Как собирают самолеты AIRBUS в Тулузе? Как собирают самолеты Airbus.

[:RU]«Авиастар-СП» - крупнейший авиастроительный завод России, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Предприятие базируется в Ульяновске и производит тяжёлые транспортные самолёты Ил-76МД-90А и пассажирские Ту-204. Раньше здесь выпускались самые большие в мире грузовые самолёты Ан-124 «Руслан». Сейчас завод занимается их сервисным обслуживанием. Кроме того, «Авиастар-СП» участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet 100.

1. Авиастроительный комплекс в Ульяновске был создан в 1976 году. Это самый молодой авиазавод России.

Производственные корпуса предприятия занимают сотни гектаров, а с учётом территории аэродромного комплекса - более 1000. Это равняется площади Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

2. Главное административное здание «Авиастара» - пожалуй, самое необычное строение советской архитектуры Ульяновска. Монтаж декоративной капсулы на верхушке производили в 1987 году с помощью вертолёта Ми-10. Эта решётчатая конструкция позволила увеличить общую высоту здания до 100 метров.

3. «Авиастар» — это завод полного цикла, начиная от литья металла и заканчивая передачей готового самолёта заказчику.

Производство состоит из нескольких этапов. После необходимой обработки компоненты попадают в цех агрегатно-сборочного производства, где собираются крылья, оперение, отсеки фюзеляжа.

4. На предприятии работают около 10 000 человек.

5. Почти треть персонала - молодёжь до 35 лет.

6. Производство обеспечивают более 400 единиц оборудования.

7. Автоматизированный центральный комплектовочный склад, где хранятся готовые детали для самолётов.

8. Работы у «Авиастара» хватает. Некоторые сборочные цеха работают в две смены, при необходимости люди выходят сверхурочно.

9. Хвостовое оперение.

10. Автоматическая клёпка.

11. Сборка фонаря кабины штурмана.

12. Основную загрузку заводу даёт серийное производство самолёта Ил-76МД-90А. В 2015 году «Авиастар» передал в эксплуатацию два Ил-76. Третий борт завершает лётные испытания.

13. Всего в производстве «Авиастара» в разной степени готовности находятся порядка десяти самолётов семейства Ил.

15. В семействе Илов, которые производит «Авиастар», есть и другая перспективная модификация - это топливозаправщик Ил-78М-90А. Сегодня завершается стыковка крыла. В 2016 году завод планирует завершить производство первого российского самолёта-топливозаправщика.

16. Постоянно ведётся контроль качества сборки.

17. Цех окончательной сборки.

Площади цеха позволяют одновременно осуществлять сборку как минимум 8 узкофюзеляжных и 3 широкофюзеляжных судов.

18. Длина цеха - 500 метров, ширина - 100.

19. Высота цеха - 36 метров, это как 12-этажный дом.

20. С 1990 года на «Авиастаре» производят Ту-204. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.

С 1990 года на «Авиастаре» производят самолет Ту-204 различных модификаций. Тогда он был разработан для замены пассажирского самолёта Ту-154.

21. Ту-204-300 - первый отечественный самолёт, способный на длительные перелёты без дозаправки. К примеру, авиакомпания «Red Wings» совершает перелёт Москва–Владивосток за 9 часов без пересадок.

22. Самолёты Ту-204-300 оснащены экономичными двигателями ПС-90А, отвечающими всем требованиям по уровню шума.

23. Наладка систем управления самолётом.

24. Монтаж трубопроводов систем самолёта.

25. Прокладка электропроводки.

26. Работы с носовым обтекателем.

27. Монтаж полки для ручной клади.

28. Сегодня, кроме обеспечения общегражданских целей, Ту-204 используется специальным лётным отрядом «Россия» для управления делами Президента.

29. Ан-124 «Руслан» - тяжёлый транспортный самолёт. Это самый большой в мире серийный самолёт. Уникальные характеристики воздушного судна позволяют делать то, что недоступно другим воздушным судам.

30. Первоначально серийное производство Ан-124 планировалось организовать в Киеве, но в начале 80-х только что заработавший Ульяновский авиазавод решили подключить к строительству «Русланов». Всего предприятие изготовило 36 самолётов этого типа.

