Какие авиалинии летают. Самые надежные авиакомпании мира и россии

Вопрос безопасности перелётов - один из самых актуальных вопросов, которым, так или иначе, задаются все путешественники. Вне зависимости от дальности, любой турист хочет, чтобы часы и минуты, проведённые в небе, были максимально спокойными и комфортными.

Зачастую выбор авиакомпании, которая и осуществляет перелёт, полностью влияет на все эти факторы. Ежегодно международными компаниями составляются рейтинги авиакомпаний, отражающие всю работу перевозчика и его главный показатель для пассажира - безопасность.

Портал Vipgeo представляет самые безопасные авиакомпании России и мира, согласно международным рейтингам и авторитетным изданиям.

Важно: Список авиакомпаний составлялся на основе рейтинга Европейского агентства по авиационной безопасности - EASA. В мире существует ещё несколько подобных агентств, и их данные могут незначительно отличаться.

Безопасные авиакомпании России

Согласно данным европейских агентств, на 2019 год авиакомпания «» признана самым безопасным перевозчиком, зарегистрированным на территории России. Ей был присвоен самый высокий рейтинг в 0,24 балла, из расчёта - чем ближе к единице, тем опаснее полёты этим перевозчиком.

Рейтинг составляется на основе проверки общего состояния лайнеров, пунктуальности и соответствии стандартам по документам и международным законом. Что касается авиакатастроф, то с 1993-го года у уральцев не было ни одного инцидента с человеческими жертвами.

«S7»

На втором месте по безопасности находится крупнейший уже за Уралом авиаперевозчик «S7 », ранее известный, как компания «Сибирь». У «сибиряков» парк самолётов старше, чаще всего в компании на регулярных рейсах работают 15-20-летние Аэробусы и Боинги. Впрочем, техническое состояние самолётов у международных комиссий нареканий не вызывало никогда.

Крупнейшие авиакатастрофы этой компании произошли в начале 2000-х годов, когда в общей сложности погибло более 300 человек. С тех пор уровень безопасности перевозок «S7» отвечает всем международным стандартам, а прецедентов, кроме двух аварийных посадок, зафиксировано не было.

Насчёт крупнейшей и старейшей авиакомпании России - «» - на сегодняшний день больше всего споров. С одной стороны, они имеют самый внушительный бюджет и позволяют регулярно обновлять свой парк самолётов. А вот с другой, серия катастроф в 90-х годах серьёзно подпортила репутацию, некогда гиганта перевозок. Поэтому сейчас - только третье место и 0,38 балла.

Но главное, что стоит сказать об «Аэрофлоте», это то, что компания - единственный из российских перевозчиков, стабильно попадающий в международные рейтинги. Правда, то же агентство JACDECв 2019-м году поместило «Аэрофлот» лишь на 36-е место в списке самых безопасных авиакомпаний мира.

Зарегистрированная в Ханты-Мансийске компания «» сегодня - один из самых востребованных перевозчиков в стране, имеющий десятки внутренних и международных направлений.

Что интересно, основу парка компании составляют новые самолёты средней вместимости марки ATR, что делает перевозчика своеобразным лидером в коротких региональных рейсах.

Авиакатастрофы у «ЮТейр» случались, но последний крупный инцидент случился в 2014-м году с грузовым вертолётом МИ-8. Пассажирские самолёты летают без происшествий.

Безопасные авиакомпании мира

Рейтинг самых безопасных авиаперевозчиков в мире в 2019-м году заслуженно возглавила компания «», зарегистрированная в Гонконге. Она на рынке с 1946-го года, и за последние три десятилетия единственным происшествием, связанным с её самолётами стала жёсткая посадка пассажирского лайнера, летевшего из Индонезии.

На сегодняшний день «CathayPacificAirways» обслуживает десятки стран, включая всю Юго-Восточную Азию, Европу, США и Россию. С недавнего времени компания запустила даже русскоязычный сайт, с возможностью бронирования билетов.

Несмотря на инциденты 2017-го года, перевозчики Арабских Эмиратов продолжают занимать второе место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира. И лучшей из лучших считается компания «». Они ежегодно обновляют парк судов, а также регулярно улучшают качество обслуживания пассажиров - от эконом-класса, до первого класса.

