Сухой суперджет 100 95 лучшие места ямал. Авиация россии

Результат долгих лет пути к прогрессу российского авиастроения − самолет Sukhoi Superjet 100. Это достижение авиационной индустрии, которым по праву может гордиться каждый. Любители путешествий теперь имеют возможность преодолевать расстояния на отечественном ближнемагистральном лайнере. Он курсирует только по относительно близким маршрутам, но разработчиками предусмотрен полет более чем на 4000 километров. Узнайте подробнее в этой статье о том, как зародилась идея создания пассажирского самолета компанией "Сухой", сколько этапов производства пришлось преодолеть машине, насколько комфортны условия полета, и многие другие аспекты эксплуатации.

На что способен авиалайнер

Современный продукт самолетостроения ознаменовал новую эру производства в России. Произошел огромный толчок в развитии этой сферы благодаря новинке. Sukhoi Superjet 100 на мировом рынке занял сегмент региональных самолетов. Его можно охарактеризовать как экономичный, безопасный для окружающей среды, комфортный для пассажиров и удобный для экипажа 100-местный самолет.

Максимальная скорость самолета может достигать 860 км/ч. Он преодолевает заданную дистанцию на высоте около 12 000 метров. Дальность полета, с которой справится этот лайнер, − от 3000 до 4500 км. Также в него встроены два мощных турбовентиляторных двигателя SaM 146. Эта модель изготовлена с целью перевозки небольшого количества пассажиров, ее стандартная компоновка − 98 мест. Перспективы дальнейшего распространения по авиакомпаниям всего мира наших самолетов довольно оптимистичны, поскольку они конкурентоспособны и востребованы.

История разработки проекта

Предпосылка для создания собственного ближнемагистрального лайнера в России возникла еще в конце прошлого века. Наиболее крупные компании по строительству самолетов "Боинг" и "Аэробус" заняли сегмент рынка по созданию суден, вместимостью более 150 пассажиров. Нужно было создать такой проект, который будет современным, качественным, и обеспечит ближние рейсы транспортом. Им стал процесс создания самолета Sukhoi Superjet Su 100-95B.

В начале 2000-х в этой нише появились бразильские и канадские лайнеры, но "Сухой" по-прежнему имел преимущества, качественно отличающие его от продукции конкурентов. Аналитики пришли к выводу, что данным компаниям не под силу будет обеспечить запросы авиакомпаний самостоятельно. Спрос значительно превышал предложение.

Российское авиастроение оказалось в кризисном положении, оно лишь оттеняло былые успехи Советского Союза. Самолеты марки "Туполев" и Як-42 в свое время были шедеврами инженерной мысли, но в начале 21-го века перестали отвечать европейским стандартам. Уровень шума этих моделей вынудил российские авиакомпании в срочном порядке обновить свой авиапарк, чтобы продолжать активную деятельность, обеспечивать воздушные перевозки. Это ограничение было введено в 2002 году Евросоюзом. Помимо всего прочего, высокий расход топлива старых самолетов провоцировал более высокие затраты, на их фоне авиалайнеры Boeing и Airbus казались единственным вариантом. Начались интенсивные закупки подержанных импортных самолетов.

Как производят воздушные судна в РФ

2000 год − официальная дата основания закрытого акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого". Несмотря на то что изначально эта компания занималась созданием лишь военных самолетов, в условиях рыночной экономики целесообразным стало расширение производства. Первоначальное название разработки пассажирского самолета − Russian Regional Jet. Шагом к эволюции самолетостроения в России стало то, что ГСС решила привлечь в процесс создания своего флагмана зарубежные идеи, разработки и значимые детали. Консультацией проекта стала заниматься компания "Боинг".

В 2003 году был заключен договор с французскими компаниями Snecma и PowerJet по совместному созданию с НПО "Сатурн" двигателей для будущего самолета. Разработка заняла больше времени, чем предполагалось, и задуманные на 2005 год испытания были отложены на неопределенный срок. Но уже в том же 2005-м ОАО "Финансовая лизинговая компания" сделала предварительный заказ на самолет Sukhoi Superjet 100 в количестве 10 машин, а "Аэрофлот" - на целых 30.

Финансированием проекта активно занималось и государство. Он входил в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Эти инвестиции составили около 8 миллиардов рублей. Благодаря этим средствам началась сборка лайнера в г. Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (КнААПО).

Летно-технические особенности самолета

На борту Sukhoi Superjet 100-95 с базовой комплектацией может разместиться 98 человек. Пассажировместимость варьируется от 98 до 108 сидений. В длину самолет достигает 30 метров, а размах крыла составляет 27,8 метра. Максимально возможная дистанция, на которую он рассчитан, − от 3000 до 4500 километров (зависит от модели). Скоростная категория самолета следующая: крейсерская скорость судна составляет 830 км/ч, а предельно допустимая − 860 км/ч, что является высоким показателем. Этот самолет способен принять далеко не любой аэропорт в РФ, только около 60 % соответствуют всем требованиям к взлетно-посадочной полосе и функциональным возможностям.

Первый полет

Тестовый полет самолета Sukhoi Superjet 100-95 был осуществлен 19 мая 2008 года. Это произошло в городе, где производилась его основная сборка, − в небе над Комсомольском-на-Амуре. Испытание завершилось успешно, что позволило производить международную сертификацию и усовершенствование судна.

Сотрудничество с "Аэрофлотом"

"Аэрофлот" − самый крупный заказчик самолетов марки SSJ 100. Перспектива долгосрочных отношений была заложена в 2005 году во время подписания лизинга. Первое использование самолета Sukhoi Superjet 100-95LR компанией "Аэрофлот" произошло 16 июня 2011 года. Рейс состоялся из московского аэропорта в Санкт-Петербург.

