Покататься на паровозе. Музей паровозов, настоящее депо и поездка на ретро поезде

На скорость укладывать шпалы, вовремя закрывать сифон и поддувало и готовить яичницу в топке котла – мы нашли лучшие места в столице, где ваших детей могут этому научить.

Обычно сюда приходят посмотреть на паровозы, выставленные в тупике на рельсах. Локомотив и вагон первого класса XIX века, паровозы 1920-х - 1950-х годов, советская зеленая электричка с дверями, еще открывавшимися вручную, а также функционирующий переезд, - все это привлекает мальчиков, девочек, их пап и мам. На все экспонаты можно забраться, и никто не будет вас за это ругать. Правда, в вагоны зайти нельзя, а вот кабина машиниста (тогда это называлось «будка») часто бывает открыта для желающих сделать кочегарское селфи. Официально это райское место для любителей паровозов называется «Площадка натурных образцов Музея истории Московской железной дороги». Открыто со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00.

В том же здании Рижского вокзала, только с противоположной его стороны (Рижская площадь, дом 3) располагается мечта важной касты любителей железных дорог - ж/д моделистов. Огромный макет российских железных дорог находится в Выставочном комплексе ОАО «РЖД». Можно часами смотреть, как скорый поезд едет из Москвы на Дальний Восток. Или как работает сортировочная станция. Тут и Сочи, и Красная Поляна, и Ладожский вокзал Санкт-Петербурга, и самый длинный 15-километровый ж/д тоннель в России, и мост через Амур в Хабаровске, и морской порт, и аэропорт. И отовсюду едут поезда с грузами и пассажирами. А если позволят смотрители, то можно нажимать кнопки управления макетом и чувствовать себя креатором этой масштабированной вселенной. Открыто со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00.

Рижский вокзал

100 рублей для взрослых, 50 - для детей

Когда-то этот «Музей железнодорожного транспорта МЖД» назывался «Траурный поезд В. И. Ленина» и сюда в обязательном порядке водили на экскурсии советских школьников. И действительно, главный экспонат музея - это паровоз, который доставил в свое время в Москву тело почившего вождя революции для прощания с народом. Через несколько лет после того, как Ильича поместили в мавзолей, такой же почести решили удостоить и паровоз. Локомотив загнали в тупик на Павелецком вокзале и соорудили над ним что-то вроде саркофага. По внутренней отделке красным мрамором он очень напоминает мавзолей на Красной площади.

В 1990-е музей перестал пользоваться популярностью, но несколько лет назад экспозицию обновили, сделав акцент на истории Московской железной дороги от создания до наших дней. Здесь и дореволюционное купе первого класса, и кабинет начальника станции, и советские рабочие, укладывающие шпалы. Но красавец-паровоз так и остался в центре зала, надраенный и начищенный до блеска. В основном здесь тихо, экскурсии проходят только по предварительному заказу. Только когда в это здание перебирается игротека «Паровозия», музей наполняется детьми и изумленными родителями, которые в свои школьные годы уже не застали обязательных экскурсий в «Последний поезд Ильича».

Павелецкий вокзал

150 рублей - взрослый, 100 рублей - детский

За город ехать не надо. Станция «Подмосковная», она же - «Красный Балтиец», совсем не в Подмосковье и не на Балтии, а почти в центре Москвы - добраться можно от станций метро «Сокол» или «Динамо». Или электричкой с Рижского вокзала, до открытия которого станция «Подмосковная» была главной пассажирской и товарной станцией на пути в Балтийский регион. Поэтому здесь сохранилось большое паровозное депо, водонапорная башня и здание вокзала. Все это было отреставрировано, и получился очень атмосферный музейный комплекс. Здесь можно представить себя пассажиром XIX века: зайти в дом начальника станции (тогда чиновнику предписывалось жить непосредственно на рабочем месте), посетить вокзальное кафе, зал ожидания или сдать вещи в камеру хранения. На территории музея стоят паровозы от самой первой модели, едва достигающей человеку до пояса, до гигантских локомотивов 1950-х годов, на которых приходится почтительно смотреть снизу вверх. Ретропоезда на ходу здесь можно было посмотреть в прошлом году на параде паровозов в честь Дня Железнодорожника.