Для российских туристов компания «Emirates»важна хотя бы тем, что она сотрудничает с «S7» организуя в Дубае и Абу-Даби стыковочные рейсы на Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Мальдивские острова. Кроме того, в 10-ти российских городах есть возможность прямого чартерного вылета самолётами этой компании.

«EVAAir»

Третье место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний занимает ещё один китайский перевозчик - «EVAAir ». Он начал работу в 1989-м году, и за годы существования не допустил ни одной авиакатастрофы с человеческими жертвами. Единственные прецеденты были связаны с жёсткой посадкой в США.

К сожалению, российские путешественники могут воспользоваться услугами этой авиакомпании только в азиатских аэропортах.

«QatarAirways»

И четвёртое место, согласно рейтингам безопасности авиакомпаний 2019-го года прочно заняли ближневосточные самолёты от компании «». Базируется перевозчик в Дохе и обслуживает 160 направлений по всему миру. С 1993-го года у компании было всего два происшествия, но оба обошлись без человеческих жертв.

Перевозчик имеет огромный парк судов из Боингов и Аэробусов. Что привлекательно для российских туристов - катарские самолёты регулярно совершают перелёты через Москву, Санкт-Петербург и Воронеж.

Так ли опасны лоукостеры, как о них говорят?

В последнее время из-за участившихся сообщений об авиакатастрофах лоукостеров многие туристы начали отказываться от дешёвых перевозчиков, искренне веря в то, что компании намерено экономят на безопасности ради количества проданных билетов. Но насколько это правда?

Туристы с большим опытом полётов на лоукостеров утверждают, что слухи и домыслы - не более чем преувеличения. Да, проблемы с лоукостерами есть, но ключевой причиной катастроф, как и везде, становится человеческий фактор. Ссылки на якобы старые самолёты нашей «Победы» и других дешёвых компаний - фальсификация. Сомневающихся участники обсуждений отправляют на официальные сайты перевозчика.

Если серьёзно подходить к вопросу, то главная проблема лоукостеров - это отсутствие должного комфорта при перелёте, но никак не безопасности пассажиров. Если вы выбираете дешёвый рейс, нужно знать, на чём вы экономите. Если же боитесь - вам прямая дорога в кассы крупных авиакомпаний.

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка - старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка - проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит . Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.


Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК )», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150-200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.


Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012-2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40-60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,) — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20-23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро» в среднем было 18,6 года (флоту S7 — 9,2 года, а UTair — 14 лет). В 2005-2008 годах многие российские авиакомпании, включая перевозчиков «большой четверки», когда цены на топливо пошли вверх, массово обновили парк, предпочтя самолеты с меньшим расходом горючего. В частности, и этим объясняется довольно молодой флот зарубежных самолетов в России, отмечает Фридлянд.

С 1 апреля 2001 года вступили в силу нормы Международной организации гражданской авиации (ICAO), установившие пониженные уровни шума двигателей самолетов, летающих в Европе. Под новые критерии не попали почти все советские и российские самолеты того времени: Ту-134, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-86. Таким образом, авиакомпании, активно летавшие в Европу и следовавшие транзитом над европейскими странами, были вынуждены сменить старые шумные машины на новые импортные.


Лоукостер «Победа» — самый молодой российский авиаперевозчик с самым молодым парком. Их Boeing в среднем всего год (Фото: ТАСС)

Существенная вилка между средним возрастом самолетов разных компаний есть и за рубежом. Согласно рейтингу агентства Bloomberg , составленному в январе 2013 года, у американской Delta средний возраст — 15,8 года, Southwest Airlines — 14,7, Aeromexico — 15,2, Lufthansa — 12,4, Air France — 11,5, Ryanair — пять лет.

Каждая компания сама выбирает, что для нее экономически более эффективно: новый или возрастной самолет, подчеркивает Миргородский. Например, покупка нового Boeing 737-800 обойдется примерно в $48-55 млн. Такая же десятилетняя модель уже будет стоить $16-18 млн, говорит глава лизинговой компании Gold"nsky Leasing Александр Кочетков. Но старые самолеты требуют и затрат на техобслуживание. Не все компании могут позволить себе заплатить такие суммы единовременно — приходится брать машины в лизинг. В России, по оценкам компании «Ильюшин Финанс Ко.», в лизинге не менее 80% эксплуатирующихся самолетов.

