Город с коллекцией шедевров гауди. Антонио Гауди: гениальный архитектор и невыносимый упрямец

По легенде, Барселона была основана знаменитым героем древнегреческих мифов – Гераклом и восстановлена из руин в 3 столетии до нашей эры карфагенянином Гамилькаром Баркой, назвавшим город в честь своей семьи – Барсино. Сегодня Барселона – второй по количеству населяющих его жителей город Испании и десятый Евросоюза.

Столица Каталонии располагается на побережье Средиземного моря. Холмы, на которых был выстроен город, дали названия пяти его районам: Кармель, Монтерольс, Пучет, Ровира и Пейра. Как и большинство европейских городов, Барселона состоит из Старого города, включающего в себя Готический квартал, Нового города, времён застройки XIX века, и современных районов.

Архитектура Барселоны отражает основные историко-культурные периоды формирования каталонской столицы. Старый город включает в себя как средневековые строения, выполненные в готическом стиле, так и более древние постройки, периода римской античности. Эшампле или Новый город представляет собой классический образец модернизма конца XIX – начала XX столетия. На бульваре Грасиа можно полюбоваться шедеврами знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди и фонарями со скамьями, созданными по проекту Пера Фалькеса.

Основные достопримечательности Барселоны располагаются в историческом центре города. На холме Монжуик, расположенном рядом с морским портом, можно посетить старинную крепость (1640), архитектурный музей под открытым небом, известный как «Испанская деревня», Национальный музей искусства Каталонии и олимпийские объекты, выстроенные к Летним играм 1992 года. Сайт lonelyplanet.com знакомит нас с красивейшими достопримечательностями Барселоны.

Архитектурные достопримечательности Барселоны — ФОТО.

1. Храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства, расположенный в Эшампле Барселоны, принадлежит архитектурному гению эпохи модернизма – Антонио Гауди. Строительство собора было начато в 1882-м году. Все работы оплачивались благодаря частным пожертвованиям. Возможно, именно поэтому Храм Святого Семейства строился на протяжении не одного века. С 1882-го по 1926-ой он возводился под руководством Гауди. С 1926-го шефство над Храмом попеременно брали на себя другие известные архитекторы. Освящение храма произошло только в XXI веке. Храм Святого Семейства построен в форме латинского креста. Строение имеет пять нефов. Колокольни храма имитируют вид песчаных башен.

2. Церковь Санта-Мария-дель-Мар

Церковь Святой Марии на Море (а именно так переводится на русский название жемчужины испанской архитектуры) находится в старинном квартале Ла-Рибела, расположенном в Старом городе. Готическое строение возводилось на протяжении середины-конца XIV века – времени торгового и морского расцвета Каталонии. Санта-Мария-дель-Мар отличается чистотой архитектурного стиля, чётко придерживающегося традиционных средневековых норм. К примеру, изысканный, на первый взгляд, витраж западного фасада церкви – и тот относится к стилю пламенеющей готики.

3. Торре Акбар

34-этажный небоскрёб, расположенный на площади Глориас-Каталанес, получил своё название от владельцев – компании «Группа Акбар». Приставка «Торре» в переводе с каталонского означает – «башня». Величественное здание, напоминающее своим внешним видом космический корабль, было закончено в июне 2005 года. Уникальность фасада Торре Акбар связана с его особым устройством. Внешняя часть небоскрёба покрыта металлическими, с встроенными в них светодиодами, и движущимися под воздействием температурных датчиков стеклянными панелями. Светодиодные технологии формируют на поверхности Торре Акбар сложные цветовые комбинации в пределах 16 миллионов вариантов.

4. Дворец каталонской музыки

Палау де ла Музика Каталана – наиболее яркий представитель каталонского модерна. Знаменитый концертный зал Барселоны был построен архитектором Луисом Доменек-и-Монтанер в начале XX века. Дворец каталонской музыки единственный в Европе, где работает естественное освещение. Палау де ла Музика Каталана располагается на маленькой улочке исторического квартала Ла-Рибела. Архитектурные особенности модерна проявились в оформлении Дворца в кривых линиях, динамических формах, ярких художественных орнаментах. Отделка фасада дополнительно включает в себя элементы классической испанской и арабской культуры.

5. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла

Знаменитый больничный комплекс Барселоны располагается в Новом городе. Построенный в первой трети XX века по проекту известного каталонского архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая больница Святого Павла появилась на этом месте ещё в 1401-м году, когда шесть средневековых лечебниц были объединены в одну. В своём современном виде госпиталь функционировал до 2009 года, после чего был переоборудован в культурный центр и музей. В настоящее время на его территории устраиваются разнообразные выставки.

6. Рынок Санта-Катерина

Рынок Санта-Катерина получил своё название по имени святой, которой был посвящён ранее стоявший на этом месте женский монастырь. Религиозное учреждение было разрушено в 1835-м году революционными событиями, после чего городской совет решил отдать его земли под торговые площади, в которых город на тот момент нуждался больше. Первое здание рынка было построено по проекту Джозефа Мас Вилла и открыто в 1846 году. Современный вид Санта-Катарина приобрела благодаря работе Энрике Мирайеса. Именно он предложил оформить крышу рынка в ярких, броских тонах.

7. Дом «Ла Педрера»

На самом деле, необычный барселонский дом, построенный в начале XX века по проекту архитектора Антонио Гауди, называется дом Мила. «Педрерой», то есть «Каменоломней», его прозвали местные жители, поначалу не принимавшие модернизм как вид искусства. Странное строение, полностью лишённое прямых линий, воспринималось барселонцами как нечто ужасное. Между тем, дом Мила уникален не только снаружи, но и изнутри. В нём работает естественная вентиляция, а межкомнатные перегородки перемещаются по желанию владельцев квартир.

