Деревня аромашево свердловская область. Расписные избы в арамашево

По утверждению В. Шишонко, («Пермская летопись» 1884 года) время основания села Арамашево относится к 1631 году. Поселенцы облюбовали место на высоком берегу реки Реж, так как оно было надежно защищено от набегов кочевников.

Существует несколько версий о происхождении названия села. Одна из них заключается в том, что «ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село действительно находится на границе башкирских и вогульских земель.

В свою бытность Арамашево выполняло важную военно-стратегическую функцию в слободе как пограничная крепость – старинный архитектурный ансамбль Арамашевского острога.

Расселение русских на Среднем Урале происходило с севера на юг, т.к. на южных территориях более организованные аборигены (татары и башкиры) оказывали переселенцам большое сопротивление. Продвигаясь с севера от Верхотурья вдоль восточного склона Уральских гор, русские закрепляются вдоль рек. Сначала возникали слободы с деревянными крепостями, а вокруг них уже начинали селиться крестьяне, появлялись деревни.

На реке Реж в XVII веке были поставлены крепости в Арамашевской и Аятской слободе. Реконструированная башня Арамашевского острога представлена в музее Нижней Синячихи. Так как южный берег реки Реж был «враждебным», преимущественно поселения обустраивались на северном берегу. Эта «пограничность» сохранила свой след до нашего времени: по среднему и нижнему течению реки Реж весь северный ее берег хорошо заселен и распахан, южный же – почти сплошь покрыт лесом.

Первые в литературе описания реки Реж и обитателей ее берегов сделали дипломаты, направленные Петром I в 1692 году в Китай. Авторы «Записок о русском псольстве в Китай» - руководитель посольства Идес и его помощник Брандт. Идес записал следующее: «мы проследовали вдоль реки Режи до слободы Арамашевой и оттуда до Невьянского острога. Это путешествие доставило мне величайшее наслаждение, так как по пути встречались прекраснейшие луга, леса, реки, озера и самые плодородные и прекрасно обработанные поля». Адам Брандт, чьи «Записки» были опубликованы в 1698 году, на шесть лет раньше «Записок» Идеса, также оказался благосклонен к нашим краям: «13 июня прибыли в другую слободу, под названием Арамашево на реке Реж, которая нам очень понравилась». Далее он удивляется благополучию, природными красотами режевской земли, делает вывод: «Было так красиво, как я вряд ли когда-нибудь в жизни видел».

Мамин камень. У села, выше по течению реки, на левом берегу Режа, возвышается скала, на которой, по преданию, во время своего похода и остановки в Арамашево в 1878 году, любил подолгу сидеть и заниматься творчеством знаменитый уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Позднее местные жители прозвали безымянный камень в честь своего известного земляка.

Мамин камень. Фото Игнатьевой Марии июль 2016 г

Шайтан-камень находится на противоположном берегу реки Реж, напротив села Арамашево. Представляет собой большую скалу, около которой, по преданию, обитали таинственные привидения. По ночам блуждали огоньки, и во время дуновения ветра раздавались странные звуки. Пугающие людей. Так и прозвали скалу Чертов или Шайтан-камень.


Шайтан-камень


Завал одного из ходов пещеры в скале Шайтан-камень

Фото Игнатьевой Марии, июль 2016 г

В стародавние времена близ реки Реж, тогда полноводной и судоходной, в одном большом селении жили по соседству две семьи. В зажиточной рос крепкий паренек Фрол, а в бедной избушке с престарелой бабушкой сиротой подрастала юная Дуняша. Вместе росли, дружили, ходили в лес по ягоды, пасли уток и гусей и далеко за околицей встречали скотину с пастбища.

А на шестнадцатую весну Дуняша так расцвела, что стала признанной сельской красавицей.

Фрол на Троицу подарил сердечной подружке цветной полушалок и признался в любви. Обещал, что скажет отцу о своем желании. Но у хозяина на сына были другие думы. В соседнем селе у богатого мельника засиделась дочь в девках. И не беда, что не красавица, ведь приданое за ней хорошее полагалось. Вот и сговорились мужики детей оженить и хозяйства свои укрепить.

Осенью, как только убрали богатый урожай, отец приказал Фролу запрягать лошадей да вместе с ним ехать сватать мельникову дочку. Не ослушался Фрол строгого отца. А накануне свадьбы пришел к Дуне повиниться и попрощаться. Обнялись они у двух сплетенных навечно сосен - народная молва окрестила их соснами любви - и разбежались, дабы не гневить грозного отца.

Такие были времена, такие нравы.

Дуня горько печалилась и терзалась, не спала всю ночь, а на рассвете выбежала прочь из избы, только полушалок на плечи накинула. Бежала без оглядки сквозь черный лес, казалось, что ветки, как змеи, жалили ее, никакие силы не могли удержать разбитого девичьего сердца.

Фото Игнатьевой Марии, июль 2016 г

Услышав вдали рокот старого Режа, туда устремилась Дуня, взбежала на утес, взмахнула платком и ухнула в черные воды...

Крестьянка, полоскавшая поутру белье на реке, видела лишь промелькнувший в бурном потоке яркий Дунькин полушалок...

Было это так или совсем иначе - не знаю. Но моя душа, увидев Дунькин камень, сложила вот такую трагическую историю. И, вернувшись в санаторий "Самоцвет", где мы отдыхали этой осенью, приметила уже убранную клумбу, (о, чудо!) зацветшие в зиму осенние розы словно светлую печаль по короткой Дунькиной судьбе.