Именно так поступает и крупнейший игрок рынка — «Аэрофлот», собравшийся к 2025 году войти в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по выручке и пассажиропотоку. Ради этой цели авиакомпания вот уже несколько лет не только увеличивает, но и освежает свой парк, неоднократно говорил в своих интервью гендиректор Виталий Савельев. «На старом самолете сложно конкурировать на мировом рынке», — поясняет стратегию Миргородский. Более старые модели «Аэрофлот» отдает и своим «дочкам» — авиакомпаниям «Аврора», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Россия».

Но у многих компаний даже на лизинг новых самолетов денег не хватает. «Трансаэро», например, мечтавшая потеснить государственного конкурента, из-за дорогого заемного финансирования, как сама признавалась в своей финансовой отчетности, наращивала флот дешевыми зарубежными и неновыми машинами, писали «Ведомости» . После девальвации рубля в конце прошлого года лизинг для российских компаний существенно подорожал даже на старые самолеты (лизинговые платежи осуществляются в валюте. — РБК ), добавляет Миргородский. По оценкам Кочеткова, лизинг нового Boeing 737-800 в год обходится в среднем в $4,2 млн, десятилетнего — в сумму около $2 млн.

Постоянно растущий уровень безопасности полетов каждый год приносит плоды в отрасли авиации. Еще в период с 1982 по 1991 год по отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) индекс безопасности полетов Советского Союза составлял 0,08. В странах СНГ он доходил до 0,1 и чуть получше в США – 0,02. За показатель бралось отношение числа происшествий на 100 тыс. часов полета.

Внимательный анализ причин трагедий и управление безопасностью полетов вывели авиаперелеты на уровень доверия со стороны пассажиров. Опубликованные компанией IATA в 2014 г. цифры показали, что на 4,4 млн. полетов приходится 1 происшествие.

По данным Всемирного Фонда, с января 2019 года по декабрь 2020 года зафиксировано более 20 воздушных происшествий, в результате которых погибло более 700 человек. Указано что в расчет брались только гражданские самолеты с вместительностью более 14 мест.

Чтобы постоянно держать пассажиров в курсе событий авиаперевозок, ИКАО представил свой проект – Электронную библиотеку итоговых отчетов. Портал был разработан в целях проведения уроков безопасности. С помощью него можно выполнить поиск по датам происшествий и ознакомиться с отчетом комиссии.

За все время существования воздушных путей только две авиакомпании могут похвастаться нулевым процентом несчастных случаев за последние 50 лет. Это австралийская компания Quantas — работает с 1922 года, и финская Finnair – с 1923 года. По данным JACDEC в целом зарегистрировано 22 мировые авиакомпании, за время существования которых не случалось серьезных катастроф.

Ежегодно немецкая компания JACDEC публикует собственный рейтинг уровня безопасности авиакомпаний. Ее результаты исходят из тщательного анализа несчастных случаев на бортах самолетов. Мерой, по которой происходит выстраивание рейтинга, принят индекс безопасности полетов. Новым авиакомпаниям по умолчанию присваивается значение 0. Хорошим показателем без смертельных исходов считается индекс 0,001.

Важно заметить, что база данных JACDEC по авариям ограничена 30 годами. Происшествия, которые случались во время учений, перевозки грузов, тестирований в расчет не берутся. Учитываются только рейсы с пассажирами на борту. В анализе безопасности принимают участие 60 крупнейших компаний мира.

Итак, представляем 20 лидеров авиакомпаний по безопасности перелетов 2019-2020 года.

Место в списке Авиакомпания Страна Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airway Китай, Гонконг 0,006
2 Emirates ОАЭ 0,007
3 Eva Air Тайвань 0,008
4 Qatar Airways Катара 0,009
5 Hainan Airlines Китай 0,01
6 КLM Нидерланды 0,01
7 Air New Zealand Новая Зеландия 0,011
8 Etihad Airways ОАЭ 0,013
9 Japan Airlines Япония 0,015
10 TAP Portugal Португалия 0,015
11 Jetblue Airways США 0,016
12 Lufthansa Германия 0,016
13 Qantas Австралия 0,016
14 Virgin Atlantic Airways Великобритания 0,017
15 All Nippon Airways Япония 0,018
16 Air Canada Канада 0,018
17 Delta Air Lines США 0,018
18 British Airways Великобритания 0,024
19 Sichuan Airlines Китай 0,025
20 Air Berlin Германия 0,025

В 2019 году австралийский Qantas не вошел в десятку, и оказался на 13 позиции. А японская компания Japan Airlines улучшила результаты прошлого года и поднялась с 44 места на 9.

