Сколько самолетов разбилось за всю историю. Самые страшные авиакатастрофы мира

Подробности про авиакомпанию, модель самолета Ан-148 и историю борта RA-61704 читайте в нашем новом материале

Рекордсмен по налету. Что известно о самолете Ан-148 «Саратовских авиалиний», который разбился в Подмосковье

21:07, 11.02.2018

Собрали главное, что известно на вечер воскресенья


Крушение Ан-148 в Подмосковье. Главное о трагедии, в которой погиб 71 человек

20:41, 11.02.2018

На этом мы закрываем трансляцию. Следите за обновлениями в разделе новостей.

20:38, 11.02.2018

Что известно к этому моменту

— Самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» следовавший по маршруту Домодедово - Орск (рейс 6W 703), исчез с радаров через 7 минут после взлета (14:28 по мск). На борту самолета находился 71 человек: шесть членов экипажа и 65 пассажиров. Все они погибли.

— Причины катастрофы пока неизвестны, однако, по предварительным данным, самолет мог потерпеть крушение из-за погодных условий, ошибки экипажа или же технической неисправности. Следственный комитет утверждает, что экипаж не подавал сообщения о неисправности самолета.

— Министр транспорта Максим Соколов заявил, что обнаруженные тела находятся в таком состоянии, что для их опознания придется проводить генетическую экспертизу. На месте крушения самолета найден один «черный ящик». Поисково-спасательная операция осложняется погодными условиями. Однако спасатели будут работать на месте происшествия круглосуточно.

— СК допрашивает диспетчеров и сотрудников Домодедово, готовивших судно к полету, а также изымает документацию в компании «Саратовские авиалинии».

20:13, 11.02.2018

Очевидцы рассказывают о моменте крушения самолета

20:05, 11.02.2018

Летчик Андрей Литвинов - о катастрофе Ан-148: здесь не похоже на обледенение

Летчик первого класса, капитан А-320, «отличник „Аэрофлота“» Андрей Литвинов «Новой газете»:

«Это решение [обрабатывать самолет противобледенительной жидкостью или нет] всегда принимает командир и технический состав. Как правило, когда идут осадки, самолет обрабатывают. Но были случаи, когда это правило нарушалось. Например, несколько лет назад, когда в Тюмени упал ATR-72, или когда на Як-40 разбился Артем Боровик. Все эти самолеты разбились при взлете.

Обычно, если жидкостью не обрабатывают, то самолет сразу, уже при взлете, падает. Он отрывается от земли, аэродинамики у него нет, и он сразу заваливается на крыло и падает. Но в данном случае самолет набирал высоту и летел, то есть здесь не похоже на обледенение.

Мне позвонили мои коллеги-друзья, которые заходили на посадку в Домодедово после того, как самолет упал. Они говорят, что перед самым крушением самолета никакого обледенения в этой зоне не было. Был снегопад, но снег был не мокрый, а сухой. Я думаю, что обледенение самолета можно исключить.

Воздушный транспорт гораздо безопаснее других видов передвижения. Однако количество авиакатастроф в мире хоть и меньше численности дорожно-транспортных происшествий, но многие воздушные инциденты намного масштабнее. Как к самой катастрофе, так и к увеличению числа жертв, если трагедия уже случилась, может привести любая случайность. Неправильные действия экипажа, неисправности на борту, терроризм, неблагоприятные погодные условия - все это может стать причиной того, что происшествие попадет в список "Крупнейшие авиакатастрофы мира". Многие из них отличились огромным числом жертв.

Статистика авиакатастроф в мире

Каждые 2-3 секунды какой-то самолет взлетает или садится. За год авиатранспорт перевозит около 4,5 млрд человек, и только около 1000 из них становятся жертвами трагических происшествий. Статистика авиакатастроф в мире утверждает, что за 2014 год, например, произошло 15 аварий, в которых погибло 980 человек, в 2015-м число происшествий составило всего 5, аварии унесли жизни 478 пассажиров и членов экипажа.

«Боинг», захваченный террористами 11.09.01

В ходе скоординированных террористических актов 11 сентября 2001 года были захвачены два самолета, выполнявших внутренние рейсы. По числу жертв авиакатастрофы мира опережают именно рейсы Логан - Лос-Анджелес и Бостон - Лос-Анджелес, которые в злополучный день оказались в руках террористов.

Всего террористами было захвачено четыре самолета, но еще один «Боинг» упал на поле в Пенсильвании, не достигнув цели, другой - врезался в здание Пентагона. Самолет, который атаковал военное ведомство, стал причиной гибели примерно 64 человек из числа пассажиров и членов экипажа, еще 106 человек было ранено на земле. Другой рейс упал на поле в результате борьбы между террористами и членами экипажа совместно с пассажирами, погибших насчитывалось 44 человека. Целью этого лайнера был Белый Дом.