8. Дом Амалье

Построенный в конце XIX – начале XX века дом Амалье сочетает в себе архитектурные черты неоготики и модернизма. Здание было построено в 1875 году. В 1898-м его купил барселонский кондитер Антонио Амалье. По его поручению архитектор Ж. Пуч-и-Кадафалька переработал декоративное оформление здания. Фронтон последнего приобрёл ступенчатый вид, а на фасаде появилось аллегорическое изображение владельца. Расположенный в районе Эшампле, дом Амалье входит в состав «Квартала разногласия», названного так из-за стилистической разнородности составляющих его зданий. С 1976 года дом Амалье является памятником национального значения.

9. Дом Бальо

Дом Бальо носит фамилию текстильного магната, заказавшего проект здания архитектору-модернисту Антонио Гауди. Жилое строение было возведено в 1877-м году в районе Эшампле, рядом с домом Амалье. Второе название дома Бальо – Дом костей – связано с его необычной архитектурной формой. Как и в «Ла Педрера», в оформлении этого здания отсутствуют прямые линии. Волнистые изгибы фасада придают строению аллегорический образ дракона – излюбленного персонажа Гауди. Фактически Дом Бальо своими формами и декоративными элементами воссоздаёт знаменитую историю убийства дракона Святым Георгием, покровителем Каталонии.

10. Павильон Людвига Мис ван дер Роэ

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ относится к числу ведущих представителей интернационального стиля, сформировавшегося внутри модернизма в 30-60-е годы XX века. Барселонский павильон был построен в 80-е годы в точном соответствии с его немецким предшественником. В оригинальном полупрозрачном здании, состоящем из стекла и разных видов мрамора, разместился музей Людвига Мис ван дер Роэ. В частности, в нём выставлены самые известные работы архитектора: скульптура Георга Колбэ и Барселонский стул.

Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны в Каталонии (Испания). Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронёс через всю жизнь, поэтому некоторые его дома напоминают замки из песка. Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве, проводил много времени в общении с природой. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио любил подолгу наблюдать за горами, облаками, цветами, улитками. Мать Гауди прививала мальчику любовь к религии. Она внушила ему, что раз уж Господь оставил ему жизнь, то Антонио обязательно должен выяснить для чего.

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Высшую школу архитектуры, которую окончил в 1878 году. Это было учебное заведение нового типа, в котором преподаватели делали все, чтобы обучение не превратилось в рутину. В Школе студенты поощрялись, имея возможность участия в настоящих проектах, а практический опыт всегда очень ценен для архитектора. Занимался Антонио с удовольствием и энтузиазмом, по вечерам засиживался в библиотеке, выучил немецкий и французский языки, для того чтобы иметь возможность читать литературу по профилю. Антонио был одним из лучших учеников, но никогда не был любимым.

В 1870-1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля , и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики - французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность - начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского - от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы:

изобилие керамической отделки;

пластичность, текучесть форм;

смелые комбинации разностильных элементов;

контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.

Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия):

Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

К этому же периоду относится компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) - единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни:

Также в эти годы появляются следующие проекты:

● Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона) в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле:

Неоготический епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон):

Дом Ботинес в неоготическом стиле (Леон):

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем . Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона). В этх работах Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектики XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Однажды Гуэль задумал реконструкцию своего летней загородной резиденции. Для этой цели он расширяет свои владения, приобретая еще несколько участков. Заказ на перестройку загородного дома он отдает Антонио Гауди, поручая ему переделать парк, реформировать загородный дом, возвести ограду с воротами, построить новые павильоны на въезде в усадьбу, так же архитектору было поручено построить конюшню с крытым манежем. Сейчас этот комплекс носит название Парк Гуэля .

Как и все последующие работы Гауди, эти постройки глубоко символичны, здесь нет никаких случайных деталей. В основу замысла архитектора лег миф о волшебном саде Гесперид. Этот миф получил отражение в поэме “Атлантида” каталонского автора Жасинта Вердагера, который часто посещал в усадьбу Гуэлья. В поэме описывается один из подвигов Геракла, которому царь Микен, желая испытать силу Геракла, приказал добыть золотые яблоки из сада, который тщательно охранялся. Самая интересная, сохранившаяся часть усадьбы - ворота в виде дракона. По легенде кровожадный дракон Ладон охранял вход в сад, где росло дерево с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

Ещё одно строение Гауди для своего мецената и друга - дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля :

С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь».

В то время Антонио Гауди еще работал чертежником в архитектурном бюро у своего бывшего преподавателя Высшей Архитектурной школы - Вильяра. Это тоже сыграло интересную роль в дальнейшей жизни Гауди. Дело в том, что строительство Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне шло уже несколько лет. И когда встал вопрос о замене архитектора, Вильяр предложил кандидатуру Гауди. Как ни странно, Церковный Совет ее принял. Антонио основал свое архитектурное бюро, набрал штат помощников и с головой окунулся в работу ( )

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре. Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого. Одним из таких домов стал дом Каса Мила - пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя. Дом более известный под названием Ла-Педрера, что переводится как каменоломня. Проект заказал предприниматель Педро Мила-и-Кампс. Ему необходим был дом, квартиры которого он мог бы сдавать. Гауди спланировал волнистый фасад. Железные конструкции облицовывались тесаным камнем, который вырубали неподалеку в провинции Барселоны:

Проектирование началось в 1906 году, и архитектор со свойственной ему скрупулезностью выверял все линии. Он проектировал пространство так, чтобы соседи чувствовали себя максимально изолированно друг от друга, кроме того если хозяин дома задумал бы превратить его в отель, то никаких проблем тоже не должно было возникнуть. Тем ни менее Педро Мила выражал нетерпение и всячески подгонял. Но препоны возникали на каждом шагу. Так, контролирующие органы были недовольны колонной, которая на полметра выдавалась на тротуар. Они требовали ее убрать. Гауди бился за каждую деталь своего проекта. Он пригрозил, что если ему все же придется убирать колонну, то на месте, где она должна была быть, он напишет, кто именно виновен в её отсутствии.