Российские авиакомпании опять не вошли в 20 лучших по безопасности. Aeroflot-Russian сместился всего на одну позицию вверх (35 место). А Transaero Airlines вообще не принимала участия в анализе JACDEC.

Экспертный взгляд Швейцарии

По мнению экспертов швейцарского агентства ATRA опираться на историческую сводку аварийности самолетов не совсем верно. По сути любой воздушный транспорт подвержен внешним факторам и случается, что шансы на выживание пассажиров в большей степени зависят от квалификации пилота. Поэтому одним из критериев расчета коэффициента безопасности рейтинга ATRA считается уровень подготовки пилотов и диспетчеров.

После длительного анализа воздушных инцидентов и несчастных случаев, ATRA вывело 15 основных критериев безопасности полета:

  • Финансовое положение компании;
  • Коэффициент занятости пассажирских кресел;
  • Количество сотрудников на борту и пилотов;
  • Общее количество километража воздушного судна;
  • Количество судов в эксплуатации и вне производства;
  • Средний возраст действующих самолетов;
  • Составляющий воздушный парк (Airbus или Boing);
  • Число самолетов под угрозой;
  • Число несчастных случаев за последние 10 лет.

Данные для расчета основываются на информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакосмического журнала Flight Global.

На свое рассмотрение ATRA выбрала 94 крупнейших по финансовым доходам авиакомпании. Из них первыми в рейтинге и самыми надежными оказались азиатские Air China, China Southern Airlines Group, американские – AMR Corporation, Delta Air Line, Southwest Airlines, United Continental Holdings, US Airways Group, европейские – Air France KLM Group и International Airlines Group (статистика 2014 года).

Европейская программа SAFA

В 2004 году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) представило свой критерий оценки надежности – коэффициент SAFA. В отличие от растиражированных публичных рейтингов, на данный момент SAFA считается самым достоверным показателем надежности. Его признали все эксперты мирового авиасообщения. SAFA является своего рода итоговой оценкой Международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA)

Стоит заметить, для того чтобы получить сертификат IOSA, компании необходимо выдержать проверку более чем по 1000 пунктов требований безопасности полетов.

Суть присвоения коэффициента состоит в выборочной проверке иностранных самолетов, приземляющихся в ЕС, инспекторами Еврокомиссии. Предугадать, когда состоится проверка невозможно. Борт самолета подвергается тщательному осмотру по 54 пунктам на предмет технического состояние, возраста судов и документации. Из недочетов судна как раз выводится коэффициент SAFA.

Впоследствии, если проверенные самолеты одной авиакомпании набирают определенное количество штрафных баллов, то сама компания вносится в черный список ЕС. Таким образом, проводится постоянное управление и повышение безопасности полетов над территорией ЕС.

К сожалению, специалисты SAFA держат свои заключения в закрытом доступе. Известно одно, чем выше коэффициент компании, тем ниже ее надежность. Критическим порогом считается коэффициент 1.95. Авиакомпании получившие такую отметку входят в красную зону и попадают под прицел внимательного и регулярного наблюдения Еврокомиссией.

Российские компании, прошедшие проверку после сертификации EASA, предоставили свои оценки по коэффициенту безопасности.

Безопасность полетов. Документальный фильм

Значения ниже 0,4 получили самолеты авиаперевозчиков «Уральские авиалинии», «Авиакомпания Сибирь», «Аэрофлот».

0,4-0,5 – «ЮТейр», «Глобус»;
0,5-0,8 – «Ямал», «Ред Вингс», «Оренбургские авиалинии», «Аэрофлот-Норд», «Северный ветер»;
0,8 – 0,9 – «Донавиа», «ГТК Россия»;
1,08 – «Трансаэро»;
1,25 – «Скай Экспресс».

К порогу «красной зоны» приблизились компании «Владивосток-Авиа», «Башкортостан», «Авиалинии Дагестана».