31. В настоящее время завод не строит Ан-124, однако продолжает проводить его глубокую модернизацию. Предприятие также занимается поддержанием лётной годности «Русланов» для госзаказчика и авиакомпании «Волга-Днепр».

34. Кабина пилотов Ан-124.

36. Также «Авиастар» совместно с Иркутским авиационным заводом участвует в производстве нового магистрального самолёта МС-21. Завод поставляет агрегаты и отдельные узлы самолёта Иркутскому авиазаводу, где происходит сборка.

37. В 2016 году лётный образец МС-21 уже должен подняться в небо.

38. После окончательной сборки готовые самолёты Ил-76 и Ту-204 транспортируют на лётно-испытательную станцию (ЛИС), которая расположена на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в 12 км от завода. Так как скорость буксировки составляет 20 км/ч, то этот процесс может занимать до двух часов.

39. Комплекс наземных работ и лётно-технических испытаний самолёта длится 4-5 недель.

40. Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии.

41. Самолёт предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники, а также десантирования личного состава и грузов. Также самолёт может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения пожаров.

42. Из нового - установили современные двигатели, системы управления самолётом, модернизированное крыло и усиленное шасси. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 60 тонн, а максимальный взлётный вес самолёта доведён до 210 тонн.

43. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съёмные центральные сидения. В однопалубном варианте обеспечивается перевозка более 100 военнослужащих, в двухпалубном - больше.

44. На самолёте реализован принцип «стеклянной» кабины. В ней установлены цифровые дисплеи и 3 интеллектуальных пульта управления.

45. . Окрасочное производство размещается в специализированном корпусе размером 96х96х36 метров, оснащенном регулируемой системой микроклимата и защиты окружающей среды. Комплекс оборудования позволяет выполнять все процессы мойки, чистки, удаления старого и нанесения нового эпоксидного или полиуретанового покрытия.

46. Элинги.

48. Лётные испытания проводятся на аэродроме Ульяновск-Восточный, имеющем взлётно-посадочную полосу длиной 5 км. Это четвёртая в мире ВПП по длине.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Вот и ещё один большой пост созрел. В декабре прошлого года, если кто меня с тех пор читает и ещё помнит, я из Финляндии в Германию на пароме Finnlines. Тогда мне и моим коллегам по поездке удалось оказаться на заводе Airbus в Гамбурге. На сам завод иногда водят экскурсии, но вот возможности фотографировать и снимать там что-либо для простых туристов обычно весьма ограничены. Как вы понимаете, нам разрешили (иначе бы и поста не было). В общем, это один из заводов огромной компании Airbus, на котором выполняется финальная сборка пассажирских самолётов семейства A320, а так же крупных частей для A380 и A350. А ещё там есть редкая возможность увидеть в полёте мечту любого споттера, уникальный транспортный самолёт A300-600ST, более известный как «Белуга». В общем, пристегните ремни и приведите спинки кресел в вертикальное положение, фоток как обычно много, да и текстовое сопровождение, надеюсь, получилось интересным.

01. Для меня это первый столь крупный авиационный завод. До этого я бывал только на вертолётном заводе в подмосковном Томилино. И то, только на одной из его сборочных линий. Масштабы гамбургского завода Airbus выглядят не в пример больше. Здесь есть так же собственный аэродром способный обслуживать все производимые компанией самолёты, а на территории есть даже внутренний автобусный маршрут.

02. Территория обжита не только работниками, коих здесь турдится около 12500. Дикие кролики себя тут тоже чувствую как дома и практически ничего не боятся)).

03. Катаясь по территории не сразу привыкаешь к огромным техническим вещам, которые находятся вокруг. Вот это часть фюзеляжа A380. Окончательная сборка самого большого пассажирского самолёта производится в Тулузе во Франции, а здесь собирают только переднюю и хвостовую часть фюзеляжа, устанавливают элементы интерьера и окрашивают готовые самолёты. Части A380 перевозят между заводами морем, на баржах. Так сделано в связи с исторически сложившимся разделением труда между странами, в которых находятся заводы Airbus: в одной стране делают одни детали, в другой другие, в третьей собирают и т.д. Даже внутри Германии несколько заводов выпускающих разные части, например, в Бремене выпускают системы крыла, в Штаде элементы из композитных материалов, а в Букстехуде электронные системы связи для салона.

