Туризм в крыму. VI Международный туристский форум «Открытый Крым Крым будет путь к международному туристическому рынку

Для большинства государств мира, в том числе и Российской Федерации, которая обладает большим потенциалом для роста данной отрасли.

Однако русские туроператоры испытывают некоторые проблемы, возникшие при обслуживании туристов: высокая стоимость туров (связано с дороговизной автотранспортного обслуживания), а также недостаточно развитая туристская инфраструктура. За январь-август 2015 года в Крыму отдохнуло 2 млн. 303 тыс. туристов.

Из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за январь-август 2015 года: 47% - прибыло авиатранспортом, 42% - паромной переправой;11% - прибыло другими видами транспорта За аналогичный период в 2016 году в Крыму отдохнуло 4 млн. 264 тыс. туристов, что на 54% выше уровня 2015 года. Из общего числа прибывших в Крым отдыхающих за январьавгуст 2016 года: 45% - прибыло авиатранспортом, 41% - паромной переправой; 14% - прибыло другими видами транспорта. Больше всего туристов с начала года отдохнуло на Южном берегу Крыма - 41% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье Крыма - 37%, на Восточном побережье Крыма - 18%, в других регионах - 4%. За январь-август 2016 года в коллективных средствах размещения Крыма отдохнуло 10 млн. 2 тыс. туристов . Полуостров обладает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма: - медицинский и оздоровительный (на территории Крыма 144 организации оказывают туристам специальное санаторно курортное лечение); - культурно - познавательный (15 муниципальных и свыше 300 действующих музеев); - событийный (каждый год проводятся музыкальные, винные, военные, сценические, кинематографические, спортивные фестивали); - пешеходный (в горно -лесной зоне полуострова размещены 84 туристские стоянки, 26 зон для общественного развлечения жителей, 193 туристские трассы); - велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах);

Подводный (локальный дайвинг, дайв - круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию); - конный (более 20 конных клубов с маршрутами конных прогулок для туристов); - этнологический (на полуострове проживают около 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, исходя из этого разработаны культурно-этнографические маршруты); - спортивный (турниры по дельтапланерному спорту; яхтинг, прием яхт в Крыму могут осуществить 4 морских порта, находящихся в таких городах: Ялта, Севастополь, Керчь и Евпатория) . Из этого следует, что перспективы развития туризма в Крыму связаны с дальнейшим развитием инфраструктуры, ускоренным развитием туристских центров со специфическим, в отличие от купально-пляжного отдыха, туристским продуктом: дайвинг и водные виды спорта (Тарханкут, Межводное), дельтапланеризм и парашютный спорт (Коктебель), скалолазание, научный, этнический, агротуризм и др. Одним из увлекательных и многообещающих тенденций развития туризма в Крыму является винный туризм.

Данный вид туризма подразумевает: знакомство с созданием, традициями потребления, дегустацию и приобретение спиртных напитков напрямую у производителя в данном регионе. Винный туризм содержит: - ознакомление туристов с виноградными плантациями, аграрными винодельными организациями, дегустация местных сортов винограда; - ознакомление с технологией изготовления спиртных напитков напрямую при производстве; - знакомство с историей виноделия, национальных обычаев потребления, посещение специализированных музеев и выставок; - посещение дегустационных залов и подвалов; - посещение ресторанов, предлагающих услуги дегустации вина; - участие в винных фестивалях и тематических праздниках, которые уже проводятся на площадях и виноградниках Севастополя; - участие в специализированных выставках, форумах, конференциях, конкурсах, аукционах, мастер-классах и т.п.

В Российской Федерации нет места, подобного Крыму, в котором существуют все условия для выращивания различных сортов винограда, из которых можно изготовить вино и шампанское мирового уровня. Элитные крымские вина, в частности, Мускат белый Красного Камня, неоднократно являлись победителями самых высокопрестижных конкурсов мира. Территории, на которых выращивается виноград, из которого производят элитные вина, считаются крайне значимыми в пределах всей России. В ближайшем будущем государство станет стимулировать производителей вина не путем прямых инвестиций, а посредством снижения налоговой нагрузки, предоставления преференциального кредита, а также обеспечение достоинства перед иностранными виноторговцами в отечественных торговых сетях, вот почему в отрасль могут последовать индивидуальные капиталовложения фирм континентальной России.

Не смотря на все положительные стороны в развитии туризма в Крыму, можно выделить ряд проблем существенно влияющих на данную отрасль: - Состояние инфраструктуры - низкий уровень развития материальной базы, устаревший гостиничный фонд, санаториев, домов отдыха, слабая транспортная обеспеченность, удаленность или оторванность от основной транспортной сети, низкий уровень развития туристкой инфраструктуры. - Социальные причины - низкий уровень дохода населения, отсутствие реального инвестирования. - Политические и научно-технические условия, а также факторы безопасности путешествий . Все проблемы не только существенно тормозят развитие данной сферы деятельности, а и способствуют массовому оттоку доходов, которые приносят государству туристские учре-

ждения и организации.

Чтобы изменить ситуацию в рассматриваемой сфере Крыма к позитивным тенденциям развития необходимо:

1) модернизирование управления сферы использования ресурсов прибрежной зоны, т.е. придать прибрежным территориям крымского региона статуса курортных территорий государственного и местного значения, а также восстановление рекреационных территорий;

2) обеспечение постоянности в использовании туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, что заключается в выравнивании спроса на ресурсы прибрежной зоны (позволит снизить напряжение с наиболее популярных рекреационных территорий и объектов и сформировать обеспечение дополнительными ресурсами для развития Республики Крым); 3) формирование конкурентоспособного туристского продукта, соответствующего международным стандартам качества, что даст возможность избежать постепенного уменьшения конкурентоспособности санаторно курортного и туристического комплекса;

4) повышение продолжительности активного курортного сезона, что позволит увеличить результативность применения рекреационного потенциала территории, сократить сезонные колебания в уровнях доходов, занятости, трудовой нагрузки. Таким образом, Крымский полуостров имеет большой туристский потенциал и если в скором времени реализовать предложенные мероприятия, то туристская отрасль в Крыму станет развиваться и приносить значительную прибыть в госбюджет Республики и России в целом, что даст возможность повысить длительность туристского сезона в регионе и увеличить туристский имидж Крыма.

Список используемых источников: 1. Официальный сайт Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306. 2. Харитонов Д. Никольская Е.Ю. Актуальные проблемы развития туризма в Республике Крым / Д.Харитонов, Е.Ю.Никольская // журнал Инновационная наука - 2015 - №121. - С.187-191 3. Новиков В.С. Н731 Организация туристской деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат)

Гнилицкая Т.И., Щербакова Д.А., Абрамова Л.С.