Рейс Логан - Лос-Анджелес террористы направили в южную башню ВТЦ. События развивались в такой последовательности:

  1. Угонщики совершили посадку на рейс около 7:30 утра, вылет был намечен на 8:00. Двое террористов разместились в первом классе, еще двое заняли места в бизнес-классе.
  2. Захват рейса произошел через полчаса после взлета. Угонщики убили командира и второго пилота, согнали бортпроводников в переднюю часть корабля.
  3. Самолет отклонился от курса, авиадиспетчеры заметили изменения и предприняли попытку связаться с пилотами.
  4. Несколько пассажиров смогли сделать звонок с захваченного воздушного судна, предоставив информацию об угонщиках и ситуации на борту.

На скорости почти в 1000 км/ч самолет врезался в южную башню ВТЦ. На борту находилось 65 человек, все они погибли. Еще около 637 человек погибли во время атаки, от взрыва, обрушения башни или пожара, а также оказались в ловушке на верхних этажах.

Второй «Боинг», атаковавший башни ВТЦ

Самолет, следовавший по маршруту Бостон - Лос-Анджелес, врезался в башню ВТЦ пятнадцатью минутами ранее. Это самая большая авиакатастрофа в мире. После захвата управления и убийства пилотов террорист пытался сделать объявление для пассажиров воздушного судна, но по ошибке связался с Бостонским центром. Он сообщил, что этот и еще несколько самолетов захвачены, и сам террорист планирует возвращаться в аэропорт. Военное ведомство получило от авиадиспетчеров информацию об угоне воздушного судна всего за девять минут до катастрофы, истребители, планировавшие перехватить самолет, поднялись в небо через семь минут после атаки ВТЦ. Все 92 человека, находившиеся на борту, погибли, также жертвами террористической атаки стали около 1000 человек на земле.

Столкновение на взлетно-посадочной полосе

Крупнейшие авиакатастрофы мира включают в себя и случай, произошедший 27 марта 1977 года. На Канарских островах столкнулись два самолета - рейсы из Лос-Анджелеса и Амстердама. Число жертв в обоих воздушных суднах составило 583 человека, еще более пятидесяти были ранены.

Незадолго до аварии в крупнейшем аэропорту на Канарских островах был совершен теракт. В зале ожидания воздушного порта взорвалась бомба, происшествие не стало причиной человеческих жертв, однако некоторые пассажиры, ожидавшие посадки на рейсы, прибывшие и встречающие получили ранения. Администрацией аэропорта было принято решение временно прекратить прием самолетов, так что все рейсы теперь направлялись в Лос-Родеос.

Небольшой аэропорт оказался перегружен. К неблагоприятной ситуации добавились еще и погодные условия, а также неработающие огни, отмечающие границы взлетной полосы. Кроме того, появились проблемы коммуникации - авиадиспетчер говорил с сильным испанским акцентом, пилоты перебивали друг друга. Столкновение произошло нос в нос.

В результате происшествия одной из основных причин которого стало недопонимание между диспетчером и пилотами, Международная организация гражданской авиации разработала единый стандарт фраз, чтобы количество авиакатастроф мира не увеличивалось за счет неверной интерпретации слов экипажа.

Авиакатастрофа недалеко от Токио

Крупнейшая катастрофа одного самолета произошла в 1985 году в 112 километрах от Токио. Эта и другие - очень известные авиакатастрофы мира. Список пополнился, а это происшествие поместили на четвертое место после атаки башен ВТЦ двумя самолетами, а также инцидента на Канарских островах. В результате авиакатастрофы погибли 520 человек, однако такого большого числа жертв можно было бы избежать.

Через двенадцать минут после взлета оторвался хвостовой стабилизатор, в течение получаса экипаж удерживал воздушное судно в воздухе, но потом самолет врезался в гору. Неизвестно, сколько конкретно пассажиров и членов экипажа погибло непосредственно при падении и ударе об землю. При своевременном начале спасательной операции выжило бы больше людей. Это установило расследование.

Сроки начала поиска выживших затянулись по причине конкуренции между многочисленными службами спасения Японии. Команда спасателей прибыла на место катастрофы только через половину суток после происшествия. Живыми удалось обнаружить только двух женщин и двух девочек, которых немедленно доставили в госпиталь. Кроме того, медики установили, что некоторые пассажиры оставались живы в течение 10 часов после крушения самолета.

Столкновение в воздухе над Чархи Дадри

Страшные авиакатастрофы мира пополнились еще одним происшествием 12 ноября 1996 года. Тогда в воздухе над индийским городом столкнулись два самолета, общее число погибших составило 349 человек. Причинами катастрофы (а это самая крупная авиакатастрофа в мире среди столкновений в воздухе), признали плохое знание английского языка членами экипажа, что создало трудности при общении с диспетчером, неверное понимание команд, отсутствие стандартной фразеологии, неудовлетворительное выполнение экипажем своих обязанностей, недостаточный профессионализм. Кроме того, среди причин трагедии числятся наличие лишь одного воздушного коридора на этом участке пути, отсутствие навигационной системы на обоих самолетах и радиолокатора в аэропорту Дели.