Что касается особенностей дизайна для "Аэрофлота" самолета Sukhoi Superjet 100 − фото отражает логотип компании.

Компания получает машины по гораздо меньшей стоимости, нежели другие партнеры. Поэтому "Аэрофлот" тоже получает немалые риски при вводе в эксплуатацию отечественных самолетов. Так, на начальных стадиях их сотрудничество оказалось убыточным для "Гражданских самолетов Сухого". Первый десяток был выкуплен по стоимости ниже каталожной − по 19 миллионов долларов против 24. Их дальнейшая деятельность уже перешла на стадию окупаемости производства.

Sukhoi Superjet 100: салон

Количество мест и вариации их расположения в авиалайнере отличаются в зависимости от модели. Так, самолет Sukhoi Superjet SU 100-95 имеет две основных модификации салона − AA и AF. Но обе модели разделены на классы по комфорту − "бизнес" и "эконом".

Первые ряды кресел с 1-го по 3-е − это места бизнес-класса. Посадочные места с маркировкой A, C, D, F считаются наименее удобными из-за разграничения пассажирской зоны с туалетом. Перед ними меньше пространства впереди благодаря этой перегородке. В целом бизнес-класс оснащен лучшими сиденьями, условиями пребывания и питания.

Все остальные ряды имеют более экономичные условия. В 6-м ряду местам А, С, D, E, F можно уделить особое внимание, так как они располагаются ближе к носу самолета, где находится уборная, и имеют большое пространство впереди.

Принципиально комплектация моделей отличается в самом последнем, 20-м ряду. В версии AA задние кресла не откидываются, что создаст пассажиру дополнительный дискомфорт. Также близость к санузлу обуславливает частую ходьбу других пассажиров мимо этих мест, а возможно, даже образование небольшой очереди. А в модели AF разработчики позаботились об улучшении условий. Увеличено расстояние до уборных, есть возможность разложить сиденье, но все же это не самые лучшие места в самолете.

Выбираем лучшее место

На сайте производителя авиалайнера Sukhoi Superjet 100 лучшие места наглядно продемонстрированы на плане салона. Как выбрать лучшее место для перелета? Оно расположено в бизнес-классе, но такой билет стоит дороже. Поэтому, чтобы путешествия с экономией были максимально комфортными, следуйте этим принципам:

  1. Ознакомьтесь со схемой пассажирского салона.
  2. Если не уверены, на какой конфигурации самолета полетите, то выбирайте 20-й ряд только в случае полного отсутствия других мест.
  3. Стоит избегать мест в хвосте машины, так как здесь турбулентность ощущается наиболее сильно.
  4. Лучше выбирать сиденье подальше от уборной и технических помещений, так как там вас могут преследовать неприятные звуки или запахи.
  5. Важно, чтобы спинки сидений полностью раскладывались, не создавая преград для здорового сна в поездке.
  6. В случае возникновения трудностей с самостоятельным выбором, забронировать место вам смогут помочь квалифицированные сотрудники авиакомпании.

Достижения компании

Самолет Sukhoi Superjet 100 был презентован в 2007 году. Однако возникла задержка поставок, в связи с трудностями в процессе производства. Создание суден заняло больше времени, чем планировалось. Несмотря на это, темпы производства планировалось увеличить до 6 лайнеров ежемесячно. За 2010 год количество готовых изделий составило 50 единиц. В 2011 году производилось меньше ожидаемого − 2-3 самолета в месяц. Задержки поставок спровоцировали отток клиентов, но главные заказчики все же продолжили тесное сотрудничество с компанией.

Первый важный для фирмы документ был получен в 2010 году − сертификат МАК, а в 2012-м даже сертификат EASA. Это позволило уверенно выйти на рынок ближнемагистральных авиалайнеров в соответствии с европейскими стандартами качества. Итак, производство лайнера характеризуется высокой технологичностью и внедрением новейших разработок. Количество иностранных комплектующих для него снизилось с 80 % до 50 %, и это огромный успех.

Критика проекта

Как посчитали многие критики, на начальной стадии проект самолета Sukhoi Superjet 100 выиграл государственный тендер неспроста. С ним конкурировал Ту-334, который, по их мнению, был более приспособлен к плохим условиям в российских аэропортах. В "Туполеве" двигатели расположены в хвосте судна, а в SSJ они установлены очень низко − под крыльями лайнера. Еще управление самолетом марки "Туполев" привычнее для российских экипажей. Впрочем, финансирование получил проект ГСС, и это поспособствовало его удачному воплощению в жизнь.

Также некоторые утверждают, что SSJ имеет внешнее сходство с немецким самолетом марки Fairchild. Это домыслы, сами проектировщики данную связь полностью отрицали.

Sukhoi Superjet 100: отзывы пилотов и пассажиров

Пилоты и пассажиры дают лайнеру высокую оценку. По управлению судно простое и послушное, имеет высокую скорость набора высоты, как отмечают сами пилоты. А путешественникам в самолете Sukhoi Superjet 100 нравятся комфортные сиденья, широкие проходы и расстояния между креслами, вместительные полки для багажа. Для авиакомпаний самолет выгоден в плане расхода топлива.

Sukhoi Superjet 100 (рус. Сухой Суперджет 100, сокр. SSJ 100) - это современный российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний.

Самолет построен по нормальной компоновочной схеме - двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. В конструкции крыла сверхкритического профиля применены однощелевые закрылки. Часть механизации крыла, а также носовой обтекатель и обтекатель корневой части крыла выполнены из композиционных материалов.

Безупречная кабина пилотов оснащена интуитивно понятными системами управления, разработанными совместно с пилотами. SSJ100 является первым 100-местным самолетом, на котором установлена полноценная система fly-by-wire (FBW). Она была специально разработана для оптимизации управления, снижения нагрузки на экипаж, и обеспечения максимальной эффективности расхода топлива.