С. Семенова (Статья о Боровихинском камне от 13 октября 2013 г. Газета "Алапаевская искра", Вечерний Алапаевск №44)

Церковный камень. Место основания Арамашевской слободы..В 1631 г. крестьяне-переселенцы возвели первые строения:острожные укрепления от набегов кочевников,деревянную церковку и житницы государевы..Бытует мнение,что облюбовали это место не случайно..здесь были остатки поселения,основанного в 1580-е отрядом казаков,участвовавших в походе Ермака.В 1800 году на месте не раз горевшей деревянной церкви был выстроен и освящен(также в честь Казанской иконы Божией Матери,что и прежние..)каменный храм с приделом в имя архангела Михаила..Более 120 лет раздавался чудный благовест,окрыляя людские души..Здесь были крещёны,венчаны,отпеты несколько поколений моих предков:Мироновы,Доронины,Телегины..,но вот.. в 1929 церковь закрыли..колокол был сброшен в реку,колокольню сломали "на кирпич" В храме открыли избу-читальню,клуб,в 1936-Дом культуры..Большой ущерб храму нанес пожар в 1970-м..затем годы запустения.В 1996 г. собирается православная община,а в 2005 началось восстановление святыни..и 21 июня 2012,в престольный праздник Казанской иконы Богородицы впервые за много лет состоялось богослужение!

В Арамашево несколько уникальных и таинственных мест. Так в районе села существует пещера, которая состояла из трех ходов, по крайней мере, два из них протянулись на несколько километров. Одна из пещер находилась в скале Шайтан (в середине XX века была взорвана и завалена). А таинственный ход из церкви проходил через весь Церковный камень и имел выход на берег реки Реж. Именно этим путем спасали стариков, женщин и детей во время набегов кочевников.

Село уникально по своему месторасположению. Арамашевские окрестности изумляют и очаровывают своей красотой. На территории села сохранилось немало достопримечательностей – старинных исторических зданий.


Дом купца Загайнова (кирпичное здание конца XIX века). Сейчас в нем располагается краеведческий музей.


Здание земской школы (1910 года) уже больше 100лет используется по своему прямому назначению.


Одна из самых древних достопримечательностей – крестьянская изба XVIII века. Даже в полуразрушенном виде она впечатляет.


В селе чтят тех односельчан, что погибли в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В память о них установлены два обелиска. Один находится в логу «Постная Редка» на месте расстрела и захоронения красных партизан в августе 1918 года.


А в центре села высится монумент в честь тех, кто погиб в огне Великой Отечественной войны. На обелиске, установленном в год 40-летия Победы, числится более трехсот имен. Село Арамашево знаменито и тем, что оно – одно из немногих, где жили два Героя Советского Союза: Михаил Никонович Мантуров и Иосиф Михайлович Бельских, получивших Золотую Звезду Героя в годы Великой Отечественной войны.



(А.И. Пономарев, выпускник Арамашевской школы 1955 года,

доктор физико-математических наук, профессор Уральского отделения РАН)



Арамашевская церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, стоящая на Церковном камне

Аромашевское село (2 благочиние) Верхотурский уезд, отстоящее от Епархиальнаго города в 122 верстах, находится на левом берегу реки Реж.

Название свое село получило, вероятно, от травы Ромашки (Anthemis tinctoria), в изобилии растущей не только близ самаго села Аромашевскаго, но далеко за пределами его по направлению к югу, в местности, принадлежащей в прежнее время также к Аромашевскому приходу и ныне носящей почти тоже самое наименование (Аромашковское село, Екатеринбургскаго уезда). В прежнее время Аромашевское село, находясь на почтовой (ныне уже упраздненной дороге) из Екатеринбурга в Верхотурье, представляло собою довольно значительный пункт и называлось слободою.

Аромашевская слобода было одним из самых старых русских поселений в зауральской части нынешней Пермской губернии, будучи основана в 1631 году с целию развить хлебопашество для снабжения хлебом служилых людей в городах и острогах северной Сибири. Слобода эта была причислена к разряду так называемых пашенных слобод. В 1655 – 1658 году в слободе сооружены были укрепления для защиты от калмыков, нередко делавших набеги на те места. Около церкви и государевых житниц поставлен был острог рубленый, в вышину тот острог две сажени «печатных» да и башни рубленыя четвероугольныя с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая, а в вышину те башни от земли до облаков 3 сажени печатных, а в них по два моста.» Сюда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от воровских и неприятельских людей, не имевших огненнаго боя (т. е. огнестрельнаго оружия), а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии же, когда завелись южные новыя слободы по рекам Пышме, Исети, Багаряку, Тече и Миассу, положение Аромашевской слободы сделалось безопасным, и укрепление в ней не стали вовсе поддерживать. На земле, отведенной в пользование Аромашевской слободе, находилось много селений, которыя в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казенным заводам.

Каменный двух-этажный храм села, расположенный на возвышенном скалистом берегу реки Реж, построен в 1800 году существовавший до того времени деревянный храм был истреблен пожаром. Главный храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельный – во имя святаго Архистратига Михаила.

В главном храме в 1885 году устроен новый иконостас, а прежний уступлен был для вновь устроенной церкви Бичурскаго села Ирбитскаго уезда.

Ежегодно 8 июля в день храмоваго праздника совершается из храма крестный ход к памятнику, поставленному на месте св. престола в бывшем деревянном храме. Прихожан ныне числится 1556 м. и 1685 ж. пола.

