Круизный туризм. Особенности круизных туров

В данном разделе мы поговорим о морском и речном транспорте. Но для начала давайте дадим определение понятию транспорт. Транспорт (от лат. trans -- «через» и portare -- «нести») -- совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Морской и речной транспорт всегда был важной областью народного хозяйства. Эти виды транспорта не только выполняли задачи по своевременному обеспечению иных отраслей хозяйства необходимыми товарами, продукцией и т. п, но и всегда были прибыльными, поскольку вносили в государственный бюджет не только национальную, но и заграничную валюту. Эффективность деятельности этой области экономики в значительной мере зависит от уровня управления ею. Поэтому в зависимости от состояния экономики и политической ситуации управление вышеуказанными отраслями транспорта всегда было достаточно динамичным [Волков Ю.Ф., 2003, c.157].

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе России (о его значении говорит тот факт, что протяженность морских границ России - 44 300 км (общая протяженность - 58 600 км)). Oн по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути - практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика. В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.

Сегодня в мире морской транспорт переживает счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA). Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане. За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в три, пять раз ниже общемировых, благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция наотечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными.

Теперь поговорим о речном транспорте и речных круизах. Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-восток страны).

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым - судоходность.[Осипова О.Я., 2006, с.85]

Сегодня речной транспорт переживает счастливый период. Вырос круизный флот, разрабатываются все новые и новые маршруты.

Что касается речного транспорта, то в отличие от морского, речной менее подвержен влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.

В последнее время приобрели огромную популярность речные круизы.

Они разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы и т.д. Спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует. [Биржаков М.Б.,2003, с.115]

И так, вывод можно сделать такой, что у круизов есть свои недостатки и достоинства. Например, высокий уровень комфорта и возможность совместить различные виды туризма - это, несомненно "большой плюс", а "минусом" здесь является: высокая стоимость круиза, низкая скорость передвижения и у некоторых людей "морская болезнь".

Основными потребителями на рынке морских и речных круизов являются люди с высоким уровнем дохода, по возрасту от 40 лет и чаще всего, путешествующие с семьей.

В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

Туристский бизнес имеет разные формы организации путешествий, и одна из них - круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов вместимостью от 70 до 2000-3000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

По сути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Авторитетный журнал Guide to cruising рассказывает, что первый круиз состоялся в 1835 г. от берегов Шотландии, вокруг Исландии, к Фарерским островам. А двумя годами позже была образована первая круизная фирма Peninsular Steam Navigation Company, впоследствии преобразованная в успешно действующую и но сей день компанию Р&О Cruises.

Идея путешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащему компании Ford Motors. Им в 50-х гг. прошлого века разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустрию развлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, рестораны, бары, тренажерные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты, площадки для гольфа, а также различные шоу. Круизный туризм получил наиболее бурное развитие с конца 50-х гг. XX в. Цивилизованный рынок круизов возник после 1960 г. К 1980 г. круизный бизнес стали осуществлять уже 15 крупных мировых компаний.

Перевозка туристов водным транспортом включает в себя: морские перевозки и круизы; речные путешествия и речные круизы; путешествия на паромах, катамаранах, яхтах, лодках; морские и речные прогулки; прочие виды водных путешествий.

Водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств: наиболее высокий уровень комфорта; значительный объем единовременной загрузки; возможность реализации различных видов и целей туризма; возможность полноценного отдыха; полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водных путешествий являются: невысокая скорость движения (но это лишь относительный недостаток); синдром замкнутого пространства; ограниченная мобильность; подверженность части людей морской болезни; в ряде случае!! высокие тарифы.

В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает: желание отдохнуть на воде и провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; потребность увидеть новые города, посетить музеи, объекты культовой архитектуры и др.; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена. Комментируя все вышеперечисленные мотивы, следует отметить, что круизный отдых наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

В последнее время круиз - интенсивно развивающийся вид туризма. Число пассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается, соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса, поэтому организация круизного вида отдыха - перспективное и прибыльное дело, и знание его основ никогда не будет лишним.

В последнее десятилетие круизный рынок характеризуют четыре фактора: специализация предложения; плавание на небольших комфортабельных теплоходах; соответствие размера теплохода набору услуг; автоматизация. Первые три фактора развились уже в 80-е гг. XX в. в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромных теплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы эти факторы отошли на второй план, и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесе появилась необходимость создания простого управления информационной системой.