Затем возникли проблемы с размерами. Высота сооружения на четыре метра превышала разрешенные. Появилось требование урезать чердак. В случае невыполнения требования на владельца налагался штраф, который соответствовал пятой части всего проекта. Была создана комиссия, которая признала здание огромной ценностью и таким образом все это разногласие с законом было урегулировано.

Дом Мила строился три года. Пока шла работа, богатый Пере Мила стал бедным, поскольку уже заплатил 100 тысяч песет за нарушение архитектором всех норм строительства. Поэтому ближе к завершению он не выдержал и сказал: «Платить не буду». Гауди ответил: «Ну, сам тогда и достраивай». После чего они разошлись, похлопывая по пустым карманам, понося друг друга и передавая дело в суд. Зато последующие поколения теперь могут теперь вдохновляться и наслаждаться прекрасным памятником архитектуры.

Похожий по духу проект Гауди - Дом Бальо (Casa Batllу) - живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии, имеющей необычное происхождение: в нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. Над крышей возвышается башня в виде копья, вонзающегося в драконье тело. Также дом Бальо известен как «Дом костей» :

С обор Святого Семейства - Саграда Фамилиа - стал самым известным произведением Антонио Гауди, хотя не он его начинал строить и не он его закончил. Но для самого архитектора эта работа стала кульминацией его жизни и творчества. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный - Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения. Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена. Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и в наше время. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Макет будущего Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Famнlia) в Барселоне, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли «прочитать» только современные компьютеры! Соединив точки-мешки, исследователи получили пространственную модель собора. Кроме того, чтобы не «резать» помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные операции. Это была программа NASA, рассчитывающая траектории космических полётов.

Последние годы зодчий провёл как аскет-отшельник, полностью посвятив все свои силы и энергию на создание бессмертного собора Святого Семейства - Саграда Фамилиа, который стал высшим воплощением не только его уникального таланта, но и истовой веры. Он так тщательно отделывал завершения башен храма, чтобы ангелам приятно было на них смотреть.

В конце жизни Антонио Гауди сильно заболел. Подхватил бруцеллез или мальтийскую лихорадку, диагностировать которую трудно и сегодня. Медики считают, что «бруцеллез отличают резкие смены настроения, приводящие к суицидальной депрессии. Перемежаясь со вспышками гнева и периодами рассеянности, это подавленное настроение сопровождается физическим истощением, мучительными головными болями и болезненным артритом». Лекарства против этой болезни не было. Может быть, этим и можно объяснить, почему Гауди так сильно изменился в худшую сторону. Он разгуливал в обвисших пиджаках, а брюки болтались вокруг ног, которые он от холода обматывал бинтами… И никакого нижнего белья! Впрочем, и верхнюю одежду он не менял, пока та не превращалась в лохмотья. Ел великий архитектор то, что сунут в руку на ходу - кусок хлеба, например. Если ничего не совали, ничего и не ел. Когда очень долго ничего не ел, то ложился и начинал умирать. Но приходил кто-нибудь из учеников, менял на нем одежду, кормил…

7 июня 1926 года 73-летний Гауди был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Вскоре от полученных травм Гауди скончался.

Смотрите видео-презентацию самых знаменитых произведений Гауди:

На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии оказало магическое влияние творчество великого мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudi i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками, и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди – излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.

Всего в архитектурном наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь облик города. Он был влюблен в этот город, говорил по-каталански и в культуре своего народа черпал неиссякаемое вдохновение для творчества. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне – дом Висенс, школа Терезианок, дом Бельесгуард, дворец Гуэль, дом Бальо, дом Мила (La Pedrera), парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства.

Таинственный символ города – храм Святого Семейства

Храм – это «фирменный знак» Барселоны, общепризнанный символ города. Его величественные башни производят поистине незабываемое впечатление, само здание полно тайн и закодированных посланий Гауди. Но, пожалуй, главная загадка этого шедевра, который был задуман как храм искупления грехов, – в его незавершенности.

Здание проектировалось в готическом стиле, следы его прослеживаются в крипте и апсиде, однако потом гений импровизации поменял идею, экспериментируя со стилями и создавая свой уникальный архитектурный почерк. При создании храма Гауди почти не использовал чертежи, он собственноручно делал эскизы, и поэтому на работу уходило очень много времени. Над храмом Саграда Фамилия архитектор работал сорок три года, так и не завершив строительство. В 1926 году он погиб, попав под трамвай на перекрестке улиц Гран Виа и Байлен.

В 1936 году мастерские Гауди были сожжены, и только через 20 лет работы по строительству храма возобновились, уже по мелким кусочкам фотографий и набросков и, конечно же, без той волшебной импровизации, что была присуща только Гауди. Строительство собора продолжается до сих пор, неуклонно преодолевая финансовые и другие затруднения. Храм Святого Семейства, располагающийся в самом центре города на улице Майорка, 401 , ежегодно привлекает тысячи туристов, которые, любуясь величием проекта Гауди, пытаются разгадать его тайну...

