Стамбул какой пролив. Пролив босфор на карте мира - пролив между черным и мраморным морями - пролив между европой и азией

Пролив Босфор издавна привлекает внимание путешественников и исследователей. Объединив Азию и Европу, он наполняет восточным и европейским колоритом турецкий мегаполис Стамбул. Босфор – символ древнего города и страны, одна из главных достопримечательностей, его сине-голубые воды, мосты и тоннели впечатляют как туристов, так и местных жителей.

Три великие империи: Римская, Византийская и Османская оставили на его берегах неизгладимые исторические следы. Великие цивилизации, их культура, обычаи и нравы зарождались на берегах бурного Босфора. Свидетель великих битв, смены властителей, любовных историй, он до настоящего времени хранит множество тайн, которые только лишь предстоит открыть.

Пролив Босфор соединяет Черное и Мраморное море

Босфор переводится с тюркского языка как «коровий брод». Красивая легенда гласит, что великий Зевс без памяти влюбился в дочь царя Инаха по имени Ио. Влюбленным не суждено было быть вместе, разгневанная жена Зевса Гера превратила девушку в белую корову. И той ничего не оставалось, кроме поиска спасения в пучинах сказочного Босфора.

Сейчас пролив: основная мировая водная артерия. Он соединяет Черное и Мраморное моря, и далее переходит в известный пролив Дарданеллы, сливаясь с Эгейским и Средиземным морями. Это огромный транспортный и туристический центр, объединяющий страны и континенты. Длина водной артерии 30 км, ширина в некоторых местах доходит до 4 км, а глубина до 80 м.

Вид на пролив с самолета завораживает

Пролив Босфор знаменит своим интенсивным движением судов, катеров, паромов и других водных транспортных средств. Движение происходит на фоне изменений погоды, особенно зимой и осенью. Этим и интересен Босфор: необычными природными явлениями, массовым судоходством, необыкновенной красотой европейской и азиатской частей великого города. Стамбул и Босфор лучше посмотреть с воды, а для этого стоит совершить запоминающуюся поездку на пароме — . К услугам туристов как длительные, так и короткие туры, подробнее о длительности и организации таких туров можно прочитать .

Можно также совместить обзорную экскурсию по проливу Босфор с путешествием на .

Мосты через пролив Босфор

Невозможно вообразить волшебный Босфор без соединяющих его величественных мостов. Это визитные карточки Стамбула и всей Турции. Еще в 6 веке н.э. персидские войны переправлялись через морскую преграду по настилу, положенному поверх лодок, которые были скреплены между собой.

Новые технологии ХХ века позволили создать поистине монументальные конструкции. Всего через Босфор перекинуты три моста, и каждый отличается техническими особенностями, дизайнерскими решениями и разными временными периодами их возведения.

Босфорский мост — мост Мучеников 15 июля (Boğaziçi Köprüsü — 15 Temmuz Şehitler Köprüsü)

Босфорский мост (Boğaziçi Köprüsü)

Современные переправы Стамбулу требовались как воздух, однако, политические неурядицы и нехватка денежных средств не позволяли начать их строить. Первый подвесной мост задумывался, будучи в проектах на бумаге, еще в середине ХХ века, но его возведение началось только лишь в начале 1970 года. Осенью 1973 года мост торжественно открыли, дата была выбрана неслучайно, 29 октября исполнилось 50 лет со дня провозглашения М.К. Ататюрком образования Турецкой Республики.

Проектирование и возведение монументального сооружения поручили немецкой компании Hochtief и английскому предприятию Cleveland Bridge & Engineering Company. За образец выбрали сооружение, расположенное в Северной Англии. Работа закипела: над его возведением трудились тысячи человек, потрачено было 23 млн долларов — для сегодняшнего времени мизерная сумма.

Вид с Босфорского моста на пролив

Что же представляет собой мост Мучеников 15 июля? Конструкция установлена всего лишь на две опоры, каждая высотой 165 м, поэтому создается впечатление, что мост парит над Босфором. Такая высота была выбрана неслучайно, суда имеют максимальную отметку 60 м по высоте и свободно проходят под мостом. Его длина: 1,5 км, ширина: 33 м, основной пролет: 1 км 75 м, от проезжей части до поверхности воды 64 м. Подсчитано, что ежедневный транспортный поток моста более 200 тыс. автомобилей, а пассажирский около 600 тыс. человек. За проезд нужно заплатить.

Первоначально он именовался первым Босфорским мостом, так как позже появился новый мост через эту огромную водную артерию: имени султана Мехмеда Фатиха, ставший вторым Босфорским.

Мост неоднократно менял названия, сейчас официальное название моста — мост Мучеников 15-го июля. Новое имя присвоено турецким Президентом Реджеп Тайипом Эрдоганом после событий, названных государственным переворотом в 2016 году, в честь погибших героев за свободу и независимость Турции.

Мост султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet köprüsü)

Мост Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet köprüsü)

Стамбул, город, где перемешаны все религии мира и уважаемы их яркие представители. Второй Босфорский мост назван в честь султана Мехмеда Фатиха: известного османского завоевателя, командовавшего войсками своей империи. При нем под натиском турецких полчищ пал великий Константинополь.

Переправу начали строить в 1985 году, чтобы успеть к знаменательной дате: 535 лет завоевания города османскими войсками. И 29 мая 1988 года мост был торжественно открыт.

На этот раз выбор пал на японских проектировщиков и строителей, которые за рекордный срок в три года возвели еще одно украшение Босфора: мост Мехмеда Фатиха. На этот раз он обошелся налогоплательщикам дороже: 130 млн долларов. Сооружение возвели в самом узком месте пролива. Здесь когда-то Дарий построил свою первую понтонную переправу для своей армии. Таким образом был проложен еще один путь, соединяющий европейский район мегаполиса Румели Хисары (Rumeli Hisarı) с азиатской его частью Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı).

Длина сооружения 1,5 км, из которых чуть больше 1 км занимает подвесная конструкция, ширина 39 м. Это один из самых больших мостов в мире. Его, как и мост Мучеников 15 июля, держат две громадные опоры, высота которых по 65 м. За проезд по нему нужно заплатить, он закрыт для пешеходов, транспортный поток составляет 150 тыс. машин в день.

Стоимость проезда по мосту для легковых автомобилей составляет 7 турецких лир.