ТОП бюджетных компании по безопасности полетов от авиационного портала Airline Ratings

Оценивание портала ведется по семи звёздочной системе. Каждая звезда присваивается за определенные показатели, такие как число и характер происшествий, качество работы персонала и сервиса.

Участие в рейтинге берут 449 авиакомпаний. После того как звезды выставлены, Airline Ratings составляет топ лучших и худших авиаперевозчиков. Полученный список самых безопасных компаний мира мало чем отличается от мнения немецкого JACDEC и других экспертов.

А вот топ бюджетных компаний (лоукостов) точно порадует будущих пассажиров. Итак, представляем вам победителей номинации:

В топ небезопасных перевозчиков 2020 г. попали компании из Индонезии, Непала и Суринам. Они получили 1 или 0 звезд:

Batik Air SrivijayaAir
Bluewing Airlines Trans Nusa
Citilink Trigana Air Service
Kal-Star Aviation Wings Air
Lion Air Xpres Air

Что, в первую очередь, хочет получить пассажир от авиаперевозчика? Это комфорт, надежность и безопасность. Также он не откажется от приемлемого уровня сервиса и, конечно, же не будет против пунктуальности сотрудников компании: вряд ли кому-нибудь из нас понравятся длительные задержки рейсов.

Руководствуясь этими запросами клиентов авиалиний, мы составили рейтинг лучших российских авиакомпаний , который основан на экспертной оценке нескольких независимых консалтинговых агентств и мнении пассажиров, уже использовавших услуги перевозчиков.

ТОП-10: Лучшие авиакомпании России рейтинг на 2020

Чтобы рейтинг был наиболее правдивым и разносторонним, мы использовали в статье смешанную статистику. Во-первых, это прямой опрос клиентов, во-вторых, оценка экспертов. Сотрудники некоторых консалтинговых агентств, под видом «тайных пассажиров», на личном опыте проверяли уровень сервиса: стоимость билетов, качество питания на борту самолета, общий уровень обслуживания и время задержек при вылетах (если они были). Суммарная оценка была сведена нами в графу «Общий рейтинг» нашей таблицы.

Место Название Общий рейтинг Положительные рекомендации клиентов
🏆 10 ✈ Нордавиа ⭐ 3,21 из 5 👍 40 %
🏆 9 Red Wings Airlines ⭐ 3,40 из 5 👍 37 %
🏆 8 Nordwind Airlines ⭐ 3,42 из 5 👍 45 %
🏆 7 ✈ Utair ⭐ 3,48 из 5 👍 44 %
🏆 6 ✈ Метроджет ⭐ 3,64 из 5 👍 67 %
🏆 5 ✈ Аэрофлот ⭐ 3,79 из 5 👍 55 %
🏆 4 ✈ S7 Airlines ⭐ 3,84 из 5 👍 58 %
🏆 3 ✈ Россия ⭐ 3,86 из 5 👍 62 %
🏆 2 ✈ Ямал ⭐ 4,14 из 5 👍 72 %
🏆 1 ✈ I-Fly ⭐ 3,97 из 5 👍 76 %

10 место. «Нордавиа»

Региональный перевозчик, с основной точкой базирования в Архангельске. Специализируется на перевозках внутри Российской Федерации, но есть и зарубежные рейсы – в Норвегию. Из-за погодной специфики, зимой количество рейсов значительно меньше, чем летом. Самолетный парк достаточно «пожилой», для обслуживания близких региональных рейсов используются отечественные самолеты: АН-24

🛫 Куда проложены маршруты?

В 14 крупнейших российских областных центра, также в Трёмсе (Норвегия).

Вылет без задержек: 2,63

Качество питания: 3,16

Уровень сервиса на борту: 3,53

9 место. «Red Wings Airlines»

Компания входит в число пятнадцати крупнейших авиаперевозчиков России. На рынке уже восемнадцать лет, в 2009 прошла через ребрендинг, после чего и известна под нынешним названием. Считается одним из основных туристических чартерных перевозчиков. Большая часть авиационного парка – отечественные самолеты.

🛫 Куда проложены маршруты?