Дом Бальо (Casa Batllo ) в Барселоне

Дом Бальо («Батло» , «Батльо» ) – один из многочисленных шедевров Антонио Гауди, элегантный образец стиля модерн, так распространенного в Каталонии в начале XX века. Дом Бальо был построен в 1904–1906 годах на Пасео де Грасия, 43 . Гауди реконструировал дом, применив свой фирменный стиль: многоцветная и сверкающая мозаика, кривые линии, выразительность форм, причудливые балкончики, фантастическая крыша с черепицей в виде рыбьей чешуи.

Местное название дома – Casa dels ossos («Дом костей»). В нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов некоего гигантского загадочного животного. Крыша дома покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона. По общепринятому мнению округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца (Святой Георгий - покровитель Каталонии), вонзенный в спину дракона.

Дом Мила (Casa Mila, La Pedrera)

Дом Мила в Барселоне – один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Кому-то его фасад напоминает набегающие волны, а кому-то – каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо так и называют его: «La Pedrera» («Каменоломня»).

Гауди, работая над строительством этого дома на углу оживленного проспекта Пасео де Грасия и улицы Провенса, как обычно, черпал вдохновение у природы. Концепция модерна здесь – это нечто живое, текучее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону так же изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью.

В 1984 году дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже размещается музей, посвященный Антонио Гауди, остальные этажи отданы под элитное жилье.

Парк Гуэль (Parc Guell)


Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль, расположенный за площадью Лессепс, на улице Олот . Парк Строился с 1900 по 1914 год, но, к сожалению, как и храм Саграда Фамилия, не был закончен.

Парк – совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был идеей вполне многообещающей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зеленый городок для отдыха богатых горожан. Однако грянул экономический кризис, и строительство пришлось заморозить. Гауди сумел лишь частично воплотить свои мечты в жизнь – была построена одна стена предполагаемого парка.

У входа в парк вас встречают два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделенных эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Вверх ведет лестница, украшенная скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди них – характерная ящерица Гауди, символ удачи и благополучия, встречающийся почти в каждом произведении мастера. Лестница ведет к просторному «Залу ста колонн», изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады – спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. Отсюда открывается один из лучших видов на город.

Парк Гуэль считается одной из работ Гауди, где в наибольшей мере проявилось его воображение. В домике, где жил архитектор в 1906–1926 годах, сейчас открыт музей его имени.

Дом Висенс (Casa Vicens)

Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс, который находится на улице Каролинас 18–24 . В 1878 году молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По не зависящим от него причинам строительство было отложено на 5 лет, и это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать дом: площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий.

В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности, бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии к незабываемым творениям Антонио Гауди.

Архитектурные творения неординарного Гауди восхищают своим великолепием весь мир. Сохранившиеся в каталонской столице 14 сооружений были созданы в начале 20 века великим мастером модернизма. Его невероятные и почти мистические дома теперь принадлежат международному наследию ЮНЕСКО.

На свет архитектор появился 25 июня 1852 г. Для семьи Гауди-и-Серра это уже был пятый по счету ребенок. После средней школы в Барселоне и архитектурных подготовительных курсов Антонио в 1873 г. поступил в Провинциальную архитектурную школу. Обучаясь в этой школе, он одновременно подрабатывал чертежником сначала у архитектора Фонсере, а потом у Франциско Вильяра.

С последним Гауди спроектировал апсиду монастырской церкви Монсеррата. Отучившись в школе архитектуры, молодой Антонио работал над чертежами первых газовых фонарей. Это был заказ барселонской мэрии. В 1870-х Гауди еще немало трудился над подобными заказами.

Среди них были:

  • части церковных сооружений;
  • магазинные фасады;
  • павильоны.

Важным поворотом в судьбе испанского архитектора стал выполненный проект презентационной витрины для Всемирной парижской выставки.

Первые знаменитые творения Гауди появились в 1880-х годах:

  • павильоны владений Гуэля;
  • Эль-Каприччо;
  • дом Висенс.

Знакомство с Гуэлем привело Гауди в высшее общество. Позже он отстроил немало домов для важных людей. А в 1890 г. началась работа над проектом парка Гуэля.

С 1898 по 1912 гг. в Эшампле по задумке архитектора выросли символы Барселоны:

  • дом Кальвет;
  • дом Мила;
  • дом Бальо.

Храм Святого Семейства, начатый Гауди, достраивали уже после его смерти, в 1954 г. В 1926 г. основоположника особого вида каталонского модерна сбил трамвай. После чего Гауди пролежал без сознания 3 суток в госпитале для нищих и умер. Похоронили архитектора в крипте его недостроенного детища, Саграда де Фамилья.

Стиль

Антонио Гауди со своим творчеством имеет отношение к модерну. Но это лишь общепринятая классификация его стиля. Гениальные, почти сумасшедшие идеи барселонского архитектора никогда не следовали каким-либо рамкам и ограничениям. Стиль арт-нуво, который появился благодаря Гауди, всегда имел свои законы и правила.


Гауди — великий архитектор, который создал массу достопримечательностей в Барселоне.

Все 18 сооружений талантливого архитектора отличаются друг от друга.

Они больше напоминают природные объекты и животных. А все потому, что Гауди никогда не признавал строгих геометрических форм и прямых линий. Все его дома имеют обтекаемые очертания с огромной долей кривизны. Вдохновение архитектор черпал у самой природы.

