Путешествия арабов в средние века. Арабские путешественники средневековья
Еще более широк был географический кругозор арабов, появившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ «человека путешествующего становится популярным в восточной литературе, С VII в. арабские племена, прожинавшие на Аравийском полуострове, обрели новую религию - мусульманство. Основатель новой религии Мохаммед (ок. 570-632 гг.) вынужден был бежать из Мекки в соседний город Медину. Это событие - хиджра (по-арабски «переселение») состоялось 16 июня 622 г. Эта дата станет началом новой эры, и от нее идет мусульманское летосчисление. После смерти пророка руководители мусульманских общин получают титул халиф, т.е. «заместитель», «наместник».
Первыми халифами были ближайшие сподвижники Мохаммеда, которые завершили объединение Аравии, заложив основы гигантской империи арабов Халифата. География военных походов арабов простиралась практически по всему Средиземноморью охватывая африканское побережье и территорию Западной Европы. Завоевание Испании в 714 г. маврами привело к усилению влияния арабской культуры.
Не только завоевательные походы, но и развитие торговли связано с арабским Востоком. В IX-Х вв. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Северной Африки и средиземноморского побережья. Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы по Красному морю и Индийскому океану. Из арабских путешественников по Передней Азии наиболее известны Сулейман из Басры (V)II в.), который совершил путешествие в Китай, посетив Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова. На его записках описано много удивительных приключений на море и островах, населенных каннибалами.
В Х-XI вв. путешественники значительно расширили географию странствий. Арабский писатель Ибн Даста, живший в Персии, совершил длительное путешествие, в результате которого появилась историко-географическая энциклопедия своего времени «Книга драгоценных сокровищ», содержавшая интересные сведения о стране восточных славян.
Из наиболее известных арабских путешественников Х в. можно назвать аль-Масуди из Багдада, оставившего о своем путешествии книги "Золотые пояса и россыпи драгоценностей» и «Сообщения и наблюдения», в которых он описал все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Северную и Восточную Африку. Много путешествовал хорезмский ученый Бируни (924-1048 гг.), обобщивший собранные им материалы об индийской культуре в своем и «Каноне Масуда».
Путешествия были столь распространенным явлением, что великий врач, уроженец небольшого селения близ Бухары Абу Али Ибн Сина (ок. 980- 1037 гг,), которого европейцы называли Авиценной, в своем «Медицинском каноне» посвятил специальную главу режиму путешествующих. В этом трактате семь параграфов, где выдающийся целитель дает рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья и оказанию помощи путешественникам в paзных климатических зонах, а также советы для путешествующих по морю.
В XII в. знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составления географических карт. В 1154 г. появились его книга «Географические развлечения», в которой помимо страноведческих сведений совершалась проверка идеи Птоломея. Более того, итогом его многолетней работы стали карты мира, круговая и прямоугольная, на 70 листах.
Несомненно, самым известным арабским путешественником считается Абу Абдаллаха Ибн Баттута из Танжера (Марокко), который в XIV в. побывал почти но всех странах тогдашней Азии. познакомился е северным побережьем африканского материка и долиной Нила. Во времена второго путешествия он пересек Сахару в разных направлениях. В дальнейших своих путешествия Ибн Баттута посетил Крым, побывал в низовьях Волги, посетил Среднюю Адию. Несколько-пет прожил в Индии, далее он прошел через Индостан на юг, посетил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай. Пройдя по суше и по морю в общем счете болеe 130 тыс. км, вернулся домой и продиктовал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн Батуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержавшая большой исторический, географический и этнографический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.
Завоевательные походы арабов, развитие торговли приводят к быстрому распространению мусульманства. Всем мусульманам предписывается, по крайней мере, раз в жизни совершить паломничество в Мекку - священный для всех представителей этой религии город. Начиная с тех времен и поныне в Мекку устремляются потоки мусульманских паломников. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы и прикоснуться к черному камню. Кааба находится на святом месте - Аль-Харрам, который ныне представляет собой самый большой храм под открытым небом. Вторым по значению священным городом для мусульман является Медина, пли Город пророка, в котором находится могила пророка Мохаммеда.
