Локня псковская. Познай свой край родной

Посёлок городского типа Локня - административный центр одноимённого района, одновременно является одной из станций Октябрьской железной дороги на линии Дно - Новосокольники . Расположен населённый пункт на пересечении двух автотрасс, идущих от Новгорода и Пскова к городу Великие Луки .

История

Образование нынешнего райцентра связано с прокладкой железнодорожного полотна направлением Дно - Новосокольники . Но в прошлом, в районе посёлка находился погост Влицы, упоминаемый в старинной летописи от 1488 года. Теперь местность, где он ранее находился, является частью райцентра Локни. Упоминание о населённом пункте было связано с проездом через его территорию московских чиновников, направляющихся в Новгород или Псков с важными указами.

В своё время Влицы были известным поселением. На его обширный воскресный рынок и молельный дом часто прибывали жители со всей близлежащей округи. В поселении также проводился сбор ратников на дальнейшую службу. Увеличилось число приезжающих после того, как во Влицах открыли новую церковь, где стали проводится с широким размахом религиозные праздники, крещения, поминовения и другие обряды.

Примерно через три столетия деревянную церковь снесли в связи с её ветхостью. На освободившемся месте в конце 18 столетия появился Спасо-Преображенский храм, построенный из камня. Теперь процветающие в прошлом Влицы стали частью Локни. Своё название посёлок получил по гидрониму рядом протекающей реки. По одной из версии слово "Локня" в переводе с финского языка называется «болотистое» или «сырое место».

В канун Первой Мировой войны нынешний райцентр был одновременно железнодорожным центром и торговым местечком. На его территории находилось множество лавок с продовольственными и промышленными товарами. После прихода Советской власти стало активно развиваться аграрная отрасль, были образованы колхозы.

В годы Великой Отечественной войны посёлок, как и весь район, находились в оккупации немецкими войсками. Множество зданий тогда было разрушено, разорены коллективные хозяйства. В послевоенный период, начиная с 1945 года, началась застройка посёлка. Появились детский сад, кинотеатр, жилые дома. Позже открыли кирпичный завод, лесопильный и шерсточесальный цеха.

Достопримечательности

1. Каменная Спасо-Преображенская церковь, построенная в 18 столетии. Возведена была на средства помещика Максима Карамышева и пожертвований местных жителей. Храм виден издалека, поскольку величаво стоит на самом высоком участке Локни.

2. Постамент, сохранившейся от памятника, установленному Семёну Кутузову - брату известного полководца.

Сколько отходов мы производим ежедневно, выбрасывая в помойное ведро бумагу, полиэтиленовые пакеты, картофельные очистки, шкурки от банана и много другого, что используем в повседневной жизни? Привычка избавляться от бытовых отходов доведена до автоматизма. А каков их дальнейший путь, кто занимается их вывозом и куда, нас мало интересует. Плата с квадратного метра устраивает, так как сумма не запредельная. Но с наступлением 2019 года последний вопрос станет для жителей более ощутимым с точки зрения финансовых расходов.

Как изменится тариф на вывоз мусора? Кому будем платить за жилищно-коммунальную услугу и почему в крае нет перерабатывающих заводов? Эти и другие вопросы корреспондент «АиФ-Красноярск» обсудил с и. о. министра экологии и природопользования Красноярского края Владимиром Часовитиным .

Отдайте мусор

Татьяна Фирсова, «АиФ-Красноярск»: Владимир Анатольевич, как будет происходить переход на новые условия? По ощущениям, жители крайне мало осведомлены о том, какие грядут изменения с 1 января 2019 года.

Министр экологии Красноярского края. Фото: Из личного архива В. Часовитина

Владимир Часовитин: Подготовка к изменению в организации обращения с коммунально-бытовыми отходами в крае ведётся. Практически везде определены региональные операторы, которые с начала 2019 года будут осуществлять вывоз и утилизацию мусора. Разработана и утверждена программа, но для того чтобы она начала действовать, необходимо принять ряд нормативных документов. Главный из них - территориальная схема обращения с твёрдо-коммунальными отходами (ТКО), в которой должен быть прописан весь механизм их сбора с территорий. Чтобы схема начала работать на 100%, в Красноярском крае должно быть 56 полигонов, 120 площадок временного накопления и хранения, 14 мусоросортировочных линий и ряд других объектов. Их общая стоимость оценивается в 26 млрд рублей. Но поскольку в ряде территорий уже существует необходимая инфраструктура, сумма необходимых инвестиций сокращается до 14,5 млрд рублей.