1.1. Место Крыма в туристических маршрутах СССР в годы застоя

Безусловно в Великой стране, какой был СССР, Крым занимал весьма скромное место даже по вопросам туризма. Например, в справочнике о туристических маршрутах 1967 года среди 150 всесоюзных маршрутов Крым и его города встречаются 8 раз: маршрут 303 "По городам-героям Украины" (Киев 8 дней - железная дорога - Одесса 4 дня - пароход - Севастополь 8 дней); маршрут 21 "Крымский" - автомобильный (Симферополь 3 дня - Алушта 7 дней - Ялта 6 дней - Севастополь 4 дня); маршрут 111 "По партизанским тропам Крыма" (Симферополь 4 дня - переход 6 дней - Черная Речка 2 дня - переход - Карабах 8 дней); маршрут 22 "Крымский горный" (Симферополь 2 дня - автобус - Бахчисарай 4 дня - переход 2 дня - Соколиное 3 дня - переход 3 дня - Карабах 6 дней); маршрут 24 "По заповедным местам Крыма" (Симферополь 2 дня - автобус - Бахчисарай 4 дня - переход 3 дня - Черная Речка 2 дня - переход 2 дня - Карабах 7 дней); маршрут 110 "По горному Крыму" (Симферополь 4 дня - переход 1 день - Черная Речка 1 день - переход 3 дня - Соколиное 4 дня - переход к Ай-Петри 1 день - переход - Ялта 6 дней); маршрут 183 "По горному Крыму" (Бахчисарай 4 дня - переход 2 дня - Соколиное 2 дня - переход 1 день - Ялта 6 дней); маршрут 182 "По Восточному Крыму" (Симферополь 2 дня - автобус - Ангарский перевал 3 дня - поход по Восточному Крыму 5 дней - Планерское 4 дня - автобус - Феодосия 6 дней). Перечисленные 8 маршрутов входят в 29 маршрутов Украины.

Кроме того в число маршрутов по черноморскому побережью Кавказа входил маршрут 28 "По Черному морю" на теплоходах "Украина" и "Россия" (Сочи 3 дня - Севастополь 2 дня - Одесса 2 дня - Севастополь 1 день - Ялта 2 дня - Батуми 3 дня - Сухуми 2 дня - Гагра 1 день - в пути 2 дня). В число 18 южных радиальных маршрутов входили маршрут 23 "Ялта" и маршрут 321 "Карабах". Также по Крыму были три радиальные маршрута для автомобилистов: 492 "Ялта", 494 "Феодосия", 495 "Планерское". В дополнение к перечисленным среди маршрутов Советов по туризму функционировали маршруты 164 "Севастополь", 493 "Алушта", 91 "Алушта", 390 "Евпатория" (для родителей с детьми).

Большое распространение получили железнодорожные маршруты, позволявшие осуществлять туристические путешествия по стране на специальных поездах. Эти поезда формировались из 10-12 купированных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Их передвижение по стране осуществлялось преимущественно по ночам по специально разработанных для них расписаниям, чтобы днем туристы могли участвовать в экскурсиях в пунктах стоянок или отдыхать, купаться в море. Поэтому из 258 железнодорожных маршрутов по всей стране - 28 проходили через Крым. На полуостров вели маршруты из Баку и Еревана, Уфы, Минска и Витебска, Караганды и Целинограда, Владимира и Калинграда, Калуги и Петрозаводска, Сыктывкара и Куйбышева, Риги и Ленинграда, Москвы и Рязани, Свердловска и Ставрополья, Винницы, Житомира, Краматорска, Луганска и Полтавы.

Перечисленные выше маршруты функционировали по времени неодинаково. Если маршрут 21 "Крымский" автомобильный имел варианты летний (с мая по октябрь) и зимний (с октября по май), то все остальные маршруты (11, 22, 24, 110, 182, 183) функционировали только с мая по сентябрь. Продолжительность каждого из них была в основном 20 дней, а стоимость путевки составляла 65 руб. Исключение составляли маршруты 183, продолжительностью 15 дней и стоимостью 50 руб. и 21 при продолжительности 20 дней стоимость составляла в летнем варианте 75 руб. и в зимнем - 70 руб. Путешествие "По Черному морю" (маршрут 28) было рассчитано на 18 дней на период апрель-июнь и сентябрь-ноябрь. Стоимость этого путешествия колебалась в широких пределах (от 130-150 руб. в каютах 3-й категории до 220-240 руб. в каютах "люкс").

Железнодорожные маршруты имели разную продолжительность во времени и зависели во многом от протяженности выбираемого пути. Это же накладывало отпечаток и на стоимость путевки. Все они охватывали разные периоды в течение года. Так, из Баку в Севастополь поездка была рассчитана на 20 дней, с заездом в Киев, Львов, Ужгород, Одессу (маршрут 304, июнь). Стоимость путевки 160 руб. Из Еревана в Севастополь приезжали в мае, посетив до этого Москву, Ленинград, Киев, Одессу. На всю поездку отводилось 22 дня, путевка стоила 185 руб. Из Уфы в Крым через Киев и Одессу, а после Крыма через Волгоград можно было съездить за 18 дней на 150 руб. в октябре. Из Минска в Крым приезжали в мае через Закарпатье, Кишинев, Одессу, а назад - через Киев потратив 18 дней и 130 руб. Из Беларусии в Крым приезжали через Минск, Киев и Одессу, потратив на всю поездку всего 10 дней в октябре и 70 руб. за путевку. Между прочим всего 79 руб. за 10 дней обходилась поездка из Ленинграда в Крым (Севастополь) в январе и мае с заездом в Киев, Одессу и на обратном пути в Волгоград и Москву (для сравнения напомним, что в 1998 году только проезд поездом Симферополь - Киев - Симферополь обходится в такую же сумму в гривнах). Самая дешевая, в расчете на один день путешествия, поездка получалась из Риги в Крым в июне через Киев и Одессу, с заездом на обратном пути на Кавказ и в Москву (за 20 дней - 118 руб.). Самая дорогая поездка в Украину и Крым была в октябре из Целинограда (200 руб. за 25 дней).

В период заката застоя структура туристических маршрутов, касающихся Крыма, несколько изменилась, возросли цены на путевки. Так, по маршруту 22 "По горному Крыму" 20 дней отдыха стали стоить 85 руб., 18 дней пребывания на маршруте "Крымский автобусный" обходилось в 95 руб. (в эти годы подорожал бензин). Но по-прежнему величина зарплаты основной массы работающих значительно превышала стоимость путевок, а величина пенсий также была основном выше. Рядовое население страны могло себе свободно позволить отдыхать по туристическим путевкам за свою зарплату или пенсию в течение всего периода застоя, даже не прибегая к помощи профсоюзов. Самое большое подорожание произошло на путевки маршрута 390 в Евпаторию для родителей с детьми с 70 руб. за 20 дней в 1967г. до 135 руб. в 1982г. Дороже этой суммы отдых такого типа в Крыму не стоил. Между прочим, прогулка по Киевскому морю на теплоходе в течение 12 часов с остановкой на острове Ольгинском стоила 114 руб., а 11-часовая прогулка на "Метеоре" по маршруту "Тарасовы пути" расценивалась в 300 руб. (для группы в 30 человек).

Сквозь толщу времени в 30 лет эти цены на путевки теперь кажутся сказочно низкими. Ведь в тот период пенсии у основной массы бывших работников были от 80 до 120 руб., а минимальная зарплата - около 70 руб., зарплата доцента 280-320 руб., профессора - 450 руб., шахтеров - 400 руб., водителей самосвалов в горных разрезах -500-600 руб.

1.2. Современное состояние туристических баз в Крыму

Развитие рекреаций всегда было связано с политико-экономической ситуацией в регионе и стране. Коренные изменения последних лет в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственном образом сказались на современном состоянии и будущем развитии рекреации в Крыму. Это относится как к потребностям и спросу населения на отдых в Крыму, так и к реальной рекреационной деятельности населения, видам и формам ее организации.