04. Временно припарковался...))

06. A320, который сюда поставляется в таком состоянии для финальной сборки. Его сборка производится здесь и в Тулузе.

07. Здесь мы снова делаем остановку. Такие необычные самолёты можно увидеть только на заводах Airbus. Это транспортный самолёт Белуга во время погрузочно/разгрузочных работ. Доступ в грузовой отсек осуществляется через открывающуюся носовую часть, к сожалению этот процесс изнутри посмотреть не получилось в этот раз. К Белуге мы ещё вернёмся позже, а пока совершим небольшой экскурс в историю.

08. Когда-то, с 1972 до 1997 года части фюзеляжей, двигатели, крылья и другие крупные детали перевозили на таких турбовинтовых самолётах Super Guppy. Сейчас один из них стоит в местном заводском музее.

09. Забавно, что основой этого самолёта послужил военный транспортник Boeing С-97. Это единственный Боинг на Эирбасе как шутят некоторые сотрудники)). Впрочем, в 1982 и 1983 годах Airbus приобрела права на выпуск этого самолёта и следующие 2 машины построили во Франции. Всего выпущено 5 таких самолётов, из которых в настоящее время эксплуатируется только один в NASA в США. Остальные находятся в музеях и на консервации в разных странах, так что, мне выпала относительно редкая возможность увидеть этот кусочек истории авиации вживую.

10. Рядом стоят ещё несколько раритетных самолётов. Военный транспортник Nord N-2501F Noratlas, который производился в 1950е годы во Франции...

11. ...и выпускавшийся с 1964 по 1973 бизнесджет немецкого производства HFB-320 Hansajet, который очень любопытен тем, что имеет крыло обратной стреловидности!

12. Короткий зимний световой день подходил к концу, а с заводского аэродрома в свой очередной челночный рейс между заводами готовилась взлетать Белуга, загрузка которой как раз завершилась.

13. В 1996 году, в связи с растущими объемами производства и разработкой новых, более крупных моделей воздушных судов, A300-600ST Beluga пришёл на смену Super Guppy.

14. Белуга отличается практически вдвое большей грузоподъемностью и вместимостью чем Супер Гуппи: 47 тонн против 24,72. Конечно не самая большая грузоподъемность, например, советский Ан-124 Руслан поднимает груз почти раза в два с половиной тяжелей, не говоря уже о Ан-225 Мрия. Кстати, и тот и другой самолёты рассматривались в качестве вероятных перевозчиков, но, к несчастью для «Антонова» решающую роль сыграла вместимость и форма грузового отсека. Нужен был самолёт, в который умещаются целиком собранные секции фюзеляжей семейства A320!

15. Вжжжжжж! Ещё одна споттерская мечта осуществилась! На каких ещё аэродромах её поймаешь, когда она курсирует только между заводами Airbus?

16. Beluga построена на базе A300, а всего их было выпущено 5 (как и Гуппи). Но и это ещё не предел: в настоящий момент на Airbus разрабатывается Beluga XL (на базе A330), которая будет чуть больше по вместительности и по грузоподъемности, для того чтобы уместить в своём чреве части фюзеляжа нового, более широкого A350. Планируется, что новая Белуга пополнит служебный авиапарк Airbus в 2019 году.

17. И тут, снова удача! Не успели скрыться в облаках сверкающие стробы улетающей прочь Белуги, как на посадку заходит следующая!

18. Прежде чем пойдём в цеха расскажу ещё примечательную историю завода Airbus в Гамбурге, подсмотренную мной в документальном фильме NG «Мегасооружения» (кстати, очень рекомендую посмотреть серию про A380). Завод специально расширяли для производства A380. Было построено несколько новых цехов и удлиннена взлётно-посадочная полоса. При этом пришлось считаться и с интересами местных жителей, опасавшихся за повышение шума и вибраций (на предыдущих картинках можно заметить, как близко от завода расположены жилые дома).