У истоков его творчества стояли:

  • народное искусство;
  • испанское барокко;
  • мавританский стиль;
  • каталонская готика.

Архитектура Гауди в большей степени является декоративной.

Она украшена:

  • коваными решетками;
  • плиточной глазурью;
  • скульптурами;
  • ярким орнаментом.

Экзотика у каталонского мастера спокойно сочетается с европейским модерном. Довольно пестрый стиль Гауди сильно напоминает эклектику. Природные формы вдохновляли архитектора создавать свои неповторимые пластичные творения. Фасады некоторых его домов похожи на волнующееся море, а кровля – на драконьи спины.

Естественные аллюзии присущи и интерьерам Гауди:

  • лестница с перилами, напоминающими остов фантастического создания в доме Бальо;
  • своды в виде сталактитов;
  • паутинные решетки.

Все свое творчество испанский мастер посвятил собственным вольным фантазиям. Его страстью всегда была средневековая готика. Он остался ей верен до самой своей смерти.

Фонтан на площади Каталонии

Гауди (архитектор и его дома известны всему миру) проектировал не только здания, но и другие значимые объекты. Одним из них является фонтан на площади Каталонии, представляющий собой одновременно триумфальную арку и каскадный водопад.

Самое первое творение талантливого архитектора Испании находится на главном плацу Барселоны.

Добраться до фонтана можно на автобусе либо на метро. Посещение достопримечательности бесплатное и свободное. Полюбоваться монументальным фонтаном может каждый, кто очутился на каталонской площади.

Рабочий кооператив Матаронина

Архитектура данного объекта выдержана в стиле помпейской живописи. Гауди работал над рабочим комплексом в Матаро почти 4 года. Зодчему в 1878 г. поступил заказ на создание кооператива с игорным домом и другими сооружениями. Но в итоге свет увидели лишь несколько служебных зданий и фабрика.

В настоящее время открытый рабочий комплекс применяют как выставочную площадку, куда наведываются для ознакомления с начальным периодом творчества Гауди.

Время действия кооператива:

  • 15 июля – 15 сентября с 6 до 9 вечера, все рабочие дни, кроме понедельника;
  • в остальные сезоны – вторник – суббота, с 5 до 8 после полудня;
  • с 11 до 14 часов в воскресенье. Понедельник – выходной день.

Посещение кооператива Матаронина бесплатное. Нахождение: г. Матаро, ул. Кооперативная, 47.

Способы проезда к достопримечательности:

Дом Висенс

Заказ на объект поступил в 1883 г. от каталонского промышленника, производящего плиточную керамику и кирпич. Резиденция Висенса имеет форму правильного четырехугольника с простыми конструкциями. Гауди украсил свой первый шедевр изображениями цветов и птиц.

Теперь дом Висенс является собственностью андоррского банка и открыт для ежедневного посещения с 10 утра до 8 вечера. Объект не работает 25 декабря, а также 1 и 7 января. Добираются до здания по ул. Каролинес, 20-26 на метро.

Стоимость билетов в Каса Висенс:

  • детский до 7 лет – бесплатно;
  • для пожилых людей с 65 и студентов до 25, а также детей до 14 лет – 14 евро;
  • для взрослых – 16 евро.

Эль Каприччо

Необычный дворец для дальнего родственника зодчего Гуэля также принадлежит к раннему модернистскому творчеству Гауди. Здесь каталонская архитектура уже соседствует с мавританскими мотивами. Добавлены незначительные по функциональности декорации в виде огромных колонн с капителями и длинной башни-минарета.

Эль-Каприччо расписан разноцветными красками. Цоколь его украшен желто-серым рустикальным гранитом, а фасад выложен майоликовой плиткой и ярким кирпичом. В саду Эль-Каприччо расположился памятник А. Гауди, который восседает перед своим шедевром и любуется им. С 1985 г. особняк переоборудовали в ресторан. В такой ипостаси он прослужил до 2009 г. Теперь здесь проходят экскурсии для туристов.

Адрес расположения Эль-Каприччо: г. Камильяс, ул. Баррио Собреллано. Добираются до него из Барселоны вначале на самолете, а затем на автобусе из Сантадера. Время посещения особняка: с 10.30 до 17.30, перерыв – 14.00-15.00. Вход во дворец стоит 5 евро.

Павильон усадьбы Гуэля

В пределах владений своего друга Эусебио Гуэля Гауди в 1884-1887 годах построил портал для входа и несколько павильонов:

  • подсобное помещение для привратника;
  • манеж под крышей;
  • конюшню;
  • смотровые площадки.

Удивительные творения в усадьбе Гуэля получились практичными и рациональными. В ассиметричной работе зодчего прослеживаются четко выверенные линии. Декоративные элементы здесь служат опорой для стен. Сказочные арабские орнаменты в этой работе переплелись с культурными и историческими традициями.

В настоящее время усадьба Гуэля лишена конюшни и помещения для привратника, но утраченные шедевры власти всеми силами стараются восстановить. Из-за этого вход на территорию владений стоит 6 евро. Добираются до них на метро. Расположение объекта: ав. Петральбес, 7.

Саграда Фамилья

Гауди в 1882 г. задумал проект Искупительного святого храма Барселоны, вернее додумал после другого зодчего. Саграда Фамилья, как и его дома на начальном этапе творчества, стала первым удачным опытом. Грандиозное сооружение архитектора до сих пор не завершено. Храм представлен вместилищем высоких колонн с капителями, напоминающими ветви деревьев.

После этой работы творца Гауди наконец стали серьезно признавать. Заказы от богатых людей потекли к нему рекой.

