Круизные лайнеры советского союза. Теплоход "советский союз"

Итак, в третьей части мы оставили нашего героя - «Баллина»-«Ганзу» - притопленным на мелководье близ немецкого порта Варнемюнде (Росток). В заключительной части речь пойдёт о его советской биографии, под именем «Советский Союз» и конце пути, под именем «Тобольск».
* * *
В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы Hansa и Hamburg отошли к СССР. Другие лайнеры этой серии - Deutschland и New York - достались англичанам. Англичане подняли их, отбуксировали в Англию, но сочли восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.
В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на верфи Warnow Werft произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill , с 11.08.1950 г. по 08.06.1951 г. Реконструкция машинного отделения, надстройки и восстановление помещений на Warnow Werft в Варнемюнде продолжались еще четыре года.

1955. Восстановленный «Советский Союз» выходит из порта Варнемюнде (ГДР).


Поскольку судно сразу предназначали для работы на каботажной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский с традиционно большим пассажиропотоком, проект восстановления предусматривал почти такую же пассажировместимость, которая изначально была при постройке. При этом были сохранены 4 грузовых трюма и багажные отделения, а верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23.009 тонн.
На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2.280 тонн генерального груза. Из четырёх мачт на лайнере было оставлено лишь две: по одной спереди и сзади надстройки.
В ходе реконструкции две дымовые трубы были заменены на одну модной тогда «куполообразной» формы. Похожая конфигурация трубы была применена и на английских лайнерах типа "Saxonia" (впоследствии «Леонид Собинов»), строившихся в тоже время. Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14.000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

Район верфи Warnow Werft близ Ростока, где лайнер проходил восстановление.
Снимок 2006 г.

Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР – сомнений в том, как назвать новое судно не было: «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 году. В общей сумме восстановление длилось пять лет. Однако, незадолго перед запланированным сроком ввода в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, сильно повредивший помещения лайнера (1954 г.). Последовало повторное восстановление, а в сентябре 1955 года судно передали заказчику.

1955.
Выход «Советского Союза» после сдачи Министерству морского флота СССР из порта Варнемюнде на контрольное докование в Севастополь.

И цветной снимок, того же периода. На корме уже обозначен будущий порт приписки – Владивосток, но лайнер пока находится на Балтике.

* * *
Систершип «Ганзы» Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось тоже использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана: в основном близ берегов Антарктики, в южной части Индийского океана у острова Кергелен и в южной Атлантике. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

Бывший Hamburg, а затем китобойная плавбаза «Юрий Долгорукий» .

* * *
В 1955 году дальневосточным отделением «Совторгфлота» «Советский Союз» был принят в эксплуатацию. Но прежде чем направиться на Дальний Восток, предстояло выполнить контрольное докование. В то время в СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно – сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 года турбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, министр обороны Георгий Жуков и член Политбюро Леонид Брежнев в компании с вождём венгерских коммунистов Матьяшем Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания (1956).

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и 29 мая 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и начал свой первый рейс на экспрессной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Организационно он вошёл в состав дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации – Дальневосточного морского пароходства (ДВМП).. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.
После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном «Советского Союза» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

Капитан «Советского Союза» в 1965-1977 гг.
Герой Социалистического Труда Гришин Б.А.

«Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток – Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.

1959. «Советский Союз» в порту Петропавловск-Камчатский. Архив Periskop-а.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Фрагменты из Справочника Пассажира за 1962 г. (предоставил dennism )

1. Схема Дальневосточного бассейна Министерства морского флота СССР с обозначением пути следования из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Синим цветом я дорисовал зимнюю трассу турбохода, через Сангарский пролив. В сезон примерно с января по апрель лайнеры Камчатской линии шли именно этим путём.

2. Тарифы на перевозку пассажиров, разными классами кают (люкс не приведён).

3. Расписание движения лайнеров.

К слову сказать, в мою бытность (1976-1980 гг.) прибытие лайнеров в порт Петропавловск часто происходило не утром в 8.00, как в этом расписании, а в районе 10 - 12 часов дня. А, скажем, на «Марии Ульяновой» в 1987 г. я прибыл в порт напротив, раньше - в 6.30 утра. То есть время прибытия - величина растяжимая, нужно было звонить на Морвокзал в вечер дня перед прибытием и они говорили точнее.

1970-е, Владивосток, бухта Золотой Рог. «Советский Союз» проходит вдоль полуострова Эгершельд

т.х. Советский союз" примерно 75-77 годы, точно не помню. был рейс на Петропавловск из Владивостока,я на фото тот счастливый пацан которому довелось порулить этим судном, в том рейсе был внуком судового врача, потому меня везде пускали, и всё показывали. Прекрасное время:)

Короткое видео "Союза", 1957 г. (в титрах ошибочно указан 1956-й):

Окончание карьеры.

Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск» ; понятно, что с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту (есть сведения, что в этот период он был учебным центром для курсантов училища им.Невельского).

5 марта 1982 года «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Несколько слов о статье, посвященной «Баллину», в английской Википедии.

К сожалению, статья о лайнере грешит там множеством ошибок. Вот, навскидку, если рассмотреть представленные данные о его карьере:
1) Первый рейс – не 5, а 4 июля 1923 г. 5 июля лайнер вышел в Атлантику уже из британского Саутгемптона;
2) Переименование в «Ганзу» последовало не 31, а 1 октября 1935;
3) Имя «Советский Союз» турбоход носил в 1953-1980 гг.;
4) Последнее имя лайнера после вывода из эксплуатации и перед разделкой было не Soyuz, а «Тобольск»;
5) Корабль был отправлен на разделку не в 1981-м, а в марте 1982 года.
То есть, в данном случае, Википедия как источник - слаба. И если кто-то будет делать русскоязычную статью, учтите, пожалуйста, эти ошибки.

Ещё добавление о мифологии , плотно окутывавшей лайнер всё время его советской биографии, после 1957 г.; несколько любопытных образцов и обьяснений их.

Из статьи А.Борисенко Легенды и правда «Советского Союза»
Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».
По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев».

Мифология рояля музыкального салона.

1. [отсюда ]
Но, пожалуй, самый древний рояль во Владивостоке стоит на сцене Пушкинского театра. Это инструмент знаменитой немецкой фирмы Blutner. По некоторым данным, ему более ста лет. Во время Второй мировой войны этот шикарный инструмент "под светлый орех" украшал музыкальный салон турбохода "Адольф Гитлер" , входившего в состав пассажирского флота гитлеровской Германии. Поговаривают, что за этим роялем якобы сидел сам фюрер! Не зря, значит, местные музыканты называют его "Гитлер капут!" После войны судно по контрибуции досталось СССР, где было переименовано в "Советский Союз" и долгое время бороздило дальневосточные воды новой родины, так как не имело права пересекать границу. Когда судно списали на лом, "гитлеровский" рояль долгое время стоял на причале под брезентом, пока его не пристроили в Дом отдыха моряков. В 1999 году его подремонтировали, попутно покрасив автомобильным лаком. А в 2000 году инструмент купил Пушкинский театр за 12 тысяч рублей. По меткому замечанию Виктора Баранова, директора творческой студии "Камертон", базирующейся в здании Пушкинского театра, "ни один уважающий себя музыкант за него не сядет" .

2. [отсюда ]
Второй рояль, установленный на главной сцене Пушкинского театра, не связан с событиями Русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и возраст его не позволяет даже намекать на какую-либо связь с историей начала ХХ века: рояль изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер». И тем не менее этот музыкальный инструмент напрямую связан с событиями другой войны - Второй мировой, которая закончилась, как известно, атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки и поражением Японии.
В свое время рояль стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» - крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и - то ли сам играл (во что с трудом верится), то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле. В 1943 году пароход «Великая Германия» был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу. [...]
В 80-х годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок перед руководством Дальневосточного пароходства во весь рост поднялась необходимость решительного сокращения плановых убытков предприятия, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл в этом свою роль и возрастной фактор. Белоснежный океанский лайнер был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию. А любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и был обнаружен первым директором Пушкинского театра Б.Г. Косяковым. Он-то и предложил нам в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова».
Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…

В начале шестидесятых годов ХХ века, когда по воле Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева тысячам первокурсников пришлось делить свой день между работой на предприятиях и вечерней учебой в институтских аудиториях, я работал судосборщиком (по профилю избранного факультета) на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера. Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль.
Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…

Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре. Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.
Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но, во-первых, для этого надо где-то раздобыть средства, а во-вторых, мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.
Однажды во время выступления в Пушкинском театре Народной артистки СССР Героя Социалистического труда Елены Образцовой, я вышел на авансцену с большим букетом цветов. После слов благодарности за ее редкостный талант, я коротко рассказал о рояле, под аккомпанемент которого она пела. Услышав про Гитлера, певица распахнула еще шире свои и без того огромные глаза и произнесла: «О, боже, со мной еще такого никогда не было!». Зал буквально взорвался аплодисментами.

Как видите, лайнера нет уже как 27 лет, а мифология, связанная с ним - она множится и воспроизводится:)

Поэзия.

Олег Кабалик, 1995
Я – «Советский Союз»

Я – «Советский Союз». Ухожу в переплавку.
Я своё отходил, отпустите грехи.
Я – «Советский Союз». Отправляюсь на плаху.
По последнему разу погудим, моряки.