Священные для мусульман места есть и в древнем Иерусалиме. Это город, в котором был пророк Мохаммед во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в отдаленные мечети. В Мусульманском квартале расположен Харам-эш-Шериф (священный двор) со святынями ислама. Это знаменитые мечети Омара иАль-Акса, Мечеть Скалы была построена в 691 г, по велению халифа Омара, отсюда ее второе название. Через два года на месте христианской базилики была Сооружена мечеть Аль-Акса, в северном крыле которой находится место – Маком Азиз, где, по преданию, пророк Мохаммед вознесся на небо из Иерусалима.
9.4. Иерусалим – центр паломничества
В Иерусалим стекаются паломники разных вероисповеданий. История города насчитывает 4 тысячи лет. На этом месте царем Давидом была создана столица его государства. В Х в. до н.э. царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины стены которого - Стена Плача – с V в. являются местом паломничество представителей иудаизма. В VI в. до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величественного сооружения описал древний историк Иосиф Флавии, который сравнил его со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н.э. но время Иудейской воины. Предоставить великолепие этого сооружен и я можно по точной модели Второго храма, которая была создана в 60-е гг. XX в. в масштабе 1:50 и ныне демонстрируется на территории одного из отелей. Для евреев Иерусалим - это Земля Обетованная. Здесь и поныне находится Еврейский кварталсо знаменитыми синагогами.
Земли древней Палестины являются священным местом для поклонения христиан всего мира. Первое, куда устремляется поток паломников, - это Вифлеем, небольшой город, в котором родился Иисус. Паломники устремляются на поклонение святым местам в Вифлееме, городе, где родился Иисус Христос и где в 325 г. над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления императора Юстиниана в VI в. возведен храм Рождества Христова, находящийся в самом центре города. Большое число священных для христиан мест находится в самом Иерусалиме, городе, ставшем местом казни и воскресения Иисуса Христа. В IV в. византийский император Константин повелел воздвигнуть на руинах римского языческого храма храм Гроба Господня, ибо на этом месте, по преданию, был распят, погребен и затем воскрес Иисус Христос. Поклонение Гробу Господнему составляет важнейшую цель паломничества христиан. Христианские верующие стараются пройти по стопам Иисуса Христа на Голгофу. Этим путем пилигримы следуют с IV в. н.э.
Этот город на протяжении своей истории неоднократно подвергался нападениям и войсками вавилонского царя Навуходоносора, и мусульманскими завоевателями, в эпоху средневековья из Европы сюда устремлялись армии крестоносцев.
Каждый день для нас - это день больших открытий, которые мы делаем в течение всей своей жизни. Много лет назад выдающиеся путешественники сделали большое дело - они открыли для нашего понимания новые уголки мира, по которым еще ни разу не ступала нога человека. И со временем те безлюдные территории переполнились разнообразным населением, которое живет там до сих пор.
Арабские путешественники
Для арабских народов очень много факторов повлияло на развитие не только торговых и религиозных путешествий, но и широкого масштаба получили культурно - познавательные путешествия . Люди хотели познавать окружающий мир все больше, открывать новые земли, чтобы прославиться. Самыми известными арабскими путешественниками стали:
- Абу Хамид аль-Гарнати (начал свое путешествие в 1130 году, посетив многие страны, он не останавливался на одном месте и через определенный отрезок времени переезжал из города в город в поиске новых приключений вплоть до 1169 года. А в следующем году внезапно Абу Хамид аль-Гарнати умер);
- Ибн Баттута (всю жизнь провел в странствиях с 1325 до последнего своего вздоха, был свидетелем Черной смерти, которая прошла Сирией, Палестиной и Аравией, эта болезнь забрала у него родителей);
- Ибн-Хаукаль (большую часть жизни провел в путешествиях по Азии и Африке);
- Ибрагим ибн Якуб (путешествовал западнославянскими землями, был знатным человеком в Германии);
- Лев Африканский (путешествовал с раннего детства вместе с родителями);
- Аль Масуди (в своих странствиях любил собирать материалы по истории, географии и культуры разных народов);
- Ибн Фадлан (любил описывать свои путешествия и путешествовать с разными народами).