Но ждать, когда появятся деньги и начнётся строительство необходимых объектов, некогда, и в ряде территорий начинать работу будем уже сейчас.

- Люди не понимают, в чём цель реформы, если мы ещё не готовы к ней?

Главная цель реформы - организация первоначального сбора мусора от населения. Важно объяснить людям, что они должны заключить договор с региональным оператором и сдавать мусор ему. В этой части реализации закона есть серьёзная проблема: во многих населённых пунктах края мусор не собирается вообще, люди вывозят отходы в лес, на несанкционированные свалки. Приведу в пример посёлок городского типа Курагино, где проживает 14 тыс. человек. Это довольно большой населённый пункт, но не все сельчане пользуются услугой сбора отходов. Баков на улице единицы, что подтверждает: лишь у половины жителей есть договор на вывоз мусора. Остальные сжигают его в своих печках, выбрасывают в соседний лесок или куда-то ещё.

Главное изменение, о котором должны знать жители края, - с 1 января 2019 года каждый из нас будет обязан заключить договор на вывоз отходов. Часто слышу от людей на встречах: «Мы мусор сжигаем в печках, пищевые отходы бросаем в компостную яму, перегной разбрасываем в огороде, так что мусор не производим». Не соглашусь: любой житель села ходит в магазин, покупает продукты, упакованные в пластик, несёт домой в полиэтиленовых пакетах. Так что нет человека, который бы не производил отходы.

Если сейчас договоры на вывоз мусора заключаются в добровольном порядке, то с 1 января 2019 года это будет обязательным требованием. Добавлю, что вывоз ТКО будет переведён из жилищной в коммунальную услугу. После того как будет налажена система сбора мусора у населения, прекратится рост несанкционированных свалок и начнётся их ликвидация. Конечная цель реформы - поступление всех отходов на санкционированный объект. Это значит, что мусор в обязательном порядке должен попасть к региональному оператору, который его рассортирует или отправит на захоронение.

Тариф вверх?

Безусловно, решать проблемы захламления и загрязнения окружающей среды - первостепенная задача. Но согласитесь, что для людей важно, чтобы тариф на вывоз мусора не вырос в разы. А такой риск есть. Многие эксперты уже провели расчёты, пусть и приблизительные - и знаете, они совсем не радуют.

Да, вопрос крайне чувствительный, поэтому все расчёты регионального оператора должны быть экономически обоснованы. Для этого он обязан провести публичные торги, чтобы определить подрядчиков, которые будут заниматься вывозом мусора на территориях, входящих в зону контроля регионального оператора. Победителем в торгах станет не аффилированная компания, а предложившая меньшую цену.

- И всё-таки есть в министерстве понимание, сколько люди будут платить за вывоз мусора?

Лично у меня появится понимание, когда увижу инвестиционные и производственные программы региональных операторов. В них они обязаны прописать всё, что требуется для организации сбора и утилизации мусора в той или иной зоне. После утверждения программы станет понятен размер тарифа и какие деньги будут платить жители края за вывоз мусора. Пока ни одна инвестиционная программа не утверждена. Вместе с тем на прошлой неделе в южной группе районов региональный оператор заявил, что тариф будет не выше, чем 150 рублей с человека. Если отталкиваться от этой цифры, то семья из четырёх человек заплатит в месяц 600 рублей. Хочу подчеркнуть, существенного повышения тарифов на вывоз ТКО на территории Красноярского края я не прогнозирую. Предлагаю дождаться утверждения инвестиционных программ, крайний срок их предоставления - 1 ноября. После тщательного изучения будем выходить на утверждение тарифа, срок - до 20 декабря. Заключить договоры с юридическими и физическими лицами региональный оператор должен до 31 декабря,

Не получится, что проснёмся мы 1 января, а мусор вывозить будет некому? Новая схема не заработала, старая уже не действует?