На самолетах Superjet 100 используется алгоритмическая защита от касания хвостом взлетно-посадочной полосы, что позволило отказаться от использования механических амортизаторов.

Салон SSJ-100 высокий, просторный и обладает довольно широким проходом между креслами. Багажные полки имеют рекордный в своем классе объем (50 литров). Пассажирские кресла расположены по схеме 2+3, а между ними достаточно расстояния, чтобы свободно вытянуть ноги даже очень высокому пассажиру. Сухой Суперджет 100 может взять на борт 98 пассажиров и перевезти их на расстояние до 3 000 км.

SSJ 100 получил международный сертификат EASA. Это значит, что самолет могут использовать все европейские и мировые авиакомпании, в которых принципы EASA приняты в качестве стандарта. Весной 2011 года первый серийный самолет SSJ100 был введен в эксплуатацию.

Авиакомпании-эксплуатанты самолета: «CityJet», «Interjet», «Lao Central Airlines», «Аэрофлот», «Азимут», «Газпромавиа», «ИрАэро», «РусДжет», «Центр-Юг», «Якутия», «Ямал».

Расположение и нумерация мест в салоне, схема посадочных мест в самолете Сухой Суперджет 100. Лучшие и менее комфортные места в самолете

0 -95В авиакомпании «Аэрофлот»


Аэрофлот является основным эксплуататором этого авиалайнера. В его авиапарке используется более 30 самолетов SSJ 100.

Бизнес-класс - первые 3 ряда:
  • В первом ряду бизнес-класса немного меньше места для ног, чем в остальных рядах. Это из-за наличия перегородки. Так как перегородка очень тонкая, слышно все то, что происходит позади. Поэтому, эти места немного хуже, чем остальные места этого же класса.

    Тем не менее места бизнес-класса - это самые комфортные места в салоне самолета. Расстояние между рядами в 1,5 раза больше, чем в экономическом классе. Есть куда протянуть ноги и расслабиться. Кресла более широкие и мягкие. Всего таких мест 12.

Эконом-класс - с 6 по 20 ряды:
  • Первые места эконом класса (6 ряд) - самые комфортными места в этом классе. Здесь много свободного пространства перед креслами.
  • 20 ряд в конфигурации АА - сразу же за последним рядом находятся туалет и подсобное помещение. Кресла в этом ряду не откидываются, либо имеют в этом существенное ограничение. Также, возле туалетов всегда кто-то ходит, а иногда даже образуется очередь. Очень неудобные места.

    20 ряд в конфигурации AF -немного лучше. Туалет находится на некотором удалении от кресел и они ничем не отличаются от обычных стандартных мест. Хотя ходить возле вас не перестанут.


Схема салона, лучшие и менее комфортные места в самолете Сухой Суперджет 10 0 авиакомпании «Азимут»


Авиакомпания «Азимут» использует для компоновки самолетов две схемы, каждая - моносалон.

Схема № 1 20 рядов (2Х3) с вместимостью 100 пассажиров.

Схема № 2

21 ряд с вместимостью 103 пассажира. В самолете 1-й ряд - 3 места (только D, E, F), остальные ряды - по схеме 2–3.

Места с литерами A и F расположены у иллюминаторов, C и D - у прохода.

Первые три ряда кресел доступны по тарифу «Комфорт». Эти места отделены перегородкой от основного салона, здесь увеличено пространство для ног.
На этих местах особое размещение с созданием собственного уютного пространства и ощущением простора для пассажира: двухкресельный блок - 1 кресло предоставляется пассажиру, соседнее кресло остается свободным, трехкресельный блок - 2 кресла предоставляются пассажирам, 1 кресло в середине блока остается свободным. Горячее питание на этих рядах предоставляется при перелете более 4-х часов, если перелет менее 4-х часов - легкие закуски. На протяжение всего полета доступны прохладительные напитки, чай/кофе.

Лучшие места - в 1 ряду. Далее по удобству следуют места у иллюминаторов. У самолетов Sukhoi Superjet 100 достаточно узкий проход, поэтому очереди в туалет и передвижение стюардов с тележкой могут создать небольшие неудобства для пассажиров, которым достались места с литерами C и D. Кресла в последнем ряду не откидываются.

Аварийные выходы находятся в кормовой части и в хвосте самолета. Туалеты также расположены в обеих частях воздушного судна.

Фото салона самолета Сухой Суперджет 100 авиакомпании «Азимут»

Летно-технические характеристики

Максимальная скорость: 950 км/ч
Крейсерская скорость: 830 км/ч
Дальность полета: 3050-4578 км
Вместимость лайнера: эконом класс - 95-98 пассажиров

  • Уникальность семейства самолетов Sukhoi Superjet 100 заключается в том, что новейшие технологии применяются не только в самом самолете, но и на всех этапах его создания - от проектирования до сборки, что, в свою очередь, гарантирует создание современного самолета, отвечающего требованиям мирового рынка.
  • Сухой Суперджет 100-95В первый российский пассажирский самолет, который прошел проверку на соответствие европейским требованиям по уровню шума.
  • Конструкторы предпочли боковую ручку управления самолетом традиционному штурвалу, в результате чего «Суперджет-100» стал первым российским серийным гражданским пассажирским самолетом с «сайдстиком».

Воздушное судно «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ-100, SU95), изначально получившее название Russian Regional Jet (RRJ), стало использоваться в гражданской авиации относительно недавно - с 2011 года.

Самолет «Суперджет» не только обладает рядом новейших технических характеристик, высоких показателей надежности и безопасности, но и создает комфортные условия для перелета своих пассажиров. Данная статья поможет сделать правильный выбор места в салоне самолета в пользу комфортности перелета.