Заграничные чартерные рейсы по самым популярным туристическим маршрутам из Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких областных центров.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3, 08

Качество питания: 3,2

Уровень сервиса на борту: 3,5

8 место. «Nordwind Airlines»

Еще один чартерный пассажирский перевозчик, предлагающий чартерные рейсы в Европу, в средиземноморские страны, а также в страны Азии. Самолетный парк базируется в Москве и состоит из 24 самолетов Airbus, Boeing. Активно обновляет и докупает новые самолеты, некоторые из них были приобретены в этом году.

🛫 Куда проложены маршруты?

По туристическим маршрутам из Москвы: Европа, Индия, Таиланд, страны Аравийского полуострова, Египет.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,46

Качество питания: 2,97

Уровень сервиса на борту: 3,65

7 место. «Utair»

Компания с частичным зарубежным капиталом, специализирующаяся на авиационных и вертолетных перевозках. Основные порты приписки находятся в Тюмени и в Москве. Осуществляет не только чартерные, но и регулярные рейсы: каждый день лайнеры компании делают около трехсот вылетов. За прошедшие два года на ее самолетах было перевезено более 17 миллионов пассажиров.

🛫 Куда проложены маршруты?

Внутренние региональные рейсы, зарубежные рейсы по туристическим маршрутам в страны Европы, Африки, Азии.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,32

Качество питания: 3,18

Уровень сервиса на борту: 3,83

6 место. «Метроджет»

Основная деятельность авиаперевозчика – это чартерные рейсы по большинству туристических маршрутов стран Европы. С 2012 года тесно сотрудничает с крупной немецкой туристической компанией, поэтому часть полетов лайнеры осуществляют под брендом фирмы «TUI».

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Евросоюза (Испания, Франция, Италия, Болгария, Австрия), также в Египет и Турцию.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,88

Качество питания: 3,69

Уровень сервиса на борту: 4,07

5 место. «Аэрофлот»

Самый крупный авиаперевозчик России. Авиапарк начитывает практически 200 лайнеров, в который входят самолеты как отечественного, так и зарубежного производства. Он регулярно обновляется, средний возраст самолетов составляет 4,3 года. Маршруты проложены в 51 страну мира. Отношение клиентов достаточно негативное, хотя, по мнению многих консалтинговых компаний, уровень обслуживания на приемлемом уровне.

🛫 Куда проложены маршруты?

Внутренние региональные маршруты ко всем областным центрам, все страны Европы, большинство стран Азии, в часть стран Африки и Америки.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Четыре звезды – это очень хороший показатель

Вылет без задержек: 3,72

Качество питания: 3,83

Уровень сервиса на борту: 3,89

Рейтинг «SKYTRAX» — это объективная оценка услуг авиакомпаний от частной независимой британской компании. Оценка пятибалльная – от одной до пяти звезд. Среди сотен мировых компаний, на текущий момент 5 звезд получили единицы.

4 место. «S7 Airlines»

Бывшее название компании — Сибирь, занимается регулярными и чартерными перевозками внутри России, также ее лайнеры осуществляют регулярные международные перелеты: маршруты проложены в 26 стран мира. Последние несколько лет ежегодно перевозит больше 10 миллионов пассажиров. Авиапарк состоит из 70 самолетов, средний возраст лайнеров – 10 лет.

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Европы, ближнего зарубежья, Египет, Турция, страны Азии (Китай, Япония, Южная Корея)

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,89

Качество питания: 3,64

Уровень сервиса на борту: 3,92

3 место. «Россия»

Дочернее предприятие компании «Аэрофлот», базирующееся в Санкт-Петербурге, откуда и осуществляется большая часть вылетов самолетов перевозчика. Ежегодно перевозит около 5 миллионов пассажиров. Организованы внутренние рейсы по стране, также есть регулярные рейсы в страны Европы. Авиапарк состоит из 62 лайнеров, средний возраст – 13 лет.

🛫 Куда проложены маршруты?

Страны Европы (Франция, Германия), внутренние рейсы к большинству областных центров страны.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 4,02

Качество питания: 3,46

Уровень сервиса на борту: 4,01

2 место. «Ямал»

Западносибирский авиаперевозчик с достаточно большим парком авиалайнеров, в количестве 60 единиц. Основное место приписки – Салехард, средний возраст самолетов – 11 лет. Работает на 42 маршрутах, большинство из которых – внутренние. Также занимается чартерными рейсами в страны Европы и средиземноморья.