Мост султана Селима Явуза (Yavuz Sultan Selim köprüsü)

Мост султана Селима Явуза (Yavuz Sultan Selim köprüsü)

Современные строительные технологии позволили разгрузить транспортные потоки Стамбула. Для 15 млн жителей мегаполиса двух переправ через пролив явно не хватало, и в 2013 году в присутствии официальных лиц Турции заложили первый камень монументального строения. В 2016 году 26 августа мост открыли, дав ему имя султана Селима Явуза. Исторические источники говорят о девятом правителе Османского государства, как о грозном и беспощадном властителе, замечательном стратеге и завоевателе.

Третий мост в Стамбуле был открыт в 2016 году

Турецкие власти не изменили себе, принимая решение о выборе подрядчиков в пользу известных компаний. И на этот раз возведение переправы поручили крупной итальянской компании Astaldi. Однако сумма, в которую обошлось строительство, значительно возросла: потратили 3 млрд долларов.

Чтобы не нарушать общую картину, мост султана Селима Явуза сделали также подвесным. Длина его 2 км 164 м, подвесной части 1 км 400 м, ширина 59 м, высота каждой опоры 322 м. Он соединил северные районы Пашакёй и Одайери, являясь частью глобального проекта «The northern Marmara highway project», определяющего транспортное развитие Стамбула и страны в целом.

Стоимость проезда по мосту для легковых автомобилей составляет 11,95 турецких лир.

Транспортные тоннели под проливом Босфор

Стремительное развитие Стамбула и его окрестностей, рост населения, увеличение туристического потока и превращение пролива Босфор в одну их главных мировых водных артерий, заставило искать новые пути транспортных переправ. Тоннели стали отличным дополнением, частично разгружающим активное транспортное движение Стамбула и снижающим загазованность воздуха в мегаполисе.

Подводный железнодорожный тоннель Мармарай (Marmaray tüneli)

Железнодорожный тунель Мармарай (Marmaray tüneli)

Развитие новых технологий позволило воплотить в жизнь смелый проект. Строительство тоннеля началось в 2004 году, и затянулось, так как проектировщики и строители продумывали каждую мелочь, заботясь о безопасности пассажиров, главное, о сейсмической приспособленности. К тому же, в процессе работ были обнаружены исторические ценности, скрывавшиеся под толщей земли. Проект пришлось оперативно изменять, на это ушло много времени. Открыли участок пути только в 2013 году вместо планируемого 2009, в 2015 году начал работу второй участок, таким образом, тоннель полностью вступил в строй. Мармарай – первая железная дорога Стамбула, связывающая европейский и азиатский районы города.

Мармарай получил наименование совмещением двух понятий (Marmara – Мраморное море) и (rail – рельс). Протяженность тоннеля составляет 13,6 км, из них часть глубокого бурения равна 9,8 км, под водой пролегает часть пути в 1,4 км, самый глубокий участок тоннеля заложен на 60 метров от поверхности Босфора.

Автодорожный тоннель «Евразия»(Avrasya Tüneli)

Тунель Евразия (Avrasya Tüneli)

Стоимость размещения начинается от 500 лир/сутки.

Conrad Istanbul

Вид из номера Bosphorus suite в отеле Conrad

Великолепный вид на Босфор открывается из бара на 14-ом этаже, а также из номеров Bosphorus suite, execitive king room и executive room.

В 15 минутах пешей прогулки находится парк Йылдыз, а в 14 минутах пешком — пристань Бешикташ, откуда на пароме можно отправиться на и прогуляться по и улице Бахарие, либо совершить путешествие на .

Стоимость проживания от 500 лир/сутки.

Renaissance Istanbul Polat Bosphorus Hotel

В отеле Renaissance из нескольких видов номеров открывается вид на Босфор

Завораживающий вид на Босфор открывается не только с террасы бара на верхнем этаже, но и из номеров отеля. Во всей красе из окна номера можно наблюдать рассветы и закаты.

Это достаточно современный и комфортабельный отель с неплохим расположением.

Рядом с отелем находится остановка Darphane (Дарфане), отсюда на автобусах 29С, 29D, 41E, 62 или 63 можно проехать 7 остановок до Fındıklı (Фындыклы), затем пройти минуту до остановки трамвая Т1 Nut Mimar Sinan University и доехать прямиком до Султанахмет.

Стоимость проживания от 220/сутки.

Deep Hotel

Завтрак на балконе отеля Deep Hotel

Гостиница находится в районе Бешикташ, в , на склоне холма Portakal Yokuşu, именно поэтому с некоторых номеров отеля открывается не только красивая городская панорама, но и виден Босфор.

Гостиница небольшая, вариантов размещения несколько: маленький номер, стандартный, делюкс и сьют.

Стоимость размещения от 200 лир/сутки.

На что стоит обратить внимание при бронировании отеля

Подавляющее большинство туристов, при выборе отеля, читает отзывы перед поездкой и просматривает фотографии номеров. Сейчас, когда многие делятся впечатлениями и отзывами, выбрать место проживания на время поездки стало легче. Хотелось бы напомнить о некоторых нюансах, которые можно упустить из виду при выборе отеля.

Вид из номера отеля Shangri-La Bosphorus

  • Говоря о просмотре фотографий номеров отеля, стоит в первую очередь обращать внимание на те, что выкладывают сами туристы, ведь такие фото, как правило, без преукрас. Также обращайте внимание на площадь номера, ведь на фото он может казаться больше, чем в реальности.
  • Стоит посмотреть по карте, где находится интересующий вас отель и есть ли рядом с ним остановки общественного транспорта, метро или трамвая, легко ли добираться до исторического центра Султанахмет. Ведь если вы хотите сэкономить, а у отеля неудачное расположение — вам придется тратить деньги на такси. В Стамбуле очень хорошо развит общественный транспорт и он достаточно комфортен (насколько может быть комфортен общественный транспорт в принципе), поэтому где возможно — смело пользуйтесь трамваями, метро, паромами и автобусами.
  • Если вы едете в путешествие по Стамбулу в «не сезон», тогда, при наличии сомнений в выборе отеля, можно предварительно забронировать его на 1-2 дня. Очень удобно бронировать только на сутки, а не на весь период путешествия, так как в случае, если отель вас разочаровал или категорически не понравился, без проблем можно переехать в другое место на следующий день или через день. Последнее время я делаю именно так, ведь в зимний период, поздней осенью или ранней весной очень большой выбор отелей и свободных номеров.
  • Цены на отели могут различаться на разных сайтах — на сайтах отеля, как правило, дороже. В системах онлайн-букинга бывают различные скидки и специальные предложения, поэтому даже в дорогой отель можно забронировать номер по хорошей цене.
  • Не забывайте, что в Стамбуле, в маленьких отелях и гостиницах, предлагают только , а выбор разных видов завтрака обычно в больших отелях. Поэтому, если вы бронируете отель сразу на весь срок путешествия, обратите внимание, чтобы рядом с ним были оживленные улочки с различными кафе — это выручит вас в случае неудовлетворительного питания в отеле.
  • Так как мы говорим об отелях с видом на Босфор, нужно понимать, что далеко не все номера имеют вид на пролив: где-то это вид издалека или частично виднеется море. В отелях, находящихся далеко от береговой линии, стоит выбирать этажи повыше.