Разновидности самолета «Сухой Суперджет»

К основным модификациям самолета Sukhoi Superjet 100 относятся:

  • SSJ100-75B (с вместимостью на 75 человек и базовой дальностью полета около 3000 км);
  • SSJ100-95В (с вместимостью на 95 человек и базовой дальностью полета);
  • SSJ100-75LR (с вместимостью на 75 человек и увеличенной дальностью полета около 4500 км);
  • SSJ100-95LR (с вместимостью на 95 человек и увеличенной дальностью полета).

Самолет «СС100»

Промежуточных моделей, как, например, SSJ100 -90 B, не существует, хотя на практике авиакомпаниями эксплуатируются самолеты с разным количеством мест для пассажиров. У отдельных авиаперевозчиков самолеты модификации SSJ100-95B или SSJ100-95 LR могут комплектоваться, например, только 83 креслами.

Обратите внимание! В настоящее время в эксплуатации используются только «Суперджеты 100 95».

Компоновки салона бывают двух видов:

  • Одноклассовые (только для экономического класса);
  • Двуклассовые (для экономического и бизнес-класса).

Стандартная одноклассовая компоновка представляет из себя салон на 98 кресел экономического класса (первый ряд из 3 кресел и 19 рядов по 5 кресел), небольшие бортовые кухни и по 1 туалету в передней и задней частях самолета.

При уменьшении расстояния между рядами кресел в некоторых модификациях лайнера «Сухойсуперджет» его салон вмещает на 5 или 10 кресел больше - до 103 или 108 мест.

В случае двуклассовой компоновки салон может состоять из 87 кресел (12 кресел бизнес-класса в 3 ряда и 75 кресел экономического класса в 15 рядов) либо из 86 кресел (8 кресел бизнес-класса в 2 ряда и 78 кресел экономического класса в 16 рядов).

Компоновки самолета

Это лишь примеры - комплектация пассажирской кабины самолета «Супер Джет 100» в зависимости от потребностей авиакомпании-покупателя может значительно варьироваться, в количестве мест класса и различных модулей: туалетов, кухонь, шкафов, мест для бортпроводников, гардеробов и другое.

Модификации салона Sukhoi Superjet на примере нескольких авиакомпаний

По материалам сайта «Викидот Суперджет» и официальной группы «В Контакте» , на сегодняшний день в мире эксплуатируется около ста самолетов SSJ.

Интересный факт! «Аэрофлот – Российские авиалинии» является основным покупателем «Сухой Суперджет». Первый рейс самолета под флагом «Аэрофлота» состоялся 16 июня 2011 года по маршруту Москва - Санкт-Петербург.

Первоначально авиакомпания заказывала самолеты с упрощенной версией салона Aeroflot Lite («Аэрофлот Лайт»). В текущее время авиаперевозчиком эксплуатируется модель Aeroflot Full («Аэрофлот Фул»), отличающаяся от предыдущей увеличенным количеством туалетов, кухонь и наличием индивидуального обдува каждого сидения. В парке авиакомпании в июле 2018 года уже 45 самолетов «Суперджета», все лайнеры в эксплуатации - новые.

Салон Aeroflot Full двуклассовой компоновки из 12 мест бизнес-класса (3 ряда по 4 кресла) и 75 мест экономического класса (15 рядов по 5 кресел) существует в двух вариантах: AF и AA. Их отличие лишь в наличии дополнительного туалета в хвостовой части салона для модели AA.

Салон Aeroflot Full

Помимо «Аэрофлота», покупателями самолета являются такие российские и иностранные авиакомпании, как «Ямал», «Азимут», а также Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Lao Central Airlines (Лаос), Comlux (Швейцария).

Авиакомпанией «Ямал» используются самолеты с салоном на 93 места (8 – в бизнес-классе и 85 – в экономическом) и с салоном на 100 мест экономического класса. Сколько туалетов, кухонь и других блоков предусмотрено авиаперевозчиком не известно, так как схему салонов «Ямал» не предоставляет даже при онлайн-регистрации на рейс на своем сайте . В парке авиакомпании по состоянию на июль 2018 года - 15 самолетов «Суперджет 100».

Еще одним покупателем лайнера «Сухой Суперджет 100» является авиакомпания «Азимут ». На текущий день (июль 2018 года) в эксплуатации этого перевозчика находятся 8 лайнеров Sukhoi Superjet. Все самолеты перевозчика одноклассовой компоновки на 100 мест (20 рядов по 5 кресел) или 103 места (с дополнительным первым рядом на 3 кресла). На схеме ниже отчетливо видны их отличия.

Салон Азимут

«Суперджет 100»: схема салона, лучшие места на примере Aeroflot Full и «Азимут»

Вопрос комфортности полета интересует большинство авиапассажиров. Предпосылок для волнения может быть много: длительность перелета, необходимость лететь с детьми, физические данные, различные физиологические потребности и многое другое. Чтобы принять решение, какое место лучше выбрать, стоит ознакомиться с особенностями салона Su-khoi Superjet на примере модификаций Aeroflot Full и «Азимут».

Разрабатывая салон лайнера, конструкторы планируют его деление на 3 части: носовую, среднюю и хвостовую.

Носовая часть салона

Дополнительная информация! Первый ряд экономического класса у «Аэрофлота» под номером 6.

Традиционно считается, что самые удобные места находятся в носовой части салона. Первый ряд обладает расширенным пространством для ног, что позволит любому авиапассажиру вставать и выходить со своего кресла, не мешая соседям, а людям высокого роста более комфортно перенести перелет сидя. Отсутствие кресел спереди подразумевает, что спинка сиденья впереди не будет откинута, тем самым сокращая имеющееся пространство.

Обладатели билетов на места в носовой части первыми покидают салон после объявления посадки самолета и первыми получают питание и напитки. Однако последнее замечание справедливо для кабин с бортовой кухней только в передней части самолета.