Главным занятием их служит хлебопашество; ремесл и кустарнаго производства среди них нет; свободное же от занятий хлебопашеством время они употребляют на более или менее выгодныя для них заводския работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок. В составе прихода входят следующие деревни: Комкова в версте, Кулига в 3 верст. и Катышка в 4 верст. В деревне Катышке есть деревянная часовня в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, устроенная в 1893 году. В селе есть начальное смешанное училище, основанное в 1871 году, а в деревне Катышке – смешанная школа грамоты, открытая в 1898 году и помещающаяся в собственном здании.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

В. Реутова - о восстановлении ц-ви Арамашево


Вера Реутова, педагог из села Арамашево Свердловской области.

Восстановила краеведческий музей и храм Казанской иконы Божией Матери:

«В село Арамашево я приехала в 1981 году. По профессии я учитель русского языка и литературы с тридцатилетним педагогическим стажем. Я очень любила свою работу, детей, ведь дети – самые благодарные слушатели, они как губка впитывают все, что ты им даешь. После окончания педагогической деятельности мне поступило неожиданное предложение – заняться совсем другим видом деятельности. Глава администрации предложил возглавить краеведческий музей, который на тот период (2003 год) переходил из статуса школьного в муниципальный.

Музей переезжал в старинный купеческий особняк. Здание было в это время неотапливаемым и полуразрушенным. Но это меня не испугало, хотя в селе Арамашево на тот период вместе с базовым хозяйством (совхоз «Арамашевский») была разрушена почти вся социальная сфера. Объединив односельчан, в том числе и своих бывших учеников, я создала на базе музея семейный клуб «Берегиня», в котором насчитывалось до 50 человек. Мы изучали народные традиции и ремесла, общались, делились своими мыслями, знаниями, умениями, дружно благоустраивали особняк. В работе нам помогал мой супруг Николай Ильич (тоже педагог – учитель труда). Совместными усилиями мы превратили старинный купеческий особняк в прекрасный музей с шестью залами, кухней и очень уютной гостиной. Там мы стали проводить не только экскурсии, но и народные праздники, мастер-классы, игровые программы, встречи. Этот особняк стал сердцем села. Арамашевский музей был удостоен золотой медали в номинации «За волю к жизни» по итогам конкурса «Евразия-Музей года 2006». Это высокая оценка и было очень приятно.

Одна из таких встреч в музее, который к этому времени стал местом духовного общения разных поколений, привела меня к мысли обратить односельчан к судьбе многострадального Храма во имя Казанской иконы Божией Матери, который к тому времени уже несколько десятков лет стоял в разрушенном состоянии. Я подумала – а почему бы не подарить новую жизнь этому уникальному строению? На первый субботник после моего объявления собралось 63 человека. Пришли все – от мала до велика, самому юному участнику было три годика, самому старшему – 80 лет. Так вокруг Храма создалось в 2005 году новое сообщество арамашевцев, мечтающих о его возрождении. Очень помогал энтузиастам в те трудные безденежные времена дачник из Екатеринбурга – Виталий Валерьевич Шлыков. Рабочие руки в селе нашлись, а вот цемент и кирпич доставлялся благодаря этому доброму человеку..."


Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери возведена на одном из красивейших мест села - Церковном камне. Он же считается местом основания Арамашевской слободы.

В 1631 г. крестьяне-переселенцы возвели первые строения: острожные укрепления от набегов кочевников, деревянную церковку и житницы государевы. Бытует мнение, что облюбовали это место не случайно: здесь были остатки поселения, основанного в 1580-е отрядом казаков, участвовавших в походе Ермака. В 1800 году на месте не раз горевшей деревянной церкви был выстроен и освящен (также в честь Казанской иконы Божией Матери, что и прежние) каменный храм с приделом в имя архангела Михаила. Более 120 лет раздавался чудный благовест, окрыляя людские души. Здесь были крещены, венчаны, отпеты несколько поколений предков каждого из жителей Арамашево: Мироновы, Доронины, Телегины, десятки других фамилий. В 1929 году церковь закрыли, колокол был сброшен в реку, колокольню сломали "на кирпич". В храме открыли избу-читальню, клуб, в 1936 году - Дом культуры. Большой ущерб храму нанес пожар в 1970-м. затем - годы запустения. В 1996 г. собирается православная община, а в 2005 началось восстановление святыни. И 21 июня 2012 года, в престольный праздник Казанской иконы Богородицы, впервые за много лет состоялось богослужение!

Со слов жительница села Н. Яриновской, (Аксеновой): "Последним священнослужителем был помощник благочинного отец Николай Дягилев и псаломщик М.Павлов".


Вера Васильевна продолжает свой рассказ: "Я съездила в Екатеринбург, нашла там единомышленников (в частности, ректора Архитектурной академии Александра Старикова). Они помогли нам провести технический осмотр храма. В осмотре принимал участие известный профессор. Уже через полгода был отреставрирован правый придел во имя Архангела Михаила. Первая служба в нем (спустя почти 80 лет) состоялась 7 января 2006 года. Я нашла и батюшку Моисея, который вместе с братьями из монастыря Новомученников Российских совершил эту службу. После этой благодатной службы в храм возвратились друг за другом чудесным образом спасенные в 30-е годы две иконы: Иоанна Богослова и Пантелеймона Целителя. И благодаря людям, которые поверили мне и пришли на помощь, сегодня, спустя 10 лет, старинный арамашевский храм не только восстановлен – он действующий! В нем регулярно совершаются службы, проходит крещение детей и взрослых, венчание, отпевание и другие требы.