Когда вы точно определились, что хотите остановиться именно в отеле с видом на пролив Босфор, тогда стоит приступать к поиску и брони. Одним из самых популярных и удобных онлайн-сервисов по выбору и бронированию отелей является Booking.com. При бронировании отеля внимательно читайте все условия и правила, для того, чтобы ваше путешествие не было не было омрачено вопросами размещения.

Можно воспользоваться формой поиска и заняться выбором вариантов — для этого вводим желаемые даты, город или конкретный отель и начинаем выбирать.

Желаем вам новых впечатлений и приятных путешествий!

Стамбул — это великолепное место для отдыха, которое находится на территории Турции. Стамбул заменит на весь мир, благодаря тому, что он находится сразу на двух материках — в Европе и в Азии, которые, между собой, разделены проливом Босфор. Также, в Стамбул стоит ехать тем, кто любит исторические места и достопримечательности. Помимо всего этого, в городе есть очень много всевозможных различений, к примеру, рестораны, бары, кафе, дискотеки, ночные клубы и комфортабельные отели.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор . Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие , во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года , на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут , а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Соединить берега пролива Босфор стремились во все времена, начиная еще с глубокой древности. Первые упоминания о мостах, через Босфор в Стамбуле можно отнести к 6 веку до нашей эры. Персидский царь по имени Дарий, озадачился переправой через этот пролив всей своей армии, в составе которой было более 75 тысяч человек. Тогда и решили создать понтонный мост, который соединялся большим количеством лодок, которые были надежно скреплены канатами. Он тянулся в самой узкой части Босфорра. И тогда, по деревянным трапам протяженностью менее 700 метров армия Дария успешно перешла с одного берега на другой. Также, уже в 20 веке в Стамбуле появились несколько проектов мостов. Одни из них брал за основу конструкции знаменитый висячий мост, который находится в США, а именно в городе Сан-Франциско, но на его осуществление у Турции не хватило средств. На сегодняшний день, два берега Босфора соединены двумя различными мостами.

Мост чере з Босфор, или Ататюркский мост

Босфорский мост — это первый висячий мост, который был проложен через Босфорский пролив, он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Закладка моста была запланирована еще на 50 годы 20 века, но была осуществлена только 20 февраля 1970 года. Официальное же его открытие произошло только 29 октября 1973 года, что было приурочено 50-летнему юбилею основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком. Он был сооружен немецкой фирмой Хоцхтиеф и английской фирмой Цлевеланд Енгинееринг. В роли образца выступал мост Северной в Англии. Над его строительством трудилось несколько тысяч человек, и потрачено больше 23 миллионов долларов, что на сегодняшний день, является смехотворной суммой для строительства в подобных масштабах. Он был построен консорциумом турецких, английских и немецких компаний. Это невероятно красивый подвесной мост, так как его конструкция опирается на две мощные опоры, каждая из них имеет высоту над водой в 165 метров. Длина самого моста чуть превышает 1,5 километра, а ширина достигает 33 метров, длина основного пролета- 1075 метров, от проезжей части до поверхности воды всего 64 метра. Также, стоит отметить, что высота Босфорского моста предусмотрена таким образом, чтобы был свободный проход судов, высота которых достигает 60 метров. А это, ни много ни мало, высота тридцатиэтажного дома. Ежедневно этот мост пересекает более 200 000 различных транспортных средств, которые перевозят более 600 000 пассажиров.

Благодаря своей длине, этот мост считается 13 мостом в мире, а также 4 в Европе. Ататюркский мост позволим всем местным жителям Стамбула, а также гостям этого чудесного города, при помощи транспорта очень быстро достигать противоположного берега. Проезд по мосту платный, и это также стоит учесть. А вот полюбоваться масштабным сооружением во время пешей прогулки не получится, так как для пешеходов проход закрылся, таким образом, местная полиция остановила волну самоубийств, которые здесь постоянно совершались. Первый Босфорский мост очаровывает исключительно всех, и местных жителей и туристов, особенно это касается ночного времени суток, когда всю его протяженность украшает множество зажженных огней. Также, интересен тот факт, что этот мост получил название первый босфорский мост, после того как был запущен в эксплуатацию новый мост через Босфор, который называется мост султана Мехмеда Фатиха.

Мост через Босфор, или мост Султана Мехмеда Фатиха

Строительство второго моста в Самбуле через Босфор началось в далеком 1985 году, и закончилось к юбилейной дате: 535-летию завоевания города, а именно 29 мая 1988 года, когда и произошло официальное его открытие. На этот раз, над его созданием работали исключительно строители из Японии. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки, так как для него понадобилось всего три года, обошлось оно налогоплательщикам всего в сто тридцать миллионов долларов. Назван он был в честь завоевателя Константинополя от османских армий — Султана Мехмеда Фатиха, также его очень часто называют как Второй босфорский мост. Благодаря ему, соединилась европейская часть мегаполиса в районе Румели Хисары, а азиатская часть города в районе Анадолу Хисары. Он был построен на том месте, где ширина пролива Босфор минимальная, а следовательно, там, где был возведен понтонный мост через Босфор для переправы армии Дария. Длинна моста составляет 1510 метров вместе с подземными путями, его ширина достигает 39 метров. Конструкция моста идентична первому мосту, она висячая и стоит на опорах, высота которых достигает 64-65 метров. Пространство между транспортёрами моста — 1090 метров. Также, стоит заметить, что он считается одним из самых крупных мостов во всем мире. Этот мост платный, и закрыт для пешеходов из-за волны самоубийств, которые также тут проводились после его открытия. Каждый день по нему проезжает более 150 000 транспортных средств, которые перевозят 500 000 пешеходов.