Катастрофа Turkish Airlines под Парижем

Самые страшные авиакатастрофы мира включают в себя происшествие с самолетом турецких авиалиний недалеко от Парижа. Авиалайнер, летевший из Стамбула в Лондон через Париж, через несколько минут после взлета перешел в пикирование по причине открытия грузового отсека и декомпрессии. Причиной катастрофы стала техническая неисправность воздушного судна.

В результате происшествия погибло 346 человек. При крушении не возникло даже пожара. Самолет буквально прорубил лесополосу, разрушился на мелкие обломки. Из всех погибших визуально опознать удалось лишь 40 человек.

Террористический акт в 176 км от Корка

Крупнейшие авиакатастрофы мира часто случаются вследствие террористических атак. Таким случаем стало и крушение под Корком (по сути - в нейтральных водах мирового океана). В 1985 году в самолете, следовавшем по маршруту Монреаль - Бомбей через Лондон, прогремел взрыв в грузовом отсеке. Пилоты даже не успели подать сигнал бедствия, как самолет был разрушен. Погибли все, находившиеся на борту, т. е. 307 человек.

Катастрофе предшествовал еще один теракт, который можно признать несостоявшимся. В самолете, приземлившемся в Токио, произошел взрыв, когда пассажиры уже прошли в здание аэропорта, а грузчики работали в грузовом отсеке. Погибло два человека из обслуживающего персонала аэропорта. Если бы взрыв состоялся на час раньше, погибнуть могли все 390 человек, летевшие из Ванкувера в Токио.

Возгорание на борту L-1011 в Эр-Рияде

Самые страшные катастрофы мира включают в себя происшествие 1980 года в Эр-Рияде, крупнейшем аэропорту Саудовской Аравии. Через несколько минут после взлета начался пожар, и пилоты запросили аварийную посадку. Экипаж получил разрешение, и самолет успешно приземлился в аэропорту отправления.

Однако наземные службы спасения не спешили начинать спасательную операцию. Сотрудники аэропорта не смогли быстро открыть аварийные и основные выходы, потому как им понадобилось время, чтобы разобраться с инструкцией на английском языке. После открытия выходов пламя распространилось по всему салону, а через пять минут пожар был ликвидирован. Погибли все пассажиры и члены экипажа самолета.

Крушение малазийского «Боинга» над Донецком

Авиакатастрофы последних лет в мире отметились исключительным происшествием, которое случилось в 2014 году над зоной боевых действий между Украиной и ДНР/ЛНР. Малазийский «Боинг», пролетавший над так называемой серой зоной - территорией между двумя фронтами, - предположительно был сбит из СЗК «Бук». Авиакатастрофы мира, происходившие с 2001 года, пополнились крупнейшим по числу жертв происшествием.

Лайнер рухнул неподалеку от Тореза Донецкой области. Приезд экспертной группы для расследования крушения затянулся, да и после прибытия международных экспертов их работа была осложнена непрекращающимися военными действиями. Результаты расследования выявили, что самолет действительно был сбит ракетой. В катастрофе погибли 298 человек.

Катастрофа грузового АН-32Б в Заире

Российский грузовой самолет, совершавший внутренний рейс в Заире в 1996 году, не смог взлететь и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Совсем рядом с ВПП находился рынок, в который и врезался самолет. Авария произошла по причине перегрузки самолета, а также вследствие ошибки экипажа. В результате инцидента погибли 298 человек на земле, один из которых находился в самолете - происшествие попало в список «Самые страшные авиакатастрофы мира». Среди погибших числятся преимущественно женщины и дети. Расправы толпы над экипажем самолета удалось избежать только вследствие скоординированных действий полиции.

Несомненно, покорение человеком воздушного пространства можно отнести к одному из величайших событий. Но к превеликому сожалению, именно при этом процессе погибло много смелых испытателей, которым нужно было опробовать в воздушном пространстве работу первых самолетов.

В настоящее время, воздушный транспорт является самым удобным, быстрым и комфортным. Ведь именно на самолете можно быстро преодолеть огромное расстояние. Но авиатранспорт, который кажется таким большим и надежным как на поверхности земли, так и в небе, все же может столкнуться с многочисленными проблемами, которые приводят к авариям. Какие были самые страшные авиакатастрофы мира, мы рассмотрим в этой статье, причем нелишним будет привести рейтинг. Ведь причиной возникновения аварий являются самые разные факторы. Мы рассмотрим крупнейшие авиакатастрофы в виде ТОП-10.

Число жертв – 290. В начале июля 1988 года крейсером Соединенных Штатов Америки был сбит аэробус, принадлежавший иранскому государству. Трагедия произошла в районе Персидского залива. По статистическим данным погибших было 290 человек, среди которых 65 несовершеннолетних детей. Как сообщили власти Соединенных Штатов Америки команда морского судна приняла аэробус за военный истребитель, поэтому был открыт огонь «на поражение».

