Как разделился кипр. Великобритания и кипрский конфликт

В июле 1974 г. на Кипре произошел правоэкстремистский военный путч под руководством террориста Никоса Сэмпсона, явно инспирированный режимом «черных полковников» в Греции. Президент Макариос укрылся в английском посольстве, а затем покинул остров. Под предлогом переворота и стремлением не допустить присоединения Кипра к Греции, а также необходимости зашиты турок-киприотов 20 июля 1974 г. Турция, воспользовавшись сумятицей, в нарушение всех международных прав совершила интервенцию на Кипр.

Турция направила на остров экспедиционный корпус в сорок с лишним тысяч солдат и офицеров. Высадившиеся в районе Кирении турецкие войска почти не встретили серьезного отпора со стороны национальной гвардии и греческих подразделений. Быстро продвигаясь по северному побережью острова и через горы в глубь страны, турецкие войска вскоре заняли обширную территорию. Выброшенный в промышленной зоне к северу от Никосии авиадесант ускорил наступление. Ожесточенные бои завязались на подступах к столице.

Несмотря на резолюции Совета Безопасности ООН и специальной конференции в Женеве, призывы мировой общественности, обращения ряда правительств зарубежных стран и прямые договоренности Анкары с Афинами и Лондоном, неоднократно устанавливавшиеся перемирия хладнокровно нарушались. И раз за разом турецкие войска все глубже пробивались на юг острова.

В последний раз прекращение огня было объявлено 16 августа 1974 г. Однако и после этого в ряде мест турецкие силы под разными предлогами оккупировали новые участки территории. Они полностью заняли города Кирению и Фамагусту, значительную часть Никосии. Многие районы этих городов и десятки деревень лежали в руинах. Однако напуганные перспективой греко-турецкой войны, а следовательно, и крушения всего юго-восточного фланга НАТО, североатлантические стратеги отвернулись от афинских диктаторов.

Не просуществовав и нескольких дней, пало «правительство», поставленное на Кипре у власти мятежниками. Вскоре развалилась и военно-фашистская диктатура в Греции. Ее главарей арестовали. В Греции была восстановлена демократия. После падения 23 июля греческой военной хунты в Афинах архиепископ Макариос, находившийся в эмиграции, 7 декабря возвратился на теперь уже разделенный остров.

Преодолеть раздел страны ему, однако, так и не удалось. Для киприотов события лета и осени 1974 г. обернулись жестокими испытаниями и огромными жертвами. Были подорваны суверенитет, независимость и территориальная целостность Кипра. С востока на запад республику разделяет полоса военных укреплений и минных полей. Это привело к фактическому расколу острова на две изолированные друг от друга части – Север и Юг.

Один из исследователей когда-то заметил: «Кипр – это этнографический фруктовый пирог, в котором греческие и турецкие смородинки перемешаны в каждом городе, на каждой улице». Греческие и турецкие киприоты действительно довольно мирно уживались друг с другом, по крайней мере, при английской администрации. Но в 1974 г. «этнографический пирог» разрезали, и «смородинки» теперь существуют отдельно друг от друга.

Турция оккупировала 37 процентов территории острова. В результате вторжения 200 тысяч греков-киприотов, то есть 40 процентов всех греков-киприотов, были вынуждены покинуть свои дома в оккупированной зоне и стать беженцами в своей собственной стране. Оттуда были выдворены даже те греки-киприоты, которые, несмотря на военные действия 1974 г., остались на занятой турецкой армией территории, не желали покидать родных очагов и были готовы остаться жить на севере Кипра.

Сегодня всего несколько сот человек греков-киприотов, преимущественно пожилых, осталось на севере, в основном на полуострове Карпасия. Около 45 тысяч турок-киприотов по настоянию лидеров своей общины переселились на север. Одним из наиболее страшных последствий турецкого вторжения является тот факт, что до сих пор более 1600 греков-киприотов числятся пропавшими без вести. Эти люди были схвачены турецкой армией, однако турецкие власти отказываются предоставлять о них какую-либо информацию.

Примерно 88 тысяч поселенцев были незаконно переселены из материковой Турции на Кипр. Это явно свидетельствует о попытке демографического изменения состава населения острова. Причем переселенцам досталась собственность бежавших на юг греков-киприотов. Большинство церквей на севере закрыто. Полумесяц повсюду теснит и замешает крест. А традиционное и культурное наследие Кипра подвергается намеренному уничтожению. Ограблены и разрушены многие церкви и святые места.

На оккупированной территории систематически разрушались исторические и культурные памятники, а многие из них продавались за границу. Ярким примером тому может служить история, получившая широкую международную огласку, – в оккупированной зоне с церкви в Канакарии были сняты мозаики и проданы американскому арт-дилеру. После судебного иска со стороны правительства и Кипрской церкви, американский суд постановил вернуть мозаики их законному владельцу – Православной церкви Кипра.

Несмотря на многочисленные резолюции ООН, Турция по-прежнему держит на острове 35-тысячную военную группировку. Не отказываясь в принципе от мирного урегулирования кипрской проблемы, она по существу всячески закрепляет раскол острова. За годы кризиса турко-кипрская администрация осуществила немало сепаратистских мер на находящемся под ее контролем севере острова.

13 февраля 1975 г. в Никосии (точнее, в северной части кипрской столицы, разделенной так называемой «зеленой линией», которая представляет собой границу между Республикой Кипр и оккупированной зоной) объявляется о создании собственного «Федеративного государства турок-киприотов». На последовавших вслед за этим парламентских выборах лидер турецкой общины Рауф Денкташ избирается президентом северной части Кипра.

Однако международное сообщество по-прежнему признает лишь единое кипрское государство и суверенитет Республики Кипр на всей территории острова. 15 ноября 1983 г. Рауф Денкташ провозглашает независимое государство «Турецкую республику Северного Кипра», уже даже на словах не рассматривающую себя как составную часть государства Кипр. Лишь одна Турция объявила о признании этого «государства». На деле оно является оккупированной турецкими войсками территорией.

Провозглашение администрацией Денкташа так называемой «Турецкой республики Северного Кипра» еще более углубило раскол острова. Против этого шага выступили правительства большинства стран – членов ООН. В результате подобных действий, как со стороны Турции, так и турецко-кипрской администрации, за годы, прошедшие с 1974 г., так и не удалось добиться политического урегулирования кипрской проблемы. Лидеры общин не раз имели контакты с целью разрешения проблемы.

Однако из-за позиции Турции, которая всячески стремится закрепить разделение острова, они не приводили к позитивным результатам. Север острова, где сейчас живет примерно 140 тысяч человек, находится в зависимости от экономики Турции и получает финансовую помощь Анкары. В качестве денежной единицы там ходит турецкая лира. Попасть на север Кипра можно только через Турцию, а международная почта доставляется туда только с адресом ближайшего турецкого города.