Также, стоит заметить, что проект возведения третьего по счету моста через Босфор в Стамбуле, встретил целую волну негодования у местных жителей. Все дело в том, что его создание ызовет разрушение зон зеленых насаждений и приведет к еще большему росту парка автомобилей. Так как планируется возведение моста планируется очень близко от Черного моря, в районах Гарипче (в европейской части) и Пойразкей (в азиатской части) Стамбула.

Отели Стамбула с видом на Босфор

Это прекрасный пляжный отель, который находится в центральном районе Стамбула, в 25 км от аэропорта Ataturk, на первой береговой линии, прямо на берегу пролива Босфор. Здание отеля было построено в 1986 года, а сейчас оно является стильным и комфортабельным отелем. Здесь находится 282 стандартных номера на 1,2 и 3 человек, а также 31 номер класса люкс Suite. В каждом из этих номеров, независимо от категории есть кондиционер воздуха, личная ванная комната и туалет, фен, телефон с прямым набором, телевизор со спутниковыми каналами, интернет, мини-бар, сейф, 24-часовое обслуживание номеров, удобная мебель и многое другое. Также, в отеле есть парковка, камера хранения, сейф, бизнес-центр, химчистка, прачечная, обмен валюты, тренажерный зал, закрытый бассейн с подогревом, открытый бассейн с подогревом, SPA-центр, 3 ресторана, бар, тренажерный зал, услуга «будильник», трансфер до аэропорта, химчистка, прачечная и глажка, услуги такси, факс и ксерокопирование, обмен валюты, аренда автомобиля, организация конференций и банкетов, услуги секретаря и переводчика, услуги врача, услуги ухода за детьми, детский бассейн, сауна, спа-процедуры, массаж, бассейн и многое другое.

Это комфортабельный городской отель, который находится в историческом здании, которое было потсроено в далеком 19 веке. Находится он на берегу пролива Босфор в 45 минутах езды от международного аэропорта Ататюрка. Весь отель выполнен в традиционном турецком стиле с использованием терракотовых и темно-синих тонов, который никого не оставит равнодушным. Здесь есть 166 комфортабельных номеров, в каждом из которых есть ванная комната, кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, DVD- и CD-плеер, радио, телефон, телефон в ванной, голосовая почта, интернет, мини-бар, сейф, халат, тапочки, утюг, гладильная доска, удобная мебель и многое другое. Также, в отеле есть конференц-залы, бизнес-центр, открытый подогреваемый бассейн, гидромассажный бассейн, SPA-центр, фитнес-центр, теннисные корты, гольф-поля неподалеку от отеля, услуги няни, рестораны, бары, магазины, парквока, прачечная-химчистка, услуги консьержа и многое другое.

Это комфортабельный городской отель, который находится в центре города, на берегу пролива Босфор, в развлекательном районе Бешикташ с потрясающим видом на пролив. В отеле есть 186 стильно оборудованных номеров. В каждом из этих номеров, независимо от категории есть LCD-телевизор с кабельными каналами, DVD-плеер, ванная комната с феном, утюг и гладильная доска, мини-бар, чайник и кофеварка, утюг и гладильная доска, телефон с голосовой почтой, удобная и стильная мебель и многое другое. Также, на территории Shangri-La Bosphorus, Istanbul 5* есть парковка автомобилей, салон красоты, аптека, 2 современно оборудованных конференц- и банкетных зала, сувенирный магазин, бизнес-центр отеля, интернет, услуга чистки обуви, услуга прачечной и химчистки, медицинские услуги, почтовые и курьерские услуги, рестораны, бары, детский плавательный бассейн, услуги няни, джакузи, современно оборудованный фитнес-центр, крытый плавательный бассейн, Spa-центр отеля предлагает широкий выбор массажных и косметических процедур, круглосуточное обслуживание в номерах, организация банкетов и торжественных церемоний, обмен валют, полеты на вертолете, копирование документов, услуги такси, услуга трансфера из и в аэропорт и многое другое. Также, в отеле оборудованы номера для некурящих гостей города.

Это современный пляжный отель в Стамбуле, который имеет невероятно красивый вид на пролив Босфор, который находится на второй береговой линии. Находится отель в 20 км от аэропорта Ataturk. Здесь есть 244 уютных номера, включая 23 номера класса Suite. В каждом номере естьудобная мебель, кондиционер воздуха, личная ванная комната и туалет, фен, телефон с прямым набором, телевизор со спутниковыми каналами, мини-бар, сейф, 24-часовое обслуживание номеров, холодильник и многое другое. Также, на территории отеля естьпарковка, камера хранения багажа, сейф у администрации, химчистка, прачечная, бизнес-центр, ночной клуб, салон красоты, шведский стол, услуга «будильник», химчистка, прачечная и глажка, услуги такси, факс и ксерокопирование, аренда автомобиля, организация деловых встреч, банкетов, доступ в интернет, заказ экскурсий, услуги врача, фитнесс-центр, бассейн, баня, сауна, тренажерный зал, SPA-процедуры, массаж, дискотеки, услуги ухода за детьми, рестораны, бар ыи многое другое.

Это великолепный городской отель, который считается одним из самых лучших в мире, к тому же, из него открывается прекрасный вид на пролив Босфор. Находится он всего в 30 минутах езда от международного аэропорта. В отеле есть 59 стандартных номеров, 3 Bedroom Suites, Japanese Suite, 2 президентских Suites, 74 units. В каждом номере есть кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, телефон с прямым набором, интернет, чайник, свежие газеты, великолепная мебель, современная техника и многое другое. Также, в отеле есть 9 ресторанов, 7 баров, открытый бассейн, закрытый подогреваемый бассейн, теннисные корты, гольф, беговые дорожки, фитнес-центр, тренажерный зал, сауна, турецкая баня, массаж, солярий, джакузи, салон красоты Darphin, бутики известных брендов, бизнес-центр, конференц-залы, детская игровая площадка и многое другое.

Вконтакте

G Я O L

Параметры

Длина пролива - около 30 км. Максимальная ширина пролива - 3700 м (на севере), минимальная - 700 метров . Глубина фарватера - от 33 до 80 м .

Возникновение

Название

По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры . Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором .

Значение

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России , Украины , странам Закавказья и юго-восточной Европы . Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона .

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна .

Решение проблемы проходимости и загруженности пролива предполагается в виде строительства судоходного канала к западу от Стамбула длиной от 50 до 100 км .

Коммуникации

Берега пролива соединяют три моста и два тоннеля (с севера на юг):

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877-1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии , поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий .

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером» .

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах , заключенной 13 июля 1841 года между Россией , Соединенным Королевством , Францией , Австрией и Пруссией , «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны .

Турецкая Республиканская эра (1923-настоящее время)

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути .

См. также

Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. Кравчук П. А. Рекорды природы. - Л. : Эрудит, 1993. - 216 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-7707-2044-1 . , с. 22
  3. Босфор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. М.: Международные отношения, 2006. С. 94.
  5. Пролив Босфор (неопр.) . MIDSHIPS.RU. - Морской Каталог-Справочник. Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  6. «Коровий брод» - история образования Босфора (неопр.) . geosfera.info . Дата обращения 11 декабря 2018.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Основные моменты

Босфор расположен на территории Турции. Его стратегическое, военное и экономическое значение для черноморских и средиземноморских стран очевидно. Проход торговых и военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы регулируется международным Морским правом и международной конвенцией, принятой в 1936 году. За проход через пролив владельцы судов оплачивают маячный сбор на поддержание работы навигационных знаков, по которым ориентируются капитаны. За год здесь проплывает около 50 тысяч больших и малых кораблей.

Пролив Босфор, Босфорский мост

На южной оконечности Босфора расположен крупнейший мегаполис Турции – Стамбул, где проживает более 13 миллионов человек. Это единственный в мире город, лежащий и в Европе, и в Азии. Хорошо сохранившиеся памятники разных эпох привлекают в Стамбул туристов со всего света. Здесь Босфор пересекают автомобильные мосты, а под проливом проложены транспортные туннели с городскими коммуникациями. Городской порт Стамбула Каракёй является главным отправным центром круизов по Босфору.

История

Уже давно снимки, сделанные с околоземной орбиты, показали, что оба берега Босфорского пролива по очертаниям идентичны, словно края разломанного пряника. Это означает, что некогда здесь случилась великая тектоническая катастрофа. Ученые полагают, что около 10 тысяч лет назад, когда растаяли ледники очередного периода похолодания на планете, воды Атлантического океана хлынули в Средиземное море, затопив множество населенных островов, а затем прорвали узкую брешь в скалах, и обрушились в бассейн Черного моря, уровень которого был на несколько сотен метров ниже. Прорыв скал облегчило и то, что часть нынешнего Босфора некогда была долиной реки, уже «прогрызшей» горные породы. Возможно, этому катаклизму способствовало мощное землетрясение: район Босфора сейсмически нестабилен. Многие исследователи предполагают, что именно эта катастрофа, поднявшая воды Мирового океана по всей планете, описана в Библии как Всемирный потоп.


Свое название пролив получил в столь же незапамятные времена. Миф повествует о том, что громовержец Зевс влюбился в красавицу Ио, а его супруга Гера, прознав об этой связи, поклялась отомстить. Тогда любвеобильный бог превратил девушку в корову, она переплыла узкий пролив и спряталась в горах Малой Азии. Слово Боспор означает «Коровий брод».

Интересно, что в Древней Греции Боспором именовались два пролива – Боспор Фракийский (собственно Босфор) и Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

В 658 году до н. э. на южном мысе пролива, неподалеку от Мраморного моря, греки основали город Византий. На противоположном, азиатском берегу была выстроена башня, от которой через пролив тянулась бронзовая цепь. Так правители города стали первыми в длинной череде царей, стремившихся контролировать оживленное босфорское судоходство. Через тысячу лет, после распада Римской империи на Западную и Восточную в IV веке н. э., император Константин перенес сюда свою столицу. В его честь город стали называть Константинополем. После падения Византии под натиском турецкого султана Мехмеда в 1453 году, победители назвали город по-своему – Истанбул.

Климат, рельеф и навигация

Босфор расположен в зоне приморских субтропиков, в этом регионе температура воздуха даже в самые холодные месяцы, январь и февраль, редко опускается ниже +5 °С. Весна приходит сюда в начале апреля. С конца мая по октябрь температура воздуха колеблется в пределах +19...+25 °С, достигая в августе-сентябре отметки +31...+32 °С. Это лучший период для путешествия по Босфору.

Летом вода на поверхности пролива прогревается до +23...+26 °С, но температура глубинного течения всегда на несколько градусов ниже. Зимой температура воды в Босфоре +5...+8 °С. В конце зимы – начале весны погода над Босфором непредсказуемо капризна, вдоль обрывистых берегов проносятся шквальные порывы ледяного ветра. Очень редко с севера приходит экстремальная стужа, и пролив покрывается льдом. Византийские хроники свидетельствуют, что Босфорский пролив замерз зимой 401 года. О последнем замерзании Босфора рассказано в турецкой летописи, это случилось в феврале 1621 г. Весной 1954 года пролив забил лед, принесенный черноморским штормом из устьев Дуная и Днепра.

Уровень воды в Черном и Средиземном морях разнится, неоднородна и соленость воды, поэтому в узком извилистом Босфоре возникают сильные течения. Верхнее течение направлено с севера на юг, оно движет воду со скоростью около 2 м/с из Черного моря в Мраморное, а глубинное течение направлено в обратную сторону, причем у берегов оно выходит на поверхность. Там, где сталкиваются разнонаправленные потоки воды, образуются водовороты. Особенно опасны для навигации неспокойные воды Босфора на крутом изгибе берегов пролива примерно в 10 км от черноморского устья. В этом месте располагается рыбацкий город Сарыер. Глубина фарватера в проливе варьирует от 20 до 110 м, этого достаточно для прохода самых крупных океанских судов.



Берега в большей части пролива скалисты и круты, но встречаются участки с пологим берегом. В проливе есть несколько бухт, наиболее глубоко вклинивается в европейский берег бухта Золотой Рог в городской черте Стамбула. В Босфор впадает несколько небольших рек, две из них, текущие с Балканского нагорья, впадают в Золотой Рог.