Мировой круизный рынок в настоящее время претерпевает значительные изменения. Прежде всего это связано со значительным ростом популярности морского и океанского отдыха. Число туристов, предпочитающих круизы, в сезон 2004-2005 гг. впервые преодолел отметку 12 млн (для сравнения: в 1999 г. - 10,6 млн), а общая емкость пассажирского круизного флота превысила 255 тыс. кают.

Рынок круизов растет намного быстрее, чем других видов транспортных путешествий (примерно на 6% в год по числу пассажиров). В конце XX в. общее число круизных пассажиров составляло более 8 млн человек, что равняется 1,3% от всех международных туристов. По прогнозам UNWTO, к 2010 г. общее число круизных пассажиров составит 15 млн человек.

Ведущими в мире странами круизных путешествий являются Великобритания, США и Германия. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. С начала XXI в. круизный туризм завоевал значительные рынки в США, Великобритании и других странах Европы и Азии. Крупнейшим рынком - поставщиком круизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в США начался в 1980 г., и его темпы в целом превышают среднегодовой показатель темпов роста туризма в США.

Следующим поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании, их среднегодовое число составляет более 300 тыс. человек. Третье место в мире на рынке круизов занимает Германия со среднегодовым числом туристов-круизеров более 250 тыс. человек. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годы постоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Большой спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и некоторых других странах.

Подавляющее большинство из почти 50 работающих на мировом круизном рынке компаний - североамериканские. Правда, по-настоящему значимых «игроков» сегодня осталось не более 15, а из-за активного процесса слияния крупных компаний и это число постоянно уменьшается. Ярким примером этой тенденции может служить холдинг Carnival DLC - продукт слияния в 2003 г. таких гигантских компаний, как Carnival Cruises и Р&О Princess Cruises. На его долю приходится более половины всех продаж. Вторым заметным «игроком» остается компания Royal Caribbean. Можно отметить холдинг Star Cruises, недавно купивший компанию Norwegian Cruise Lines, а также европейскую Festival и самую дорогую, но и наиболее престижную круизную компанию - японскую Crystal. В первой десятке мегакомпаний - Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess, Star Cruises, Norwegian Cruise Lines, Holland America Line, Festival, Crystal. Среди основных «игроков» рынка из США - примерно 85% компаний, зачастую совершающих плавания иод флагами других государств, - панамским, либерийским или др. Первая тройка лидеров - Carnival, Royal Caribbean, Р&О Princess - и аффилированные в них компании «держат» примерно 81% мирового круизного рынка 1 . Другая тенденция рынка, на которую указывают туроператоры, - некоторое снижение средней стоимости круизов и появление новых круизных компаний, ориентированных на более экономичные туры (например, выделившаяся несколько лет назад из Royal Caribbean компания Islands).

Еще одна особенность современного круизного бизнеса - появление кораблей-гигантов. Ведущие круизные компании устроили между собой настоящую гонку титанов. Она началась с недавнего обещания компании Cunard, совершающей трансатлантические переходы из Нью-Йорка в Европу, построить лайнер Queen Mary II водоизмещением 150 тыс. т. Он должен существенно превзойти суда компании Royal Caribbean и стать самым большим круизным лайнером в мире. Разумеется, Royal Caribbean не осталась в стороне и заявила, что построит еще большее судно - водоизмещением 160 тыс. т. Эстафету подхватил холдинг Carnival DLC, обещающий построить лайнер Ultimate Princess водоизмещением 170-180 тыс. т. Все суда должны покинуть верфи в течение двух-трех лет. Кроме того, в ближайшие несколько лет на воду будет спущено еще около 50 лайнеров нового поколения класса 4-5 звезд водоизмещением 70-100 тыс. т, которые заменят суда постройки 80-90-х гг. Новые суперлайнеры будут вмещать 2,5-3 тыс. пассажиров, они оборудуются аркадами магазинов и ресторанов, казино, ледовыми катками и полями для гольфа (два таких судна уже появилось).

Как и раньше, самыми активными туристами остаются американцы (более 10 млн человек в год), на втором месте англичане (более 2 млн человек). По данным Международной ассоциации круизных компаний - Cruise Lines International Association (CLIA), в первом

" Рейтинги приводятся без учета холдингов, возникших в результате слияния ряда круизных компаний. К примеру, холдинг Carnival DLC поглотил Carnival Cruises и Р&О Princess. Однако рейтинги сводятся по каждой из компаний в отдельности.