Обратите внимание! В носовой части салона в отличие от хвостовой турбулентность в полете ощущается меньше всего.

Зачастую, первые ряды популярны у путешественников с детьми, это обусловлено еще и наличием здесь специального оснащения для установки детских переносок. Стоит обратить внимание на этот факт тем, кто тяжело переносит присутствие детей рядом, - для них лучше выбрать место в средней или хвостовой части. Хотя гарантии, что там не будет пассажиров с детьми, - нет.

Лучшие места на схеме ниже отмечены желтым цветом, худшие - красным.

Компоновка с эконом-классом

Средняя часть салона

Среднюю часть кабины можно назвать нейтральным местом. Ее недостаток – не у всех рядов близко расположены иллюминаторы, что затрудняет возможность наблюдать за видом из окна.

На среднюю часть кабины иногда приходятся аварийные выходы самолета. Ряды около таких выходов оснащаются меньшим количеством кресел и расширенным пространством для ног для удобства перемещения людей во время аварии. По правилам безопасности здесь запрещено размещать детей и пожилых людей, которые в критической ситуации не смогут быстро сориентироваться, а также запрещено класть сумки и другие личные вещи под сидением впереди стоящего кресла.

Обратите внимание! Пассажирские кабины самолетов «Суперджет 100» не всегда предусматривают аварийные выходы у крыла лайнера. В случае Aeroflot Full и «Азимут» аварийные выходы есть только в передней и задней части самолета, поэтому особенности, описанные выше, к ним не относятся.

Хвостовая часть салона

Хвостовая часть самолета считается наименее привлекательной из-за наличия рядом туалетов. Обладателям билетов на эти места приходится терпеть возможные неприятные запахи, звуки и присутствие очереди в уборную, а при наличии только одной бортовой кухни в передней части самолета пассажирам хвостовой части часто не остается возможности выбора питания.

Обычно последние ряды выбираются только при отсутствии иных вариантов. Зато в случае неукомплектованности салона (при наличии свободных последних рядов) у пассажиров появляется возможность удобно расположиться сразу на двух или трех креслах и удобно выспаться.

Важно! С точки зрения безопасности, хвостовая часть лайнера считается самой лучшей. По статистике, во время крушений среди выживших около 70% сидели именно в хвосте самолета.

Последний ряд салона имеет еще одну отличительную особенность – в большинстве самолетов спинки этих сидений откинуть нельзя, исключением является салон Aeroflot Full AF, где такая возможность предусмотрена.

Устройство рядов салона «Сухой Суперджет 100»

Отличительной особенностью «Суперджета» является расположение кресел для эконом-класса по 5 в одном ряду (2 – слева, 3 – справа). Ряды из двух кресел отлично подойдут тем, кто летит вдвоем или в одиночку, потому что соседом в любом случае будет только один человек и только с одной стороны.

Обратите внимание! Для ряда из двух кресел нумерация сидений включает в себя только буквы А и С, а сидения В отсутствуют. Соответственно, места А находятся у окна, а места С - у прохода.

Места у иллюминатора

Места у окна привлекательны для тех, кто планирует провести весь полет на своем месте, -такого пассажира рядом сидящий человек не потревожит, когда захочет выйти. В случае необходимости ему самому встать и размяться, придется просить своих соседей освободить проход.

Около окна есть приятная возможность наблюдать полет из иллюминатора. К тому же, такое место предполагает больше возможностей поработать или почитать в полете, так как оно достаточно отдалено от проходящих людей и оснащено лучшим освещением.

Места в центре

В случае ряда из 3 кресел среднее место считается наименее удобным для перелета, в особенности его следует избегать пассажирам большой комплекции. Путешественникам-одиночкам будет непросто сидеть между двумя незнакомыми людьми в условиях довольно тесного пространства, а отсутствие «личного» подлокотника только усилит дискомфорт.

Наоборот, для компании из трех человек такой ряд представляет наибольшую привлекательность, особенно если один из них ребенок - тогда у семьи будет возможность разместиться так, как удобно, и менять расположение в любое время.

Дополнительная информация! Места в середине при регистрации на рейс обычно резервируются в последнюю очередь и в случае неукомплектованности салона могут пустовать.

Места у прохода

Для беспокойных путешественников места у прохода будут самыми оптимальными - у них всегда есть возможность встать, прогуляться по салону и пройти в туалет. У обладателей билетов на эти места есть доступ к багажному отсеку и в случае необходимости они всегда могут что-то убрать или достать из своих сумок.

С другой стороны, этим пассажирам будет сложнее отдохнуть - люди в проходе или сидящие рядом могут часто их беспокоить. При объявлении посадки у них есть возможность выйти из салона раньше своих соседей, в случае нехватки времени это может сыграть существенную роль.

Места бизнес-класса

Обратите внимание! У «Азимута» бизнес-класс в самолетах «Суперджет 100» не предусмотрен.

Места в бизнес-классе обладают значительными преимуществами перед остальным салоном. Кресла здесь шире и мягче, в ряду всего по 2 кресла слева и справа, ассортимент питания и напитков больше, а каждое место оборудовано розетками.

По аналогии с экономическим классом самыми комфортными здесь будут места первого ряда, они характеризуются отсутствием соседей спереди, которые могут в любой момент откинуть спинку своего сидения. На схеме салона Sukhoi Superjet 100 лучшие места для бизнес-класса отмечены желтым цветом.

Компоновка с двумя классами

Выбирая между местом у иллюминатора и местом у прохода, лучше отдать предпочтение месту у окна, что позволит в большей степени наслаждаться полетом, отдохнуть или поработать.

Дополнительная информация! Бизнес-класс в самолетах «Суперджет» отделен от экономического тонкой перегородкой или шторой, поэтому достигнуть полной звукоизоляции не получится.