На севере острова постоянно ощущаются кризисные явления в турецкой экономике. Некоторые говорят, что, когда в Анкаре чихают, на севере Кипра простуда валит людей с ног. Юг находится под контролем правительства Республики Кипр. На юге острова живет около полумиллиона греков-киприотов. В Республике Кипр кабинет министров до раздела 1974 г. состоял из десяти министров (семи греков и трех турок).

В парламенте 35 мест из 50 принадлежало грекам, 15 – туркам. Несмотря на раздел 1974 г. конституция номинально сохранилась в силе. В 1985 г. число мест в парламенте было увеличено до 80, из них 24 закреплены за турками-киприотами. Правда, они остаются незанятыми. Вместо этого в северной части Кипра каждые четыре года проводятся выборы на 50 мест в собственном парламенте.

До событий 1974 г. Север давал почти 70 процентов объема промышленного производства всего Кипра, здесь выращивалось шестьдесят процентов идущих на экспорт сельскохозяйственных продуктов, добывалось более половины полезных ископаемых и минералов. Именно в этом районе предпочитали отдыхать большинство иностранных туристов, приезжавших на Кипр. Так, в 1973 г. на Севере было сконцентрировано восемьдесят два процента объектов туристской индустрии, являющейся для Кипра одним из важнейших источников поступлений иностранной валюты.

Так как большая часть туристской инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного производства приходилась в начале 70-х именно на север острова, Республике Кипр пришлось заново создавать некоторые жизненно важные отрасли экономики, сооружать новые порты и промышленные предприятия.

Однако южной части острова удалось значительно лучше оккупированного турками севера справиться с экономическими проблемами, порожденными разделом Кипра. Там после 1974 г. произошло, можно сказать, маленькое экономическое чудо. Жизненный уровень населения Республики Кипр – самый высокий в Восточном Средиземноморье. Объемы сельскохозяйственного и промышленного производства превысили довоенный уровень острова в целом. А индустрия туризма вот уже многие годы переживает подлинный бум.

«Экономическое чудо», однако, касается только южной части острова. Турки-киприоты и до 1974 г. играли второстепенную роль в экономике страны. Тому причиной был более низкий уровень образования и профессиональной подготовки. Все крупные предприятия находились в руках греков-киприотов. В наши дни отставание северной части Кипра от южной обусловлено еще и международным бойкотом самопровозглашенной «Турецкой республики Северного Кипра», закрытием большей части зарубежных рынков для экспорта и импорта в эту «республику». Но любопытно и то, что в сравнении с Турцией Северный Кипр выглядит намного богаче.

Эксперт Центра Мария Ананьева

Республика Кипр - островное государство в восточной части Средиземного моря площадью всего в 9251 км 2 с населением, насчитывающим 1155403 человека (данные на июль 2013 года). Несмотря на свою небольшую территорию, остров уже долгое время остается камнем преткновения практически для всего мирового сообщества. Речь идет не только об офшоризации Кипра, которая, в конечном счете, стала одной из причин финансового кризиса на острове в 2012-2013 гг., но и о давней проблеме разделения Кипра на две части. Уже больше 30 лет в северной части острова функционирует частично признанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), где большинство населения составляют этнические турки (местные турки-киприоты и анатолийские турки, переселенцы из Турции). Вместе с тем, в этом квазигосударстве имеется небольшая доля живущих в своих анклавах греков-киприотов и маронитов.

Маленький остров – большие проблемы

Кипр обладает уникальным географическим положением, так как находится в 65 км от турецкого морского порта Джейхан и в 150 км от ключевых государств Ближнего Востока. В своей истории Кипр не раз переходил из рук в руки, при этом оставаясь в подбрюшье различных империй. Войдя в 395 году в состав Византии, в 1191 году он оказался в руках крестоносцев во время Третьего Крестового подхода. С XVI века вплоть до 1878 года Кипр был частью Османской империи, но затем по англо-турецкому договору об «оборонительном союзе» Турция согласились на оккупацию Великобританией острова.

Датой начала греко-турецкого противостояния на Кипре историки считают 1956 год, когда Турция официально обвинила греческое правительство в его попытках аннексии острова. Примечательно, что архиепископ Макариос, впоследствии ставший президентом Кипра, сам спровоцировал Турцию на эти действия, сделав заявление о готовности бороться за исключительно «греческий Кипр», не исключая применения силового метода. Из-за этого остров оказался практически на грани гражданской войны в 1958 году, потому что и греческая, и турецкая общины начали прибегать к террористическим актам. Хотя остров еще тогда находился под юрисдикцией Великобритании, с инициативой посредничества выступили США, и результатом переговорного процесса стали «Цюрихско-лондонские соглашения».

Соглашения носили особый характер: гарантами независимости острова становились Греция, Турция и Великобритания, но последняя сохраняла за собой военные базы на острове, право использования территориальных вод и воздушного пространства в военных целях. После «частичного» ухода Великобритании началась разработка схемы сожительства различных этнических групп на Кипре. Так, конституция, принятая в августе 1960 года, предполагала создание палаты представителей, состоящей из 35 депутатов – представителей греко-кипрской общины, и 15 депутатов, представлявших турок-киприотов. Кроме того, туркам-киприотам гарантировалось представительство в государственных службах и министерствах внутренних дел и обороны.

Хоть и марионеточная, но долгожданная независимость Кипра еще больше превратила остров в арену противоборства между греческой и турецкой общинами, в более широком смысле – между христианским и мусульманским миром. Расклад политических сил не совсем устроил представителей греко-кипрской общины: в связи с этим, начиная с 1963 года, государственная власть в стране была практически парализована. Тогда президент Макариос предложил 13 поправок к конституции, которые лишали турецкую общину многих полномочий. Этот шаг вызвал в стране волнения на этнической почве, и на международном уровне было принято решение о введении миротворческого контингента ООН для стабилизации ситуации.

В 1974 году кипрская проблема вновь обострилась, что было связано с тем, что к власти на острове пришло военное руководство, преследовавшее идею «энозиса», то есть присоединения всей территории острова к Греции. Начались массовые преследования выступавших против данной идеи: особую роль сыграла ЭОКА-Б, правое крыло греческой общины острова, сформированное как военизированная организация в 1971 году. Наблюдая за беспорядками на Кипре, турецкое правительство, руководствуясь положением «Цюрихско-лондонских соглашений», ввело на северную часть острова свои войска.