квартале 2003 г. в морских круизах побывало около 2,2 млн человек, более 1,9 млн из них были подданными США и Канады. Это почти на 23% больше, чем за аналогичный период 2002 г.

Одной из самых заметных тенденций последних лет является некоторое снижение средней стоимости круизов. Объясняется это тем, что с каждым годом на воду спускается все больше кораблей, которые необходимо загружать. Сыграли свою роль в удешевлении круизного отдыха трагические события в США и война в Ираке. Именно ближневосточный конфликт серьезно помог российским компаниям, работающим на круизном рынке. Дело в том, что из-за военных действий и страха перед террористами самые активные круи- зеры - американцы и англичане - в сезон 2004-2005 гг. значительно реже, чем обычно, бронировали средиземноморские круизы. Обычно уже к апрелю американские компании распродают круизы на все лето, однако из-за отсутствия туристов они были вынуждены значительно снизить цены. Одной из первых специальные цены для россиян ввела компания Princess. К примеру, 12-дневный круиз на Golden Princess (4 звезды) стоил 799 дол. против каталожной цены 3600 дол. Этому примеру последовали Royal Caribbean и Celebrity: аналогичный круиз компании Celebrity на Millennium (5 звезд) стоил всего 899 дол. В результате на отдельных судах россияне занимали второе место после американцев, потеснив англичан, австралийцев и канадцев.

Круиз - это уникальный туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку, размещение и развлекательную программу. Основным местом пребывания пассажиров в течение круиза является корабль, и зачастую он и есть главный привлекающий элемент, поэтому особое внимание нужно уделить характеристике некоторых крупных круизных судов и описанию типичной программы пребывания туристов на корабле.

Программы круизных плаваний очень разнообразны. Часть из них посвящается определенным датам, темам, событиям. Например, астрономический круиз, круиз, посвященный году Колумба, и т.д.

Зарубежные круизы традиционно организуются по следующим маршрутам:

  • - по Средиземному и Адриатическому морям;
  • - вокруг Европы с посещением Британских островов и острова Исландия;
  • - по Скандинавским странам с посещением Санкт-Петербурга;
  • - в США, Канаду и Аляску, в том числе из Тихого океана в Атлантический через Панамский канал или вокруг Южной Америки;
  • - через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан;
  • - по островам южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия);
  • - к Гавайским островам и по Карибскому бассейну и другие.

Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в 3-5 раз ниже общемировых из-за более низкой фрахтовой ставки судов и более дешевого сервиса. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между российскими турфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокое положение зарубежные круизные фирмы не принимают особых попыток внедрения на российский рынок.

Большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе. Это определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы Одесса - Санкт-Петербург, позволяющий за одну поездку повидать практически все основные страны Старого Света.

Сроки проведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости от направления маршрутов колеблются от одной недели до одного месяца. Начинаться и заканчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Морские круизы еще принято называть авиационно-теплоходными турами, так как туроператоры доставляют клиентов в порт отправления и обратно домой самолетом.

По всему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от одного-двух до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию CLIA. Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.

Многие туристские агентства, особенно те, что специализируются на отдыхе и круизах, также являются членами этой ассоциации.

CLIA к 2007 г. объединяет около 33 турфирм и более 20 тыс. туристских агентств, занимающихся продажей круизных поездок. Это международный орган, деятельность которого направлена на пропаганду индустрии морских круизов как среди потребителей-туристов, так и среди турагентств. СЫЛ оказывает помощь турагентствам в подготовке специалистов, связях с общественностью и рекламе. Благодаря специальной профессиональной подготовке турагентов и умело проводимой рекламной кампании СЫЛ удалось превратить морские круизы в классический вид отдыха. Из всех круизных путешествий 95% продается через туристские агентства CLIA, причем реализация этого туристского продукта стоит на втором месте после продажи авиабилетов.

СЫЛ делит морские маршруты в зависимости от стоимости дня проживания на четыре категории: экономичные (75-150 дол. в день) - суда компаний Festival, TUI-Thomson, а также бывший флагман «Шота Руставели» - ныне «Лсседо»); классические (100-200 дол. в день) - компании Carnival, Norwegian, Costa Cruises); премиум-кру- изы (150-400 дол. в день) - компании Princess, Royal Caribbean, Holland America); круизы класса «люкс» (до 1000 дол. в день) - компании Cunard, Silversea Cruises, Radisson Seven Seas, Crystal.