Каждая авиакомпания при заказе самолета у производителя подбирает для лайнеров свою особую комплектацию пассажирской кабины. У большинства авиакомпаний схему салона можно найти на сайте, или посмотреть при онлайн-регистрации. При выборе самого комфортного места в салоне следует усвоить общие правила: лучше избегать последних рядов и мест по центру каждого ряда, остальные места обладают примерно одинаковыми характеристиками комфортности.

Сегодняшняя записка представляет из себя короткий обзор российского самолета Сухой Суперджет-100 с бортовым номером RA-89005. Самолет SSJ 100, выкрашенный в цвета аэроальянса "СкайТим", передан в "Аэрофлот" 5 марта 2012 года. Мой полет на нем состоялся 30 марта 2012 года, то есть более года назад. На тот момент в мире летало всего 8 таких машин (сейчас около 20). Поделюсь своими личными впечатлениями от самолета. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

// glazelki.livejournal.com


Девушка в униформе "Аэрофлота" открывает посадку на рейс по маршруту Москва - Минск. Стоимость билета туда-обратно составила скромные 3868 рублей (1013 гривен или 127$).

// glazelki.livejournal.com


Салон SSJ 100 бывает в двух исполнениях на ~75 и на ~95 пассажиров. Суперджет относится к классу региональных ближнемагистральных самолетов, т.е. рассчитан на перелеты средней и малой дальности (до 2400 километров). Но есть и вариант с увеличенной дальностью полета. Компоновка салона эконом-класса узкофюзеляжная - 5 кресел в одном поперечном ряду, разделенные проходом (3+2).

// glazelki.livejournal.com


Как только на сайте Аэрофлота открылась онлайн-регистрация, зарегистрировался на первом ряду после бизнес-класса.

// glazelki.livejournal.com


Обратите внимание на схему самолета, в этом ряду самое большое расстояние для ног.

// glazelki.livejournal.com


Даже носком вытянутой ноги невозможно достать до стоящего впереди сиденья.

// glazelki.livejournal.com


В остальных креслах так же весьма удобно сидеть. Межрядовое расстояние достойное, насколько оно может быть достойным в эконом-классе. Для меня, как пассажира, это одна из ключевых самолетных характеристик.

// glazelki.livejournal.com


Салон оказался абсолютно новым. Таким чистым, что прям блестел. Отделка на уровне. Пробежимся по основным составляющим.

Индивидуальная панель. Лампочки светодиодные, светят ярко. Кнопочки на панели простенькие, но нажимаются мягко и приятно.

// glazelki.livejournal.com


Пульт старшего бортпроводника.

// glazelki.livejournal.com


Отделение для ручной клади.

// glazelki.livejournal.com


Конструкторам удалось добиться того, чтобы размер полок соответствовал размеру полок лайнеров с большим диаметром фюзеляжа, таких как среднемагистральные самолёты семейства A320. Обратите внимание, что над тремя креслами ящик глубже. Так что если "ручная кладь" такая огромная, что не умещается справа, можно попросить у соседей слева разместиться над ними.

// glazelki.livejournal.com


Если салон под завязку, и у каждого пассажира с собой куча вещей, места в отсеке для ручной клади на всех не хватит. Впрочем, это не проблема конкретного самолета, а особенность всего эконом-класса.

// glazelki.livejournal.com


Откидной столик.

// glazelki.livejournal.com


Ничего экстраординарного в ЗАО "Гражданские самолёты Сухого" выдумывать не стали. Всё стандартно - завтрак впритык умещается, ну и ладно.

// glazelki.livejournal.com


В иллюминаторе блистает новенькое крыло.

// glazelki.livejournal.com


Мне показалось, в салоне несколько шумновато из-за гула двигателей. Особенно, при взлете.

// glazelki.livejournal.com


Итоги.

Ну что сказать? Полет прошел в штатном режиме и показался вполне комфортным. Ничего не раздражало больше обычного. В то же время, салон SSJ 100 не отличается выдающимися характеристиками от салонов других самолетов подобного класса, на которых мне приходилось летать. Единственный заметный плюс - приятная новизна интерьера. Старенькие Бомбардье и Эмбраейеры обладают, по сравнению с новейшим Суперджетом, повышенной засаленностью.

О тактико-технических характеристиках, стоимости обслуживания и экономической выгоде от эксплуатации воздушного судна судить не мне, рядовому пассажиру, а профильным специалистам авиакомпаний. Но все же скажу пару слов о самом проекте. Во-первых, я полностью одобряю использование импортных компонентов в процессе разработки самолета. Международная кооперация повысила качество и гарантировала успех проекта в целом. А вот неудобоваримое латинское "Sukhoi Superjet 100", ставшее официальным названием, наоборот, сильно смущает. В качестве пожелания, предлагаю следующую новую модель российского самолета назвать на русском языке.

Ну и во-вторых, SSJ 100 пущен на отечественном конвейере и производится массово, впервые в новейшей истории России. Твердый портфель заказов на лайнер уже составляет 179 единиц. По мере увеличения числа Суперджетов, надеюсь, вырастет и количество межрегиональных перевозок, которых нам, жителям регионов огромной страны, так не хватает.

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого вплоть до 2000 года занималось разработкой исключительно военных самолетов. Созданные на этом предприятии истребители известны во всём мире и пользуются немалым спросом среди покупателей из различных стран. Тем более неожиданными были первые сообщения о том, что конструкторы «Сухого» приступили к проектированию гражданского самолета.

В 2008 году этот лайнер совершил свой первый полет, а сегодня более сотни таких машин используется различными авиакомпаниями. Это, конечно, совсем немного на фоне тысяч «Боингов» и «Аэробусов», но ни один другой самолет российского производства не сумел достичь хотя бы таких показателей.