Летом того же 1974 года состоялся первый раунд трехсторонних мирных переговоров в Женеве с участием министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании. По итогам встречи сторонам удалось договориться только об установлении режима прекращения огня, затем переговоры зашли в тупик. В 1975 году по условиям мирного соглашения было создано Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра (ТФГСК), объявившее о своей независимости спустя восемь лет и получившее название Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).

В 1990 году Республика Кипр подала заявку на вступление в ЕС, а в 1997 году на заседании Европейского Совета в Люксембурге она вместе с Венгрией, Польшей, Эстонией, Чехией и Словенией была официально приглашена в организацию. Необходимо отметить, что Резолюция Совета Безопасности ООН 1062 (1996) одобряла решение ЕС начать переговоры о вступлении Кипра в его ряды. Считалось, что интеграция острова поможет решить кипрскую проблему, однако Кипр так и вошел с разделенной территорией в состав ЕС первого мая 2004 года.

В последние годы перспективы воссоединения острова выглядели весьма призрачными, хотя турецкая и греческая общины неоднократно предпринимали попытки договориться друг с другом. Так, в июле 2008 года произошла встреча президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса и президента ТРСК Мехмета Али Талата, которые решили начать всеобъемлющие переговоры по проблеме острова 3 сентября того же года. Эти переговоры должны были стать первыми прямыми переговорами за четыре года, когда на раздельных референдумах турки-киприоты приняли, а греки-киприоты отвергли мирный план объединения острова, предложенный бывшим Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном.

По мнению многих очевидцев, переговоры проходили продуктивно, и «узловой пункт» в решении проблемы раздробленности острова был практически найден, но события апреля 2009 года изменили ситуацию не в лучшую сторону: на состоявшихся 19 апреля выборах к власти в ТРСК пришла националистическая партия, считающая объединение острова неприемлемым. Партия Национального единства набрала 44% голосов против 29%, которые сумела получить левая Республиканская партия Мехмета Али Талата. Националистам помог победить мировой экономический кризис, сказавшийся на уровне жизни турецко-кипрской общины (в частности, безработица среди молодежи увеличились на 24%). Глава выигравшей партии Дервиш Эроглу уверенно заявил, что о воссоединении острова речь идти не может: «У нас есть свое государство, и наш долг – сохранять и укреплять его».

Апрель 2010 года также в значительной степени повлиял на судьбу острова. С одной стороны, Дервиш Эроглу одержал победу на президентских выборах в ТРСК, набрав при этом 50,38% голосов и обойдя прагматично настроенного Мехмета Али Талата, получившего 42,85%. Тогда официальный представитель Республики Кипр Стефанос Стефану высказал опасение, что результаты выборов являются негативным событием, учитывая позицию по воссоединению, которую занимает Эроглу. С другой стороны, новый президент частично признанного государства заявил о готовности продолжить переговоры с греками-киприотами: «Переговоры продолжатся, поскольку я хочу мира больше, чем думают другие. Я хочу такого решения, которое будет основано на реалиях острова, решения, которое будет устраивать всех нас».

В дальнейшем переговорный процесс застопорился. Очередной раунд переговоров был остановлен по инициативе Эроглу летом 2012 года, в знак протеста против вступления Республики Кипр в председательство в ЕС на ротационной основе на полугодичный срок. Возобновление межобщинного диалога затянулось первоначально из-за президентских выборов на Кипре в феврале 2013 года, а затем разразившегося в марте финансового кризиса. В связи с этим стороны решили начать переговоры осенью прошлого года, однако до последнего времени из-за разногласий по ключевым аспектам урегулирования не могли согласовать текст совместного заявления.

Наконец в феврале 2014 года президент Кипра Никос Анастасиадис и президент ТРСК Дервиш Эроглу согласились поставить подписи под проектом заявления, в котором определяются базовые принципы решения кипрской проблемы и общие параметры процесса. В совместном заявлении говорится о поэтапном строительстве двухзонной двухобщинной политически равноправной федерации с единой международной правосубъектностью Кипра как члена ЕС и суверенитетом, как и у всех стран-членов ООН. Реакция на озвученные условия объединения острова была неоднозначной.

Намерение Анастасиадиса начать переговорный процесс пошло вразрез с рекомендациями политических сил Кипра: его поддержали только пропрезидентская правоцентристская партия Демократический сбор (ДИСИ) и главная оппозиционная партия - коммунистическая АКЕЛ. Лидер коалиционной Демократической партии Николас Пападопулос, угрожая выйти из коалиционного соглашения, призвал президента не подписывать заявление, поскольку оно поставит под вопрос само существование Кипра. Политик указал на уступки, сделанные президентом в части внутреннего гражданства двух входящих в федерацию государств, суверенитета турок-киприотов и греков-киприотов, что само по себе может привести к легализации сепаратистских устремлений турецкой стороны. С Пападопулосом согласился и лидер Движения за социал-демократию (ЕДЕК), председатель парламента Яннакис Омиру, отметивший, что принятие совместного коммюнике означает отмену положений резолюции ООН и договоренностей на высшем уровне и открывает турецкой стороне путь к утверждению конфедерации. Что касается президента ТРСК Эроглу, то он, по сообщениям кипрских СМИ, согласился принять совместное коммюнике, чтобы только начать переговоры. При этом он подчернул, что никогда не примет предложения, которые противоречат интересам турок-киприотов, а вопрос гарантий назвал «красной линией», от которой не отступит.

Как выяснилось, возобновление диалога между северной и южной частями Кипра последовало сразу после визита на остров помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд, а также после серии телефонных разговоров с Анастасиадисом и Эроглу, проведенных вице-президентом США Джозефом Байденом и первым заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Кроме того, кипрские СМИ (в частности, газета “Famagusta Gazette”) процитировала слова госсекретаря США Джона Кэрри, сказанные на полях конференции по безопасности в Мюнхене: «Мы тихо работаем на Кипре. Вы ничего об этом не слышите». В свете этих событий в турецкой газете “Zaman” появилось интервью ветерана дипломатической службы, некогда участвовавшего в процессе урегулирования кипрского конфликта: «США не интересуются вопросами суверенитета на Кипре. Для них важно решить проблему. Кипр не является для США приоритетом и, если честно, я не думаю, что увижу урегулирование на своем веку». Он добавил, что «кипрские лидеры также не верят в то, что начинающиеся переговоры приведут к решению проблемы, однако они идут на них в угоду США».

Геополитика превыше всего

Краткий экскурс в историю острова наводит на мысль, что разногласия между греками-киприотами и турками-киприотами используются в качестве козырной карты в большой геополитической игре, разворачивающейся в Восточном Средиземноморье. Рассматривая как разрешение кипрского конфликта, так и его умышленное затягивание в качестве инструмента преследования своих интересов в регионе, можно выделить основные «линии противостояния».