Территория депо не только музейная. Здесь постоянно идет работа по ремонту и реставрации паровозов. Поэтому если повезёт, можно увидеть, как живет и работает настоящая локомотивная бригада. Например, как настоящий кочегар может приготовить яичницу прямо на лопате в топке паровоза. А еще можно узнать, что для настоящего паровозных дел мастера «Закрой сифон и поддувало» это не просто ругательство, а железнодорожный знак и важное предупреждение по технике безопасности для машинистов. В позапрошлом веке не одна станция сгорела от того, что на деревянный настил попала зола из топки паровоза.

Станция «Подмосковная»

со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:00

Детские железные дороги появились в СССР в 1930-е годы и с тех пор не теряют популярности. Возле Москвы такая дорога появилась в поселке Кратово. И наши бабушки-дедушки, и родители, и мы в детстве ездили покататься на железной дороге с маленькими путями, мини-вагонами и локомотивами, управляемыми детьми. И наши дети тоже могут этим наслаждаться. А заодно посмотреть, как выглядели электрички в недавнем прошлом: вагоны внутри напоминают экспрессы до дальних станций образца 1980-х годов - со столиками и занавесками на окнах.

Но детская железная дорога - это не просто аттракцион, не игровая профориентация вроде Кидзании или Мастерславля и не летний пионерский лагерь. Это самая настоящая подготовка к будущей профессии, с дипломами и аттестацией. А развлекательная возможность для посетителей - это так сказать побочный эффект производственной практики. Обучение длится с осени до лета, принимаются ученики 5-х - 11-х классов. Так что относиться к пассажирам будущие машинисты, путейские рабочие, кондукторы и проводники будут по-деловому и без сюсюкания.

Какого-то музея при Детской Железной дороге нет, но в часы ее работы можно зайти в учебный комплекс, где добрые вахтерши покажут несколько макетов поездов.

"Паровозная прогулка" - отличный вариант времяпрепровождения в Москве для тех, кому интересны паровозы и все, что с ними связано. Рекомендуется не только детям, но и взрослым!

Большое паровозное приключение состоит из нескольких частей:

Часть I - Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале Московской железной дороги

Начинается все знакомством со стационарной экспозицией. Чего здесь только нет! В музее собрана огромная коллекция исторических образцов техники прошлого века - локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники. Все они - свидетели и участники более чем вековой истории отечественной железнодорожной отрасли.



2.

Есть и признанные памятники науки и техники. Например, легендарный паровоз серии Ов, получивший среди машинистов ласковое прозвище «Овечка». Это самый почетный экспонат и настоящая «жемчужина» железнодорожной коллекции. Возраст его - больше века. Это самый массовый дореволюционный локомотив. Но до наших дней сохранилось всего 4 экземпляра.


3.


4.


5.

Следом за Овечкой вагон тендер - тот, что перевозит запас угля и легендарная теплушка - вагон, в котором во времена Первой Мировой войны перевозили людей и лошадей, получивший свое названия из-за печки-буржуйки, установленной в центре.


6.


7.

Рядом - другой паровоз уже советского производства ФД - «Феликс Дзержинский» - один из самых мощных советских локомотивов 30-х годов.


8.

Обо всем этом и многом другом расскажет экскурсовод. В нашем случае колоритнейший Евгений Лушин в прошлом работавший машинистом локомотива на паровозной тяге и знающий о паровозах и их истории кажется всё. И немного больше. (Если вы когда-нибудь соберетесь на эту экскурсию - проситесь к нему, не пожалеете!!!)


9.

И не только расскажет, но и покажет! Например, как работали вагонные сцепки.


10.