История разработки пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet 100

В середине 80-х годов прошлого века советские пассажирские самолеты стали выглядеть устаревшими на фоне новейших западных авиалайнеров. Отставание не выглядело безнадёжным, его еще можно было преодолеть. Практически во всех ведущих конструкторских бюро уже имелись проекты самолетов нового поколения, которыми предполагалось заменить на внутренних и внешних линиях заслуженных «ветеранов авиации». К сожалению, через несколько лет от этих планов мало что осталось.

Як-42 – единственный ближнемагистральный самолет российского производства, строившийся и летавший в относительно больших количествах после распада СССР

В 90-е годы российская авиационная промышленность деградировала. Самолеты производились буквально поштучно, заводы превращались в склады турецкого и китайского ширпотреба, а иностранные «инвесторы», радостно потирая руки, вывозили к себе конструкторскую и технологическую документацию. Кроме того, резко упал спрос на внутренние перелеты: только за первые два года «реформ» количество пассажиров сократилось вчетверо. В этих условиях о возрождении авиапрома не приходилось и мечтать.

Корпорация «Сухой», в отличие от многих других самолетостроительных компаний, пережила «лихие 90-е» относительно благополучно, в основном благодаря продаже истребителей в различные страны мира. В 2000-м году руководство этой компании впервые поставило вопрос о диверсификации производства и создании авиалайнера для перевозки людей на малую или среднюю дальность.

Эта инициатива встретила поддержку со стороны нового высшего политического руководства России, которое твердо решило покончить с тотальным развалом промышленности. Однако с самого начала было ясно, что свежеиспеченной фирме «Гражданские самолеты Сухого» не удастся справиться с проектом в одиночку. Разработку двигателей доверили французской компании Snecma, значительную часть приборного оборудования создали специалисты Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, а для успешного продвижения самолета на мировой рынок была использована помощь со стороны американского концерна «Боинг».

Проект, созданный инженерами корпорации «Sukhoi», был в 2003 году признан представителями Росавиакосмоса заслуживающим государственного финансирования. Тогда будущий самолет носил название RRJ (Russian Regional Jet). Одновременно рассматривались и другие проекты ближнемагистральных лайнеров, в том числе и разработанный в компании «Туполев» Ту-414, однако, победа осталась за «Сухим».

Сборку новых самолетов решено было организовать в Комсомольске-на-Амуре, где для этого были подготовлены необходимые производственные линии. Официальный показ опытного экземпляра авиалайнера, переименованного в SSJ100, то есть Sukhoi Superjet 100, проводился в конце сентября 2007 года. Спустя восемь месяцев состоялся первый полёт нового «Сухого», а еще через год этот региональный самолет был показан в Ле-Бурже в ходе ежегодного авиационного салона.

Первым покупателем этого самолета стала компания Armavia, зарегистрированная в Армении. Она получила авиалайнер SSJ100 в апреле 2011 года, и с этого момента началась коммерческая эксплуатация «Суперджета». Самым же крупным заказчиком остается «Аэрофлот».

По состоянию на июль 2020 года, был построено более 190 самолетов SSJ, однако, далеко не все они используются: по разным данным, регулярные рейсы выполняют не более 116. Имеется также ряд незакрытых контрактов на поставку лайнеров.

Описание конструкции самолета

По своей аэродинамической схеме авиалайнер SSJ не оригинален: однокилевое оперение с «нижним» размещением рулей высоты, стреловидное крыло с двумя закрепленными под ним двигателями. Это придаёт самолёту довольно «типичный» внешний вид. Правда, у SSJ нет законцовок на крыльях, характерных для «Эйрбасов», но в будущем, как предполагается, эти элементы конструкции появятся и у него.

Управление самолётом осуществляется при помощи «сайдстика» - боковой ручки, которая заменила традиционный штурвал. Пилотам помогают два бортовых компьютера, которые, как изначально считалось, не могут выйти из строя одновременно.

Композиционные материалы в конструкции самолета применяются, но довольно ограниченно. Из них делаются обтекатели, а также ряд элементов механизации крыла.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры авиалайнера Sukhoi Superjet 100 выглядят следующим образом:

Летные характеристики

Эксплуатационные показатели авиалайнера Superjet можно представить в виде таблицы:

Цена одного «Суперджета» составляла в 2015 году около 26 миллионов долларов США.

Описание схемы салона

Внутренняя компоновка авиалайнера Sukhoi SSJ100 может показаться непривычной многим пассажирам, особенно тем, кто никогда не летал на ближнемагистральных самолётах. Главное, что бросается в глаза, – это асимметрия расположения кресел. В эконом-классе они установлены по схеме 2х3 – с левой стороны в каждом ряду два места, затем проход, и еще три места с правой стороны. Подобная компоновка была использована ранее для американского авиалайнера Boeing-717 , который совпадает с «Сухим» по вместимости и дальности полета.

Следует отметить, что внутренняя схема салона SSJ-100 может несколько отличаться у разных авиакомпаний. Базовый вариант предполагал наличие 100 мест эконом-класса в едином салоне. Иногда два левых кресла в первом ряду убирались, в результате чего вместимость сокращалась до 98 человек.

Более комфортабельный вариант предполагает размещение 12 мест бизнес-класса и 75 – эконом-класса. Самая же вместительная модификация позволяет перевозить до 103 пассажиров в салоне с сокращенными интервалами между рядами кресел.

На борту имеется три туалета. Один из них расположен слева от центральной продольной оси самолета, сразу за кабиной экипажа. Второй – тоже слева, за последним рядом кресел эконом-класса. Третий туалет находится в самом хвосте салона - в него упирается центральный проход.

Расположение мест

Три ряда кресел бизнес-класса установлены в передней части авиалайнера. Непосредственно перед ними находится переборка, отделяющая их от служебных помещений и туалета. Размещение кресел традиционное – 2х2.