1) Вступление Турции в ЕС

Одним из ключевых вопросов, куда ввязано греко-турецкая конфронтация на острове, является вступление Турции в ЕС, которое обсуждается с 2005 года. На январь 2014 года стороны отрыли 14 из 35 технических пунктов, которые должна выполнить Анкара, чтобы удовлетворить необходимые для членства ЕС критерии. Помимо соблюдения экономических и политических критериев для вступления в ряды организации, Евросоюз требует от Турции разрешить кипрский конфликт. Однако и здесь не все так понятно. С одной стороны, разрешение конфликта будет означать зеленый свет для вступления Турции в ЕС, что рассматривается как нежелательный сценарий для Европы. С другой стороны нежелание Турции терять свой форпост на севере Кипра может привести к ее отходу в сторону Таможенного союза (ТС). Ведь после встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом в 2012 году Москва дала понять, что она положительно отреагирует на намерение Анкары присоединиться к ТС. Нынешняя активизация переговорного процесса на Кипре, который, скорее всего, обречен на провал, как и все предыдущие раунды, говорит о том, что ЕС не хочет усиления России в регионе через присоединение Турции к ТС. Это можно охарактеризовать как политику «короткого поводка»: ЕС держит Турцию на привязи, размахивая перед глазами «косточкой», а в случае ее «засматривания» на восточного соседа, спешно одергивает поводок. Турция, уже насытившаяся обещаниями Европы, будет, скорее всего, при таком раскладе дрейфовать в сторону России.

2) Усиление военных позиций России на Кипре

Решение о возобновлении переговоров по кипрскому вопросу могло быть принято в ответ на постепенное усиление влияния России в Восточном Средиземноморье. Ведь в январе 2014 года Кипр (хоть и в гуманитарных целях и в экстренных ситуациях) разрешил российским вооруженным силам использовать авиабазу "Андреас Папандреу" в Пафосе, а также размещать свои военно-морские суда в порту Лимассол. Известно, что у России в этом регионе находится единственная база в сирийском Тартусе, которая бы в случае падения режима Башара Асада могла оказаться в опасности. Великобритания и США также сохраняют свое присутствие на острове: там расположены две британские военные базы – Акротири (юг) и Декелия (юго-восток), использовавшееся в ходе операций против Ирака. По некоторым сообщениям, одна из них была встроена в американскую систему радиоэлектронной разведки «Эшелон», хотя Европейскому парламенту так не удалось установить ее «явную причастность» к этой системе. Вполне возможно, что США, предлагая Анастасиадису посредничество с Эроглу и схемы мирного урегулирования, навязали в качестве уступки отказ от военного сотрудничества с России.

3) Нефть и газ

Сложность разрешения кипрского конфликта можно проанализировать и с энергетической точки зрения.

Кипр располагается в 65 км от Джейхана, конечной точки нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), запущенного в 2006 году с целью транспортировки каспийской нефти. Строительство и ввод БТД в эксплуатацию увеличили значимость северной части Кипра как одного из элементов системы транзитных путей переправки нефтяных ресурсов (о роли самого Кипра в качестве гаранта безопасности нефтяных поставок говорил в свое время еще британский министр Энтони Иден). Учитывая что, основная цель строительства нефтепровода - это создание независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана на мировые рынки, США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, не позволят острову воссоединиться, так как им в практических целях нужен Северный Кипр, существующий при поддержке Турции.

Кроме того, в 2011 году на шельфе Средиземного моря было найдено большое количество нефти и газа, располагающегося в секторах, прилегающих к Ливану, Сирии, Кипру и Израилю. В эту группу нефтегазовых месторождений входят «Левиафан», «Тамар» и «Далит», а также перспективные месторождения греческой морской зоны «Геродот», морской зоны Египта и Кипра. Запасы месторождения «Афродита», прямо у берегов Кипра, оцениваются в 116 миллиардов кубометров. Концессию на разработку газа на этом месторождении имеют американская Noble Energy, доля которой в проекте составляет 70%, а также Delek Drilling и Avner Oil Exploration с 15% у каждой. Помимо этого, правительство Кипра заключило соглашения с итальянской Eni и южнокорейской «КОГАЗ» на разведку газа на 2-м, 3-м и 9-м блоках шельфа и с французской "Тоталь" на 10-м и 11-м блоках. Начало бурения скважин компаниями планируется в конце 2014 - начале 2015 года.


Именно недавно обнаруженные месторождения газа порождают еще больший клубок энергетических и политических противоречий. Оппонентами являются, с одной стороны, Израиль и Кипр, в территориальных водах которых были обнаружены эти запасы, а с одной стороны, Турция, стремящаяся укрепить позиции во всем Средиземноморском регионе. Вместе с тем, в борьбу за энергоресурсы начинают втягиваться США через компанию Noble Energy и Россия через «Газпром» (в январе 2014 года президент России Владимир Путин обсуждал с лидером Палестины возможность освоения «Газпромом» нефтегазовых месторождений на средиземноморском шельфе сектора Газа). Противостояние обещает быть жестким, и в таких условиях разрешение греко-турецкого конфликта на Кипре просто невыгодно, так как оно приведет к перегруппировке сил и созданию новых альянсов.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о следующем: кипрская проблема в короткосрочной и среднесрочной перспективе разрешена не будет в силу своего геополитического значения. Несмотря на формальную готовность США, Великобритании и других игроков помочь туркам-киприотам и грекам-киприотам жить в мире и согласии, наблюдается отчетливое следование интересам военной и энергетической безопасности. В этой ситуации России необходимо продолжать наращивать свое присутствие в регионе, при этом пристально наблюдая за ходом кипрского урегулирования.

История свидетельствует о том, что решение межэтнических проблем не может быть быстрым и легким

В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.

На выборах президента Республики Кипр (РК) победил генеральный секретарь Прогрессивной партии трудового народа (АКЕЛ), председатель палаты представителей Кипра Димитрис Христофиас. Впервые в истории Европейского союза и этого островного государства президентом Кипра избран представитель компартии. АКЭЛ – наследник Коммунистической партии Кипра, ее представители присутствовали на всех съездах КПСС. Д.Христофиас получил образование в Москве, в которой он познакомился со своей супругой, и где началась его партийная карьера.

Лидеры АКЭЛ подчеркивают, что главное для них – прагматизм, а не идеология, их партия участвует и в коммерческих предприятиях и ничего против рыночной экономики не имеет. Подобный прагматизм обеспечил партии широкую социальную базу: по данным соцопросов, членами партии или ее сторонниками являются 43% населения Республики Кипр.