Благодаря красивейшему месту расположения (Храм стоит над рекой Реж, на скале, прозванной Церковным камнем, высотой 43 метра) он является притягательным для экскурсантов и паломников. Для того, чтобы содержать и реставрировать храм, я решила приглашать сюда экскурсии. Для этого я собрала богатейший материал о его истории, и сегодня на эти экскурсии едут не только из Свердловской области, но и из Твери, Самары, Москвы и даже из-за рубежа. Побывали в Арамашево голландцы, французы, немцы, гости из Австралии и Новой Зеландии. Мне очень приятен интерес к нашей церкви и нашему населенному пункту.



У подножия Церковного камня находится еще одно наше детище – это старинный (восстановленный в 2004 году) родник «Крещенский» с удивительной историей и святой водой. Меня поддерживают в моих начинаниях мои бывшие ученики, один из них помог материально, когда я решила из старого, брошенного здания больницы устроить Дом паломников. Сегодня эта сельская гостиница может принять 16 экскурсантов – гостей села Арамашево. Все это позволяет вдохнуть жизнь в село. Ведь молодежь уезжает из маленьких населенных пунктов, а мы стараемся показать, что и на родной земле можно развиваться и двигаться вперед. И даже быть интересным местом для посещений.



На сегодняшний день у меня есть еще одно любимое историческое место, возвращенное к жизни в 2010 году. Мой проект «Новая жизнь уральской росписи» стал победителем и обладателем Гранта VI Всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», учредителем которого является московский Фонд Потанина. Избы XIX века с уральской росписью на сегодняшний день с удовольствием посещаются экскурсантами, а сама я, передав краеведческий музей в другие руки, стала гостеприимной хозяйкой и экскурсоводом в них.

У меня много наград. Это знак «Отличник просвещения РФ», «Учитель года» в Свердловской области (в 1997 году), я была победителем областного конкурса «Истоки уральского характера» (2004 год), лауреатом VI, VII, VIII и IX краеведческого Всероссийского конкурса «Отечество», победителем областного конкурса «Камертон» в номинации «Работа с семьей и подростками» (2005 и 2006 годы) и так далее. Но самой большой наградой для меня является поддержка моих близких и единомышленников, среди которых много моих учеников и коллег, а также горящие глаза детишек, которые приходят на экскурсии в музей и видят то, что нам удалось сохранить для них.»


И еще немного о восстановленной жителями с. Арамашево под руководством В.В, Реутовой церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Частью пограничной крепости в архитектурном ансамбле села является храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Первая деревянная церковь в селе возникла одновременно с острогом. Пять раз она сгорала от набегов кочевников. Существующая ныне каменная церковь была возведена в 1800 году. Она находится на уникальном месте – на высокой 42-метровой скале, прозванной в народе Церковным камнем. По единодушному мнению жителей и гостей села – это одно из красивейших святых мест не только в Алапаевском районе, но и в области.

В 1929 году храм был разрушен. По рассказам долгожительницы села А.Я. Телегиной, жители Арамашево узнали о том, что власти решили разрушить церковь накануне. Еще ночью женщины и дети пошли в храм, чтобы защитить иконы, потому что прошел слух, что наутро их вынесут из церкви, чтобы сжечь на храмовой площади. Кто как мог, под одеждой, в мешках, уносили тайно, под страхом наказания, святые образы домой, в надежде сохранить иконы до лучших времен. Утром у церкви собралось все население Арамашево. С помощью десятков лошадей и толстых веревок богоборцы начали сносить шпиль колокольни.

По воспоминаниям А.Я. Телегиной, разрушители долгое время не могли скинуть храмовый колокол. Упав на землю, колокол необычайно жалобно, как будто прощаясь, зазвенел. Десятки людей, встав на колени, начали молиться. Колокол дотащили до края Церковного камня и столкнули в реку. Сначала колокол зацепился за выступ верхней части скалы, он как будто бы сопротивлялся разрушителям церкви, его начали толкать баграми. С глухим, словно стон, звуком колокол полетел в реку и, вдруг, зацепился за второй выступ скалы. Десятки людей ахнули, многие заплакали, когда увидели, как колокол уходит по воду. Последний раз он так пронзительно зазвенел, словно заплакал. Этот необыкновенный звук запал в память многим очевидцам этого события.

А еще старожилы села рассказывают, что после того памятного дня ни через день, ни через месяц, ни спустя десятилетия колокол не мог обнаружить ни один ныряльщик. Колокол навсегда исчез, как немой укор современникам и их потомкам.

Колокольню храма вскоре разобрали на кирпичи, а в церкви открыли клуб. Спустя десятилетия здание храма пришло в полное запустение.

И только в 2005 году по инициативе небольшой группы местных жителей началась его реставрация.

Первоначально был возвращен к жизни правый придел во имя Архангела Михаила, где с января 2006 года начали проходить службы.

Среди святынь храма более всего почитается старинный образ святителя Иоанна Богослова. Современная история его такова. На улице Церковной уже в наше время купили дом дачники из Екатеринбурга. На чердаке среди рухляди обнаружили струю фигурную доску, хотели вместе с другим хламом выбросить и вдруг с обратной стороны увидели святой лик. Старую икону хозяева решили оставить в доме, но после возрождения арамашевской церкви передали храму.

12 января 2006 года по пути из Верхней Синячихи в Екатеринбург, в Арамашево остановился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка заехал в Арамашево совершенно случайно, не поверив, что в небогатом селе, силами местных жителей началось возрождение старинного храма. Именно владыка Викентий определил, что святой лик на древней иконе – это образ святителя Иоанна Богослова, покровителя любви. «Если Иоанн Богослов пришел в ваш храм, то ваш храм возлюблен Богом и церкви вашей жить», - сказал архиепископ после молитвы перед древним образом.