Места эконом-класса расположены по схеме 2х3. Они занимают основную часть внутреннего пространства. Предусмотрена возможность установки носилок – для этого используются три последних ряда с левой стороны салона.

Лучшие места

Наиболее высокий уровень комфорта для пассажиров «Суперджета» обеспечивается, конечно, в бизнес-классе. Кроме того, высоко оцениваются места, расположенные в 6-м ряду основной части салона – это кресла, расположенные сразу за перегородкой. У них есть даже специальное название – Space. Необходимо учитывать, что билеты на эти места будут более дорогими, чем на все остальные.

Худшие места

Наиболее неудобные кресла в салоне самолета Superjet расположены в последнем ряду эконом-класса. Они непосредственно соседствуют с туалетом. В результате пассажирам постоянно мешают отдохнуть другие люди. Кроме того, в базовом варианте компоновки, спинки кресел в последнем ряду не откидываются, что тоже не способствует комфорту.

Отмечается, что в первом ряду бизнес-класса имеется некоторый дефицит свободного пространства из-за чрезмерной близости к передней служебной переборке.

Преимущества и недостатки

С точки зрения пассажира, «Суперджет», скорее всего, можно назвать самым обычным самолетом. Он довольно удобен для своего класса, да и полеты продолжаются недолго. Поэтому плюсы и минусы лайнера фактически испытывают на себе авиакомпании.

Перечень основных преимуществ таков:

  1. Самолет имеет удобное и современное управление;
  2. «Суперджет» может обслуживаться на любых аэродромах, ему не требуются большие ангары и длинные полосы;
  3. Очень низкая цена. Один такой авиалайнер не менее, чем втрое дешевле, чем, например, Airbus A319 , использующийся на тех же маршрутах;
  4. Низкий уровень шума двигателей;
  5. Экономичный расход топлива.

Недостатки у машины тоже есть, причем для некоторых покупателей они уже перевесили достоинства. Главный минус – плохое, если не сказать провальное, послепродажное техническое обслуживание. Производитель не справляется со своевременным выпуском необходимого количества ремкомплектов.

Это приводит к постоянным простоям SSJ и невысокому налёту.

Есть и другие недочеты:

  1. Чрезмерно высокая доля импортных комплектующих. Это уже привело к срыву контракта на поставку самолетов в Иран, так как США просто отказались поставлять необходимые элементы конструкции;
  2. Общая ненадёжность многих вспомогательных систем и устройств. Частые поломки, пусть и не влияющие на безопасность полетов, стали настоящим проклятьем этого лайнера;
  3. Недостаточный ресурс двигателей. Он оказался в несколько раз ниже заявленного, что вызвало массу нареканий со стороны авиакомпаний, уже купивших «Суперджеты».

В настоящее время разработчики SSJ-100 пытаются исправить наиболее существенные недостатки машины, однако, еще неясно, насколько затянется этот процесс.

Безопасность полетов

Из 191 самолета SSJ100 три были потеряны в результате аварий. В двух случаях это повлекло за собой значительные человеческие жертвы. Первая катастрофа произошла 9 мая 2012 года, когда авиалайнер, выполняя показательный полёт, врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли.

Вторая трагедия получила наиболее широкую медийную огласку. 5 мая 2020 года «Суперджет Сухой», вылетевший из московского аэропорта Шереметьево, вынужден был вернуться назад после одновременного отказа обоих бортовых компьютеров. Грубая посадка привела к пожару, в результате которого погибло более половины пассажиров (41 из 78) и был полностью уничтожен сам самолет.

Инцидент в Шереметьево нанёс огромный ущерб имиджу SSJ100, который и без того не был идеальным. Несмотря на то, что виновником катастрофы, видимо, был командир воздушного судна, многим экспертам крайне не понравился отказ бортовой электроники, которая не была в достаточной мере защищена от воздействия атмосферного электричества.

Не способствуют безопасности и бесчисленные мелкие поломки двигателей и вспомогательных систем самолета, ставшие за годы эксплуатации «Суперджета» постоянным явлением.

Основные модификации самолета

Уже в период проведения проектных работ предусматривалось, что SSJ100 будет выпускаться в различных вариантах, предполагающих некоторые изменения основных ТТХ лайнера. Всего было спроектировано не менее восьми разных модификаций, самыми перспективными из которых являются две – Sukhoi Superjet 100 95 LR и 100 95 SV.

Sukhoi Superjet-100-95LR

Эксплуатация этого варианта самолета началась в марте 2014 года. Его главное отличие от базовой версии – увеличенная дальность полета, которая доведена до 4576 км. Добиться этого удалось за счет установки более экономичных двигателей. При этом запас топлива остался тем же, а вот взлетная масса несколько выросла, что сказалось на длине пробега машины. Остальные характеристики сохранились.

Sukhoi Superjet-100-95SV

Эта модификация «Суперджета» должна заметно изменить облик самолета, поскольку предполагается увеличение длины фюзеляжа и площади крыла. Это позволит довести количество пассажиров на борту до 125, причем взлетная масса вырастет на 10 тонн. Информации о шагах по практической реализации данного проекта пока немного, хотя первоначальные планы предусматривали начать коммерческую эксплуатацию уже в 2020 году.

Каким бы ни стало дальнейшее развитие «Суперджета», уже сегодня можно говорить о том, что определенную положительную роль он сыграл. Благодаря работе по созданию этого лайнера российские конструкторы и производственники получили значительный опыт проектирования современных пассажирских самолетов. В условиях практически полной утраты советских наработок это очень ценно. Непростая судьба SSJ-100, кроме того, может послужить неплохим уроком и для политического руководства страны, потому что она еще раз показывает, как легко уничтожить и как трудно восстановить гражданское авиастроение.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Похожие публикации