Факты, истории, справки, пояснения льются бесконечным потоком… Экскурсия вроде как рассчитана на детей, но и взрослые слушают, раскрыв рты.
Вот вы, например, знаете почему некоторые локомотивы красили в зеленый цвет, а другие в черный? Нет?


11.


12.


13.


14.

Зеленые - перевозили пассажиров, а черные - грузы!


15.

Если экскурсии - не ваш формат, то у каждого экспоната есть табличка с описанием. Можно прочитать… Хотя это, конечно не сравнится с рассказом настоящего машиниста, который живет этой темой…


16.

Ведь он рассказывает не просто голые факты, но и делится своими эмоциями, которые иногда сложно скрыть. Например, досада от того, что паровозы более не производятся…

Их перестали производить буквально в один день, когда на очередном заседании было озвучены цифры, свидетельствующие о неэффективности паровозной тяги. Все 30%. Появившиеся на тот момент электровозы были куда как более эффективны по абсолютным цифрам. Но докладчики не пояснили, что электровозы требуют гигантской инфраструктуры. Сотни километров проводов, электростанции, обслуживание и многое-многое другое - все это осталось за пределами доклада. Так «неэффективные» паровозы ушли в прошлое.


17.


18.


19.


20.

С тех пор прошло более полувека… Но по количеству лошадиных сил и средней скорости паровозы тех лет почти не отличаются от современных.
Пока мы гуляем по музею, мимо нас проезжает настоящий паровоз! Буднично так... Но на этой линии такое в порядке вещей!


21.

Большинство музейных экспонатов тоже на ходу. Хотя они практически никогда не выезжают за пределы своего музея, но все необходимую комплектацию для этого имеют.


22.


23.


24.

Паровозы можно трогать, можно даже привстать на ступеньки, чтобы сделать кадр получше.


25.


26.

У некоторых паровозов для доступа открыты кабины машиниста. Туда не просто можно зайти, но и вдоволь покрутить всякие ручки, краны и прочее.


27.


28.


29.


30.

Обойти музей за один раз, тем более с экскурсией, когда тебе не просто показывают экспонаты, но и рассказывают много интересного о каждом из них, совершенно невозможно…


31.

Поэтому мы ограничиваемся паровозным сектором и идем дальше…

Часть II - Ретро поезд

Естественное продолжение рассказов о паровозах - поездка на одном из них! Это вполне самоценное приключение, хотя на первых взгляд и кажется, что наблюдать со стороны интереснее, чем изнутри.


32.

Поездка на паровозе отличается от поездки на электричке. Не говоря уже о том, что мимо окна время от времени пролетают клубы дыма, а ожидающие на платформах пассажиры вовсю таращатся и тянутся за гаджетами, чтобы сфотографировать.

Отличается само ощущение от поездки… Паровоз идет более дергано, с постоянными небольшими рывками. Это связанно с работой паровых машин и является первым и самым верным признаком того, что вас везет паровоз.
Во время поездки можно перекусить, попить чай/кофе… Или купить сувениры на память.


33.


34.

А экскурсоводы продолжают рассказывать разные интересные факты и между делом развлекают ребятишек играми и конкурсами.


35.

Поездка занимает немногим более 10-ти минут. Наша станция - платформа Красный балтиец.


36.


37.

Часть III - депо Подмосковная

Депо Подмосковная - это уже не музей, а самое настоящее депо, действующее. Недавно его аккуратно отреставрировали и вовсю водят экскурсии. Паровозы здесь не просто выставлены как экспонаты, а по-настоящему живут, заправляются, ремонтируются, обслуживаются и ездят, поэтому при прогулке надо быть очень внимательными, о чем и предупреждает экскурсовод.


38.

Здесь все максимально соответствует тому, как было раньше. Есть водонапорная башня, которая сейчас уже, разумеется, не выполняет своих прямых обязанностей, а служит памятником архитектуры. И несколько жилых домов, где раньше жили сотрудники. Забавно, что эти дома не относились ни к каким улицам, а в почтовом адресе писали какой это по счету дом от водокачки.


39.


40.