Если до 1 января не будут утверждены тарифы (мы сделаем всё возможное, чтобы этого не произошло), то вывоз мусора будет осуществляться по прежней схеме. Мусорного коллапса на территории Красноярского края, уверяю вас, не будет, и население не пострадает. И ещё вот на чём хочу заострить внимание. Со следующего года расчёт за вывоз ТКО меняется: сейчас население платит за квадратный метр вне зависимости от того, сколько человек проживает в квартире, с нового года оплата будет производиться за каждого прописанного на жилплощади.

- Что послужило причиной пересмотра схемы расчёта платы за вывоз мусора?

Законодатель поменял схему платежей, чтобы искоренить дисбаланс между площадью жилого помещения и прописанными на ней людьми. Не секрет, что в большой квартире могут проживать два человека, а в маленькой - семнадцать. Первые платят больше, несмотря на то что производят мусора меньше. Теперь оплата будет более справедливой, ведь производят мусор не квадратные метры, а люди, которые на них живут. Кстати, в Красноярском крае средний норматив накопления составляет 17,5 кг в месяц на человека.

Оплатил - увези

Вы сказали, что вывоз мусора стал услугой ЖКХ. Это значит, что у населения появится ещё один обязательный платёж, такой же, как квартплата?

Совершенно верно. Все мы будем обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать вывоз мусора, хотим этого или нет. Это будет мотивировать людей не выбрасывать отходы на несанкционированные свалки, не загрязнять природу.

Ведь если человек заключил договор с региональным оператором, ему незачем вывозить мусор в лес. Поэтому рост несанкционированных свалок на территории края приостановится, хотя я далёк от мысли, что это произойдёт с 1 января следующего года. Даю год на то, чтобы жители освоились с новым порядком и поняли его необходимость. Ещё один плюс реформы в том, что отходы будут разобраны и поступят в повторную переработку.

- А на территории Красноярского края есть предприятия, которые занимаются повторной переработкой?

Пока всего два завода: в Дивногорске перерабатывают пэт-бутылки, в Красноярске - бумагу. Такие мощности ещё предстоит создать, их не было, потому что для рентабельной работы производства нужен объём не меньше 100 тыс. тонн отобранного материала в год. Учитывая, что весь мусор будет поступать на санкционированные объекты, такой объём мы накопим.

Владимир Часовитин. Родился в 1969 году в пос. Подтёсово Енисейского района. Окончил Свердловский юридический институт. Работал прокурором Красноярска, начальником контрольного управления губернатора Красноярского края. Сейчас занимает пост и. о. министра экологии и рационального природопользования Красноярского края. Женат. Отец четверых детей.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Локня — это небольшой райцентр в Псковской области, порождённый железной дорогой. В 1904 году стальная магистраль связала Санкт-Петербург с Витебском (участок Дно - Новосокольники был построен тремя годами раньше), и станция Локня получила своё название по протекающей неподалёку реке — притоку Ловати. При станции возник одноимённый железнодорожный посёлок, который в советские годы значительно вырос благодаря развитию лёгкой промышленности. Сейчас это вполне обычный посёлок городского типа с населением три с половиной тысячи жителей, и вряд ли путешественник здесь найдёт что-то интересное. Но во-первых, как я об этом не устаю повторять, мой принцип путешествий предполагает, что интересно буквально любое место, а во-вторых, Локня для меня с недавнего времени — случай особый. Год назад (или за полгода до поездки) мне приснился очень красочный сон, в котором я, оказавшись в Локне при весьма незаурядных обстоятельствах (отставание от поезда с последующей попыткой догнать его на своих двоих), обнаружил в посёлке действующую троллейбусную систему! А затем начал эту тему активно продвигать в массы. Но этот пост не про троллейбус, — приснившийся сон и сопутствующий ему юмор я здесь оставляю в целом за скобками (хотя упоминания о троллейбусе всё равно будут), и этот пост посвящён реальной Локне, которую я посетил в начале мая.