Мосты над Босфором

По свидетельству Геродота, первый понтонный мост через Босфор в 514 году до н. э. построил инженер с острова Самос по имени Мандрокл. Переход приказал возвести персидский царь Дарий, направлявшийся с огромной армией на покорение Скифии. Через двадцать пять лет его сын Ксеркс решил покорить Грецию. Два моста, которые построили египетские и финикийские инженеры, были разрушены течением. Тогда разгневанный царь собственноручно высек Босфор плетью. После экзекуции пролив «смирился», и по третьему мосту персидские войска перешли навстречу своей гибели в Европу. Их ожидала битва под Марафоном.

С той поры многие века через Босфор переправлялись лишь на лодках и паромах. Большая глубина и сильные течения не позволяли установить в русле опоры мостов. Только в 1973 году проблема была решена, и берега пролива соединил первый Босфорский мостовой переход. Его опоры установлены на берегу, а дорожное полотно подвешено на тросах. Второй вантовый мост возвели в 1988 году.

На севере Босфора, у выхода в Черное море, в 2016 году был завершен почти полуторакилометровый мост Султана Селима. Здесь открыто железнодорожное и автомобильное движение.



Кроме того, под водой пролива недавно проложены два туннеля – железнодорожный «Мармарай» (2013) и автотранспортный «Евразия» (2016).

Планы правительства Турции на этом не исчерпаны. Весной 2017 года на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символический камень нового вантового моста «Чанаккале», который станет самым протяженным в мире.

Туннель "Евразия"
Поезд в туннеле "Мармарай"

От Черного до Мраморного моря

Вы откроете для себя Босфор, отправившись в морское путешествие на борту теплохода, следующего из черноморских портов в Турцию или далее, в другие страны Средиземноморья. Из России такой круиз можно совершить из порта Сочи. Но это не единственный вариант. Мир открыт, и вам ничто не мешает приобрести морской тур по Босфору на пассажирском лайнере или пароме, например в Болгарии или Румынии.

Проход пассажирских судов по Босфору свободен, пользоваться услугами лоцмана не обязательно, и опытные капитаны ведут круизные лайнеры самостоятельно. Скорость движения здесь ограничена 10-ю узлами (около 18 км/ч), и это дает прекрасную возможность рассмотреть живописные окрестные берега. Когда же в проливе особенно оживлен морской трафик или бушует непогода, корабли, входящие со стороны Черного моря, принимают на борт турецких проводников. Лоцманская база расположена на мысе Филь.

Северный вход в пролив отмечают два старинных маяка, возведенные на европейском и азиатском берегах. У левого берега молчаливо покачивается на волнах несколько серо-голубых боевых кораблей. Здесь – турецкая военно-морская база, охраняющая вход в Босфор из Черного моря.

Первую достопримечательность Босфора вы увидите издалека. Это колоссальный мост Султана Селима, среди мостов вантовой конструкции он самый широкий на планете. Ширина мостового полотна – 59 м. Здесь восьмиполосное движение автомобилей и две железнодорожных колеи. Пока не превзойдена и высота его 322-метровых пилонов. С палубы корабля тросы, удерживающие мост над водой, выглядят словно паутинки, трудно поверить, что вес стальных канатов превышает 28 000 тонн.

В начале пролива зеленые берега высокие, но довольно пологие для спуска к воде. Вскоре они сменяются суровыми неприступными скалами с редкими деревьями, растущими из расщелин на обрывах. Выше поверхность берегов поросла густыми лесами. Эти места почти не тронуты цивилизацией. Такими их видели еще легендарные греческие аргонавты, плывшие в черноморскую Колхиду за волшебным Золотым руном.

Ближе к Стамбулу на обоих берегах появляются виллы и дворцы в окружении парков и садов. В августе их фруктовый аромат чувствуется даже на палубе проходящего корабля. Многие из этих усадьб выстроили для отдыха еще аристократы Османской империи в XVIII-XIX веках. Около 300 резиденций получили статус памятников архитектуры. Вскоре вилл уже так много, что они начинают тесниться, взбираясь по террасам высоких берегов все выше. Балконы прибрежных зданий нависают над водой. Из открытых окон слышны музыка и смех, а за широкими панорамными окнами хозяева ведут привычную жизнь – обедают, играют в нарды, смотрят телевизор, не обращая внимания на тысячи любопытных взоров с палуб совсем близко проплывающих теплоходов. На обращенных к воде террасах загорают дачники, они приветливо помашут рукой вам в ответ. Яхты и катера владельцев загородных дач пришвартованы прямо к дверям в дом, эта часть Босфора немного напоминает Венецию.

Как только круизный теплоход входит в пределы Стамбула, панорама становится совершенно другой. Здесь берега густо усеяны тысячами зданий, амфитеатром поднимающихся на крутом левом берегу, и плотно закрывающих более пологий правый. Над городом высятся приземистые купола мечетей и сотни минаретов, вырастающих из зелени парков.

Справа проплывают могучие стены и башни, окружавшие средневековый византийский Константинополь. Из построек павшей империи сохранились немногие. Уцелела жемчужина византийского зодчества и святыня христианской Церкви – собор Святой Софии, возвышающийся на правом берегу Босфора. Чуть далее к югу с собором соперничает огромная Голубая мечеть, выстроенная по приказу султана Сулеймана. Ближе к срезу воды виден комплекс дворцов Топкапы, где жили несколько поколений турецких султанов. Сейчас здесь расположены всемирно известные музеи. В крепостные сооружения встроена древняя церковь Святой Ирины (IV в.), возведенная императором Константином на холме, где был заложен город Византий. В этом храме хранилась километровая бронзовая цепь, запирающая Босфор перед неприятельскими кораблями. Далее на берегу хорошо виден утопающий в садах дворец Долмабахче, выстроенный позже в стиле барокко. Неподалеку стоит крепость Румелихисар, а напротив, через пролив – ее близнец, крепость Анадолухисар. Здесь Босфор сужается, и пушки крепостей не давали шансов проплыть кораблям без дозволения.

Множеством исторических памятников окружена бухта Золотой Рог, напоминающая своими очертаниями изогнутый турецкий кинжал, глубоко вонзившийся в скалистое европейское побережье Босфора. Длина бухты – 12 км. С древнейших времен она служила военной и торговой гаванью. Здесь всегда был оживленный центр города, как бы он ни назывался – античный Византий, средневековый Константинополь, султанский Истанбул. В бухте Золотой Рог сотни причалов, и у каждого продается только что выловленная рыба.