21 июля 2012 года, в престольный праздник Казанской иконы Божьей Матери в селе Арамашево, в отреставрированной церкви впервые состоялась богослужение в центральном переделе храма (молебен, божественная литургия) и крестный ход вокруг церкви.

Назначенный настоятель арамашевского храма обратился в этот день к собравшимся прихожанам:

Сегодня мы специально отслужили здесь литургию (а вчера всенощную), чтобы Матерь Божья и Господь видели, что храм нам нужен, что мы стремимся к Богу и хотим, чтобы эта великолепное и святое место сияло так же, как сияло до тех страшных дней разрухи.

Сейчас мы вспоминаем это время со слезами и просим у Господа прощения за эти грехи и просим Господа, чтобы он вернул то великолепие святого храма, чтобы вместе с храмом восстановилось и наше село. Но для этого надо ходить в храм.

Многие из нас говорят, что они молятся дома, что у них много икон святых и так далее. Мы согласны с этим. Но, как сказано в священном писании о силе общей молитвы: «…там, где двое или трое собранных во имя меня, там посреди них - я».

Так что, дорогие мои, когда мы чаще собираемся в храме, молимся – там посреди нас невидимо Господь, и он видит все наши добрые дела и видит, что мы хотим сделать для храма, и видит, что мы хотим сделать для дома, для семьи, для нашего села. И помогает, если мы молимся с чистым сердцем.

Храни вас Господь и Матерь Божья.

Есть в российской глубинке удивительные места, где кажется, что жизнь останавливается на каком-то одном мгновении. История села ведёт свой отсчёт с 17 века, когда существовала необходимость защищаться от набегов кочевников. Географическое положение этому благоприятствовало – вокруг было множество высоких скал, на одной из них - «Церковном камне» в 1631 году была сооружена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Сейчас с вершины скалы открывается захватывающий дух вид на окрестности и голубую гладь реки Реж, кстати, Арамашево названо так в честь притока реки Реж – реки Арамашка.

В 1800 году церковь перестроили в каменную, чтобы уберечь здание от пожаров, в 30-х гг. 20 века советские власти закрыли её. Зато сейчас белоснежный силуэт Казанского храма виден издалека, а в непосредственной близости от бьёт родник с целительной водой. Ходят слухи, что в скале есть подземный ход.

Для поклонников язычества, в Арамашево тоже найдётся, на что взглянуть: древний камень, прозванный в народе «Шайтан». По преданию раньше по ночам рядом с камнем происходили загадочные явления: раздавались непонятные звуки, виднелись мерцающие огоньки. Народ, конечно, приписал всё это проискам нечистой силы.

Ещё одно достопамятное событие – открытие в 18 веке месторождения особого камня, его называли шайтанский переливт. Он представляет собой сочетание кварца, кварцита и минерала, называемого «диккит». Этот камень активно используется для изготовления различных украшений, картин, его отличительной чертой является то, что красить его бесполезно – он не изменит свой природный цвет.

Ещё одно место, заслуживающее внимания и непременного посещения, сельский краеведческий музей. Он появился в селе благодаря стараниям учителя географии Кесарева в 1962 году и первоначально располагался в местной школе.

В 2003 году музей переехал в отдельное здание, а именно – в дом купца Загайнова. В советское время экспонаты в музей собирались по принципу «кто что принесёт из учеников в музей»: необычные предметы домашнего, камешки, украшения. Сейчас в музее чёткое разделение на залы: в первом представлены уникальные камни и минералы.

Второй зал представляет особый интерес и его посещение вызывает восторг у всех посетителей: в нём восстановлена русская изба в первоначальном виде. Изба украшена ручной росписью, так называемую уральскую роспись выполняли мастера, переходя из одного дома в другой и нанося затейливые узоры на домашнюю утварь и на стены избы. Эта традиция пользовалась популярностью у разных слоёв населения.

Арамашево в начале 20 столетия могло похвастаться домами, разрисованными самыми фантазийными орнаментами. Также в этом зале, стилизованном под избу, можно увидеть всё то, что составляло жизненный уклад уральцев – самовары, утюги, посуду.

Третий зал можно назвать залом народных ремёсел: здесь выставлены изделия кузнецов, гончаров и других умельцев.

Краеведческий музей Арамашево проводит экскурсии, тематические мастер-классы, организует праздники, также здесь можно полакомиться теми кушаньями, которые ели в начале 20 века на уральской земле.

Арамашево – село с развитой инфраструктурой, добраться сюда можно как на личном транспорте, так и на автобусе или электричке.

May 22nd, 2017 , 11:19 pm

Ранее я рассказал вам о начале нашего маленького автопробега по родным уральским районам (части первая и вторая ). Теперь будет часть третья, но... не последняя, как я планировал.

Закончив осмотр села Мироново, мы выехали на север, в сторону Алапаевска. Неплохая автодорога шла вдоль левого берега Режа. Мы успели проехать буквально километр, как вдруг в деревне Бучино наткнулись вот на это:

Наткнулись-то, конечно, только на таксофон, я подошёл уже позднее. Самое интересное - аппарат рабочий, из трубки раздаются гудки! Вот вам и деревня - всё в сохранности и целое, пусть и неиспользуемое.

Ещё через километр начался Алапаевский район, где мы наткнулись на прикольный "пограничный" знак, ну и вы опять увидите меня:

Проехав ещё около 10 километров, мы наконец оказались в довольно известном на Урале селе Арамашево. Оно впервые упоминается с XVII века, и, подобно Мироново, не раз подвергалось набегам кочевых башкир. Население села по переписи 2010 года - чуть более 700 человек (опять же примерно как в Мироново).