Четвёртого мая в 9-40 утра от автовокзала Великих Лук отправился жёлтый ПАЗик сообщением Великие Луки - Насва - Локня, где среди немногочисленных пассажиров был и я. Если в Луках я уже был двумя годами ранее, то сейчас еду в места, где ни разу не был, зато огромное количество раз, начиная с раннего детства, проезжал на поезде. Петербургско-Витебская магистраль для меня совершенно родная, — по ней идут все поезда из Питера в Беларусь (а я ездил и езжу в Минск), а места, через которые поезд проезжал, мне всегда были интересны, и иногда я ради того, чтобы увидеть их, не спал ночами. Кстати, Великие Луки, где я в майской поездке ночевал, к Беларуси находятся уже очень близко, — всего 75 километров до границы и 160 километров до Витебска. Но на сей раз я выдвинулся в направлении Петербурга. Автобус шёл сначала по окрестностям Великих Лук, где на каждой высоте стоят братские могилы — напоминание о кровопролитной Великолукской операции зимы 1942-1943 годов, потом выехал к Витебской железной дороге и поехал вдоль неё (из окна я видел маленькую станцию Киселевичи). Потом была 10-минутная стоянка в посёлке Насва, и ещё сорок пять минут дороги до Локни, где автобус проезжал в том числе село Голенищево, — там расположена ныне восстанавливаемая Никольская церковь, в которой венчался М. И. Кутузов. Наконец в 11-45 автобус прибыл в Локню.

2. Небольшая и очень скромного вида автостанция с вывеской, вероятно, ещё советских времён:

Для наглядности — маршрут моего передвижения по Локне. Зелёные цифры обозначают номера фотографий в посте (не все, а лишь выборочно), зелёные стрелочки рядом с цифрами — направление фотоаппарата.

3. Интерьер в цветах украинского флага. Вдалеке на стене видна раритетная деревянная схема движения автобусов по Локнянскому району. Тоже явно ещё советская. С локнянской автостанции можно уехать прямыми рейсами и в Луки, и во Псков, и даже в Санкт-Петербург.

4. Автостанция, как водится, стоит по соседству с железнодорожной, которая видна на заднем плане.

5. На железнодорожной станции тихо и пустынно. Большинство поездов дальнего следования проходит здесь ночью (в том числе и те, на которых я привык ездить между Питером и Минском), а пригородных уже почти не осталось. Одним из немногих оставшихся мне предстоит воспользоваться в этот же день, уже ближе к вечеру. На фото — вид на юг, то есть в сторону Новосокольников и Витебска.

6. И обратный вид, в сторону Дно и Петербурга. Погода отличная для начала мая, — солнечно, и даже жарковато, я спокойно ходил в футболке и без куртки.

Надо сказать, что и поездов дальнего следования сейчас здесь уже не так много, как было раньше. Дело в том, что убавили трафик отменённые в связи с известными событиями поезда на Украину. До кучи в начале этого года ещё и отменили белорусский поезд Санкт-Петербург - Брест, который, впрочем, сейчас, когда я пишу, уже вернули.

7. Красивый вокзал послевоенной постройки, такой же, как на станции Земцы в Тверской области. Кстати, на мой взгляд, это тот случай, когда корпоративные цвета РЖД не сильно испортили здание. Красная полоса почти незаметна, а светло-серый цвет вокзалу в целом даже идёт. До перекраски он, помнится, был то бирюзовым, то красно-розовым.

8. Этот вокзал я видел уже многократно, проезжая здесь на поезде. Но каждый раз видел его ночью, когда было темно, на станции горели фонари, а внутри вокзала свет. Даже непривычно видеть это место в дневное время при свете солнца.

9. Интерьер вокзала. Здесь не стали, как в Земцах, отгораживать половину помещения.

А вот так выглядел дореволюционный вокзал постройки 1901 года. Но он не сохранился, — сгорел во время Великой Отечественной войны. Этот край война сильно опустошила, поэтому и архитектурный облик большинства населённых пунктов создают послевоенные типовые здания.

10. Есть и другие станционные постройки. Вот это, видимо, багажное отделение.

11. Пост ЭЦ:

12. Ещё один вид на север, куда мне через несколько часов предстоит ехать. Справа видны готовые к погрузке штабеля древесины.

13. А вот так выглядит вокзал со стороны площади Ленина — поселковой привокзальной площади. "Что, понравился вам вокзал?" — улыбаясь, спросила проходившая мимо женщина. "Ну да, красивый" — говорю я, продолжая фотографировать. Про троллейбус я, конечно, ничего не стал говорить:)

14. Вот так выглядит привокзальная местность. Советская улица идёт вдоль железной дороги.