Благодаря природному сочетанию и удачному расположению рекреационных ресурсов, на Крымском полуострове сформировались крупные курортные зоны. Это города Алушта, Ялта, Севастополь, Судак, Евпатория, Бахчисарай, Гурзуф и др.

Евпатория находится на берегу мелководного Каламитского залива. Это первоклассный климатический и бальнеологический курорт. Сочетание природных курортных богатств поистине уникально: жаркое солнце, теплое море, прекрасные песчаные пляжи, лечебные грязи и рапа Манайского озера, терминальные источники минеральных вод и целебный воздух. Здесь успешно работают крупнейшие детские здравницы, проводится закаливание здоровых детей, лечение страдающих рахитом, костно-суставным туберкулезом, полиомиелитом, ревмокардитом и т.д. Успешно лечат здесь и взрослых с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, гинекологическими, нервной системы и верхних дыхательных путей. Также у города древнее историческое прошлое.

Судак расположен на юго-восточном побережье Крыма, в Судакской долине, окруженной горами. Мягкий климат, песчаные пляжи, лучшие на всем Южнобережье, чистое море и необыкновенный воздух привлекательны для туристов круглый год. Это очень древняя земля, хранящая следы поселений людей каменного и бронзового веков, византийцев, греков, генуэзцев и турков-османов. Многовековую историю олицетворяет каменная громада Судакской крепости. Это памятник архитектуры мирового значения. Рядом находятся Новый Свет со своими знаменитыми Голицинскими винными подвалами и воспетый поэтами Кара-Дагский массив. Благодатный климат, низкая влажность воздуха позволяют рекомендовать курорт для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания и нервной системы.

О небольшом городе Бахчисарае знают далеко за пределами нашей страны. В значительной мере имя ему создал Великий поэт А.С. Пушкин своей поэмой "Бахчисарайский фонтан". Но город привлекателен не только знаменитым Бахчисарайским дворцом, но и загадочными пещерными городами - живописной природой окрестностей. Бахчисарай возник в конце 15 начале16 веков. Сюда, из Старого Крыма была перенесена столица Крымского ханства. Город и дворец создавались в одно время, эта связь видна в самом названии. В переводе "Бахчисарай" означает "дворец-сад", дворец, окруженный садами". Старые районы Бахчисарая расположены в ущелье Чурук-Су, они очень своеобразны и колоритны. Дворец-музей Крымских ханов - уникальный историко-археологический памятник. Особенно знаменит Фонтан слез, созданный иранским мастером Омером. В окрестностях города расположен один из известнейших пещерных городов Чуфут-Кале, ныне действующий Успенский монастырь, вырубленный в скалах, знаменитая многослойная стоянка древних людей Таш-Аир.

Ялта - признанная столица курортов Крыма. Расположена на Южном берегу Крыма в долине горных речек Учан-Су и Гувы. С севера, запада и востока город окаймлен высоким горным хребтом Яйлы, защищающей от проникновения холодных ветров. Это расположение дает Ялте превосходные климатические условия. Низкая влажность, мягкий, средиземноморский по типу климат, чистый воздух позволяют заслужено назвать Ялту курортом с мировым именем. Город славится обилием зелени и кажется сплошным парком. С Ялтой связаны имена А. Грибоедова, А. Некрасова, Л. Толстого, И. Бунина, А. Чехова и многих других знаменитых людей. Большая Ялта знаменита своими дворцами, музеями, парковыми ансамблями и целебным климатом. Курорт рекомендуется для лечения и профилактики заболеваний системы кровообращения и органов дыхания.

Гурзуф. Его известность очень велика. У этого места древняя и удивительная история. Гурзуфская крепость - Дженевез-Кая - упоминалась еще в трактатах Прокопия Кессарийского в 6 веке, а в 15в. о ней писал Афанасий Никитин. Гурзуф находится на Южном берегу, в долине, которая с запада ограничена мысом Мартьян и знаменитым Аю-Дагом на востоке. Удивительные пейзажи долины. Тут и величественные каменные осыпи и вековые сосновые и буковые леса, а выше в горах разбиты плантации лаванды и виноградников. Именно здесь он проявляет свои ценнейшие качества. Из этого винограда готовят знаменитые вина Пино-Гри и белый Мускат Красного Камня. Старый Гурзуф сохранил планировку, унаследованную от прошлых веков: улочки-террасы, соединенные извилистыми переходами и живописными лестницами - настоящий музей под открытым небом! Здесь очень красивый парк, насчитывающий более 110 видов растений. Благоприятный микроклимат Гурзуфа делает его ценнейшим курортом, рекомендованным для лечения органов дыхания и нервной системы, а также заболеваний общетерапевтического характера.

Город Алушта расположен на Южном берегу Крыма. Свое название он унаследовал от средневековой крепости Алустон, сооруженной в 6 веке н.э. В центре старого города до сих пор сохранились остатки оборонительной башни крепости. От других городов Южнобережья Алушту отличает необычный простор и широта обзора. Пляжи Алушты одни из лучших на побережье, а летняя жара в большей степени, чем где бы то ни было, на Южном берегу, умеряется бризами. Климат Алушты благоприятен для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Алушта очень живописный город и заслуживает, чтобы побродить по его улочкам и переулкам. В окрестностях Алушты тоже немало интересных мест - это средневековые поселения Фуна, Ай-Иори, Сераус и др.

Город Севастополь расположен на юго-западном побережье Крыма в красивой холмистой местности, изобилующей удобными бухтами. Севастополь очень красивый город, практически заново востановленный после войны. В переводе с греческого Севастополь означает "величественный". И город как бы подтверждает это имя. Это город славы русского флота, героизма и стойкости в двух легендарных оборонах. Официальный его возраст - два века, здесь есть следы таврийских поселений, а руины города-государства Херсонеса Таврического до сих пор впечатляют своим величием и высоким искусством строителей. Широко известны Графская пристань, памятник затопленным кораблям, Владимирский Собор, Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855гг.", Диарама "Штурм Сапун-горы", Малахов курган и многие другие исторические памятники. Как курорт, Севастополь рекомендуется для лечения и профилактики верхних дыхательных путей и общетерапевтического направления.

Во всех этих городах туристов обслуживает АО "Крымтур". Это гостиницы "Горизонт" (Судак), "Восход", "Чайка" (Алушта), "Крым" (Севастополь), "Евпатория" (Евпатория); турбазы - "Привал" (Бахчисарай), "Магнолия" (Ялта), "Коралл" (Гурзуф) и многие другие. В дочерних предприятиях АО "Крымтур" - 16 бюро путешествий и экскурсий - накоплен богатый опыт по разработке и проведению экскурсий на различные темы. Проведена реконструкция четырех больших корпусов на 500 мест. Теперь люди получили возможность отдыхать в современных гостиничных номерах со всем комплексом удобств в туристических гостиницах и базах им. Мокроусова в Севастополе, "Приморье" (Коктебель), "Гавань" (Черноморское), "Магнолия" (Ялта). Ведется благоустройство территорий, пляжей. Расширяется перечень дополнительных услуг, строятся теннисные корты мирового класса. Это позволяет проводить сборы спортивных коллективов высокого уровня, соревнования. Для конференций и совещаний подготовлены современные конференц-залы в тургостиницах и базах "Палас", "Магнолия" (Ялта), "Приморье", "Чайка" (Алушта) и в ряде других. "Крымтур" развивает и активный отдых: в этом году впервые за несколько лет организованы пешеходные маршруты с турбазы "Орлиный залет". Туристы совершают семидневный поход с ночевками на оборудованных стоянках. Проводятся выходы в лес с турбаз и гостиниц в Севастополе, Алуште, Коктебеле. Большим успехом пользуется стоянка в лесу от туристической гостиницы "Горозонт" в Судак. Практикуется туризм выходного дня и в межсезонье.