Сейчас паровозы заправляются в стороне из специальной колонки.


41.

Главная изюминка на торте - это поворотный круг. Настоящий, действующий! Если повезет, можно даже увидеть его в деле. Нам повело неимоверно. На разворот пошел подъемный кран.


42.


43.


44.


45.

Удобной туристической дороже в депо нет, приходится идти прямо по рельсам. Но от этого только интереснее!


46.


47.


48.

Строго говоря, это не совсем депо. Его классифицируют как «музейно-производственный комплекс». Именно здесь базируется учебно-методическая база профессиональной подготовки локомотивных бригад.
Школа управления паровозом сродни народным промыслам. Машинистов перестали учить еще в 70-х, а профессионалов этого дела уже и вовсе не осталось. Сначала пытались приглашать машинистов электропоездов, но говорят они шли неохотно. Никто не хотел менять удобные кресла современной кабины на жар и грязь паровоза. Но сейчас, с появлением школы, ситуация немного изменилась. В депо много увлеченной молодежи, которые приходят целенаправленно осваивать именно эту профессию.


49.

Хотя все это, конечно, очень непросто. Техника в депо в основном начала и середины прошлого века. Запчастей к ней уже давно не выпускают, и обращаться с ней нужно предельно деликатно. Например, котел нужно поддерживать в горячем состоянии почти постоянно, если паровоз на ходу. Чем чаще он остывает и заново нагревается при запуске, тем быстрее выходит из строя котел. А неисправный котел, в современных условиях - это списанный паровоз. Всего в депо пока на ходу восемь машин, за каждой закреплены по машинисту, его помощнику и кочегару.


50.


51.

В отдельном зале представлен паровоз в разрезе! Это настоящей паровоз, вышедший из строя и не подлежащий ремонта, который переделали в наглядное пособие для демонстрации того, как собственно работает паровая тяга. Для наглядности «горячие» части паровоза подкрашены красным цветом, а холодные, соответственно синим.


52.

Особо любознательные могут залезть и заглянуть в топку со стороны машиниста стороны.


53.

Часть IV - апофеоз

Знакомство с паровозами невозможно без одной, самой маленькой, но самой яркой детали...


54.

Кульминация паровозного дня - подъем в кабину машиниста работающего паровоза! Этот аттракцион доступен по окончанию экскурсии. И, надо сказать, пользуется спросом как у детей, так и у взрослых…

Здесь уже ничего нельзя крутить и вообще трогать. Но зато машинист приоткроет дверцу топки, чтобы можно было почувствовать жар и увидеть пламя и непременно отшатнуться назад… Страшно!


55.


56.

Но сколько же впечатлений, эмоций и воспоминаний остается после такого! И родители, и дети в восторге… В общем не пропустите одно из самых ярких развлечений Москвы.


57.

Все явки-пароли можно найти на сайте

«Паровозная прогулка» - это уникальная экскурсия в стиле ретро. Во время «Паровозной прогулки» можно действительно окунуться в старину, самому поучаствовать в жизни железной дороги начала XX века, ненадолго стать пассажиром настоящего ретро-поезда, почувствовать жар горячего паровоза и услышать гудок, вдохновлявший многих наших соотечественников.
«Паровозная прогулка» позволит Вам прикоснуться к старине, а также узнать интереснейшие факты из истории железной дороги, научно-технического прогресса и России в целом. Паровозная прогулка будет интересна и детям и взрослым, здесь каждый найдет хорошее настроение и испытает неповторимое очарование паровозной эпохи.
Прогулка начинается на Рижском вокзале в 12 часов дня с экскурсии по Музею Истории железнодорожной техники. В музее, расположенном под открытом небом, представлено более 60 натурных экспонатов с конца девятнадцатого века и до наших дней. Здесь можно увидеть легендарную овечку (паровоз серии Ов), занесенный в книгу рекордов Гиннеса паровоз серии ФД, трофейную немецкую технику и многое другое.
Паровозный гудок известит Вас о начале посадки на ретро-поезд, который будет ждать Вас на выходе из музея. Отправление ретро-поезда в 13:30. В ходе поездки по маршруту Рижский вокзал - старинное депо «Подмосковная» (станция Красный Балтиец, район метро Сокол) пассажиры ретро-поезда размещаются в вагонах (сидячие места) , в качестве локомотива используется отреставрированный паровоз начала 20 века. Во время следованя Вам будет предложен чай.
Ретро-поезд привезет Вас в старое депо, построенное в 1901 году и действующее до сих пор. Здесь можно своими глазами понаблюдать за маневрами паровоза, работой депо, а также увидеть железнодорожные постройки и сооружения начала 20 века. Кульминацией программы станет разворот паровоза на поворотном круге (возможно при условии свободного круга), заправка паровоза водой (возможно при условии свободной ветки).
По окончании «Паровозной прогулки» ретро поезд доставит вас обратно на Рижский вокзал (прибытие в 15.15)
"Паровозная прогулка" подарит Вам возможность прокатиться на настоящем паровозе, сделать уникальные фотографии, незабываемые впечатления и отличное настроение на весь день.