Место №9: 1980 год, катастрофа вблизи Эр-Рияда

Летом 1980 года произошла ужасная трагедия в районе города Эр-Рияд. В авиакатастрофе не смогли выжить ни пассажиры самолета, ни члены экипажа. Всего она забрала жизни 301 человека. У этих людей был шанс на спасение, однако служба аэропорта Эр-Рияды не проявила сноровку и находчивость, что не позволило своевременно открыть аварийный выход из воздушного транспорта. Двери были открыты, но, к сожалению, поздно, так как после приземления прошло более 20-ти минут, а это спровоцировало моментальное воспламенение салона. Огонь не позволил никому покинуть воздушный транспорт, поэтому все люди погибли ужасной смертью. Почему дверь так долго не открывалась, так и не удалось выяснить.

Находясь в небе на борту этого авиатранспорта, специальный прибор известил о начале возгорания в отсеке, перевозившем грузы пассажиров. Капитан самолета принял решение развернуть воздушный транспорт и приземлиться в аэропорту близ города Эр-Рияд, так как разобраться с имеющейся инструкцией о пожаротушении команда, не владеющая иностранным языком, самостоятельно не могла.

Место №8: 1996 год, крушение воздушного транспорта Ан-32Б

Число жертв – 298. Российский авиатранспорт должен был перевезти груз, на борту находились члены экипажа и ответственный за транспортировку товара, подданный Заира. Взлет должен был осуществиться из столицы Конго, но во время него авиатранспорт не смог оторваться от земли. Взлетная полоса не имела ограждений, поэтому самолет оказался на рынке, расположенном вблизи взлетной полосы. Повреждения привели к возгоранию, последовал взрыв, унесший жизни 297 людей, включая всех находившихся на борту. Причиной крушения стал перегруз товара для транспортировки.

Место №7: июль 2014 года, крушение Боинга-777

Количество жертв – 298. Летом в 2014 году Боинг-777, принадлежавший малазийской авиакомпании, совершал рейс из Амстердама, местом приземления должен был стать – Куала-Лумпур. В районе Донецка, на Украине, где наблюдалось противостояние, был найден сбитый самолет. Ни украинская, ни русская сторона не взяла на себя вину за это преступление.

Самолет с горящим двигателем

Место №6: лето 1980 года, авиакрушение Боинга-747

Количество жертв – 329. Самая крупная авиакатастрофа в мире над водным пространством случилась летом 1980 года. К сожалению, никто не смог спастись. Как пассажиры, так и экипаж стали жертвами крушения. Трагедия постигла Боинг-747, который принадлежал индийской авиакомпании над водными просторами Атлантического океана, которые считаются нейтральными. Авиалайнер осуществлял перелет «Монреаль-Бомбей», неожиданно для всех на его борту раздался ужасающий взрыв. Все произошло настолько стремительно, что команда не успела даже отправить на Землю сигнал о бедствии. В результате взрыва воздушное транспортное средство было разрушено в небе. После того как был найдет бортовой самописец, эксперты смогли установить, что авария была организован террористами. Ответственность за теракт взяли на себя сикхские экстремисты.

Место №5: март 1974 года, крушение самолета DC-10

Количество жертв – 346. Весной 1974 года турецкий авиалайнер, вылетевший из Парижского аэропорта, упал спустя 6 минут полета. Воздушный транспорт был обнаружен в лесу Эрменонвиль, выживших людей отыскать не удалось. Причиной крушения самолета стала поломка замка в двери ведущей к грузовому отсеку. В момент набора высоты неисправный замок не выдержал перегрузки, в ходе чего дверь нараспашку открылась. Вследствие этого образовалась декомпрессия, которая под действием взрывной волны повредила систему, отвечающую за управление воздушного транспорта. Авиалайнер потерявший управление вошел в, так называемое «пике», падение самолета длилось 1,5 минуты, пока транспорт не достиг поверхности земли. К сожалению, после этой трагедии крупнейшие авиакатастрофы пополнились еще одной трагедией.

Место №4: ноябрь 1996 года, крушение двух авиалайнеров – Боинг-747 и Ил-76

Количество жертв – 349. Воздушный транспорт терпит крушение по многим причинам:

  • вследствие технических неполадок;
  • из-за террористических актов;
  • при непредвиденных ситуациях;
  • по вине экипажа.

Именно безответственность людей привела к еще одной страшной трагедии, которая произошла в 1996 году, осенью. В районе города Чархи Дадри произошло крушение самолетов Ил-76 и Боинга-747, пилоты которых не справились с управлением авиалайнеров в небе, из-за непонимания иностранного языка пилотом, управляющим Ил-76. Недопонимание стало причиной того, что самолет снизился до недопустимого уровня, что и привело к неизбежному столкновению. Эта самая крупная авиакатастрофа мира произошла из-за человеческого фактора, в ходе крушения погибли 349 людей. На месте катастрофы были найдены выжившие, 4 человека, но, к сожалению, им не была оказана своевременно помощь, поэтому они скончались, не доехав до ближайшей больницы.

