Фотографии тел с места крушения. Жертвы авиакатастроф

Media playback is unsupported on your device

В Санкт-Петербурге началось опознание тел погибших в результате крушения самолета Airbus A321 компании "Когалымавиа" на Синайском полуострове. По словам представителей оперативного штаба, процесс опознания всех тел может занять до нескольких недель.

Во вторник утром в Петербурге приземлился второй самолет с останками погибших, в то время как на самом месте крушения все еще продолжается поисковая операция.

Глава оперативной группы российского МЧС на Синае Александр Агафонов сообщил, что в понедельник было найдено более 100 предметов личных вещей пассажиров, в том числе два фотоаппарата, два планшета, четыре сотовых телефона, пять паспортов и одно удостоверение личности члена экипажа.

Все эти предметы могут в дальнейшем помочь при идентификации тел погибших в авиакатастрофе.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов прояснить, как в подобных случаях происходит процесс идентификации погибших.

"Это очень трудоемкий процесс"

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Все очень просто – кучки с телами лежат, и эксперты пытаются их сгруппировать по каким-то параметрам, но все это при таких разрушениях весьма относительно, поэтому вот это вот страшное месиво люди проходят и пытаются узнать – по одежде, по фрагментам тела, какие-то наколки, какие-то татуировки, может быть, какие-то особенности – только таким путем", - объяснил Русской службе Би-би-си заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Пиголкин .

"А так - люди в состоянии шока. Во-первых, просто очень трудно опознать мертвое тело – цвет меняется, а если еще и повреждено, то это очень трудоемкий процесс, чрезвычайно сложно", - говорит эксперт.

"Затем, когда уже признали, что опознание провести невозможно, тогда проводят генетическое исследование. Генетическое исследование проводится, сравнивая генотипы, берется на марлю кровь, если сохранена полость рта – могут взять и слюну. В комплексе – и слюна, и кровь, и кости для исследования. Сейчас же у родственников собрали генетический материал – создается база данных, а потом в эту базу вносятся эти образцы. Дальше, когда есть база данных, полученные гены из образцов и сравнивают их по длине с теми, которые находятся в базе", - рассказывает Пиголкин.

Египетский судмедэксперт, принимавший участие в процедуре осмотра места крушения, рассказал журналистам, что характер повреждений тел пассажиров разбившегося А321 может указывать на то, что до столкновения с землей на борту лайнера произошел взрыв.

"Большое число отдельных фрагментов тел может указывать на то, что сильный взрыв произошел на борту еще до столкновения с землей", - цитирует эксперта агентство РИА Новости.

По его словам, учитывая состояние большинства тел, для определения личности погибших может потребоваться анализ ДНК.

Экспертиза ДНК: уроки MH17

Идентификацией тел пассажиров, погибших в результате в июле 2014 года, занимались специалисты Института судебной экспертизы Нидерландов. На сайте этой организации идентификации погибших.

В частности, изучаются отпечатки пальцев и записи стоматологов жертв.

Учитываются и данные о личных вещах пассажиров - например, об их одежде, ювелирных украшениях.

Согласно Институту судебной экспертизы Нидерландов, к анализу ДНК специалисты прибегают только в том случае, если невозможна идентификация по записям стоматолога. В процессе идентификации у погибших берут образцы ДНК - фрагменты мышечной ткани, костной ткани и фрагменты зубов.

"ДНК лучше всего защищена от внешнего воздействия в частях зубов", - говорится на сайте института. После этого специалисты составляют профили ДНК жертв.

Берутся также образцы ДНК (образец слюны) у прямых родственников. Прямые родственники - это родители, дети, братья и сестры погибшего, их ДНК гораздо ближе, чем у дальних родственников, объясняют специалисты.

Кроме того, судмедэксперты получают личные предметы жертв – например, расчески или зубные щетки, на которых могут находиться образцы их ДНК. Но данные, полученные с их помощью, не всегда можно использовать - порой невозможно определить, кому именно принадлежал тот или иной предмет, и не пользовался ли этим предметом кто-либо еще.

То есть это сложный и комплексный процесс: ДНК-профили погибших сравнивают с ДНК-профилями их родственников, а также с ДНК-профилями, сделанными на основании изучения их личных вещей, и с помощью специальной программы проводят их анализ.