Туристическая отрасль в Крыму живет и будет жить и АО "Крымтур" способствует этому, несмотря на неэффективную налоговую политику государства, снятии лицензирования на внутренний туризм и другие не менее важные проблемы.

2. Расширение подготовки кадров по международному туризму в Крыму

Как известно, Крым представляет собой уникальное место на планете Земля по своим климатическим условиям. Именно поэтому через Крым прошло много народов мира, осваивавших его еще в древности. Эти народы оставили бесценные исторические архитектурные и археологические памятники. "Россыпи" этих памятников простираются с запада на восток, и с севера на юг. В них следы жизни и давно исчезнувших народов и ныне существующих. Это и столица позднескифского государства Неаполь-скифский, передавший столичную эстафету Симферополю - нынешнему столичному центру Крыма. Здесь остатки Херсонеса, основанного выходцами из Гераклеи с Южных берегов Черного моря и постоянно опекаемого греками Византии, мирно соседствующие с современными жилыми районами хорошо всем известного Севастополя. На месте современной Керчи еще в 6 веке до н.э. был основан Пантикапей - многовековая столица Боспорского царства, расположенного на обоих берегах Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря. Предки сегодняшних итальянцев из Генуи в Крыму оставили несколько памятников, лучший из которых - Генуэзская крепость в Судаке. В бывших столицах Крымского Улуса Золотой Орды и Крымско-Татарского ханства - Старом Крыму, Чуфут-Кале, Бахчисарае осталось еще много исторических памятников, среди которых выделяется Ханский дворец в Бахчисарае и пещерный город в Чуфут-Кале. Период подчинения Крыма Османской империи характерен дальнейшим развитием поселений Крыма, а в отдельных случаях их разрушением. Эта участь в 1475 году постигла столицу княжества Феодоро - Мангуп, один из городов, представляющих колоссальное туристическое значение для Крыма. Период после освобождения Крыма Россией от Турции с 1783 года характерен развитием его как курорта, освоением его территорий российскими помещиками и промышленниками, немецкими колонистами, что представлено многочисленными памятниками истории и архитектуры.

Все эти события давно минувших дней и исторические памятники - свидетели этих событий, постоянно привлекают в Крым туристов из многих стран мира.

Передовые страны мира, имеющие сходный потенциал с потенциалом Крыма уже давно его эксплуатируют как основной системообразующий потенциал для своих регионов. Что же имеется ввиду под словосочетанием "системообразующий потенциал"? Это когда имеющийся потенциал может взять на себя функции организации целенаправленного развития в регионе, где эта функция проявляется как стержневой процесс хозяйственной деятельности, которой подчиняются практически все остальные сферы деятельности. Главная задача общества - удовлетворение потребностей населения. К этому стремятся обычно в системах управления развитием тех регионов, где есть ярко выраженный системообразующий хозяйственный комплекс.

Такой комплекс имеется в Крыму. Прежде чем рассматривать вопрос о том, как должно быть построено региональное управление, следует оценить, насколько рекреационный комплекс является системообразующим в Крыму, насколько он сегодня лежит в основе повышения благосостояния населения, насколько он решает главную задачу в регионе - удовлетворение постоянно меняющихся потребностей населения, и насколько обеспечивается эффективное использование природных ресурсов региона деятельностью аппарата управления, взявшего на себя задачу управления социально-экономическим развитием региона. В различных странах мира имеются положительные результаты системного подхода к использованию возможностей приоритетного комплекса в регионе, в частности такого как рекреационный. Известно, что рекреационный комплекс в этих странах очень важен для формирования бюджета. После таких важных бюджетообразующих сфер деятельности как автомобилестроение, нефтедобыча идет рекреационный комплекс, туризм. В настоящее время Украина пока не имеет положительных результатов в этом направлении, обладая такими уникальными регионами как Крым, Черноморское побережье на Юге Украины, Карпаты. Туризм сегодня не дает такого вклада, как в других странах в формировании валового внутреннего продукта, бюджета и национального дохода от деятельности этой важной по результативности отрасли. Низкая результативность этой сферы хозяйствования во многом зависит от отсутствия подготовленных кадров, решающих эту проблему. Решить эту задачу призваны вузы Украины, наука, где решаются проблемы подготовки кадров исполнительского звена и высших кадров. Эти кадры могут послужить гарантом стратегического формирования будущего страны. Сочетание подготовки специалистов медицинского профиля, лесохозяйственного и геологического составляет фактически костяк специалистов, которые содержат рекреационный потенциал в виде, привлекательном для использования человеком в целях восстановления здоровья. Также готовят специалистов специфического профиля, например, поддерживающих инфраструктуру рекреации: специалистов, отвечающих за строительство дорог, за связь, коммуникации, специалистов, поддерживающих чистоту в бытовой инфраструктуре, по переработке и устранению отходов, т.е. специалистов, непосредственно формирующих процессы пользования потенциалов. К числу специалистов рекреационного комплекса относятся менеджеры, экономисты, работающие в конкретных сферах хозяйственной деятельности. Задача, решаемая ими, достаточно ответственна и сложна, т.к. практика последних десятилетий показала, что в каждой отрасли имеются ее резервы совершенствования, которые слабо используются из-за отсутствия прежде всего:

Высококвалифицированных менеджеров, экономистов;
- отсутствия разработанной системы их деятельности;
- надежных методов обработки информации, которой они используются в своей деятельности;
- обоснованных организационных структур управления всеми этими процессами;
- структур, которые позволяют обеспечить эту координацию;
- современных методов, позволяющих использовать объективно существующие биологические и экологические законы;
- рычагов экономического, правового и социального характера.

В связи с этим важной экономической задачей является поиск путей подготовки специалистов этого профиля, которые могли бы ориентироваться во всей этой сложной взаимосвязи перечисленных выше составляющих и эффективно ими пользоваться.

На фоне признания важности для экономики Крыма рекреационного комплекса нельзя не обратить внимание на тот факт, что реально экономика Крыма в последние десятилетия развивалась фактически без учета возможностей этого комплекса. Все развитие экономики шло по пути многоцелевого комплексного развития, как было принято в 60-70-е годы. В тот период стремились развивать одинаково практически все сферы хозяйствования. Такой подход к формированию экономики региона по всем возможным направлениям развития привел к тому, что в Крыму были сформированы отрасли хозяйствования, которые имели результаты, важные в экономическом плане в целом для страны, но не имели никакого, кроме отрицательного, значения для экономики Крыма.