15. Облезлое розовое здание — это, если не ошибаюсь, уже не действующие общественные бани.

16. Площадь Ленина и кольцо троллейбуса №1 . Вокзал находится чуть правее кадра.

17. На площади, напротив вокзала, стоит поселковая администрация и памятник Ильичу в кепке перед ней.

18. Прошлогодний стенд. Который, кстати, логичнее было бы поставить на соседней улице — возле ДК.

19. Довольно интересное двухэтажное кирпичное здание с аттиком на крыше. Возможно, что и довоенное.

20. Здание почты — бывший универмаг. Типовой послевоенный проект 1950-х гг. для малых городов.

21. А в этом здании, скорее всего, 1950-х годов, уже заметно какое-то подражание классицизму XIX века.

Я постепенно удаляюсь от вокзала, то есть выхожу за пределы поля зрения пассажира поезда, проезжающего Локню. Всё таки это интересное чувство, — когда много раз проезжал через какое-то место на поезде, стоянка которого составляла всего пару минут, а теперь я сюда приехал, могу выйти с вокзала, погулять и посмотреть, что же там, за пределами этого "поля зрения". И у меня здесь играет роль детское впечатление, — такие названия как Сольцы, Дно, Дедовичи, Локня и прочие Новосокольники, — были знакомы мне с детства по висящим в вагонах расписаниям поездов. Вроде и понятно, что вряд ли во всех этих местах есть что-то неожиданное, но всё равно интересно!

22. Вид через северный проезд (переулок) площади Ленина обратно в сторону вокзала, который хорошо замыкает перспективу. Почти такой же вид представлен и на заглавном кадре.

Как уже говорилось, посёлок Локня возник при строительстве Петербургско-Витебской железной дороги в начале XX века. До революции здесь был Великолукский уезд Псковской губернии. В 1927 году был образован Локнянский район, а в 1941 году Локня получила статус посёлка городского типа. Потом началась война... Под немецко-фашистской оккупацией Локня, как и вся территория Псковской области, находилась почти два с половиной года. После освобождения Великих Лук в январе 1943 года развить дальнейшее наступление на запад советским войскам не удалось, и Локня, как и весь этот участок железной дороги Ленинград - Витебск была освобождена войсками 2-го Прибалтийского фронта лишь в конце февраля 1944 года.

23. Первомайская улица — параллельная Советской, и, соответственно, железной дороге.

24. Вид в другую сторону:

В послевоенные годы Локня стала развиваться благодаря лесной и пищевой промышленности. Действовал также завод радиоизделий, который закрылся в постсоветские годы вместе с маслодельным заводом. Из ранее действовавшей промышленности в Локне остались только хлебокомбинат и мебельная фабрика. Но надо сказать, что несмотря на экономическую депрессивность, внешне Локня оставляет весьма приятное впечатление, — бедный, но при этом ухоженный и благоустроенный ПГТ, без особой разрухи. Здесь довольно уютно, особенно в такой тёплый майский день.

25. Дом культуры — скромная сталинская постройка — замыкает перспективу переулка с другой стороны, переглядываясь со зданием вокзала.

26. Капитель колонны. Советскую символику умело сочетали с античными архитектурными элементами.

27. А вот этот стенд посвящён как раз уже упоминавшейся Никольской церкви в селе Голенищево Локнянского района — родовом поместье Кутузова. Ещё недавно эта церковь была заброшена, а сейчас восстанавливается. Я видел её из окна автобуса, но хотел бы ещё совершить туда отдельную поездку.

28. Первомайская улица:

29. Я же иду по перпендикулярной ей улице Октябрьской, продолжая погружаться в атмосферу ещё одного посещённого мной райцентра Псковщины. В 2014 году я ознакомлялся с псковскими райцентрами в морозные солнечные дни января, теперь же делаю это весной.

30. Справа обнаружилось какое-то недостроенное здание, а чуть дальше — школа.

31. Весна пятнадцатого года...