🛫 Куда проложены маршруты?

Областные центры России, страны ближнего зарубежья, Европа, ОАЭ, Бангкок.

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 3,88

Качество питания: 4,02

Уровень сервиса на борту: 4,16

1 место. «I-Fly»

Лучший чартерный перевозчик на сегодняшний день по мнению пассажиров и экспертов. Порт приписка авиапарка – Москва. Основная сфера деятельности – чартерные перевозки по туристическим зарубежным маршрутам. Сотрудничает с туристической компанией «TEZ-Tour».

🛫 Куда проложены маршруты?

Средиземноморские страны, Испания, ОАЭ, страны Азии (Китай, Таиланд)

✅ Оценка, выданная агентством «SKYTRAX»

Вылет без задержек: 4,19

Качество питания: 3,81

Уровень сервиса на борту: 4,06

Услугами какой авиакомпании лучше всего воспользоваться?

Окончательный выбор зависит от Ваших предпочтений. Например, если Вам в первую очередь важна безопасность, то старайтесь выбирать компании использующие новые авиалайнеры. Такими, условно, можно считать любые самолеты с возрастом до 12 лет (после этого срока они должны проходить обязательный кап. ремонт). Также не стоит забывать о том, что чем меньше компания, тем меньше ее финансовый оборот, следовательно, на обслуживание воздушных средств они тратят меньше средств. Дополнительно, перед окончательным выбором, не поленитесь и посмотрите статистику аварий и происшествий по авиакомпании: эти данные можно найти на многих общедоступных интернет ресурсах.

Путешествовать самолетами сегодня предпочитают многие россияне. Конечно же, билеты на этот вид транспорта стоят дороже, чем, к примеру, на те же поезда, но и добраться до места назначения по воздуху можно гораздо быстрее. Однако, разумеется, люди, совершающие перелеты, не в последнюю очередь задумываются о своей безопасности. Список российских авиакомпаний сегодня довольно-таки широк, и большинство из них, к счастью, считаются надежными в этом плане.

Немного истории

Многие помнят о том, что во времена СССР по воздуху пассажиров перевозила только одна компания - «Аэрофлот». Основана она была в 1921 г. Первоначально ей дали название «Дерулюфт». В 1923 г. компания была переименована в «Добролет». Название «Аэрофлот» присвоили гражданскому воздушному флоту РСФСР в 1932 г.

Новые компании

К сожалению, в 90-е годы прошлого столетия единственная российская авиакомпания престала существовать, распавшись на несколько мелких. Сегодня самолеты корпорации «Аэрофлот» снова бороздят воздушное пространство России и других стран мира. Однако к настоящему времени это уже далеко не единственный у нас в стране перевозчик. включает как гигантов, способных составить конкуренцию «Аэрофлоту», так и небольшие чартерные фирмы.

Критерии выбора безопасности перевозчика

Аварии на происходят не часто, но обычно заканчиваются большой трагедией со множеством человеческих жертв. Поэтому к выбору авиакомпании, конечно же, следует подойти со всей ответственностью. Прежде чем приобретать билет на какой-нибудь рейс, стоит убедиться в том, что перевозчик способен обеспечить безопасность полета. Сделать это можно очень просто.

С 1999 г. по распоряжению Российской федеральной авиационной службы у нас в стране действует программа контроля за безопасностью гражданских перевозок. В ее рамках каждое судно, совершающее перелеты в воздушном пространстве России, будь то иностранное или отечественное, может быть проверено на соответствие нормативам безопасности в любом аэропорту страны. На основе проводимых инспекций составляется рейтинг безопасности компаний-перевозчиков. Ознакомившись с ним, можно определиться в том числе и с тем, стоит ли пользоваться услугами той или иной компании.

Самые крупные российские перевозчики

Каких же гигантов включает в себя список российских авиакомпаний? Рейтинг безопасных перевозчиков будет представлен вниманию читателя чуть ниже. Список же самых крупных отечественных авиакомпаний по количеству перевозимых пассажиров и размерам выглядит следующим образом:

    «Аэрофлот». Этот перевозчик, хотя уже и не является единственным, в настоящее время возглавляет список российских авиакомпаний с самым большим парком. Последний на данный момент состоит из 106 современных машин. этой компании принадлежит государству.