Территории, исследуемые арабскими путешественниками
Арабские приключения искатели исследовали очень много территорий, но основными территориями, которые считались полезными в их торговых делах , были:
- Персидский залив;
- берега Сомали;
- остров Занзибар;
- Мальдивский архипелаг;
- острова Индонезии;
- берега Индии.
Ежедневно каждый из нас открывает что-то новое, не стоит бояться перемен, следует экспериментировать и узнавать все больше о том, что тебя окружает.
Еще более широк был географический кругозор арабов, появившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ «человека путешествующего становится популярным в восточной литературе, С VII в. арабские племена, прожинавшие на Аравийском полуострове, обрели новую религию - мусульманство. Основатель новой религии Мохаммед (ок. 570-632 гг.) вынужден был бежать из Мекки в соседний город Медину. Это событие - хиджра (по-арабски «переселение») состоялось 16 июня 622 г. Эта дата станет началом новой эры, и от нее идет мусульманское летосчисление. После смерти пророка руководители мусульманских общин получают титул халиф, т.е. «заместитель», «наместник».
Первыми халифами были ближайшие сподвижники Мохаммеда, которые завершили объединение Аравии, заложив основы гигантской империи арабов Халифата. География военных походов арабов простиралась практически по всему Средиземноморью охватывая африканское побережье и территорию Западной Европы. Завоевание Испании в 714 г. маврами привело к усилению влияния арабской культуры.
Не только завоевательные походы, но и развитие торговли связано с арабским Востоком. В IX-Х вв. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Северной Африки и средиземноморского побережья. Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы по Красному морю и Индийскому океану. Из арабских путешественников по Передней Азии наиболее известны Сулейман из Басры (V)II в.), который совершил путешествие в Китай, посетив Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова. На его записках описано много удивительных приключений на море и островах, населенных каннибалами.
В Х-XI вв. путешественники значительно расширили географию странствий. Арабский писатель Ибн Даста, живший в Персии, совершил длительное путешествие, в результате которого появилась историко-географическая энциклопедия своего времени «Книга драгоценных сокровищ», содержавшая интересные сведения о стране восточных славян.
Из наиболее известных арабских путешественников Х в. можно назвать аль-Масуди из Багдада, оставившего о своем путешествии книги "Золотые пояса и россыпи драгоценностей» и «Сообщения и наблюдения», в которых он описал все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Северную и Восточную Африку. Много путешествовал хорезмский ученый Бируни (924-1048 гг.), обобщивший собранные им материалы об индийской культуре в своем и «Каноне Масуда».
Путешествия были столь распространенным явлением, что великий врач, уроженец небольшого селения близ Бухары Абу Али Ибн Сина (ок. 980- 1037 гг,), которого европейцы называли Авиценной, в своем «Медицинском каноне» посвятил специальную главу режиму путешествующих. В этом трактате семь параграфов, где выдающийся целитель дает рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья и оказанию помощи путешественникам в paзных климатических зонах, а также советы для путешествующих по морю.
В XII в. знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составления географических карт. В 1154 г. появились его книга «Географические развлечения», в которой помимо страноведческих сведений совершалась проверка идеи Птоломея. Более того, итогом его многолетней работы стали карты мира, круговая и прямоугольная, на 70 листах.
Несомненно, самым известным арабским путешественником считается Абу Абдаллаха Ибн Баттута из Танжера (Марокко), который в XIV в. побывал почти но всех странах тогдашней Азии. познакомился е северным побережьем африканского материка и долиной Нила. Во времена второго путешествия он пересек Сахару в разных направлениях. В дальнейших своих путешествия Ибн Баттута посетил Крым, побывал в низовьях Волги, посетил Среднюю Адию. Несколько-пет прожил в Индии, далее он прошел через Индостан на юг, посетил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай. Пройдя по суше и по морю в общем счете болеe 130 тыс. км, вернулся домой и продиктовал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн Батуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержавшая большой исторический, географический и этнографический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.