С 1891 г. Гауди становится главным архитектором на строительстве храма Искупления. Полностью вернуться к работе над храмом зодчему удалось лишь в 1914 г. Гауди настолько погрузился в работу, что даже забывал нормально следить за собой.

Изнутри и снаружи собор декорирован множеством поразительных деталей, в которых переплелись:

  • восточное зодчество;
  • немного барокко;
  • традиции христианства;
  • средневековая готика;
  • европейский модерн.

Великолепная Саграда Фамилья открыта для посетителей:

  • 9:00 – 18.00 в ноябре – феврале;
  • 9:00 – 18.00 в марте;
  • 9:00 – 20.00 в апреле – сентябре;
  • 9:00 – 19:00 в октябре;
  • 9:00 – 14:00 25, 26 декабря и 1, 6 января.

Стоимость посещения храма:

Адрес Саграда Фамилья: Барселона, ул. Дель Мальорка, 401. Добираются до места на метро.

Дворец Гуэля

С 1885 г. Гауди начал трудиться над парадной резиденцией своего друга Гуэля. Серьезный заказ выполнялся 5 лет. Четырехэтажный дворец с арками в венецианском стиле появился в сравнительно небогатом районе. Фасад здания сделан из серых мраморных плит. Интерьер резиденции дополнили 127 колонн из известняка.

Дорогой и достаточно тяжелый проект дворца Гуэля после завершения строительства еще пришлось 2 года дорабатывать. На сегодняшний день вся мебель из резиденции перемещена в музей Гауди, а во дворце расположился музей сценического искусства. К особняку, находящемуся на ул. Нэу дэ ля Рамбла, подъезжают на автобусе или метро.

Колледж Святой Терезы

За резиденцией Гуэля находится строгая и скромная монастырская школа. Гауди пришлось достраивать это здание в условиях плотной ограниченности финансового обеспечения. Архитектор создал верхний этаж уже существующего колледжа. Он мастерски превратил грубоватую школу в более элегантное здание, смягчив его кирпичными зубцами.

Этими элементами Гауди окружил всю крышу по периметру. К терезианскому колледжу по улице Гандуксер, 85 ведет 3 зеленая линия метро и автобусные маршруты. Для туристов открыт доступ по выходным с 15 до 8 часов вечера.

Епископский дворец в Асторге

Величественное здание, которое стоит напротив кафедрального собора в Барселоне, выполнено в неоготическом стиле. Над ним архитектор начал работать с 1887г. Епископский дворец имеет крепостные башни с закруглениями.

Портал у сооружения выпуклый, а входная арка плоская. Истинно готической является трапезная на 2 этаже. Внутри помещения отделаны орнаментами сграффито из гранита и майоликовой плитки.

Ценная капелла дворца щедро украшена:

  • витражами;
  • фресками;
  • статуями святых.

Религиозное сооружение так никогда и не стало епископской резиденцией. Во время гражданской войны оно выступало в роли казарм и испанской штаб-квартиры, а теперь во дворце действует музей имени св. Иакова для паломников. Находится архитектурный объект в Асторге на площади Эдуардо де Кастро. Ведет к нему дорога из Леона. Цена билетов – 2,5 евро; режим посещения: с 10 утра до 7 вечера.

Дом Ботинес

Здание Каса де лос Ботинес в стиле модерн в Леоне начали строить по проекту Гауди в 1892 г. Возведение продолжалось до 1983г. К Ботинесу архитектор приступил сразу же после завершения епископского дворца в Асторге. Дом полностью выдержан в средневековом стиле с редкими вкраплениями неоготики.

Он имеет:

  • мансарду;
  • цоколь;
  • 4 этажа;
  • каменную статую св. Георгия, пронзающего дракона, над входом.

Фасадом квадратное здание обращено на площадь Сан Марсело. В подвале находился текстильный склад; на 1 этаже – магазин с конторами; на 2 – частные апартаменты; на 3 и 4 – сдаваемые квартиры.

Мансарду дома Ботинеса покрывает четырехскатная крыша с черепицей.

Из декоративных элементов на светлом монохромном здании присутствуют стрельчатые окна с витражами и удлиненные башни по углам. Добираются до дома Ботинеса в Леоне на площади Марсело, 5 на автобусе или поезде.

Винный погреб Гуэля

Еще один шедевр Гауди, непохожий на его другие яркие творения.

Погребу свойственны типичные для стиля испанского архитектора:

  • металлические ворота, крепящиеся одной стороной к каменному боку сооружения;
  • проемы окон;
  • арочные своды;
  • оригинальная крыша.

Вход в комплекс с винными погребами Гуэля обходится в 9 евро. Добираются до него на поезде, следуя до остановки Гарафф.

Дом Кальвет

В 1900 г. на улице Касп в Барселоне появилось нео-барочное сооружение по проекту Гауди для вдовы местного богача. В этом же году дом Кальвет признали лучшим зданием. Первый этаж особняка внутри имеет рельефные арки и столбы из гранита. Наверх ведут лестница, отделанная голубой плиткой и железный лифт, деревянный внутри.

Доезжают до улицы Касп, 48, где находится дом Кальвет, на метро или местных автобусах. Здание доступно только снаружи. Внутри теперь живут обычные люди.

Крипта Колонии Гуэля

Гауди (архитектор и его дома являются феноменами для всех времен и народов) в 1908 г. развернул строительство церкви для своего друга Гуэля. Крипту начали возводить там, где был разрушен когда-то особняк де ла Торре. После смерти Гуэля в 1918 г. недостроенное, но освященное сооружение законсервировали.