Место №3: август 1985 года, трагедия на борту авиалайнера Боинг-747

Летом 1985 года трагическая участь постигла самолет, летевший по маршруту «Токио-Осаку». Воздушный транспорт пробыл в небе всего 12 минут, как стала работать с перебоями гидросистема, после услышанного командой негромкого хлопка. Более получаса экипаж воздушного транспорта старался развернуть авиалайнер и совершить посадку в ближайшем аэропорте. Для этого команда пыталась использовать всю тягу, вырабатываемую двигателем, так как рулевая система полностью отказалась работать. Но несмотря на огромные усилия всего экипажа, авиалайнер не удалось доставить к аэропорту, судно потерпело крушение, врезавшись в гору под названием Оцутака. Крушение произошло на высоте 1,7 километра. Чтобы прибыть к месту трагедии спасательным командам потребовалось более 12 часов, но не смотря на такое длительное время им удалось найти 4-ех выживших пассажиров, среди которых было двое детей. Число погибших в этой аварии – 520 человек.

Место крушения авиалайнера

Место №2: март 1977 года, крушение двух Боингов-747

Весной, в 1977 году, произошла еще одна ужасная трагедия, лишившая жизни 583 человек. Она случилась из-за человеческого фактора, что и привело к столкновению двух Боингов-747. Самолеты столкнулось друг с другом, осуществляя взлет вблизи аэропорта, расположенного в городе Лос-Родеос, из-за неверной команды, которую озвучил диспетчер одной из авиакомпаний. Эта трагедия заставила мировую авиацию очень тщательно пересмотреть ранее используемые меры по безопасности.

Место №1: осень 2001 года, теракт на борту самолета

Самая большая авиакатастрофа в мире была совершена по вине террористической организации, которая именовала себя «Аль-Каидой», 11 сентября 2001 года. В страшный сентябрьский день террористы захватили сразу 4 воздушных транспорта, на борту которых находились лишь гражданские лица и экипаж. 2 авиалайнера были перенаправлены террористами в известные на весь мир американские башни, чтобы протаранить их. Третий самолет вынужден был протаранить здание Пентагона. Четвертый воздушный транспорт террористическая организация перенаправила в Пенсильванию. В этом штате и осуществилось крушение последнего гражданского самолета. Эти крупнейшие авиакатастрофы в общей сложности забрали жизни 2977 людей, жертвами катастроф стали.

На Западе разгадали причину катастрофы Ан-148, но теракт не исключается

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по данным расшифровки бортовых самописцев уже назвала предварительную причину крушения самолета Ан‑148 в Подмосковье. По данным экспертов, ею могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева. Но пока это только преварительные итоги. Расследование будет продолжаться. Уже даже Соединенные Штаты высказали желание оказать России помощь в расследовании авиакатастрофы Ан-148 в Подмосковье. Об этом заявил президент Дональд Трамп в телефонном разговоре с Владимиром Путиным , сообщает Associated Press со ссылкой на пресс-службу Белого дома.

Напомним, во время предыдущего телефонного разговора - в декабре 2017 года президент России благодарил своего американского визави за сведения, которые помогли предотвратить теракт в Петербурге.

В этой связи интересно мнение одного из пилотов авиакомпании «Саратовские авиалинии», который летал по маршруту Москва - Орск, в том числе вместе с пилотом погибшего Ан-148 Валерием Губановым. Его публикует «Радио Свобода », без указания имени-фамилии источника.

«Это теракт , по моему мнению. И это не только моя версия, но и многих пилотов нашей авиакомпании, с которыми я поговорил. Ни от ошибки пилотирования, ни от необработки жидкостью самолет бы не развалился в воздухе, а его обломки не раскидало бы в радиусе одного километра», - считает летчик.

По его словам, если бы самолет развалился от удара о землю, то тела и обломки лайнера лежали бы рядом, компактно . «В таких случаях многих погибших находят в их креслах. А тут по частям всех собирают… Это значит, что на борту был мощный взрыв, иначе бы их так не разнесло», - добавил он.

Действительно, по состоянию на 8 часов утра 13 февраля в районе падения Ан-148 было обнаружено около 1,5 тысяч фрагментов тел погибших (в самолете было 65 пассажиров и 6 членов экипажа) и 500 фрагментов воздушного судна. Для этого пришлось обследовать площадь в 30 гектаров.

Оба «черных ящика» были найдены и отправлены в лабораторию. Впрочем, Следственный комитет , не дожидаясь результатов их расшифровки, объявил, что нарушения целостности лайнера в воздухе не было, а взрыв и возгорание произошли в момент столкновения самолета с землей.

Известно, что в период с 2010 по 2015 год произведенный в Воронеже Ан-148 (бортовой номер RA-61704) эксплуатировался государственной авиакомпанией «Россия ». За это время случилось как минимум два серьезных инцидента, связанных с работой двигателей. В 2016 году «Россия» передала проблемный борт в сублизинг «Саратовским авиалиниям».

В ноябре 2017 года в ходе проверки компании Ространснадзором были выявлены нарушения в обслуживании погибшего Ан-148. «Периодичность замены масла и промывки фильтра в соответствии с программой технического обслуживания должна составлять 375 летных часов. На этом борту эти работы проводились с периодичностью 750 часов», - сообщил источник «МК» в ведомстве.