28 февраля Д.Христофиас официально вступил в должность главы государства. В ходе церемонии инаугурации он заявил: «мечта моей жизни - достичь справедливого и эффективного решения проблемы объединения острова». Президенты признанного мировым сообществом Кипра и непризнанной ТРСК уже выразили готовность немедленно возобновить переговоры, чтобы добиться реального прогресса в деле мирного воссоединения острова.

Турция уже 34 года оккупирует север острова, но кипрская проблема имеет куда более давнюю историю.

Османская империя захватила населенный греками Кипр в XVI веке. С этого времени началась миграция турецкого населения на остров. В различных районах постепенно появились турецкие деревни, ставшие мусульманскими островками в христианском окружении. Общины продолжали жить замкнуто, культурного сближения не происходило, а смешанные браки были явлением чрезвычайно редким.

Османские власти рассматривали православное население Кипра как людей второго сорта и потому облагали значительно большими налогами, чем турок-переселенцев. Бесконечные поборы и произвол мусульманских правителей служили постоянным источником недовольства. В ходе усмирения вспыхнувшего в 1821 г. вооруженного восстания греков была устроена массовая резня христиан Никосии и других городов, казнен архиепископ Киприапос и многие другие представители духовенства.

В 1878 г. этнополитическая ситуация на Кипре коренным образом изменилась. Остров перешел под власть англичан, местные турки утратили свое господствующее положение и превратились в меньшинство по отношению к экономически сильной и многочисленной греческой общине (около 80% населения).

Противостояние, сохранившееся между двумя общинами, не позволило им объединиться в борьбе за избавление острова от колониального господства Великобритании. Главным препятствием стал лозунг энозиса, то есть присоединения всех населенных греками территорий, в том числе и Кипра, к Греции. Этот лозунг был выдвинут еще в 1830-х, когда сама Греция освободилась из-под власти Порты, и он побудил турок-киприотов сблизиться с британскими властями. К середине 1950-х борьба за энозис достигла апогея, в нем греки видели единственно возможную форму деколонизации Кипра. В ответ англичане увеличили численность турок-киприотов и полиции (до 70 %). Эта полиция разгоняла антиколониальные демонстрации, проводила обыски и аресты в греческих кварталах, что вело к еще большему усилению враждебности между общинами.

Понимая, что рано или поздно придется изменить статус Кипра, англичане решили любой ценой сохранить на нем свое военное присутствие.

Ради собственных геополитических интересов правительство Великобритании отвергло идею энозиса как путь деколонизации Кипра. Ее союзником в противодействии энозису выступила Турция. В 1955 г. она заявила, что энозис Кипра, находящегося всего в 60 км от побережья Анатолии, недопустим из соображений государственной безопасности Турции.

В период между мировыми войнами лидеры турок-киприотов в ответ на лозунг энозиса требовали сохранить на Кипре английское господство или возвратить остров Турции. После Второй мировой войны ими был выдвинут лозунг таксима - раздела острова с последующим присоединением его частей к Греции и Турции, который был поддержан турецкими властями. Греция и греки-киприоты, склонные смотреть на турок-киприотов как на временных "мигрантов" и надеявшиеся добиться присоединения к Греции всего острова, отнеслись к идее таксима резко отрицательно. Отсутствие моноэтничных районов и активное противодействие таксиму со стороны общины греков-киприотов делало раздел чрезвычайно трудно разрешимой задачей. Поэтому турки-киприоты благожелательно отнеслись к выдвинутой англичанами идее предоставления острову независимости при соблюдении интересов турецкого меньшинства.

В 1959 г. под давлением Великобритании (грозившей передать часть Кипра Турции) Греция была вынуждена заявить об отказе от энозиса и заключить соглашение с Турцией по вопросу о будущем статусе Кипра. Согласно Цюрихско-Лондонским соглашениям предусматривалось создание единого и независимого кипрского государства, а котором права обеих общин гарантировались введением фиксированного представительства в органах власти. Англия, Греция и Турция становились гарантами неизменности статуса острова и прав обеих общин. На основе этих соглашений была разработана конституция Республики Кипр, получившей независимость в 1960 г.

В разработке конституции не участвовали представители общин Кипра.

Англия, Греция и Турции исходили прежде всего из своих собственных интересов: на острове сохранились экстерриториальные английские военные базы, занимавшие около 3% острова (более 150 квадратных километров), размещались греческие и турецкие войска. Конституция Кипра запрещала деятельность организаций сторонников как энозиса, так и таксима.

Выработанная форма конституционного устройства Кипра ограничивала деятельность его правительства в области внешней политики и делала трудно управляемой ситуацию на самом острове. Механизм сосуществования общин базировался на непропорционально высоком представительстве турок-киприотов в органах власти, наделении правом вето вице-президента (турка по национальности), создании раздельных общинных судов, муниципалитетов, палат парламента и т.п. Все это не только обеспечивало туркам-киприотам гарантию избежать в будущем экономического и политического подчинения местным грекам, но и давало им возможность парализовать деятельность правительства республики в ответ на возможные действия по осуществлению энозиса. Такая форма межобщинного компромисса получила одобрение среди турок-киприотов и была поддержана Турцией.

Период существования Кипра на основе Цюрихско-Лондонских соглашений (1950-1963 гг.) продемонстрировал, что выработанный способ регулирования межобщинных отношений не в состоянии разрешить имевшиеся этноконфессиональные противоречия и обеспечить нормальное функционирование государства. Внесенные президентом Макариосом в ноябре 1963 г. предложения по реформе государственного механизма предусматривали отмену права вето президента и вице-президента, отмену принципа раздельного большинства при голосовании в палате представителей, создание объединенных муниципалитетов, судов, введение пропорционального количеству греческого и турецкого населения представительства в органах власти, ликвидацию общинных палат парламента. Эти предложения были расценены турками-киприотами как прямое посягательство на их интересы. Последовал взрыв межобщинных столкновений, переросший в бои с участием расквартированных на острове греческих и турецких войск. С этого времени лидеры турок-киприотов и поддерживавшая их Турция возвратились к идее таксима, стали рассматривать раздел территории острова по общинному признаку как свою главную задачу.

В 1964 г. лидерам турок-киприотов на ограниченной площади анклавов (занимавших тогда всего 1,5 % территории острова), удалось сосредоточить значительную часть своей общины - около 50 тыс. чел. В это же время была определена приемлемая пропорция будущего раздела острова, согласно которой туркам-киприотам должно было отойти 38% территории Кипра. Турки-киприоты создали собственные воинские подразделения, насчитывавшие 12 тыс. чел. Таким образом, задолго до того, как остров разделила зеленая линия, на нем начали функционировать параллельные, полностью независимые от центрального правительства управленческий аппарат и вооруженные силы турок-киприотов, контролировавшие пусть незначительные по площади, но густо населенные районы. Формально остров еще десять лет продолжал считаться единым, а лидер турок-киприотов Ф. Кучук так же формально считался вице-президентом республики.