Cкажем тост, помолчим над прожитыми жизнями
Нам самим-то себе - ни простить, ни солгать...
Крысы в трюмах моих, если б не были крысами,
Много кое-чего бы могли рассказать.

Но они побегут - крыса дохнуть не вправе,
Чтоб, добравшись в красивый, фешенебельный порт,
Окопавшись в какой-нибудь сточной канаве,
Крыситься, что паршивый я был пароход:

Весь в заплатах и дырах, гнилой и громоздкий
Загрязнял океаны, проливы, моря...
Эй, вулкан Алаид! Одолжи папироску!
Мы-то знаем с тобой, что дымили не зря.

А ещё вам, ребята, скажу на прощанье,
Отправляясь под старость на металлолом,
Что пятнадцать посудин, из меня понапаянных,
Перетопит любой разыгравшийся шторм.

Я «Советский Союз», отправляюсь в последний...
Вспоминайте, ребята, старика иногда.
Я вернусь даже если и через столетия, -
Я вернусь! Но теперь уже - навсегда!

Марка с «Советским Союзом».

* * *
В этой части цикла использованы тексты и факты из

1970-е, Петропавловск-Камчатский, Авачинская бухта.
«Советский Союз» проходит траверз Красной Сопки и приближается к морскому порту; его уже сопровождают два буксира.

* * *
...Я открываю окно, и в комнату врывается свежий морской воздух с Авачинской бухты. Беру висящий неподалёку бинокль и смотрю по направлению к выходу в океан. Там, далеко, у Ворот, видна белая точка на ярко-синем фоне. Она постепенно приближается - и вот уже видны очертания вытянутого белоснежного лайнера с большой красной полосой на трубе, изящно взрезающего волны.
Это он, красавец «Советский Союз»! Не узнать его невозможно.
Но не к причалам Морвокзала он стремится.
И торопиться ему уже некуда: можно держать 16 узлов крейсерского хода, не напрягая машины.
Потому что идёт он – в Вечность , разрезая форштевнем Волны памяти нашей...

© Сергей Сигачёв aka Periskop

Четыре жизни "Советского Союза" :
1. , 2. , 3. (1923-1947), 4. (1947-1982)

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество с

В декабре нынешнего года исполняется 85 лет со дня спуска со стапелей судна, которое с середины 50-х до начала 80-х годов прошлого столетия было флагманом дальневосточного морского пассажирского флота. С паротурбоходом «Советский Союз» связано множество самых невероятных легенд и мифов.

Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».

По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев»…

Было немало и других легенд, связанных с судном, которое носило четыре (!) названия. Но его реальная история – в тексте, который мы публикуем ниже.

По имени президента

Перед Первой мировой войной Германия находилась на втором месте в мире по тоннажу, уступая только безусловному лидеру – Англии. Ведущей судоходной компанией Германии являлась компания Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft (HAPAG), которая имела в своём составе несколько крупнейших пассажирских трансатлантиков, некоторые из которых в своё время обладали «Голубой лентой Атлантики». Президентом компании, приведшим её к процветанию, был Альберт Баллин (Albert Ballin, 1857 – 1918). Долгое время лозунг компании гласил: «Величина и комфорт превыше скорости».

После поражения Германии по условиям мирного договора практически весь немецкий флот был разделён между победившими союзниками. Альберт Баллин не смог пережить крушение компании и 9 ноября 1918 года, в день капитуляции Германии, покончил жизнь самоубийством.

После смерти Альберта Баллина новое руководство компании HAPAG сделало упор на строительство грузопассажирских судов, доступных для широкого круга пассажиров, на которых оптимально сочетались удобство, надёжность и разумные цены. В соответствии с этой концепцией в компании было принято решение о строительстве четырёх однотипных трансатлантических лайнеров. Строительство этих судов стало своеобразным символом возрождения Германии.

Первое судно серии, названное в честь бывшего президента компании Albert Ballin, было заложено 24 августа 1921 года на судостроительном заводе «Блом и Фосс» (Blohm & Voss) в Гамбурге и получило строительный номер 403. 16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года передано заказчику – компании HAPAG.

О большом внимании к строительству судов этой серии говорит тот факт, что второе судно серии Deutschland было спущено со стапелей 28 апреля 1923 года в присутствии рейхспрезидента Фридриха Эберта (Friedrich Ebert). Несколько позже были построены ещё два судна – Hamburg и New York.

В свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон (Великобритания) Albert Ballin вышел 4 июля 1923 года. Продолжительность перехода составила 10,5 суток.