Берега бухты соединены четырьмя мостами, самый знаменитый из них – Галатский. На этом колоритном мосту кипит жизнь: по верхнему уровню в вечных заторах идут автомобили, вдоль ограждений стоят с удочками рыбаки, тут же разложены самые неожиданные товары «блошиного рынка». На втором ярусе, над водой, расположились десятки маленьких ресторанчиков и кафе, предлагающих вкусные блюда из рыбы, креветок и прочих морепродуктов. Все свежайшее, выловленное в Босфоре и Мраморном море утром. Рыбу посетители могут выбрать сами на витрине со льдом, и ее тут же приготовят. А дораду, салаку, морского окуня ловят на спиннинги здесь же ресторанные рыболовы. Хороший выбор таких деликатесов в ресторане "Balik Noktasi". К нему часто подплывают яхты, чтобы взять заказанные по телефону обеды для пассажиров. Набережная усеяна подобными заведениями. Часто недорогие кафе устраиваются прямо на пришвартованных рыбацких фелюгах.


Плавучие рестораны в бухте Золотой Рог

К юго-западу над бухтой, в старинном квартале Фенер, расположена резиденция Вселенского патриарха Константинопольского. Это большой комплекс зданий и храмов. В церкви во имя великомученика Георгия стоит потемневшая от времени патриаршая кафедра. Ее перенесли сюда из собора Святой Софии, бывшим до турецкого завоевания главным храмом православного мира. У иконостаса стоит мраморная колонна со святыней, привезенной императрицей Еленой из Иерусалима в 326 году. Это железное кольцо, к которому был прикован Иисус Христос перед распятием. В раках хранятся останки отцов Церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых.


Напротив Золотого Рога на маленьком скалистом островке вас удивит небольшой форт. Сегодня это один из символов города Стамбула, по-турецки он называется Kız Kulesi (Девичья Башня), что связано с легендой о печальной судьбе дочери одного из турецких султанов. Но возведено укрепление задолго до турецкого завоевания, и даже ранее образования Византийской империи. В его стенах лежат камни крепости, возведенной афинским полководцем Алкивиадом в IV веке до н. э. Потому есть у этой твердыни и второе, более древнее название – башня Леандра. Греческая легенда рассказывает о трагической истории любви. Влюбленный Леандр по ночам переплывал Босфор, чтобы насладиться объятиями Геро, юной жрицы храма Афродиты. Она зажигала на башне факел для ориентира, но однажды ветер задул огонь, и Леандр утонул. Геро в отчаянии бросилась с вершины башни в Босфор.

В память об этой легенде Олимпийский комитет Турецкой Республики ежегодно проводит акцию под девизом «Переплыви Босфор!». На заплыв приезжают спортсмены со всего мира. Движение кораблей в этот день останавливается на два часа.

Башню неоднократно перестраивали, она служила штабом адмиралов, складом боеприпасов, тюрьмой, таможенной конторой для проверки грузов иностранных кораблей, диспетчерской военно-морского флота и даже санитарным изолятором, куда помещали заболевших холерой.

Сегодня к Девичьей Башне туристов доставляют катера от причалов в районе Юксюдар (азиатский берег), с противоположного берега – от причалов Кабаташ. В башне расположен ресторан с отличной турецкой кухней, кафе и бар. Отобедать или просто выпить чашечку кофе по-турецки предлагается в сводчатых залах или на смотровой площадке.

Ресторан в Девичьей башне

Далее вы минуете Босфорский мост, рассматривая колоритные панорамы восточного города. Через пару километров пролив внезапно расширяется, и вашему взору предстает лазурное Мраморное море, усеянное силуэтами кораблей, ожидающих своей очереди прохода через Босфор.

Завершаются круизы по Босфору у причала поселка Анадолу Каваджи, на берегу Малой Азии. Здесь множество рыбных ресторанов, в которых туристы с удовольствием ужинают после морского путешествия.

Мини-круизы


В короткий полуторачасовой круиз по Босфору в пределах Стамбула можно отправиться на одном из небольших двухпалубных теплоходов, регулярно отходящих прямо от Галатского моста. Стоимость поездки – 15 ₺. На борту разносят чай, соки и печенье, но это – весь рацион. Запаситесь бургерами с рыбой-гриль, завернутой в хрустящие листья свежего салата, бутербродами с сыром и беконом, они продаются у причала за 5-10 ₺. Попробуйте погрызть вкусные печеные каштаны – 7 ₺/100 г. Корабль делает несколько остановок. На любой из них можно выйти и отправиться на прогулку по улочкам города, а затем продолжить путешествие по Босфору на другом теплоходе. Нужно только сохранить билет и предъявить его матросу при входе на трап.

Не торопитесь с выбором, посмотрите расписание у причала Галатского моста. Если пожелаете, выбирайте вечерний круиз на более комфортабельном теплоходе. Он отходит в 19:00. Вы увидите сияющий огнями вечерний Стамбул, фантастически подсвеченные мосты и прибрежные дворцы. На теплоходе есть пассажирский салон, гриль-бар, где для вас поджарят кебаб или свежую рыбу. Продолжительность плавания – 2 ч. 30 мин., стоимость – 60 ₺.

Босфор с высоты птичьего полета

Осмотреть знаменитый пролив и достопримечательности, расположенные на его берегах можно и с воздуха. В Стамбуле предлагаются экскурсионные полеты над Босфором на вертолете. Продолжительность полета – от 15 до 60 минут. Стоимость 15-минутного обзора пролива Босфор в районе Стамбула с высоты 500-600 метров начинается от 169 $ с человека. Маршрут 60-минутной экскурсии пролегает вдоль всего пролива от Черного до Мраморного моря, с облетом исторического центра Стамбула и Принцевых островов. Стоимость – 3499 $. На борт принимается до 6 человек, количество пассажиров на стоимость часовой воздушной экскурсии не влияет. О такой экскурсии следует договариваться заранее. Учтите, что разрешение на вылет дается только при благоприятных погодных условиях.

Полет над Босфором на вертолете

Пляжи

Оживленное движение судов в Босфоре вызывает сомнения – а можно ли купаться в проливе? Горожане утверждают, что окунуться в жару ничуть не повредит, ведь вода здесь проточная. Неизбежные загрязнения от сотен кораблей течение быстро уносит. Сложность в том, что практически вся набережная застроена или дорогами, или домами. Неплохое место для купания под названием Арнавуткёй есть на европейском берегу, примерно посередине между мостами через Босфор. Добраться туда можно на пароме от причала Кабаташ или на любом автобусе, идущем по набережной. В пределах Стамбула на Босфоре есть плохо обустроенный небольшой пляж Кючюксу. Вход на него бесплатный.