Есть в Арамашево и ещё одна сходная с Мироново черта - наличие весьма достойного краеведческого музея. Как и в Мироново, мы не стали задерживаться на экскурсию, впрочем, мы и так не успели бы - музей уже не работал.

Самая главная достопримечательность Армашево - церковь Казанской иконы Божьей Матери. Я просто оставлю это здесь:

Арамашевский храм почти равен по возрасту мироновскому, но арамашевская церковь была освящена раньше, уже в 1800 году. В конце 1920-х храм был закрыт, и его восстановление началось силами местных жителей только в 1990-е годы. Поначалу арамашевцы сделали, что смогли, а уже затем помогли спонсоры и местные власти. Церковный придел, который на фотографии слева, был отстроен заново. Церковь отреставрирована настолько хорошо, что издалека кажется свежепостроенной:




Как видно на фотографии, к церкви направляются гости села. Они вышли из машины с челябинским номером. Судя по всему, туристов в Арамашево хватает.

Село известно не только церковью и музеем. Недалеко от Арамашево тренируются скалолазы, а по Режу вдоль села сплавляются любители рафтинга. Красота же!



Есть в Армашево и казино))

Если в Арамашево проехать по мосту через Реж, то спустя 1,5 километра вы окажетесь на развилке дорог. Дорога прямо длиной около 500 метров ведёт к посёлку Самоцвет (железнодорожная станция на линии Екатеринбург-Алапаевск, 280 человек населения), а дорога вправо - почти 2 км - ведёт к посёлку Курорт-Самоцвет (население 650 человек). Вот "на курорт" мы и поехали.

В отличие от многих сёл и деревень Алапаевского района, Курорт-Самоцвет - довольно молодой населённый пункт. Он появился в 1950-е годы благодаря маршалу Жукову, который тогда командовал Уральским военным округом. Благодаря стараниям маршала, Самоцвет быстро стал одним из главных лечебных санаториев Урала, каждый год сюда приезжали десятки тысяч отдыхающих. Основа лечения на Самоцвете - сапропелевая грязь с озера Молтаево, на берега которого тоже приезжают многие туристы.

Поскольку Курорт-Самоцвет появился только 60 лет назад, то и дома здесь относительно нестарые. Относительно...



Администрация посёлка:

Остатки старой котельной:

Старые деревянные (по ходу, индивидуальные) сарайки/гаражи:

Тут же - хлам, помойка и сиамская кошка. Кошку плохо, но видно:

Разумеется, аборигены Курорта-Самоцвета с подозрением смотрели на незваных гостей, осмелившихся приехать и чё-та тут фотографировать, но мы к их молчаливому презрению отнеслись с таким же презрением. В любом случае, ловить здесь было больше нечего, и нужно было уже возвращаться домой.

Обратный путь мы проделали по автодороге Алапаевск-Реж, это примерно 42 километра. Разумеется, захотелось посетить и Мироново, и Арамашево по второму разу, уже с визитами в музей и экскурсиями. Что ж, лето ещё впереди, попробуем!

Ну, а это мы:



Россия

Географическое положение

Село Арамашево муниципального образования «Алапаевское» расположено в лесистой местности на левом берегу реки Реж при устье левого притока Шайтанка . В пределах населённого пункта находятся несколько скал Мамин Камень, Церковный Камень, Шайтан-Камень, Шуриков-Камень и другие. Село находится к северо-востоку от Екатеринбурга , к юго-востоку от Нижнего Тагила , в 28 километров к югу от города Алапаевска (по автотрассе - 33 километра) и в 4 километрах на восток от железнодорожной станции Самоцвет направления Каменск-Уральский - Алапаевск - Нижний Тагил . К северу от села Арамашево через реку Шайтанка расположена деревня Косякова . Рядом с селом и деревней проходит шоссе из Алапаевска , на котором рядом с селом находится развилка на два шоссе регионального значения: Алапаевск - Реж и Алапаевск - Артёмовский . Церковный Камень получил название после строительства храма на его вершине . В окрестностях находится родник Крещенский, в лесу под горой, в болотистой местности. В праздник Крещения Господня прихожане проводят возле него молебен, а затем набирают святой воды . Местность возвышенная, сухая, снабженная проточною водою; почва здесь преимущественно черноземная .

История села

Топоним

Название своё село могло получить от слова араме , что с башкирского означает – урема, место у реки, поросшее густым кустарником .

Арамашево образовалось в 1632 году как форпост для охраны от набегов кочевых племён и слобода для распашки земли. Со скалы Церковный Камень (42 метров) на скалистом берегу реки Реж открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Камнем.

В 1655 – 1656 годах в слободе были сооружены укрепления для защиты от калмыков, делавших набеги на те места. «Около церкви и государевых житниц был поставлен острог рубленый в вышину две сажени печатных да и башни рубленая четвероугольная с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая в вышину до 3 сажени печатных, а в них по два моста. А крепостей около острогу поставлены надолбы двойные; а круг острогу и башен 180 сажени печатных», куда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от воровских и неприятельских людей, не имевших огнестрельного оружия, а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии, когда появились южные поселения, Аромашевская слобода стала безопасной и укрепления в ней не стали поддерживать. На земле, отведенной в пользование Аромашевской слободе, в 1734 году находилось 31 селений, которые в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казенным заводам .

XX век

В начале XX века главным занятием сельчан было хлебопашество и заводские работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок .

С 1960-х годов работал совхоз «Арамашевский» .

XXI век

В феврале 2007 года была построена первая очередь тепличного комплекса по выращиванию роз по голландским технологиям .