Церковь Гауди (второе название крипты) сейчас имеет вполне достроенный вид, так как ее завершили в 1955 г.

Она отделана разноцветным стеклом, а на окнах находятся декоративные иглы из фабричных станков Гуэля. Украшением крипты стали витражные окна с церковными мотивами. Посетить церковь можно за 7 евро с 10 утра до 7 вечера, добравшись до нее на 41 или 51 автобусе до станции Санта Колома де Сервелло.

Дом Фигерас

Сооружение имеет второе имя – Бельесгуард. Находится оно на горном склоне Тибидабо. Особняк Фигерас получился элегантным и похожим на средневековый готический замок. Его Гауди построил на развалинах старого королевства, которые превратил в вестибюль основного входа в дом. Выполнено здание из горного камня.

Для туристов особняк на ул. Бельесгуард, 16 в летний период открыт с 10 утра до 7 вечера, а в зимний — до 4 вечера. Стоимость входных билетов – 7 евро. К дому Фигераса ведет 3 линия метро.

Парк Гуэля

Гауди (архитектор и его дома оставили неизгладимый и значительный след в испанской культуре и истории) для своего влиятельного друга Эусебио в 1900 – 1914 гг. создал удивительный парковый комплекс. Его площадь занимает 17,2 га.

Здесь особенно выделяются:

  • саламандра из мозаики и змеиный медальон на парадном сходе;
  • зал со 100 колоннами;
  • декоративная парковая скамейка;
  • парк-музей Гауди;
  • аллея для прогулок.

Парк Гуэля располагается возле станции метро Валькарса.

Дом Бальо

Барселонскую улицу Пассеч де Гарсиа украшает необыкновенное здание им. Бальо. Монументальный Дом Костей архитектора Гауди имеет 43 номер. Он всегда окружен туристами, которым не терпится сфотографироваться рядом с достопримечательностью.

Интерьер дома Бальо украшает люстра-солнце и уникальные лестничные перила. Билеты на посещение особняка стоят 22,5 евро. Добираются до него на метро, по 3 линии.

Дом Мила

Гауди (архитектор и его дома признаны и узнаваемы на всех континентах) является проектировщиком еще одного известного жилого памятника, Каса Мила. Дом стал последней светской работой зодчего перед собором Саграда Фамилья. Фасад каменного здания украшают балконы с эксклюзивными коваными решетками.

Внутри дом Мила оснащен передвижными перегородками и уникальными вентиляционными шахтами. Крыша здания усеяна необычными скульптурами, прикрывающими дымоходы. Дом Мила также полностью лишен углов. Многочисленные окна делают фантасмогоричное сооружение очень светлым и открытым миру.

Цена на детские билеты в дом Мила – 10,3 евро, а на взрослые – 20,5 евро. Приехать на экскурсию можно на поезде или автобусе. К достопримечательности также ведет 3 зеленая и 5 синяя линии метро.

Школа Саграда Фамилия

Возле будущего главного собора Барселоны Гауди построил приходскую школу. Из черепицы и кирпича она возводилась так же быстро, как и стала знаменитой. За кажущейся лаконичностью скрылись хитрые и неповторимые архитектурные решения великого мастера. Причудливая и вместе с тем функциональная школа Саграда Фамилия отвечает всем церковным канонам.

К сооружению на ул. Дель Мальорка, 401 можно добраться на метро по 2 и 5 линии. Дома известного испанского зодчего стали первыми, ничего не скрывающими вехами в истории Барселоны. Гауди и его архитектура передали потомкам все тайны и загадки стиля начала 20-го столетия.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео об архитекторе Гауди

Наследие человечества. Антонио Гауди:


В настоящее время мало кто не слышал об архитекторе и Саграда Фамилиа, его самой известной работе. Каталонцы боготворят Гауди, ведь именно благодаря ему Барселона приобрела свой неповторимый стиль.

Биография Антонио Гауди раскрывает массу интересных моментов о его жизни, несмотря на то, что всю жизнь гений был достаточно замкнутым человеком, практически не имея друзей. Архитектура была основным смыслом его жизни, стихией, в которой он никому не давал поблажек, часто бывая жестким и жестоким с работниками. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в Реусе (Каталония), либо в деревне рядом с этим городком, став пятым ребенком в семье. Именно тот факт, что все его детство прошло возле моря, и объясняет причудливые формы строений гения, напоминающие песочные замки. Еще в детстве Антонио перенес воспаление легких и ревматизм. Из-за заболеваний у него практически не было друзей, поэтому мальчик часто бывал наедине с природой, уже тогда мечтая стать архитектором. Впоследствии это и повлияло на создание в его творениях форм, близких к природным.

С 1868 года Гауди переезжает в Барселону, где проходит архитектурные курсы. Один из преподавателей назвал его то ли гением, то ли сумасшедшим за его нестандартные проекты. Гауди никогда не пользовался чертежами и вычислительными машинами, в своем творчестве он руководствовался лишь интуицией, производя в уме все расчеты. Нельзя сказать, что архитектор находился в поисках собственного стиля, он просто так видел мир, создавая шедевры архитектуры. Здесь можно указать тот факт, что предки Антонио, вплоть до прадедов, были котельщиками, самые сложные изделия выполняли «на глазок», без чертежей. Это, видимо, было их семейной особенностью. В 1878 году он, наконец, был замечен и получил свой первый заказ – проектирование уличного фонаря Барселоны. Уже в следующем году проект был полностью реализован.