Завоевательные походы арабов, развитие торговли приводят к быстрому распространению мусульманства. Всем мусульманам предписывается, по крайней мере, раз в жизни совершить паломничество в Мекку - священный для всех представителей этой религии город. Начиная с тех времен и поныне в Мекку устремляются потоки мусульманских паломников. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы и прикоснуться к черному камню. Кааба находится на святом месте - Аль-Харрам, который ныне представляет собой самый большой храм под открытым небом. Вторым по значению священным городом для мусульман является Медина, пли Город пророка, в котором находится могила пророка Мохаммеда.
Священные для мусульман места есть и в древнем Иерусалиме. Это город, в котором был пророк Мохаммед во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в отдаленные мечети. В Мусульманском квартале расположен Харам-эш-Шериф (священный двор) со святынями ислама. Это знаменитые мечети Омара иАль-Акса, Мечеть Скалы была построена в 691 г, по велению халифа Омара, отсюда ее второе название. Через два года на месте христианской базилики была Сооружена мечеть Аль-Акса, в северном крыле которой находится место – Маком Азиз, где, по преданию, пророк Мохаммед вознесся на небо из Иерусалима.
9.4. Иерусалим – центр паломничества
В Иерусалим стекаются паломники разных вероисповеданий. История города насчитывает 4 тысячи лет. На этом месте царем Давидом была создана столица его государства. В Х в. до н.э. царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины стены которого - Стена Плача – с V в. являются местом паломничество представителей иудаизма. В VI в. до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величественного сооружения описал древний историк Иосиф Флавии, который сравнил его со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н.э. но время Иудейской воины. Предоставить великолепие этого сооружен и я можно по точной модели Второго храма, которая была создана в 60-е гг. XX в. в масштабе 1:50 и ныне демонстрируется на территории одного из отелей. Для евреев Иерусалим - это Земля Обетованная. Здесь и поныне находится Еврейский кварталсо знаменитыми синагогами.
Земли древней Палестины являются священным местом для поклонения христиан всего мира. Первое, куда устремляется поток паломников, - это Вифлеем, небольшой город, в котором родился Иисус. Паломники устремляются на поклонение святым местам в Вифлееме, городе, где родился Иисус Христос и где в 325 г. над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления императора Юстиниана в VI в. возведен храм Рождества Христова, находящийся в самом центре города. Большое число священных для христиан мест находится в самом Иерусалиме, городе, ставшем местом казни и воскресения Иисуса Христа. В IV в. византийский император Константин повелел воздвигнуть на руинах римского языческого храма храм Гроба Господня, ибо на этом месте, по преданию, был распят, погребен и затем воскрес Иисус Христос. Поклонение Гробу Господнему составляет важнейшую цель паломничества христиан. Христианские верующие стараются пройти по стопам Иисуса Христа на Голгофу. Этим путем пилигримы следуют с IV в. н.э.
Этот город на протяжении своей истории неоднократно подвергался нападениям и войсками вавилонского царя Навуходоносора, и мусульманскими завоевателями, в эпоху средневековья из Европы сюда устремлялись армии крестоносцев.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
История путешествий и туризма как наука
Введение в настоящее время ждет формирование комплексной науки объединяющей достижения различных исследований сферы туризма специалистами из области..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Как наука
1.1. Научное творчество – часть истории культуры
Вступая на путь исследования истории путешествий и туризма, нам надо помнить, что само научное творчество
Культуры
В ранней истории человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда, гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд, целые народы вынужденно покидали об
Цели и задачи изучения истории путешествий и туризма
История – это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах; библиотеках, превращается в научные труды историков. Многое в необъятн
Правовой статус основных понятий
Туризм представляет собой сферу практической деятельности людей, которая регулируется соответствующими законами. Вот почему для специалистов в области туризма важно знать не только точные научные
Периодизация истории путешествий и туризма
Задача каждого историка культуры не просто описать череду событий, а найти закономерности, обусловливающие ход исторического процесса, выделить основные этапы или периоды, по которым шло развития
Цивилизации и великие исторические реки
Одной из теоретических проблем науки о туризме служит, выявление роли путешествий и туризма как формы межкультурных коммуникации, Путешествие – это поиск путей сообщения. Стремлен
В истории мировой культуры
4.1. Путешествия – источник для развития науки
История путешествий самым тесным образом связана с историей культуры не только характером н
Свидетельство культурной диффузии
Вокруг концепции культурной диффузии долго не утихали теоретические споры. За проверку идеи пространственного перемещения культур брались не только кабинетные ученые, но и путешественники. Самый из
Культурный или познавательный туризм
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительн
Интереса
Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интер
Природного наследия в туризме
Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, ко
Путешествия древних египтян
Развитию межкультурных коммуникаций и расширению географии путешествий способствовала и культура Древнего Египта. Считается, что человек освоил водные просторы более 6000 лет назад, бороздя реки на
Финикийские мореходы
В IV–II тыс. до н.э. на восточном побережье Средиземного моря обитали семитские племена. В Ветхом завете эта территория, включавшая Финикии, Палестины, Иордании и Сирии, именуется
Традиционное общество
Япония на пути модернизации.