круизный туризм пассажир обслуживание

Идея отдыха на воде и в морских путешествиях была известна со времен древних римлян и греков. Островные страны и страны, имеющие архипелаги и протяженную береговую линию, например Греция, активно использовали морской транспорт для пассажирских перевозок. Активизация круизного дела началась в середине XIX века в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии. В 1835 г. были организованы и совершались регулярно прогулочные рейсы между Британией и Ирландией. Томас-Кук активно использовал в своей практике организацию всех видов морских путешествий, и одним из популярных рейсов был маршрут из Великобритании в Черное море.

Истинный расцвет круизное дело получило лишь в 70-х годах XX Именно тогда в США была реализована идея круизных путешествий, весьма привлекательных и насыщенных развлечениями. Эта программа была ориентирована на средний класс американцев, которые дали судоходным компаниям прибыльную работу. Организация морских круизов быстро превратилась в прибыльный туристский бизнес. Это произошло благодаря новой концепции методологии обслуживания круизных туристов, которую выдвинул и осуществил главный маркетолог круизной фирмы «Carnival» Боб Дикенсон, ранее служивший в компании Форда.

К этому времени сформировался высокоплатежеспособный спрос на элитный круизный туризм. Были разработаны новые концепции туристского обслуживания с высочайшим уровнем сервиса и, главное, массой разнообразных развлечений на борту судна. Претерпела существенные изменения технология наземного обслуживания, потребовались новые портовые терминалы с высокой пропускной способностью и методы эффективного наземного обслуживания больших потоков круизных пассажиров. Сформировались принципы организации круизных маршрутов. Собственно круизные маршруты можно разделить как:

  • 1. кольцевые маршруты с заходом в 8-12 портов различных прибрежных стран и популярных морских курортов;
  • 2. маршруты «open jaw», когда туристы следуют только в один конец маршрута;
  • 3. кратковременные выходы в море на 2-3 дня для специальных целей, например, для организации игорного бизнеса.
  • 4. прибрежные морские экскурсии и прогулочные рейсы;
  • 5. длительные маршруты и кругосветные путешествия, которые могут длиться до полугода.

По географии активной круизной деятельности выделяются: бассейн Мексиканского залива, Карибского моря, Панамский канал; бассейн Средиземного моря; круизы вокруг Скандинавии с заходом в глубокие норвежские фьорды; круизы вокруг Европы с посещением столичных городов, круизы в Балтийском м продолжительные круизы из Северной Америки вокруг мыса Доброй Надежды, Индийский океан и далее в Индонезию и Австралию; круизы в Океании; круизы и районе Австралии.

Одна из самых крупных круизных компаний - корпорация «Carnival Corp». В ее состав входят несколько круизных компаний: «Carnival Cruise Line» (11 круизных судов), «Holland America Line» (8 круизных судов), «Windstars Cruises» (3 круизных судна), «Seaborn Cruses» 50% (3 круизных судна), «Holland America Westours» (экскурсии, отели, небольшие суда на Аляске), 13 частных компаний проката машин на Аляске, 50% компании, содержащих казино на речных судах в США, 50% «Airtours» (UK туроператор + 3 круизных судна), 65% «Costa Crociere» (7 круизных судов). В целом корпорация предлагает на рынках потребителям почти 20 тыс. мест на круизных судах.

Лишь незначительно отстает корпорация «Royal Carribean», владеющая 19 тыс. мест на круизных судах на 550 круизных маршрутах. Располагает собственным флотом из 9 уникальных круизных океанских лайнеров высшего класса. Имеет в собственности остров Coco Day в Карибском море, предназначенный исключительно для участников круизных туров. Все виды питания предоставляются туристам на лайнере бесплатно, за исключением алкогольных напитков. Туры имеют различную продолжительность - от 3 до 15 дней. Фирма ежегодно обслуживает более 800 тыс. туристов.

Основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55%), и значительно меньше Средиземноморский (10%). Отдельно выделяются экзотические круизы в район Аляски, которые устойчиво занимают 8,5% рынка круизов в Северной Америке. Компания «Holland America Line» осуществляет 88% всех круизных перевозок в районе Аляски и обслуживает до 350 тыс. туристов ежегодно.