Развивались сферы деятельности, которые не базировались на местном сырье и результаты деятельности которых не являлись необходимым условием существования населения Крыма. В основном в этом направлении развивался район Красноперекопска и Армянска. Сегодня там сформирована СЭЗ Сиваш. О результатах ее деятельности следует говорить _отдельно. Деятельность населения в этом районе в основном базировалась на привозном сырье, то есть заводы, построенные в том промышленном узле, в основном, зависели не от ресурсов Крыма, а от привозных и продукция также, в основном, вывозилась за пределы этого региона. Положительным моментом считалось то, что население было приобщено к производственным процессам, т.е. имело возможность работать. Последствия этой промышленной деятельности имели отрицательное экологическое значение: эти виды деятельности в отмеченном промышленном узле потребляют большое количество воды, которая после использования должна сбрасываться. Обычно сброс использованных промышленных вод осуществляется в близлежащие водоемы. Такими водоемами в этой промышленной зоне оказались некоторые озера и Сиваш. Все эти сбросы привели к тому, что ряд озер и часть Сиваша, прилегающего к этой зоне, стали нежизнеспособными, очень загрязненными. В последнее десятилетие эти проблемы обсуждают все чаще. В составе СССР эти проблемы были неразрешимы, поскольку интересы отраслевого хозяйствования преобладали над интересами населения, проживающего в этом регионе. После распада страны, связи между ее бывшими республиками были нарушены, многие из предприятий оказались приостановленными, возник вопрос о необходимости поиска новых подходов к проблемам занятости населения к проблемам реструктуризации экономики. Эти проблемы пока еще не решены, их следует рассматривать отдельно. Можно лишь подчеркнуть, что привлекательность для туристов этих мест сведена к нулю, им можно показывать только то, как уничтожена природа человеком. Это в какой-то степени может служить стимулом для посещения тех мест, но не надолго и скорее всего в этой зоне может развиваться только специализированный туризм для специалистов, имеющих отношение к охране окружающей среды, к процессам восстановления утраченных природных ресурсов и которые решают проблемы очистки загрязненных вод, почв. Также можно назвать и другие антропогенные воздействия, отрицательные для рекреационного потенциала.

Вместе с тем, практика многих стран мира показывает, что еще не все потеряно. Так, к примеру, возьмем Францию. В этой стране тоже было много карьеров по добыче природных ископаемых, а позже на их месте разместили виноградники. В непосредственной близости от этих карьеров винодельческие предприятия превращены в музеи виноделия и имеют не уменьшающийся поток туристов. Туристы знакомятся с процессом изготовления вина, им показывают виноградники, на месте которых раньше были карьеры. Кстати, в Донецкой и Днепропетровской областях Украины тоже имеется положительный опыт озеленения терриконов (Донецк) и карьеров (Орджоникидзе), который может послужить примером и для Крыма. В Крыму очевидно тоже можно предпринять реальные шаги в этом направлении, которые дали бы возможность приезжать сюда туристам.

За годы существования СССР Крым получил неофициальный статус всеобщего центра страны по лечению и отдыху. При этом уровень разнообразия и качества лечебных медицинских услуг был достаточно высок, а услуг по отдыху - низок. Руководители санаториев и пансионатов, преобладавших в рекреационном комплексе Крыма, были медицинские работники.

В системе управления развитием Крыма в начале 90-? годов сформировалось видение важности рекреационного комплекса для всей экономики Крыма. Было много разработок, выполненных по заданию правительства Крыма разнообразными научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями страны, тогда еще СССР. Все они позволили сделать выводы о необходимости более целенаправленного развития рекреационного комплекса Крыма в целях получения большей отдачи? экономики как Крыма, так и всей страны.

В связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных связей между его бывшими республиками и спадом в них экономики произошел значительный спад в притоке туристов в Крым. Потребовался поиск новых путей возрождения туризма в Крыму. В связи с формированием Автономной Республики Крым и появлением в ней своего Правительства, было создано Министерство курортов и туризма. Это министерство взяло на себя функции координации процессов развития туризма в Крыму. Его сотрудники разработали концепцию развития рекреационного комплекса. Для осуществления этой концепции требовались новые кадры. С 1993 г. Симферопольский государственный университет начал подготовку специалистов по менеджменту в туризме. Была разработана идеология повышения эффективности рекреационного комплекса в Крыму и методология оценки этой эффективности. Одной из составляющих этой идеологии было расширение ассортимента туристических услуг и постоянное их обновление. Это требовало рассмотрения множества специализированных видов туристической деятельности, отхода от традиционной подготовки кадров для туризма. Традиционно поставщиками кадров для туризма как экскурсоводов были географический и исторический факультеты университета, но многих туристов интересуют не только экзотические географические и исторические памятники, этнографические особенности местного населения, но и активный отдых среди этой экзотики.

Рассмотрим особенности формирования туристической или рекреационной отрасли в Крыму. Именно рекреационный комплекс и его составляющая - туризм является для Крыма приоритетной. Рекреационный комплекс служит основой для развития на его ресурсах специфического направления - туристической деятельности. Подготовку для работы в той отрасли ведут различные учебные заведения, каждое из которых специализируется на сфере деятельности этого комплекса. Имеется в виду, что рекреационный комплекс базируется на климатических особенностях Крыма. Климатические особенности пронизаны природными ресурсами рекреационного характера. Основные составляющие ресурсного характера, которые формируют природные особенности Крыма это - море, горы, лес. Они позволяют в сочетании с климатическими особенностями (температурным режимом, количеством солнечных дней в году и т.д.) создавать условия для реализации всего рекреационного потенциала в восстановлении и человеческого потенциала, его работоспособности.

Подготовку специалистов для работы в рамках этого потенциала ведут институты медицинского профиля - врачей, других медицинских работников, которые контролируют здоровье приезжающих, восстанавливая их здоровье или поддерживая его. Так как в составе природного потенциала Крыма есть зеленые насаждения, то они также привлекают приезжающих. Например, горы в районе Нового Света имеют естественные лесные покровы в виде реликтового можжевельника, который обладает определенными лечебными свойствами и многие туристы стремятся там побывать.

Крым располагает условиями для такого активного отдыха. Многие десятилетия здесь культивировался планеризм (музей планеризма расположен в помещениях туристской базы "Приморье" в Коктебеле). Планеризм получил новое развитие в дельтапланах, парапланах, воздушных шарах, производимых в Феодосии рядом с Коктебелем.

Крым располагает уникальными возможностями для спелеотуризма. Его пещеры постоянно посещают спелеотуристы.

Традиционный отдых на море давно расширил ассортимент услуг, дополнив надувные матрацы, водяные велосипеды и гребные шлюпки яхтами, виндсерфингами, глиссерами, водными лыжами, буксируемыми парашютами, гидродельтапланами.

Все больше используются и зимние месяцы для отдыха в Крыму. На горе Ай-Петри и на Ангарском перевале установлены бугельные подъемники для горнолыжников, которые с декабря по март катаются там на слаломных трассах (конечно, не таких сложных как на Кавказе, в Альпах и даже Карпатах).
Однако весь этот комплекс услуг для активного отдыха туристов в Крыму пока недостаточно обеспечен технически и кадрами. Вторую часть проблемы Симферопольский государственный университет постепенно решает. Готовятся учебные и методические материалы по расширению специализации менеджеров туризма, устанавливаются контакты с зарубежными университетами, имеющими опыт решения образовательных проблем в условиях такой специализации (Ницца, Перпиньян, Гренобль, Генуя), предпринимаются попытки привлечения новых возможностей при подготовке экскурсоводов для ранней стадии подготовки менеджеров.