Эпиграф: Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа это безусловно конец истории, а Азия ее начало.
Гегель. Философия
Путешествия в период харапской культуры
По территории огромного полуострова протекает немало рек, но одной из них суждено было дать имя целой стране, расположенной в бассейне этой реки. Древние индийцы называли эту реку Синдху, пирсы –
Древнекитайские путешественники
Во II тыс. до н.э. на территории Северного Китая образовалось первое государство. Сами китайцы имели несколько вариантов названия своей страны, хотя чаще всего использовались име
Торговые пути Древней и Средневековой Азии
То, что мы привыкли называть Великим шелковым путем, на самом деле сеть дорог, больших и малых караванных троп, созданных в разное время и по разным поводам. Сквозное объединение этих коммуникаций
У истоков системы гостеприимства
В обычаях ризных народов было широко распространено гостеприимство, которое обеспечивало покровительство путникам и выступало формой защиты их личности и имущества. Традиции гостеприимства у разны
Бани в Древней Греции и Риме
Большой популярностью среди горожан пользовались бани, которые постепенно превращались в общественные учреждения. Древние греки любили посещать бани после физической работы. Начиная с микенского
Карты и путеводители древности
Обширные размеры Римской империи, желание увидеть иные земли порождало потребность в специальных картах. Сохранились карты дорог с указателем расстояний и морских путей.
Эт
Паломничество как культурный феномен
С падением в vb. римской империи закончилась целая эпоха, которая дала миру величайшие достижения. Развитие материальной культуры обеспечило достаточно высокий уровень комфорта в городах, доволь
Паломничество в мировых религиях
Начиная с IV в. н.э., в Китае широкое распространение получает буддизм, который стал проникать сюда из Индии. В этом направлении устремился поток монахов-миссионеров, которых двигало желание посет
История крестовых походов
В 1000 год - год начала нового тысячелетия - священники предвещали конец погрязшего в грехах мира. Тысячи верующих в панике собирались в церквах, ожидая прихода всадников Апокалипсиса. Но мир не
Географические представления в эпоху Возрождения
Эпоха великих географических открытий была подготовлена изменениями, которые произошли в европейском обществе и в науке того времени. Географические представления Клавдия Птолемея, изложенные им
Причина заокеанской экспансии Испании
Эпоха великихгеографических открытий началась при наличии определенных социально-политических, экономических и научно-технических предпосылок. Планы достижения стран Востока вынашивали многие госу
Христофор Колумб и его проект
Эпоху великих географических открытий ученые делят на два периода:
1. Испано-португальский период длился с конца XV до XVI вв.
В это время было сделано открытие Америки, португал
Историческая ошибка
Новый континент, открытый в результате плавания Христофора Колумба, не был назван Колумбиец как того, казалось, требовала историческая справедливость. Эту часть света окрестили Америкой в честь д
Тайны американских индейцев
Колумб был уверен, что открыл Восточную Азию. Лишь экспедиции Америго Веспуччи и Фердинанда Магеллана убедили евроиен цен, что ноту сторону Атлантического океана лежит новый таинственный мир.