Крушение самолета Boeing-777 на территории Украины произошло ровно год назад. Трагедия случилась в окрестностях села Рассыпное.

Местные жители помнят, что в половину пятого вечера шли бои, в небе летали украинские военные самолеты. Потом внезапно произошел сильный взрыв и с неба полетели на землю осколки Boeing .

Жители Рассыпного никогда не забудут, как буквально у них на глазах из частей развалившегося в небе самолета, стремительно несущихся к земле, выпадали люди. Вся земля в окрестностях села спустя считанные минуты была усыпана трупами, а также частями тел погибших людей. Несчастных разорвало на куски еще в небе. Поэтому на крыши домов, сараев, посадки в огородах падали не только трупы, но и оторванные руки, ноги, головы, внутренние органы.

Местные жители не сразу поняли, что к чему. Поначалу предположили, что украинские военные, бомбившие поселок накануне, решили устроить диверсию и забросать Рассыпное, Грабово и другие поселки старыми замороженными трупами. Дело в том, что покойники, тела которых не были разорваны на части во время взрыва самолета, выглядели странно. Было ощущение, что эти люди умерли уже давно, а не буквально несколько минут назад. Кровь из трупов, пострадавших от ударов об землю, начинала идти не сразу, если вообще шла. Это вызывало подозрение, что крушение самолета - какая-то провокация с целью доставить неприятности мирным жителям.

Тела погибших собирали не в день трагедии. И это несмотря на то, что было жаркое лето! По свидетельству местных жителей, останки пассажиров самолета лежали на улице 4 дня. Они разлагались на солнце. Их основательно намочил прошедший дождь.

Останки людей были собраны только на 5-й день после крушения Boeing. Они успели разложиться и источали неприятный запах.

Расследование причин крушения самолета пока не завершено. Итоги не оглашены. Поэтому рано говорить о том, в самом ли деле украинские военные устроили диверсию, специально подбив самолет и забросав жителей непокорных сел старыми замороженными трупами, или впечатление местных жителей оказалось ошибочным. Ведь люди из этих сел никогда не видели такого количества трупов и человеческих останков, которые падают на них с неба. Это зрелище не для слабонервных! Не исключено, что во время боевых действий украинские военные нечаянно сбили пассажирский самолет, в котором были живые люди.

Напомним, жертвами авиакатастрофы стали 298 человек. Несмотря на то, что на Донбассе шли бои, Украина не запретила авиаперелеты на территории своего воздушного пространства. По мнению экспертов, халатность и жадность представителей украинской власти могли привести только к одному: любой пассажирский самолет мог быть подбит во время военных действий.

Егор Рогов

20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев (а сейчас это Самара, аэропорт "Курумоч") потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту "Свердловск-Грозный". Сохранились фотографии этой катастрофы, сделанные начальником испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин. Надо понимать, что в советское время все авиакатастрофы были засекречены. На месте аварии тут же появлялись сотрудники КГБ, которые следили, чтобы никто не фотографировал. Одну из двух плёнок В.В.Фрыгину всё-таки удалось спрятать.

01. Из самолёта достают тела погибших


"Спецсообщение. Председателю Совета Министров СССР тов. Рыжкову Н.И. Совершенно секретно.

20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту "Свердловск-Грозный". В момент происшествия на борту самолета находилось 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа.

Сразу же после аварийной посадки на борту самолета вспыхнул пожар. Аварийно-спасательной службой аэропорта и пожарными подразделениями г. Куйбышева пожар ликвидирован, спасено 16 человек из числа пассажиров и экипажа, остальные спасшиеся покинули горящий самолет самостоятельно или были вынесены экипажем. Непосредственно в момент катастрофы погибло 53 пассажира и 5 членов экипажа, госпитализировано 28 человек. Впоследствии в больницах скончалось еще 11 человек. Для расследования причин катастрофы в аэропорт Куйбышев прибыла правительственная комиссия.

Председатель Куйбышевского облисполкома В.А. Погодин".

02.