Сегментация потребителей данного вида продукции происходит по следующим признакам:

  • 1. По уровню дохода потребителей. С учетом социального расслоения общества участниками морских (в том числе элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким доходом. Участники речных круизов - люди среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.
  • 2. по социальному составу в круиз отправляются:

семьей (55%);

с друзьями или знакомыми (27%);

в одиночку (18%).

3. возрастной состав участников круизов:

до 25 лет - 30%;

от 25 до 40 лет - 22%;

старше 40 лет - 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 - 55 лет.

4. По национальным особенностям туристов. Туристы различных религий и вероисповеданий могут отдыхать и проходить лечение на теплоходе. На теплоходе можно обсудить меню в соответствии с программой лечения и обсудить все вопросы, возникшие у туриста. Обслуживающий персонал рад всем туристам, независимо от их религиозных и национальных особенностей.

Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, следует указать Майами (США), Геную (Италия). В Индийском океане первенство держит Сингапур, но активно претендует на титул круизного центра ОАЭ, где активно строят новый порт с глубоководной гаванью. Если в 1993 г. в Дубай совершил заход один круизный лайнер, то в 2000 г. количество заходов составило 170, а в график 2001 г. планировался прием 340 рейсов (75 тыс. пассажиров). Дубай включен в программу гранд-туров и становится популярным круизным центром. В Канаде популярный порт для круизных судов - Ванкувер, в Тихом океане - Гавайские острова, а в России - Мурманск (основной порт атомного флота).

Виды круизов.

Развивая и совершенствуясь, круизный туризм, со временем, претерпевал изменения, ввиду чего появлялись различные виды круизов.

  • 1. Парусные круизные суда. Парусники не теряют свою привлекательность как круизные пассажирские суда и в наши дни. Активно функционирует компания «Star Clippers», осуществляющая на трех роскошных парусных судах «Royal Clipper», «Star Clipper» и «Star Flyer» круизы в Средиземноморье, Карибском бассейне, трансокеанские рейсы, плавание в районе Дальнего Востока. Судно «Royal Clipper» - 5000т, 120 м длина, пять мачт, 106 чел. экипаж, 226 чел. пассажиры, «Star Clipper» и «Star Flyer» - 107 м длина, четыре мачты, 70 чел. экипаж, 170 чел. пассажиры. Регионы плавания определяются сезонными погодными условиями. Продолжительность такого вида круизов от 7 и 14 суток. Стоимость от 2000 до 5000 USD. Каюты разделяются на шесть категорий (включая класс DeLux с двухспальной кроватью), с кроватями twin или двухъярусными койками, имеются трехместные каюты. Все каюты оборудованы душем и санузлом различной комфортности. Компания сотрудничает с British Airways и осуществляет подсадку пассажиров в промежуточных портах. Предлагаются специальные программы для молодоженов, организация конференций, праздников. Обслуживание пассажиров весьма элитное, питание - разнообразное и экзотическое, имеются салоны для некурящих и конечно же возможности для занятия водными видами спорта, интересные экскурсии и многое другое.
  • 2. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Этот вид туризма активно развивается в Европе и США. В частном владении и владении различных компаний сохранилось большое число парусных судов класса «В» (которые вмещают от 6 до 40 пассажиров), построенных в начале века, либо в наши дни, но по старинным чертежам и с соблюдением традиционных методов постройки. Существует два способа отправиться в путешествие: либо купить индивидуальный тур и присоединиться к спланированному маршруту, либо арендовать судно с капитаном и самостоятельно выбрать направление и тематику путешествия. Стоимость круиза варьируется в зависимости от судна, продолжительности плавания и предоставляемых услуг: участие в регате «Катти Сарк-2001» (один переход, 6 дней), например, стоит для взрослого - 551 USD, для молодежи (15-25 лет) - 420 USD. Если взять судно в полную аренду, например, стоимость суточной аренды 24-местной шхуны высокого класса «Najaden» в Стокгольмском архипелаге стоит 5700 USD.
  • 3. Круизный яхтенный туризм. Значительная часть парусных яхт - частные суда. Яхта - это дорогостоящее приобретение, сравнимое по стоимости с высококлассным автомобилем, и поэтому доступна людям состоятельного класса. Кроме того, обслуживание яхты - дело хлопотное, требует специальных знаний и навыков. Отдых на яхте имеет широкое распространение в большинстве развитых стран мира, особенно в Европе, Америке и Австралии. Профессиональных яхтсменов и любителей объединяют яхт-клубы, в которых организуют общение людей, устраивают соревнования, дальние и короткие круизные плавания. В различных странах Европы объединены в Круизные Ассоциации. Например, Шведская Круизная Ассоциация состоит из 150 000 яхтсменов. В России первый яхт-клуб - «Императорский» в Санкт-Петербурге (1846г.), ныне Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов. Яхтенные стоянки (марины) предоставляют услуги по хранению и ремонту яхт и катеров. Находящиеся в марине компании предлагают услуги обучения и совершенствования мастерства судовождения, чартера яхт и катеров, специального и текущего ремонта яхт и катеров, спасательные работы, бронирование услуг и фрахта, в том числе через компьютерные сети. Стоимость стоянки катера длиной 10-12 м обходится владельцу в 10-15 USD в сутки. Не всем достается место у причала, некоторые яхты и катера стоят в гавани на буе, с берега к ним добираются на небольшой лодке типа «Zodiak».