Дом Висенс

Дом Висенс («Каса Висенс», 1878 г.) был спроектирован для дипломанта и фабриканта стройматериалов Мануэля Винсенса еще в начале архитектурной карьеры Гауди. Дом имеет простой прямоугольный план, выстроен из камня и кирпича, но архитектор снабдил здание богатой отделкой керамикой и таким количеством пристроек, башенок и балконов, что дом стал похож на сказочный дворец. Вдохновение мастер подчерпнул в старинной арабской архитектуре. Гауди сам разработал оконные решетки и ограду сада, а так же выполнил эскизы интерьера столовой и курительной комнаты. В этом проекте впервые использован опыт создания параболической арки. Эту виллу можно увидеть на улице Каролинес, к сожалению теперь уже лишенную сада.

Его карьера началась с очень скромных заказов, помимо уличного фонаря для Королевской площади, он занимался оформлением магазинных витрин, проектировал уличные туалеты. Но благодаря этому он был замечен богатым промышленником графом Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи, который стал его покровителем и постоянным заказчиком вплоть до смерти графа в 1918 году. Граф Гуэль предоставил Гауди полную свободу, позволив тем самым самовыражаться. Все то, что построил Антонио для Гуэля, стало коллекцией шедевров, которыми так гордится Барселона.

Первой работой Гауди для графа Гуэль было строительство графского поместья в округе Гарраф (1884-1887). Уцелевшими остались только ворота с кованым драконом, появление могучего чудовища на воротах было очень символично, так как он входит в состав эмблемы Каталонии, а так же его изгибы повторяют очертания созвездия Дракона. В этом и был весь Гауди, все его постройки и скульптуры пронизаны символизмом. Рядом с воротами находятся входные павильоны, в которых раньше располагались конюшня, манеж и дом привратника, а теперь Центр исследований творчества Гауди. Башенки с куполами на этих павильонах напоминают книгу «Тысяча и одна ночь».

Самой же неповторимой работой Гауди для графа стало здание барселонской резиденции Гуэлей – (1886-1891). Это здание является ярким отображением собственного стиля Гауди. Уникальное сочетание материалов и многоцветие создает фантастические образы. Кровля этого здания уставлена декоративными дымоходами и вентиляционными трубами не мысленных видов, не один из которых не повторяется. Не забывал Гауди и о практичности своих зданий, благодаря огромным аркам экипажам было легко въезжать в конюшни, расположенные под домом. Внутри дома был просторный главный зал, который венчался куполом с отверстиями, так что даже днем, подняв голову, казалось, что смотришь на звездное небо. Все в этом здании разработано Гауди, балконные перила, мебель, лепнина на потолках, колонны (сорока разных форм).

Главной мечтой архитектора было строительство церквей, он был глубоко верующим человеком. К нему обратилась католическая церковь с просьбой завершить здание колледжа Сестер ордена Святой Терезы, которое было брошено другим архитектором. Средства ордена были очень скудны, так как орден дал обет бедности. Но Гауди смог придать этому зданию утонченный, изысканный стиль, украсив его не роскошно, а скромно: гербами ордена, башенками с крестами и арками.

Еще одним заказом церкви стал епископский дворец в Асторге (1887-1893), который закончить ему так и не удалось, так как академия изящных искусств в Мадриде, разрешение которой требовалось для осуществления этого проекта, затравило архитектора поправками, и он бросил работу, так как отстаивал каждый штрих на своих чертежах. Дворец был закончен другим архитектором, но сохранил от Гауди общий облик, напоминающий о средневековых замках своими башенками и контрфорсами.

Однако, безусловно, самой известной работой мастера остается Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства), выполненный в нетипичном стиле для храмовой архитектуры. Возведению собора архитектор Антонио Гауди посвятил много сил и времени, начав его в 1883 году, однако, здание так и не было завершено из-за смерти Антонио Гауди. После того, как гения не стало, проект Саграда Фамилиа так и остался незавершенным, так как Антонио не любил чертить, после него не осталось авторских чертежей. Формы и символика собора настолько сложны, а метод работы Гауди настолько уникален, что все последующие попытки продолжения возведения выглядели слишком неуверенно.

Помимо Саграда Фамилиа, в Барселоне находится 13 основных построек Антонио Гауди, придающих городу неповторимый оттенок и позволяющих создать представление о стиле гениального творца. К ним относятся Дом Мила (жилой дом, стены которого расписаны с внутренней стороны, а на плоской неровной крыше находятся каминные трубы, облицованные кусочками стекла и керамики), Дом Батльо (волнистая, чешуйчатая крыша которого напоминает гигантского змея), Ворота Миралес (округлая стена, покрытая черепицей из черепашьего панциря), Парк Гуэль (являющий собой урбанистический стиль в природе, здесь нет ни одной прямой линии, этот парк стал жемчужиной Барселоны), церковь загородной усадьбы Гуэль, дом Бельесгвард (вилла в виде готического замка с витражами сложной звездчатой формы) и конечно много других, так как, войдя «в моду» у богатых граждан не выходил из нее до конца своей жизни.

Архитектор Антонио Гауди погиб, попав под трамвай 7 июня 1926 года. Распространена информация, что в этот день в Барселоне был запущен первый трамвай и якобы именно им и был задавлен архитектор, но это всего на всего легенда. Гауди был неухоженным стариком и был принят за бездомного. Он умер через три дня 10 июня, в приюте для бездомных, но его совершенно случайно опознала пожилая женщина. И благодаря ей великого зодчего не похоронили в общей могиле, а похоронили с почестями в здании всей его жизни Храме Святого семейства, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.

По решению ЮНЕСКО парк Гуэль, дворец Гуэль и дом Мила были объявлены достоянием человечества.

    Похожие записи


Похожие публикации