 века находились несколько в другом месте. На нынешнем месте ворота возвели в примерно 1857-1862 году.

Расположение: перекресток пр-та Калинина и ул. Дзержинского.

Что интересного: в 80-е годы в воротах были найдены предметы старины, которые теперь можно посмотреть в действующем музее.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота – это остаток от крепости-бастиона под названием Фридрихсбург. Ворота и сейчас по виду напоминают средневековое здание – четыре округлые башни, готические фальш-окна и парапеты в виде зубцов.

Былая крепость возведена в 1657 году по указу великого курфюртиста Фридриха Вильгельма. Сами ворота были надстроены уже в 1852 году по чертежам Ф.А. Штюлера.

Расположение: ул. Портовая, 39.

Что интересного: в 1697 году крепость почтил визитом Петр I для изучения бомбардирского дела.

Посетив 8 удивительных ворот Кенигсберга, вы откроете для себя, что в воротах можно кушать, культурно проводить время и даже молиться.

Узнать подробности об экскурсии и оставить заявку:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

"Незабываемый мой город отчий,
сложившийся в истории веками,
я по Тебе тоскую днём и ночью
и знаю наизусть Твой каждый камень..."

(Хорст Глас "Кёнигсберг")


Старинные ворота Кёнигсберга… Подобно дверям в прошлое, они приглашают нас перенестись на несколько веков назад в старый добрый Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии.

Увы, но не каждый современный калининградец найдет сегодня в безмолвных осколках некогда величественного города что-то для себя интересное и захватывающее. Люди, погруженные в суету своих мыслей и ритм современного города, привычно спешат мимо старинных ворот, не обращая на них никакого внимания. И лишь ностальгирующие группы немецких туристов без устали щелкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть на снимках историю Кёнигсберга, продолжающуюся и в наши дни…

Ещё в далеком 2011 году, я планировал выпустить серию постов по всем сохранившимся воротам нашего города, но так и не реализовал эту идею. Что же, может быть время пришло сейчас? Ворота Кёнигсберга всегда были для меня чем-то особенным. По своей работе, я частенько бываю в районе Королевских и Росгартенских ворот. И каждый раз они снова и снова приковывают к себе мой взгляд, а воображение рисует картинку минувших веков…

Вот усатый караульный, прячущийся от жаркого июльского солнца в тени ворот, проверяет документы у спешащего в город торговца. Юркие мальчишки молнией пробегают через ворота, спеша окунуться в прохладные воды близлежащего пруда, а нарядная дама под белоснежным зонтиком о чем-то оживленно беседует с веселым солдатом… Везде царит мир и спокойствие, светит теплое солнце, в зелени деревьев поют птицы, а воздух заполнен ароматом из соседней пекарни…

Свой рассказ о воротах Кёнигсберга я хочу начать с общего повествования о том, когда и зачем начали строиться городские ворота, а после познакомлю вас с первыми воротами на нашем маршруте – Аусфальскими и Железнодорожными.

Логично, что любые ворота должны куда-то вести. Так, например, самые первые ворота Кёнигсберга были возведены в XIII веке одновременно с Королевским замком и вели в его внутренний двор. Век спустя, когда город разросся и был окружен стеной, ворота уже стали неотъемлемой частью крепости.

Более серьезное вальное укрепление было возведено в 1626 - 1634 годах и окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.

А уже два века спустя, король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.

Однако уже в начале XX века Второе вальное укрепление утратило свое военное значение и было частично срыто, освобождая быстро развивающемуся Кёнигсбергу новые площади для городского строительства. Так исчезли с лица земли красивейшие Штайндаммские и Трагхаймские ворота, а на их месте была сооружена площадь Ханза-платц, известная сейчас, как площадь Победы. Не пощадило время и Холлэндербаумские ворота…

02. Не сохранившиеся Штайндаммские ворота Кёнигсберга.

Но оставшиеся семь ворот Второго вального обвода уцелели до наших дней и именно о них, и будет мое повествование.

Наш маршрут начинается с площади Победы – сердца современного Калининграда, где когда-то находились, пожалуй самые красивые, ворота города – Штайндаммские . К этим воротам мы еще вернемся, а пока направимся по, берущему начало от площади Победы, Гвардейскому проспекту до парка Победы и мемориального комплекса "1200 воинам-гвардейцам".

Именно здесь, через дорогу от Астрономического бастиона и в сотне метров от обелиска, находятся самые незаметные городские ворота – Аусфальские . Сейчас на их крыше находится небольшая православная часовенка св. Георгия Победоносца, построенная в 1995 году, ну а сами ворота можно увидеть, спустившись вниз к небольшому озеру в парке, образовавшемуся из бывшего рва.

03. Часовня св. Георгия Победоносца на... крыше ворот.

Почему же ворота находятся ниже уровня земной поверхности и куда они ведут? Для этого ознакомимся с историей постройки данных ворот.

Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor ), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. Автор проекта – неизвестный военный инженер.

Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.

Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.

В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей.

Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота когда-нибудь будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами. Хотя, уже прошло 10 лет, а воз и ныне там...

11. Когда-то тут был мост, ведущий в ворота.

Вторые ворота, с которыми мы познакомимся, находятся по соседству с Аусфальскими. Называются они – Железнодорожные (нем. Eisenbahnhof Tor ). Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).

В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.

По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула – кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.

Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.

Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки – штрабы . В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.

15. Видны выемки – штрабы. Архивное фото автора, 2011 г.

Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной…

Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.

В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию. Через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы – отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.

А с недавнего времени, в Железнодорожных воротах открылся цифровой Планетарий центра популяризации наук имени Ф.В. Бесселя . В дальнейшем, в одной из арок здания-памятника арендаторы намерены открыть галерею, в которой будут выставляться произведения астрофотохудожников, фотографов, а также детские творческие работы. А 14,15 21 и 22 декабря в воротах пройдет Фестиваль научного кино, в рамках которого, зрителям покажут полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира, созданные за последние пять лет.

Из забавных курьезов связанных с этими воротами хочется отметить табличку, из серии "не верь глазам своим", объясняющую нам, что это вовсе не ворота, а кирха XIX века… Табличка долгое время висела на стене ворот и лишь после недавней реставрации её сняли и заменили на современную правильную.

На этом я заканчиваю первую часть своего рассказа о воротах Кёнигсберга, а во второй части мы ознакомимся с Фридрихсбургскими и Бранденбургскими воротами.

Продолжение следует...

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в



Похожие публикации