Двухвинтовой пассажирский лайнер имел валовую регистровую вместимость 20 815 тонн, длину 191,2 метра, ширину 24 метра. Две паровые турбины развивали суммарную мощность на валу 13500 л. с., что обеспечивало эксплуатационную скорость 15,5 узла и максимальную скорость до 16,5 узла. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс. В качестве топлива использовался мазут. Внешней особенностью судна были четыре мачты с грузовыми стрелами и своеобразные очертания носовой части. В своём рекламном буклете компания HAPAG обращала особое внимание пассажиров на следующий момент: «Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе». В 1932 году на борту судна стали демонстрировать звуковые художественные фильмы.

Привлекательность судов типа Albert Ballin в значительной степени была обусловлена устройствами для успокоения качки, благодаря которым даже при значительном волнении моря суда испытывали плавную и ровную качку, а крен судна не превышал 5 градусов. Американские путешественники дали этим судам почётное название «Суда антиморской болезни». Суда типа Albert Ballin оказались достаточно экономичными в эксплуатации и вскоре стали весьма популярны среди пассажиров.

Перемены судьбы

Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. На судне удлиняли и укорачивали дымовые трубы, делали перепланировку пассажирских кают. В 1927 году лобовую часть надстройки сделали полностью остеклённой. В конце 20-х годов скорость судна стала недостаточной, и 11 сентября 1929 года Albert Ballin стал на модернизацию. В ходе модернизации на судно установили четыре новых котла и две новые активно-реактивные паровые четырёхкорпусные турбины завода «Блом и Фосс».

После модернизации валовая регистровая вместимость судна достигла 20 931 тонны, а эксплуатационная скорость судна выросла до 19,5 узла.

Однако испытания, проведённые в начале 30-х годов, показали, что форма корпуса судов далека от оптимальной и при удлинении корпуса примерно на 10 метров для обеспечения скорости 19,5 узла потребуется менее 20 000 л. с. мощности, что даст значительную экономию топлива. После этого было принято решение удлинить все суда этой серии примерно на 12 метров и изменить форму форштевня.

Модернизацию проводили в доках № 5 и № 6 судостроительного завода «Блом и Фосс». Когда первое судно квартета Hamburg прибыло на завод, в доке № 6 уже стояли друг за другом все четыре носовые части, каждая весом около 600 тонн. Следом подобную модернизацию прошли Deutschland, New York и последним - в июле 1934 года – Albert Ballin. В результате модернизации судно получило наклонный форштевень, что обеспечивало значительную экономию топлива. Максимальная скорость судна возросла до 21,5 узла, тоннаж достиг 21 131 тонны, а максимальная длина составила 205,2 метра.

Вскоре после этого по требованию пришедших к власти нацистов (Альберт Баллин был евреем) судно было переименовано и стало называться Hansa.

В свой последний рейс в качестве пассажирского лайнера судно вышло 27 июля 1939 года, после чего было передано военно-морскому флоту Германии в качестве плавбазы.

Участвуя в беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании, 6 марта 1945 года Hansa подорвалась на мине недалеко от порта Варнемюнде (Warnemunde) и потеряла ход. Была предпринята попытка буксировки, но вскоре судно наскочило на подводное препятствие (по некоторым данным, это была притопленная баржа) и начало тонуть. Тонуло судно достаточно долго, благодаря чему всем пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Hansa легла на левый борт на глубине около 20 метров, при этом правый борт выступал из воды примерно на 5 метров.

Судьбу Hansa разделили и остальные суда квартета.

Hamburg был мобилизован в 1940 году и использовался как база немецких подводных лодок недалеко от города Готенхафен (Gotenhafen). В течение зимы - весны 1945 года перевёз из Восточной Пруссии в Германию более 23 000 человек. 7 марта 1945 года подорвался на двух английских авиационных минах и затонул у острова Рюген, недалеко от немецкого города Сассница (Sassnitz).

Deutschland также с 1940 года использовался в качестве плавучей казармы в Готенхафене. Потоплен английской авиацией 3 мая 1945 года в немецком порту Любек (Lubeck).

После окончания Второй мировой войны по договорённости с союзниками Советскому Союзу отошли Hansa и Hamburg, а Deutschland и New York достались англичанам.

Англичане подняли Deutschland и New York, отбуксировали в Англию, но сочли их восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.

Паротурбоход Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.

Под советским флагом

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую Hansa, после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на заводе «Варновверфт» (Warnowwerft) произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill. В 1953 году судно получило официальное название «Советский Союз».

В 1954 году на ремонтирующемся судне по невыясненным причинам произошли взрыв и пожар, сильно повредившие внутренние помещения судна. Но тем не менее в сентябре 1955 года судно передали заказчику. Во время ремонта изменился внешний вид судна: вместо двух дымовых труб была сделана одна большая куполообразная, вместо носовой и кормовой мачт поставили грузовые колонки, верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23 009 тонн. На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2 280 тонн генерального груза.

Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.

13 октября 1955 года паротурбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, руководитель венгерских коммунистов Матьяш Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания 1956 года.

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и уже в конце мая судно встало на экспрессную линию Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.

После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном паротурбохода «Советский Союз» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.

С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Паротурбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск»; понятно, что «Советский Союз» просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.

5 марта 1982 года паротурбоход «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Так завершилась славная 60-летняя судьба пассажирского судна Albert Ballin - Hansa - «Советский Союз» - «Тобольск».

В феврале 2010 года мне удалось выбраться в затон Камского ССРЗ, что напротив Перми. Цель поездки - попасть на борт дизель-электроходов проекта 785 "Булгария" и "Композитор Глазунов". Но главным пунктом было посещение дизель-электрохода "Советский Союз". Это дизель-электроход проекта 20. Всего было построено два таких судна. Первый - "Ленин" - сгорел в затоне в 21984 году во время межнавигационного ремонта. "Советскому Союзу" повезло больше - до 1996 года он проработал на Волге. И так сложилось, что я стал свидетелем его крайнего рейса. В начале июля 1996 года мы сели на "Советский Союз" в Самаре и отправились в Москву. Но под Ярославлем вышел из строя один из главных дизель-генераторов. Судно пришло в Москву с 18 часовым опозданием. Потом выполнив несколько коротких рейсов, Союз ушел в Нижний Новгород, на базу ВОРПа. Осенью 2001 года его выкупило Камское пароходство и "Советский Союз" встал на многолетнюю стоянку в Перми. И вот, через 14 лет - новая встреча с этим судном. В мае 2010 года мне случилось опять быть в пермском затоне, на борту д/э "Булгария". Тогда я сделал несколько снимков с борта.
"Советский Союз" был сдан речникам в 1959 году. Он же стал на данный момент последним большим пассажирским судном, построенным на заводе "Красное Сормово". Далее в СССР все пассажирские суда будут приходить из-за рубежа, с верфей стран социалистического содружества. Исключением станут лишь австрийские суда, но это капля в море. После сдачи флагманом ВОРПа стал однотипный "Ленин". Эти суда по техническому уровню сразу превзошли все то, что ходило по Волге. После пожара на "Ленине" в 1984 году флагманство формально перешло "Советскому Союзу". Хорезматичная внешность этих судов, высокий уровень отделки (она полностью деревянная - не гоже флагману пластик плебейский иметь), размерения, наличие (впервые в истории отечественного пассажирского флота) системы центрального кондиционирования воздуха, водоснабжение всех кают (даже в более современных теплоходах проектов 588, 26-37, 305 умывальники отсутствовали в каютах третьей категории, а на 305-х был даже силячий клоасс - места IV категории, они размещались в носовом вестибюле главной палубы). Проект 20 не имел т.н. жестких мест - ведь на тех же трехдеках места в III классе - обычная деревянная полка, мягкая как дверь стального сейфа. Впервые на борту - каюты с тремя местами. Да и сами каюты по площади были больше.
Конечно в 1996 году "Советский Союз" уже не имел того лоска, что ранее. Да и комфортабельным его уже никто не считал. Но все равно он смотрелся особняком среди своих речных коллег. Этакий левиафан из сурового сталинского прошлого.
Время - лучший доктор и лучший палач. Оно не дает шанса, у него не бывает осечек. Ныне "Совесткий Союз" все так же стоит в Перми и тихо доживает свой век. Реконструировать его врядли кто возмется, так как он требует капитального ремонта ГЭУ, да и запчастей на гребные электродвигатели не найти. Нижегородские энтузиасты пытаются как-то сломит ситуацию, дабы привести судно обратно в Нижний Новгород и сделать из него музей. Но увы - воз и ныне там. КРП не хочет продавать судно.

дизель-электроход "Советский Союз" у Куйбышевского порта, из архива В. Заикина

дизель-электроход "Советский Союз" в рейсе, из архива Р. Мубаракшина

ходовой мостик, вид в нос

кормовая часть



вид с носа



общий вид



на главной палубе



кормовой вестибюль толи главной, толи средней палубы - в обоих такой бардак



ресторан судна


кофемашина в ресторане






вестибюль ГП, дверь к выхлопным магистралям открыта



двухместная ярусная каюта - по советской классификации - 2А категория



заводская табличка - находится она над трапом в МО



световой колодец МО



если не ошибаюсь - одна из кают на ГП, четырехместная. По старой классификации - 2Б категории. От 2А отличается расположением ближе к корме и отсутствием доп перегородок


ночник. Кстати, несмотря на относительно несерьезный вид весьма удобен и не мешает соседям по каюте



пролет палубы - какой уже не вспомню, холодильник явно куда-то вытащить пытались






светильник в пролете палубы - этот единственный, что боле менее сохранился на тот момент


четырехместная каюта категории 2А. Как видно - каюта поделена как бы на три "отсека" - два сидячих места у окна, блок коек, шкафы и умывальник. Еще одно - каждый "отсек" отделен простенком









вестибюль средней палубы



трап


пролет средней палубы



носовой салон средней палубы, здесь же стоит рояль фабрики "Красный октябрь". За счет плафона помещение высокое. Но есть и обратная сторона - носовая часть шлюпочной палубы весьма ограничена для прогулок - все тот же плафон мешает.