19. В этом ангаре красят A380. Туда к сожалению в этот раз не попали. Здесь так же происходит передача A380 заказчикам.

20. Прошлись по сборочной линии самолётов семейства A320. В таком виде они поступают с других заводов компании. Привозит их сюда та самая Белуга.

21. Производится внутренняя отделка, монтаж проводки. С точки зрения пассажира не привычно видеть будущий салон в таком состоянии.

22. Бережливое производство и немецкая педантичность в действии: все винтики, болтики и другие детали разложены по ящичкам, подписаны по алфавиту, да ещё и ценниками за единицу как в магазине снабжены! В прочем, на некоторых наших российских заводах тоже медленно, но верно приходят к подобной модели производства.

23. В соседнем цехе осуществляется окончательная сборка A320. Здесь можно заметить подготовленные к монтажу туалетные кабинки самолёта.

24. Части фюзеляжа соединяют друг с другом.

25. На следующем стенде можно видеть самолёт в процессе установке крыльев...

28. ...законцовки крыльев...

29. ...шасси...

32. Почти собранный (внешне) борт.

34. Флажок на хвосте отмечает страну в которой собирали борт.

35. На последних этапах в этом цехе устанавливают сидения.

39. Попытка сделать селфи в стиле «я был на Airbus в Гамбурге» через зеркало под потолком цеха)).

40. Заглянем в цех сборки частей фюзеляжа A380. Как я выше написал, окончательная сборка A380 (примерно тот же процесс, что вы видели на фото выше) производится в Тулузе.

41. Масштабы A380 даже в разобранном виде впечатляют. Самый большой пассажирский самолёт как никак.

43. Гермошпангоут. Важный элемент любого современного самолёта. Отделяет герметичную часть фюзеляжа, в которой должно поддерживаться наземное атмосферное давление (обычно это пассажирский салон или грузовой отсек) от негерметичной (в пассажирских самолётах это обычно хвостовая часть).

44. Чтобы перемещать такие большие и тяжелые части самолёта по цеху используют дистанционно управляемую платформу.

45. Ходовая часть платформы позволяет её перемещаться во всех направлениях и разворачиваться на месте.

46. Одним визитом и одним постом, конечно же, сложно охватить такое гигантское производство, заводы которого расположились по всей Европе. Но, когда-нибудь и до них обязательно доберёмся!

Спасибо за внимание!

Наверняка многие из вас уже летали на новом Суперджете. Сегодня я предлагаю вам взглянуть на сложнейший процесс производства этого прекрасного самолета, где происходит многократный контроль на каждом этапе сборки и никто не имеет права на ошибку.

Начну же я рассказ о производстве Суперджета с фоторепортажа с завода в Комсомольске-на-Амуре. Хотя, конечно же, начинается все намного раньше...

Производство самолета - его окончательную сборку - осуществляет Комсомольский-на- Амуре филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (КнАФ) при непосредственном участии, других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Sukhoi Superjet 100. Готовые детали передают в Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", где и производится окончательная сборка самолета.

Изготовление деталей и агрегатная сборка отсеков осуществляется в Новосибирске, детали из полимерных материалов производятся в Воронеже. Но первая из основных локаций, где можно увидеть самолет от собранного фюзеляжа до летающего борта - это Комсомольск-на-Амуре.

Как и на Боинге или Эйрбасе сборка ведется согласно определенным производственным участкам.

Вот так выглядит цех сборки фюзеляжа:



Здесь производится стыковка отсеков фюзеляжа, монтаж стеллажей под радио и электрооборудование.





Также монтаж пола, багажных отсеков, дверей. Очень интересно видеть "эволюцию" самолета, перемещаясь от станции к станции.

Обратите внимание, как много элементов имеет обычная пассажирская дверь! Хотя, конечно же, она совсем необычная:











В цехе сборки фюзеляжа производится теплоизоляционная подготовка, а также установка кронштейнов для электрооборудования.

Вот на этом примере очень хорошо заметно "рождение" салона самолета.