В мае 1964 г. в ответ на создание укрепленных турецких анклавов и формирование в них воинских частей правительство Кипра ввело воинскую повинность.

В Национальную гвардию (армию) были призваны 24 тысячи греков-киприотов, а также 650 офицеров греческой армии. Командующим Национальной гвардии стал сторонник энозиса Г. Гривас. Он полностью отождествлял Национальную гвардию с армией Греции, ввел в ней греческие воинские знаки различия и принимал у новобранцев присягу в верности Греции. Под командованием Гриваса находилась и тайно переброшенная на остров в начале 1960-х гг. дивизия греческой армии.

Превращение Национальной гвардии в оплот сторонников энозиса происходило на фоне заметного изменения позиции греков-киприотов по вопросу присоединения к Греции. Хроническая политическая нестабильность и тяжелое экономическое положение в Греции подрывали популярность идеи энозиса среди местных греков. В общине турок-киприотов тенденция была противоположной: под влиянием угрозы быть "сброшенными в море" таксим обретал все больше сторонников.

После прихода к власти в Греции в 1967 г. хунты "черных полковников" генерал Гривас отдал приказ начать наступление на турецкие анклавы. Однако сторонникам энозиса, несмотря на большое численное превосходство, не удалось преодолеть сопротивление турок-киприотов и турецких войск. Конфликт затянулся, становилась реальной угроза войны между Грецией и Турцией. В начале 1968 г. Греция была вынуждена вывести нелегально переброшенные на Кипр войска, генерал Гривас был выслан из страны. Греция и Турция сократили размешенные на Кипре воинские контингенты до масштабов, определенных заключенными накануне независимости соглашениями.

Провал военной авантюры Г.Гриваса и вынужденный вывод греческих войск вызвали кризис среди приверженцев энозиса. Но к началу 1970-х гг. сторонники энозиса вновь активизировались. Их главным орудием стал террор, осуществляемый подпольной организацией ЭОКА-2. Попытка президента Макариоса прекратить вмешательство греческой хунты во внутренние дела Кипра, запретить деятельность сторонников энозиса в вооруженных силах и предотвратить таким образом как захват острова Грецией, так и прогрессирующий раскол государства, привела к инспирированному Афинами путчу Национальной гвардии. 15 июня 1974 г. президентом Кипра был объявлен один из главарей путчистов, фашист и фанатичный враг турок-киприотов Николас Сампсон.

После переворота начались расправы над греками, выступавшими против установления господства на Кипре греческой военной хунты, за независимость острова.

Одновременно в южной части Кипра были убиты сотни турок-киприотов, а большинство уцелевших в панике бежали на север - под защиту укрепленных анклавов.

Турция воспользовалась кризисом на Кипре и 20 июля 1974 г. высадила свои войска на острове. Вновь возникла реальная угроза военной конфронтации между Грецией и Турцией.

Высадка турецких войск, неблагоприятная для путчистов международная обстановка и нараставший кризис греческой военной хунты, а также отсутствие ощутимой поддержки со стороны греков-киприотов вынудили Сампсона уйти в отставку.

Неудача с путчем на Кипре ускорила уход с политической арены греческой военной хунты. Власть в стране перешла к гражданскому правительству, но, несмотря на достигнутое соглашение о прекращении огня, Турция продолжала наращивать свои войска на Кипре. Греко-турецкие переговоры в Женеве по кипрской проблеме в рамках НАТО закончились безрезультатно, и Турция возобновила боевые действия. В августе 1974 г. ее войска вышли на намеченную еще в середине 1960-х линию раздела Кипра. Под турецким контролем оказалось 37% территории острова. На новой границе были срочно установлены проволочные заграждения, минные поля и контрольно-пропускные пункты, началось массовое изгнание греков из ставших турецкими районов. Всего за время конфликта на юг Кипра было перемещено около 200 тысяч греков, примерно 40 тысяч турок переехало на север.

Турецкое наступление разрушило надежды на мирное урегулирование конфликта. Правительство Турции и турки-киприоты стремились использовать свое военное превосходство для присоединения северной части острова к Турции. Но официальный отказ от энозиса со стороны Греции осложнил дело с претворением в жизнь идеи таксима: более не существовало удобного предлога - угрозы греческой интервенции. Формально лозунг таксима был снят и заменен требованием создать на Кипре федеративное государство. На деле же сохранялась старая политика, направленная на всемерную интеграцию оккупированных районов с Турцией.

В 1975 г. лидеры турок-киприотов в одностороннем порядке провозгласили на контролируемой ими территории Турецкое федеративное государство Кипра (ТФГК). Его президентом был объявлен лидер турецкой общины Р. Денкташ, формально являвшийся (с 1973 г.) вице-президентом Кипра. Было создано законодательное собрание и правительство ТФГК, начали действовать собственные административные подразделения, дублировавшие деятельность департаментов и служб Республики Кипр.

О демагогическом характере федерализма турок-киприотов свидетельствовала принятая в 1975 г. конституция ТФГК, в которой подчеркивалось, что они являются "неотъемлемой частью великой турецкой нации", а оставшиеся на севере греки-киприоты объявлялись иностранными гражданами, собственность которых подлежала конфискации в пользу лиц турецкой национальности. На территории ТФГК все греческие названия заменялись на турецкие. Экономическая политика была направлена на всемерную интеграцию северной части Кипра с Турцией: была введена в обращение турецкая лира, под контроль Турции перешли все виды связи (почта, телефон, телеграф), морские и авиационные коммуникации, широкое распространение получили смешанные предприятия. Турция взяла на себя оплату приблизительно половины общинного бюджета.

Окончание следует

Специально для Столетия

Который ныне фактически является островным государством Средиземного моря .

С момента прибытия военного контингента Великобритании на остров, Кипрский спор был определён как «конфликт между народами Кипра и Великобритании в качестве колониальных правителей». Однако сегодня в решении этой проблемы принимают участие Организация Объединенных Наций и в последнее время Европейский союз .

Предпосылки конфликта

В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании, которая колонизировала остров ещё во второй половине XIX века. Однако Великобритания оставила за собой две военные базы, расположенные на полуострове Акротири и рядом с поселком Декелия . Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой (80 % населения острова) и турецкой (18 %). Неравенство прописанных в основном документе государства этнических квот сразу же вызвало недовольство турецкой общины. Даже на уровне государственного управления общины отказывались выполнять решения, которые принимались противоположной стороной.