Подавляющее большинство частных яхт принадлежат семейным владельцам. Это и определяет специфику яхтенных путешествий. Для семейных яхтенных круизов характерны кратковременные плавания, на «weekend». Очень популярны круизы по внутренним водным путям тем, что можно посетить много интересных мест за короткий промежуток времени.

  • 4. Чартерный круиз на моторной яхте. Моторная яхта представляет собой небольшое частное круизное судно, где часто экипаж превышает число гостей. Владельцы круизеров используют свои суда в двух направлениях: отдыхают сами или сдают в чартер специальным брокерским чартерным компаниям. Такие типы компаний особо распространены в США, Великобритании и Австралии. Продолжительность круиза зависит от желания клиента и в среднем составляет 1-2 недели. Стоимость варьируется от типа и вместимости яхты, количества работающего экипажа и продолжительности плавания. Обычно представляется по схеме «все включено», хотя возможны и другие варианты. Маршрут круизера будет спланирован по желанию гостей. Чартерная компания может предложить ряд интересных идей: приключенческий чартер - круиз в экзотические уголки земли, кругосветный круиз, круизы на Аляску или по реке Амазонке; спортивный чартер - участие или наблюдение за соревнованиями, подводные фотосафари, океанская рыбалка; корпоративный чартер - использование моторных катеров как представительских яхт во время проведения крупных выставок, соревнований, фестивалей (Канский кинофестиваль, Монако Гран-при). Несмотря на высокую стоимость, чартер таких судов очень популярен, бронирование яхт, например на Рождество или новогодние праздники, происходит за 1-1,5 года.
  • 5. Круизы на паромах. В общем случае под паромом понимается специальные плавсредства и суда для регулярной перевозки транспортных средств (вагонов, локомотивов, автобусов, легковых автомашин) и больших потоков пассажиров на небольшие расстояния через водные пространства между береговыми пунктами по типу челноков. На крупных озерных и морских переправах активно используются крупные морские и трансокеанские паромы. Обычно железнодорожный паром водоизмещением от 2 до 6 тыс. т принимает на борт от 20 до 200 вагонов, 100 и более автомашин, 300-800 пассажиров или даже более. Паромы различаются по назначению и соответственно по конструкции - железнодорожные, автомобильные, автомобильно-пассажирские, пассажирские и смешанных типов. Паромы снабжаются откидывающимися аппарелями и устройствами по типу судов для быстрой погрузки-выгрузки транспортных средств. Для большей маневренности суда оборудуются эффективными подруливающими устройствами. На судах предусматриваются каюты для пассажиров, но если судно предназначено для коротких рейсов, то для пассажиров преимущественно предназначаются палубные пространства.

Транспортная характеристика судов.