Чистый салон и установка пола:

Теплоизоляционная подготовка:

Здесь я забегаю немного вперед, электрооборудование уже на месте. Этот кадр сделан уже в цехе окончательной сборки:














Монтаж передней и основных стоек шасси:

Монтаж вспомогательной силовой установки и носового обтекателя:





Покраска готового самолета в ливрею авиакомпании осуществляется в Ульяновске или Венеции, хотя некоторые мелкие элементы красят прямо тут:





Гидравлические элементы... сложно?! Сложнее выглядят только кабели электрооборудования!

Абсолютно все процессы сборки проходят многократный контроль качества. Каждый рабочий ответственный только за свой участок и определенный перечень работ.



В конце 2013-го года здесь внедрена новая мультимедийная обучающая система, все это работает в соседнем здании, обучение и контроль происходит без отрыва от производства.

Все новшества и даже совсем незначительные нюансы позволяют сократить время сборки на одном участке, точно также это происходит и на Боинге с Эйрбасом. Суперджет еще совсем юный проект, поэтому каждое достижение в производственном процессе - это маленький подвиг.

Сборка самолета - это не автомобильный конвейер, это - люди. На каждом из этапов нашу группу сопровождали инженера и начальники цехов, вы бы видели их энтузиазм и энергию! А какие девушки тут работают!

Монтаж элементов багажного отсека в процессе работы:

И после ее завершения:

На последних участках производится проверка функционирования шасси, подготовка воздушного сужна к поставке под ток, монтаж блоков оборудования:



А вот как аварийный регистратор или "черный ящик" на языке обывателя. И он совсем не черный.



Самолет собран!

В этом месте он передается на этап летно-технических испытаний. Как правило летная программа каждого нового самолета состоит из восьми полетов, во время которых проихсодит тестирование систем в воздухе.









Немного непривычно видеть "remove before flight" на русском.

К настоящему моменту (по данным на май 2014) авиакомпаниям поставлено уже более тридцати самолетов, которые налетали около 29 тысяч коммерческих рейсов общей продолжительностью более 42 тысяч летных часов.

Если заказчиком выступает итальянский SuperJet International, который в данный момент поставляет самолеты для мексиканского InterJet, тогда собранный в Комсомольске-на-Амуре борт отправится сразу в Жуковский, откуда перелеит в Венецию на установку интерьера и покраску. Там же он будет передан заказчику.

Если самолет предназначен для других заказчиков, то из Комсомольска SSJ100 перелетает в Ульяновск на установку салона и покраску в цвета авиакомпании, оттуда готовый самолет прилетает в Жуковский для передачи заказчикам, в т.ч. и ЮТэйр.



Вот такой веселый и летний Суперджет у ЮТэйр вышел в Ульяновске:

Самый большой пассажирский самолет за всю историю мировой авиации - это двухпалубный лайнер Эйрбас A380. Его максимальная вместимость 853 пассажиров. Первый экземпляр был сделан в 2007 году, сегодня уже насчитывается 110 машин. Тут вы увидите сборочную линию на заводе в Тулузе.

Многие споттеры, да и не только они, считают самолет эстетически непривлекательным. Я категорически не согласен с этим утверждением, более того, считаю его особенно красивым и элегантно тяжелым. Медленно взлетающий А380 прекрасен!
1.

А теперь отправимся на завод...

Это схема расположения производственных мощностей на заводе в городке Баланьяк возле Тулузы, оранжевый - это сборочные цеха А380.
2.

Каждый самолет A380 состоит из около 4 млн. отдельных компонентов и 2,5 млн. частей, производимых 1500 компаний в 30 странах мира
3.

Основные элементы фюзеляжа А380 невозможно перевезти по воздуху, поэтому их везут по морю и по реке на специально приспособленных для этого баржах, а затем дважды в месяц на автомобилях - это называется "ночной конвой".
4.

Специально для этого самолета Airbus разработал уникальную логистическую систему, в которой задействован морской, речной, авиа- и автотранспорт. Из городка Lisle-Jourdain, примерно 30 км от Бланьяка, ровно в 22:00 ночной конвой начинает движение со скоростью 15-20 км/ч, чтобы не создавать помех движению, – шесть трейлеров, на которых размещаются все части самолета, отправляются в двухчасовой путь до финальной точки – линии окончательной сборки в Бланьяке.
Секции фюзеляжа диметром 7 метров везут прямо по узким улочкам городка. Но это единственно возможный и самый оптимальный пункт доставки элементов лайнера на завод.
5.