20 октября 1986 года погода в Самаре отличная, ветер 2-3 метра в секунду. На посадку заходит самолёт ТУ-134. Но что-то не так...Самолёт заходит на посадку слишком быстро и под слишком острым углом. Самолёт буквально врезается "брюхом" о бетонную полосу, стойки шасси ломаются, его тащит по полосе, затем заносит вправо, выносит на грунт и самолёт переворачивается. Правое крыло оторвалось, а левое сложилось вдвое. Корпус переломился на две части и на раскалённые турбины двигателей из топливных баков хлынул керосин. Начался пожар. Три стюардессы сгорели заживо. Рядом с их каютой хранился кислородный баллон, у которого выбило штуцер и раскалённая струя кислорода ударила прямо в них. От стюардесс остались только фрагменты черепов и берцовых костей.

03.

Вспоминает Сергей Чурилов, в 1986 году замполит роты полка патрульно-постовой службы УВД города Самары: "Вечером 20 октября я находился на дежурстве в поселке Береза. Неожиданно со стороны аэропорта раздался сильный хлопок, а еще через полминуты затрещала рация: всем свободным машинам срочно прибыть на взлетно-посадочную полосу. Когда мы въехали на территорию аэропорта, увидели переломившийся на две части самолет, его оторванное и горящее крыло. Еще запомнилось, что из разлома в корпусе женщина протягивала ребенка, а из своей кабины выбрался летчик, немного отдышался - и снова полез в самолет. Вытащил кого-то на воздух – и снова внутрь, за пассажирами. Всего он спас несколько человек. Тем временем пожарные потушили все, что горело. А нас, прибывших по тревоге милиционеров, рассредоточили метрах в ста пятидесяти от разбившегося самолета и предупредили: за оцепление не пускать никого, кроме членов правительственной комиссии".

04. Погрузка трупов

Из самолёта выбежал мужчина в наручниках и отбежав от самолёта остановился. Оказалось, что из Грозного везли рецидивиста. И, хотя условия для побега были идеальными, он не стал убегать, а подождал, когда его заметят милиционеры.

Пять или шесть человек спаслись через люк в хвостовом отсеке, который открыл один из пассажиров. Но этот люк, как потом установила комиссия, стал причиной гибели ещё нескольких пассажиров, так как впереди был разлом через который шёл воздух. Создался эффект "печной тяги". Пламя и дым шли через весь салон, а так как обшивка салона выделяет при горении всякую дрянь, то пассажиры дышали этим и получали отравления

05. Перевёрнутый салон самолёта

В 16.59 на пульт СВПЧ-8 Красноглинского района Куйбышева от диспетчера пожарной части аэропорта "Курумоч" поступило сообщение: "Нужна ваша помощь, горит самолет в аэропорту". Они приехали через 20 минут, но огня уже не было. Из Куйбышева приехало 18 единиц спасательной техники. Дело в том, что пламя было подавлено бойцами пожарной и аварийно-спасательой служб аэропорта. Они приехали к нему буквально через полторы минуты после поступления сигнала, собравшись и проехав километровое расстояние, что лучше нормативов. Потом правительственная комиссия 18 раз подряд поднимала подразделения по тревоге, заставляя мчаться к точке пожара и всё время результат был полторы минуты. Комиссия признала, что в 69-ти смертях не было вины пожарных. Они действовали оперативно и профессионально, просто слишком быстро вспыхнул весь самолёт.

Пожар был потушен в 17.44. На место пожара прибыли прибыли начальник управления пожарной охраны полковник А.К. Карпов и штаб пожаротушения УПО, в составе которого находился инженер этой лаборатории, а ныне начальник испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин, чьи фотографии мы и видим. Вот что он вспоминает: "Не все могли без содрогания созерцать такую жуткую картину. Многих от вида трупов и тошнотворного запаха горелого мяса сразу выворачивало. При этом в салоне стоял такой удушливый запах от сгоревшей обшивки, что работать можно было только в противогазе. Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолет-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в результате оказались вверх ногами и как бы на потолке. Многие трупы были совсем без одежды, а другие - только без обуви. Все это с них или сорвало потоком воздуха или сгорело в пламени.

06.