Поиски и географические открытия
12.1. Васко да Гама: морской путь в Индию найден
Мореплаватели настойчиво искали пути к богатствам Индии, делая все новые географические открытия. Открытие Колумба вызва
Кругосветное путешествие Магеллана
Испанцы и португальцы продолжили обследование нового континента. В результате были открыты Бразилия, Флорида, Юкатан, Куба и обследованы берега Мексиканского залива и многочисленные острова.
Пиратские экспедиции
История мореплавания полна не только известиями о великих и малых открытиях, но со второй половине XVI века, кроме заморских экспедиций, снаряжавшихся правительствами для завоевания новых земель
Развитие картографии в России
Развивающаяся русская картографии с самого начала была государственным достоянием. Во второй половине XV в. на Руси стали появляться первые описания отдельных местностей, так называемые писцовые кн
Русские путешественники и первооткрыватели
С конца XVI столетия, как полагают историки, начинается, «эпоха великих географических открытий», сделанных русскими первопроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке. К середине следующего века русс
Особенности путешествий и состояние системы
гостеприимства в конце XVIII–начале XIX веков
Заметное усиление интереса историков к процессу взаимодействия культур па протяжении последних полутора-двух столетии, во м
Революции
История европейской культуры полна драматическими событиями рождения и гибели различных государств, но какие бы не происходили события, в целом ритмы жизни оставались примерно одинаковы. Вот как п
Ресторанного бизнеса
«Транспортная революция», сопровождавшаяся повышением качества обслуживания пассажиров в сочетании с удешевлением стоимости поездки, способствовала существенному увеличению транспо
Зарождение туризма в России
План предпринимаемого путешествия в чужие края
В декабре 1777г. читатели «Московских ведомостей» получили вместе с различными прибавлениями к газете несколько страниц, озаглавленных
Развитие экскурсионного дела в России
Россия достаточно долго оставалась страной загадочной для иностранного путешественника, да и ее жителей редко можно было встретить на дорогах Европы. Лишь изменения, затронувшие Россию в петровские
Начало туристского бизнеса в России
По вопросу о времени начала туристского бизнеса в России существуют разные мнения. Первой туристской фирмой в Российской империи ряд исследователей считают «Акционерное общество «Иматры» («АОИ»),
Туристские общества, их просветительская роль
Особенностью российского туризма можно считать появление большого числа общественных организаций, которые стали уделять различным видам туризма большое внимание. Среди них были различные обществ
Развитие курортного дела в России
На территории СССР находятся музейные ценности, отрывочные сведения о которых содержатся еще в произведениях писателей древности: Колхидская низменность, источники минеральных вод Азии, Джермук, Ис
В начале ХХ века
Заметное усиление интереса историков к процессу взаимодействия культур на протяжении последнего столетия во многом обусловлено глобальной задачей поиска путей развития человеческой цивилизации н
Развитие гостиничного и ресторанного бизнеса
Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Развитие железных дорог привело к созданию системы питания на вокзалах, а также привокзальных гостиниц. В Канаде железная до
Новые концепции туризма
Происходящие изменения в европейском обществе иегокультуре приводят к трансформации видов туризма и направлений деятельности туристских фирм. При этом меняется сам характер туризм
Причины сдерживания развития туризма
Начало XX века было означено началом кризисных процессов в европейском обществе. Их проявления охватывали все десятилетие до 1914 года и являлись предвестниками разразившейся первой мировой войны
Организаций
Несмотря на выявленные негативные факторы, развитие туризма продолжается. Становление массового туризма сочетается с развитием международного туризма. После первой мировой войны заметно расширяетс
Советской власти
Первая мировая война и последовавшая за ней социалистическая революция отразились на географии экскурсий и путешествий и практически разрушили сложившуюся систему туристско-экскурсионного обслужи
Становление советского туризма
В первые годы Советской власти туризм развивался достаточно стихийно. Существовало немало организаций, которые по-разному понимали цели и задачи туристского движения. В 1924 г. начался серийный вы