Государево железное и укладное дело

В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года .

Школа

В 1871 году было построено одноклассное училище, а в 1897 году – земское училище, в 1911 году в новом кирпичном здании открыто двухклассное училище .

Краеведческий музей Арамашево

Церковь Казанской Божией Матери

Казанская церковь в Арамашево

В 1631 году на Церковном Камне была воздвигнута деревянная церковь, названная в честь Казанской иконы Божьей Матери . Деревянная церковь сгорела в пожаре, и в 1800 году бала построена и освящена каменная двухпрестольная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придел в честь архангела Михаила. В главном храме в 1885 году был устроен новый иконостас, а прежний был уступлен для вновь устроенной церкви села Бичурского Ирбитского уезда. В начале XX века ежегодно 8 июля в день храмового праздника совершался крестный ход из храма к памятнику, поставленному на месте святого престола в бывшем деревянном храме . В 1929 году церковь была закрыта, а колокол сброшен в реку. В 2005-2012 годах церковь была восстановлена .

Инфраструктура

В селе работает дом культуры с библиотекой, школа, детский сад, почта и несколько магазинов. До села можно добраться на автобусе и электричке из Алапаевска , Екатеринбурга , Нижнего Тагила , Каменска-Уральского , Режа , Артёмовска , Верхней Салды , Нижней Салды и Ирбита .

Промышленность

Предприятия села: ООО агрофирма «Арко», ООО агрофирма «Никон», ООО «ГринТерра», ООО «Тонкушина и К», ЗАО «Стиль-Профи-Л», СПК «УралКатышкаГаз», ППО с/х ПК «Арамашевский», КХ Борисихина, КХ Вяткина, КХ Пономарёва, КХ Пономарёвой.

Арамашево и Коптелово - это два села для тех, кто хочет прикоснуться к крестьянскому быту и царской архитектуре Свердловской области.

Сегодня я хочу рассказать о живописном маршруте выходного дня, который пролегает в Алапаевском районе Свердловской области. Мой рассказ будет про два села: Арамашево и Коптелово. Каждое село, по-своему, интересно и познавательно. Каждое село имеет свою любопытную историю и огромный фундамент культурного слоя. Если Вас интересует история и быт крестьян Урала, а также необъяснимая архитектура глубинки Свердловской области, то это путешествие для Вас.

Усаживайтесь в мягкое кресло, наливайте вкусный чай и готовьтесь к моему повествованию.

Село Арамашево

Арамашево - старинное уральское село в Алапаевском городском округе Свердловской области России. Является частью Арамашевского сельского совета. Село Арамашево - популярный центр туризма Урала. Арамашево было основано в 1632 году, как форпост для защиты караванов.

Село Арамашево растянуто расположилось в лесистой местности на левом берегу реки Реж при устьи левого притока Арамашки. В пределах Арамашево находятся несколько скал Мамин Камень, Церковный Камень, Шайтан-Камень, Шуриков-Камень и другие.

Село находится к северо-востоку от Екатеринбурга, к юго-востоку от Нижнего Тагила, в 28 км к югу от центра округа города Алапаевска и в 4 км от железнодорожной станции Самоцвет направления Каменск-Уральский - Алапаевск - Нижний Тагил. К северу от села Арамашева через реку Арамашку расположена деревня Косякова. Рядом с селом и деревней проходит шоссе из Алапаевска, на котором рядом с селом находится развилка на два шоссе регионального значения: Алапаевск - Реж и Алапаевск - Артёмовский.

Арамашево является старейшим селом Алапаевского района. Оно было основано в XVII веке. Своё название село получило в честь реки Арамаш - левого притока реки Реж.

Арамашево образовалось в 1632 году как форпост для охраны от набегов кочевых племён и слобода для распашки земли. Со скалы Церковный Камень (42 м) на скалистом берегу реки Реж открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Шайтан-Камнем.

В 1631 году на Церковном Камне была воздвигнута деревянная церковь, названная в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1800 году здесь уже появилась каменная церковь, в 1929 разрушена, в 2005-12 восстановлена.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери - это сердце села Арамашево. Она самобытно расположилась на скале Церковный Камень и приглядывает за местными жителями.

С Церковь-камня, на котором расположена Церковь Казанской иконы Божьей матери, открывается потрясающий вид на Шайтан-Камень, село Арамашево и реку Реж, стоит только покрутить головой.

Вообще самобытность Арамашево поражает своей простотой. В относительной близости от крупных городов, село не потеряло свою историческую самобытность, а только приумножила свои культурные связи. В селе много построек из царской России, которые гармонично сочетаются с современными отпечатками.

Шайтан-камень в Арамашево на реке Реж

В Свердловской области бесчестное количество скал, которых величают Шайтан-камень. Одна из таких скал находится в селе Арамашево. Шайтан-камень расположен на противоположном, от Церковного камня, берегу реки Реж. Шайтан-камень, или Чёртов, как его величают местные жители, представляет собой большую скалу, около которой, по преданию, обитали таинственные привидения. По ночам блуждали огоньки, и во время дуновения ветра раздавались странные звуки, пугающие людей.

В районе села существует пещера, которая состояла из трех ходов, по крайней мере, два из них протянулись на несколько километров. Одна из пещер находилась в скале Шайтан (в середине XX века была взорвана и завалена). А таинственный ход из церкви проходил через весь Церковный камень и имел выход на берег реки Реж. Именно этим путем спасали стариков, женщин и детей во время набегов кочевников.