Продолжительность экскурсии:
2 ч. 30 м.
Время в пути на поезде: ~ 20 минут.
Экскурсионная программа:
Экскурсия по музею "Истории железнодорожной техники" с гидом. (Внимание! Билет в музей приобретается самостоятельно перед началом экскурсии,40 руб. - взр / 25 руб. - реб, для льготных категорий граждан большие скидки).
Прогулка на ретро поезде, от Рижского вокзала, до депо «Подмосковная» ~ 20 минут.
Посещение старинного депо «Подмосковная»
По окончании экскурсии ретро поезд доставит вас обратно на Рижский вокзал (прибытие в 15.15).
Стоимость: для взрослых - 700 руб., для детей (до 14 лет) - 500 руб.

Сбор в 12.10. Начало в 12:20.
Встречаемся на Рижском вокзале около входа в «Музей Истории железнодорожной техники».
Окончание экскурсии на Рижском вокзале в 15:15

В стоимость экскурсии входит: экскурсия по музею с профессиональным гидом (билет в музей приобретается за доп. плату, стоимость взр/реб - 40/25 руб, оплата на месте перед началом экскурсии, в кассу музея), поездка на ретро поезде, экскурсия по старинному депо "Подмосковная".

Внимание! Если по техническим причинам, мы не сможем показать Вам разворот паровоза или дозаправку водой, то в качестве компенсации мы предложим Вам посетить "паровозную будку", где сможете понаблюдать за процессом работы машиниста и его помощника.

Полезная информация:
- Большую часть времени вы проведёте на открытом воздухе, просьба одеваться по погоде, обувь иметь, желательно, без каблуков.
- Внимание! Вы посетите действующее депо, будьте предельно осторожны и внимательны, дети должны находиться всегда в поле зрения, желательно держать ребёнка за руку.
- Внимание! Наш ретро-поезд идёт в сетке общего расписания движения поездов, по этому просьба не опаздывать на посадку, поезд трогается минута в минуту, опоздавших не ждут. ]]>

Представляем Вашему вниманию уникальные экскурсии на ретро поезде для школьников и взрослых. Во время экскурсионного тура будет весело и ребятам, и родителям. По Вашему желанию мы организуем 2-х либо 3-х часовую прогулку на паровозе по Москвы и окраинам, в Коломну и Звездный Городок. Кроме этого, Вы можете выбрать тур на поезде по Золотому Кольцус посещением Переславля-Залесского, Костромы, Владимира и многих других городов. Вы сможете выбрать подходящий для Вас вагон или маршрут и посетить музей железной дороги . Также мы организуем Вам настоящее приключенческое путешествие на выходные, во время которого Вы сможете посетить интересные места Подмосковья и Золотого Кольца. Наша экскурсия запомнится Вам надолго!

Маршруты прогулок на ретро поезде.