Западная пресса уже назвала мелкие региональные российские компании «бичом российской гражданской авиации». По словам работающей в России шведской журналистки Анны-Лены Лаурен , она всегда чувствует неуверенность, когда приходится летать самолетами российских авиакомпаний, специализирующихся на внутренних рейсах и если есть возможность, выбирает «Аэрофлот».

На авиафорумах последнюю катастрофу сравнивают с крушением Ан-148 в Белгородской области в 2011 году. Тогда погибли 6 человек - все находившиеся на борту.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов не видит явных свидетельств в пользу одной из версий крушения.

Как профессионал я всегда опираюсь на факты. Особенность этой катастрофы Ан-148 в том, что самолет не терял скорость. То есть, он не падал хаотично, а даже до приземления имел приличную скорость. По данным «Флайтрадара», это около 600 километров в час. С такой скоростью на такой малой высоте летают истребители. Почему так случилось и должна понять комиссия, созданная по поручению президента.

Кстати, очень хорошо, что на месте падения самолета первыми были сразу два федеральных министра: транспорта и МЧС. Ведь там понадобились сразу огромные ресурсы. И министры справились с этой задачей. Разбили городок, обеспечили техникой и т. п. Отчасти поэтому удалось быстро найти оба самописца. Там записано все: работа двигателей, рулей, других механизмов, отклонение скорости и т. д.

Теперь главная задача - расшифровать их и установить причину аварии , чтобы в дальнейшем исключить такого рода катастрофы. Пока же я не вижу ни одной объективной причины для этого. Погода была великолепная, самолет новейший, экипаж подготовленный…

«СП»: - Не является ли системной причиной подобных катастроф небольшой размер региональных перевозчиков, возможно, не уделяющих должного внимания безопасности? Когда-то это был Саратовский авиаотряд - часть гигантского «Аэрофлота»…

- «Аэрофлоту» не интересны рейсы, которые выполняют «Саратовские авиалинии». Региональные перевозчики выполняют очень важную социальную функцию, так как возит пассажиров на небольшие расстояния. Например, летают из Благовещенска в Хабаровск, из Хабаровск в Иркутск и т. п. Там крайне необходима такая техника - до 100 пассажирских мест, которой нет у «Аэрофлота». На таких линиях эксплуатируются наши Як-42 и Ан-148. Это позволяет дать дорогу отечественному самолетостроению.

По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова , говорить о теракте пока преждевременно.

В Петербурге американцы предупреждали нас о готовящемся теракте. Чем они могут нам помочь в данном случае, я даже не представляю. Аэропорт отечественный, самолет наш, да и наши специалисты по взрывчатым веществам уж точно не хуже, чем американцы.

«СП»: - Все зависит от версии, к которой склоняется расследование…

Информации разного рода о катастрофе сейчас очень много, но она никак не складывается в какую-то стройную общую картину. Пока называют три версии: пожар двигателя, не облили самолет антиобледенителем и теракт. Но пока нет ни одного факта, который сформировал бы приоритетную версию.

Если бы самолет был покрыт льдом, он упал бы сразу за аэродромом. Если бы у самолета отказал двигатель, он не упал бы камнем вниз - самолет прекрасно летит и с одним двигателем. Он мог спокойно совершить круг и сесть. Даже с двумя отказавшими двигателями он продолжал бы планировать, а не лететь камнем вниз . Это не картошка, это самолет, у него есть крылья.

То же самое по теракту. Как известно, самолет прежде чем упасть выполнял некие «маневры». Сначала взлетел, потом начал снижаться, потом опять поднялся вверх. Возможно, тут какие-то проблемы технического характера. Тем более, что место падения локализовано. Самолет не взорвался в воздухе. Вспышку от взрыва видели уже на земле.

«СП»: - И все же…

С таким же успехом я могу придумать еще несколько версий… Например, сказать, что в двигатель самолета попала птица. Могло это случиться? Да. Такое бывает. Но доказательств этому нет. Точно также, как нет и доказательств других версий. Думаю, даже те, кто сейчас в поле, на месте падения, не смогут сказать в чем тут дело. Придется ждать расшифровки бортовых самописцев.

«СП»: - Западные СМИ пишут, что российские региональные перевозчики менее безопасны по сравнению с крупными компаниями. Раз так, может они нам не очень-то и нужны?

В России всего около сотни авиакомпаний. Из них первые 15 крупные, а все остальные мелкие. Для такой огромной территории это немного. А в тех же США тысяча авиакомпаний и никто не жалуется. Прямой зависимости между размерами авиакомпании и ее финансовым состоянием и ответственностью за вопросы безопасности нет. Правила написаны для всех одинаковые, проверяют всех одинаково.

Причем, на примере «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» мы видим, что крупные компании могут иметь не меньше проблем, чем мелкие. Где гарантия, что они обеспечивали безопасность на должном уровне? Это может гарантировать только регулятор, который контролирует и проверяет и крупные, и мелкие, и средние компании. К тому же количество перевозчиков регулирует рынок. Раз в стране сотня компаний, значит они нужны.