Чтобы насладиться пляжным отдыхом, следует отправиться на автобусе или на метро к Мраморному морю. Здесь по обе стороны Босфора обустроены неплохие городские пляжи, но им далеко до курортных береговых линий Анталии или Мармариса.

Отели с видом на Босфор

Панорамным видом на Босфор могут похвастаться несколько десятков отелей в Стамбуле. Среди лучших – «The Ritz-Carlton Istanbul at the Bosphorus » (от € 150/сутки, в ресторане предлагается детское меню Ritz-Kids), «Swissotel The Bosphorus Istanbul » (от € 183/сутки).

Есть отели с видом на Босфорский пролив, предлагающие более демократичную стоимость проживания. Неподалеку от Галатской башни на берегу залива Золотой Рог в старинном здании расположился отель «Nordstern Galata ». Гости обедают на веранде с видом на залив. Стоимость проживания – от € 85 в сутки.


Отель "Nordstern Galata"
Отель "Nordstern Galata"

В районе Бейоглу, на холме над Босфором, расположен «Hilton Garden Inn ». Совсем рядом – знаменитая пешеходная улица Истикляль с ее древними памятниками и популярными ночными клубами. Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 85.

На противоположном берегу Босфора, в районе Кадыкей, расположен еще один отель этой международной сети – «Double Tree by Hilton Istanbul – Moda ». Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 83 в сутки.

Из окон отеля «Kalyon Hotel Istanbul », расположенного на набережной в районе Фатих, открываются виды и на Босфор, и на Мраморное море. На территории отеля есть чудесный сад. Прогулка к собору Святой Софии и другим памятникам в центре займет не более 10 минут. Стоимость двухместного номера от € 80 в сутки.

– единственный город мира, лежащий в Европе и Азии, которые отделены Босфором.
Босфор – пролив, соединяющий Мраморное и Черное моря. Его длина составляет 32 км.
На самом узком участке Босфора были построены две крепости, разделенные всего лишь 560 метрами.

Так пишет о Босфоре Орхан Памук в своей книге «Стамбул. Город воспоминаний»:
«Босфор - душа Стамбула, в нем город черпает силы. Между тем раньше горожане не очень ценили Босфор - для них он был просто живописным проливом, служащим для прохода судов, а в последние двести лет его побережье стало еще и местом для строительства летних дворцов и особняков.
До поры до времени на берегах Босфора располагались только греческие рыбацкие деревушки; но начиная с XVIII века здесь начали строить ялы для представителей высших кругов Османской империи».

Оба берега Босфора связаны между собой двумя висячими мостами. Первый мост – Босфорский мост длиной 1030 метров, построенный в 1973 г.

Босфор. Стамбул. Турция.

По Босфору существует несколько маршрутов.Один из самых интересных - от пристани Эминёню до Анадолу Кава (Andolu Kavagi).
Путь занимает около 1.5 – 2 часов.

На европейском берегу можно увидеть роскошные сооружения в стиле барокко – это дворец Долмабахче , построенный при султане Абдул-Меджиде в 1856 г. Пышный дворец строился в тяжелые времена для Османской империи, но с инвестициями помогли иностранные кредиторы.


Ататюркский мост. Босфор.

Ататюркский мост был построен в 1970 году, его длина 1560 метров, ширина 33 метра, высота над уровнем моря 64 метра. Мост только транспортный и для пешеходов закрыт.



Мечеть Ортакей (XIX в) в стиле необарокко. Босфор. Стамбул.

У основания моста находится район Ортакей , где ощущается сельская атмосфера. В этом районе находится многочисленные кафе и бары, где кипит ночная жизнь. В воскресенье в Ортакей разворачивается большой рынок.

Второй мост через Босфор – мост Веры Султана Мехмеда имеет длину 1070 метров, он был возведен в 1973 г.


Мост Веры Султана Мехмеда.


Румели Хисар. Босфор.

Румельская крепость была построена в 1452 г. султанов Мехмедом Завоевателем на самом узком месте Босфора напротив крепости Анадолухисар, построенной дедом Мехмеда. Крепость возвели всего за 90 дней. В наши дни в крепости проходят театральные представления.

Анадолухисар была построена в 1395 году.

Когда-то на берегах Босфора находились рыбачьи деревни. Но после того, как османы завоевали Константинополь, на побережье стали вырастать замки и виллы. Во второй половине XVII века в Стамбуле стало престижно иметь летние резиденции (ялы) вдоль Босфора. Ялы (или йалы, по-турецки yali) произошло от греческого «йалос», т.е. морское побережье.
На Босфоре расположено более 600 особняков, из них около 300 исторических.


Босфор. Стамбул. Турция.

Живописная красно-кирпичная вилла - это ялы Садуллах-паши. Часто ее называют домом с привидением. В XIX веке здесь жил Садуллах-паша со своей любимой женой Неджибе. В 1877 году Садуллах-паша был назначен послом в Берлин, а в 1883 году – в Вене, где через несколько лет он покончил жизнь самоубийством. Неджибе, узнав о смерти мужа, не поверила известию и стала ждать его, надев розовое платье. Преданная женщина ждала своего супруга до самой смерти, которая унесла ее в 80-летнем возрасте.

Особняк Миник Серче (на фото – красный маленький дом) принадлежит известной турецкой певице Сезен Аксу. В переводе с турецкого название означает «крошечный воробей» и отражает размер постройки.



Босфор. Стамбул. Турция.


Босфор. Стамбул. Турция.

Когда паром проплывает Канлыджа, разносят йогурты, которыми славится это место. Обязательно попробуйте этот кисло-молочный продукт, щедро посыпанный сверху сахарной пудрой!
Конечная точка путешествия - Андолу Кава - маленький рыбацкий поселок на азиатском берегу, на котором расположена целая куча рыбных ресторанов и ресторанчиков. Все рестораны приобретают рыбу у местных рыбаков, поэтому она очень свежая.


Босфор. Стамбул. Турция.

Также можно прогуляться на вершину холма, на которой расположены руины византийской крепости.


Босфор. Стамбул. Турция.

Руины не столько интересны, но вид, открывающийся отсюда великолепен!



Похожие публикации