Морские и речные средства перевозок имеют свои отличные характеристики и особенности, которые учитывают при выборе путей и способов перевозки. Транспортные характеристики судов многочисленны, главные - мореходность, технические характеристики корпуса, его размеры, массовые и объемные показатели, скорость и способность к данному району плавания. Рассмотрим основные транспортные характеристики судов:

  • 1. Мореходность - совокупность основных характеристик судна: плавучесть, устойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность качки. Важный показатель - прочность корпуса, способного противостоять воздействию массовых нагрузок, волн, льдов, выхода на волну и других. Главные размерные показатели - длина и ширина корпуса, высота борта и осадка. Эти показатели определяют способность судна к формированию пассажирских кают. Размеры судна учитываются при проходе через узкости, по мелководью и под мостами, при заходе в порты, бухты, гавани, при постановке к причальным стенкам и маневрировании.
  • 2. Массовые показатели: водоизмещение и полная грузоподъемность.
  • 3. Объемные показатели: грузовместимость (объем помещений для грузов в куб. м) и пассажировместимость (количество мест, предназначенных для перевозки пассажиров), а также валовая вместимость судна, которая показывает общий объем помещений судна.
  • 4. Показатели скорости: в практике эксплуатации судов различают техническую скорость и среднюю путевую эксплуатационную скорость. Техническая скорость - показатель, который задается заказчиком при проектировании и постройке судна - максимальная скорость движения. И эксплуатационная путевая скорость - достигаемая в процессе определенных условий плавания на маршруте за данный отрезок времени. Эта скорость зависит от условий плавания, включает задержки а шлюзах, портах, изменяется в зависимости от загрузки судна, погодных условий, направления ветра, волнения, ледовой обстановки, глубин.

Технические характеристики судна во многом определяют район плавания. Морские суда делятся на следующие категории:

  • 1. неограниченного морского (океанского) плавания. Это средне- и крупнотоннажные суда, с повышенной прочностью корпуса, высокими мореходными качествами, технические характеристик которых гарантируют безопасность плавания в океане в любых условиях;
  • 2. ограниченного плавания, обычно в пределах одного моря, в облегченных навигационных условиях, как правило, это малотоннажные суда маломерного флота;
  • 3. прибрежного (местного) и рейдового плавания, район плавания органичен рейдами или акваторией порта;
  • 4. смешанного «река-море», служат для выполнения работ на морских и речных путях и системах;
  • 5. суда ледового плавания, приспособлены для самостоятельного плавания в ледовых условиях или следуют за ледоколами. Они имеют повышенную прочность корпуса и защиту винтов от повреждений.

2.7.1. История развития круизного туризма

2.7.2. Классификация морских круизов

2.7.3. География круизного туризма

Круиз представляет собой туристскую поездку на борту специального пассажирского судна. Первоначально под круизом понимали морское путешествие на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в портах представляющих интерес, иногда с кратковременными радиальными экскурсиями во внутренние районы. Позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам.

2.7.1. История развития круизного туризма

Круизные путешествия появились в 50‑е гг. ХХ в. Но отдых в морских путешествиях был известен еще в Древнем Мире. Восточное Средиземноморье, изобилующее многочисленными островами и удобными бухтами для защиты ненадежных судов, представляло идеальное место для отдыха на воде. Эпоха великих географических открытий (XV‑XVI вв.) сделала привлекательными плавания в дальние страны. Богатые люди в поисках приключений и для отдыха снимали каюты судов, отправляющихся в дальние экспедиции, а иногда даже снаряжали в далекие страны и собственные корабли. ВXIX в. совершенствование морских судов, повышение безопасности плавания приводят к росту популярности морских путешествий. В это время, несмотря на появление пароходов, для круизов нередко использовались "чайные» клиперы. Эти самые быстроходные парусные суда курсировали на линиях из Китая, Индии и Австралии, перевозя чай и шерсть. Продолжительность таких рейсов составляла 100 и более суток. Между однотипными клиперами организовывались соревнования на скорость.

Активное развитие круизов происходит с середины XIX в. в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии, здесь в 1835 г. были организованы регулярные прогулочные рейсы в Ирландию. В это время появляются специализированные круизные компании. Большую роль в организации первых круизных путешествий сыграл Томас Кук: из Англии в Америку через Атлантический океан, из Англии - в Черное море, по Средиземноморью, кругосветные путешествия. КонецXIX в. знаменуется быстрым прогрессом в области морского судоходства, обусловленным появлением пароходов и потребностью в массовых перевозках мигрантов из Европы в Америку. Конкурентная борьба заставляет судовладельцев строить все более крупные и быстроходные лайнеры: «Лузитания», «Титаник», «Олимпик», «Император», «Фатерланд», «Куин Мэри». Эти гигантские суда использовались для перевозки в Америку на нижних палубах бедных людей и одновременно - для круизных путешествий на верхней палубе обеспеченных особ. Круизный туризм в концеXIX- началеXX вв. стали модным и быстро развивающимся видом туризма. Но круизные маршруты были дороги и поэтому привлекали лишь состоятельные слои населения.