В последние годы на факультете экономики и менеджмента ведется подготовка специалистов по менеджменту туризма, а в Симферопольском экономическом институте в составе университета - по менеджменту гостиничного хозяйства и международному туризму. Эти специальности наиболее восприимчивы к требованиям туристического рынка. Студенты этих специальностей под руководством преподавателей университета приступили к формированию информационной базы на компьютерах кафедр менеджмента и маркетинга и информационных систем о наиболее популярных туристических объектах Крыма.

В перспективе намечено с применением средств мульти-медиа по наиболее интересным объектам сформировать озвученные видео-компьютерные фильмы, а по системе Интернет - давать возможность туристическим фирмам мира знакомиться с этими достопримечательностями. На базе университета ведутся занятия в экспериментальных классах общеобразовательной школы. Ученики этих классов обучаются работе на современных компьютерах, связи по электронной почте и по Интернет. А поскольку известно, что лучше всего обучаться играя, преподаватели и студенты университета обсуждают сегодня проблемы как сделать из информации о Боспорском царстве, Херсонесе, Скифии, Генуэзских и Немецких колониях увлекательные компьютерные игры, как организовать через Интернет международные школьные и студенческие конференции по этим и другим туристическим объектам.

Учитывая недостаточный местный опыт в решении этих вопросов, преподаватели и студенты университета предполагают максимально изучить подобный опыт в университетах Франции (Перпеньян, Ницца, Гренобль), Италии (Генуя) и других стран.

В АО "Крымтур" существует учебный центр, который занимается подготовкой кадров для своей системы и имеет возможность предоставить свою учебную базу для других фирм. В дочерних предприятиях системы круглогодично занято более 2000 человек около 100 профессий. Это обязывает осуществлять качественную подготовку и переподготовку кадров: экскурсоводов, организаторов, инструкторов по туризму, групповодов, горничных, поваров и других. Программы курсовой подготовки утверждены Министерством образования и состоят из лекций, семинарских и практических занятий, учебных экскурсий, походов, показов, изучения передового опыта с использованием широких возможностей отделений центра и материальной базы АО "Крымтур" в Симферополе, Севастополе, Евпатории, Феодосии, Ялте, Гурзуфе. Причем, после успешной сдачи экзаменов и получения удостоверения наиболее достойные из них могут получить работу в системе АО "Крымтур".

В условиях отмечавшегося спада экономики Украины, России и других стран бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы произошел спад и в туристическом бизнесе Крыма. Создание новой информационной базы о туристических объектах древнего и средневекового Крыма привлечет не только туристов, но и инвесторов, понимающих прибыльность и беспроигрышность возрождения "седой старины" для туризма. Понимая международное значение такого возрождения, к новым специальностям предъявлено требование изучения минимум двух европейских языков, преподавания специальных курсов на этих языках и даже защиты выпускной (дипломной работы) на одном из европейских иностранных языков. Выполнение отмеченных выше условий подготовки менеджеров по туризму в Симферопольском государственном университете создаст необходимую базу выхода их на международные стандарты специалистов.

3. Развитие рекреационного комплекса в Крыму

Рекреационный комплекс Крыма является представительной отраслью его народного хозяйства. Поэтому при рассмотрении любых аспектов социально-экономического развития Крыма не обходится без соответствующих ссылок на место и роль этого комплекса как в стратегических решениях так и в текущем положении. Вместе с тем в реальной политике, в реальных процессах управления Крымом приоритетность рекреационного комплекса исчезла.

Проблемы централизации и децентрализации управления, нерешенность их рационального соотношения отрицательно сказываются и на процессах управления и эффективности развития рекреационного комплекса. Во многом это зависит от размытости концепции социально-экономического развития Крыма.

В целях создания одинаковых условий для оценки влияния деятельности всех отраслей хозяйствования на рекреационный потенциал, на устранение отрицательного воздействия на него, необходима соответствующая мотивация. Решение сложнейших задач мотивации требует привлечения большого круга экономических и правовых рычагов, нового подхода к их использованию.

Кроме мероприятий по прекращению разрушающий рекреационный потенциал региона деятельности отраслей хозяйствования, важным для региона является обеспечение эффективного развития самих организаций этого приоритетного рекреационного комплекса. Для этого требуется разработка целевой системы управления комплексным развитием всего курортного хозяйства Крыма. Ниже приведены основные положения создания такой системы.

Цели создания системы:

1) повышение эффективности курортного хозяйства в направлении достижения мирового уровня его развития в рыночных условиях;
2) повышение заинтересованности местных органов власти, предприятий, организаций, населения и персонала здравниц в расширении курортной сети и эффективности развития курорта;
3) повышение заинтересованности отдыхающих в эффективном развитии санаториев и курортов;
4) максимальное удовлетворение потребностей населения в комплексе услуг по отдыху и лечению;
5) обеспечение соответствия цены на путевку совокупности предоставляемых услуг по отдыху и лечению.

Основные принципы формирования системы:

1) соответствие показателей и критериев оценки состояния и развития курорта целям создания системы;
2) подчиненность целям создания системы всех составляющих развития курортов;
3) равная экономическая ответственность всех функционирующих предприятий и организаций, любого проживающего или отдыхающего человека на территории курорта за экологическую чистоту и ресурсосбережение в их деятельности;
4) подчиненность структуры управления развитием курортов составу и содержанию целей создания системы и задач, решаемых для их достижения;
5) экономическая ответственность всех звеньев управления курортами за состояние и степень достижения целей системы.

Состав решаемых для достижения целей системы задач:

Удовлетворение потребностей максимальной численности населения нашей страны и зарубежных гостей в лечении и отдыхе в соответствии с их интересами и материальными (финансовыми) возможностями;
- организация услуг по отдыху и лечению в соответствии с постоянно возрастающими и меняющимися материальными, социальными и духовными потребностями человека;
- обеспечение высокого качества всех видов услуг (обслуживания) по отдыху и лечению с учетом их трудоемкости;
- обеспечение экологической чистоты всех видов услуг по лечению и отдыху;
- организация безотходного оказания всех видов услуг (рационального или полного использования исходных материальных и топливно-энергетических ресурсов);
- обеспечение максимального использования основных фондов, производственных мощностей, капитальных и финансовых вложений курортов, закрепленной территории;
- организация рационального и эффективного использования трудовых ресурсов курортного хозяйства;
- обеспечение социальной защищенности работников курортного обслуживания;
- обеспечение комплексного гармоничного развития курортной зоны и курортного обслуживания, охватывающего весь вышеперечисленный состав задач, на основе стимулирования жителей и обслуживающего персонала в максимальном удовлетворении потребностей отдыхающих в лечении и отдыхе.