Туризма
Довоенный период развития туризма в СССР был отмечен постепенным усилением влияния государства и партии на работу туристских организаций. Одной из первых организационных форм туризма и экскурсий
Туристские организации СССР
Напомним, что первыми советскими туристскими организациями были: Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1918г.), акционерное общество «Советский турист» (1928 г.), Всесоюзное акционерное общество «И
Развитие плановых туристских маршрутов
Вторая мировая война оказала крайне негативное влияние на развитие туризма. В нашей стране в период Великой Отечественной войны прекращает свою деятельность туристско-экскурсионное управление ВЦСП
Туризма и гостеприимства
Период, длившийся с 70-го по 90-й годы, ряд исследователей советского туризма называют административно-нормативным. Особенностью это периода является наращивание темпов развития
Международный туризм. Иностранные туристы в СССР
Первая деятельность международного туризма была осуществлена в 1920 году, 26 мая, английскими рабочими. В том же году нашу страну посетил влиятельный английский п
География международного туризма
Начало нового этапа в развитии туризма связано с окончанием войны, в 1948 г. были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. Но еще долгие годы «холодной войны» мешали полноценному развитию
Современного туризма
Развитие туризма тесно связано с тенденциями общего экономического развития. Экономические подъемы и спады проявляются на колебаниях туристского рынка, хотя в каждой отдельной стране такая реакция
Значение геополитической обстановки для формирования туристских потоков
Развитие туризма напрямую связано не только с экономическим и социальным развитием общества, но и с его политической историей. Следовательно, к числу основных факторов, непосредственно влияющих н
Арабские путешественники средневековьяАлександрович Мария,190-11 баГД/17
18.12.2017
История Гостеприимства
Лепешкин.В.А
путешественник. Он начал свои странствования в 1325 г. из Танжера, побывал в Египте, Западной
Аравии, Йемене, Сирии и Иране, затем морем добрался до Мозамбика, а на обратном пути посетил
Бахрейнские острова. В дальнейших своих путешествиях ибн Баттута посетил Крым, был в низовьях
Волги и в ее среднем течении, пересек Прикаспийскую низменность и плато Устюрт и проследовал в
Среднюю Азию. Оттуда через хребет Гиндукуш он вышел в долину Инда и несколько лет прожил в
Дели. В 1342 г. он прошел через Индостан на юг, посетил Мальдивские острова, Шри-Ланку и морем
прибыл в Китай. В Танжер ибн Баттута вернулся в 1349 г., вновь побывав на Шри-Ланке, в Сирии и
Египте. В 1352–1353 гг. состоялось его последнее путешествие, во время которого он пересек
Западную и Центральную Сахару. Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в
Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега
Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы. Бируни
производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для
1020 г. его измерения дали значение 23°34"0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34"45". Во время путешествия
в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66
фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить
окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или
113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.
Путешественники, которые отправлялись на азиатские земли, могли рассчитывать там на ночлег, еду, переводчиков и проводников.
В Китае и Индии были построены сети дорог, где предоставлялись ночлег и еда. В качестве документов использовались устные или
письменные рекомендации от лиц, которые ранее бывали в этих местах или же от тех, кто посещал родину путешественника. Аль-Масуди Абуль-Хасан Али ибн-Хусейн (896–956) – арабский историк, географ и
путешественник. Он был первым арабским историком, объединившим исторические и
географические наблюдения в крупномасштабную общую работу. Аль-Масуди во время
своих путешествий побывал в различных провинциях Персидской Империи, на Кавказе, в
регионах, прилегающих к Каспийскому морю, в Сирии, Аравии и Египте. Аль-Масуди
также упоминает в своих работах Киевскую Русь и Хазарию. Он побывал также на юге
современного Мозамбика и сделал удачное описание муссонов. Аль Масуди
принадлежит описание процесса испарения влаги с водной поверхности и ее
конденсации в форме облаков. Ал-Идриси Идриси (1100–1161 или 1165) – арабский географ, картограф и путешественник.