Трагические события начала ХХ в. привели к спаду в развитии круизов и судостроения: катастрофа «Титаника» при столкновении с айсбергом, гибель парохода «Лузитания» с туристами на борту, обстрелянной немецкой подводной лодкой в начале Первой мировой войны.

Истинный расцвет круизного туризма приходится на 70‑е годы ХХ в. В это время в США была реализована идея круизных путешествий, насыщенных развлечениями, относительно недорогих, ориентированных на средний класс. Стали строиться однотипные круизные суда, что упростило их эксплуатацию. Совершенствовалась технология наземного обслуживания, создавались портовые терминалы с высокой пропускной способностью.

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Крупнейшие круизные лайнеры вмещают до 3000 туристов. Общий объем кают достиг 255 тыс. (прирост в 2000 г. 10,1 %). Большинством судов владеют крупные круизные компании. Например, компании Carnival Cruise Line принадлежит 11 круизных судов,Holland America Lain (8 круизных судов),Windstars Cruises (3 круизных судна). Современные круизные лайнеры обеспечивают комфортабельное проживание, качественное питание, организованный досуг. Они оборудованы бассейнами, спортплощадками, полем для гольфа, ресторанами, кинозалами, музыкальными салонами, помещениями для дискотек, вертолетными площадками и другими помещениями и сооружениями для разнообразного и комфортабельного отдыха. Крупные круизные лайнеры - дорогостоящие суда, средняя стоимость лайнера доходит до 90 млн долл. Самое дорогое судноQeen Odyssey - 235 млн долларов. В настоящее время самым большим пассажирским судном являетсяVoyager of the Seas , принадлежащее круизной компанииRoyal Caribbean . Его длина составляет 310 метров, водоизмещение 144 тыс. тонн.

В настоящее время не теряют своей привлекательности как круизные пассажирские суда парусники. В непродолжительных круизах для морских путешествий используются большие и малые яхты.

Круизный туризм превратился в один из самых динамичных секторов индустрии путешествий. В 2000 г. круизные поездки совершили 12 млн туристов, что на 12,6 % больше чем в 1999 г. (для сравнения прирост численности туристов в мире составил 7,4 %). Подавляющую часть круизных туристов дает Северная Америка, преимущественно США - 61 %. Доля Европы упала до 22 %, на все остальные регионы приходится всего 17 %. Один из молодых и быстро растущих рынков круизного туризма - Япония и другие страны АТР.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Круизная индустрия как быстро развивающийся сектор туристской индустрии. Классификация морских круизных судов. Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам). Особенности речных прогулок. Объемы перевозок туристов.

    реферат , добавлен 13.09.2014

    Правовые вопросы регулирования перевозок туристов морским и внутренним водным транспортом. Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов. Круизный бизнес на мировом туристском рынке. Договорная документация теплоходного круиза, яхтинг.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Морские пути. Современные средства морских пассажирских перевозок. Линейные перевозки. Круизный туризм. Паромные линии и переправы через проливы. Парусные круизные суда. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Круизный яхтенный туризм.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность морских круизов и путешествий с комплексным обслуживанием на борту судна. Туристический морской флот России; туристские, прогулочные, линейно-транспортные и специальные рейсы. Услуги на круизе, обязанности сторон при организации морских круизов.

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Анализ рынка круизного туризма. История морских путешествий в РФ. Специфика их организации и проведения, проблемы и перспективы развития. Состояние морского транспорта в стране. Страхование круизов. Разработка тура, рекламные меры его продвижения.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы формирования отрасли круизного туризма. Виды круизов, характеристика и подбор судов. Анализ состояния данной сферы в Байкальском регионе. Основные проблемы организации и перспективы развития водных путешествий в Прибайкалье.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Путешествия по рекам и озерам относится к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутренними водными системами. Преимущество круизов, осуществляемых пo внутренним водным артериям, над морскими круизами. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    Возникновение и развитие туризма. Формирование и продвижение туров. Услуги размещения и питания в туризме. Классификация гостиниц, основные службы и их назначение. Автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские, речные и авиационные путешествия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011



Похожие публикации