32. Так я вышел на центральную улицу Локни — улицу Шарикова. Нет, персонаж "Собачьего сердца" здесь ни при чём, — улица названа в честь Героя Советского Союза, уроженца Локнянского района Александра Шарикова, погибшего в 1944 году при боях за Севастополь.

Улица также идёт параллельно железной дороге и на южной окраине Локни переходит в шоссе, ведущее на Великие Луки, — собственно, откуда я и приехал. Я же сворачиваю на улицу Шарикова в южном направлении, чтобы в итоге сделать круг.

33. Улица Шарикова также полна разного рода интересных сущностей. Как то, например, Локнянский сельскохозяйственный техникум!

34. А ещё сущность этой улицы, как уже говорилось, заключается в том, что это "стержень" посёлка и часть автодороги Р-51, проходящей через него. Поэтому всякого приходящего к улице Шарикова по перпендикулярной Социалистической встречает вот такой указатель. Распутье, однако! Налево пойдёшь, как говорится, — ну и так далее...

35. А вот и сама улица Социалистическая. В кадре заметно, что в Локне ещё и рельеф присутствует. По этой улице пройдём чуть позже.

37. Затем я повернул на улицу Урицкого. Сейчас я уже на окраине Локни. Кстати, обратите внимание на интересную местную особенность частного сектора, — почти все дома стоят боком к улице.

Как и на юго-западе Тверской области, здесь тоже немало дачников из соседних регионов, — судя по номерам машин. На улице играют дети, — кто-то из них, наверное, на выходных в гостях у родственников. Даже сказали мне "Здравствуйте", когда я проходил мимо них:)

38. Я подхожу к юго-западной окраине Локни, а это место особенно интересно. Видите церковь за деревьями? А она, между прочим, гораздо старше самого посёлка. Храм Преображения Господня построен в 1770-е годы.

Ещё задолго до появления Петербургско-Витебской железной дороги, в удивительную пору, когда слово Локня означало только реку, на этом месте уже стоял погост Влицы, впервые упоминаемый в 1488 году (да, это число означает ещё и год в истории!). Таким образом, Влицы в Локне — это примерно то же, что деревня Йоткино в составе города Нелидово.

39. Вот так распорядилась история. Этот храм, стоящий на холме, помнит те времена, когда не было Локни, и среди местных лесов не раздавались гудки поездов и стук их колёс.

40. В этом месте Локня заканчивается, и улица Урицкого переходит в автодорогу, которая уходит куда-то дальше на запад, в глушь Локнянского района, к лесам и озёрам и холмам Бежаницкой возвышенности... Сразу после выезда из Локни находится деревня Игнатово.

41. Вид в обратную сторону. Справа от дороги заметен указатель въезда в Локню.

42. Бежаницкая возвышенность хорошо заметна уже здесь. Локня стоит на её восточных отрогах. И с погоста Влицы и деревни Игнатово открывается хороший вид в сторону центра Локни, за которым дальше простираются леса. На фото, кстати, заметен оптический эффект от подъёма нагретого майским солнцем воздуха.

43. К востоку от Локни, в сторону границы Псковской области с Новгородской, — довольно глухие места с лесами и широкими болотами и весьма небольшим количеством населённых пунктов.

Затем я пошёл обратно, — снова мимо церкви и по улицам Урицкого и Шарикова. Дабы замкнуть круг по центру Локни, с Шарикова я свернул на улицу Социалистическую.

44. Которая идёт в сторону железной дороги под заметный уклон.

45. Вот какая она — окраина Бежаницкой возвышенности (которая, кстати, названа по соседнему райцентру, расположенному чуть севернее).

46. Типовые жилые локнянские кварталы:

47. Вид в обратную сторону. На заднем плане виден магазин "Магнит" — постоянный атрибут нашей обаятельной русской глубинки. В "Магните" я закупился провизией на оставшуюся часть дня.

48. И специфический для наших краёв фирменный магазин Великолукского мясокомбината. Увидеть его можно по всему Северо-Западу России (вплоть до Воркуты, где я его обнаружил в августе этого года), но здесь производитель находится совсем уж рядом.

49. Тихий локнянский дворик. Здесь я присел перекусить. Как уже говорилось, приятное и интересное ощущение, — когда можешь подробно осмотреть место, где столько раз проезжал на поезде.