Совершил путешествия по Португалии, Франции, Англии, Малой Азии, Северной Африке. Около
1138 г. переехал в Палермо, где жил при дворе сицилийского короля Рожера II (правил в 11301154). По его поручению создал карту известной в то время части мира (в виде серебряного
плоскошария и на бумаге). На карте нашли место Скандинавия, Балтийское море, Онежское и
Ладожское озера, реки Двина и Днепр. Волга раздваивается и впадает одновременно в Черное и
Каспийское моря. Показаны реки Енисей, Амур, оз. Байкал, горы Алтай, Тибет, а также Китай и
Индия. При этом он отрицал замкнутость Индийского океана. Землю Идриси делит на 7 климатов
(10 частей в каждом климате). Книги Идриси, включающие описание всех климатов и карты к
ним, – ценный источник по истории и исторической географии Европы и Африки; содержит
Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.)
Джуманалиев Т.Д., кандидат исторических наук, доцент КГНУ.
Возникновение ислама, а затем последовавшие арабские завоевания на Западе и на Востоке, привели к образованию арабского халифата. Однако завоевания продолжались на северо-востоке в первой четверти VIIIв., где были присоединены Мавераннахр и ряд других сопредельных областей. С ростом и укреплением халифата в VIII-IX.в.в. возник ряд государственных задач, особенно в финансово-налоговой системе. Конечно, арабы могли заимствовать хозяйственно-финансовую систему покоренных народов, в принципе они взяли за основу, но изменившиеся условия требовали и вновь проверенных точных сведений о распределении провинций, заселенных пунктов, о продуктах земледелия и промышленности, о размере обложений натуральных и денежных.
Кроме того, централизованная система управления требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.
Интересы государства, будучи мировой державой своего времени, не позволяли ему ограничиваться знанием только своей территории; необходимо было иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях и предполагаемом противнике. И война и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину.
Путешествия с первых веков халифата приобрели очень оживленный характер. Как известно, одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения. Поэтому существования последних имела религиозную сторону, а также торговля сухопутными маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за пределы его, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Короче, и религия, и торговля расширяли масштабы путешествия; тому же содействовала и система образования, которая рассматривала путешествия в поисках науки завершением круга учения и считалась обязательным.
До IX в. у арабов отсутствовало самостоятельное географическое произведение, но в девятом веке начинается знакомство с географическими трудами Птолемея как Альмагеста и География в переводах сирийских авторов и другими произведениями древних греков. Одновременно, подвергая их обработке, и завершается оформления научной и описательной географии арабов. Основное значение арабской географической литературы заключалась на новых фактах, сведениях сообщаемых ею особо не вдаваясь в теорию. Арабы, в своих географических описаниях, охватили всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку, берега Восточной Африки. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в такой же мере быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Сведения их не были ограничены областями халифата и значительно выходили за пределы известного грекам мира. Последние плохо знали страны к востоку от Каспийского моря, не имели почти никакого представления о восточном береге Азии к северу от Индокитая. Арабы же сообщают сведения о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о морском береге Азии вплоть до Кореи.
Таким образом, вышеотмеченные объективные и субъективные факторы дали толчок возникновению собственно арабской географической литературы, которая оставила глубокий след и, в последующем, оказала влияние на европейскую географическую науку.
Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.
Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.
Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.
Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде - столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира.
Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.
В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках, в частности ткани, ювелирные украшения и металлические изделия и т.д. К числу товаров вывозившихся из Центральной Азии следует отнести ферганских лошадей, кожу, меха, изделия из стекла, драгоценности, ковры, сельскохозяйственные культуры и т.д., которые также пользовались большим спросом на рынках других стран.
Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.
Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал - Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах - 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.
Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. О.К. Караев дает пояснение, что арабское слово Ал-Акаба означает - горный проход, горная дорога, крутой подъем. По Махмуду Кашгарскому этот горный проход называется Качук Арт и он находился между Узгеном и Кашгаром. По мнению А.Н. Бернштама, этот горный проход, о котором упоминает Кудама ибн Джафар, находился не в районе Арпа, а долине реки Ала-Бука.
От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.
О.К. Караев ссылаясь на сообщения Кудама ибн Джафара соединяет дорогу Атбаш- Верхний Барскан, и она проходила через кочкорскую и иссык-кульскую долины. У В.В. Бартольда этот путь не указан.
Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.
Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.
От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.
Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.
Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан - Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.
По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.
В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.
Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.
Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.
Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.
Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.
Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.
Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.
Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.
Список литературы