трехместная одноярусная каюта. Кстати в этом плане проект 20 обогнал "крокодилы" - там в трехместках были двухярусные койки. И эти дизель-электроходы стали первыми пассажирскими суда с трехместными каютами.


кормовой пролет средней палубы



вестибюль



говоря современным языком - рецепшен. На переборке (где белый "экран") висела карта водных путей и табло со временем отправления (ЕМНИП так было в 96-м)



вид с балкона ресторана (средняя палуба)



интерьер "балкона"

История отечественного гражданского судостроения ассоциируется в больше мере с судами грузовыми, вспомогательными и малым флотом. Так уж сложилось, что серийные большие пассажирские суда для СССР строились за рубежом. Исключение составила разве что небольшая серия теплоходов 860 проекта, которую построили на сибирских судозаводах. Но, эта серия стала, по сути, отечественным исполнением венгерского теплохода проекта 305. В судостроении так было проще, европейские судоверфи штамповали серийные теплоходы по несколько штук в год в рамках СЭВ, советские заводы были традиционно заточены под оборонную технику и грузовой флот. Но было и два исключения: «гордость отечественного судостроения», именно так советская пресса окрестила дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз».

Фото из архива А.Готовцева.

Проект «Страна Советов».

Еще задолго до войны, в начале 30-х годов века ушедшего, была начата работа по проектированию нового судна - «экспресса для большой Волги». Тогда планировалось преображение реки - возведение плотин, подъем водохранилищ. Ставилась задача о создании качественно нового суда для работы на качественно новой Волге. С одной стороны заполнение волжских водохранилищ делало возможным использование на реке судов с большей осадкой, с другой запланированные полноводные водохранилища требовали суда с большей мореходностью, чем работавшие на реке дореволюционные пароходы.
В октябре 1932 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале конкурса на лучший проект речного судна для большой Волги. Первое место в конкурсе занял проект инженера В.И.Сергеева. Через несколько лет началась проектная работа над новым теплоходом. Руководил проектом инженер Н.Ф.Макеев, но и автор проекта теплохода Сергеев тоже входил в проектную группу. Работы над проектом «экспресса» были завершены к 1937 году. Задачи для нового судна ставились вполне конкретные: судно должно было стать первым с трехдечной надстройкой (все пароходы были двухпалубными), оно должно было стать прорывом в комфортабельности и функциональности, оно должно было развивать скорость до 30 км/час. Было предложено три варианта теплохода, отличавшихся исключительно силовой установкой (дизельный, дизельэлектрический и турбоэлектрический). В любом случае по расчетам инженеров того времени мощность судна должна была составлять 5400 л/ c , только в этом случае достигалась проектная скорость. Проект нового речного судна получил название «Страна Советов». Вот так он должен был выглядеть.

Реализовать проект не удалось. Свои коррективы внесла война. Стране было точно не до «волжских экспрессов». В разных источниках встречалась информация, что корпуса все же были заложены до войны, и что даже в годы войны они, якобы, стояли в Саратове и даже были переоборудованы в военные корабли, но скорее всего, это не более чем красивая легенда.

Проект 20.

Залечившая раны страна, подняв производство и судостроение на должный уровень, после войны вернулась к строительству гражданских судов. Уже строились серии пассажирских теплоходов для большой Волги в европейских странах, когда в пятидесятых годах советские инженеры-судостроители вернулись к проектированию «волжского экспресса». За основу был взят проект «Страна Советов», который, однако, был серьезно доработан на «Красном Сормове», а, по сути, просто перепроектирован в проект, получивший номер 20. Суда проекта 20 очень сильно отличались от «Страны Советов». Проект «Страна Советов» все же больше походил на классические волжские пароходы, просто с более высокой надстройкой. Проект 20 - это уже вариант современного (для того времени) проекта новых речных судов. Дилемма с силовой установкой была решена в пользу дизель-электрической. Такой вариант добавлял судну маневренности, позволял не иметь сверхдлинных валолиний, а, как следствие, минимизировать вибрацию. Экономические аспекты в стране с плановой экономикой отошли на второй план. По утвержденному проекту 20 началось строительство головного судна.