    S7-Airlines («Сибирь»). Эта компания к настоящему времени является лидером по внутрироссийским перевозкам. В парке этого перевозчика 42 воздушных судна. Компания осуществляет полеты по 80 маршрутам, при этом только 26 из них — зарубежные.

    «Россия». Эта компания также принадлежит государству. Большинство рейсов ее самолетами выполняется в страны бывшего СНГ и на Дальний Восток. Однако летают воздушные суда компании «Россия» и в европейские страны. Парк этого перевозчика насчитывает 30 самолетов.

    Utair. Эта компания также является владельцем 30 машин. Ее основной особенностью считается наличие в том числе и вертолетного парка. Этот перевозчик занимает одновременно 4 и 5 места в рейтинге.

Это самые Список можно дополнить также перевозчиком OrenAir (Оренбург и Орск). Эта компания занимается в основном чартерными полетами. В ее парке — 29 самолетов.

Рейтинг самых безопасных авиакомпаний России

Ниже в порядке убывания представляем вам список российских авиакомпаний, считающихся (по рейтингу Росавиации 2015 г.) самыми безопасными:

    «Уральские авиалинии». Хотя эта компания не вошла в список 7 самых крупных, на сегодняшний день она возглавляет рейтинг наиболее безопасных. За все время существования этого перевозчика произошло всего 3 инцидента с самолетами. Причем все они обошлись без жертв.

    S7 Airlines. На счету этого перевозчика со времени открытия 3 крупных аварии. В 2001 году самолет «Ту-154» компании «Сибирь» был сбит украинцами над Черным морем. При этом погибло 178 человек. Еще одна авария произошла с «Ту-154» бренда S7 Airlines (51 человек). В следующей катастрофе погибло 125 пассажиров (А310). К настоящему времени этот перевозчик считается одним из самых надежных в плане безопасности и в Европе.

    «Аэрофлот». На счету этой компании четыре катастрофы. Самая известная произошла в 1994 г. Летчик посадил за штурвал своего 15-летнего сына. По незнанию подросток нажал на один их рычагов, в результате чего отключился автопилот. Выровнять самолет не удалось, и он ушел в пике. В этой аварии погибло 75 человек.

Список российских авиакомпаний по безопасности можно, конечно же, продолжить. В принципе, контроль за соблюдением нормативов юридическими лицами, занимающимися воздушными перевозками, сегодня осуществляется довольно-таки серьезный. Однако перечисленные выше компании на данный момент в плане безопасности считаются лучшими.

Рейтинг компаний с самыми старыми воздушными суднами

Средний возраст авиапарка в РФ на 2016 г. составляет 12 лет. Список российских авиакомпаний с самыми старыми самолетами выглядит так:

    «Кагалымавиа» - 17.1 лет.

    «Северный ветер» - 14 лет.

    «Норд-Авиа» - 14.

    «Ямал» - 13.7 лет.

    «Уральские авиалинии» - 12.3 года.

    «Ютейр» - 11.7.

    «Оренбургские авиалинии» - 10.8.

    «Сибирь» - 9.6.

    «Ред Вингс» - 6.6.

    «Аэрофлот» - 4.4.

Запрещены ли каким-либо компаниям полеты в Европу?

Некоторые пассажиры наверняка хотели бы узнать, существуют ли такие российские авиаперевозчики, которым не разрешается летать в страны Евросоюза. Ведь в этих государствах действуют определенные нормы безопасности и предъявляются конкретные требования к техническому состоянию самолетов. При этом регулярно составляются «черные списки» компаний, которым запрещено совершать перелеты в воздушном пространстве Европы.

В начале нового тысячелетия некоторым российским перевозчикам действительно пришлось отказаться от рейсов в Европу. Список запрещенных российских авиакомпаний включал в себя в том числе и такого гиганта, как «Уральские авиалинии» (частично). Также были запрещены полеты старых самолетов «Авиалинии Кубани», «Авиалинии 400» и некоторых других. Однако это были не санкции со стороны Евросоюза. Запрет исходил от Ространснадзора и Росавиации. На настоящий момент суда всех российских компаний могут совершать рейсы в Европу.



Похожие публикации