Ход событий

В г. постепенно нарастающее напряжение взорвалось многочисленными этническими конфликтами с обеих сторон. С целью попытки урегулирования ситуации уже в 1964 году на острове был размещен миротворческий контингент ООН , который оставался на Кипре ещё десять лет.

15 июля 1974 года на острове произошёл военный переворот, в ходе которого террористическая организация греков-киприотов ЭОКА-В свергла архиепископа Макариоса III , президента Кипра. Турецкие власти, видя в этом опасность своим интересам на Кипре, высадили тридцатитысячный военный корпус , который занял около 35 % территории острова. Кипр был разделён на южную греческую часть и северную - турецкую. Под контролем миротворцев ООН было осуществлено взаимное переселение греко-киприотов и турко-киприотов. Конфликтующие стороны были разделены так называемой «зелёной линией» - буферной зоной ООН. Перемещение через демаркационную линию стало почти невозможным. Был создан физический и социальный барьер между греческой и турецкой общинами.

В г. северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра , этот акт был осуждён в Резолюции Совбеза ООН и признан юридически недействительным, и до сих пор новообразованное государство признала только Турция.

В начале XXI века по инициативе ООН была предпринята попытка окончательно урегулировать кипрскую проблему. 24 апреля г. был проведён референдум, на котором 75 % греков высказались против так называемого Плана Аннана , который подготовила британская дипломатия, считая, что он «узаконивает результаты турецкой агрессии и увековечивает турецкую оккупацию». 65 % турецкой общины поддержали этот план.

В том же 2004 году Кипр стал членом Евросоюза , однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. В 2005 г. Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.

Современный этап

В 2008 году на президентских выборах победил Димитрис Христофиас , который ещё в ходе предвыборной кампании обещал немедленно возобновить переговоры о воссоединении. 21 марта 2008 года в буферной зоне столицы Кипра городе Никосия были проведены переговоры с лидером турок-киприотов Мехмет Али Талатом . 3 апреля 2008 г. на улице Ледра Никосии были сняты барьеры, установленные здесь ещё в 1960 году в присутствии многочисленной как греческой, так и турецкой общины.

Позже, в течение весны-лета 2008 года был проведён ряд согласительных переговоров, уже на 1 июня была назначена принципиальная концепция внедрения единого гражданства и обеспечения единого суверенитета Республики Кипр. В сентябре президент Кристофиас призвал к демилитаризации Никосии. Собственно, на протяжении осени-зимы 2008 года согласовывались федеральные органы правления. Подготовленный план воссоединения планируется вынести на референдум обеих общин.


Тэги: Северный Кипр, Турция, война
Последнее обновление 27.11.2015.

Конфликт и гражданская война на Кипре, в немалой степени спровоцированные хунтой в Греции, повлекшие вторжение на остров Турции, создание Северного Кипра и де факто раздел острова, были вызваны давними историческими причинами, и не в последнюю очередь поведением отдельных лидеров общин. Каждый следующий конфликт провоцировал усугубление обстановки, и состоявшийся в итоге раздел Кипра на турецкую (собственно, "Турецкая республика Северный Кипр") и греческую части есть прямое логическое следствие того, как конфликтная ситуация развивалась.

После повстанческой войны на Кипре, закончившейся предоставлением острову независимости, и выборов нового руководства, в правительстве, укомплектованном в согласии с принципом этнического квотирования, почти сразу же начались трения по этническому принципу; первым заметным фокусом разногласий стал вопрос о комплектовании армии, турки стояли за моноэтничные подразделения, греки за интегрированные. Политическая система, основанная соглашениями 1960 года, стала барахлить, таким образом, прямо со старта. На бытовом уровне все тоже обстояло неблагополучно, и турки постфактум жаловались на постоянные притеснения, как от соседей, так и от властей, без всякой компенсации и уведомлений отбиравших землю под строительство дорог и казарм, причем только у турков, пресекавших попытки продать недвижимость туркам, за все преступления и грабежи никого не наказали и не намеревались и даже с амвонов проповедовали, “что отобрано через кровь, возврату не подлежит”. Уже с 1961 началась ремобилизация и ЕОКА и ТМТ. 21 декабря 1963 года в Никосии полыхнуло: греческий патруль остановил для проверки тугаментов турецкую пару, собралась огромная толпа в защиту единоверцев, началась пальба, погибло двое турок и полисмен. Обе коммуны немедленно прибегли к насилию против оппонентов. Только благодаря грозным предупреждениям СССР и откровенным угрозам Линдона Джонсона, сообщившего, что в случае конфликта НАТО не намерено автоматически вступаться за Турцию, и не даст согласия на использование техники и военного снаряжения, поставленного альянсом, в акции против Кипра, Инону отменил намеченное вторжение. По официальной версии, погибло 133 грека и 41 пропал без вести, для турок цифры были соответственно 191 и 173; по неофициальным данным убитых примерно 200 и 350. После событий 1963 год масса турок перебралась с традиционных мест обитания в анклавы или в турецкую зону. Фактически, с 194 года турки не участвовали в работе правительства.

В 1967 последовало новое обострение; греческие националисты, ведомые Гривасом, взялись патрулировать турецкие деревни и анклавы, 26 убитых, а в ответ Турция начала концентрировать армию во Фракии и амфибийную группу на юге, вслед за чем предъявила ультиматум – удаление Гриваса с острова, выплата компенсаций пострадавшим от «патрулей», роспуск Национальной гвардии, вывод греческих войск с острова, прекращение преследований турецкой коммуны. В ноябре война наблюдателям казалась почти неизбежной, но в итоге удалось обойтись без крайностей: Греция урезала свой контингент до заявленных в соглашениях 1960 года размеров, Гриваса по требованию турок сместили и удалили с острова, однако Макариос отказался распустить национальную гвардию. Спустя 7 лет он об том очень, наверное, пожалел. Турецкая публицистика обвиняла его в склонности к эносису, поскольку иначе ему бы лучше кооперироваться с нежелающими эносиса турками, однако, судя по его политике, независимость он считал лучшим выходом и политически самым выгодным для себя. Увеличение ВНП вдвое за 1958-67 годы и учетверение ВНП на душу населения в 1967-73, улучшение условий жизни, плюсы системы политического плюрализма и основанной на оном администрации по сравнению с режимом полковников в Греции, угроза турецкого вторжения, от которого надежных средств защиты не было видно, в случае обострения панэллинизма – все это ослабляло позиции любителей эносиса, каковых уже в 1965 насчитывалось только 18%. Политически эносисты тоже не очень преуспевали. В начале 70-х с деятельной помощью греческого “режима полковников” возникла ЕОКА-В в качестве противовеса вменяемого Макариосу предательству идей эносиса, которую до самой своей смерти в январе 1974 года курировал в очередной раз переправленный на Кипр Гривас. С поддержкой пришедшего к власти в Греции хардлайнера генерала Иоаннидиса, который служил на Кипре в 60-х и считал Макариоса опасным типом, склонным к союзу с коммунистами, антикоммунисты на острове стали консолидировать свои позиции, завладев всеми организациями эносистов.