Или вот такой вариант. Видение художника.

Дизель-электроход «Ленин» был торжественно спущен на воду в 1958 году. Практически сразу это судно стало флагманом Волжской флотилии. По уровню комфорта в размещении пассажиров «Ленин» стал просто прорывом. Один лишь факт - впервые на речном круизном судне была установлена климатическая установка. Широкие прогулочные террасы, большие каюты, ценный древесный шпон и линкруст в отделке. а дизель-электроходах был даже полноценный кинотеатр со сценой, где проводились мероприятия и встречи с туристами. Одновременно началось строительство второго дизель-электрохода «Совесткий союз». Вот фотографии с постройки дизель-электроходов (Книга «Пассажирские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз», г.Горький, 1959г.):

- Спуск дизель-электрохода «Ленин» на воду в «Красном Сормово».

- Здесь «Ленин» практически достроен, а стоящий на переднем плане «Советский союз» еще достраивается.

- Дизель-электроход «Ленин».

Заглянем внутрь этих судов - в пассажирские и служебные помещения. При этом не будем забывать, что на дворе 1958 год. Технологический прорыв на лицо. Уникальный двухуровневый ресторан. Впервые на реке была применена технология, впоследствии получившая название «атриум». Ресторан занимает две палубы и имеет второй свет.

Киноконцертный зал для пассажиров на 99 мест.

Двухместная каюта членов экипажа.

Камбуз.

Прогулочная терраса второй палубы. Обратите внимание на ее ширину.

Терраса третьей (тентовой) палубы.

В рулевой рубке дизель-электрохода.

Читальный салон.

Коридор пассажирской палубы.

Пассажирские каюты.

Долгие годы дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз» были волжскими флагманами. Их уровень комфорта был широко известен среди речных пассажиров. «Ленин» традиционно открывал навигацию на Волге, этот выход из затона всегда совпадал с днем рождения самого Ленина - 22 апреля.
В 70-е годы на Волгу пришли новые немецкие теплоходы проекта 301. Интересен тот факт, что, занимаясь проектированием теплоходов 301 проекта, их создатель Фридрих Энкель неоднократно обращался к советским дизель-электроходам, как к эталонным на тот момент, но уже делал все нюансы пребывания пассажиров на борту с учетом достижений шагнувшей далеко вперед технологии. Ну, а к началу 80-х годов герои моего повествования вовсю работали на туристических рейсах по Волге.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.


Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

В 1984 году, при подготовке дизель-электрохода «Ленин» к навигации в Октябрьском затоне под Нижним Новгородом, на судне произошел пожар. Огонь практически полностью уничтожил надстройку дизель-электрохода. Долгие годы напоминанием об этом в Октябрьском затоне лежал покореженный огнем корпус «Ленина».

Фото А.Соснина (1994 год).

Работать за своего брата-близнеца продолжил «Советский союз». До 1991 года дизель-электроход работал на туристических рейсах. Но в 1991 году под предлогом того, что судно морально устарело по сравнению с пришедшими 301-302 проектами, «Советский союз» был переведен на транспортную линию Нижний Новгород-Астрахань. Самое лихое для речных теплоходов время - начало 90-х годов «Советский союз» оставался в работе. В 1996 году дизель-электроход работал на линии Москва-Астрахань. Выполняя рейс в августе, следуя из Астрахани в Москву, на «Советском союзе» вышел из строя один из генераторов. Рейс все же был закончен, судно прибыло в Москву с опозданием на 12 часов, однако этому рейсу было суждено стать последним в «биографии» дизель-электрохода. «Советский союз» встал на прикол в Октябрьский затон под Нижний Новгородом.

Последние кадры "Советского Союза" в работе. Горький (1990 год).

Фото Алекс.

Северный речной вокзал Москвы(1996 год).

Фото из архива А.Готовцева.

В 2001 году Волжское пароходство активно распродавало пассажирские суда, тогда же «Советский Союз», простоявший уже шесть лет без работы, был выкуплен представителями Камского пароходства. Теплоход был отбуксирован в Пермский затон. Н апоминанием о былой «гордости отечественного судостроения» дизель-электроход «Советский союз» и по сей день стоит в Перми. С момента его продажи озвучивалось множество самых смелых предложений по его восстановлению и возвращению в работу, однако слова так и остались словами. Уже десять лет «Советский союз» ржавеет по новому месту приписки.

Фото А.Тюрина.

Пришло время определяться с маршрутом, но вы испытываете затруднения? Визуализация лучший помощник в данном вопросе. Весь следующий раздел, мы решили посвятить этому вопросу и рассказать вам об акваториях Москвы-реки и канала им. Москвы, маршрутах доступных в рамках каждой акватории и примерное время, которое может потребоваться на их прохождение.