Экскурсия по Малому железнодорожному кольцу Москвы . Продолжительность маршрута - около 3 часов. Вы увидите достопримечательности Москвы, среди которых Новодевичий монастырь, Москва сити, Останкинская телебашня и многие другие. Несколько раз мы проедем по знаменитым мостам через Москва реку. Стоимость прогулки по Малому Кольцу от 1000 руб. на человека. Продолжительность экскурсии – около 3 часов.
Москва-Коломна-Москва . Продолжительность тура– около 10 часов. Во время экскурсии мы посетим Коломенский Кремль, обзорную экскурсию по Коломне. Кроме этого, мы посетим музей пастилы и побываем на театрализованном представлении Казачий табор.
Маршрут в музей ВВС в Монино .
Во время прогулки на паровозе мы посетим музей ВВС в Монино. Увидим настоящие образцы вертолетов, самолетов и огромное количество авиационной техники.

Организуем для Вашей группы экскурсионные туры на поезде по любым направлениям и в любые удобные для Вас даты. Сможем выделить необходимое количество мест или вагонов, которые подойдут для Вашей группы и Вашего мероприятия. Однако, для организации подобных корпоративных выездных мероприятий необходимо заранее продумать маршрут и определиться с точным количеством участников мероприятия.

По вопросам организации туровобращайтесь к нашим менеджерам.

Сбылась моя давняя маленькая мечта – я прокатился на ретро-поезде по Москве. Обычно я снаружи любуюсь паровозами, которые ведут подобные поезда, хотя, конечно, бывал в будке горячего паровоза и раньше. Но меня всегда интересовал вопрос, что чуствует пассажир ретро-поезда? Ведь еще совсем недавно идущий под парами паровоз на наших дорогах был большой редкостью. Все изменилось два года назад, когда руководство РЖД сделало очень ценный подарок ценителям истории и президент компании подписал знаковое распоряжение от 23.11.2012 г. №2380р «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО “РЖД”». К этому моменту лишь энтузиазм и любовь к старой технике небольшой группы людей спасали оставшиеся машины от резки в металлолом и популяризировали ретро-движение на паровозной тяге. Выход распоряжения знаменовал успех всей этой работы и начало нового этапа паровозного парка из 142 паровозов 22 различных серий. Теперь паровозы включены в инвентарный парк региональных дирекций тяги паровозов. Обеспечивается их восстановление до работоспособного состояния и сохранение. Все это делается для того, чтобы использовать паровозы в праздничных мероприятиях, кино- и видеосъемках, для пропаганды российских железных дорог, обеспечивать экскурсионные и туристические перевозки.

Сейчас организацией движения пассажирских поездов под паровозной тягой на регулярной основе занимается компания РЖД ТУР. На сайте компании висит расписание планируемых поездок ретро-поездов: http://www.rzdtour.com/routes/tourtrain/ .
Например, в Москве ближайшие ретро-поезда запланированы на 13, 21 декабря 2014 года, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 января и 18 апреля 2015 года. По опыту могу сказать, что Дирекция тяги даёт под поезда разные паровозы. Поэтому, есть возможность познакомиться вживую с машинами разных серий. Правда заранее угадать, какой паровоз вас повезет, скорее всего не получиться. Система покупки билетов пока не идеальна. Например, вы не можете купить билет на ретро-поезд через Интернет, как на простой поезд, расплатившись карточкой. На сайте РЖД ТУР предлагают забронировать билеты on-line, но реально ссылка для физических лиц не работала, по крайней мере, когда я пытался ею воспользоваться, всю заканчивалось предложением обратиться к тур-оператору. В Сети предложения купить тур от компаний-посредников, а уж тем более без предварительного заезда в офис продаж для заключения договора, я тоже найти не смог. Но надеюсь, в скором времени билет на ретро-поезд будет купить проще. Совершить поездку под настоящим горячим паровозом все равно стоит!