Вообще, трудно представить, чтобы такие западные компании как «Люфтганза» или «Бритиш Эйрвейз» или «Эйр Франс» занимались местными перелетами на «кукурузниках». Для этого у них есть другие компании. Точно также у нас «Аэрофлот» и прочие занимаются магистральными перевозками, а небольшие компании летают между регионами. Без них никак.

Таких региональных компаний в России много, - говорит журналист Олег Лурье . - Причем у них довольно странные владельцы. К тем же «Саратовским авиалиниям» имеет отношение Сергей Евстафьев , друг и партнер Анатолия Чубайса . Была такая история с «коробкой из-под ксерокса». Тогда Евстафьев и Сергей Лисовский выносили полмиллиона долларов «черного нала» из Белого дома. Есть данные, что в «Саратовских авиалиниях» Евстафьеву принадлежит 55 процентов. Но связывать это обстоятельство с катастрофой не приходится. Среди региональных компаний есть и довольно успешные.

В свою очередь авиационный диспетчер Сергей Полозов склоняется к тому, что причиной катастрофы мог стать человеческий фактор.

- Версию теракта исключить нельзя, но я в этом мало уверен. Скорее, здесь цепочка событий технического характера. И человеческий фактор может присутствовать. Потому что если посмотреть мировую статистику катастроф последнего времени, то видно, что там все чаще присутствует именно человеческий фактор. Раньше этого было меньше.

«СП»: - Почему так?

Развитие авиационной промышленности не стоит на месте. Появляются новые типы воздушных судов с надежными системами аэронавигационного оборудования. Но поскольку бортовые самописцы уже нашли, то скоро все станет известна точная причина катастрофы.

«СП»: - Но в России по статистике катастрофы случаются чаще…

Катастрофы случаются везде. Отказы техники, ошибки пилотирования происходят везде. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Россия здесь никак принципиально не отличается. Но безопасность в любой авиакомпании стоит на первом месте. На это «заточены» все стандарты. Потом уже экономичность, регулярность и прочее. Кстати, воздушный транспорт, по статистике, является самым безопасным транспортом в мире по сравнению с железнодорожным и автотранспортом.

11 февраля 2018 года, в 14:27 по московскому времени всю Россию поразило несчастье – разбился самолет АН 148, летевший из Москвы в город Орск. Причины крушения самолета АН 148, исходя из последних новостей, точно не известны, но специалисты по всему миру работают над тем, чтобы узнать, что же произошло.

Хронология

Трагическое событие развивалось следующим образом.

Самолет должен был взлететь в 14 часов 20 минут, однако только через 21 минуту он вылетел из аэропорта Домодедово. В аэропорту в этот день была плохая погода для полёта – сильный липкий снег, температура по Цельсию составляла -5 градусов. Спустя 7 минут полёта, АН 148 исчез с радаров. За некоторое время перед исчезновением связи, самолет спустился на 1000 метров, а последняя отметка скорости составляла 615 км в час. Никто из состава экипажа не вышел на связь.

Поисково-спасательная группа сразу же выдвинулась на поиски. Обломки АН 148 находились в 1 километре в западном направлении от Степановского села Раменского района, что в Подмосковье. Обломки лайнера были обнаружены на площади тридцати гектаров. Никто из находящихся в самолете не выжил.

Следственный комитет РФ сразу же возбудил уголовное дело по 263 статье Уголовного кодекса, в которой рассматривается нарушение правил безопасности и эксплуатирования воздушного транспорта, в результате чего повлекло за собой гибель более двух или трех человек. Межгосударственный авиационный комитет также начал своё расследование.

Уведомление о катастрофе отправили на Украину, так как именно эта страна разработала этот лайнер, а также разработала и произвела двигатели для него. Украина сразу же назначает уполномоченных представителей, а также экспертов и криминалистов, ведь они тоже будут участвовать в расследовании и предлагать собственные версии катастрофы.

Версии крушения самолета АН 148

Многие, не только родственники погибших, хотят знать о причинах крушения самолета АН 148. Первым предположением было столкновение с вертолетом Почты России. Объясняли эту версию наличием на месте крушения писем. Однако на Почте России эту версию даже не восприняли всерьез, ведь в то время ни один из воздушных судов не вылетал, а вертолетов у них нет. Некоторые жители, путаясь в показаниях, сказали, якобы видели некое воздушное судно, которое рухнуло недалеко от их села. Однако никто из очевидцев не смог назвать достоверных причин крушения.

Некоторые говорили, будто командир АН 148, Валерий Губанов, обращался к диспетчерам о неисправности самолета и просил разрешения совершить аварийную посадку. Вскоре это опровергли – в записи диспетчеров такого обращения не было.

Жители сразу почувствовали сильные толчки, произошедшие в результате крушения, а также громкий взрыв. Самолет упал на кукурузное поле, в трехстах метрах от строящихся частных домов. Местные жители сразу отправились на место катастрофы, именно они и заметили письма, валяющиеся на площади крушения, что они восприняли как столкновение с вертолетом Почты России. Однако вскоре было установлено, что это лишь рекламные листовки и буклеты, выдаваемые пассажирам.