Структура разрабатываемой системы:

Методика оценки уровня развития курортной деятельности и курортного обслуживания с учетом решения перечисленных выше задач системы (разработка общих методических положений по оценке уровня развития;
- разработка классификации факторов, определяющих уровень развития курортов и здравниц по группам задач системы;
- разработка эталонных нормативов факторов развития курортов и здравниц;
- формирование информационной базы для оценки и сравнения уровня развития здравниц с лучшими и худшими условиями их функционирования;
- контрольный пример реализации методики оценки уровня развития здравниц, взятых для анализа);
- методика исчисления цены на курортные путевки в зависимости от уровня развития курортной деятельности и курортного обслуживания (общие положения о методологии адекватности цены на курортную путевку уровню предлагаемого курортного обслуживания в экстремальных и нормальных условиях развития общества;
- методы выбора эталонной цены на курортную путевку для высшего уровня курортного обслуживания;
- методы выбора нижней границы цены на курортную путевку; контрольный пример расчета цены на курортные путевки для анализируемых здравниц;
- контрольный пример расчета объема финансовой выручки от реализации путевок для анализируемых здравниц);
- методика организации территориального коммерческого хозрасчета курортов на основе реализации принципов формирования системы (методы определения зависимости фондов экономического стимулирования здравниц (включая фонд оплаты труда их персонала) от коммерческих результатов их деятельности;
- определение коммерческого дохода здравниц, взятых для примера, с учетом обязательных платежей в бюджет; определение величин фондов экономического стимулирования здравниц, взятых для примера;
- имитационное моделирование процесса установления взаимной заинтересованности отдыхающих и обслуживающего персонала здравниц в улучшении курортного обслуживания и росте коммерческого дохода здравниц);
- функции по управлению эффективностью деятельности курортов на основе перечисляемых выше разработанных методик в системной иерархии.

Крым сопоставим с площадью Бельгии, а по природным ресурсам неизмеримо богаче. Постоянное население Бельгии больше в 5 раз. Особых жалоб на экологические, транспортные и социальные проблемы от бельгийцев не слышно.
Крым может, по расчетам ученых, принимать в год 20 млн отдыхающих при средней продолжительности отдыха в 15 дней. Но прямо сейчас не может принимать и 7 млн при средней продолжительности отдыха в 7-10 дней. Вопрос в другом - пока нет концепции развития всего Крыма на 2020-2030 идеи и предложения, нет смысла обсуждать генеральные планы Симферополя, Ялты , Севастополя и других городов.

Ясно, что в сезоне 2019 года при вводе в строй Керченского транспортного перехода (мост плюс тоннель) и федеральной трассы "Таврида" транспортная нагрузка вырастет в 5-10 раз. А Симферополь уже сейчас задыхается в автомобильных пробках.

Пока схема основных решений для обсуждения

Порт Салгир в центре Арабатской стрелки это ближайший пункт для связи железных и шоссейных дорог Крыма с водными путями Российской Федерации, включая Москву, и с Федеральной трассой Дон.

Ячеистая схема развития транспортной системы Крыма . Разработал Игорь Русанов на основе проектов рубежа 1970-80х института КрымНИИпроект, Всесоюзной научной программы КУРОРТ и собственных научных исследований с 1980х по 2015 год.

Азовские ворота Крыма - Порт Салгир и новый морской курорт Салгирский в центре Арабатской стрелки, Нижнегорский район. Железная дорога вдоль реки Салгир: Порт Салгир, Нижнегорский, Октябрьское.
Децентрализация хозяйства, культуры и туризма. Разгрузка Симферополя, дублер столицы Гвардейское. Развитие локальных кластеров малого и среднего бизнеса по нескольким древним культурным коридорам.

Картографические материалы для предпроектных исследований и ТЭО (технико-экономического обоснования) пассажирского движения и перевозки автотуристов в Крым обсуждаем, делимся полезными ссылками.
Галерея ЛОГИСТИКА. Паромная линия через Азовское море: Ростовская область - Крым

Некоторые структурные решения для круглогодичной работы крымских курортов .
1. В санаториях и домах отдыха с лечением часть корпусов надо перепрофилировать как пансионов ветеранов. Постоянное проживание пожилых людей как в домах престарелых, но с качественно лучшими бытовыми и культурными условиями, развитой базой курортного лечения, парками и спортивными сооружениями, возможностями принимать родственников.
Пансионы ветеранов могут быть от благотворительных до элитных.

2. Спортивные интернаты и олимпийские базы Крыма в общей системе Российской Федерации могут сочетать постоянную загрузку с проведением сборов, соревнований, фестивалей, мастер-классов и прочих событийных мероприятий на каникулах.

3. Санаторные школы-интернаты, детские комбинаты (сад-школа), лицеи разного профиля от художественных до научно-технических также как и спортивные центры могут сочетать постоянный и сменных контингент детей.

4. Дачные поселки, городки фрилэнсеров и вахтовиков вблизи аэродромов прибрежной зоны, которые сейчас не используются. Нечто развивающее стиль жизни советских академгородков и американской Силиконовой долины. Не просто дачные участки или коттеджи , а обширная инфраструктура для конференций, спорта, отдыха.

5. Глубинное развитие для всех крымских курортов по общему принципу "море - горы - город ": создание центров активного туризма, которые в летнем сезоне будут обслуживать отпускников, а с осени до весны местное городское население.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИИ И КРЫМУ

Першина Анна Васильевна 1 , Столяренко Алена Владимировна 1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского


Аннотация
В данной статье рассмотрены основные проблемы и перспективы эффективного развития туризма в Крыму и России на современном этапе. Актуальность выбранной темы заключается в том, что туризм в 21 веке является одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства и эффективное его развитие способно положительно влиять на развитие экономики госудакрств. А Крым, как новый субъект Российской Федерации, нуждается в развитии экономики и повышении конкурентоспособности, так как за годы пребывания Крыма в составе Украины инвестиции в развитие туризма практически отсутствовали. И, не смотря на то, что Крым обладает колоссальным потенциалом, туризм здесь практически не развивался.
Именно поэтому очень важно выделить все существующие возможности для эффективного развития туризма на полуострове и на практике воплотить данные возможности в конкурентные преимущества Крыма на государственном и мировом рынках туруслуг.

THE POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF TOURIST MARKET IN RUSSIA AND CRIMEA

Pershina Anna Vasilivna 1 , Stolyarenko Alyona Vladimirovna 1
1 Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky


Abstract
This article describes the main problems and prospects of effective development of tourism in Crimea and Russia at the present stage. The relevance of the chosen theme lies in the fact that tourism in the 21st century is one of the most developed sectors of the national economy and its effective development can positively influence the development of the economy of gosudarstv. And the Crimea as a new subject of the Russian Federation needs to develop the economy and improve competitiveness as the years of stay of Crimea in composition of Ukraine investment in tourism almost otstutstvii. And, despite the fact that the Crimea has huge potential in tourism here has not developed.
It is therefore very important to identify all opportunities for effective development of tourism on the Peninsula and in practice to translate these opportunities into a competitive advantage of the Crimea on the state and world markets of tourist services.

Библиографическая ссылка на статью:
Першина А.В., Столяренко А.В. Возможности развития туристского рынка в России и Крыму // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]..02.2019).

Эффективное развитие туризма имеет огромное значение для большинства государств мира, в том числе и для Российской Федерации. Согласно данным Ростуризма, на сегодняшний день в стране проделана огромная работа в области развития туризма и теперь для туристов стали более доступны такие перспективные туристские дестинации, как Дальний Восток, остров Сахалин, Курильские острова, Урал и др. .

Также происходит эффективное развитие туризма благодаря активному и грамотному продвижению России как туристского региона на международном туристском рынке.

Однако, российские туроператоры испытывают некие проблемы при обслуживании иностранных туристов. Одной из сновных проблем, сдерживающих эффективное развитие туризма в России, является высокая цена на туры в Россию. К сожалению, данная проблема является препятствием на пути развития внутеннего туризма в стране. В основном дороговизна туров по России связана с высокой стоимостью транспортного обслуживания.