Скала Шайтан-камень полна загадок и тайн, но самая главная тайна заключается в том, что при пристальном взгляде в скалу, можно увидеть различные фигуры и очертания. Складывается впечатление, что скала начинает разговаривать определенными образами. Попробуйте приехать, присесть на траву, напротив скалы, и просто начать на нее смотреть.

Арамашевский краеведческий музей

Краеведческий музей в селе Арамашево основал краевед, турист и учитель географии в местной школе И. С. Кесарев в 1962 году. Первоначальная экспозиция состояла из даров школьников (старинные предметы быта, минералогические находки), которые дети приносили учителю за хорошие отметки. Вся коллекция музея предусмотрительно разделена на три зала. В первом демонстрируются найденные самоцветы и редкие минералы. Во втором расположена стилизованная уральская изба с русской печью и так называемым «бабьим» углом (здесь ютятся раритетные самовары, лампы, утюги на углях). И, наконец, в третьем «рабочем» зале вы сможете увидеть все виды крестьянских промыслов и ремесел. Что только тут не увидишь - старые поделки кузнецов и гончаров, берестяные туески с цветами и инициалами, однорукие пилы, с которыми под силу было в одиночку построить дом, льномялки, бытовые весы, коровьи колокольчики и множество других занятных вещей, о предназначении которых сразу и не догадаешься.



Недавно был открыт ещё один зал, в котором представлена экспозиция, посвященная арамашевцам, которые защищали свою Родину.

Также в Краеведческом музее меня очень обрадовала классная комната. Пусть парты уже и новые, но собрание старинных школьных вещей вернула меня в счастливое школьное время.

Краеведческий музей села Арамашево находится по адресу: Алапаевский район, село Арамашево, ул. Советская, 38. Стоимость входного билета, без экскурсовода, стоит 40 рублей с человека. Цена действительна на апрель 2016 года.

Будете в Арамашево с детьми, обязательно посетите Краеведческий музей, им будет крайне полезно и интересно.

Село Коптелово и разрушенная Церковь Вознесения Господня

После посещения Арамашево, я поехал дальше. Следующая моя остановка - село Коптелово, которое находится в 16 км от Арамашево, в сторону Алапаевска. В селе Коптелово меня больше всего интересовала древняя разрушенная церковь Вознесения Господня. Но обо всем по порядку.

Коптелово - старинное уральское село в городском округе Алапаевское. Село известно музеем крестьянского быта и несколькими избами XVII века. Датой основания села считается 1663 год, когда крестьянин Иван Коптелов срубил первую коптеловскую избу. Согласно данным Министерства культуры Свердловской области, начало строительства избы датируется 1630-м годом.

В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается «Вознесенская церковь». В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1823 году церковь освятили. Колокола, которые предназначались для «верхотурского Николаевского монастыря», но коптеловцы их перекупили. В храме икона Христа, вырезанная в натуральную величину, подаренная политкаторжанином из Туринска. Ранее храм окружала ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма.

Сейчас церковь находится в аварийном состоянии, но её постепенно реставрируют. Церковь стоит особняком в центре села, и, складывается впечатление, что местные жители её даже и не замечают, будто её нет.

Я проник внутрь церкви и поползал по развалинам. Меня впечатлила колокольня, внутри которой живут птицы, а также старинные фрески, которые чудом сохранились до наших дней. Если запланируете посетить развалины Вознесенской церкви, будьте предельно внимательны, потому что под ногами разбросано много каменей, а также из стен торчит скрепляющая арматура.

Также в селе Коптелово советую посетить местный Краеведческий музей, который покажет изнутри всю глубину истории этого села, а также познакомит с избами XVII века, которые сохранились в селе.

Музей расположен по адресу: с. Коптелово, ул. Красных орлов, д. 29. Стоимость посещения - 200 рублей с человека, эта цена актуальна на апрель 2016 года. Если брать ориентир руины Церкви, то от нее прямо до перекрестка и налево. И увидите этот яркий голубой дом.

Основателем музея был Александр Григорьевич Потаскуев - страстный любитель родного края, прекрасный знаток крестьянской жизни. В начале 60-х годов, после выхода на заслуженный отдых, Александр Григорьевич вдруг стал удивлять и смешить односельчан разными, как говорили, старческими причудами - собирать у себя дома никому не нужные вещи. Зачем ему все эти старые сохи, бороны, жнейки-самосброски? Зачем он бьется, откупает - аж за 200 рублей, деньги по тем временам совсем немалые - старющую избу, проданную на дрова? Непонятно. Совсем непонятно. Чудит старик.

В мае 1972 года Александр Григорьевич уговорил В.М. Кунавина, председателя колхоза им. Ленина, подарить музею старинное каменное здание по ул. Красных Орлов №29, построенное в начале XX века. Там и началось размещение истории села советского периода. Для собранных орудий, сельскохозяйственных агрегатов и машин, не входивших в основное здание, пришлось построить помещение.

Труден и тернист был его путь к признанию музея, но пройдя его, он оставил уникальный и пока неповторимый музей, повествующий о жизнедеятельности крестьян, их материальной и духовной культуре.

Также я советую прогуляться по селу и подышать свежим, деревенским, воздухом. Вы встретите обычный быт, которого так нахватает городскому жителю.

Урал - это настоящая кладовая истории России. Он примечателен не только необычной архитектурой и самобытностью сёл и деревень, он прекрасен своей неповторимой природой, тайнами, которые нам еще предстоит открыть и людьми, которые населяют наш Родной Край.

Попробуйте выбрать выходной день и прокатиться по этому маршруту, и, я уверен, Вы заразитесь этой замечательной хворью, под названием, путешествия!

Путешествуйте локально, берегите природы и узнавайте Родину!



Похожие публикации