Существует версия террористического акта, однако ее особо не рассматривают, так как на обломках АН 148 не нашлось даже малейших признаков любого взрывчатого вещества.

Основные причины крушения самолета АН 148 выдвинулись Межгосударственным авиационным комитетом:

  • плохая погода;
  • неудачное управление лайнером;
  • техническая неисправность.

Эксперты установили, что во время крушения, самолет был целым, возгорания не происходило, а взрыв прошел только во время столкновения АН 148 с землей. Самолет пикировал вниз и упал на землю практически вертикально. Это официально подтверждено. Также имеется версия, пока не проверенная специалистами, о том, что двигатели лайнера находились в рабочем состоянии до столкновения с землей. Само падение самолета смогла зафиксировать камера, установленная на одном частном доме.

12 февраля были найдены речевой и параметрический самописцы. Они находились в немного поломанном состоянии, однако информация, находящаяся в них, сохранилась. Спустя некоторое время, Межгосударственный авиационный комитет завершил работу по расшифровке «черных ящиков» и выдвинул предварительные причины крушения АН 148.

Настоящая причина крушения

МАК совершил расшифровку параметрического регистратора. Причина крушения самолета Ан 148 теперь ясна – пилоты совершили грубую ошибку в управлении, а причиной тому стало недостоверность данных скорости лайнера на приборах.

Скорее всего, приемник полного давления вышел из строя благодаря его обледенению, что и стало причиной расхождения в показателях скорости. Из-за чего же произошло обледенение приемника?

Приемники полного давления могут работать в теплых условиях, для этого специально включают обогрев. Во время полета, по неизвестным причинам, обогрев оказался отключенным.

Речевой самописец, согласно журналу «Коммерсант», подтвердил расшифрованные данные с параметрического черного ящика. Пилоты лайнера заметили расхождения в данных о скорости АН 148. Зная, что это может стать причинной крушения самолета, они стали решать эту проблему, однако это трудно было сделать, поэтому пилоты начали ругаться. Зафиксировав низкую скорость на датчиках, управляющие самолетом направились вниз, однако вскоре они потеряли управление и, практически под прямым углом, разбились о землю.

Издательство RNS сообщает о том, что АН 148 не проходил проверку против обледенения. Однако существуют и сомнения в этой версии. Так Андрей Литвинов, летчик с большим стажем, уверяет, что при обледенении лайнер кренится на крыло и не может взлететь, что нельзя сказать о самолете АН 148, который сразу набрал высоту. Многие винили в катастрофе человеческий фактор – пилоты, обнаружив несоответствие показателей, совершили целый ряд грубых ошибок, приведших к крушению и смерти 65 пассажиров и 6 работников. Сразу же поступили предложения о повышении квалификации пилотов.

Впрочем, это не единственные меры, которые приняли после катастрофы российские авиационные компании.

Реакция на крушение самолета

«Саратовские авиалинии», выпустившие этот лайнер, представили документы о полной исправности АН 148. Но все же руководители приняли решение – они сняли все модели АН 148 с совершаемых ими рейсов до окончания расследования крушения. 16 февраля была проведена внеочередная проверки пригодности самолетов АН 148. После ее зафиксированных положительных итогов, «Саратовские авиалинии» возобновили выпуск лайнеров.

Российская авиация также приняла различные меры по обеспечению безопасности при использовании воздушного судна. К примеру, на тренажере АН 148 будут проведены имитационные полеты при возникновении неожиданных ситуаций. Только после этих учебных полетов будет дана полная рекомендация о самом лайнере и о работе сигнализаций в условиях опасности в самой кабине АН 148.

Предполагается, что благодаря этому станут более ясны причины крушения самолета АН 148 и количество крушений значительно уменьшится.

Поисково-спасательные операции ведутся до сих пор. Работники МЧС нашли на месте катастрофы более 1600 фрагментов останков тел погибших, ведется их опознание и идентифицирование. По данным спасателей, полная идентификация будет возможна спустя несколько месяцев. Группам МЧС не сразу удалось обнаружить останки погибших, сильно пострадавших в результате крупного взрыва.

В Московской и Оренбургской областях 11 февраля был единогласно признан Днем траура по погибшим.

Президент России, премьер-министр Дмитрий Медведев, главы субъектов России, а также многочисленный штат высокопоставленных чиновников, главный секретарь Совета Европы, президент США и многие другие политики высказали свои искренние соболезнования родственникам погибшим.

Семьям летевших на этом рейсе пассажиров предоставят материальную компенсацию, размер которой составляет два миллиона рублей.

На борту самолета находились 65 людей, в их числе и 3 несовершеннолетних – самому младшему было 5, одному подростку 15 и самому старшему было 17 лет. Пассажирами были люди из разных городов страны, а также были граждане зарубежных держав – швейцарец и азербайджанец. Сразу было установлено, что все они погибли моментально, от сильного удара об землю.

По последним новостям однозначно ясно, что реальная причина крушения самолета АН 148 еще не выявлена. Однако догадки народа и специалистов заставляют людей вновь беспокоиться о террористической нестабильности в стране.



Похожие публикации