Другой проблемой туристского рынка России является слабое развитие туристской инфраструктуры, уступающей развитым курортам Европы и Западных стран, что проявляется в отсутствии во многих туристских дестинациях качественных средств размещения (либо высокая стоимость проживания в данных средствах размещения), качественных и доступных предприятий питания и развлечений и др.

Но, не смотря на это, туризм в России имеет большие перспективы. Важным фактором эффективного развития туризма в России можно считать проведение масштабных спортивных мероприятий, таких как XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. В дальнейшем России предстоит провести не менее значимые мероприятия – Кубок конфедераций FIFA 2017 года, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года в г. Красноярске . Событийный туризм способен не просто укрепить имидж страны на международной арене, но и способен создать импульс для развития туристского бизнеса в целом, что будет привлекать все новых туристов в регион.

По данным Ростуризма Россия сможет выйти на международный рынок туруслуг лишь через развитие внутреннего туризма. Этому способствует то, что Россия насчитывает огромное количество уникальных целебных ресурсов. Это способствовало созданию в стране развитой системы санаторно-курортного лечения, которая насчитывает сегодня около двух тысяч санаторно-курортных учреждений почти на 450 тысяч мест.

Однако в настоящее время остается актуальной проблема организации туризма на различных территориальных уровнях, что требует разработки новых стратегий развития туризма. Одной из таких стратегий является кластерный подход.

Туристско-рекреационными зонами, на территории которых начинают формироваться туристские дестинации, является Центральная часть России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), курорты Черного моря (побережье Краснодарского края и Крыма), озеро Байкал, а также регионы Западной Сибири.

Туристский потенциал страны является важным инструментом, формирующим конкурентные преимущества. Каждая туристская дестинация России требует разработки стратегии продвижения на внутренний и международный туристский рынки, что предполагает выполнение следующих действий :

1) обеспечение эффективного развития и функционирования туристско-рекреационной сферы;

2) разитие и повышение качества сервиса и туристской инфраструктуры;

3) создание и поддержание положительного имиджа туристских дестинаций;.

4) расширение ассортимента туристских услуг;

5) проведение мероприятий по сглаживанию сезонности турпотока;

6) применение инноваций в туристской деятельности.

Не смотря на имеющиеся возможности развития туризма в России, огромный туристский потенциал страны пока что является нереализованным. В основном данная проблема носит системный характер, и ее решение зависит от всех субъектов туристского рынка: органов государственной власти, туристского бизнеса, общественных организаций и т.д., деятельность которых должна быть взаимосвязанной и направленной на достижение эффективного развития тукризма.

Важным сегментом туристского рынка России является Республика Крым, присоединенная к России в 2014 году. Крым – это достаточно выгодный регион для российской экономики, а туристская и курортно-санаторная отрасль – одна из наиболее привлекательных дестинаций в стране.

Однако, не смотря на большие туристские возможности, в Республике Крым выявлен ряд проблем. К основным из них можно отнести:

1) сложности транспортной доступности;

2) неудовлетворительное состояние большей части дорог;

3) низкий уровень сервиса;

4) слабая развитость сервиса и инфраструктуры на пляжах, их загрязненность;

5) нехватка квалифицированных кадров;

6) неразвитость туристской и развлекательной индустрии.

С учетом того, что Крым является выгодным регионом для российской экономики, вопрос развития туристского рынка Республики Крым является очень актуальным и требует принятия определенных мер по достижению конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.

Современная структура туристского региона Крыма отличается недостаточным уровнем расширения туристских услуг, однако в Крыму сохраняются перспективы развития санаторно-курортного лечения в Ялте, Евпатории, Саках, Алуште и Феодосии, а также оздоровительной пляжной рекреации на побережье Черного и Азовского морей. Конкурентоспособными крымскими дестинациями становятся районы горного Крыма, обеспечивающие пешеходный туризм, скалолазание, велосипедный, конный, экологический, экстремальный и приключенческий виды туризма. С каждым годом растет спрос на водные виды туризма, такие как круизный, яхтенный, дайвинг и др.

Уровень внедрения инноваций в туристскую отрасль Крыма оценивается как низкий и является недостаточным для создания положительных условий для предпринимательской деятельности в сфере туризма. В Крыму отсутствуют комплексные инновационные программы развития курортов и туризма, учитывающие тенденции изменений мирового рынка услуг и подчеркивающие конкурентоспособный туристский потенциал Крыма.

Для создания конкурентоспособных туристских преимуществ Крыма и обеспечения комфортного отдыха на полуострове требуется развитие, в первую очередь, транспортной инфраструктуры. До строительства моста через Керченский пролив в 2018 году туристы будут добираться до полуострова либо авиатранспортом, либо железнодорожным транспортом (что очень неудобно, так как приходится ехать в объезд Украины и это занимает более 40 часов), либо же автотранспортом через паромную переправу (время ожидания на переправе в августе 2015 г. составляло до 28 часов). Также и внутренний транспорт Крыма требует модернизации, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период высокого курортного сезона, улучшения качества дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения, расширения использования вертолетного транспорта и строительства фуникулеров.

Большим минусом в развитии туристской отрасли в Крыму является то, что значительная часть территории крымских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, так как находится в собственности санаториев или является частной собственностью (прибрежная полоса перегорожена заборами, территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих). Необходимо решить данную проблему и обеспечить доступ местных жителей и туристов к прибрежной полосе с целью обеспечения комфортного отдыха.

В Крыму необходимо развивать различные виды туризма, такие как туристские походы, морские круизы, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма и т.д. Приоритетными видами рекреации и туризма в Республике Крым, по данным Ростуризма, являются : санаторно-курортное лечение и рекреация; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного и водного туризма; деловой туризм; событийный туризм.

Для продвижения санаторно-курортных услуг как основного фактора повышения спроса на турпродукт Крыма необходимо принять следующие меры:

1) разработать и внедрить конкурентоспособную туристскую инфраструктуру на полуострове;

2) обеспечить эффективное продвижение санаторно-курортных услуг Крыма, с акцентом на уникальность климатических условий, а также наличие соответствующей инфраструктуры;

3) предоставить возможность получения санаторно-курортного лечение по низким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь) с целью развития внутреннего туризма, ориентированного на россиян;

4) организовать закупки путевок в санатории Крыма по оптимальным ценам для распределения по сотрудникам государственных организаций;

5) внедрить и постоянно развивать эффективную рекламную кампанию по созданию конкурентоспособного бренда Крыма.

Эффективная рекламная кампания очень важна для создания позитивного имиджа туристской дестинации. С целью эффективного развития Крыма как конкурентоспособного туристского региона, необходимо проведение рекламной кампании по созданию благоприятного имиджа Крыма по примеру таких развитых туристских центров, как Турция, Египет, Кипр, Болгария и др.

Подводя итог, необходимо сделать акцент на развитии санаторно-курортного лечения и рынка SPA-услуг Крыма, а также на увеличение количества развлекательных объектов для семейного и индивидуального отдыха (например, аквапарки, торговые центры с развитой развлекательной инфраструктурой, клубы по различным видам интересов и т.д.).

  • Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –1071 с.
  • Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/
  • Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  • Федеральный закон РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ).
  • Чудновский А. Д., Королев Н. В. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

    Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

    Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


    Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

    Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

    Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

    Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

    Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


    В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

    Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

    Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


    Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

    С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

    Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

    На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

    Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

    Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

    Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

    Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


    • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

    • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

    • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

    • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

    Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

    • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

    • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

    • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

    • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

    Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии.

    Похожие публикации