50. А вот этот обитатель двора выглядит так, словно охраняет вход в подъезд.

51. Локнянский хлебокомбинат. Кстати, в левой части кадра виден грузовик, вывозящий его продукцию.

52. И фирменный магазин:

Замыкая круг, я повернул в северном направлении, на улицу Первомайскую.

53. Ещё одна примечательная сталинка. Это, вроде, бывший кинотеатр. Ныне, как видим, превращённый в магазин.

54. Первомайская улица. Всё чисто и аккуратно.

55. Затем я прошёл мимо уже показанного ДК и пошёл дальше, в направлении северной окраины Локни.

Вторая карта:

56. Ещё один двор:

57. Снова улица Шарикова:

58. Вид в северном направлении:

59. А вот так называется одна из улиц, примыкающих к Шарикова. Прославленный герой войны Александр Матросов свой подвиг совершил именно в этих местах — возле деревни Чернушки Локнянского района. И по дороге в Локню из Великих Лук я проезжал мимо указателя к посвящённому ему мемориалу.

Также памятник Матросову есть в составе мемориала Великой Отечественной войне в центре Великих Лук, — памятник поставили именно там, поскольку после войны Локнянский район был в составе Великолукской области, упразднённой в 1957 году.

60. А вот так выглядит эта улица. Снова дома стоят боком, в этих краях почти везде так.

61. Дома, огороды, яблони... И поленницы!

62. А вот эта табличка на одном из домов, — видимо, советских времён.

63. Улица Шарикова, идя дальше на север, поворачивает направо и становится Комсомольской, которая пересекает затем железную дорогу и выходит из Локни, превращаясь в шоссе, ведущее на восток — в Холм, Старую Руссу и Великий Новгород. Перед железнодорожным переездом на север от Комсомольской улицы уходит шоссе, ведущее в Бежаницы и Порхов.

64. Среди различных высаженных здесь деревьев около одного из домов неожиданно обнаружился сибирский кедр!

65. А вообще-то улица Шарикова, на самом деле, продолжается дальше, но приобретает уже совсем деревенский вид. А между прочим, согласно, опять же, моему сну, здесь ходит троллейбус!

66. В эту поездку я на востоке Псковской области обнаружил необычный, доселе мне нигде не встречавшийся тип кровли избы. А именно — четырёхскатная полувальмовая. Дома со светлицей, где ко двум скатам добавлен с передней стороны ещё один неполный (полувальма), — встречаются нередко. А вот таких, где светлица двусторонняя, я как-то раньше и не видел...

67. Потом я вышел на автодорогу Локня - Бежаницы. Сама Локня здесь уже заканчивается, и в кадре — деревня Рысино. Согласно моему сну, здесь располагается конечная второго маршрута троллейбуса, и рядом находится парк:)

Оставшиеся полтора часа до отправления пригородного поезда Новосокольники - Дно (на котором мне предстояло ехать дальше на север — в Чихачёво) я решил походить пешком по Петербургско-Витебской железной дороге.

68. А вон уже и она — отлично видна с автодороги!

69. Надо придумать, как дойти. Вроде, вот она и рядом, железная дорога. Но пройти к ней сложно, — вокруг какие-то заросли и затопленная водой канава. Но вот нашёл переулочек, прошёл мимо пары-тройки деревенских домов. Сидевший возле одного из них дед как-то даже вопросительно посмотрел мне вслед. Эх, знал бы он, что моё подсознание привело в их деревню троллейбус:)

70. Нашёл переправу! Через канаву положен импровизированный мостик из какой-то металлоконструкции. Перейдя его, я прошёл ещё с полтора десятка метров по тропинке и вышел к рельсам.

Сначала у меня была идея пройти пешком по железной дороге восемь километров до бывшего разъезда Тигощи и на поезд садиться уже там, но потом я от этой идеи отказался, в том числе из-за наличия на перегоне моста через реку Локня, в неохраняемости которого я не был полностью уверен (хотя вероятность этого крайне низка, если даже мост через Оредеж не охраняется). Поэтому я прошёл пару километров в северном направлении (куда мне и предстоит ехать) и вернулся обратно, — уже прямиком на станцию Локня, точно к пригородному поезду на Дно. Но об этом расскажу позже.



Похожие публикации