А дальше начинается сборка самолета с поочередным перемещением между т.н. "станциями". Длина, ширина и высота сборочного цеха составляют 490, 250 и 46 м соответственно.
6.

На первой станции происходит монтаж и соединение секций фюзеляжа между собой
7.
8.

Затем производится монтаж крыльев и вертикального стабилизатора:
9.

10.

Площадь крыла A380 – 845м2 , что на 54% больше, чем у Boeing 747-400. Благодаря этому, скорость А380 при посадке на 35 км/ч ниже
11.

И это не просто хвост... это целых ПЯТЬ жирафов! :)
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.

Подготовка пилонов двигателей:
19.

20.
21.
22.
24.

Самолет собран, на следующих позициях производится инсталляция пассажирского салона и кокпита:
25.
26.

27.
28.

Каждая из основных стоек шасси способна выдерживать нагрузку до 260 тонн, что эквивалентно весу 200 машин Golf класса
29.
30.
31.

И, наконец, последняя станция сборки, где проводится инсталляция двигателей и пассажирских кресел:
32.
33.
34.
35.
36.

37.

A380 может быть оборудован двумя типами двигателей: Rolls-Royce Trent 900 или Engine Alliance GP7000. Только два из четырёх двигателей снабжены реверсами тяги.
Снижение уровня шума являлось важным требованием при проектировании A380, которое частично отразилось и на конструкции двигателей. Оба типа двигателей позволяют самолёту удовлетворять ограничениям по шумности QC/2 при убытии и QC/0.5 при прибытии, установленными лондонским аэропортом Хитроу.
38.
39.
40.

41.

A380 – самый экономичный самолет в своей категории. Это единственный дальнемагистральный лайнер, который расходует менее 3-х литров топлива на перевозку пассажира на 100 км (типовая компоновка в 525 кресел)
42.

Общая площадь салона А380 - 554 м2. Две полноценные палубы: основная палуба - самый широкий пассажирский салон в мире (6,5 м); верхняя палуба – полноценный салон широкофюзеляжного самолета (5,8 м). Система кондиционирования самолета оснащена самыми современными фильтрами, которые обеспечивают равномерную подачу воздуха во все части лайнера. Воздух в салоне самолета (объемом 1570 м3) полностью замещается каждые три минуты! А380 имеет самый тихий пассажирский салон за всю историю мировой авиации, в этом я убедился лично по пути из Франкфурта в Сингапур.
43.44.

Самолет собран! Далее идет серия тестовых полетов и покраска на заводе в Гамбурге, там же А380 передается заказчикам:

45.
46.

47.
48.

Этот А380, предположительно, будет передан частному заказчику. А за ним A300B - это первый самолет, выпущенный компанией Airbus. Этот самолет совершил переворот в гражданской авиации 70-х годов, став первым широкофюзеляжным двухдвигательным самолетом.
49.

Круговая конструкция справа - это зона статических испытаний двигателей, по кругу барьеры, ограничивающие распределение звуковой волны.

50.

51.

На сегодня произведено более 110 самолетов А380, ежемесячно производится и передается заказчикам в среднем 2,5 самолета. Бэклог по заказам составляет еще 160 бортов! В данный момент А380 находится в эксплуатации у 20ти авиакомпаний.
Вот интересная статистика замены Б777/Б747 на некоторых рейсах:
И заполняемость А380 тоже не ниже 80%:
Самый большой флот А380 - у Emirates:

52.

Пять A380 были построены в целях демонстрации и тестирования. Первый А380, серийный номер MSN001 и регистрационный F-WWOW, был представлен на церемонии в Тулузе 18 января 2005 года, а первый полёт состоялся 27 апреля 2005 года. Вот самый первый А380:
53.
54.

Сборочные цеха завода Эйрбас можно посетить всем! 2х-3х часовые туры организовываются как в Гамбурге, так и в Тулузе стоимостью 10-15 евро. Обязательна (!) предварительная резервация, особенно если важно попасть в группу с англоязычным гидом



Похожие публикации