Вижу, на ремнях висит девочка и вроде бы шевелится – значит, она еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и стал пробираться обратно к выходу. Тут увидел еще одного ребенка в синем комбинезоне, лежащего на полу – то есть на потолке, в тот момент ставшим полом. Там еще был воздух, и, значит, оставался шанс, что малыш выживет. Я уже нагнулся к ребенку, когда сверху прямо на меня стали падать мертвые люди. Двое рухнули прямо на малыша – здоровые такие мужики. Видимо, удерживающие их ремни расплавились, и тела один за другим посыпались на спасателей. Детей я все же вытащил, однако спасти их так и не удалось.

07.

Я не только таскал трупы из самолета, но по долгу службы старался еще сделать как можно больше фотоснимков места происшествия. Я понимал, что они затем очень пригодятся при расследовании причин трагедии. Однако эта уникальная фотопленка чуть было не оказалась уничтоженной. Дело в том, что почти одновременно с нами на место катастрофы прибыли сотрудники КГБ. А в наступившей темноте форма пожарных и кагэбэшников выглядела довольно сходно, и, видимо, поэтому без особых препятствий со стороны сотрудников госбезопасности мне в течение 15-20 минут удалось отщелкать почти целую пленку. Я снял и обгоревший самолет, и висящие на ремнях тела пассажиров, и погрузку трупов в машины.

Но вскоре кагэбэшники спохватились. Делая очередной кадр, я услышал у себя за спиной разговор: "Это что за фотограф тут ходит? На нашего он что-то не похож. Надо выяснить". Я тут же понял: пленку надо спасть. Не мешкая ни минуты, я забежал за машину, быстро перемотал на начало почти полностью отснятую кассету и вынул ее из аппарата. Тут мимо как раз проходил один из знакомых мне бойцов пожарной охраны. Я отдал ему кассету и велел запрятать поглубже во внутренний карман, а вернуть попросил только мне лично и только по прибытии в Куйбышев.

08.

Едва я вставил в аппарат новую пленку и сделал несколько кадров, как ко мне подошли сотрудники КГБ. Они проверили у меня документы, выслушали мои слова о том, что снимки будут нужны для следствия, но потом все-таки заставили открыть фотоаппарат и засветили пленку. Они объяснили, что разрешение на фотосъемку выдано только сотруднику их ведомства, в связи с чем предупредили меня, чтобы я со своим аппаратом около самолета больше не вертелся. Стало быть, если бы я тогда вовремя не сориентировался и не спрятал бы пленку, то снимки разбившегося в 1986 году лайнера сейчас вряд ли бы кто увидел".

09.

Пассажиры и участники тушения вспоминают, что второй пилот ТУ-134 Евгений Жирнов вытащил из самолёта несколько человек. И когда он вытащил через пилотскую кабину женщину, то опустился на землю, сказал, что ему трудно дышать и потерял сознание. Через три дня он умер в Березовской медсанчасти.

10. Валерий Фрыгин

Так что же стало причиной катастрофы? "Чёрный ящик" записал все переговоры и вскрылось невероятное. Командир экипажа пилот первого класса Александр Клюев поспорил с другими членами экипажа, что он посадит самолёт вслепую, только по показаниям приборов. Он закрыл все окна металлическими шторками и пошёл на посадку. Но пошёл под слишком крутым углом наклона и с превышенной скоростью. Расчёты показали, что шасси ударились о бетонную полосу с нагрузкой в полтора раза превышающей предел прочности. Сначала, на допросе у следователя Клюев полностью признался в споре, но потом на суде изменил показания, сказав, что перед посадкой произошла утечка топлива и отказал один из двигателей. Но эти его показания не подтвердились материалами дела и технической экспертизой. Суд дал ем у 15 лет лишения свободы. Но после ходатайства Клюева изменил ему срок до 6 лет лишения свободы.

Авиакатастрофа в Египте унесла жизни 224 человек. Среди них - жители разных регионов страны. Большинство - из Санкт-Петербурга. На борту были целые семьи - кто-то отправился в путешествие с ребенком, кто-то просто ехал в Египет, чтобы впервые побывать на море.

Юрий и Ольга Шеины с дочерью Настей

Ирина Завгородняя и Александр Семенов

Любили путешествовать. У моря в Египте устраивали романтические ужины при свечах. Последнее сообщение Ирины во "ВКонтакте" - "Домой... В холод".