Поделюсь личным опытом поездки на ретро-поезде. Продолжительность туров разная. Самый короткий сейчас стоит 850 рублей. Поездки начинаются с примерно часовой экскурсии по Музею истории железнодорожной техники на Рижском вокзале. Организаторы предупреждают, что он под открытым небом и советуют одеться в соответствии с погодой. Мой тур был подлиннее, он назывался “Вокзалы Москвы” и длился почти 4 часа, из которых поездка в поезде длилась 2 часа 31 минуту. Всё это время поездка сопровождалась очень интересным рассказом экскурсовода. Это отдельное, большое достоинство тура – очень хорошие экскурсоводы, настоящие энтузиасты паровозного дела. Поезд отправляется с Рижского вокзала, проходит мимо площади Ленинградского, Ярославского и Казанского, заезжает на Курский и заканчивает путешествие на Павелецком. То есть проходит по трем разным направлениям и даже меняет свой номер в пути. Из-за смены направлений в этом путешествии у поезда паровозы и стоят с двух концов.
Поездка по вокзалам Москвы происходила в светлое время суток, а вот я как раз бы её делал в темное. Места, вдоль которых идет поезд, прямо скажем, не площадки проведения фестиваля «Черешневый лес». Впрочем, многие из них имеют богатую историю, поэтому у экскурсовода нет ни одной свободной минуты. Те виды из окна поезда, что действительно красивы - имеют хорошую вечернюю подсветку. К тому же, ночью не видно бича Москвы - проводов. Могла бы получится романтическая поездка в духе Шелдона Купера. Особенно, если вместо межобластного вагона прицепить вагон-ресторан. Все равно, пол вагона выстраивается в очередь за чаем.
С чаем отдельная история. Я понимаю, что содержать ретро-вагон дорого и поэтому под поездку арендуются относительно современные вагоны. Я могу скрипя зубами стерпеть некоторую эклектику, когда поезд ведет паровоз из одной эпохи (у машинистов даже есть форма под стать эпохе, и они щеголяют в ней летом), а проводник в вагоне в форме другой эпохи. По мне, если нет возможности надеть форму, соответствующею времени, лучше быть в парадной современной, а не в каком-то «одеянии проводника третьего разряда». Все-таки, это туристический поезд, а не «кукушка». Но почему чай в «моем» ретро-поезде подавался в пластиковых чашечках, а не в стаканах с подстаканниками - я понять не могу. Можно обойтись без прямой видеотрансляции из будки паровоза, можно не поесть яичницы, зажаренной на лопате помощника машиниста прямо в топке паровоза, можно простить отсутствие старинной формы у персонала, но простить отсутствие подстаканников в ретро-поезде нельзя. Впрочем, это единственное, что мне категорически не понравилось в поездке. В путешествие я взял своего шестилетнего сына. Организаторы рекомендуют возраст начиная с 8 лет, но, наверное, для многих он еще выше. Я видел взрослых людей, которые разомлели в теплом вагоне и сладко спали. Дети, а их было много, своих эмоций не сдерживали, и по их поведению можно легко определить что же на самом деле интересно. Например, никакая самая интересная экскурсия по музею не заменит вида живых маневров горячего паровоза по станции. И когда наш поезд выставлялся на пути Рижского вокзала, дети висели гроздьями на решётке, отделяющей мути музея от путей станции. Равно, как минутная экскурсия в будку горячего паровоза ребёнку, да и многим взрослым, предпочтительнее любой теории. Вагоны поезда – самые обычные, межобластные. Тем, кто не слушает экскурсовода, в них может довольно быстро наскучить. Так что, детям я бы рекомендовал начать знакомство с ретро-поездами с короткой поездки от Рижского вокзала в депо “Подмосковная”, где “живут” настоящие паровозы. Семьёй хорошо выехать под паровозом в Коломну или Сергиев-Посад. Кроме интересной поездки, так можно еще и «объехать» московские пробки. В общем, тем кто остается или приезжает на зимние каникулы в Москву очень рекомендую обратить внимание на программу туров ретро-поездов.



Похожие публикации