2 июля 1974 Макариос потребовал отзыва 650 греческих офицеров, прикомандированных к кипрской армии, на том основании, что они ведут подрывные действия. Ответом стал переворот, во главе организаторов которого стоял Никос Сэмпсон, известный своими делами в борьбе против британцев, 15 июля. ЕОКА-В начала аресты неблагонадежных, расправа с коммунистами из АКЕЛ и сторонниками Макариоса повлекла около 2000 покойников, Макариос с трудом избежал убийства, и бежал в Пафос, оттуда на базу в Акротири и в Лондон. Эксцессы славной своими ультра-националистическими взглядами ЕОКА в отношении турок и просто сведение счетов под шумок повлекли естественную реакцию. Хотя Сэмпсон официально заявил, что туркам нечего опасаться, сам переворот направлен только на смещение Макариоса и вскоре состоятся выборы, Анкара, имея, по-видимому, в виду репутацию нового лидера как врага турок, немедленно осудила путч, присовокупив, что такие действия греческого правительства, видимо, свидетельствуют о желании аннексировать Кипр в нарушение соглашений 1960 года, и турецкое руководство намерено принять на сей счет меры. Великобритания пробовала дипломатическим путем инсталлировать какое-либо не такое одиозное правительство на Кипре, но твердо высказалась, что договор не дает ей права на военную интервенцию; США не выразили своей позиции точно и внятно, хотя на них турки оглядывались, вспоминая Суэц-56 , и в СБ ООН наложили вето на советское предложение осудить «действия Греции»; прочие союзники по НАТО «призывали к спокойствию», «выражали озабоченность» и т.д. Помимо помощи соплеменникам, каковой мотив обычно в политической жизни сам по себе никогда не играет никакой роли, с точки зрения Турции попытки эносиса при попустительстве Британии означала возможность будущей ирреденты в отношении Фракии и Малой Азии – а греческий Кипр означал постоянную стратегическую угрозу. Действия в соответствии с согласованными еще в 1960 году планами и статьей 4 договора о гарантиях статуса Кипра начались 20 июля. Официально Турция квалифицировала происходящее как «bariş harekâti» (=«миротворческие операции»). В 8:30 19 июля турецкий флот в составе 5 эсминцев и 31 десантного корабля с 3000 десантников на борту отбыл в сторону Кипра, намереваясь прибыть к его берегам следующим утром, и хотя было полно тревожных признаков, таких, как раннее закрытие министерств, информационный блэкаут в прибрежной зоне и наложение ограничений на движение туристов, в Греции на сообщение об этом отреагировали спокойно, предположив, что это обыкновенные учения, и 6-й флот США не получил указания вмешиваться. Происходящее зато вызвало интерес у другого игрока мировой политики: неподалеку от Кирении силам вторжения встретился советский тральщик, который затем постоянно находился поблизости, но вне зоны проведения десанта.
Ночью в разных точках острова были высажены подразделения вдвшников. В 6:30 отправились проводить реконгсцировку фрогмэны, не нашедшие препятствий, и в 8:30 началась крупная высадка, в процессе которой два десантных судна сели на мели, но никакого сопротивления оказано не было. Взятие соседней с местом десанта Кирении на следующий день обошлось туркам всего в 21 убитого, и далее турецкая армия довольно уверенно развивала первый успех, попутно наращивая группировку: к 27 июля на острове пребывало около 30 тыс. турецких солдат, 240 танков, 400 единиц бронетехники при поддержке авиации и флота. К моменту пролоббированного ООН перемирия турки занимали фрагмент территории вдоль 20-километровой дороги Никосия-Кирения примерно до 30 км шириной.

В промежутке между перемирием и началом переговоров (30.7, Женева) турки продолжали усиливать свои позиции. Греки в ходе дискуссии предлагали общий Кипр с федеральной системой, а турки автономию на севере и пять малых по острову, которые должны были охватить в общей сложности 34% территории, 70% промышленности и полезных ископаемых, 80% туристских объектов, 65% возделываемой земли. Спустя часы после неудачного окончания переговоров, 1 августа, турки начали наступление, пользуясь наличием авиации и танков, которым греческие киприоты противопоставить ничего не могли; в рядах защитников царил разброд: участники боев жаловались, что пока они воюют, в Лимассоле народ продолжает ходить на пляж и вести беззаботную жизнь, пеняли на бездействие и США и СССР, на конфликты между социалистами и ЕОКА прямо в ходе боевых действий с турками, так что одни других пристреливали по ходу дела, на слабую подготовку кадров («ну какой толк может быть от солдат, которые 11 лет назад получили двухмесячный курс подготовки?!»), на пассивность, глупость или вообще отсутствие в нужный момент командированных греческих офицеров, вопрошали, почему высадка в Кирении прошла легко и спокойно. На второй день наступления турки заняли 37% территории острова, к северу от «линии Аттилы», почти точно повторявшей границу, предложенную в 1965 году для разделения коммун, пролегавшей от бухты Морфу до Фамагусты\Газимагусты. На следующий день военных действий руководитель кипрских греков Клеридес принял турецкое предложение, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка – Фамагуста. Предполагалось, что две коммуны станут составляющими федерации, но ничего похожего не произошло.

В ходе конфликта погибло до 4500 греков-киприотов и 300 турецких военнослужащих (из них 50 на судне, потопленном по ошибке своим же самолетом). Раздел Кипра сделал треть населения острова (200 из 600 тыс.) беженцами, но обе стороны отрицали какие-либо эксцессы со своей стороны и пеняли на бесчинства оппонентов. При разделе 50 тыс. турков перебралось на север и порядка 180 тыс. граждан вынуждены были переехать из турецкой зоны на юг, в их выдворении заметную роль сыграли турецкие экстремисты из «серых волков». Всего с места сдвинулось 29% греков острова и 44% турок. Любопытно, что в турецкую часть острова попало 80% туриндустрии, а ныне обслуживающая потребности туристов греческая часть никогда не считалась в этом плане перспективной. Тем не менее греческая половина острова экономически выглядит более преуспевающей: в 1981 году греческая половина имела $4400 на душу населения, а турецкая $1100, в 1991 соотношение было 12000 и 4000.



Похожие публикации