У Ирины в Питере осталась дочь Наташа. Сейчас девочку поддерживают пользователи соцсетей. Ребенок не может поверить в смерть родителей.

Татьяна и Алексей Громовы и их дочь Дарина

Маленькая Дарина - стала символом ужасной трагедии с самолетом "Когалымавиа" на Синайском полуострове. Ее мама Татьяна перед полетом в Египет оставила фото во "ВКонтакте" с записью #главныйпассажир. Девочке 26 октября исполнилось 10 месяцев. Это самый маленький пассажир рейса 9268.

Александр Копылов и Елена Мельникова

Интернет уже облетела трогательная история заместителя главы Пскова Александра Копылова и его возлюбленной Елены Мельниковой. Путевка в Шарм-Эль-Шейх была заветным подарком Александра для Елены. Она так давно мечтала съездить на море...

Виктория Севрюкова

Становится не по себе, когда читаешь последние записи "ВКонтакте" 24-летней Виктории Севрюковой.

"Не думала, что Египет вызовет у меня столько положительных эмоций! Хочу ли я здесь жить? Нет. Вернусь ли я сюда? Обязательно"

Елена Томина

Елена по прописке - тюменка. Но последнее время жила с дочерью в Санкт-Петербурге. Работала SOS-мамой - помогала детям сиротам. Погибла в возрасте 46 лет. В Питере у нее осталась дочь, которая не поехала с мамой в Египет из-за учебы.

7 июля пассажирский самолет авиакомпании Air Canada, летевший из Торонто, по ошибке направился не на взлетно-посадочную полосу, а на рулежную дорожку, где в тот момент находились еще четыре лайнера. Диспетчерам удалось вовремя остановить пилота, отдать команду уйти на второй круг, после чего самолет благополучно сел уже на правильную полосу.

По мнению главы Aero Consulting Experts и бывшего пилота United Airlines Росса Эймера, происшествие грозило стать крупнейшей катастрофой в истории авиации: «Представьте огромный Аэробус, который врезается в четыре пассажирских лайнера с полными баками».

Вспомним самые известные и необычные случаи выживания в авиакатастрофах.

  • как человек, выживший после падения с максимальной высоты,
  • как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба - 75 руб. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.

Лариса Савицкая с сыном Георгием. Изображение: sergiev.ru .

Выжить, упав с высоты 10 км без парашюта

Катастрофа DC-9 над Хермсдорфом - авиационная катастрофа, произошедшая 26 января 1972 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines выполнял рейс JAT367 по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград, но через 46 минут после вылета из Копенгагена лайнер взорвался в воздухе. По некоторым данным, бомбу в багажном отделении лайнера оставила хорватская группировка экстремистов.

Взрыв лайнера произошёл над немецким городом Хермсдорфом, а обломки самолёта упали в районе города Ческа-Каменице (Чехословакия). Из находившихся на борту 28 человек (23 пассажира и 5 членов экипажа) в живых остался только один - 22-летняя стюардесса Весна Вулович, которая упала без парашюта с высоты 10 160 метров. Она - обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта, по версии Книги рекордов Гиннесса.

Весна находилась в коме и получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела (от пояса к ногам).

Это авиапроисшествие, произошло 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл, а на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 1.5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц и у него отказали оба двигателя. Командир Чесли Салленбергер, бывший летчик ВВС США, решил, что единственный вариант спасти 155 человек на борту - посадка на реку Гудзон. Приводнение оказалось удачным.

Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили, 83 человека получили ранения - 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

ВВ СМИ происшествие известно как «Чудо на Гудзоне». Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, этот случай - четвёртый, обошедшийся без жертв.

Кстати, вчера, 17 июля 2017 самолет «Уральских авиалиний» (рейс U6-2932 Симферополь - Екатеринбург) столкнулся со стаей птиц, в результате чего носовой обтекатель получил повреждения. Казалось бы, такая махина и какие-то птицы, но... самолет в итоге чинили 12 часов.

Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай приводнения произошел в советской авиации в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств у пассажирского самолёта Ту-124 отказали двигатели, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Выжили все 52 человека на борту.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать.



Похожие публикации