Аренда теплохода - маршруты по Подмосковью

Акватория Химкинского Клязьменского, Учинского, Пестовского водохранилищ (Север Москвы) излюбленное место отдыха москвичей в жаркое время года. С главной артерией столицы Москвой-рекой их соединяет канал имени Москвы. Здесь много организованных, специально оборудованных "зеленых" стоянок для пикников и мероприятий на природе. плата за причалы символическая или отсутствует совсем, загруженность минимальная, продолжительность стоянки не ограничена. Посадка теплоход осуществляется преимущественно от причала Северного речного вокзала. Теплоход по пути проходит три шлюза. Время аренды теплоходов при выборе этой акватории должно составлять не менее 6-ти часов.

  • Маршрут "Северный речной вокзал - Клязьменское водохранилище - Северный речной вокзал" на 6 часов.
  • Маршрут "Северный речной вокзал - Пестовское водохранилище - Северный речной вокзал" на 7 часов.
  • Маршрут "Северный речной вокзал - Икшинское водохранилище - Северный речной вокзал" на 8 часов.

Аренда теплохода - маршруты от Северо-Запада по Центру Москвы

Акватория Серебряного Бора и Строгино (Северо-Запад Москвы) расположена в черте города, в живописном районе с многочисленными парками, в том числе, "жемчужиной" этих мест - природным заповедником, памятником XVII века, островом "Серебряный бор". Здесь же находятся: уникальное сооружение - арка Живописного моста с эллипсоидной смотровой площадкой, село Троице-Лыково (ранее дворцовое село Троицкое). Из центра до Серебряного Бора с учетом прохождения шлюза - примерно 3 часа хода. Причалы в этом районе адаптированные для посадки/высадки пассажиров (Строгино, Серебряный Бор-1 , Серебряный бор-2 , Троице-Лыково) отмечены на карте. Время аренды теплоходов при выборе этой акватории должно составлять не менее 6-ти часов.

  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Серебряный бор - Киевский вокзал - Москва-Сити (причал Международная выставка)" с прохождением шлюза на 6 часов.
  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Серебряный бор - ЦПКиО им. Горького - Москва-Сити (причал Международная выставка)" с прохождением шлюза на 7 часов.
  • Маршрут " Москва-Сити (причал Международная выставка) - Серебряный бор - Кремль и парк "Зарядье" - Москва-Сити (причал Международная выставка)" с прохождением шлюза на 8 часов.

Аренда теплохода в Москве - маршруты по Центру

Акватория Москвы-реки (Центр) - обширная территория выходящая за пределы Третьего Транспортного Кольца от районов Крылатское и Верхние Миневки до Нагатинского затона и Печатники. Причалы этой акватории имеют, преимущественно, высокую степень загруженности, а продолжительность стоянки на них, как правило, лимитировано т.к. именно здесь сосредоточены все регулярные прогулочные маршруты позволяющие увидеть самые основные и популярные достопримечательности столицы (отмечены на карте зеленым маркером) расположенные по берегам Москвы-реки от Новоспасского моста до Делового Центра. В их числе: московский Кремль, Собор Василия Блаженного, "парящий" мост в новом ландшафтном парке "Зарядье", Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, спортивную арену "Лужники", Дом музыки, Президиум РАН, Дом Правительство и, конечно же, знаменитые небоскребы Москва-Сити. Не у всех причалов в центре Москвы имеются паковочные места, а существующие все платные (по тарифам Моспаркинга).

  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Устьинский мост - Москва-Сити (причал Международная выставка)" на 4 часа.
  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Новоспасский мост - Москва-Сити (причал Международная выставка)" на 5 часов.
  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Кленовый бульвар - Москва-Сити (причал Международная выставка)" на 6 часов.

Аренда теплохода - маршруты от Юга по Центру

Акватория Москвы-реки (Юго-Восток Москвы) - это территория от Нагатинского Затона в сторону МКАД до шлюза Трудокоммуна. Посадка гостей производится на причалах Коломенское, Марьино, Братеево. Живописные места с обширными парковыми территориями подходят для организации семейного и корпоративного отдыха. Главной достопримечательностью здесь является музей-заповедник Коломенское (бывшая резиденция русских царей). Время аренды теплоходов при выборе этой акватории должно составлять не менее 4-х часов.

  • Маршрут "Кленовый бульвар - Крымский мост - Кленовый бульвар" на 4 часа.
  • Маршрут "Кленовый бульвар - Киевский вокзал - Кленовый бульвар" на 5 часов.
  • Маршрут "Кленовый бульвар - Москва-Сити - Кленовый бульвар" на 6 часов.
  • Маршрут "Коломенское - Москва-Сити - Кленовый бульвар" с прохождением шлюза на 8 часов.


Похожие публикации